Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л
был вчера 21:16
Фотоальбом

Лиссабон: Музей Галуста Гюльбенкяна. Часть 2

Galaxy S23 Ultra
44 51

Лучший художественный музей в Лиссабоне носит имя Галуста Гюльбенкяна (1869–1955), британского нефтяного магната первой половины XX века, родившегося в османском Константинополе в богатой армянской семье. Он вошел в историю благодаря двум вещам: во-первых, он был среди пионеров широкомасштабной нефтедобычи на Ближнем Востоке и соучредителем множества нефтяных компаний, а во-вторых, — еще и страстным собирателем предметов искусства.

Коллекционером Гюльбенкян был почти всеядным: его интересовали древнеегипетская и месопотамская скульптура, античные монеты, ближневосточные ковры, китайский фарфор и японская лаковая миниатюра, французская мебель и серебро, европейская живопись. В коллекции, собранной Гюльбенкяном, — более 6000 экспонатов, охватывающих пять тысячелетий истории.

В России Галуст Гюльбенкян известен прежде всего как один из главных покупателей предметов из коллекции Эрмитажа. О его эрмитажных приобретениях мы рассказали в части 1 фотоальбома. В этом альбоме — роскошная французская мебель 18-го века, скульптура и живопись 18-19-х веков, включая импрессионистов. А в завершение — некоторые экспонаты авторства всемирно известного французского художника-ювелира Рене Лалика.

Рене Лалик (1860–1945) и Галуст Гюльбенкян (1869–1955) познакомились в середине 1890-х и сохраняли дружеские отношения на протяжении 50-ти лет, до самой смерти ювелира. Коллекция из почти 200 предметов, изготовленных Лаликом, занимает привилегированное место в собрании Гюльбенкяна. Рене Лалик, использовав в украшениях несовместимые на взгляд консерваторов такие материалы, как рог, бриллианты, пластик, стекло, золото…, произвел революцию в ювелирном дизайне в последнее десятилетие 19-го века.

В зале древнеегипетского искусства.
В зале древнеегипетского искусства.
.
 Солнечная барка Джедхора. Египет. Период 26–30-й династии (ок.380–343 до н.э.). Бронза.
Солнечная барка Джедхора. Египет. Период 26–30-й династии (ок.380–343 до н.э.). Бронза.
Солнечные барки - это суда, которые, согласно древнеегипетской мифологии, использовал бог солнца Ра. Будучи земным воплощением бога солнца, фараон после смерти использовал похожую лодку, чтобы отправиться в загробный мир. Эта барка, покоящаяся на крокодиле (символе Нила) и посвященная фараону Джедхору, использовалась в религиозных процессиях и церемониях, чтобы вызвать защиту богов и воскрешение фараона. На барке представлены несколько божеств, защищающих мертвых, покровительствующих королевской власти.
Зал с искусством Среднего Востока.
Зал с искусством Среднего Востока.
Этот раздел экспозиции очень богатый в музее. Покажем только несколько экспонатов.
Молитвенные ниши. Персия. Конец 13-го-нач.14-го веков (левая)и 1311 (правая).
Молитвенные ниши. Персия. Конец 13-го-нач.14-го веков (левая)и 1311 (правая).
Литая керамика, декор с люстровой росписью. Цитаты из Корана выделены синим цветом. Основная функция таких молитвенных ниш, размещаемых на стенах религиозных сооружений, - указать верующим направление на Мекку.
Керамические тарелки. Слева: тарелка с гранатами. Турция, Изник. Ок.1535-1540. Справа: тарелка с кипарисовым садом. Сирия. Нач.17-го века.
Керамические тарелки. Слева: тарелка с гранатами. Турция, Изник. Ок.1535-1540. Справа: тарелка с кипарисовым садом. Сирия. Нач.17-го века.
.
Кувшин. Средняя Азия. Период Тимуридов, 1417–49. Белый нефрит.
Кувшин. Средняя Азия. Период Тимуридов, 1417–49. Белый нефрит.
Этот кувшин, произведенный в Самарканде, считается одним из самых известных произведений из нефрита периода Тимуридов (1378–1506). Дракон на ручке был повторяющимся мотивом в искусстве Тимуридов и показывает влияние китайского искусства. Рельефная надпись на горлышке содержит имя и титулы Улугбека, сына Шахруха и внука Тимура (Тамерлана).
Иллюстрированная Библия на армянском языке. Стамбул. 1623.
Иллюстрированная Библия на армянском языке. Стамбул. 1623.
На этих двух страницах показаны шесть дней сотворения мира (на боковых медальонах), а в центральной части, на позолоченном фоне — сотворение Адама и Евы, Искушение и Изгнание из Рая. Ходжа Назар, богатый армянин, заказал эту Библию в Константинополе, в одном из центров Армянского патриархата.
Фрагмент мебельной экспозиции.
Фрагмент мебельной экспозиции.
.
 Комод. Жан Дефорж. Париж. 1750-1755.
Комод. Жан Дефорж. Париж. 1750-1755.
Этот комод полностью покрыт панелями японского лакированного дерева, украшенными позолоченными рельефами. Вверху слева изображен дракон среди облаков, а внизу справа — два сражающихся диких животных.
Часы-регулятор. Париж. Ок. 1735–40 гг. Дуб и экзотические породы дерева; бронза; эмаль. Часы с длинным корпусом и очень длинными маятниками назывались регуляторами, потому что они были настолько точными, что другие часы можно было настроить с их помощью.
Часы-регулятор. Париж. Ок. 1735–40 гг. Дуб и экзотические породы дерева; бронза; эмаль. Часы с длинным корпусом и очень длинными маятниками назывались регуляторами, потому что они были настолько точными, что другие часы можно было настроить с их помощью.
На заднем плане - пара книжных шкафов. Мастерская Чарльза Крессента. Париж. Ок.1725.
На заднем плане - пара книжных шкафов. Мастерская Чарльза Крессента. Париж. Ок.1725.
Дуб, экзотические сорта дерева, бронза. Эти шкафы считаются одной из самых оригинальных и роскошных работ Крессента.
Слева - шкаф для медалей. Справа - угловая тумба.
Слева - шкаф для медалей. Справа - угловая тумба.
Оба предмета сделаны в мастерской Чарльза Крессента. Париж. 1750-е. Дуб, экзотические сорта дерева, бронза. Это прекрасные образцы работы Крессента, знаменитого краснодеревщика, работавшего на герцога Орлеанского, племянника и регента Людовика XIV.
Шпалера
Шпалера "Танец" (из серии "Играющие дети") по рисунку Джулио Романо.
Италия, Мантуя. Ок. 1540.
Два буфета. Андре-Шарль Буль. Париж. Ок. 1700.
Два буфета. Андре-Шарль Буль. Париж. Ок. 1700.
Эти шкафы украшены позолоченной бронзой, на которой изображены мифологические сцены на темы из «Метаморфоз» Овидия. Андре-Шарль Буль был мастером-краснодеревщиком короля Людовика XIV.
Письменный стол. Мартин Карлен, Шарль-Николя Доден. Париж. 1772.
Письменный стол. Мартин Карлен, Шарль-Николя Доден. Париж. 1772.
Дуб, экзотические сорта дерева, севрский фарфор, бронза. Самая интересная особенность этого стола - декоративные севрские фарфоровые пластины, особенно та, что на столешнице.
Письменный стол: столешница.
Письменный стол: столешница.
На ней изображена сцена, где молодая женщина показывает свою руку хироманту под внимательным взглядом трех человек, наиболее примечательным из которых является мужская фигура справа, чьи черты и одежда имеют восточный вид.
Астрономические часы. Андре-Шарль Буль, Жак Тюре. Париж. Ок. 1712.
Астрономические часы. Андре-Шарль Буль, Жак Тюре. Париж. Ок. 1712.
Это астрономические часы, названные так за свой высокоточный механизм, который в дополнение к индикации часов, минут и секунд предоставляет другую информацию (фазы Луны, положение Солнца, а также знаки зодиака). За качество и мастерство Людовик XIV назвал Андре-Шарля Буля «мастером-краснодеревщиком короля».
Сервант. Мастерская Матье Гийома Крамера. Париж. 1785-1790. Вверху - украшение из бронзы (3 предмета). Мастер - Пьер-Филипп Томир. Париж. Ок.1810.
Сервант. Мастерская Матье Гийома Крамера. Париж. 1785-1790. Вверху - украшение из бронзы (3 предмета). Мастер - Пьер-Филипп Томир. Париж. Ок.1810.
Дуб, сосна, лакированное дерево.
На стене - гобелены из серии шинуазри (с традиционными китайскими мотивами)
На стене - гобелены из серии шинуазри (с традиционными китайскими мотивами)
- темы, которая была модной в европейском искусстве на протяжении всего 18-го века. Все гобелены этой серии посвящены темам, связанным с танцами, охотой и рыбалкой. Человеческие фигуры, почти всегда восточные, обрамлены гирляндами цветов, пагодами и разныыми видами животных.
Гобелен «Неудачливый рыболов». Мастерская Обюссона по эскизам Жана Пиймана. Франция. 18 век.
Гобелен «Неудачливый рыболов». Мастерская Обюссона по эскизам Жана Пиймана. Франция. 18 век.
Шерсть и шелк.
Антонио Канова. Весталка Туккии. Рим. 1818.
Антонио Канова. Весталка Туккии. Рим. 1818.
Мрамор.
Жан-Батист Пигаль. Статуэтка ребенка. Париж, 18-й век.
Жан-Батист Пигаль. Статуэтка ребенка. Париж, 18-й век.
Эта фигурка мальчика, плачущего над только что умершей птицей, настолько выразительна, что хочется протянуть руку и утешить его. Пигаль десять лет проработал у мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, и был приглашен управлять Севрской фабрикой, которая воспроизвела несколько его шедевров в фарфоре.
Жан-Батист Карпо. L’Amour à la Folie. Париж. 1872.
Жан-Батист Карпо. L’Amour à la Folie. Париж. 1872.
Мрамор. Эта скульптура - авторское повторение фрагмента большой скульптурной группы La Danse, выполненной Карпо для украшения фасада Парижской оперы.
Жан-Батист Карпо. Флора. 1873.
Жан-Батист Карпо. Флора. 1873.
Мрамор.
Камиль Коро. Шато Тьерри. Франция. 1863.
Камиль Коро. Шато Тьерри. Франция. 1863.
Коро сыграл ключевую роль в развитии пейзажной живописи, в его работах одновременно просматриваются и неоклассическая традиция, и грядущие пленэрные эксперименты импрессионистов.
Камиль Коро. Мост в Манте. Франция. Ок. 1868-1870.
Камиль Коро. Мост в Манте. Франция. Ок. 1868-1870.
По сравнению с импрессионистами, пришедшими позже, палитра Коро сдержанна, в ней преобладают коричневые и чёрные цвета («запрещённые цвета» у импрессионистов), а также тёмно- и серебристо-зелёные. В своём неприятии ярких цветов Коро резко отличался от набирающих популярность импрессионистов, которые экспериментировали с яркими оттенками.
Камиль Коро. Ивовая роща. Франция. Ок.1870.
Камиль Коро. Ивовая роща. Франция. Ок.1870.
Один из критиков писал, что у Коро «есть только одна октава, крайне ограниченная и в минорной тональности...Он едва ли знает больше одного времени суток, утра, и одного цвета, бледно-серого».
Камиль Коро. Дорога в Виль д'Авре. Франция. 1874.
Камиль Коро. Дорога в Виль д'Авре. Франция. 1874.
Отвечая критикам своих колористических предпочтений, Коро писал: "...больше всего я люблю общий эффект, гармонию тонов, в то время как цвет производит своего рода шок, который мне не нравится. Возможно, именно из-за избытка этого принципа люди говорят, что у меня свинцовые тона". За свою долгую и продуктивную жизнь Коро написал более 3000 картин и, как пошутил один из искусствоведов, «десять тысяч из которых были проданы в Америке». Коро - один из самых подделываемых художников.
Анри Фантен-Латур. Натюрморт или «La Table Garnie». Франция. 1866.
Анри Фантен-Латур. Натюрморт или «La Table Garnie». Франция. 1866.
Натюрморты этого художника пользовались большой популярностью, особенно у англичан.
Анри Фантен-Латур. Чтение. Франция. 1870.
Анри Фантен-Латур. Чтение. Франция. 1870.
Слева на картине, погруженная в чтение, - Виктория Дюбур, будущая жена художника. Справа - ее сестра Шарлотта, которая пристально смотрит на зрителя и/или художника. Несмотря на то, что сестры на картине изображены рядом, возникает ощущение, что они вовсе не близки между собой.
Эдуард Мане. Мальчик с вишнями. Франция. Ок. 1858.
Эдуард Мане. Мальчик с вишнями. Франция. Ок. 1858.
Жизнерадостность модели скрывает трагедию судьбы этого мальчика. Александр, который мыл кисти Мане и иногда позировал ему, в конечном итоге покончил с собой в возрасте пятнадцати лет в студии художника на улице Лавуазье. Одна из самых ранних работ Эдуарда Мане.
Эдуард Мане. Мальчик, пускающий мыльные пузыри. Париж. 1867.
Эдуард Мане. Мальчик, пускающий мыльные пузыри. Париж. 1867.
Можно принять изображенное за незамысловатую жанровую сцену, а можно припомнить, что на протяжении нескольких веков мыльные пузыри рассматривали как символ краткости человеческой жизни, быстротечности красоты и неизбежности смерти.
Эдгар Дега. Автопортрет или «Degas Saluant». Франция. Ок. 1863.
Эдгар Дега. Автопортрет или «Degas Saluant». Франция. Ок. 1863.
.
Эдгар Дега. Портрет Анри Мишеля-Леви. Франция. 1878.
Эдгар Дега. Портрет Анри Мишеля-Леви. Франция. 1878.
На картине изображен художник Анри Мишель-Леви, по-видимому, в собственной студии. Перед ним - мольберт и палитра с красками, манекен, а на стенах - фрагменты/эскизы картин художника в импрессионистском стиле.
Клод Моне. Натюрморт с дыней. Франция. 1872.
Клод Моне. Натюрморт с дыней. Франция. 1872.
.
Клод Моне. Ледоход. Франция. 1880.
Клод Моне. Ледоход. Франция. 1880.
Это одна из 18 работ, выполненных Моне в этом месте - на реке Сене в районе Ветёй, к западу от Парижа.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Камиллы Моне. Париж. Ок.1872-1874.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Камиллы Моне. Париж. Ок.1872-1874.
Это портрет музы и жены художника Клода Моне. Он относится к периоду, когда Ренуар часто навещал семью Моне в Аржантёе.
Мэри Кассат. Носок. Ок.1891.
Мэри Кассат. Носок. Ок.1891.
Тема материнства составляет примерно треть всех работ этой американской художницы, которая большую часть своей взрослой жизни прожила во Франции, взаимодействуя с импрессионистами.
Эдвард Берн-Джонс. Зеркало Венеры. Англия. 1877.
Эдвард Берн-Джонс. Зеркало Венеры. Англия. 1877.
Бёрн-Джонс стилизовал свои произведения в духе итальянской живописи XV века (в частности, Боттичелли), поэтому его часто относят к прерафаэлитам (последователям живописной традиции, существовавшей до Рафаэля). На картине - группа девушек в разноцветных одеждах, глядящихся в небольшой пруд посреди полей. Декоративно и утонченно!
Эдвард Берн-Джонс. Купание Венеры. Англия. 1888.
Эдвард Берн-Джонс. Купание Венеры. Англия. 1888.
«Под картиной я подразумеваю красивый, романтический сон о чём-то, чего никогда не было, никогда не будет, в лучах ярче любого света, который когда-либо светил, и который на земле никто не может объяснить или запомнить, только желать, и фигуры божественно красивые...», - писал Эдвард Берн-Джонс. Он считал, что в искусстве больше ценятся красота и чувственный отклик, нежели моральное послание.
 Джон Сингер Сарджент. Дама и дитя, спящие в лодке под ивами. Англия. 1887.
Джон Сингер Сарджент. Дама и дитя, спящие в лодке под ивами. Англия. 1887.
Композиция явно импрессионистская по стилю. Сарджент сыграл центральную роль в развитии импрессионизма в Британии.
Альфред-Огюст Жаннио. «Весна», или «Посвящение Жану Гужону». Рим. 1919-1924.
Альфред-Огюст Жаннио. «Весна», или «Посвящение Жану Гужону». Рим. 1919-1924.
Эта скульптурная группа в стиле ар-деко была установлена перед самым посещаемым павильоном Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже и вызвала большой энтузиазм у посетителей. Она посвящена скульптору эпохи Возрождения Жану Гужону (ок.1510–ок.1572). Скульптор изобразил Диану-охотницу в окружении нимф и с оленем у ног. Работа была приобретена Галустом Гюльбенкяном в 1939 году для его поместья Ле-Анкло в Нормандии, хотя она так и не была там установлена.
Рене Лалик. Колье-чокер «Лесной пейзаж». Ок.1898–1899.
Рене Лалик. Колье-чокер «Лесной пейзаж». Ок.1898–1899.
За годы своей дружбы с этим художником-ювелиром Гюльбенкян собрал выдающуюся коллекцию его работ. Первым предметом, приобретенным Гюльбенкяном непосредственно у художника, был вот этот - колье-чокер «Лесной пейзаж». На нем изображены деревья, вырезанные из золота, на фоне озера, выполненного из пластин опала (любимого камня Лалика), с усыпанными бриллиантами берегами.
Рене Лалик. Украшение для корсажа «Павлин». Ок.1898–1900.
Рене Лалик. Украшение для корсажа «Павлин». Ок.1898–1900.
Это украшение покрыто эмалью (материала, который очень любил Лалик) и дополнено опаловыми кабошонами. Радужный опал присутствует во многих драгоценностях коллекции и был одним из любимых камней художника.
Рене Лалик. Пластина-чокер «Женская фигура» (на фото - слева). Ок. 1898–1900 гг.
Рене Лалик. Пластина-чокер «Женская фигура» (на фото - слева). Ок. 1898–1900 гг.
В центре этого изделия находится женское лицо, вырезанное из хризопраза, окруженное эмалевыми лентами и цветами.
Рене Лалик. Диадема «Петушок». Ок.1897–1898.
Рене Лалик. Диадема «Петушок». Ок.1897–1898.
Эта диадема сделана из золота, рога и эмали, с ограненным аметистом в клюве петуха. Это изделие примечательно своей изящной обработкой гребня в тонкой золотой сетке, а также эмалевой работой.
Рене Лалик. Подвески: Нимфа среди деревьев (вверху), Лес (слева), Женское лицо (справа), Орхидея (внизу). Ок. 1898 – 1900.
Рене Лалик. Подвески: Нимфа среди деревьев (вверху), Лес (слева), Женское лицо (справа), Орхидея (внизу). Ок. 1898 – 1900.
На примере этих изделий (в которых сочетается несочетаемое: пластик, стекло, эмаль, драгоценные камни) можно понять, почему Рене Лалика называли «изобретателем» современных ювелирных изделий.
Рене Лалик. Украшение для корсажа «Стрекоза». Ок.1897–1898.
Рене Лалик. Украшение для корсажа «Стрекоза». Ок.1897–1898.
Вероятно, самое впечатляющее украшение, когда-либо созданное Рене Лаликом. Оно было представлено на Парижской выставке 1900 года, где художник добился абсолютного триумфа. Женщина-стрекоза из золота и эмали с крыльями из витражной эмали, украшенной бриллиантами. Из открытого рта насекомого с когтями грифона появляется бюст женщины, голова которой покрыта шлемом, украшенным двумя фигурами жуков. Это украшение сочетает в себе две повторяющиеся темы в творчестве Лалика, а именно: женскую фигуру и насекомое, в которое она превращается, порождая гибридное существо, одновременно привлекательное и отталкивающее.
Еще одно колье с темой насекомых.
Еще одно колье с темой насекомых.
.
Рене Лалик. Пластина-чокер «Орлы и сосна». Ок.1899–1901. Золото, опалы и эмаль.
Рене Лалик. Пластина-чокер «Орлы и сосна». Ок.1899–1901. Золото, опалы и эмаль.
Переплетение веток сосны с шишками скрывает силуэты двух орлов, покрытых темно-синей эмалью. Самый эффектный элемент - огромный квадратный кабошон опала в центре украшения.
Рене Лалик. Браслет
Рене Лалик. Браслет "Совы". Золото, кальцедон, стекло и эмаль. Ок.1900–1901.
.
Рене Лалик. Поднос с чернильницей «Пленение Деяниры». Ок. 1903 г. Серебро и стекло.
Рене Лалик. Поднос с чернильницей «Пленение Деяниры». Ок. 1903 г. Серебро и стекло.
Овальный по форме поднос, состоит из большой пластины скульптурного стекла, окруженной серебряной рамой. На подносе - скульптурная группа с изображением кентавра Несс, несущего на спине Деяниру, жену Геракла.
Диадема «Ветка орешника». 1900-1902. Рог, золото, серебро, лунный камень, эмаль.
Диадема «Ветка орешника». 1900-1902. Рог, золото, серебро, лунный камень, эмаль.
.
Рене Лалик. Диадема «Орхидеи». Ок. 1903–1904.
Рене Лалик. Диадема «Орхидеи». Ок. 1903–1904.
Этот гребень в форме орхидеи сделан из рога (!) и слоновой кости. Этот цветок был очень популярен у ювелиров и художников эпохи модерна, но Лалик его выполнил из "неювелирного материала".

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Комментарии к альбому