Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 21:40
.
Фотоальбом

Художник Николай Фешин в Таосе

Готовя к публикации в Туристере рассказы о поездке в Нью-Мексико, первоначально у нас не было намерения делать этот фотоальбом. Но почувствовав живой интерес читателей к теме и поняв, что материалов о пребывании блистательного художника Николая Фешина в Таосе у нас намного больше, чем вошло в рассказ об этом городе, мы решили подготовить этот фоторепортаж.

То, что русский художник Николай Иванович Фешин прожил в Таосе более 6-ти лет своей жизни, мы с изумлением для себя обнаружили, планируя свое путешествие по штату Нью-Мексико в декабре 2019 года. Нью-Мексико — американская глубинка, и даже многих (а скорее всего, большинство) жителей Штатов туда «не заносит» ни разу в жизни. А тут вдруг — художник из Казани! Мы стали читать о его судьбе и, конечно, сразу запланировали посетить дом, где он жил в Таосе. Имя Н. Фешина нам было уже знакомо, поскольку за несколько месяцев до поездки, на одной из выставок в московском Музее русского импрессионизма мы видели несколько его картин.

Николай Фешин — русский художник, родившийся в Казани в 1881 г. И первые 42 года своей жизни он провел в России: закончил и впоследствии много лет преподавал в художественной школе в Казани (теперь носит его имя); учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге (в том числе у Ильи Репина); участвовал со своими работами в различных международных выставках и конкурсах, завоевав не только российское, но и международное признание. В 1916 году был избран академиком Императорской Академии художеств.

В 1923 году Н. Фешин вместе с женой и дочерью эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке, где вскоре заслуженно стал модным и финансово успешным портретистом. Когда Фешину поставили диагноз «туберкулез» и посоветовали сменить климат, он, по рекомендации одного из своих друзей, в 1927 г. переехал в Таос, в штат Нью-Мексико. По мнению некоторых искусствоведов, годы жизни Фешина в Таосе стали самыми яркими и творчески плодотворными. Здесь его талант, помимо живописи, полноценно раскрылся в архитектуре, резьбе по дереву, скульптуре. Наш рассказ — об этом периоде его жизни и творчества.

Умер Николай Фешин в 1955 г. в возрасте 74-х лет в Калифорнии — в бедности и одиночестве. В 1976 г., согласно его завещанию предать его прах русской земле, он был перезахоронен на Арском кладбище в Казани. Круг замкнулся: художник вернулся на родину. Волю отца исполнила его дочь, Ия Николаевна Фешина-Брэнэм. Она же в 1976 году передала в дар Государственному музею изобразительных искусств Татарстана множество произведений отца. В 1983 году, Ия Николаевна Фешина-Брэнэм, после смерти своей матери (бывшей жены Н.Фешина), унаследовав дом художника в Таосе, основала там Институт им. Фешина с музеем и образовательным центром. После её смерти, в 2003 году дом-музей был передан частному фонду, образуя Таосский художественный музей в доме Фешина (Taos Art Museum at Fechin House). Внучка художника, названная Никки в честь своего деда (Nikki Donner), — в совете директоров этого музея. В нём экспонируются картины самого Николая Фешина (принадлежащие музею, а также активно привлекаемые из частных фондов), помимо этого, работы художников, входивших в Общество художников Таоса в 1910–1930-е годы, и современные.

Сегодня Николая Ивановича Фешина называют русско-американским художником и «художником двух континентов», что, несомненно, справедливо. Хотя он прибыл в США уже признанным мастером, сформировавшись как художник в России, на американской земле он провел значительную часть своей жизни — 32 года, и большинство из более 2000 его работ, сохранившихся для нас и будущих поколений, выполнены и «прописаны» сегодня в Америке. Его картины экспонируются в крупнейших музеях мира и в престижных частных коллекциях, на аукционах стоимость отдельных картин зашкаливает за миллионы долларов.

И все-таки, думается, настоящая слава — не только у экспертов, но и у широкой публики — к Н.Фешину придет именно в России. И придет скоро. Уже сформирована значительная коллекция его работ в Казани (свыше 190, которые постоянно экспонируются в галерее «Хазине» в Казанском Кремле). Несколько выставок художника прошли в разных российских городах. Объявлена персональная выставка Н.Фешина в Третьяковской галерее с мая по август 2021 г. Есть его картины в Русском музее, нескольких других, ну и частные российские коллекционеры не дремлют.

Ну, а теперь давайте смотреть работы Николая Фешина, выставленные в его доме-музее в Таосе во время нашего визита, а также те, которых там уже нет, но которые были написаны в период его проживания в этом небольшом американском городке в Нью-Мексико.

Фешины  приехали в Таос на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Там они купили участок земли, и началось строительство дома и студии. Их архитектором стал сам Фешин, а его замыслы осуществляла интернациональная бригада местных мастеров. За основу был выбран традиционный для этих краев архитектурный стиль пуэбло с его плавными линиями глинобитных стен, декоративными деревянными балками и т.д.
Фешины приехали в Таос на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Там они купили участок земли, и началось строительство дома и студии. Их архитектором стал сам Фешин, а его замыслы осуществляла интернациональная бригада местных мастеров. За основу был выбран традиционный для этих краев архитектурный стиль пуэбло с его плавными линиями глинобитных стен, декоративными деревянными балками и т.д.
Как творческая натура, Н. Фешин привнес в строительство своего жилища новые для этих мест элементы, привычные для него по его российскому прошлому и нужные ему как художнику: высокое крыльцо с витыми деревянными полуколоннами, большие окна, целиком застекленную одну из стен в студии, русские печки ...
Как творческая натура, Н. Фешин привнес в строительство своего жилища новые для этих мест элементы, привычные для него по его российскому прошлому и нужные ему как художнику: высокое крыльцо с витыми деревянными полуколоннами, большие окна, целиком застекленную одну из стен в студии, русские печки ...
По словам искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» - белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Вторая половина XIX – первая половина XX века»).
По словам искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» - белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Вторая половина XIX – первая половина XX века»).
А вот и русская печка
Работа по дереву Николая Фешина
С 2003 года, после смерти дочери художника его дом в Таосе принадлежит Таосскому художественному музею, который использует его в том числе и для  экспонирования живописи местной колонии художников. На картинах в этой комнате - не Фешинские работы.
С 2003 года, после смерти дочери художника его дом в Таосе принадлежит Таосскому художественному музею, который использует его в том числе и для экспонирования живописи местной колонии художников. На картинах в этой комнате - не Фешинские работы.
Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле.
Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле.
Работа по дереву Николая Фешина
Красный, святой угол в доме Н.Фешина в Таосе - по русской традиции. Отец художника - Иван Александрович Фешин - был резчиком иконостасов, владельцем собственной мастерской. С 9 лет Николай стал работать в мастерской отца, принимая участие в исполнении заказов.
Н. И.Фешин.  Портрет отца (1918). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Н. И.Фешин. Портрет отца (1918). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Любовь к дереву и навыки резчика, полученные Николаем Фешиным в мастерской отца, он использовал, оформляя в 1910-е годы резной мебелью свою мастерскую в Казанской художественной школе, где преподавал много лет. Большей частью она утрачена. А вот в Таосе все сохранилось.
Любовь к дереву и навыки резчика, полученные Николаем Фешиным в мастерской отца, он использовал, оформляя в 1910-е годы резной мебелью свою мастерскую в Казанской художественной школе, где преподавал много лет. Большей частью она утрачена. А вот в Таосе все сохранилось.
Многие деревянные детали дома, предметы мебели украшены резьбой с элементами казанской геральдики – змея Зиланта, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева.
Многие деревянные детали дома, предметы мебели украшены резьбой с элементами казанской геральдики – змея Зиланта, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева.
На подлокотниках - головы коней
На подлокотниках - головы коней
Все эти двери и шкафчики, столы и стулья, сундуки и буфеты с изображением диковинных орнаментов, растений, птиц и фантастических зверей, - все это работы Фешина.
Все эти двери и шкафчики, столы и стулья, сундуки и буфеты с изображением диковинных орнаментов, растений, птиц и фантастических зверей, - все это работы Фешина.
Как мы поняли из общения с сотрудниками музея, именно резные детали интерьера и вручную сделанная мебель больше всего поражают американцев в этом доме.
Инструменты, которыми работал Николай Фешин
Инструменты, которыми работал Николай Фешин
Вся обстановка дома была сделана руками Н.Фешина и украшена резьбой собственного исполнения - для любимых жены и дочки Ии.
Н.И.Фешин. Ия (1928)
Н.И.Фешин. Ия (1928)
Портреты жены  Н. Фешина (в центре) и их единственной дочери Ии
Портреты жены Н. Фешина (в центре) и их единственной дочери Ии
 Н.И.Фешин. Александра на Волге (1912, частная коллекция).
Жена художника - Александра Николаевна Бе́лькович (1892—1983) — была дочерью первого директора художественной школы, которую Н.Фешин закончил и где позже преподавал в течение многих лет. Александра была одной из его учениц, а потом стала и женой. Невесте в момент свадьбы в 1913 году был 21 год, а жениху — 32 года.
Н.И.Фешин. Александра на Волге (1912, частная коллекция). Жена художника - Александра Николаевна Бе́лькович (1892—1983) — была дочерью первого директора художественной школы, которую Н.Фешин закончил и где позже преподавал в течение многих лет. Александра была одной из его учениц, а потом стала и женой. Невесте в момент свадьбы в 1913 году был 21 год, а жениху — 32 года.
Н.И.Фешин. Портрет дочери Ии (1917).
Единственная дочь Ия родилась у Фешиных  в 1914 г. Источник фото: сайт Государственного музея изобразительных искусств Татарстана
Н.И.Фешин. Портрет дочери Ии (1917). Единственная дочь Ия родилась у Фешиных в 1914 г. Источник фото: сайт Государственного музея изобразительных искусств Татарстана
Н.И.Фешин. Женщина в черном (жена художника Александра) (1924). С сайта Frye Art museum в Сиэтле - в этом музее сейчас находится самая большая коллекция картин Н.Фешина в Америке.
Н.И.Фешин. Женщина в черном (жена художника Александра) (1924). С сайта Frye Art museum в Сиэтле - в этом музее сейчас находится самая большая коллекция картин Н.Фешина в Америке.
Николай Фешин. Александра (1927—1933).
Живописные и графические портреты жены и дочери — Александры и Ии — полны искреннего и очень глубокого чувства.
Николай Фешин. Александра (1927—1933). Живописные и графические портреты жены и дочери — Александры и Ии — полны искреннего и очень глубокого чувства.
Н.И.Фешин. Портрет Александры (1927—1933). Источник фото: https://gallerix.ru. Жена и дочь  на протяжении многих лет входили в главный круг моделей  Н.Фешина.
Н.И.Фешин. Портрет Александры (1927—1933). Источник фото: https://gallerix.ru. Жена и дочь на протяжении многих лет входили в главный круг моделей Н.Фешина.
Главными героями работ Фешина таосского периода становятся индейцы и мексиканцы.
На фото: Н.И.Фешин. Пиетро. Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга, Индианаполис, штат Индианаполис, США. Источник фото: https://gallerix.ru.
Главными героями работ Фешина таосского периода становятся индейцы и мексиканцы. На фото: Н.И.Фешин. Пиетро. Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга, Индианаполис, штат Индианаполис, США. Источник фото: https://gallerix.ru.
Н.И.Фешин. Бравый индеец. Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга, Индианаполис, штат Индианаполис, США. Источник фото: https://gallerix.ru.
Из 32 лет, проведённых в США, в Таосе  Н.Фешин прожил менее семи лет, но в американском искусствоведении его прочно связывают с таосской художественной колонией, существенно меньше внимания уделяя нью-йоркскому и калифорнийскому периодам его творчества.
Н.И.Фешин. Бравый индеец. Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга, Индианаполис, штат Индианаполис, США. Источник фото: https://gallerix.ru. Из 32 лет, проведённых в США, в Таосе Н.Фешин прожил менее семи лет, но в американском искусствоведении его прочно связывают с таосской художественной колонией, существенно меньше внимания уделяя нью-йоркскому и калифорнийскому периодам его творчества.
Н.И. Фешин. Старый индеец (1927—1933). Источник: https://gallerix.ru.
Н.И. Фешин. Старый индеец (1927—1933). Источник: https://gallerix.ru.
Н.И.Фешин. Албидия (Albidia,1928). С сайта Frye Art museum в Сиэтле.
По мнению ведущего специалиста по творчеству Николая Фешина, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой, исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». («Николай Фешин и Таос. Новые материалы». Сб. «Зарубежная Россия 1917-1945»).
Н.И.Фешин. Албидия (Albidia,1928). С сайта Frye Art museum в Сиэтле. По мнению ведущего специалиста по творчеству Николая Фешина, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой, исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». («Николай Фешин и Таос. Новые материалы». Сб. «Зарубежная Россия 1917-1945»).
Н.И. Фешин. Индейская деревня. С сайта Indianapolis Museum of Art.
В Таосе одним из самых интересных мест является Пуэбло - деревня, построенная индейцами в 15-16-м веках.
Н.И. Фешин. Индейская деревня. С сайта Indianapolis Museum of Art. В Таосе одним из самых интересных мест является Пуэбло - деревня, построенная индейцами в 15-16-м веках.
Н.И.Фешин. Танцовщица (Corn Dancer, частная коллекция).
Картина посвящена популярному сюжету ритуального индейского танца. Источник фото: www.southwestart.com.
По воспоминаниям современников, русский живописец настолько пришелся по душе индейцам, что ему даже позволяли быть очевидцем некоторых религиозных церемоний, которые обычно строго охраняются от чужих глаз.
Н.И.Фешин. Танцовщица (Corn Dancer, частная коллекция). Картина посвящена популярному сюжету ритуального индейского танца. Источник фото: www.southwestart.com. По воспоминаниям современников, русский живописец настолько пришелся по душе индейцам, что ему даже позволяли быть очевидцем некоторых религиозных церемоний, которые обычно строго охраняются от чужих глаз.
Помимо жилого дома, Н.Фешин построил рядом и две студии - одну для живописи, другую - для скульптуры и декоративных работ. Обе можно посетить. Сейчас там экспонируют живопись местных художников. На фото - фрагмент студии, где Н.Фешин писал картины.
Помимо жилого дома, Н.Фешин построил рядом и две студии - одну для живописи, другую - для скульптуры и декоративных работ. Обе можно посетить. Сейчас там экспонируют живопись местных художников. На фото - фрагмент студии, где Н.Фешин писал картины.
Еще один фрагмент студии для живописи. На нескольких последующих фотографиях - предметы мебели и фрагменты декоративного оформления этой студии, выполненные Н.Фешиным.
Еще один фрагмент студии для живописи. На нескольких последующих фотографиях - предметы мебели и фрагменты декоративного оформления этой студии, выполненные Н.Фешиным.
Работа по дереву Николая Фешина
Работа по дереву Николая Фешина
Работа по дереву Николая Фешина
Работа по дереву Николая Фешина
Работа по дереву Николая Фешина
Работа по дереву Николая Фешина
Работа по дереву Николая Фешина
А теперь - еще несколько работ, написанных художником в этой студии в таосский период его жизни. 
Н.И.Фешин  «Девочка из Таоса с подсолнухами» (1930, Частная коллекция). Источник: decorartuk.wordpress.com. Искусствоведы определяют стиль живописи Н.Фешина как модернизм, объединивший в себе академическую технику живописи  и реалистические традиции передвижников с элементами импрессионизма и экспрессионизма. Звучит несколько заумно, но выглядит очень органично, своеобразно и  ярко.
А теперь - еще несколько работ, написанных художником в этой студии в таосский период его жизни. Н.И.Фешин «Девочка из Таоса с подсолнухами» (1930, Частная коллекция). Источник: decorartuk.wordpress.com. Искусствоведы определяют стиль живописи Н.Фешина как модернизм, объединивший в себе академическую технику живописи и реалистические традиции передвижников с элементами импрессионизма и экспрессионизма. Звучит несколько заумно, но выглядит очень органично, своеобразно и ярко.
Н.И.Фешин. Мануэлита с качиной — ритуальной игрушкой (Сидящая индейская девочка) (1927—1933). Источник: https://gallerix.ru.
Яркие краски южной природы, колоритные типы индейцев, новые условия жизни предопределили изменения цветового строя его полотен.  Благородная сдержанность европейского модерна в Таосе поменялась на яркие, сочные краски.
Н.И.Фешин. Мануэлита с качиной — ритуальной игрушкой (Сидящая индейская девочка) (1927—1933). Источник: https://gallerix.ru. Яркие краски южной природы, колоритные типы индейцев, новые условия жизни предопределили изменения цветового строя его полотен. Благородная сдержанность европейского модерна в Таосе поменялась на яркие, сочные краски.
Н.И.Фешин. Индианка с детьми (1926—1927). Источник:https://gallerix.ru.
«Хорошая живопись — это когда нужная краска положена в нужное место на холсте», — говорил Н.Фешин, когда просили объяснить его технику.
Н.И.Фешин. Индианка с детьми (1926—1927). Источник:https://gallerix.ru. «Хорошая живопись — это когда нужная краска положена в нужное место на холсте», — говорил Н.Фешин, когда просили объяснить его технику.
Н.И.Фешин. Дитя Таоса (1927—1933). Источник: https://gallerix.ru.
"Фешинская" индивидуальность заключалась в мастерском сочетании прописанных почти с фотографической точностью лиц героев с использованием полуабстрактного фона  необычной цветовой гаммы.
Н.И.Фешин. Дитя Таоса (1927—1933). Источник: https://gallerix.ru. "Фешинская" индивидуальность заключалась в мастерском сочетании прописанных почти с фотографической точностью лиц героев с использованием полуабстрактного фона необычной цветовой гаммы.
Н.И.Фешин. Сеньорита Ройбал (Señorita Roybal, 1927). Источник фото: https://gallerix.ru.
Кажущаяся небрежность и размашистость живописной поверхности на деле тщательно выверена художником.  Н.Фешин всегда обращал внимание на композицию фоновых цветовых пятен и требовал их подчинения  главному цветовому пятну.
Н.И.Фешин. Сеньорита Ройбал (Señorita Roybal, 1927). Источник фото: https://gallerix.ru. Кажущаяся небрежность и размашистость живописной поверхности на деле тщательно выверена художником. Н.Фешин всегда обращал внимание на композицию фоновых цветовых пятен и требовал их подчинения главному цветовому пятну.
Днем, пока был свет, художник писал, а вечером работал над перестройкой большого дома, становясь строителем, плотником, резчиком по дереву, скульптором. Комната дочери  Н.Фешина Ии.
Днем, пока был свет, художник писал, а вечером работал над перестройкой большого дома, становясь строителем, плотником, резчиком по дереву, скульптором. Комната дочери Н.Фешина Ии.
Н.И.Фешин. Ия в крестьянской рубахе. (1933, частная коллекция).
Н.И.Фешин. Ия в крестьянской рубахе. (1933, частная коллекция).
 Н.И. Фешин. Ия Фешина с котом. (Кон.1930-х, частная коллекция).
Н.И. Фешин. Ия Фешина с котом. (Кон.1930-х, частная коллекция).
Н.И.Фешин. Ия в кимоно (Конец 1930-х, коллекция И. Фешиной-Брэнем). Мы согласны с теми, кто называет её портреты «безусловными шедеврами». В них очевидна и безмерность отцовской любви, и блестящее мастерство большого художника.
Было бы преувеличением считать, что сильные работы художника связаны исключительно с индейской и испанской культурой. Помимо жены и дочери, Н.Фешин много рисовал людей из творческого окружения. Правда, большинство этих картин относится к Нью-Йоркскому и Калифорнийскому периоду жизни художника. Мы же в этом рассказе ограничиваемся тем, что было написано в Таосе, или тем, что экспонировалось во время нашего визита.
На фото - один из залов доме-музее Фешина в Таосе, где выставляются его работы. Справа от окна - портрет Уолтера Л.Кларка работы Н.Фешина (крупным планом - на следующем фото).
Было бы преувеличением считать, что сильные работы художника связаны исключительно с индейской и испанской культурой. Помимо жены и дочери, Н.Фешин много рисовал людей из творческого окружения. Правда, большинство этих картин относится к Нью-Йоркскому и Калифорнийскому периоду жизни художника. Мы же в этом рассказе ограничиваемся тем, что было написано в Таосе, или тем, что экспонировалось во время нашего визита. На фото - один из залов доме-музее Фешина в Таосе, где выставляются его работы. Справа от окна - портрет Уолтера Л.Кларка работы Н.Фешина (крупным планом - на следующем фото).
Н.И.Фешин. Уолтер Л.Кларк (1923-1926) - портрет бизнесмена и художника, сооснователя Художественной галереи Гранд Централ в Нью-Йорке в 1922 г., где Н.Фешин имел возможность выставлять свои работы по прибытии в Америку.
Н.И.Фешин. Уолтер Л.Кларк (1923-1926) - портрет бизнесмена и художника, сооснователя Художественной галереи Гранд Централ в Нью-Йорке в 1922 г., где Н.Фешин имел возможность выставлять свои работы по прибытии в Америку.
 Н.Фешин был виртуозом и в рисунке. Сохранилось много его графических работ разного периода. На фото: Н.И.Фешин. Автопортрет. Рисунок углем.
Н.Фешин был виртуозом и в рисунке. Сохранилось много его графических работ разного периода. На фото: Н.И.Фешин. Автопортрет. Рисунок углем.
Н.И.Фешин. Женщина с короткой стрижкой. Уголь на бумаге.
Н.И.Фешин. Женщина с короткой стрижкой. Уголь на бумаге.
Строительные работы и обустройство дома продолжались почти шесть лет, и когда почти все было завершено, семья распалась: жена Н.Фешина подала на развод. Художник с дочерью уехал в Нью-Йорк, а позже – в Калифорнию, и никогда больше не вернулся в Таос. Дом в Таосе достался жене Н.Фешина, и она там прожила до самой смерти в 1983 г. Затем дом был унаследован их дочерью Ией. Хотя многие работы Н.Фешина, оставшиеся в доме после его отъезда, бывшая жена художника продала ради получения средств к существованию,  музей Таоса в настоящее время владеет несколькими десятками его замечательных работ. На фото: Н.Фешин. Александра. Рисунок углем.
Строительные работы и обустройство дома продолжались почти шесть лет, и когда почти все было завершено, семья распалась: жена Н.Фешина подала на развод. Художник с дочерью уехал в Нью-Йорк, а позже – в Калифорнию, и никогда больше не вернулся в Таос. Дом в Таосе достался жене Н.Фешина, и она там прожила до самой смерти в 1983 г. Затем дом был унаследован их дочерью Ией. Хотя многие работы Н.Фешина, оставшиеся в доме после его отъезда, бывшая жена художника продала ради получения средств к существованию, музей Таоса в настоящее время владеет несколькими десятками его замечательных работ. На фото: Н.Фешин. Александра. Рисунок углем.
После развода с женой Н.Фешин оказался в Калифорнии. Оттуда он путешествовал в Мексику, Индонезию и Японию. На фото - написанная Н.И.Фешиным картина "Балинезийская танцовщица" (ок.1938, частная коллекция).
После развода с женой Н.Фешин оказался в Калифорнии. Оттуда он путешествовал в Мексику, Индонезию и Японию. На фото - написанная Н.И.Фешиным картина "Балинезийская танцовщица" (ок.1938, частная коллекция).
Умер Фешин во сне, в 1955 г. в Калифорнии – в бедности и одиночестве. В 1976 г., согласно его завещанию, был перезахоронен в одной могиле с отцом на Арском кладбище в Казани. В 2002 г. там же была похоронена его единственная дочь Ия. На фото: Надгробье на могиле Н.И.Фешина и его дочери Ии на Арском кладбище в Казани. Фото из Википедии.
Умер Фешин во сне, в 1955 г. в Калифорнии – в бедности и одиночестве. В 1976 г., согласно его завещанию, был перезахоронен в одной могиле с отцом на Арском кладбище в Казани. В 2002 г. там же была похоронена его единственная дочь Ия. На фото: Надгробье на могиле Н.И.Фешина и его дочери Ии на Арском кладбище в Казани. Фото из Википедии.
Ия Фешина с дочерью Никки (внучка Н.Фешина) на перезахоронении праха Николая Фешина на Арском кладбище в Казани в 1976 г. Источник: Википедия
Ия Фешина с дочерью Никки (внучка Н.Фешина) на перезахоронении праха Николая Фешина на Арском кладбище в Казани в 1976 г. Источник: Википедия
Самая большая коллекция картин Н. Фешина  сейчас находится в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана.
На фото - один из залов в Художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле, где открыта постоянная экспозиция работ Н.Фешина. Ниже приведены несколько портретов  художника, которые наверняка будут представлены на его персональной выставке в Третьяковской галерее в Москве в мае-августе 2021 г. Не пропустите!
Самая большая коллекция картин Н. Фешина сейчас находится в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана. На фото - один из залов в Художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле, где открыта постоянная экспозиция работ Н.Фешина. Ниже приведены несколько портретов художника, которые наверняка будут представлены на его персональной выставке в Третьяковской галерее в Москве в мае-августе 2021 г. Не пропустите!
Н. И. Фешин. Автопортрет. 1920 (?). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
Н. И. Фешин. Автопортрет. 1920 (?). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
Н.И.Фешин. Портрет Натальи Николаевны Кротовой (1923). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Н.И.Фешин. Портрет Натальи Николаевны Кротовой (1923). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Н.И.Фешин. Надежда Михайловна Сапожникова за чтением. Этюд. (1915). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Н.И.Фешин. Надежда Михайловна Сапожникова за чтением. Этюд. (1915). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Н.И.Фешин. Натурщица (Ню). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Н.И.Фешин. Натурщица (Ню). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Н.И.Фешин. Портрет Миши Бардукова (1910-е). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Н.И.Фешин. Портрет Миши Бардукова (1910-е). Источник: сайт Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому