Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 1:14
На Аляске!
Фотоальбом

Археологические музеи Стамбула. Часть 3: Музей турецкой керамики. Археологический парк

iPhone XS
28 38

Третий музей, входящий в группу Археологических музеев Стамбула, — это Музей турецкой керамики. Он располагается в историческом Изразцовом павильоне, прямо напротив главного здания всего комплекса. Рассказ про экспозицию главного здания — здесь, а про Музей Древнего Востока — здесь.

Изразцовый павильон был построен в 1472 году по велению султана Мехмета Завоевателя, и скорее всего, использовался как объект для султанских развлечений — в стороне от людских глаз.

Считается, что это здание — единственный в Стамбуле пример ранней османской постройки. Достоверного источника информации о зодчем, создавшем Павильон, нет, но специалисты отмечают присущие ему черты персидской архитектуры, и в частности, — внешнюю керамическую отделку, напоминающую ту, что в мечетях Самарканда и Бухары.

Дальнейшая судьба этого здания — непростая. Оно долго «искало себя», несколько раз меняло свой статус и переходило «из рук в руки». Так, в 1880 году в Изразцовом павильоне разместили коллекции Имперского (ныне Археологического) музея, для которого стали тесны стены церкви Св. Ирины. В 1939 году павильон вернули дворцу Топкапы, ставшему к тому времени музеем, и на какое-то время закрыли для посетителей. В 1953 году, по случаю 500-летия завоевания османами Константинополя, в Изразцовом павильоне открылся Музей Фатиха с экспозицией, посвящённой Мехмету Завоевателю: одежда, указы, картины, книги и т. д. Однако в 1981 году посчитали целесообразным передать павильон обратно в распоряжение администрации стамбульского Археологического музея, и с тех пор в нем действует Музей турецкой керамики.

Рядом с Изразцовым павильоном находится археологический парк под открытым небом. Многообразные архитектурные фрагменты и скульптуры собраны турками в этот парк из разных районов бывшего Константинополя. А в сам Константинополь многие из этих фрагментов, относящихся к предыдущим цивилизациям, веками свозились со всей Византийской империи.

Музей турецкой керамики в историческом Изразцовом павильоне. В интернете часто встречается утверждение, что в нем, якобы, изначально располагался султанский гарем. Многие эксперты считают эту версию маловероятной – по причине удаленности Павильона от старого султанского дворца на нынешней площади Баязид (до наших дней не сохранился). Да и после сооружения дворцового комплекса Топкапы Павильон продолжал оставаться несколько в стороне (хотя и рядом) от основных зданий султанского дворца. Кроме того, в Павильоне всего 6 комнат – явно недостаточно для размещения всех любимых и нелюбимых жен😊. Так что, Изразцовый павильон, скорее всего, использовался как объект для султанских развлечений - в стороне от людских глаз.
Музей турецкой керамики в историческом Изразцовом павильоне. В интернете часто встречается утверждение, что в нем, якобы, изначально располагался султанский гарем. Многие эксперты считают эту версию маловероятной – по причине удаленности Павильона от старого султанского дворца на нынешней площади Баязид (до наших дней не сохранился). Да и после сооружения дворцового комплекса Топкапы Павильон продолжал оставаться несколько в стороне (хотя и рядом) от основных зданий султанского дворца. Кроме того, в Павильоне всего 6 комнат – явно недостаточно для размещения всех любимых и нелюбимых жен😊. Так что, Изразцовый павильон, скорее всего, использовался как объект для султанских развлечений - в стороне от людских глаз.
Изразцовый павильон (справа) располагается прямо напротив главного здания Археологического музея (слева).
Изразцовый павильон (справа) располагается прямо напротив главного здания Археологического музея (слева).
Изразцовый павильон сегодня - одно из старейших гражданских зданий Стамбула и единственный в городе пример ранней османской постройки.
Изразцовый павильон сегодня - одно из старейших гражданских зданий Стамбула и единственный в городе пример ранней османской постройки.
Можно сказать, что экспозиция музея начинается прямо с улицы: настолько хороша фасадная керамика с разнообразными геометрическими и растительными мотивами, каллиграфическими декоративными надписями, украшающая его вход.
Можно сказать, что экспозиция музея начинается прямо с улицы: настолько хороша фасадная керамика с разнообразными геометрическими и растительными мотивами, каллиграфическими декоративными надписями, украшающая его вход.
Арочное пространство над входом выложено сине-голубыми изразцами с геометрическими и растительными узорами. Фраза с обеих сторон этой арки — «Мы полагаемся на волю Аллаха» выполнена в виде геометрического узора квадратными изразцами.
Арочное пространство над входом выложено сине-голубыми изразцами с геометрическими и растительными узорами. Фраза с обеих сторон этой арки — «Мы полагаемся на волю Аллаха» выполнена в виде геометрического узора квадратными изразцами.
Передний фасад здания украшен портиком с 14-ю мраморными колоннами.
Передний фасад здания украшен портиком с 14-ю мраморными колоннами.
В Музее выставлены образцы как фасадной, так и бытовой керамики. С нашей точки зрения, наибольший интерес представляет турецкая фасадная плитка, которую в течение нескольких веков успешно использовали для покрытия самых разных поверхностей (стен, порталов, печей, источников воды и проч.), при отделке как жилых помещений (в том числе султанских), так и в мечетях.
В Музее выставлены образцы как фасадной, так и бытовой керамики. С нашей точки зрения, наибольший интерес представляет турецкая фасадная плитка, которую в течение нескольких веков успешно использовали для покрытия самых разных поверхностей (стен, порталов, печей, источников воды и проч.), при отделке как жилых помещений (в том числе султанских), так и в мечетях.
Даже пустая комната в Изразцовом павильоне, без мебели и иных украшений, просто оформленная плиткой с рисунком в сине-золотых тонах, выглядит очень эффектно.
Даже пустая комната в Изразцовом павильоне, без мебели и иных украшений, просто оформленная плиткой с рисунком в сине-золотых тонах, выглядит очень эффектно.
Отдельные внутренние помещения Павильона отделаны плиткой в сине-золотых тонах шестиугольной, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.
Отдельные внутренние помещения Павильона отделаны плиткой в сине-золотых тонах шестиугольной, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.
Одна из ниш в комнате Изразцового павильона во времена султана Мурада Третьего была превращена в фонтан «Аб-и-Хаят» («Источник живой воды»). Он украшен позолоченными гирляндами цветов на белом мраморе. «Веер» в центре - это стилизованное изображение павлиньего хвоста над фигурой самого павлина. Павлин еще с римских времен считался символом вечной жизни и традиционно изображался вместе с другим символом бессмертия - водой.
Одна из ниш в комнате Изразцового павильона во времена султана Мурада Третьего была превращена в фонтан «Аб-и-Хаят» («Источник живой воды»). Он украшен позолоченными гирляндами цветов на белом мраморе. «Веер» в центре - это стилизованное изображение павлиньего хвоста над фигурой самого павлина. Павлин еще с римских времен считался символом вечной жизни и традиционно изображался вместе с другим символом бессмертия - водой.
Этот же интерьер Павильона изображён на картине «Фонтан жизни» (1904) Османа Хамди Бея - самого известного турецкого художника. Он же был и многолетним директором Археологического музея в Стамбуле. Фото из интернета.
Этот же интерьер Павильона изображён на картине «Фонтан жизни» (1904) Османа Хамди Бея - самого известного турецкого художника. Он же был и многолетним директором Археологического музея в Стамбуле. Фото из интернета.
В общей сложности, в залах и хранилищах этого музея собрано около двух тысяч произведений фасадной и бытовой керамики, при изготовлении которых использовались различные технологии. Внутри музея есть необходимые поясняющие надписи. Оконный фасад, облицованный плиткой. Стамбул, около 1540 г.
В общей сложности, в залах и хранилищах этого музея собрано около двух тысяч произведений фасадной и бытовой керамики, при изготовлении которых использовались различные технологии. Внутри музея есть необходимые поясняющие надписи. Оконный фасад, облицованный плиткой. Стамбул, около 1540 г.
Оконные фасады, облицованные плиткой, выполненной в сложнейшей технике цветных глазурей - по технологии медресе Хасеки Хюррем-султан. Стамбул, около 1540 г.
Оконные фасады, облицованные плиткой, выполненной в сложнейшей технике цветных глазурей - по технологии медресе Хасеки Хюррем-султан. Стамбул, около 1540 г.
Полихромный оконный фасад. Изник, около 1575 г. После того, как плитки были сформированы, рисунки были выгравированы или напечатаны, их обжигали, затем наносили цветную глазурь, и снова обжигали. Чтобы цвета не сливались друг с другом во время обжига, между ними закладывался воск или смесь растительного масла и марганца.
Полихромный оконный фасад. Изник, около 1575 г. После того, как плитки были сформированы, рисунки были выгравированы или напечатаны, их обжигали, затем наносили цветную глазурь, и снова обжигали. Чтобы цвета не сливались друг с другом во время обжига, между ними закладывался воск или смесь растительного масла и марганца.
В центральном зале находится роскошный михраб (1432) из мечети Ибрагим-бея в Карамане, покрытый изникскими изразцами. Он выполнен в сложнейшей технике цветной глазури.
В центральном зале находится роскошный михраб (1432) из мечети Ибрагим-бея в Карамане, покрытый изникскими изразцами. Он выполнен в сложнейшей технике цветной глазури.
Центральный зал павильона, где выставлена бытовая керамика.
Центральный зал павильона, где выставлена бытовая керамика.
Иранская фигурная плитка 13-14 веков, декорированная люстром. Эта техника декорирования по глазури появилась в Персии в 9-м веке. На белую матовую глазурь наносились люстры (растворы оксидов металлов с добавлением мельчайших частиц золота, серебра или меди), после чего плитка обжигалась при низкой температуре. В результате этого она приобретала металлический блеск.
Иранская фигурная плитка 13-14 веков, декорированная люстром. Эта техника декорирования по глазури появилась в Персии в 9-м веке. На белую матовую глазурь наносились люстры (растворы оксидов металлов с добавлением мельчайших частиц золота, серебра или меди), после чего плитка обжигалась при низкой температуре. В результате этого она приобретала металлический блеск.
Большинство экспонатов музея были произведены на знаменитых османских фабриках, располагавшихся некогда в городах Изник, а также Кютахья и Чанаккале. Наиболее известна изникская керамика. Изникская тарелка (конец 15-го - начало 16-го веков).
Большинство экспонатов музея были произведены на знаменитых османских фабриках, располагавшихся некогда в городах Изник, а также Кютахья и Чанаккале. Наиболее известна изникская керамика. Изникская тарелка (конец 15-го - начало 16-го веков).
Еще одна изникская тарелка (конец 15-го - начало 16-го веков). Эти тарелки были  наиболее известными в Турции. Вначале для них были характерны сине-белые краски и преимущественно цветочные мотивы, где главенствовали тюльпаны, гвоздики, виноград и гиацинты.
Еще одна изникская тарелка (конец 15-го - начало 16-го веков). Эти тарелки были наиболее известными в Турции. Вначале для них были характерны сине-белые краски и преимущественно цветочные мотивы, где главенствовали тюльпаны, гвоздики, виноград и гиацинты.
И все же, турецкая бытовая керамика (и, прежде всего, посуда) не так совершенна, по нашему мнению, как фасадная плитка. Не случайно, что в султанском дворце Топкапы использовали в основном китайскую и европейскую посуду, а не турецкую.
И все же, турецкая бытовая керамика (и, прежде всего, посуда) не так совершенна, по нашему мнению, как фасадная плитка. Не случайно, что в султанском дворце Топкапы использовали в основном китайскую и европейскую посуду, а не турецкую.
Полихромовая глазурованная посуда из Изника. В 17-м веке керамика из Изника стала многоцветной. Хотя по-прежнему преобладали сине-голубые тона, мастера стали использовать также зеленые и красные краски. Кроме того, и рисунки на керамике стали более сложными.
Полихромовая глазурованная посуда из Изника. В 17-м веке керамика из Изника стала многоцветной. Хотя по-прежнему преобладали сине-голубые тона, мастера стали использовать также зеленые и красные краски. Кроме того, и рисунки на керамике стали более сложными.
А это - керамические изделия 18-19-го века из турецкой Кютахьи.
А это - керамические изделия 18-19-го века из турецкой Кютахьи.
Для продукции из Кютахьи характерно применение насыщенного темно-зеленого и коричневого цветов. Рисунок на их керамике - более сложный и покрывает значительную часть изделий. Имитацию керамики из Кютахьи теперь повсеместно продают в Турции в качестве сувениров.
Для продукции из Кютахьи характерно применение насыщенного темно-зеленого и коричневого цветов. Рисунок на их керамике - более сложный и покрывает значительную часть изделий. Имитацию керамики из Кютахьи теперь повсеместно продают в Турции в качестве сувениров.
Если турецкая керамическая посуда изначально рассматривалась как побочный вид изделий, то строительная плитка при поддержке государства быстро завоевала господствующее положение в керамическом производстве. Становление большого керамического центра в Изнике (бывший византийский город Никея), начиная с конца 15-го века, отвечало потребностям оформления интерьеров мечетей и дворцов растущих городов Османского государства. И примеры роскошного декорирования жилых и культовых объектов турецкими изразцами обнаруживаются в Стамбуле на каждом шагу. Фрагмент оформления изразцами одного из дворцовых интерьеров Топкапы.
Если турецкая керамическая посуда изначально рассматривалась как побочный вид изделий, то строительная плитка при поддержке государства быстро завоевала господствующее положение в керамическом производстве. Становление большого керамического центра в Изнике (бывший византийский город Никея), начиная с конца 15-го века, отвечало потребностям оформления интерьеров мечетей и дворцов растущих городов Османского государства. И примеры роскошного декорирования жилых и культовых объектов турецкими изразцами обнаруживаются в Стамбуле на каждом шагу. Фрагмент оформления изразцами одного из дворцовых интерьеров Топкапы.
Фрагмент оформления изразцами дворцовых интерьеров Топкапы.
Фрагмент оформления изразцами дворцовых интерьеров Топкапы.
Роскошный изразцовый декор в дворце Топкапы.
Роскошный изразцовый декор в дворце Топкапы.
Рядом с Изразцовым павильоном находится археологический парк под открытым небом. Это название – неофициальное. Это ощущение, которое он вызывает.
Рядом с Изразцовым павильоном находится археологический парк под открытым небом. Это название – неофициальное. Это ощущение, которое он вызывает.
Археологический парк под открытым небом. На заднем плане - боковая сторона Изразцового павильона.
Археологический парк под открытым небом. На заднем плане - боковая сторона Изразцового павильона.
Как в любом парке, здесь есть зеленые аллеи, обрамленные скульптурой, дорожки, по которым можно побродить, скамейки, где можно присесть, чтобы передохнуть.
Как в любом парке, здесь есть зеленые аллеи, обрамленные скульптурой, дорожки, по которым можно побродить, скамейки, где можно присесть, чтобы передохнуть.
Аллеи археологического парка.
Аллеи археологического парка.
Что выделяет этот парк среди других, так это обилие архитектурных фрагментов и скульптуры. И все это - древнее, свезенное турками сюда из разных районов бывшего Константинополя. А в сам Константинополь многие из этих фрагментов предыдущих цивилизаций веками свозились со всей империи.
Что выделяет этот парк среди других, так это обилие архитектурных фрагментов и скульптуры. И все это - древнее, свезенное турками сюда из разных районов бывшего Константинополя. А в сам Константинополь многие из этих фрагментов предыдущих цивилизаций веками свозились со всей империи.
Обилие архитектурных фрагментов и скульптуры в парке.
Обилие архитектурных фрагментов и скульптуры в парке.
Артефакты, находящиеся в парке, - разноплановые и в различной степени сохранности.
Артефакты, находящиеся в парке, - разноплановые и в различной степени сохранности.
 Больше всего – колонн и их капителей, но есть и скульптура, и саркофаги, и надгробные плиты, и постаменты, и фризы и т.д.
Больше всего – колонн и их капителей, но есть и скульптура, и саркофаги, и надгробные плиты, и постаменты, и фризы и т.д.
Каждый в этом парке найдет что-то интересное для себя, в том числе и объекты музейного уровня, которые в других странах и городах наверняка поместили бы под крышу. Но туркам повезло (осознают ли они это?), им досталось такое византийское наследие, что невозможно уместить его в стенах ни одного музея, как бы велик он ни был.
Каждый в этом парке найдет что-то интересное для себя, в том числе и объекты музейного уровня, которые в других странах и городах наверняка поместили бы под крышу. Но туркам повезло (осознают ли они это?), им досталось такое византийское наследие, что невозможно уместить его в стенах ни одного музея, как бы велик он ни был.
Капитель с имперскими орлами.
Капитель с имперскими орлами.
Ассортимент артефактов в парке разнообразен.
Ассортимент артефактов в парке разнообразен.
Медуза Горгона. Пара подобных изваяний находится в стамбульском подземном водохранилище-цистерне Базилика, где они используются в качестве опор для колонн. Неизвестно, откуда все они привезены и какому древнему сооружению принадлежали раньше.
Медуза Горгона. Пара подобных изваяний находится в стамбульском подземном водохранилище-цистерне Базилика, где они используются в качестве опор для колонн. Неизвестно, откуда все они привезены и какому древнему сооружению принадлежали раньше.
Медуза Горгона с другого ракурса.
Медуза Горгона с другого ракурса.
Античные саркофаги перед главным зданием Археологического музея.
Античные саркофаги перед главным зданием Археологического музея.
Всё, что теперь можно узнать про этот саркофаг - его инвентарный номер. У этого - 317.
Всё, что теперь можно узнать про этот саркофаг - его инвентарный номер. У этого - 317.
Ещё один древний саркофаг под открытым небом Стамбула.
Ещё один древний саркофаг под открытым небом Стамбула.
На этом саркофаге хорошо видна хризма, раннехристианский символ с  монограммой имени Христа. Не исключено, что он принадлежал византийскому императору.
На этом саркофаге хорошо видна хризма, раннехристианский символ с монограммой имени Христа. Не исключено, что он принадлежал византийскому императору.
Нужно сказать, что все эти многочисленные свидетели истории города размещены в парке не хаотично, а в каком-то известном его организаторам порядке. По крайней мере, выглядит все довольно органично.
Нужно сказать, что все эти многочисленные свидетели истории города размещены в парке не хаотично, а в каком-то известном его организаторам порядке. По крайней мере, выглядит все довольно органично.
Фрагмент беломраморного саркофага под № 6227, принадлежал, возможно, императору 7-го века Ираклию.
Фрагмент беломраморного саркофага под № 6227, принадлежал, возможно, императору 7-го века Ираклию.
Чаще всего византийские императорские саркофаги делали из редкого красного порфира. Принадлежность лишь некоторых из них установлена.
Чаще всего византийские императорские саркофаги делали из редкого красного порфира. Принадлежность лишь некоторых из них установлена.
Вид на площадку, что ниже уровня археологического парка. Там тоже есть на что посмотреть, но доступа туристам туда нет. На заднем плане просматривается Парк Гюльхане.
Вид на площадку, что ниже уровня археологического парка. Там тоже есть на что посмотреть, но доступа туристам туда нет. На заднем плане просматривается Парк Гюльхане.
Археологический парк находится прямо напротив фасада главного здания комплекса Археологических музеев. Так что, здесь можно неплохо передохнуть, чтобы восстановить силы и эмоциональное восприятие между посещениями трех музеев, входящих в его состав. В археологическом парке есть и кафе, но цены там просто безбожные.
Археологический парк находится прямо напротив фасада главного здания комплекса Археологических музеев. Так что, здесь можно неплохо передохнуть, чтобы восстановить силы и эмоциональное восприятие между посещениями трех музеев, входящих в его состав. В археологическом парке есть и кафе, но цены там просто безбожные.
За аллеями парка просматривается главное здание музея.
За аллеями парка просматривается главное здание музея.
Еще две неопознанные скульптуры.
Еще две неопознанные скульптуры.
Обломок богатого фриза, служившего когда-то украшением храма Полиевкта.
Обломок богатого фриза, служившего когда-то украшением храма Полиевкта.
Артефакт с христианскими символами.
Артефакт с христианскими символами.
Ещё один фрагмент с хризмой. Скорее всего, это одна из сторон саркофага.
Ещё один фрагмент с хризмой. Скорее всего, это одна из сторон саркофага.
Это, вероятно, каменная купель для крещения.
Это, вероятно, каменная купель для крещения.
Вряд ли коты, обитающие в этом парке, интересуются археологией и историей. Их больше интересует, что подают в кафе. Но даже коты неплохо вписываются в картинку парка.
Вряд ли коты, обитающие в этом парке, интересуются археологией и историей. Их больше интересует, что подают в кафе. Но даже коты неплохо вписываются в картинку парка.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому