Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 13:07
.
Фотоальбом

Музей-заповедник "Зарайский кремль"

iPhone XS, Canon EOS 6D, iPhone 12 Pro, Canon EOS 5D Mark III, Canon EOS 1100D
28 37

На территории Зарайского кремля, помимо двух соборов, в здании бывших Присутственных мест находится очень интересный музей с уникальным собранием предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поступивших, в основном, из крупных дворянских усадеб Зарайского уезда. С недавних пор фонды этого музея пополнились и всемирно известными археологическими находками, обнаруженными на территории Зарайского кремля. А свое начало музей отсчитывает с 1918 года, и история его создания довольно интересна.

В первые советские годы группа местных энтузиастов, стремясь спаси оставленные в усадьбах Зарайского уезда их бывшими владельцами произведения искусства, еще не уничтоженные в вихре революции, начали собирать их для создания на их основе музея.

В начале 20-х годов недавно организованный Художественно-исторический музей был объединен с существовавшим в Зарайске с 1910 года Естественно-историческим музеем. В 1922 году в целях сохранения ансамбля Зарайского кремля музею были переданы стены и башни крепости, а также Никольский собор и здание Присутственных мест. В конце 20-х годов начался самый тяжелый период в истории этого музея: отсутствие финансирования, невозможность отремонтировать музейные помещения, попытки его закрытия как пропагандирующего «неправильные» ценности помещичье-купеческого быта. Так что это просто чудо, что музею удалось дожить до наших дней. Около 80 лет он боролся за выживание в одной из городских церквей, и только в 2014 году переехал в отремонтированное здание на территории кремля.

Период восстановления музейной жизни — с систематическим изучений коллекций и реставрацией предметов искусства — начался с середины 1970-х годов. Новый этап в истории музея начался в 90-е годы прошлого века, когда он приобрел статус государственного учреждения культуры, а с 2017 года он является музеем-заповедником «Зарайский кремль». В этот музейный комплекс, помимо самого кремля и музея на его территории, сейчас входят также мемориальный дом-музей скульптора А. С. Голубкиной, а также усадьба Достоевских «Даровое».

Про территорию кремля и расположенные там объекты мы рассказали здесь. Этот фотоальбом — про музей как таковой и его выдающуюся коллекцию. С обнаружением на территории кремля верхнепалеолитической стоянки, существовавшей там в 22–16 вв. до н. э., тематика коллекций музея существенно расширилась: добавился археологический раздел.

Музей располагается на территории Зарайского кремля, в здании бывшего Духовного училища и Присутственных мест. Фото с сайта музея.
Музей располагается на территории Зарайского кремля, в здании бывшего Духовного училища и Присутственных мест. Фото с сайта музея.
Здание музея на территории Зарайского кремля.
Здание музея на территории Зарайского кремля.
Зданию музея от «старой жизни» досталась роскошная чугунная лестница.
Зданию музея от «старой жизни» досталась роскошная чугунная лестница.
В зале "Русское искусство" представлена большая коллекция живописи, главным образом, портретов владельцев окрестных дворянских усадеб и местных купцов. Крупнейшим поступлением 1918 — 1919 гг. стала часть фамильной портретной галереи, основанной в последние десятилетия XVIII — первые годы XIX столетия князем Александром Михайловичем Голицыным, позже  дополненная его потомками.
В зале "Русское искусство" представлена большая коллекция живописи, главным образом, портретов владельцев окрестных дворянских усадеб и местных купцов. Крупнейшим поступлением 1918 — 1919 гг. стала часть фамильной портретной галереи, основанной в последние десятилетия XVIII — первые годы XIX столетия князем Александром Михайловичем Голицыным, позже дополненная его потомками.
Зал «Русское искусство».
Зал «Русское искусство».
Жемчужиной коллекции справедливо считается великолепный парадный портрет графини Марии Александровны Келлер (справа на снимке), урожденной княжны Шаховской, фрейлины последней императрицы. Автор полотна - Леон Бакст. Портрет вывезен из имения графов Келлеров Сенницы под Зарайском и оттуда же поступила их художественная коллекция, составившая основу собрания Зарайского музея.
Жемчужиной коллекции справедливо считается великолепный парадный портрет графини Марии Александровны Келлер (справа на снимке), урожденной княжны Шаховской, фрейлины последней императрицы. Автор полотна - Леон Бакст. Портрет вывезен из имения графов Келлеров Сенницы под Зарайском и оттуда же поступила их художественная коллекция, составившая основу собрания Зарайского музея.
Л.Н.Бакст. Портрет графини Марии Александровны Келлер. 1902 год.
Л.Н.Бакст. Портрет графини Марии Александровны Келлер. 1902 год.
О.Э.Браз(?). Портрет молодой женщины с книгой. 1895 год.
О.Э.Браз(?). Портрет молодой женщины с книгой. 1895 год.
 Особая группа  портретов — это исключительно ценные самобытные купеческие портреты первой половины XIX века, поступившие из городских домов зарайского купечества.
Особая группа портретов — это исключительно ценные самобытные купеческие портреты первой половины XIX века, поступившие из городских домов зарайского купечества.
Десертный сервиз графов Виельгорских из имения графини Келлер (Виельгорская - фамилия её матери). Произведено на заводе князя Н. Б. Юсупова в Архангельском в 1824 году.
Изделия Императорского фарфорового завода, завода Гарднера (Вербилки), завода Попова. 18-19 вв.
Изделия Императорского фарфорового завода, завода Гарднера (Вербилки), завода Попова. 18-19 вв.
Изразцы, изготовленные на заводе Кузнецова. 19-й век.
Изразцы, изготовленные на заводе Кузнецова. 19-й век.
Кофейный столик со стульями, сверху - семейный портрет Волконских.
Савелий. Портрет князя М.Н. Волконского с семьёй. 1788-1810.  Князь Михаил Волконский - государственный и военный деятель времен Екатерины II. Генерал-аншеф, губернатор Москвы. На стене - изображение Екатерины Великой.
Савелий. Портрет князя М.Н. Волконского с семьёй. 1788-1810. Князь Михаил Волконский - государственный и военный деятель времен Екатерины II. Генерал-аншеф, губернатор Москвы. На стене - изображение Екатерины Великой.
В зале «Зарубежное искусство» доминирует богатая коллекция мебели разных эпох, а также западноевропейский фарфор, включая знаменитый мейсенский фарфор из Саксонии. Также там представлена коллекция холодного и огнестрельного оружия 18-19-го веков.
В зале «Зарубежное искусство» доминирует богатая коллекция мебели разных эпох, а также западноевропейский фарфор, включая знаменитый мейсенский фарфор из Саксонии. Также там представлена коллекция холодного и огнестрельного оружия 18-19-го веков.
Сервант (Италия, 17-й век), кабинетные стулья (Германия, 17-й век).
Сервант (Италия, 17-й век), кабинетные стулья (Германия, 17-й век).
Резные панели со сценами из Ветхого Завета, Германия, 17-й век.
Резные панели со сценами из Ветхого Завета, Германия, 17-й век.
Предположительно, это стенки сундука-кассоне, использовавшегося для хранения одежды.
Предположительно, это стенки сундука-кассоне, использовавшегося для хранения одежды.
Курульные кресла.Западная Европа, XIX в. В период французского ампира начала XIX в. и позднее мебельщики воспроизводили древнеримские курульные кресла в качестве предмета обстановки роскошных аристократических особняков, поскольку такая мебель ассоциировалась с величием императорского Рима.
Изделия из фарфора нескольких европейских производителей.
Изделия из фарфора нескольких европейских производителей.
Мейсенский фарфор, Саксония, 18-19-й века.
Глубокое блюдо с рыбами. Мейсен, Саксония, 19-й век.
Глубокое блюдо с рыбами. Мейсен, Саксония, 19-й век.
Коллекция Музея показывает основные популярные стили в мебели (классический, стиль Людовика XIV,  ампир, неоклассицизм, в технике «Буль» и др.) русских и зарубежных мастеров с начала XVII века до начала XX века. Фото с сайта Музея.
Коллекция Музея показывает основные популярные стили в мебели (классический, стиль Людовика XIV, ампир, неоклассицизм, в технике «Буль» и др.) русских и зарубежных мастеров с начала XVII века до начала XX века. Фото с сайта Музея.
Украшение коллекции — уникальное мебельное убранство из имения Сенницы Зарайского уезда, последней владелицей которого была графиня М. А. Келлер.   Французские полушкафы в стиле «Буль» рубежа XIX — XX веков, декорированные бронзовыми накладками и пластинами из черепахового панциря. По центру - великолепный книжный шкаф 60-х гг. XIX века.
Украшение коллекции — уникальное мебельное убранство из имения Сенницы Зарайского уезда, последней владелицей которого была графиня М. А. Келлер. Французские полушкафы в стиле «Буль» рубежа XIX — XX веков, декорированные бронзовыми накладками и пластинами из черепахового панциря. По центру - великолепный книжный шкаф 60-х гг. XIX века.
Секретер, сервант и комод. 19-й век.
Секретер, сервант и комод. 19-й век.
Ваза напольная. Япония, 19-й век.
Ваза напольная. Япония, 19-й век.
Коллекция азиатского холодного оружия, включая японские катаны и малайский крис.
Порфировая ваза. Россия, начало 19-го века.
Порфировая ваза. Россия, начало 19-го века.
С 1920-х годов сотрудники музея начали формировать и этнографическую коллекцию. В «Красном зале» собраны предметы быта и этнографии. Здесь наиболее любопытны ныне исчезнувшие предметы крестьянского обихода: прялки, рубеля, веретёна и т.д. Здесь же находятся произведения художников конца 19-го - начала 20-го века.
С 1920-х годов сотрудники музея начали формировать и этнографическую коллекцию. В «Красном зале» собраны предметы быта и этнографии. Здесь наиболее любопытны ныне исчезнувшие предметы крестьянского обихода: прялки, рубеля, веретёна и т.д. Здесь же находятся произведения художников конца 19-го - начала 20-го века.
Предметы старого быта: прялки, рубели, веретено, корыто с вальком.
Предметы старого быта: прялки, рубели, веретено, корыто с вальком.
Тульские самовары и тройная блинная сковородка (никогда такой раньше не видели).
Тульские самовары и тройная блинная сковородка (никогда такой раньше не видели).
А.Р. Артем «Вид города Зарайска». Начало 20-го века.
А.Р. Артем «Вид города Зарайска». Начало 20-го века.
Я.И. Бровар «Горный пейзаж». Начало 20-го века.
Я.И. Бровар «Горный пейзаж». Начало 20-го века.
В.К. Бялыницкий-Бируля «Ранняя весна». 1918 год. П.А. Радимов «В Зарайской деревне». 1923 год. П.А. Радимов - русский советский  художник, уроженец Зарайского уезда, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах
В.К. Бялыницкий-Бируля «Ранняя весна». 1918 год. П.А. Радимов «В Зарайской деревне». 1923 год. П.А. Радимов - русский советский художник, уроженец Зарайского уезда, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах
С.А. Виноградов «Деревенский мальчик на скамейке». Начало 20-го века.
С.А. Виноградов «Деревенский мальчик на скамейке». Начало 20-го века.
Отдельный зал музея посвящен археологической экспозиции, и это неспроста. Прямо у Никольской башни кремля находится Зарайская верхнепалеолитическая стоянка, открытие которой в свое время произвело сенсацию в мире археологии. Она является памятником мирового значения, широко известным не только в России, но и за её пределами.
Отдельный зал музея посвящен археологической экспозиции, и это неспроста. Прямо у Никольской башни кремля находится Зарайская верхнепалеолитическая стоянка, открытие которой в свое время произвело сенсацию в мире археологии. Она является памятником мирового значения, широко известным не только в России, но и за её пределами.
Коллекция кремниевых орудий. Уже много лет на территории Зарайского кремля ведёт раскопки Институт археологии РАН, и находки передаются непосредственно в музей Зарайска, собравший поэтому богатую коллекцию каменных изделий и костяных орудий. Особо ценными являются подлинные произведения древнего искусства из бивня и кости мамонта.
Коллекция кремниевых орудий. Уже много лет на территории Зарайского кремля ведёт раскопки Институт археологии РАН, и находки передаются непосредственно в музей Зарайска, собравший поэтому богатую коллекцию каменных изделий и костяных орудий. Особо ценными являются подлинные произведения древнего искусства из бивня и кости мамонта.
Особый интерес в музее вызывают обнаруженные на стоянке образцы скульптуры эпохи палеолита, возраст которых - около 22 тысяч лет. Каждая из таких находок уникальна, поскольку произведений искусства каменного века крайне мало и каждая из них – ценный источник для изучения верований, духовного мира и художественного мышления древнего человека. Шедевром считается статуэтка бизона из бивня мамонта, очень реалистично выполненная.
Особый интерес в музее вызывают обнаруженные на стоянке образцы скульптуры эпохи палеолита, возраст которых - около 22 тысяч лет. Каждая из таких находок уникальна, поскольку произведений искусства каменного века крайне мало и каждая из них – ценный источник для изучения верований, духовного мира и художественного мышления древнего человека. Шедевром считается статуэтка бизона из бивня мамонта, очень реалистично выполненная.
В 2001 году на Зарайской стоянке было найдено первое произведение искусства – статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта. По сравнению с известными образцами палеолитичекой скульптуры Центральной и Восточной Европы  это произведение удивило ученых во многих отношениях – по мастерству исполнения, художественной выразительности, стилистическим особенностям, размерам и, что очень важно, -  по условиям расположения в культурном слое стоянки. Статуэтка была обнаружена на специально оставленном возвышении на дне ямы-хранилища, относящейся к поселению, датируемому временем около 22 тыс. лет назад.
В 2001 году на Зарайской стоянке было найдено первое произведение искусства – статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта. По сравнению с известными образцами палеолитичекой скульптуры Центральной и Восточной Европы это произведение удивило ученых во многих отношениях – по мастерству исполнения, художественной выразительности, стилистическим особенностям, размерам и, что очень важно, - по условиям расположения в культурном слое стоянки. Статуэтка была обнаружена на специально оставленном возвышении на дне ямы-хранилища, относящейся к поселению, датируемому временем около 22 тыс. лет назад.
С левой стороны туловище бизона было повреждено острым предметом, а с правой - густо выкрашено красной охрой, обе левые ножки статуэтки отломаны. По всей видимости, статуэтка была намеренно повреждена и положена в яму: «захоронение» статуэтки бизона было произведено в ходе магического охотничьего обряда (поразить добычу, а затем не дать ей убежать). Максимальное сходство изображения с оригиналом должно было способствовать удачной охоте.
С левой стороны туловище бизона было повреждено острым предметом, а с правой - густо выкрашено красной охрой, обе левые ножки статуэтки отломаны. По всей видимости, статуэтка была намеренно повреждена и положена в яму: «захоронение» статуэтки бизона было произведено в ходе магического охотничьего обряда (поразить добычу, а затем не дать ей убежать). Максимальное сходство изображения с оригиналом должно было способствовать удачной охоте.
Одна из «венер» явяется завершенным произведением, другая- меньших размеров- осталась незаконченной. Первая статуэтка была обнаружена в одной из ям-хранилищ, относящихся к поселению, датируемому временем около 22 тыс. лет назад. Лучше сохранились голова и ноги. Тщательнее всего у статуэтки оформлена голова.
Малая статуэтка - не такая уж "венеристая"- была обнаружена поблизости от предыдущей, в соседней яме-хранилище. Эта «венера» осталась незаконченной, хотя на заготовке можно рассмотреть и голову, и туловище и, с некоторых ракурсов,  даже область ног. В любом случае, эти археологические находки принесли Зарайскому кремлю всемирную славу. Раскопки продолжаются...
Малая статуэтка - не такая уж "венеристая"- была обнаружена поблизости от предыдущей, в соседней яме-хранилище. Эта «венера» осталась незаконченной, хотя на заготовке можно рассмотреть и голову, и туловище и, с некоторых ракурсов, даже область ног. В любом случае, эти археологические находки принесли Зарайскому кремлю всемирную славу. Раскопки продолжаются...

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому