Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 10:35
.
Фотоальбом

Кирилло-Белозерский монастырь

iPhone XS, DiMAGE 7i
46 46

Фотоальбом про самый большой, самый богатый и исторически значимый монастырь Русского Севера. Было несколько обстоятельств, которые сделали его самым-самым.

Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 году монахом московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского Кириллом. И история этого монастыря практически с самого начала была связана с историей Русского государства. Во-первых, обитель стала важнейшим опорным пунктом для закрепления московских властей в Белозерье. Во-вторых, будучи самым большим церковным землевладельцем и находясь на важном торговом пути на север, к Белому морю, монастырь со временем стал крупным экономическим центром. Велико было и фортификационное значение обители для защиты от северных соседей. С самого начала своего возникновения монастырь выполнял также роль культурно-духовного центра русского Севера. Более подробно история обители изложена в нашем рассказе здесь.

С 1924 года Кирилло-Белозерский монастырь является музеем. Его музейный статус позволил ему избежать масштабных разрушений (как это случилось с другими культовыми учреждениями в советское время). В первые послереволюционные годы набег на ценности обители, конечно, состоялся: была разграблена ризница, вывезена ценнейшая библиотека и самые значимые иконы. Но бОльшую часть этого монастырского комплекса — почти в нетронутом виде со времен Московской Руси — удалось сохранить.

С открытием в 1964 году Волго-Балта резко возросла туристическая доступность и популярность Кирилло-Белозерского музея-заповедника. У пристани Горицы (что всего в 7-ми км от Кириллова) останавливаются сейчас все пассажирские и туристические маршруты, поставляя в монастырь непрерывные потоки посетителей. В доковидный период музей -заповедник ежегодно принимал 200 тыс. туристов (в т. ч. 40% — зарубежных).

Территория комплекса велика. На ней 11 церквей, несколько музеев, огромная крепостная стена. Имеет смысл воспользоваться услугами экскурсовода. В музее-заповеднике около 100 научных сотрудников. Не думаем, что все они проводят экскурсии, но те, кто ведут, — знающие и увлеченные. Это наш личный опыт.

Кирилло-Белозерский монастырь расположен в двух часах езды по отличной трассе от Вологды, примерно в часе езды от Белозерска и совсем близко (в 20 км) от  Ферапонтова монастыря.

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь с высоты птичьего полета (фото из Интернета). Позади него - город Кириллов. На переднем плане - Сиверское озеро.
Вид на Кирилло-Белозерский монастырь с высоты птичьего полета (фото из Интернета). Позади него - город Кириллов. На переднем плане - Сиверское озеро.
Монастырь был основан на берегу Сиверского озера в конце 14-го века на землях бывшего Белозерского княжества, потерявшего к тому времени свою самостоятельность и ставшего уделом князя Андрея (сына Дмитрия Донского).
Монастырь был основан на берегу Сиверского озера в конце 14-го века на землях бывшего Белозерского княжества, потерявшего к тому времени свою самостоятельность и ставшего уделом князя Андрея (сына Дмитрия Донского).
Икона
Икона "Явление Богородицы прп. Кириллу в Симоновом монастыре".
Будучи монахом Симонова монастыря в Москве, во время ночной молитвы Кирилл услышал глас от келейной своей иконы Божией Матери: «Кирилл, изыди отсюда и иди на Белоозеро. Там твое место. Я тебе приготовила место, где ты можешь спастись!»...
... И было тогда Кириллу 60 лет, и следующие 30 лет своей жизни посвятил он становлению и упрочению своего детища на Сиверском озере.
... И было тогда Кириллу 60 лет, и следующие 30 лет своей жизни посвятил он становлению и упрочению своего детища на Сиверском озере.
В основе активного строительства обители лежали богатые царские, боярские и княжеские вклады. Уже к концу 16-го века по своим размерам и богатству Кирилло-Белозерский монастырь был сопоставим только с Троице-Сергиевой лаврой.
В основе активного строительства обители лежали богатые царские, боярские и княжеские вклады. Уже к концу 16-го века по своим размерам и богатству Кирилло-Белозерский монастырь был сопоставим только с Троице-Сергиевой лаврой.
Монастырь был обнесен каменной стеной с башнями и укреплениями. Благодаря им монастырь выстоял в Смутное время во время польско-литовского нашествия. На переднем плане - Свиточная башня (16-й век).
Монастырь был обнесен каменной стеной с башнями и укреплениями. Благодаря им монастырь выстоял в Смутное время во время польско-литовского нашествия. На переднем плане - Свиточная башня (16-й век).
Грандиозный ансамбль монастыря сложился в основном в течение 16-17-го веков и состоит из трех частей. Две наиболее древние части примыкают к озеру. Cлева - это Успенский монастырь (или Большой, с границами красного цвета). Справа  - Ивановский монастырь (или Малый, с границами синего цвета). Выше них, внутри огромной трёхъярусной стены, находится Новый город (выделен желтым). Таким образом, до революции 1917 года на этой территории, за общей внешней стеной  бок-о-бок существовали два монастыря. В 1924 г. на всей территории комплекса был образован Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В 1997 г. вновь начал действовать Ивановский мужской монастырь.
Грандиозный ансамбль монастыря сложился в основном в течение 16-17-го веков и состоит из трех частей. Две наиболее древние части примыкают к озеру. Cлева - это Успенский монастырь (или Большой, с границами красного цвета). Справа - Ивановский монастырь (или Малый, с границами синего цвета). Выше них, внутри огромной трёхъярусной стены, находится Новый город (выделен желтым). Таким образом, до революции 1917 года на этой территории, за общей внешней стеной бок-о-бок существовали два монастыря. В 1924 г. на всей территории комплекса был образован Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В 1997 г. вновь начал действовать Ивановский мужской монастырь.
В ансамбле Большого монастыря доминирует Успенский собор . Он на этом фото по центру - однокупольный  с  главой необычной формы зеленого цвета.  Остальные окружающие собор купола - это главки его приделов, пристроенных в разное время. Не сказать, что выглядит гармонично: слишком густо понаставлены. Самое высокое сооружение на фото - колокольня.
В ансамбле Большого монастыря доминирует Успенский собор . Он на этом фото по центру - однокупольный с главой необычной формы зеленого цвета. Остальные окружающие собор купола - это главки его приделов, пристроенных в разное время. Не сказать, что выглядит гармонично: слишком густо понаставлены. Самое высокое сооружение на фото - колокольня.
Успенский собор с приделами. Слева церковь Епифания Кипрского (1645 г.) - мавзолей князя Ф.А. 
Телятевского (государственный деятель времен царей Михаила и Алексея Романовых, в конце жизни –
астраханский воевода). Правее неё (с куполом, покрытым осиновым лемехом) – придел Св. Владимира
(1554 г.), место захоронения князя В.И. Воротынского, впоследствии – родовая усыпальница 
Воротынских (Владимир Иванович Воротынский был известным воеводой Ивана Грозного, прославился в 
войнах с крымскими и казанскими татарами, участвовал в трех штурмах Казани). Между ними - массивный купол церкви прп. Кирилла Белозерского.
Успенский собор с приделами. Слева церковь Епифания Кипрского (1645 г.) - мавзолей князя Ф.А. Телятевского (государственный деятель времен царей Михаила и Алексея Романовых, в конце жизни – астраханский воевода). Правее неё (с куполом, покрытым осиновым лемехом) – придел Св. Владимира (1554 г.), место захоронения князя В.И. Воротынского, впоследствии – родовая усыпальница Воротынских (Владимир Иванович Воротынский был известным воеводой Ивана Грозного, прославился в войнах с крымскими и казанскими татарами, участвовал в трех штурмах Казани). Между ними - массивный купол церкви прп. Кирилла Белозерского.
 Успенский собор (1497 г.), по центру. Его купол, переделанный в 18 веке, сейчас выполнен в стиле украинского барокко. Слева  (под зеленой крышей) – церковь прп. Кирилла Белозерского, воздвигнутая в 1784 году над захоронением основателя монастыря в барочном стиле. Справа – придел Св. Владимира
Успенский собор (1497 г.), по центру. Его купол, переделанный в 18 веке, сейчас выполнен в стиле украинского барокко. Слева (под зеленой крышей) – церковь прп. Кирилла Белозерского, воздвигнутая в 1784 году над захоронением основателя монастыря в барочном стиле. Справа – придел Св. Владимира
Строила Успенский собор в 1497 году артель ростовских каменщиков, и он считается одной из первых каменных построек на Русском Севере.  В последующем неоднократно перестраивался и видоизменялся (и не всегда - в лучшую сторону), но изящество и тонкость внешней отделки сохранились.
Строила Успенский собор в 1497 году артель ростовских каменщиков, и он считается одной из первых каменных построек на Русском Севере. В последующем неоднократно перестраивался и видоизменялся (и не всегда - в лучшую сторону), но изящество и тонкость внешней отделки сохранились.
Особенно хороши орнаментальные пояса, которые можно  рассмотреть со смотровой площадки колокольни
Особенно хороши орнаментальные пояса, которые можно рассмотреть со смотровой площадки колокольни
Декоративная отделка собора
Декоративная отделка собора
Самое ценное и в духовном, и в художественном смысле в Успенском соборе - это его иконостас 1497 года, из которого до сегодняшнего дня сохранилось 60 икон. Около 30 из них (из праздничного чина и Деисуса) можно увидеть в местном музее (в палатах архимандрита), а остальные разбросаны по музеям Москвы и Санкт-Петербурга. Непосредственно в соборе сейчас находятся более поздние образы.
Роспись подкупольного пространства собора (1641 г.). Костромская артель Любима Агеева.
Роспись подкупольного пространства собора (1641 г.). Костромская артель Любима Агеева.
Архимандричьи (Настоятельские) кельи. Здесь сейчас размещаются экспозиции музея-заповедника. Следующие три фотографии - оттуда.
Архимандричьи (Настоятельские) кельи. Здесь сейчас размещаются экспозиции музея-заповедника. Следующие три фотографии - оттуда.
Иконы из иконостаса Успенского собора монастыря (деисусный ряд). Из экспозиции в Архимандричьих кельях.
Иконы из иконостаса Успенского собора монастыря (деисусный ряд). Из экспозиции в Архимандричьих кельях.
Иконы из иконостаса Успенского собора монастыря. Из экспозиции в Архимандричьих кельях.
Иконы из иконостаса Успенского собора монастыря. Из экспозиции в Архимандричьих кельях.
Царские врата для иконостаса церкви прп. Кирилла Белозерского
Царские врата для иконостаса церкви прп. Кирилла Белозерского
Выполнены московскими иконописцами и серебряниками "повелением" царя Михаила Федоровича Романова (1645 год). Сейчас - в экспозиции в Архимандричьих кельях.
По инициативе Ивана Грозного над захоронением основателя монастыря в конце 16-го века выстроили церковь прп. Кирилла Белозерского (как придел Успенского собора). Нынешнее здание этой церкви (на фото - крайнее справа) возвели в 1781-1784 гг.
По инициативе Ивана Грозного над захоронением основателя монастыря в конце 16-го века выстроили церковь прп. Кирилла Белозерского (как придел Успенского собора). Нынешнее здание этой церкви (на фото - крайнее справа) возвели в 1781-1784 гг.
Так выглядит захоронение прп. Кирилла Белозерского сегодня.
Так выглядит захоронение прп. Кирилла Белозерского сегодня.
А так выглядели сень и рака над захоронением прп. Кирилла Белозерского в 1909 г. Фото - С.М. Прокудина-Горского.
А так выглядели сень и рака над захоронением прп. Кирилла Белозерского в 1909 г. Фото - С.М. Прокудина-Горского.
Лицевой покров на раку прп. Кирилла. Вклад царицы Марии Нагой. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 года.
Лицевой покров на раку прп. Кирилла. Вклад царицы Марии Нагой. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 года.
Иван Грозный питал особое пристрастие к Кирилло-Белозерской обители.  Дело в том, что отец царя, великий князь Московский Василий Третий приезжал в  этот монастырь, чтобы молитвами излечить бесчадие жены Елены Глинской. Молитвы были услышаны, и в 1530 году у них родился сын, будущий Иван Грозный. Счастливые супруги подарили обители тысячу рублей, и на них в монастыре были построены две церкви. Одна из них -  во имя Архангела Гавриила, принесшего благую весть Богородице, - на фото в центре (с коричневой главкой). Левее нее - колокольня.
Иван Грозный питал особое пристрастие к Кирилло-Белозерской обители. Дело в том, что отец царя, великий князь Московский Василий Третий приезжал в этот монастырь, чтобы молитвами излечить бесчадие жены Елены Глинской. Молитвы были услышаны, и в 1530 году у них родился сын, будущий Иван Грозный. Счастливые супруги подарили обители тысячу рублей, и на них в монастыре были построены две церкви. Одна из них - во имя Архангела Гавриила, принесшего благую весть Богородице, - на фото в центре (с коричневой главкой). Левее нее - колокольня.
Иван Грозный сделал Кирилло-Белозерский монастырь своим царским богомольем. Он пожертвовал обители 24 тыс. рублей и приезжал в нее четыре раза (в 1547, 1553, 1565 и 1569 гг., а возможно и больше). В монастыре у него была келья, а в последний свой приезд он даже собирался постричься там в монахи, но так и не сподобился.
Иван Грозный сделал Кирилло-Белозерский монастырь своим царским богомольем. Он пожертвовал обители 24 тыс. рублей и приезжал в нее четыре раза (в 1547, 1553, 1565 и 1569 гг., а возможно и больше). В монастыре у него была келья, а в последний свой приезд он даже собирался постричься там в монахи, но так и не сподобился.
Второй храм, построенный по указанию и на пожертвование отца Ивана Грозного, Василия Третьего -  церковь  Св. Иоанна Предтечи - во имя ангела их новорождённого сына.  Рядом с ней - сени над часовней и землянкой Кирилла Белозерского. По преданию, на этом месте была "келья, ископанная в земле преподобным Кириллом" и здесь он водрузил крест, прибыв в эти края.
Второй храм, построенный по указанию и на пожертвование отца Ивана Грозного, Василия Третьего - церковь Св. Иоанна Предтечи - во имя ангела их новорождённого сына. Рядом с ней - сени над часовней и землянкой Кирилла Белозерского. По преданию, на этом месте была "келья, ископанная в земле преподобным Кириллом" и здесь он водрузил крест, прибыв в эти края.
И церковь Св. Иоанна Предтечи, и церковь Сергия Радонежского (на фото слева) расположены на территории Ивановского (Малого) монастыря - одной из двух древних частей  Кирилло-Белозерской обители (см. карту монастыря выше).
И церковь Св. Иоанна Предтечи, и церковь Сергия Радонежского (на фото слева) расположены на территории Ивановского (Малого) монастыря - одной из двух древних частей Кирилло-Белозерской обители (см. карту монастыря выше).
С 1997 года Ивановский  монастырь возобновил свою деятельность.
С 1997 года Ивановский монастырь возобновил свою деятельность.
Вид на купола Ивановского монастыря со стороны Сиверского озера: церковь Иоанна Предтечи (в красных тонах), храм Сергия Радонежского с примыкающей  к нему трапезной (белого цвета с небольшой главкой)  и три башни внешней стены комплекса.
Вид на купола Ивановского монастыря со стороны Сиверского озера: церковь Иоанна Предтечи (в красных тонах), храм Сергия Радонежского с примыкающей к нему трапезной (белого цвета с небольшой главкой) и три башни внешней стены комплекса.
Еще одна связанная с именем Ивана Грозного церковь - храм св. Иоанна Лествичника (в центре кадра). Вид с колокольни.
Еще одна связанная с именем Ивана Грозного церковь - храм св. Иоанна Лествичника (в центре кадра). Вид с колокольни.
Надвратная церковь Св. Иоанна Лествичника сооружена на вклад царевичей Ивана и Федора, сыновей Ивана Грозного, в 1569-1572 годах. Справа от храма - Братский корпус.
Надвратная церковь Св. Иоанна Лествичника сооружена на вклад царевичей Ивана и Федора, сыновей Ивана Грозного, в 1569-1572 годах. Справа от храма - Братский корпус.
Братский корпус, или здание Монашеских келий, недавно отреставрировали.
Братский корпус, или здание Монашеских келий, недавно отреставрировали.
В церкви Иоанна Лествичника почти полностью сохранилось первоначальное убранство интерьера. В главном иконостасе на расписных тяблах уцелело большинство деисусных и пророческих икон XVI века, а также небольшой придельный иконостас. Только из нижнего местного ряда иконы XVI века вместе с храмовым образом Иоанна Лествичника «в житии» были вывезены в Государственный Русский музей.
В церкви Иоанна Лествичника почти полностью сохранилось первоначальное убранство интерьера. В главном иконостасе на расписных тяблах уцелело большинство деисусных и пророческих икон XVI века, а также небольшой придельный иконостас. Только из нижнего местного ряда иконы XVI века вместе с храмовым образом Иоанна Лествичника «в житии» были вывезены в Государственный Русский музей.
Фрагмент тябла церкви Иоанна Лествичника. Тябло - это специальная конструкция для расположения икон, состоящая из горизонтальных деревянных брусьев с пазами, в которые и устанавливают святые лики. Тябловые иконостасы было принято украшать орнаментами из стилизованных цветов или геометрических фигур.
Фрагмент тябла церкви Иоанна Лествичника. Тябло - это специальная конструкция для расположения икон, состоящая из горизонтальных деревянных брусьев с пазами, в которые и устанавливают святые лики. Тябловые иконостасы было принято украшать орнаментами из стилизованных цветов или геометрических фигур.
Царские врата богато украшены позолоченной резьбой.
Царские врата богато украшены позолоченной резьбой.
Святые врата монастыря были построены в 1523 году. Они состоят из двух пролетов: более широкого – для проезда и более узкого – для прохода. Фрагменты внутренней росписи Святых ворот: Богоматерь на троне со святителями Петром и 
Алексеем (слева); Троица Ветхозаветная со святыми (справа).
Святые врата монастыря были построены в 1523 году. Они состоят из двух пролетов: более широкого – для проезда и более узкого – для прохода. Фрагменты внутренней росписи Святых ворот: Богоматерь на троне со святителями Петром и Алексеем (слева); Троица Ветхозаветная со святыми (справа).
 Как свидетельствует надпись на Святых воротах, роспись их стен и сводов  была исполнена в 1585 году (!).
Как свидетельствует надпись на Святых воротах, роспись их стен и сводов была исполнена в 1585 году (!).
Вид на Соборную площадь из-под арки Святых ворот.
Вид на Соборную площадь из-под арки Святых ворот.
Хорошо укрепленный, верный властям монастырь очень рано стал одним из главнейших мест ссылки в России.
Хорошо укрепленный, верный властям монастырь очень рано стал одним из главнейших мест ссылки в России.
Среди сосланных в Кириллов монастырь: митрополит Иоасаф Скрипицын, князь Иван Петрович Шуйский (защитник Пскова от войск Стефана Батория), касимовский царевич Симеон Бекбулатович, князья Воротынские и другие. Но видимо, одним из самых известных ссыльных был патриарх Никон, который провел в этом монастыре последние 5 лет своей жизни.
Среди сосланных в Кириллов монастырь: митрополит Иоасаф Скрипицын, князь Иван Петрович Шуйский (защитник Пскова от войск Стефана Батория), касимовский царевич Симеон Бекбулатович, князья Воротынские и другие. Но видимо, одним из самых известных ссыльных был патриарх Никон, который провел в этом монастыре последние 5 лет своей жизни.
Двухэтажное белое здание в правой части фотографии - это бывшее духовное училище. На этом месте когда-то располагались кельи, где находился в заключении патриарх Никон. Рядом больничная церковь Св. Евфимия (в центре фото), куда Никона пускали молиться. Есть доля иронии в том, что Никону приходилось молиться в шатровой церкви, строительство которых он самолично запретил, ещё будучи патриархом.
Двухэтажное белое здание в правой части фотографии - это бывшее духовное училище. На этом месте когда-то располагались кельи, где находился в заключении патриарх Никон. Рядом больничная церковь Св. Евфимия (в центре фото), куда Никона пускали молиться. Есть доля иронии в том, что Никону приходилось молиться в шатровой церкви, строительство которых он самолично запретил, ещё будучи патриархом.
Последнее культовое сооружение монастыря (1646 г.) и единственная каменная шатровая церковь - больничная церковь Св. Евфимия.
Последнее культовое сооружение монастыря (1646 г.) и единственная каменная шатровая церковь - больничная церковь Св. Евфимия.
А вот такой увидел в 1909 году церковь Св. Ефимия С.М. Прокудин-Горский.
А вот такой увидел в 1909 году церковь Св. Ефимия С.М. Прокудин-Горский.
Панорамный вид с колокольни с храмом Преображения Господня на фоне Сиверского озера.
Панорамный вид с колокольни с храмом Преображения Господня на фоне Сиверского озера.
Церковь Преображения Господня (1595 г.) возведена над Водяными воротами, служившими парадным входом в монастырь со стороны Сиверского озера.
Церковь Преображения Господня (1595 г.) возведена над Водяными воротами, служившими парадным входом в монастырь со стороны Сиверского озера.
Через Водяные ворота под Преображенской церковью патриарх Никон покинул монастырь в 1681 году после прощения его царем Фёдором Алексеевичем. Справа – Келарский корпус (17-й век).
Через Водяные ворота под Преображенской церковью патриарх Никон покинул монастырь в 1681 году после прощения его царем Фёдором Алексеевичем. Справа – Келарский корпус (17-й век).
Преображенская церковь (слева),  Келарский корпус и церковь Введения Девы Марии во Храм (1519 г.) - справа.
Преображенская церковь (слева), Келарский корпус и церковь Введения Девы Марии во Храм (1519 г.) - справа.
  Келарский корпус во всей своей красе.
Келарский корпус во всей своей красе.
Келарские палаты и церковь Введения Девы Марии во Храм. Сзади к этой церкви примыкает Трапезная палата, где сейчас находится интересный музей. В нем, например, можно 
увидеть личные вещи прп. Кирилла, а также кресло патриарха Никона, 
изготовленное им (или по его заказу) ещё в Ферапонтовом монастыре (см. следующие фото).
Келарские палаты и церковь Введения Девы Марии во Храм. Сзади к этой церкви примыкает Трапезная палата, где сейчас находится интересный музей. В нем, например, можно увидеть личные вещи прп. Кирилла, а также кресло патриарха Никона, изготовленное им (или по его заказу) ещё в Ферапонтовом монастыре (см. следующие фото).
Личные вещи прп. Кирилла Белозерского
Кресло патриарха Никона. Оно интересно тем, что является единственным предметом домашней утвари Никона, на котором сохранилась его протестная надпись: «176 (1668)-го года в марта 1 день сий стул сделан смиренным Никоном Патриархом в заточении за Слово Божие и за Святую Церковь в Ферапонтовом монастыре в тюрьме». Такие надписи Никон наносил на множество вещей, чтобы привлечь внимание окружающих к несправедливости своего заключения. Впоследствии большинство этих предметов было уничтожено, а на кресле надписи сохранились, поскольку были спрятаны снизу подлокотников и невидимы.
В середине 17-го века, уже при царе Алексее Михайловиче, монастырь решили фундаментально укрепить, помятуя о бедах Смутного времени. Для этого в течение 30 лет, начиная с 1653 года, со стороны суши строили мощную трёхъярусную стену. На фото видно соединение старой (слева) и новой, более высокой стены монастыря.
В середине 17-го века, уже при царе Алексее Михайловиче, монастырь решили фундаментально укрепить, помятуя о бедах Смутного времени. Для этого в течение 30 лет, начиная с 1653 года, со стороны суши строили мощную трёхъярусную стену. На фото видно соединение старой (слева) и новой, более высокой стены монастыря.
Соединение старой (справа) и новой стены монастыря. Вид изнутри монастыря.
Соединение старой (справа) и новой стены монастыря. Вид изнутри монастыря.
Выстроенная трёхярусная стена была высотой 11 м, толщиной 7 м и протяженностью около 2 км.
Выстроенная трёхярусная стена была высотой 11 м, толщиной 7 м и протяженностью около 2 км.
Помимо стен, было построено 6 огромных башен, две из которых были проездные. На фото - Московская башня (1660 г.)
Помимо стен, было построено 6 огромных башен, две из которых были проездные. На фото - Московская башня (1660 г.)
 Белозерская башня (1660 г.). Слева виднеется проездная Косая башня (1662 г.)
Белозерская башня (1660 г.). Слева виднеется проездная Косая башня (1662 г.)
Огороженное новыми стенами и башнями пространство назвали Новым городом,  и его возведение увеличило территорию обители почти вдвое.
Огороженное новыми стенами и башнями пространство назвали Новым городом, и его возведение увеличило территорию обители почти вдвое.
Фрагмент территории Нового города. На заднем плане за Братским корпусом - зеленый купол Успенского собора и черный купол колокольни. Справа - церковь Иоанна Лествичника.
Фрагмент территории Нового города. На заднем плане за Братским корпусом - зеленый купол Успенского собора и черный купол колокольни. Справа - церковь Иоанна Лествичника.
На строительство новой стены и башен была истрачена огромная по тем временам сумма — 50 тыс. рублей. Задним числом выяснилось, однако, что деньги эти можно было не тратить: на монастырь больше никто никогда не нападал. Так и стоит эта мощная крепость, восхищая туристов своими масштабами и предоставляя местным властям и музейной администрации площадь под хозяйственные нужды.
На строительство новой стены и башен была истрачена огромная по тем временам сумма — 50 тыс. рублей. Задним числом выяснилось, однако, что деньги эти можно было не тратить: на монастырь больше никто никогда не нападал. Так и стоит эта мощная крепость, восхищая туристов своими масштабами и предоставляя местным властям и музейной администрации площадь под хозяйственные нужды.
С 1997 года туристам стал доступен значительный участок стены, с верхних ярусов которой открываются красивые виды на монастырь.
С 1997 года туристам стал доступен значительный участок стены, с верхних ярусов которой открываются красивые виды на монастырь.
2-й и 3-й ярусы крепостной стены Нового города.
2-й и 3-й ярусы крепостной стены Нового города.
Вот такой он сегодня, Кирилло-Белозерский  музей-заповедник. В заключение - один из его канонических видов со стороны озера.
Вот такой он сегодня, Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В заключение - один из его канонических видов со стороны озера.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому