Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 21:05
.
Фотоальбом

Выставка «Художник и сказка»

Galaxy S23 Ultra, iPhone 12 Pro
43 47

В Нижегородском художественном музее в июне—августе 2023 года проходила выставка «Художник и сказка». Скажем честно, что ее анонс вызвал у нас скептические чувства. Подумалось: каникулы, это они для детей стараются, взрослым это вряд ли интересно. Поэтому для себя решили, что мы идем смотреть отменную постоянную экспозицию музея (спасибо нижегородским купцам, ее собиравшим!), а заодно взглянем и на выставку «Художник и сказка».

На месте же оказалось, что под эту «сказочную» выставку организаторы выделили целый этаж музея, временно вытеснив оттуда в запасники часть постоянной экспозиции. Выставка получилась масштабная, разнообразная, богатая по именам и по художественному уровню. Едва начав ее осматривать, мы поняли, что проект этот — неординарный, и желание быстренько там пробежаться как рукой сняло.

Более 120 произведений русских художников (картины, иллюстрации, графика), объединенных темой былин и сказок. Плюс к ним — театральные костюмы, скульптурные работы, палехская миниатюра, дымковская игрушка, мелкая фарфоровая пластика… Экспонаты представили Русский музей, Третьяковская галерея, Национальный музей музыки, петербургский Михайловский театр и, конечно, музей-хозяин выставки.

Удовольствие мы получили огромное! Во-первых, для нас это было путешествием в детство. Образы с картин и иллюстраций Васнецова, Билибина, Афанасьева у каждого из нас с самого детства отпечатаны где-то на уровне подсознания. Живая встреча с ними в стенах музея, где организаторы любовно собрали для нас оригиналы работ, знакомых по детским книжкам и учебникам, доставила огромную радость! И как мы поняли, в таком масштабе экспозиция, раскрывающая тему сказок и былин, была представлена вообще впервые.

Но выставка вызвала не только сентиментальные чувства, она имела для нас и художественный интерес. Конечно, безусловная пальма первенства среди русских живописцев в этой тематике принадлежит Виктору Васнецову. Но оказалось, что и у реалиста Ильи Репина есть интереснейшая работа со сказочным сюжетом! А какие выразительные полотна, пропитанные героическим эпосом Древней Руси, авторства Николая Рериха показали нам на этой выставке! Увидеть сразу несколько работ своеобразного Дмитрия Стеллецкого — тоже большая удача. Полотна Михаила Нестерова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова и др., любимые с детства иллюстрации, великолепные изделия мастеров декоративно-прикладного искусства — много всего и на любой вкус было на этой прекрасной выставке.

Здание Нижегородского художественного музея, где проходила выставка «Художник и сказка».
Здание Нижегородского художественного музея, где проходила выставка «Художник и сказка».
Афиша выставки «Художник и сказка».
Афиша выставки «Художник и сказка».
Первый зал, в который попадал зритель, содержал две монументальные работы Виктора Васнецова. Именно благодаря Виктору Васнецову тема народных былин и сказок со второй половины 19-го столетия прочно укрепилась в сюжетах русской живописи. Мы согласны с теми, кто считает, что именно сказки и легенды способны рассказать о стране и народе зачастую больше, чем исторические экскурсы; особенно принимая во внимание, что трактовки прошлых событий периодически корректируются - в угоду той или иной идеологии, а сказки да былины сохраняются в неизменности.
Первый зал, в который попадал зритель, содержал две монументальные работы Виктора Васнецова. Именно благодаря Виктору Васнецову тема народных былин и сказок со второй половины 19-го столетия прочно укрепилась в сюжетах русской живописи. Мы согласны с теми, кто считает, что именно сказки и легенды способны рассказать о стране и народе зачастую больше, чем исторические экскурсы; особенно принимая во внимание, что трактовки прошлых событий периодически корректируются - в угоду той или иной идеологии, а сказки да былины сохраняются в неизменности.
В.М. Васнецов. Баян. 1910. Русский музей.
В.М. Васнецов. Баян. 1910. Русский музей.
«Баян» - одно из последних полотен живописца, идею которого он вынашивал три десятилетия. Предположительно, «Баян» написан по мотивам «Слова о полку Игореве». Впоследствии слово «баян» стало нарицательным обозначением всех поэтов, певцов и сказителей Древней Руси. Размер полотна - 303х408 см - очень впечатляет!
В.М. Васнецов. Витязь на распутье. 1882. Русский музей.
В.М. Васнецов. Витязь на распутье. 1882. Русский музей.
«Витязь», наверное, - одно из самых известных произведений художника, знакомое всем ещё по детским книжкам и учебникам. Размер полотна - 167х308 см. Образ тяжких раздумий при выборе пути, как считают, был близок в те годы и самому Васнецову.
Н.К. Рерих. Илья Муромец. 1910. Русский музей. Из серии «Богатырский фриз».
Н.К. Рерих. Илья Муромец. 1910. Русский музей. Из серии «Богатырский фриз».
Эту серию художник создал в 1909-1910 годах на заказ - для оформления дома почётного гражданина Санкт-Петербурга Бажанова. На этой выставке представили 4 из 8 композиций из серии «Богатырский фриз».
Н.К. Рерих. Соловей-разбойник. 1910. Русский музей. Из серии «Богатырский фриз».
Н.К. Рерих. Соловей-разбойник. 1910. Русский музей. Из серии «Богатырский фриз».
Стрела, выпущенная Ильей Муромцем (на предыдущей композиции) поражает Соловья-разбойника. «Богатырский фриз», как считают, - наивысшая точка развития былинной темы в творчестве Н.Рериха.
Н.К. Рерих. Витязь (слева) и Баян (справа). 1910. Русский музей.
Н.К. Рерих. Витязь (слева) и Баян (справа). 1910. Русский музей.
Две взаимосвязанные композиции из серии «Богатырский фриз». На фоне уходящих вдаль стен древнего города молодой воин слушает песню о ратных подвигах своих предков.
Марк Антокольский. Нестор-летописец. 1890. Бронза. Третьяковская галерея.
Марк Антокольский. Нестор-летописец. 1890. Бронза. Третьяковская галерея.
Уменьшенное повторение статуи, находящейся в Русском музее.
И.И. Голиков. Битва. Фанера, темпера. 1933. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Третьяковская галерея.
И.И. Голиков. Битва. Фанера, темпера. 1933. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Третьяковская галерея.
Иван Голиков (1887-1937) - русский и советский художник-миниатюрист, инициатор и учредитель в 1924 году Артели древней живописи Палеха.
И.И.Голиков. Поход. Затмение. Фанера,темпера. 1933. Третьяковская галерея.
И.И.Голиков. Поход. Затмение. Фанера,темпера. 1933. Третьяковская галерея.
Иван Голиков расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов до миниатюрных бисерниц. Все его работы - это образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений и необычного подхода к былинным и литературным сюжетам.
И.И.Голиков. Плач Ярославны. Фанера,темпера. 1933. Третьяковская галерея.
И.И.Голиков. Плач Ярославны. Фанера,темпера. 1933. Третьяковская галерея.
Точно следуя тексту, Голиков показывает корабли в волнах и сизую тучу над ними, битву Игоря и склоненную над ним Ярославну. Здесь же изображена и мольба ее к Днепру и Солнцу.
И.И.Голиков. Баян. Фанера,темпера. 1933. Фронтиспис книги «Слово о полку Игореве». Третьяковская галерея.
И.И.Голиков. Баян. Фанера,темпера. 1933. Фронтиспис книги «Слово о полку Игореве». Третьяковская галерея.
Миниатюры, созданные в 1932-1933 годах для подарочного издания «Слова о полку Игореве», вышедшего в 1934 году в издательстве Academia, считаются вершиной творчества этого художника.
Д.С.Стеллецкий. Сражение. Декоративное панно на сюжет из древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве». 1906. Русский музей.
Д.С.Стеллецкий. Сражение. Декоративное панно на сюжет из древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве». 1906. Русский музей.
Русский музей. «...в этой графике, повторяющей древние мотивы, художник и впрямь как бы обернулся изографом старины: он чув­ствует рисунок, краску, узор, начертательную аллегорию, как человек далеких времен...» (С.Маковский).
В экспозиции нашли свое место и графические листы известного иллюстратора русских сказок Ивана Билибина. Ивану Билибину было чуть больше 20 лет, когда он увидел на выставке только что завершённую картину Васнецова «Богатыри». Своё впечатление он выразил предельно ясно: «Сам не свой, ошеломлённый, ходил я после той выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа».
В экспозиции нашли свое место и графические листы известного иллюстратора русских сказок Ивана Билибина. Ивану Билибину было чуть больше 20 лет, когда он увидел на выставке только что завершённую картину Васнецова «Богатыри». Своё впечатление он выразил предельно ясно: «Сам не свой, ошеломлённый, ходил я после той выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа».
И.Я.Билибин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Егор-Святогор». 1940. Бумага на картоне, акварель. Русский музей.
И.Я.Билибин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Егор-Святогор». 1940. Бумага на картоне, акварель. Русский музей.
Билибин создал свой собственный стиль, который так и вошёл в историю искусства как «билибинский стиль». Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Затем тонкой обрезанной кистью проводил тушью контур каждой детали. И только после этого закрашивал эти детали акварелью.
И.Я.Билибин. Поверженный Змей-Горыныч. Иллюстрация к былине. 1941. Бумага на картоне, акварель. Русский музей.
И.Я.Билибин. Поверженный Змей-Горыныч. Иллюстрация к былине. 1941. Бумага на картоне, акварель. Русский музей.
Все эти работы выполнены мастером незадолго до его смерти.
И.Я.Билибин. Иллюстрация к былине «Вольга и Микула Селянинович». 1940. Бумага на картоне, акварель. Русский музей.
И.Я.Билибин. Иллюстрация к былине «Вольга и Микула Селянинович». 1940. Бумага на картоне, акварель. Русский музей.
Билибин умер в блокадном Ленинграде от истощения, всего через пять лет после возвращения из долгой эмиграции.
И.Я.Билибин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». 1940. Бумага на картоне, акварель. Русский музей.
И.Я.Билибин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». 1940. Бумага на картоне, акварель. Русский музей.
Вернулся Билибин из имиграции не потому, что был там не успешен, а из-за невероятной тоски по Родине. От эвакуации из Ленинграда он отказался добровольно.
И.Я.Билибин. Корабль. 1926. Холст, масло. Русский музей.
И.Я.Билибин. Корабль. 1926. Холст, масло. Русский музей.
Это более ранняя работа мастера, но стиль узнаваем. В изображении сочетаются лубочные элементы с наследием древнерусской живописной традиции и иконописи.
В.М.Васнецов. Царевна-лягушка. 1918. Третьяковская галерея.
В.М.Васнецов. Царевна-лягушка. 1918. Третьяковская галерея.
Размер полотна: 185 х 250 см. Над его созданием Васнецов работал в течение 17-ти лет, начиная с 1901 года. Однако в своих дневниках и письмах он не оставил комментариев к этой работе. Поэтому любые попытки ее интерпретации носят чисто гипотетический характер. Зато рассматривать многочисленные детали картины - чистое удовольствие!
И.Е.Репин. Садко. 1876. Русский музей.
И.Е.Репин. Садко. 1876. Русский музей.
Это невероятное, огромное полотно (323х230 см) занимает целую стену. На нем изображен главный герой новгородских сказаний Садко в подводном царстве, где Царь морской устроил для него смотр невест. На переднем плане - заморские красотки, увешанные драгоценностями. Но взор Садко прикован к простой русской девушке, скрывающейся в глубине композиции - в левом верхнем углу. Репин писал эту картину в Париже, где в рамках пенсионерской поездки от Академии художеств изучал импрессионизм. Тогда он посчитал, что технически импрессионизм - это интересное явление, но русскому искусству оно чуждо. Он прокомментировал эту свою картину так: «Идея выражает мое настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока еще искусства». По мысли Репина, заморские красавицы олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жены скромную русскую девицу Чернаву.
И.Е.Репин. Садко, фрагмент.
И.Е.Репин. Садко, фрагмент.
Для нас эта картина, пожалуй, стала самой неожиданной на этой выставке. Здесь необычно многое. Во-первых, сам художник-реалист, который ни до, ни после не обращался к сказочным сюжетам. Во-вторых, прототипом Садко выступил Виктор Васнецов (в скобках заметим, что нынешнему поколению зрителей он напоминает и Ивана Васильевича - в одноименном фильме, в исполнении Юрия Яковлева). Несмотря на сказочный сюжет, Репин стремился к предельной достоверности: для изображения морских обитателей художник неоднократно посещал берлинский аквариум. За это полотно Репин получил звание академика, а саму картину впоследствии купил будущий император Александр III.
Василий Денисов. Морское дно. 1907. Русский музей.
Василий Денисов. Морское дно. 1907. Русский музей.
Еще одна работа на сюжет «Садко». Василий Денисов был одним из наиболее последовательных символистов в русской живописи. «Художник дает зрителю возможность заглянуть в некий мир зазеркалья, приоткрывает тайны морской бездны. Волны и морская пена превращаются в видение восточного всадника в чалме на причудливом коне, в чудовищного змея, гигантских улиток, дивных рыб с огромными печальными глазами. Над этими неведомыми существами проплывают бесплотные человеческие тела: то ли русалки, то ли люди, сгинувшие в морской пучине».
Б.И. Анисфельд. Плывущий корабль. 1914. Русский музей.
Б.И. Анисфельд. Плывущий корабль. 1914. Русский музей.
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко».
Предметы из чайного сервиза «Садко». 1936. Завод Пролетарий в Новгородской обл. Русский музей.
Предметы из чайного сервиза «Садко». 1936. Завод Пролетарий в Новгородской обл. Русский музей.
Автор росписи - А.Земсков, исполнитель - И.Аракчеев.
М.В.Нестеров. За Волгой. Пастушок. 1922. Третьяковская галерея.
М.В.Нестеров. За Волгой. Пастушок. 1922. Третьяковская галерея.
За этой картиной, как и за следующей, нет какого-то конкретного сказочного сюжета, но тем не менее, на этой выставке они смотрелись очень органично. Образы художника отражают его поиски идеала и гармонии.
М.В.Нестеров. Река Уфимка. 1935. Русский музей.
М.В.Нестеров. Река Уфимка. 1935. Русский музей.
На своих живописных полотнах художник создал собственный «нестеровский женский образ» — поэтический, полный внутренней красоты и страдания и очень русский.
М.В.Нестеров. Лель (Весна). 1933. Русский музей.
М.В.Нестеров. Лель (Весна). 1933. Русский музей.
Образ Леля не связан ни с христианской традицией, ни, как считают филологи, со славянской мифологией. Светловолосый пастушок, играющий на свирели нежную мелодию, которая наполняет сердца людей любовью, - это литературный образ у А.Пушкина и А.Островского. Ну а у Нестерова Лель стал воплощением идеи гармонии человека с собой, с земной природой и с Богом.
Слева - А.В.Щекотихина-Потоцкая. Лель. 1948. ГФЗ им. М.В.Ломоносова (г.Ленинград).         Справа - А.Д.Бржезицкая. Хозяйка Медной горы - артистка Т.Ф.Макарова. 1948-1950. Дулёвский фарфоровый завод. Русский музей.
Слева - А.В.Щекотихина-Потоцкая. Лель. 1948. ГФЗ им. М.В.Ломоносова (г.Ленинград). Справа - А.Д.Бржезицкая. Хозяйка Медной горы - артистка Т.Ф.Макарова. 1948-1950. Дулёвский фарфоровый завод. Русский музей.
Обе работы - фарфор.
В.М. Васнецов. Снегурочка. 1899. Третьяковская галерея.
В.М. Васнецов. Снегурочка. 1899. Третьяковская галерея.
Про Снегурочку написана народная сказка, пьеса А.Н. Островского, опера Н.А.Римского-Корсакова.
Д.С.Стеллецкий. Занавес. 1910. Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре. Русский музей.
Д.С.Стеллецкий. Занавес. 1910. Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре. Русский музей.
Дмитрий Стеллецкий очень интересовался древнерусской историей, дохристианской Русью, народным фольклором, византийской традицией. У него сложился весьма узнаваемый и своеобразный стиль: графичный, с оригинальной цветовой гаммой и стилизованными славянскими мотивами.
Д.С.Стеллецкий. Палаты Царя Берендея. 1910. Эскиз декорации к неосуществленной         постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре. Русский музей.
Д.С.Стеллецкий. Палаты Царя Берендея. 1910. Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре. Русский музей.
И раньше приходилось видеть работы этого самобытного художника, но всегда - одну-две, а на этой выставке их было целых 6.
Д.С.Стеллецкий. Заповедный лес. 1910. Русский музей.
Д.С.Стеллецкий. Заповедный лес. 1910. Русский музей.
Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре.
Д.С.Стеллецкий. Ярилина долина. 1910. Русский музей.
Д.С.Стеллецкий. Ярилина долина. 1910. Русский музей.
Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре.
Д.С.Стеллецкий. Пролог. 1910. Русский музей.
Д.С.Стеллецкий. Пролог. 1910. Русский музей.
Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре.
Н.К.Рерих. «Дед Мороз» и «Снегурочка». 1912. Русский музей.
Н.К.Рерих. «Дед Мороз» и «Снегурочка». 1912. Русский музей.
Эскизы костюмов для пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» для Петербургского драматического театра «Рейнеке».
Сценические костюмы для пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» по эскизам Николая Рериха 1912 года.
Сценические костюмы для пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» по эскизам Николая Рериха 1912 года.
Михайловский театр (Санкт-Петербург).
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Фигура «Снегурочка» (1920) и поднос из сервиза «Снегурочка» (1922). Русский музей.
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Фигура «Снегурочка» (1920) и поднос из сервиза «Снегурочка» (1922). Русский музей.
С 1918 года и на протяжении всей жизни художница работала на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде — создавала эскизы росписей посуды, а также фарфоровые скульптуры. А.В.Щекатихина-Потоцкая была ученицей Николая Рериха, а в 1923 году стала женой Ивана Билибина.
А.П.Рябушкин «Втерся парень в хоровод». 1902. Третьяковская галерея.
А.П.Рябушкин «Втерся парень в хоровод». 1902. Третьяковская галерея.
Деревенская тематика и обрядовое своеобразие крестьянской культуры начали интересовать этого мастера еще в пору обучения в Императорской Академии художеств. Это одна из поздних картин художника. При этом сцена из крестьянской жизни изображена у него как своего рода уходящая натура: заведенный порядок хоровода нарушен чужаком, на которого неодобрительно смотрит старуха.
В.М.Васнецов. Ковер-самолет. 1880. Нижегородский художественный музей.
В.М.Васнецов. Ковер-самолет. 1880. Нижегородский художественный музей.
Иван Царевич возвращается с победой: рядом с ним - большая клетка, в которой сидит пойманная им Жар-птица. «Ковер-самолет» - это одно из первых живописных произведений Виктора Васнецова на сказочный сюжет, начавших его переход от социальных тем и бытового жанра к русскому эпосу. «Ковер-самолет» был частью большого заказа, сделанного Саввой Мамонтовым. Картины должны были украшать интерьер зала заседания правления Донецкой железной дороги, но компания отказалась от них из-за «несоответствия тематики живописи характеру серьезного административного учреждения».
Николай Рерих. Ковер-самолет. 1939. Русский музей.
Николай Рерих. Ковер-самолет. 1939. Русский музей.
Картина написана в предвоенные годы, когда приближение войны уже ощущалось. Поэтому здесь сюжет «Ковра-самолета» трактуется совсем в другой тональности.
Николай Рерих. Чара звериная. 1943. Русский музей.
Николай Рерих. Чара звериная. 1943. Русский музей.
Картина написана в разгар ВМВ, хотя к этому сюжету художник обращался начиная с 1910-х годов. Источником вдохновения служил миф об Орфее, от игры которого вся природа преображалась и оживала. «И чудится, что поет не свирель, а солнечный, веселый голос всей земли, зовущий к жизни и травы, и воды, и всякого зверя, и всякого человека» (А.Бенуа).
Ширма «Руслан и Людмила». 1960. Палех. Папье-маше, дерево,темпера, лак, миниатюрная живопись. Русский музей.
Ширма «Руслан и Людмила». 1960. Палех. Папье-маше, дерево,темпера, лак, миниатюрная живопись. Русский музей.
Выполненная в традиции палехской лаковой миниатюры, ширма «Руслан и Людмила» была создана коллективом мастеров (А.В.Борунов, В.В.Большаков, Ю.А.Виноградов) под руководством Тамары Зубковой. Роскошь необыкновенная!
Ширма «Руслан и Людмила», фрагменты. 1960. Палех. Русский музей.
Ширма «Руслан и Людмила», фрагменты. 1960. Палех. Русский музей.
Ширма «Руслан и Людмила», фрагменты. 1960. Палех. Русский музей.
Ширма «Руслан и Людмила», фрагменты. 1960. Палех. Русский музей.
Ширма «Руслан и Людмила», фрагменты. 1960. Палех. Русский музей.
Ширма «Руслан и Людмила», фрагменты. 1960. Палех. Русский музей.
А.Ф.Афанасьев. Иллюстрации к сказке Ершова «Конек Горбунок». Вторая половина 1890-х. Русский музей.
А.Ф.Афанасьев. Иллюстрации к сказке Ершова «Конек Горбунок». Вторая половина 1890-х. Русский музей.
Эти работы - из числа самых популярных у художника, известного в первую очередь в качестве иллюстратора и карикатуриста. Они были напечатаны в журнале «Шут» в 1897-1898 годах, а позднее были изданы в виде серии открыток.
А.Ф.Афанасьев. Иван едет за Жар-птицей. Иллюстрация к сказке Ершова «Конек Горбунок». Вторая половина 1890-х. Русский музей.
А.Ф.Афанасьев. Иван едет за Жар-птицей. Иллюстрация к сказке Ершова «Конек Горбунок». Вторая половина 1890-х. Русский музей.
Книжные иллюстрации Афанасьева всегда выполнены с иронией и юмором.
Константин Коровин. Град-столица. 1911. Русский музей.
Константин Коровин. Град-столица. 1911. Русский музей.
Эскиз декорации для балета Пуни «Конёк-Горбунок» в Мариинском театре в С-Петербурге.
Галина Чечулина. Статуэтки «Царевна и серый волк» (слева) и «Братья»(справа). Нижегородский художественный музей.
Галина Чечулина. Статуэтки «Царевна и серый волк» (слева) и «Братья»(справа). Нижегородский художественный музей.
Обе - 1954. Из триптиха «Жар-птица». Дулёвский фарфоровый завод.
Сергей Орлов. «Сказка о Коньке-Горбунке». 1953. Русский музей.
Сергей Орлов. «Сказка о Коньке-Горбунке». 1953. Русский музей.
Дмитровский фарфоровый завод (пос. Вербилки Московской обл.).
Дмитрий Буторин. Пластина «Иван-Царевич и серый волк». 1929. Русский музей.
Дмитрий Буторин. Пластина «Иван-Царевич и серый волк». 1929. Русский музей.
Папье-маше, дерево,темпера, лак, золотая краска, миниатюрная живопись.
Аполлинарий Васнецов. Озеро. Эскиз декорации к кантате С.Н.Василенко «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре». 1903. Музей музыки.
Аполлинарий Васнецов. Озеро. Эскиз декорации к кантате С.Н.Василенко «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре». 1903. Музей музыки.
Эта работа А.Васнецова навеяна старинной легендой об озере Светлояр, по преданию, возникшем на месте града Китежа, сделавшегося невидимым при приближении к нему татарских орд.
Аполлинарий Васнецов. Площадь в Китеже. 1903. Музей музыки.
Аполлинарий Васнецов. Площадь в Китеже. 1903. Музей музыки.
Эскиз декорации к кантате С.Н.Василенко «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре».
Константин Савицкий. С нечистым знается. 1879. Третьяковская галерея.
Константин Савицкий. С нечистым знается. 1879. Третьяковская галерея.
Сказочный мир не был бы по-настоящему волшебным, если бы в нем жили только богатыри, царевичи и красавицы. Нет, его непременно населяют необычные персонажи (как добрые, так и злые), но обязательно обладающие магическими способностями. Жар-птицы, ведьмы, лешие, водяные, русалки, кикиморы и, конечно, Баба-яга и Кащей Бессмертный. Героиня картины «С нечистым знается» - деревенская ведьма. Крестьяне относились к ним с опаской, но обращались за приворотом, порчей, излечением от болезней. Внешнее сходство героини с Бабой-ягой вносит фольклорное начало в бытовую картину с большим количеством реалистичных деталей.
Артемий Обер. Баба-яга. Гипс тонированный. 1898. Русский музей.
Артемий Обер. Баба-яга. Гипс тонированный. 1898. Русский музей.
Артемий Обер в свое время был более известен как скульптор-анималист, но именно ему, как утверждают, принадлежит это уникальное в своем роде первое скульптурное изображение Бабы-яги.
Александр Бенуа. Баба-яга. 1904. Русский музей.
Александр Бенуа. Баба-яга. 1904. Русский музей.
Иллюстрация к «Азбуке в картинках Александра Бенуа».
Иван Билибин. Пляшущая Баба-яга. 1908. Русский музей.
Иван Билибин. Пляшущая Баба-яга. 1908. Русский музей.
Редкий "кадр" у Билибина - изображение пляшущей Бабы-яги, которую музыкант при помощи волшебной скрипки удерживает от себя на расстоянии. Злые силы взяты измором, и Баба-яга не выглядит такой уж страшной.
Сергей Малютин. Кащей. 1904. Дерево, резьба, масло, бронзовая краска. Русский музей.
Сергей Малютин. Кащей. 1904. Дерево, резьба, масло, бронзовая краска. Русский музей.
Сергей Малютин известен как автор росписи первой русской матрёшки и апологет стиля «a la russe» в искусстве, создатель собственного сказочного «малютинского» варианта модерна, основанного на особой интерпретации древнерусских мотивов. Его «Кащей», по всей видимости, изначально задумывался как дверца шкафа, о чем свидетельствуют следы от петель.
Дымковская игрушка «Богатырь».1970-е. г. Киров. Глина, лепка, роспись.  Русский музей.
Дымковская игрушка «Богатырь».1970-е. г. Киров. Глина, лепка, роспись. Русский музей.
Из серии игрушек «Сказка о Царе Салтане». Авторы: Зоя Пенкина, Лидия Фалалеева.
Тамара Безпалова-Михалева. Пласты «У лукоморья дуб зеленый». 1971-73. Фарфор. Русский музей.
Тамара Безпалова-Михалева. Пласты «У лукоморья дуб зеленый». 1971-73. Фарфор. Русский музей.
ЛФЗ им. М.В.Ломоносова.
Евгений Чарушин. Теремок. 1947. Русский музей.
Евгений Чарушин. Теремок. 1947. Русский музей.
Еще один известный всем - "от мала до велика" - советский иллюстратор-анималист, а также детский писатель и скульптор.
Юрий Васнецов. «Теремок». 1956. Русский музей.
Юрий Васнецов. «Теремок». 1956. Русский музей.
Юрий Васнецов — тоже классик детской книжной иллюстрации. Начало его работы в этой области приходится на конец 1920-х годов. Стоит отметить, что Юрий Васнецов был уроженцем Вятки, так что красочный мир дымковской игрушки окружал его с детства. Почему-то именно эта иллюстрация вызвала у нас самые сильные сентиментальные чувства!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому