Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте
.

В Японии существует традиция обожествлять после смерти наиболее выдающихся общественных деятелей/правителей и возводить посвящённые им храмы-святилища в местах их захоронений. Самое знаменитое из этих святилищ находится в 130 км севернее Токио в местечке под названием Никко. Оно было создано в 17-м веке в честь сёгуна и полководца Токугавы Иэясу, основателя династии сёгунов Токугава, правившей Японией с 1603 по 1868 год (т.наз. период Эдо). Сёгунами назывались военные администраторы, осуществлявшие реальное управление Японией, при которых императоры выполняли чисто церемониальные функции.

Токугава Иэясу (1543–1616) прославился как дипломат и военачальник, завершивший создание централизованного феодального государства в Японии, безжалостно разгромив всех соперников. Синтоистское святилище-храм в честь Токугавы называется Никко Тосё-гу, что происходит от его посмертного имени Тосё-Дайгонгэн («Великий бог-спаситель, что озарил Восток»), под которым он был зачислен в список японских божеств. Слово «никко» по-японски означает «солнечный свет».

Построили святилище в Никко сын и внук Токугавы Иэясу, унаследовавшие у него титул сёгуна. После возведения в городе этого святилища Никко стал развиваться как прихрамовый город, став важным религиозным центром. По сей день храмовый комплекс Никко Тосё-гу, расположенный в роще из роскошных вековых кедров, является объектом паломничества японцев и превосходит своим богатством любое другое аналогичное святилище в Японии. В 1999 г. он был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль храма построен по принципу нарастания впечатлений по мере движения: проход по центральной аллее, обсаженной кедрами, затем — через гигантские ворота-тории, подъем по лестницам и созерцание по мере перехода с одного уровня на другой больших и малых храмов, колодцев для омовения, ворот со статуями стражей и т. п. Никко славится гармонией красоты природы и архитектурного великолепия.

Священный мост через реку Дайягава, ведущий к святилищу.
Священный мост через реку Дайягава, ведущий к святилищу.
Этот мост - один из символов города Никко.
Храмовый комплекс Никко расположен в роще роскошных японских кедров.
Храмовый комплекс Никко расположен в роще роскошных японских кедров.
Вход в храмовый комплекс - через огромные каменные ворота-тории (так называются П-образные ворота без створок в синтоистском святилище).
Вход в храмовый комплекс - через огромные каменные ворота-тории (так называются П-образные ворота без створок в синтоистском святилище).
У гранитных ворот возвышается пятиярусная пагода, украшенная семейным гербом дома Токугавы и знаками Зодиака. Каждый из ярусов пагоды символизирует один из основных элементов бытия: ветер, воду, огонь, землю и небо.
У гранитных ворот возвышается пятиярусная пагода, украшенная семейным гербом дома Токугавы и знаками Зодиака. Каждый из ярусов пагоды символизирует один из основных элементов бытия: ветер, воду, огонь, землю и небо.
Следующие ворота (омоте-мон), окрашенные в традиционный для синтоистских храмов ярко-красный цвет, охраняются двумя свирепыми великанами ...
Следующие ворота (омоте-мон), окрашенные в традиционный для синтоистских храмов ярко-красный цвет, охраняются двумя свирепыми великанами ...
... вот такими.
... вот такими.
C обратной стороны ворот на страже - пара не менее свирепых львов. За этими воротами находится первый двор храма.
C обратной стороны ворот на страже - пара не менее свирепых львов. За этими воротами находится первый двор храма.
Внутри первого двора.
Внутри первого двора.
В том же дворе расположена священная конюшня, в которой когда-то обитал боевой конь сёгуна. Лошади считались средством передвижения синтоистских божеств и содержались в храмах.
В том же дворе расположена священная конюшня, в которой когда-то обитал боевой конь сёгуна. Лошади считались средством передвижения синтоистских божеств и содержались в храмах.
 На фасаде и на одном из торцов конюшни находятся 8 рельефов с обезьянами, поскольку считалось, что они защищают лошадей от болезней. Наиболее знаменита композиция из трёх обезьян, закрывающих лапами глаза, уши и рот, которую путеводители обычно объясняют как «Не вижу зла, не слышу зла и не говорю о зле». Знающие люди утверждают, что более правильная трактовка этого образа такая: «Избегаю смотреть (на дурное), избегаю говорить (дурное), избегаю слушать (дурное)». И в этом случае зло тебя не настигнет.
На фасаде и на одном из торцов конюшни находятся 8 рельефов с обезьянами, поскольку считалось, что они защищают лошадей от болезней. Наиболее знаменита композиция из трёх обезьян, закрывающих лапами глаза, уши и рот, которую путеводители обычно объясняют как «Не вижу зла, не слышу зла и не говорю о зле». Знающие люди утверждают, что более правильная трактовка этого образа такая: «Избегаю смотреть (на дурное), избегаю говорить (дурное), избегаю слушать (дурное)». И в этом случае зло тебя не настигнет.
Три малых святилища (Сан-джинко). Это склады различной религиозной атрибутики.
Три малых святилища (Сан-джинко). Это склады различной религиозной атрибутики.
Самое интересное из них (Ками-джинко) находится в центре.
Самое интересное из них (Ками-джинко) находится в центре.
Под его крышей мастер Кано Танью изобразил двух слонов, причем никогда не видя этих животных и зная о них лишь по описаниям.
Под его крышей мастер Кано Танью изобразил двух слонов, причем никогда не видя этих животных и зная о них лишь по описаниям.
Диковинные слоны крупным планом. В целом похоже, правда ноги у этих слонов - с когтями:)
Диковинные слоны крупным планом. В целом похоже, правда ноги у этих слонов - с когтями:)
Богато украшенный павильон, в котором находится каменный бассейн с водой для омовения рук.
Богато украшенный павильон, в котором находится каменный бассейн с водой для омовения рук.
И повсюду - выразительные фонари. Особенно хороши те, что с шапочками из мха.
И повсюду - выразительные фонари. Особенно хороши те, что с шапочками из мха.
Центральная часть святилища Тосё-гу. Здания храмового комплекса расположены на нескольких разноуровневых площадках, связанных между собой лестницами.
Центральная часть святилища Тосё-гу. Здания храмового комплекса расположены на нескольких разноуровневых площадках, связанных между собой лестницами.
Два разных уровня святилища. Чем выше находится постройка, тем более важную роль она играет.
Два разных уровня святилища. Чем выше находится постройка, тем более важную роль она играет.
Каждое здание имеет определённое назначение, не всегда вполне понятное. При этом все постройки богато украшены, в том числе и позолотой.
Каждое здание имеет определённое назначение, не всегда вполне понятное. При этом все постройки богато украшены, в том числе и позолотой.
Две одинаковые и симметрично расположенные башни имеют «звуковое» назначение: в одной находится колокол, в другой - большой барабан. У японцев барабанный бой символизирует радость/рождение, а колокольный звон – горе/смерть. А вместе – гармония.
Две одинаковые и симметрично расположенные башни имеют «звуковое» назначение: в одной находится колокол, в другой - большой барабан. У японцев барабанный бой символизирует радость/рождение, а колокольный звон – горе/смерть. А вместе – гармония.
Это главные ворота святилища - Ёмэй-мон - Ворота заката. Это название подразумевает, что их можно рассматривать целый день, т.е. вплоть до заката, так много на них разных деталей. Ворота выполнены в стиле, который иногда называют «японским барокко».
Это главные ворота святилища - Ёмэй-мон - Ворота заката. Это название подразумевает, что их можно рассматривать целый день, т.е. вплоть до заката, так много на них разных деталей. Ворота выполнены в стиле, который иногда называют «японским барокко».
 Декор этих ворот - просто взрыв мозга. Они снизу доверху покрыты великолепной, необычайно пышной резьбой.
Декор этих ворот - просто взрыв мозга. Они снизу доверху покрыты великолепной, необычайно пышной резьбой.
Более 500 различных фигур и объектов (драконов, птиц, прочих животных, цветов, геометрических узоров), раскрашенных в разные цвета, лакированных и позолоченных.
Более 500 различных фигур и объектов (драконов, птиц, прочих животных, цветов, геометрических узоров), раскрашенных в разные цвета, лакированных и позолоченных.
Ворота заката - вид с противоположной стороны.
Ворота заката - вид с противоположной стороны.
Ворота Ёмэй-мон считаются национальным сокровищем Японии, но кажется, что своей роскошью они больше напоминают китайские культовые постройки, нежели в целом более аскетичные японские храмы.
Ворота Ёмэй-мон считаются национальным сокровищем Японии, но кажется, что своей роскошью они больше напоминают китайские культовые постройки, нежели в целом более аскетичные японские храмы.
Львы, охраняющие Ворота заката.
Львы, охраняющие Ворота заката.
Вправо и влево от Ворот заката уходят стоящие отдельно стены, украшенные роскошными рельефами с изображениями цветов и птиц необычно пёстрой расцветки. На этом снимке - правая стена с рельефами.
Вправо и влево от Ворот заката уходят стоящие отдельно стены, украшенные роскошными рельефами с изображениями цветов и птиц необычно пёстрой расцветки. На этом снимке - правая стена с рельефами.
Рельеф с кораллами.
Рельеф с кораллами.
Левая рельефная стена.
Левая рельефная стена.
Рельеф с птицами.
Рельеф с птицами.
Самые высоко расположенные ворота комплекса называются Кара-мон и тоже богато украшены. Они выполнены в китайском стиле и охраняются изображениями львов и драконов.
Самые высоко расположенные ворота комплекса называются Кара-мон и тоже богато украшены. Они выполнены в китайском стиле и охраняются изображениями львов и драконов.
Ворота Кара-мон.
Ворота Кара-мон.
Ворота, в частности, украшены резными изображениями китайских мудрецов в различных связанных с ними сюжетах.
Ворота, в частности, украшены резными изображениями китайских мудрецов в различных связанных с ними сюжетах.
За воротами Кара-мон расположено главное святилище комплекса (Хайдэн). Во время нашего посещения оно было закрыто на ремонт и я не смог его снять. Но его видно на этом снимке, который позаимствован в сети.
За воротами Кара-мон расположено главное святилище комплекса (Хайдэн). Во время нашего посещения оно было закрыто на ремонт и я не смог его снять. Но его видно на этом снимке, который позаимствован в сети.
К мавзолею Токугавы Иэясу ведёт лестница из 200 степеней. На воротах перед ней находится рельеф со спящей кошкой. Это одна из наиболее известных скульптур святилища, по преданию, аллегорически изображающая мир, который принёс на землю Японии Токугава Иэясу после многих лет гражданской войны. Мастер изобразил кошку спящей, чтобы подчеркнуть покой и тишину этого места. Хотя животное и погружено в дрему среди цветущих пионов, это не мешает ему безукоризненно выполнять свои кошачьи обязанности – в храме никогда не отмечалось появления мышей:).
К мавзолею Токугавы Иэясу ведёт лестница из 200 степеней. На воротах перед ней находится рельеф со спящей кошкой. Это одна из наиболее известных скульптур святилища, по преданию, аллегорически изображающая мир, который принёс на землю Японии Токугава Иэясу после многих лет гражданской войны. Мастер изобразил кошку спящей, чтобы подчеркнуть покой и тишину этого места. Хотя животное и погружено в дрему среди цветущих пионов, это не мешает ему безукоризненно выполнять свои кошачьи обязанности – в храме никогда не отмечалось появления мышей:).
Лестница, ведущая к мавзолею сёгуна.
Лестница, ведущая к мавзолею сёгуна.
Ворота у ограды мавзолея.
Ворота у ограды мавзолея.
 Захоронение Токугавы Иэясу находится под 5-метровой пагодой, выполненной из сплава меди, золота и серебра.
Захоронение Токугавы Иэясу находится под 5-метровой пагодой, выполненной из сплава меди, золота и серебра.
Перед пагодой установлены ваза, курильница для благовоний и стоящий на черепахе журавль. Какая за ними скрывается символика, выяснить не удалось, но подозреваю, что это как-то связано с буддизмом. Журавль, стоящий на панцире черепахи, чаще всего олицетворяет долголетие.
Перед пагодой установлены ваза, курильница для благовоний и стоящий на черепахе журавль. Какая за ними скрывается символика, выяснить не удалось, но подозреваю, что это как-то связано с буддизмом. Журавль, стоящий на панцире черепахи, чаще всего олицетворяет долголетие.
Помимо Токугавы Иэясу, в Никко также похоронен его внук, сёгун Токугава Иэмицу. Его погребальный комплекс гораздо скромнее, чем у дедушки, и называется Тайюин-го. На этом снимке - ворота-тории святилища Тайюин-го.
Помимо Токугавы Иэясу, в Никко также похоронен его внук, сёгун Токугава Иэмицу. Его погребальный комплекс гораздо скромнее, чем у дедушки, и называется Тайюин-го. На этом снимке - ворота-тории святилища Тайюин-го.
Одни из ворот (Яша-мон) мемориала Токугавы Иэмицу.
Одни из ворот (Яша-мон) мемориала Токугавы Иэмицу.
Стражники ворот Яша-мон.
Стражники ворот Яша-мон.
Павильон с бассейном в святилище Тайюин-го.
Павильон с бассейном в святилище Тайюин-го.
Мавзолей Токугавы Иэмицу, внука родоначальника династии Токугава. Именно Иэмицу в 1639 г. закрыл страну для иностранцев (за исключением голландцев), положив начало периоду изоляции Японии от внешнего мира, длившемуся до 1868 года.
Мавзолей Токугавы Иэмицу, внука родоначальника династии Токугава. Именно Иэмицу в 1639 г. закрыл страну для иностранцев (за исключением голландцев), положив начало периоду изоляции Японии от внешнего мира, длившемуся до 1868 года.
После священных для японцев усыпальниц мы вышли на аллею каменных статуй и фонарей. Вначале мы подумали, что это принаряженные странным образом Будды, но потом выяснилось, что это не так.
После священных для японцев усыпальниц мы вышли на аллею каменных статуй и фонарей. Вначале мы подумали, что это принаряженные странным образом Будды, но потом выяснилось, что это не так.
Это Дзидзо - популярное в Японии буддистское божество, основная роль которого — защита детей, включая и души уже умерших детей и еще не рожденных младенцев. Статуи Дзидзо обычно наряжены в детские нагрудники и шапки красного цвета, поскольку японцы с древних времён верят, что красный цвет защищает от зла. Кроме того, Дзидзо защищает путников и паломников, поэтому его статуи можно часто увидеть у дорог. Не завести ли нам такого и в Туристере (а в дополнение к футболкам награждать и красными шапочками)? :)
Это Дзидзо - популярное в Японии буддистское божество, основная роль которого — защита детей, включая и души уже умерших детей и еще не рожденных младенцев. Статуи Дзидзо обычно наряжены в детские нагрудники и шапки красного цвета, поскольку японцы с древних времён верят, что красный цвет защищает от зла. Кроме того, Дзидзо защищает путников и паломников, поэтому его статуи можно часто увидеть у дорог. Не завести ли нам такого и в Туристере (а в дополнение к футболкам награждать и красными шапочками)? :)

Цикл материалов "Япония"

  1. Токийские зарисовки
  2. Никко
  3. Такаяма

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому