Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л
был сегодня 23:23
Фотоальбом

Бостон: Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Часть 1

Galaxy S23 Ultra, iPhone 12 Pro
32 35

Есть в американском Бостоне необычный музей с одной из самых впечатляющих частных коллекций произведений искусства в мире, носящий имя его создательницы — Изабеллы Стюарт Гарднер.

Увлеченная зарубежным искусством путешественница и обладательница большого наследства, миссис Гарднер (1840–1924) собрала уникальную коллекцию мирового класса из более чем 7500 картин, скульптур, мебели, текстиля, серебра, керамики, 3000 редких книг и 7000 архивных предметов — из Древнего Рима, Средневековой Европы, Италии эпохи Возрождения, Азии и Америки 19-го века. Когда коллекция достигла заметных размеров, для ее размещения было решено построить специальное здание — палаццо в венецианском стиле. В 1903 году, еще при жизни хозяйки, тоже поселившейся в этом дворце, в палаццо начал работать музей.

Этот музей необычен по многим критериям. Размещением произведений искусства в нем занимались не искусствоведы, а сама хозяйка коллекции, смело комбинировавшая в отдельных помещениях предметы из разных культур и исторических периодов. Ход мыслей миссис Гарднер не всегда понятен, размещение отдельных предметов временами кажется алогичныым. Вероятно, она следовала каким-то своим личным историям и ассоциациям, вызывемым теми или иными произведениями искусства, определяя для них конкретное место в стенах своего музея. Для миссис Гарднер искусство никогда не было отделено от жизни, и наполняя пространство палаццо, она создавала не академический музей, а личный дом-музей на свой вкус. Таковым этот музей и остался после ее смерти — в соответствии с ее волей.

Большинство произведений искусства в музее не имеют маркировки, что несколько затрудняет осмысленный осмотр (и в еще большей степени — идентификацию работ при подготовке этого альбома). Правда, нужно отметить, что музей имеет очень информативный сайт, а во время посещения можно пользоваться аудиогидом с подробными пояснениями.

В 1990 году музей попал в сводки криминальных новостей: в результате крупнейшей в мире искусства кражи музей лишился сразу 13-ти работ из постоянной коллекции, в том числе произведений Вермеера, Рембрандта, Дега и Мане. Это преступление до сих пор не раскрыто.

Учитывая качество коллекции музея и то, что на сайте Туристера о нем никто не рассказывал, мы покажем его собрание поподробнее — в двух частях.

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер
Справа - оригинальное здание 1898-1901 годов постройки. Слева - дополнительный корпус, введенный в действие в 2012 г. Фото из сети.
Внутренний дворик музея
Внутренний дворик музея
Три этажа музейных галерей окружают утопающий в цветах внутренний дворик. На четвертом этаже были личные апартаменты миссис Гарднер, а теперь он используется администрацией музея.
Внутренний дворик музея
Внутренний дворик музея
Можно сказать, что видимый практически из любой комнаты на каждом этаже, внутренний дворик является сердцем этого музея. Он настолько привлекателен, что к нему возвращаешься неоднократно, чтобы взглянуть на него с другого ракурса и сделать очередной снимок.
Внутренний дворик музея
Внутренний дворик музея
Римский мозаичный пол с изображением Медузы. 117-138 гг.
Внутренний дворик музея
Внутренний дворик музея
Здание музея было построено с нуля, из новых материалов, хотя оно включает в себя многочисленные архитектурные элементы, взятые из европейских готических и ренессансных сооружений (колонны, капители, оконные рамы, балюстрады и т.д.). На этом фото: венецианские оконные рамы из камня, 16-17 вв.
Внутренний дворик музея
Внутренний дворик музея
Большинство растений для дворика выращиваются в теплицах музея, обеспечивающих их ротацию в течение года, заменяя отцветшие цветущими.
Испанская галерея со стенами, покрытыми мексиканской плиткой
Испанская галерея со стенами, покрытыми мексиканской плиткой
Внутренний дворик окружают галереи в романском стиле с низкими потолками и каменными скамьями. Их украшают в основном средневековые артефакты, но, как и повсюду в этом музее, они перемешаны с объектами из других периодов и культур.
Испанская галерея
Испанская галерея
После приобретения мексиканской плитки миссис Гарднер потратила много личного времени на сборку почти 2000 расписанных и глазурованных плиток в узор, который мы видим сегодня на стенах Испанской галереи.
Испанская галерея
Испанская галерея
Плитка из церкви Сан-Агустин, Атлиско (Мексика). 17-й век. Глазурованная терракота.
Испанская галерея
Испанская галерея
Плитка из церкви Сан-Агустин, Атлиско (Мексика). 17-й век. Глазурованная терракота.
Саркофаг Фарнезе. Ок.225 года н.э. Рим. Мрамор.
Саркофаг Фарнезе. Ок.225 года н.э. Рим. Мрамор.
Это одно из важнейших произведений искусства в этом музее. Обитатели этой каменной гробницы неизвестны, поскольку крышка была утеряна или уничтожена. Изображены веселящиеся сатиры и вакханки, собирающие виноград. Сбор урожая для вина намекает на цикл жизни, а радостные образы напоминают живым, что они должны ловить момент, пока живы (популярная тема на древнеримских саркофагах).
Ретабло со сценами Страстей Христовых. Ок. 1425. Франция. Известняк.
Ретабло со сценами Страстей Христовых. Ок. 1425. Франция. Известняк.
Сцены читаются слева направо: донатор с Иоанном Крестителем, Поцелуй Иуды, Бичевание, Несение креста, Распятие, Снятие с креста, Три Марии у гроба, донатор со св. Екатериной.
Ретабло со сценами Страстей Христовых, фрагмент. Ок. 1425.
Ретабло со сценами Страстей Христовых, фрагмент. Ок. 1425.
.
Фрагмент амвона. Середина 13-го века. Южная Италия.
Фрагмент амвона. Середина 13-го века. Южная Италия.
Вверху - изображения символов евангелистов, внизу - олень и василиск.
Джон Сингер Сарджент(1856-1925). Эль-Халео. 1882.
Джон Сингер Сарджент(1856-1925). Эль-Халео. 1882.
Эта картина, помещенная в торце Испанской галереи, была написана после поездки знаменитого американского живописца Джона Сарджента по Испании. Халео – это разновидность фламенко (танца и пения) и выкрики, которые поддерживают танцора во время выступления. Динамичная поза танцовщицы, завихрение драпировки ее платья, выразительное общение танцовщицы с другими участниками этой сцены – все это создает иллюзию присутствия на этом выступлении. Миссис Гарднер суммарно купила 61 работу этого художника.
Бартоломео Джолфино (1410 - 1486). Триптих с табернаклем. Середина XV века. Италия. Известняк.
Бартоломео Джолфино (1410 - 1486). Триптих с табернаклем. Середина XV века. Италия. Известняк.
Изабелла Стюарт Гарднер объездила весь мир, но чаще всего посещала Италию. Итальянское искусство в этом музее доминирует сразу в нескольких галереях.
Симоне Мартини (ок. 1284 - 1344). Мадонна с Младенцем и святыми. Ок. 1320.
Симоне Мартини (ок. 1284 - 1344). Мадонна с Младенцем и святыми. Ок. 1320.
Симоне Мартини добился беспрецедентной славы еще при жизни. Это самая большая сохранившаяся работа знаменитого сиенца за пределами Италии.
Андреа Ванни (ок.1332-ок.1414). Распятие со святыми. 1353-1414.
Андреа Ванни (ок.1332-ок.1414). Распятие со святыми. 1353-1414.
.
Фра Анджелико (ок.1400-1455). Успение и Вознесение Богородицы. 1424-1434.
Фра Анджелико (ок.1400-1455). Успение и Вознесение Богородицы. 1424-1434.
В нижней части панели: вокруг усопшей Богоматери - фигуры четырнадцати святых, включая всех апостолов, за исключением святого Фомы. За гробом Христос держит в руках душу Богородицы. В верхней части полотна Богородица возносится на небеса в окружении двадцати одного ангела, которые поют, танцуют и музицируют. Фра Анджелико ("Ангельский монах") ценится за духовность и лирическое качество его работ.
Франческо Пезеллино (ок. 1422-1457). Триумфы славы, времени и вечности. Ок. 1450.
Франческо Пезеллино (ок. 1422-1457). Триумфы славы, времени и вечности. Ок. 1450.
Эта панель от свадебного сундука-кассоне, судя по всему, была заказана к свадьбе Пьеро деи Медичи и Лукреции Торнабуони, состоявшейся в 1448 году.
Франческо Пезеллино (ок. 1422-1457). Мадонна с Младенцем и ласточкой. Ок.1453-1457.
Франческо Пезеллино (ок. 1422-1457). Мадонна с Младенцем и ласточкой. Ок.1453-1457.
Честно говоря, имя этого художника до этого музея не попадало в поле нашего зрения. Он прожил всего 35 лет, и "в последние три—четыре года своей жизни Пезеллино был ведущим художником-инноватором во Флоренции",- писал Джорджо Вазари. Но именно в этой картине хорошо видно влияние Филиппо Липпи, чьим учеником считают Пезеллино. Ласточка, которую держит Младенец Христос, — это символ воскресения.
Пьеро делла Франческа (ок.1415-1492). Геракл. После 1465 г.
Пьеро делла Франческа (ок.1415-1492). Геракл. После 1465 г.
Эта фреска когда-то украшала дом Пьеро делла Франчески, одного из важных художников раннего Возрождения. Живописец изобразил Геркулеса как юношу, а не как бородатого, мускулистого персонажа, знакомого всем по античной скульптуре. У него любопытно неоднозначное выражение лица, которое можно интерпретировать и как уверенность, и как нерешительность.
Бернардино Пинтуриккьо (ок. 1452 - 1513). Мадонна с Младенцем. Ок. 1490-1495
Бернардино Пинтуриккьо (ок. 1452 - 1513). Мадонна с Младенцем. Ок. 1490-1495
.
Стулья с росписью фигурами. 1725-1749. Италия
Стулья с росписью фигурами. 1725-1749. Италия
Планки этого набора стульев расписаны различными фигурами в экзотических древних ближневосточных, африканских или азиатских нарядах...
Стулья с росписью фигурами. 1725-1749. Италия
Стулья с росписью фигурами. 1725-1749. Италия
...а также красочными цветочными узорами.
Комната Рафаэля
Комната Рафаэля
Красные ткани задают роскошный тон в этой комнате.
Комната Рафаэля
Комната Рафаэля
Две массивные занавески из бархата обрамляют камин в венецианском стиле
Рафаэль Санти (1483-1520). Портрет Томмазо Ингирами. 1509.
Рафаэль Санти (1483-1520). Портрет Томмазо Ингирами. 1509.
Томмазо Ингирами — ученый-гуманист, писатель, хранитель папской библиотеки в Ватикане. Поэтому на переднем плане - орудия его труда (бумага и перо, книги). Томмазо Ингирами страдал косоглазием, но Рафаэль «удачно обыграл» этот его физический недостаток, направив взгляд героя вправо и вверх. Рафаэль выполнил сразу две версии этого портрета (другая выставляется в Палатинской Галерее флорентийского Палаццо-Питти).
Карло Кривелли (Венеция, ок. 1430/1435 -до 1495). Святой Георгий, поражающий дракона. 1470.
Карло Кривелли (Венеция, ок. 1430/1435 -до 1495). Святой Георгий, поражающий дракона. 1470.
Пронзенное копьем, чудовище ревет в агонии, пугая коня святого Георгия.
Пьерматтео Лауро де Манфреди из Амелии (1445-1508). Благовещение. Ок. 1485.
Пьерматтео Лауро де Манфреди из Амелии (1445-1508). Благовещение. Ок. 1485.
Этот художник также известен как «Мастер Благовещения Стюарт-Гарднер» - благодаря тому, что в 1880 году его работы были приобретены Изабеллой Стюарт-Гарднер и открыты для широкой публики.
Сандро Боттичелли (1444/1445-1510). История Лукреции. Ок. 1500.
Сандро Боттичелли (1444/1445-1510). История Лукреции. Ок. 1500.
Основная идея этой сложной картины заключается в восстании против тирании – довольно популярной темы в те неспокойные времена, когда жил Боттичелли. Боттичелли разделил шокирующую историю Лукреции, случившуюся в 6 веке до н.э., на три эпизода. Слева: красивая и целомудренная, Лукреция привлекает нежелательное внимание царского сына, угрожающего ей оружием. Справа: изнасилованная, Лукреция падает от стыда перед своей возмущенной семьей, после чего закалывает себя на их глазах. В центре - мертвая Лукреция, окруженная возмущенной публикой.
История Лукреции, фрагмент центральной части картины
История Лукреции, фрагмент центральной части картины
Публичное представление трупа Лукреции воодушевило мятежников во главе с Брутом на свержение коррумпированного царского режима. Так, согласно легенде, жестокое изнасилование и последующее самоубийство Лукреции привели к краху монархии и основанию республики в Древнем Риме.
Франческо Боттичини (1446 - 1497). Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем. Ок. 1471-1474.
Франческо Боттичини (1446 - 1497). Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем. Ок. 1471-1474.
В мадоннах Боттичини исследователи видят одновременно влияние Андреа Верроккьо и Сандро Боттичелли.
Джованни Беллини (ок. 1431/1436 - 1516). Мадонна со спящим на парапете Младенцем. Ок. 1470-1475
Джованни Беллини (ок. 1431/1436 - 1516). Мадонна со спящим на парапете Младенцем. Ок. 1470-1475
.
Франческо Франча (ок. 1450 - 1517). Мадонна и Младенец со щеглом. 1510-1517.
Франческо Франча (ок. 1450 - 1517). Мадонна и Младенец со щеглом. 1510-1517.
Щегла (в левой руке Иисуса) здесь не очень видно, но он имеет важное значение: щегол в христианской традиции символизирует Страсти и Воскресение Христово. Легенда такова: когда Господь шел на Голгофу и нес свой Крест, то щегол подлетел, вытянул из тернового венца шип, из-за чего птичья мордочка обагрилась кровью. Так и летают они с тех пор с красным пятном вокруг клюва.
Комната Веронезе
Комната Веронезе
получила свое название от имени автора картины на потолке («Коронация Гебы»). В 1899 году, когда строительство музея было в самом разгаре, миссис Гарднер приобрела это полотно, приписываемое Веронезе (сейчас считается, что оно принадлежит его мастерской). А мы особое внимание обратили на кожаные обои, покрывающие стены в этой комнате.
Комната Веронезе
Комната Веронезе
Стены комнаты Веронезе покрыты кожаными настенными панелями — особенно роскошным типом декора. Чрезвычайно престижная из-за своей дороговизны, эта отделка стен встречалась в модных домах по всей Европе с 16-го по 18-й века.
Комната Веронезе
Комната Веронезе
Изабелла Гарднер собрала коллекцию штампованных и расписных кожаных панелей из нескольких источников (Испания, Нидерланды, Италия и Франция), объединив более 500 фрагментов разных форм и размеров для украшения стен этой комнаты.
Комната Веронезе: кожаные настенные панели. 17-18-й вв.
Комната Веронезе: кожаные настенные панели. 17-18-й вв.
На деревянный щит натягивался прямоугольный кусок кожи, на который затем под прессом опускался трафарет. Использование трафарета позволяло многократно воспроизводить одинаковый рисунок. Расписывали его, конечно, уже вручную, используя технику золочения кожи. На самом деле, никакого золота на коже не было, на нее наносили серебряную фольгу и покрывали лаками теплых цветов. Изделия выглядели дорого-богато и пользовались популярностью у сильных мира сего.
Комната Веронезе
Комната Веронезе
Миссис Гарднер собрала и богатую коллекцию кружева 16-18-го веков из Италии, Бельгии, Германии.
Доменико Тинторетто (1560 - 1635). Портрет дамы в черном. Ок. 1590-1599.
Доменико Тинторетто (1560 - 1635). Портрет дамы в черном. Ок. 1590-1599.
.
Зал Тициана
Зал Тициана
назван в честь автора одного из главных шедевров музея - «Похищение Европы» - венецианского художника эпохи Возрождения Тициано Вечеллио (Тициана).
Тициан (ок. 1488-1576). Похищение Европы. 1559-1562.
Тициан (ок. 1488-1576). Похищение Европы. 1559-1562.
Озадаченная, похищенная Европа цепляется одной рукой за рог быка, в облике которого явился ей бог Юпитер (он же Зевс). Другой рукой, отчаянно размахивая куском красного шелка, она поднимает тревогу среди своих спутников на берегу. Херувим мчится за похищенной принцессой на дельфине. Позже, на острове Крит, Юпитер принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза, по легенде, родились три сына, один из которых основал минойскую династию - прародительницу всех европейских цивилизаций. «Похищение Европы» Тициана стало жемчужиной коллекции Изабеллы Стюарт Гарднер. Это была первая подлинная картина Тициана, попавшая в Соединенные Штаты.
Диего Веласкес (1599-1660). Портрет короля Филиппа IV Испанского. 1628-1629.
Диего Веласкес (1599-1660). Портрет короля Филиппа IV Испанского. 1628-1629.
Портрет Филиппа IV работы Веласкеса является версией знаменитого портрета в музее Прадо в Мадриде и входит в серию картин испанского живописца, написанных им после его назначения в 1623 году придворным художником.
Бенвенуто Челлини (1500-1571). Бюст Биндо Альтовити. 1549.
Бенвенуто Челлини (1500-1571). Бюст Биндо Альтовити. 1549.
Биндо Альтовити (1491–1557) был видным банкиром и коллекционером произведений искусства. Противник семьи Медичи, которая правила Флоренцией на протяжении поколений, Альтовити провел большую часть своей жизни в Риме, где он стал богатым банкиром пап. В конце концов он начал безуспешный мятеж против Медичи. Этот бюст получил высокую оценку Микеланджело, который считал, что он не уступает знаменитым древнегреческим и римским работам.
Последователь Якопо Тинторетто. Портрет Захариаса Вендрамина. Конец XVI века.
Последователь Якопо Тинторетто. Портрет Захариаса Вендрамина. Конец XVI века.
.
Набор из семи кресел. Приписываются Антонио Ландуччи. Ок. 1773.
Набор из семи кресел. Приписываются Антонио Ландуччи. Ок. 1773.
В центре зала Тициана находится группа изящно вырезанных и позолоченных стульев, изготовленных для дворца Боргезе в Риме. Удивительно замысловатые диски и гирлянды вокруг ножек напоминают древнеримские украшения. Необычно для стульев такого типа, пластины на спинке расписаны цветами, насекомыми и маленькими животными — каждый стул с разным рисунком. Эти стулья, предназначенные для размещения у стены в качестве украшения комнаты, до сих пор имеют свою оригинальную обивку сидений.
Круг Джованни Беллини. Христос, несущий крест. Ок.1505-1510.
Круг Джованни Беллини. Христос, несущий крест. Ок.1505-1510.
Это была одна из самых любимых картин миссис Гарднер, с интимным изображением страдания - скорее эмоционального, чем физического. Как и при жизни хозяйки, перед этой картиной всегда стоят цветы.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому