Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 10:35
.
Фотоальбом

«Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала»

25 40

В мае—августе 2023 года, как раз во время нашего визита в Нижний Новгород, в выставочном центре «Пакгаузы» проходила выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала». Экспозиция получилась масштабная: 206 картин 80-ти авторов из 7 уральских музеев и одной частной коллекции.

Такая концентрация художественных произведений того периода на Урале — это результат государственной музейной политики после Октябрьской революции. Тогда новое искусство централизованно закупали в специальный художественный фонд, а затем распределяли и отправляли по городам РСФСР — для создания музеев современного искусства. Большая коллекция, до сих пор малоизвестная зрителям других регионов, досталась тогда уральским музеям (и особенно — Екатеринбургскому музею изобразительных искусств).

Авангард — собирательный термин для всех тех новаторских и даже революционных течений, появившихся на рубеже 20-го столетия, которые отрицали классическую традицию. И хотя хронологически история авангарда охватывает очень небольшой период — неполных три десятилетия 20-го века, — он вместил, однако, небывалое многообразие возникших тогда художественных стилей и направлений.

Родился авангард не на пустом месте, ему предшествовало появление импрессионизма, символизма, модерна. И на этой выставке в Нижнем была представлена не только классика авангарда самых разных направлений (неопримитивизм, сезаннизм, кубизм, и др.), но и некоторые работы, относящиеся к предшествующим и последующим стилям и течениям.

Многие авторы и некоторые их картины были нам уже знакомы по другим выставкам. Но что стало для нас абсолютно неожиданным, так это представление в Нижнем работ 4-х самобытных художников, которых организаторы назвали «своеобразными эндемиками» для уральских коллекций — Павла Голубятникова, Николая Русакова, Петра Субботина-Пермяка и Василия Денисова. Все они тем или иным образом были связаны с авангардным искусством, хотя в формальные объединения художников не входили и до недавнего времени оставались вычеркнутыми из истории отечественного искусства. Сейчас их работы — практически эксклюзивная собственность и гордость нескольких уральских музеев и одного частного собрания. Это сделало данную выставку еще более интригующей для заинтересованной публики.

При подготовке этого фоторассказа были использованы материалы Нижегородского государственного художественного музея.

Выставочный центр «Пакгаузы» на Стрелке, где проходила выставка
Выставочный центр «Пакгаузы» на Стрелке, где проходила выставка
.
Всеволод Ульянов. Красные кони. 1917 г. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Всеволод Ульянов. Красные кони. 1917 г. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Символизм картины Ульянова, её стилистика представляет художественное направление, непосредственно предшествовавшее авангарду и оказавшее влияние на его участников. Несущиеся кони, 1917 год — художник вряд ли предполагал, что этот образ станет своеобразным пророчеством к его собственной судьбе. Революция принесла огромные перемены в жизнь страны, всё изменилось коренным образом...Всеволод Ульянов революцию не принял и в 1918 году, покинув Россию, сначала направился в Харбин, а оттуда перебрался в США.
Михаил Кузнецов. Пейзаж. 1910-е. Пермская государственная художественная галерея.
Михаил Кузнецов. Пейзаж. 1910-е. Пермская государственная художественная галерея.
Эта картина, как и предыдущая и следующая, по сути, являются предавангардом: в них еще сильны импрессионистские или символистские корни.
Николай Голощапов (1888-1968). Пейзаж. 1910-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Николай Голощапов (1888-1968). Пейзаж. 1910-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
.
Михаил Ларионов (1881-1964). Еврейская Венера. 1912. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Михаил Ларионов (1881-1964). Еврейская Венера. 1912. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Неопримитивизм стал одним из первых направлений авангарда. Картины с нарочито простым рисунком и яркими красками стали появляться на выставках с 1907 года.Одним из родоначальников этого направления был М.Ларионов. Картина принадлежит к серии «Венер», в которой художник создал собственную интерпретацию «вечного» образа - с народным представлением о женской красоте, в противоположность к классическому идеалу. Нарочито примитивный рисунок этого лубочного образа показывает ироническое отношение автора к своему творению.
Наталия Гончарова (1881-1962). Косари. 1911. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Наталия Гончарова (1881-1962). Косари. 1911. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Работа принадлежит к так называемым «крестьянским» холстам Гончаровой, которые занимают в ее живописи одно из центральных мест. Простота рисунка и намеренно грубая монументальность форм напоминают древние скифские изваяния и народную деревянную скульптуру.
Ольга Розанова (1886-1918). Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой. 1912. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Ольга Розанова (1886-1918). Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой. 1912. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Формы в картине предельно обобщены и упрощены, основными выразительными средствами являются контур, линия и цвет. В письме к сестре художница писала: «Портрет твой среди художников произвёл фурор!».
Адольф Мильман (?). Город. 1910-е. Пермская государственная художественная галерея.
Адольф Мильман (?). Город. 1910-е. Пермская государственная художественная галерея.
Русских художников, подражавших Полю Сезанну, называли «московскими сезаннистами». Но их вдохновляли не только работы французского художника, они создавали собственный коктейль из фовизма, экспрессионизма, кубизма и традиций народного искусства.
Роберт Фальк (1886-1958). Пейзаж. Старая Руза. 1913. Пермская государственная художественная галерея.
Роберт Фальк (1886-1958). Пейзаж. Старая Руза. 1913. Пермская государственная художественная галерея.
Творчество Сезанна затронуло Фалька особенно сильно, что позволило острому на язык Абраму Эфросу назвать его «человеком сезанновской национальности». И в «Старой Рузе» сезанновские мотивы очень заметны.
Петр Кончаловский (1876-1956). Портрет художника Василия Рождественского. 1912. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Петр Кончаловский (1876-1956). Портрет художника Василия Рождественского. 1912. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
В этом портрете ничто не указывает на то, что на ней изображен художник: перед нами крепкий детина, с огромными красными ручищами и мощной шеей, в окружении охотничьих собак. Да и сама живописная манера Кончаловского также подчеркнуто грубая и несколько примитивная. Оба художника входили в объединение «Бубновый валет» и сознательно противопоставляли себя рафинированному, утонченному символизму, который был одним из модных направлений в искусстве того времени.
Илья Машков (1881-1944). Портрет дамы в кресле. 1913. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Илья Машков (1881-1944). Портрет дамы в кресле. 1913. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Признанный мастер натюрморта, Машков работал и в других жанрах. Как и его натюрморты, портреты работы Машкова очень декоративны: он активно пользуется излюбленным приемом противопоставления цветовых пятен, отчего цвет «звучит» интенсивнее.
Илья Машков (1881-1944). Женский портрет с зеркалом. 1918. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Илья Машков (1881-1944). Женский портрет с зеркалом. 1918. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
В этой работе художник смешивает жанры: портрет и натюрморт. В правом верхнем углу он помещает вазу с фруктами, устраивая прямую цветовую перекличку: красочные сочетания, которыми написана ваза, повторяются и в написании головы модели. Работы Машкова отличало неуёмное смешение цветов, что выводило из себя некоторых художественных критиков. «Я самый успешный в России художник, правда только по количеству ругани», — шутил Машков. Вот и в этой работе на светлую кожу лица и рук он нанес неожиданные разноцветные тени – красные, зеленые, фиолетовые.
Илья Машков (1881-1944). Натюрморт со статуэткой. 1922. Пермская государственная художественная галерея
Илья Машков (1881-1944). Натюрморт со статуэткой. 1922. Пермская государственная художественная галерея
.
Илья Машков (1881-1944). Натюрморт с красной рыбой (Натюрморт с сигом). 1923. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Илья Машков (1881-1944). Натюрморт с красной рыбой (Натюрморт с сигом). 1923. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Бенуа писал о Машкове: "Гиперболизируя силу и добиваясь особой звучности цвета, он допускал в своих этюдах самые смелые колористические сочетания".
В одном из залов выставки.
В одном из залов выставки.
Александр Куприн (1880-1960). Натюрморт. Цветы и фрукты. 1910-е. Пермская государственная художественная галерея.
Александр Куприн (1880-1960). Натюрморт. Цветы и фрукты. 1910-е. Пермская государственная художественная галерея.
Этот художник был одним из наиболее последовательных русских сезаннистов. Он так выразил свое художественное кредо: «…Живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения, с новой манерой письма, свободной, широкой, не кропотливой и не серой, коричневой, а яркой, цветистой, с неимоверным напором устремления и энергии».
Александр Куприн (1880-1960). Натюрморт с курительной трубкой. 1917. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Александр Куприн (1880-1960). Натюрморт с курительной трубкой. 1917. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Как и другие участники объединения «Бубновый валет», Куприн в своих работах опирался на живописную систему Сезанна и Матисса, но его натюрморты более спокойны по интонации, чем, скажем, у его коллеги по объединению Ильи Машкова.
Аристарх Лентулов (1882-1943). Дома. 1919-1920. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Аристарх Лентулов (1882-1943). Дома. 1919-1920. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Пишут, что Лентулов работал радостно, получая наслаждение от того, что делал. И это настроение передавалось зрителю. Его так и прозвали – солнечным художником, русским Ярило. Сам художник вспоминал: «Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения».
Аристарх Лентулов (1882-1943). Молочница. 1918. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Аристарх Лентулов (1882-1943). Молочница. 1918. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Радостным праздником бытия всегда воспринимались полотна Лентулова - как и эта его «Молочница». Художественный критик Александр Бенуа писал о картинах Лентулова: «Картины его поют и веселят душу… Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант».
Аристарх Лентулов (1882-1943). Портрет актрисы. 1919. Пермская государственная художественная галерея.
Аристарх Лентулов (1882-1943). Портрет актрисы. 1919. Пермская государственная художественная галерея.
Любопытно, что жанр портрета как таковой Лентулов категорически не признавал, считая фотографическое, реалистичное изображение человеческой внешности ненужным. «Я считаю портрет произведением искусства только в том случае, – пояснял он, – если художник передал своё переживание от данного объекта, своё впечатление, если хотите, даже своё настроение».
Николай Синезубов (1891-1956). Парикмахер. 1920. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Николай Синезубов (1891-1956). Парикмахер. 1920. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
В этой камерной картине Синезубов показывает себя как выдающийся мастер колорита, формы и композиции. При этом цвет используется не столько для моделировки формы, но прежде всего как средство эмоциональной выразительности.
Иван Малютин (1891-1932). Натюрморт с мужской сорочкой. 1918. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Иван Малютин (1891-1932). Натюрморт с мужской сорочкой. 1918. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Произведение было написано Иваном Малютиным в тяжелые годы Гражданской войны. Но, несмотря на бытовую неустроенность тех лет, реквизитом для натюрморта выбраны вещи из мирной жизни и даже элегантные: белая сорочка, накрахмаленные подворотнички, флакон с одеколоном, платяная щетка, скомканный носовой платок. Свобода их расположения, кубистические смещения и сдвиги форм, яркость контрастных красочных пятен, огрубленность контуров воспринимаются как следствие эскизной быстроты работы художника.
Роберт Фальк (1886-1958). Девочка в кресле. 1919-1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Роберт Фальк (1886-1958). Девочка в кресле. 1919-1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
На первый взгляд кажется, что портрет незавершен: лицо и руки написаны предельно обобщенно. На самом деле - это вариант письма в духе раннекубистических женских портретов Пикассо. На этом полотне - абсолютно мастерская колористика. "Цветные плоскости разных оттенков, соединяясь, формируют платье девочки. Яркие отблески от платья и воротника ложатся на лицо точными мазками, которые не только лепят форму, но и слегка деформированным расположением носа, рта и глаз... передают эмоциональное состояние модели".
Владимир Бехтеев (1878-1971). Бой быков. 1919. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Владимир Бехтеев (1878-1971). Бой быков. 1919. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Среди наслаивающихся друг на друга разноцветных плоскостей выделяются изящный черный силуэт коня, вздыбленного над ареной мощным ударом быка, и устремленные к нему фигурки тореро. Много времени проведший в Мюнхене, Бехтеев испытал сильное воздействие немецкого экспрессионизма - что нельзя не заметить в этом полотне. В русском авангарде в целом экcпрессионизм не получил широкого распространения, в отличие от кубизма, влияние которого в этом полотне тоже просматривается.
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Эта работа входит в число первых супрематических произведений художника, показанных им в 1915 году. В ней объединены все «первоэлементы» супрематизма: черный и красный квадраты, круг, окрашенные прямоугольники и трапеции. Так что у Малевича был не только черный, но и красный, и белый квадраты (если кто-то не знал:). Изобретенный Казимиром Малевичем супрематизм стал самым радикальным направлением русского авангарда.
Ольга Розанова (1986-1918). Обе - Беспредметные композиции. 1916. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Ольга Розанова (1986-1918). Обе - Беспредметные композиции. 1916. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Как писала художница Варвара Степанова, «...супрематизм Розановой противоположен супрематизму Малевича, который строит свои работы на композиции квадратных форм, в то время как Розанова строит на цвете. У Малевича цвет существует только для того, чтобы отличить одну плоскость от другой – у Розановой композиция служит для выявления всех возможностей цвета на плоскости, в супрематизме она дала супрематизм живописи, а не квадрата».
Василий Кандинский (1866-1944). Импровизация №217. Серый овал. 1917. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Василий Кандинский (1866-1944). Импровизация №217. Серый овал. 1917. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Василий Кандинский стал первым художником, перешедшим в 1911 году от предметной живописи к чистой абстракции. В картинах Кандинского, в отличие от геометрических абстракций Малевича, обычно угадываются некие антропоморфные образы, фантастические существа – то ли из макро-, то ли из микромира. В них можно всматриваться бесконечно, при этом каждый видит что-то своё.
Александр Родченко (1891-1956). Слева - Композиция. 1918. Пермская государственная художественная галерея. Справа - Беспредметная композиция. 1919. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Александр Родченко (1891-1956). Слева - Композиция. 1918. Пермская государственная художественная галерея. Справа - Беспредметная композиция. 1919. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
В этих и других работах того времени художник экспериментирует в создании абстрактно-геометрических форм, придавая им строго рациональный характер. Тогда Родченко начал относиться к искусству как к изобретению новых форм и возможностей. Художника интересовал практический подход: как бы его назвали сегодня - дизайнерский. Не случайно Родченко стал одним из основоположников конструктивизма, родоначальником дизайна и рекламы в СССР.
Петр Кончаловский (1876-1956). Мальвы. 1921. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Петр Кончаловский (1876-1956). Мальвы. 1921. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Петр Кончаловский - яркий пример художника-колориста, умеющего ваять цветом форму. Кончаловский говорил, что пишет цветы, словно трудное, но необходимо упражнение: «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое».
Александр Шевченко (1883-1948). Портрет жены. 1924. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Александр Шевченко (1883-1948). Портрет жены. 1924. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Невозможно не обратить внимания на необычный ракурс изображения, выбранный художником. В 1920-е годы многие художники, стремясь соответствовать духу послереволюционного времени, переживали своего рода возврат в прошлое: от новаторских экспериментов - к классическому искусству, к традициям русской живописной школы.
Василий Рождественский (1884-1963). Тополя. 1929. Пермская государственная художественная галерея.
Василий Рождественский (1884-1963). Тополя. 1929. Пермская государственная художественная галерея.
.
Митрофан Берингов (1889-1937). Свадьба слепых. 1929. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
Митрофан Берингов (1889-1937). Свадьба слепых. 1929. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
Картина «Свадьба слепых» - это откровение художника о слепоте творческой интеллигенции, к которой автор относил и себя (себя он изобразил справа, в темных очках). Картина передает болезненные ощущения автора от событий того времени, когда уже начались процессы против вредителей из числа интеллигенции. Участники застолья на картине Берингова собрались вместе, но все они — в своем слепом замкнутом одиночестве. То ли не видят, что их ждет, то ли не хотят видеть, то ли это осознанный отказ смотреть правде в глаза в попытке сохранить свой внутренний мир. С 1932 года весь авангард и любые формальные поиски оказались под жестким запретом. Все художественные объединения были упразднены и взамен был создан единый Союз советских художников, ориентированный на соцреализм, на восприятие массового зрителя. Эта картина была среди тех, которые было предписано изъять из музейных фондов и уничтожить - за «формализм и низкое качество». Но сотрудники Нижнетагильского музея-заповедника спрятали ее в запасниках и тем самым спасли от уничтожения. Картина долгое время считалась утраченной, но в 1980-е годы, в ходе инвентаризации, была неожиданно обнаружена.
Николай Русаков (1888-1941). Автопортреты (слева - 1912, справа - 1915). Челябинский музей изобразительных искусств.
Николай Русаков (1888-1941). Автопортреты (слева - 1912, справа - 1915). Челябинский музей изобразительных искусств.
Николай Русаков - не единственный художник в истории искусств, обращавшийся к автопортрету как свидетельству трансформации в своем творчестве. В биографии Николая Русакова несколько раз встречается слово «первый». Он – первый челябинский художник, получивший столичное образование, создатель первой в городе художественной студии, первый челябинский импрессионист…
Николай Русаков (1888-1941). Портрет А.М.Родченко. 1915. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Николай Русаков (1888-1941). Портрет А.М.Родченко. 1915. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Русаков и Родченко вместе учились в Казанской художественной школе у Николая Фешина, а позже - и у К.Коровина тоже.
Николай Русаков (1888-1941). Портрет девушки. 1919. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Николай Русаков (1888-1941). Портрет девушки. 1919. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
.
Николай Русаков (1888-1941). Караваны идут. 1920-е. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Николай Русаков (1888-1941). Караваны идут. 1920-е. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
«Николай Русаков жил цветом, это была его стихия, — написала Галина Трифонова, автор монографии о художнике. — И особую роль в этом сыграло его увлечение Востоком. Только-только перевели в России книгу Поля Гогена «Ноа Ноа» — и он вслед за французским художником едет на Восток».
Николай Русаков (1888-1941). Восточные мудрецы [читают газету «Правда»:)]. 1917-1924. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Николай Русаков (1888-1941). Восточные мудрецы [читают газету «Правда»:)]. 1917-1924. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
«Восток в творчестве Русакова не просто тема, а бесконечно увлекавший его образ бытия. От Востока он взял цвет... в сочетании с графической линейностью...» (Галина Трифонова).
Николай Русаков (1888-1941). Советская девушка. 1920. Челябинский государственный музей изобразительных искусств
Николай Русаков (1888-1941). Советская девушка. 1920. Челябинский государственный музей изобразительных искусств
.
Николай Русаков (1888-1941). Автопортрет в красной рубахе. 1935. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Николай Русаков (1888-1941). Автопортрет в красной рубахе. 1935. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Один из последних автопортретов Русакова написан в авангардной стилистике, с многозначной трактовкой красного – это и иконный цвет, и исконно русский, и цвет революции...По ложному доносу Николай Русаков был арестован и расстрелян в родном городе в 1941 году. Реабилитирован посмертно в 1957 году, но даже и после этого его картины долго не показывали публике. Сорок лет забвения. Только в 1980 году работы Николай Русакова были наконец выставлены в Челябинске.
В одном из залов выставки.
В одном из залов выставки.
Василий Денисов (1862-1922). Муза творчества. 1907. Частное собрание. Екатеринбург.
Василий Денисов (1862-1922). Муза творчества. 1907. Частное собрание. Екатеринбург.
Расцвет творчества художника приходится на 1900-1910-е гг. и всецело связан с символизмом. Наибольший интерес в художественном наследии Денисова составляют фантастические и аллегорические композиции. Пожалуй, более всего из представленной четверки уральских "эндемиков", как их назвали организаторы выставки, нас удивил Василий Денисов. Он пришел в изобразительное искусство профессиональным музыкантом-валторнистом, после многолетней музыкальной карьеры. И шел ему уже тогда 4-й десяток лет. Прекрасное знание музыки сформировали оригинальный взгляд художника-музыканта, что и делает его работы такими самобытными.
Василий Денисов (1862-1922). Портрет Госпожи Ж.Ф.К. 1909. Частное собрание. Екатеринбург.
Василий Денисов (1862-1922). Портрет Госпожи Ж.Ф.К. 1909. Частное собрание. Екатеринбург.
Парадоксально, но самое большое собрание картин Денисова оказалось в Екатеринбурге - в городе, где он никогда не был и с которым его ничего не связывает. Родственники художника, переехавшие в Екатеринбург, искали музей или коллекционера, который бы приобрел полотна малоизвестного художника, требующие серьезной реставрации. И в этой роли выступил Евгений Ройзман, тогдашний глава Екатеринбурга.
Василий Денисов (1862-1922). Женский профиль. 1910-е. Частное собрание. Екатеринбург.
Василий Денисов (1862-1922). Женский профиль. 1910-е. Частное собрание. Екатеринбург.
Изобразительную грамоту Денисов начал постигать в середине 1890-х, когда ему шел уже четвертый десяток. Он был всего на год моложе своего первого учителя Константина Коровина и на четыре года старше второго – Валентина Серова.
Василий Денисов (1862-1922). Слева - Синий портрет. 1911. Справа - Портрет сына. 1912. Обе - из частного собрания. Екатеринбург.
Василий Денисов (1862-1922). Слева - Синий портрет. 1911. Справа - Портрет сына. 1912. Обе - из частного собрания. Екатеринбург.
По воспоминаниям современников, Денисов «чувствовал в музыке краски, цвет, а в красках, в цвете — музыку» и строил композиции своих работ по принципам построения музыкального произведения.
Василий Денисов (1862-1922). Слева - Моисей. 1912. Справа - Новый пророк. 1919. Обе из частного собрания. Екатеринбург.
Василий Денисов (1862-1922). Слева - Моисей. 1912. Справа - Новый пророк. 1919. Обе из частного собрания. Екатеринбург.
Вначале художник принял события 1917 года и работал над портретами вождей революции, плакатами, сценическими панно для съездов в Большом театре. А дальше нарастало ощущение трагичности происходящего...
Василий Денисов (1862-1922). Лев Троцкий. 1919. Частное собрание. Екатеринбург.
Василий Денисов (1862-1922). Лев Троцкий. 1919. Частное собрание. Екатеринбург.
Умер художник в 1922 году от последствий простуды...
Павел Голубятников (1891-1942). Самолет над селом. 1926. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Павел Голубятников (1891-1942). Самолет над селом. 1926. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
В Нижнетагильском музее волею обстоятельств (и здесь - тоже они!) и усилиями музейных сотрудников оказалась большая коллекция произведений Павла Голубятникова - ленинградского художника, одного из тех, кого «переехало» время и чье имя надолго было незаслуженно забыто, любимого ученика Кузьмы Петрова-Водкина.
Павел Голубятников (1891-1942). Голова женщины. 1926. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Павел Голубятников (1891-1942). Голова женщины. 1926. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Встреча с Кузьмой Петровым-Водкиным определила судьбу художника, явив полное совпадение их мировоззрений и родство душ. С 1929 года Голубятников в выставках не участвовал, его имя исчезло из каталогов. В 30-е годы его обвинили в формализме, уволили с работы из Академии художеств, где он преподавал в мастерской своего учителя. Художник умер от дистрофии в блокадном Ленинграде в 1942 году. Многие его живописные произведения погибли при бомбардировке города.
Павел Голубятников (1891-1942). Портрет дочери. 1934. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Павел Голубятников (1891-1942). Портрет дочери. 1934. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Уцелевшие в годы войны его картины и архив были вывезены на Урал женой, и только 30 лет спустя семья передала их в Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Там теперь и находится практически полное собрание работ этого художника, ставшее основой для большого проекта музея «Возвращенные имена».
Павел Голубятников (1891-1942). Портрет жены с курицами. 1936. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Павел Голубятников (1891-1942). Портрет жены с курицами. 1936. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Голубятников, как считают, был наиболее верным последователем Петрова-Водкина.
В зале выставки.
В зале выставки.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Автопортрет. 1910-е. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Автопортрет. 1910-е. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.
Совершенно уникальная творческая личность – уроженец Кудымкара Петр Субботин-Пермяк. Он умер в 36 лет от чахотки, успев сделать совсем немало во многих областях: и в живописи, и как организатор-педагог, и как художник-декоратор. Он занимался возрождением народных ремесел и промыслов на своей малой родине, заложил основы для создания музея (который теперь носит его имя) в родном городе Кудымкаре.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Воронежская баба. 1912. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Воронежская баба. 1912. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.
Влияние художников Абрама Архипова и Филиппа Малявина было весьма ощутимым на ранних этапах творчества этого живописца.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Отдых над рекой. Чаепитие. 1916. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Отдых над рекой. Чаепитие. 1916. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.
Полотна с изображением крестьян, сцен по мотивам коми-пермяцкого быта были яркими и декоративными.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Купальщицы. Начало 1920-х. Пермская государственная художественная галерея.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Купальщицы. Начало 1920-х. Пермская государственная художественная галерея.
.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Паужина (Полдник). 1920. Пермская государственная художественная галерея.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Паужина (Полдник). 1920. Пермская государственная художественная галерея.
В начале 1920-х годов художник начал явно склоняться к кубофутуристическим построениям.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Натюрморт с художественными принадлежностями. 1921. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Натюрморт с художественными принадлежностями. 1921. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.
.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Натюрморт с самоваром. 1922. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Натюрморт с самоваром. 1922. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.
.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Натюрморт с булками и посудой. 1921. Пермская государственная художественная галерея.
Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). Натюрморт с булками и посудой. 1921. Пермская государственная художественная галерея.
Невероятно лаконичные и яркие работы!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому