Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 8:21
В поездке
Фотоальбом

Музей турецкого и исламского искусства

iPhone XS, iPhone 12 Pro
28 30

Этот музей, который может гордиться своей невероятной коллекцией, имеет исключительно выгодное месторасположение — прямо напротив Голубой мечети, на другой стороне бывшего Ипподрома. Тем не менее, зачастую туристы проходят мимо него. Мы и сами оказались в нем только в день накануне отъезда из Стамбула, хотя с него можно было бы и начать, чтобы сразу, в оптовых масштабах окунуться во все многообразие и великолепие исламского искусства, с которым «поштучно» сталкиваешься в Стамбуле на каждом шагу. А в Музее все систематизировано и представлено в лучшем виде.

Собрание экспонатов музея насчитывает более 40 000 единиц. Это уникальные коллекции ковров, художественных изделий из дерева, керамики, стекла, камня и металла, каллиграфии и книжной миниатюры. Есть интересный этнографический раздел.

Коллекции музея турецкого и исламского искусства представляют искусство Османской империи (конец 13-го — начало 20-го веков) и удачно дополняют, не дублируя, экспозиции Археологических музеев Стамбула, где этот период в истории Турции также представлен, но в ином ракурсе. Музей турецкого и исламского искусства входит в перечень объектов, покрываемых музейной картой Стамбула.

Отдельно стоит сказать о здании, в котором разместился музей — дворце Ибрагима-паши. Оно само по себе весьма примечательно, будучи единственным сохранившимся в Стамбуле, помимо Топкапы, дворцом конца 15-го-начала 16-го веков. После насильственной смерти Ибрагима-паши в 1536 году этот дворец перешел в собственность государства и в дальнейшем использовался в различных целях (в качестве резиденции других визирей, регистрационной палаты, казармы, тюрьмы, швейной мастерской и др.), но имя Ибрагима-паши так и закрепилось за этим особняком.

Музей турецкого и исламского искусства перебрался во дворец Ибрагима-паши только в 1983 году, хотя был основан в 1914 году (с иным первоначальным названием и местонахождением). В 1984 году он удостоился специальной премии от Совета Европы как лучший музей года, а в 1985 году получил награду и от ЮНЕСКО.

Не погружаясь в глубины особенностей исламского искусства, обязательно нужно отметить следующее. Само прилагательное «исламское» применительно к этому искусству специалисты считают неточным: хотя некоторые артефакты (например, рукописи Корана, детали оформления мечетей и т. п.) непосредственно связаны с религией и практикой ислама, все же большинство произведений, относимых к «исламскому искусству», называют так только потому, что они были созданы в странах, где ислам — доминирующая религия.

В то же время, невозможно отрицать, что исламское вероучение, отношение ислама к возможности изображать живые существа оказало самое непосредственное влияние на изобразительное искусство в мусульманских странах. Если нет изображений бога, святых, человека, то нет ни иконописи, ни храмовой скульптуры, ни жанровой, ни портретной живописи… «Взамен» в мусульманских странах блестящее развитие получили искусство орнамента и каллиграфии, ставшие одними из самых узнаваемых черт исламского искусства. Приглядитесь к фотографиям экспонатов этого музея, и вы увидите многочисленные подтверждения данному утверждению.

Здание, в котором разместился музей – дворец Ибрагима-паши -  само по себе весьма примечательно, будучи единственным сохранившимся в Стамбуле, помимо Топкапы, дворцом конца 15-го-начала 16-го веков. В 1523 году этот особняк был подарен султаном Сулейманом Великолепным Ибрагиму - своему прежнему рабу, близкому другу на протяжении жизни, фавориту и будущему зятю, назначенному падишахом в обход всех правил Великим визирем (типа премьер-министром).
Здание, в котором разместился музей – дворец Ибрагима-паши - само по себе весьма примечательно, будучи единственным сохранившимся в Стамбуле, помимо Топкапы, дворцом конца 15-го-начала 16-го веков. В 1523 году этот особняк был подарен султаном Сулейманом Великолепным Ибрагиму - своему прежнему рабу, близкому другу на протяжении жизни, фавориту и будущему зятю, назначенному падишахом в обход всех правил Великим визирем (типа премьер-министром).
Точно не известно, для кого и когда был построен этот дворец изначально. Предположительно, это произошло во время правления султана Байязида II, в конце 15-го - начале 16-го века. Сохранились документы, говорящие о ремонтных работах во дворце в 1520 году по приказу Сулеймана Великолепного, а затем – о его названии дворцом Ибрагима-паши.
Точно не известно, для кого и когда был построен этот дворец изначально. Предположительно, это произошло во время правления султана Байязида II, в конце 15-го - начале 16-го века. Сохранились документы, говорящие о ремонтных работах во дворце в 1520 году по приказу Сулеймана Великолепного, а затем – о его названии дворцом Ибрагима-паши.
Дворец представлял собой колоссальное сооружение сложной конфигурации, отдельные части которого окружали 4 внутренних двора. На фото - один из внутренних двориков музея.
Дворец представлял собой колоссальное сооружение сложной конфигурации, отдельные части которого окружали 4 внутренних двора. На фото - один из внутренних двориков музея.
С террасы музея открывается отличный вид на Голубую мечеть и "макушку" египетского обелиска.
С террасы музея открывается отличный вид на Голубую мечеть и "макушку" египетского обелиска.
Дворец был построен на месте гостевых трибун бывшего константинополького ипподрома. Здание возвели из камня (что, видимо, и предопределило его долговечность) в староосманском стиле, в то время как многие сооружения того периода строились из дерева. В первом же зале музея посетители могут увидеть фрагменты античного ипподрома Константинополя, на месте трибун которого и возвели дворец Ибрагима-паши.
Дворец был построен на месте гостевых трибун бывшего константинополького ипподрома. Здание возвели из камня (что, видимо, и предопределило его долговечность) в староосманском стиле, в то время как многие сооружения того периода строились из дерева. В первом же зале музея посетители могут увидеть фрагменты античного ипподрома Константинополя, на месте трибун которого и возвели дворец Ибрагима-паши.
Один из фрагментов античного ипподрома Константинополя, на месте трибун которого и возвели дворец Ибрагима-паши.
Один из фрагментов античного ипподрома Константинополя, на месте трибун которого и возвели дворец Ибрагима-паши.
Один из залов музея.
Один из залов музея.
В мусульманских странах блестящее развитие получили искусство орнамента и каллиграфии, ставшие одними из самых узнаваемых черт исламского искусства. Металлический сосуд. Последняя четверть 15-го века.
В мусульманских странах блестящее развитие получили искусство орнамента и каллиграфии, ставшие одними из самых узнаваемых черт исламского искусства. Металлический сосуд. Последняя четверть 15-го века.
Деревянный сельджукский саркофаг, 1251 г. Cовершенно великолепный образчик деревянной резьбы с каллиграфией и орнаментами!
Деревянный сельджукский саркофаг, 1251 г. Cовершенно великолепный образчик деревянной резьбы с каллиграфией и орнаментами!
Металлический сосуд. Начало 16-го века.
Металлический сосуд. Начало 16-го века.
Хотя Коран напрямую не запрещает изображать людей и животных, в некоторых хадисах (преданиях о словах и поступках пророка Мухаммада) говорится о том, что Мухаммад порицал таких художников. Рукописный Коран. 1494 год.
Хотя Коран напрямую не запрещает изображать людей и животных, в некоторых хадисах (преданиях о словах и поступках пророка Мухаммада) говорится о том, что Мухаммад порицал таких художников. Рукописный Коран. 1494 год.
Правда, толкователи Корана всегда поясняли, что запрет изображать людей и животных касается не изображений как таковых, а использования их в качестве объектов поклонения. То есть запрет применялся во всех сферах, которые имеют непосредственное отношение к отправлению культа. Поэтому Коран никогда не иллюстрируется, а в мечетях отсутствуют изображения участников коранических событий. Там их заменили каллиграфически написанные, обрамленные, помещенные в медальоны и т.д. имена Аллаха и пророков, цитаты из писания – это и есть своеобразные исламские "заменители икон". Когда их видишь в бывших христианских храмах, это сильно задевает, а в оригинальных мечетях каллиграфия для русского глаза выглядит очень декоративно и воспринимается как изумительная часть их оформления. Рукописный Коран  16 века.
Правда, толкователи Корана всегда поясняли, что запрет изображать людей и животных касается не изображений как таковых, а использования их в качестве объектов поклонения. То есть запрет применялся во всех сферах, которые имеют непосредственное отношение к отправлению культа. Поэтому Коран никогда не иллюстрируется, а в мечетях отсутствуют изображения участников коранических событий. Там их заменили каллиграфически написанные, обрамленные, помещенные в медальоны и т.д. имена Аллаха и пророков, цитаты из писания – это и есть своеобразные исламские "заменители икон". Когда их видишь в бывших христианских храмах, это сильно задевает, а в оригинальных мечетях каллиграфия для русского глаза выглядит очень декоративно и воспринимается как изумительная часть их оформления. Рукописный Коран 16 века.
Рукописные Кораны, представленные в Музее, - сочетание божественной мудрости (для мусульман) с эстетической красотой (для всех).
Рукописные Кораны, представленные в Музее, - сочетание божественной мудрости (для мусульман) с эстетической красотой (для всех).
Каллиграфию иногда называют самым исламским из всех видов искусства. О каллиграфии говорили также, что это «радость для очей», «язык руки и изящество мысли».
Каллиграфию иногда называют самым исламским из всех видов искусства. О каллиграфии говорили также, что это «радость для очей», «язык руки и изящество мысли».
Еще один образец каллиграфического искусства - дарственная с тугрой султана Ахмеда I, 1612 год. Тугра — персональный знак правителя (султана, халифа, хана) в виде орнаментально украшенной арабской вязи, содержащей его имя и титул. Наибольшее распространение получил в Османской империи, где ставился на всех государственных документах, иногда также на монетах и воротах мечетей.
Еще один образец каллиграфического искусства - дарственная с тугрой султана Ахмеда I, 1612 год. Тугра — персональный знак правителя (султана, халифа, хана) в виде орнаментально украшенной арабской вязи, содержащей его имя и титул. Наибольшее распространение получил в Османской империи, где ставился на всех государственных документах, иногда также на монетах и воротах мечетей.
Фрагмент пояса Каабы, 19-й век. Кааба - святыня ислама, кубическое сооружение в Мекке, вокруг которого паломники совершают ритуальный обход. Каабу традиционно занавешивают специальным покрывалом (кисвой), самая красивая часть которого - это так называемый пояс Каабы, все рисунки и каллиграфия на котором вышиты вручную серебряными и золотыми нитями. Длина пояса Каабы - 47 м, ширина - 95 см. Пояс Каабы - это настоящее произведение искусства.
Фрагмент пояса Каабы, 19-й век. Кааба - святыня ислама, кубическое сооружение в Мекке, вокруг которого паломники совершают ритуальный обход. Каабу традиционно занавешивают специальным покрывалом (кисвой), самая красивая часть которого - это так называемый пояс Каабы, все рисунки и каллиграфия на котором вышиты вручную серебряными и золотыми нитями. Длина пояса Каабы - 47 м, ширина - 95 см. Пояс Каабы - это настоящее произведение искусства.
Фрагмент пояса Каабы, 19-й век.
Фрагмент пояса Каабы, 19-й век.
Одной из самых узнаваемых черт исламского искусства стало обильное применение орнамента в качестве основного декора, получившего в Европе название «арабеска» (от фр. «арабский»). Арабеска могла быть чисто геометрической или же её основу могли составлять растительные мотивы. Нередко эти два вида орнамента совмещались и дополнялись каллиграфическими надписями, также являвшимися элементом декора. Деревянная дверь, конец 15-го века.
Одной из самых узнаваемых черт исламского искусства стало обильное применение орнамента в качестве основного декора, получившего в Европе название «арабеска» (от фр. «арабский»). Арабеска могла быть чисто геометрической или же её основу могли составлять растительные мотивы. Нередко эти два вида орнамента совмещались и дополнялись каллиграфическими надписями, также являвшимися элементом декора. Деревянная дверь, конец 15-го века.
Деревянные ставни, 14-й век, Конья.
Деревянные ставни, 14-й век, Конья.
Уникальный экспонат - дверь Большой мечети 12-13 века из Джизре. Деревянная основа покрыта листами из бронзы и украшена латунными узорами и табличками. Ручки двери украшены головой льва и изображениями драконов (на фото ниже), а в верхней части двери - рельефная каллиграфическая надпись. В 1969 году одна из дверных ручек была украдена и сейчас находится в Копенгагене, в частной коллекции Давида. Все попытки турок вернуть ее назад пока успехом не увенчались.
Уникальный экспонат - дверь Большой мечети 12-13 века из Джизре. Деревянная основа покрыта листами из бронзы и украшена латунными узорами и табличками. Ручки двери украшены головой льва и изображениями драконов (на фото ниже), а в верхней части двери - рельефная каллиграфическая надпись. В 1969 году одна из дверных ручек была украдена и сейчас находится в Копенгагене, в частной коллекции Давида. Все попытки турок вернуть ее назад пока успехом не увенчались.
Одна из ручек двери Большой мечети 12-13 века из Джизре. Украшена головой льва и изображениями драконов.
Одна из ручек двери Большой мечети 12-13 века из Джизре. Украшена головой льва и изображениями драконов.
Деревянные колонны. 13-й век, Дамаск.
Деревянные колонны. 13-й век, Дамаск.
В Музее много уникальных по красоте и изяществу изделий из ценных пород дерева, богато инкрустированных жемчугом, слоновой костью, а также панцирями черепах. Шкафчик конца 16-го века.
В Музее много уникальных по красоте и изяществу изделий из ценных пород дерева, богато инкрустированных жемчугом, слоновой костью, а также панцирями черепах. Шкафчик конца 16-го века.
Шкафчик для Корана. Конец 15-го- начало 16-го веков.
Шкафчик для Корана. Конец 15-го- начало 16-го веков.
Подставки под Коран 17-го века из ценных пород дерева,  инкрустированные жемчугом, слоновой костью, а также панцирями черепах.
Подставки под Коран 17-го века из ценных пород дерева, инкрустированные жемчугом, слоновой костью, а также панцирями черепах.
Кибланума, 1738 год - это портативный астрономический инструмент, название которого буквально означает «указывающий направление на Каабу». Компас мусульманина, указывающий в какую сторону возносить молитвы.
В верхней части внутренней крышки кибланумы на серо-голубом фоне изображены минареты мечети аль-Харам в Мекке с Каабой во внутреннем дворе.
В верхней части внутренней крышки кибланумы на серо-голубом фоне изображены минареты мечети аль-Харам в Мекке с Каабой во внутреннем дворе.
Регионы, где можно было использовать этот инструмент, показаны на карте в его нижней части, а список городов приведен с их арабскими названиями.
Регионы, где можно было использовать этот инструмент, показаны на карте в его нижней части, а список городов приведен с их арабскими названиями.
Вот один из примеров того, что не все предметы, относимые к «исламскому искусству», имеют какое-то отношение  к исламу как религии.  Бытовые сосуды из металла. Конец 18-го века.
Вот один из примеров того, что не все предметы, относимые к «исламскому искусству», имеют какое-то отношение к исламу как религии. Бытовые сосуды из металла. Конец 18-го века.
Металлические сосуды, покрытые золотом и серебром, инкрустированные драгоценными камнями. 17-18 век
Металлические сосуды, покрытые золотом и серебром, инкрустированные драгоценными камнями. 17-18 век
Есть изумительные по красоте предметы из стекла. Стеклянная подвесная лампа для мечети. Вторая половина 14-го века.
Есть изумительные по красоте предметы из стекла. Стеклянная подвесная лампа для мечети. Вторая половина 14-го века.
Стеклянная подвесная лампа для мечети. Вторая половина 14-го века.
Стеклянная подвесная лампа для мечети. Вторая половина 14-го века.
В этом музее даже есть зал священных исламских реликвий, подобных тем, что и во дворце Топкапы. Только в Топкапы туристы ломятся, чтобы на них посмотреть, без возможности что-то сфотографировать на память, а в Музее турецкого и исламского искусства проблемы толкания локтями и злобных взглядов смотрителей на людей с камерами/фотоаппаратами нет совсем. Отпечаток ступни пророка Мухаммеда.
В этом музее даже есть зал священных исламских реликвий, подобных тем, что и во дворце Топкапы. Только в Топкапы туристы ломятся, чтобы на них посмотреть, без возможности что-то сфотографировать на память, а в Музее турецкого и исламского искусства проблемы толкания локтями и злобных взглядов смотрителей на людей с камерами/фотоаппаратами нет совсем. Отпечаток ступни пророка Мухаммеда.
Фрагменты бороды пророка Мухаммеда.
Фрагменты бороды пророка Мухаммеда.
Фрагменты бороды пророка Мухаммеда.
Фрагменты бороды пророка Мухаммеда.
Особой гордостью Музея является коллекция ковров, насчитывающая порядка 1700 единиц хранения.
В Музее собраны редчайшие образцы (некоторым из них по 5 сотен лет) из разных центров ковроткачества: иранские, турецкие, кавказские.
В Музее собраны редчайшие образцы (некоторым из них по 5 сотен лет) из разных центров ковроткачества: иранские, турецкие, кавказские.
Каждый ковровый орнамент неповторим. Стоит помнить, что все это делалось вручную, до изобретения ткацких фабрик и станков с ЧПУ!
Каждый ковровый орнамент неповторим. Стоит помнить, что все это делалось вручную, до изобретения ткацких фабрик и станков с ЧПУ!
Шелковый ковер с общим видом Стамбула. 19-й век.
Шелковый ковер с общим видом Стамбула. 19-й век.
Ковровая коллекция музея.
Ковровая коллекция музея.
Приспособления для ручного ковроткачества.
Приспособления для ручного ковроткачества.
Негласному запрету на изображения людей и животных в искусстве в разных мусульманских странах следовали с разной степенью строгости, и в светском искусстве его часто все-таки не применяли. Фигурки животных, 12-13 век - очень необычны для исламской культуры.
Негласному запрету на изображения людей и животных в искусстве в разных мусульманских странах следовали с разной степенью строгости, и в светском искусстве его часто все-таки не применяли. Фигурки животных, 12-13 век - очень необычны для исламской культуры.
Рукописная книга, выполненная для султана Мурада III, 1583 г. По всему мусульманскому миру широко распространилась традиция персидской миниатюры, часто изображающая человеческие фигуры.
Рукописная книга, выполненная для султана Мурада III, 1583 г. По всему мусульманскому миру широко распространилась традиция персидской миниатюры, часто изображающая человеческие фигуры.
Театр кукол Карагез, получивший свое название от имени главного героя представлений. Возник в 16-м веке и широко распространился по всей Османской империи. Фигуры, которые участвовали в представлении, были изготовлены из кожи буйвола или верблюда. Кусочки кожи сшивали таким образом, чтобы они походили на человеческие фигуры, а затем раскрашивали особыми красками.
Театр кукол Карагез, получивший свое название от имени главного героя представлений. Возник в 16-м веке и широко распространился по всей Османской империи. Фигуры, которые участвовали в представлении, были изготовлены из кожи буйвола или верблюда. Кусочки кожи сшивали таким образом, чтобы они походили на человеческие фигуры, а затем раскрашивали особыми красками.
Оканчивается экспозиция разделом этнографии. Здесь в нескольких залах представлены экспонаты по быту турок в различные периоды истории: костюмы, части интерьеров и т.д.
Оканчивается экспозиция разделом этнографии. Здесь в нескольких залах представлены экспонаты по быту турок в различные периоды истории: костюмы, части интерьеров и т.д.
Одна из экспозиций в разделе этнографии.
Одна из экспозиций в разделе этнографии.
Экспозиция, посвященная культуре хамама.
Экспозиция, посвященная культуре хамама.
Обувь для хамама.
Обувь для хамама.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому