Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 5:04
.
Фотоальбом

Неаполь: церковь-музей Санта Анна деи Ломбарди

Galaxy S23 Ultra
19 45

Одно из сильных впечатлений от Неаполя — великолепие его церквей. Причем снаружи эти храмы — не то чтобы всегда, но очень часто, — абсолютно не привлекают внимания. Мимо многих из тех, о которых теперь хочется рассказать, мы совершенно точно прошли бы мимо, если бы заранее не прочитали о тех сокровищах, которые хранятся в их стенах.

Один из таких храмов — Санта Анна деи Ломбарди (Chiesa di Sant’Anna dei Lombardi), также известная под именем Санта Мария ди Монтеоливето (Chiesa di Monteoliveto). История этой монастырской церкви началась в 1411 году, и на протяжении своей более чем 700-летней истории она несколько раз меняла свое имя и владельцев, переходя в собственность от одной деноминации к другой и видоизменяя свой внешний облик и декор. Эти сюжеты для нас, непосвященных, кажутся очень запутанными и, если честно, не вызывают желания их подробного изложения. Скажем только, что на протяжении многих лет храм находился под патронажем Арагонской династии, став официальной усыпальницей королевской семьи и приближенных к ней аристократов.

Комплекс Санта Анна деи Ломбарди иногда называют музеем тосканского и неаполитанского Возрождения. Что справедливо: здесь хранится множество произведений искусства 15-16-го веков таких выдающихся скульпторов, как Антонио Росселино, Бенедетто да Майано, Гвидо Маццони и других, а также фрески кисти Джорджо Вазари, Франческо Солимены, Фабрицио Сантафеде. В частности, выделим сакристию, расписанную фресками Вазари, потрясающую терракотовую скульптурную группу «Оплакивание Христа» авторства Гвидо Маццони и, конечно, капеллу Пикколомини (шедевр скульптора Антонио Росселино).

Сейчас эта церковь работает как музей. Вход платный.

Главный вход в церковь Санта Анна деи Ломбарди.
Главный вход в церковь Санта Анна деи Ломбарди.
Ну как догадаться, что внутри - сокровища?
Усыпальница знаменитого архитектора Доменико Фонтаны (1543-1607) в портике храма.
Усыпальница знаменитого архитектора Доменико Фонтаны (1543-1607) в портике храма.
Хотя основные достижения Фонтаны связаны с Римом, где в течение нескольких лет он был главным папским архитектором, но и в Неаполе Фонтана оставил заметный след. В частности, в Неаполе он построил королевский дворец (Палаццо Реале) и самый красивый фонтан города - фонтан Нептуна. В начале 17-го века Фонтана занимался перестройкой комплекса Санта Анна и тогда же возвел там церковь, которая до наших дней не сохранилась. Имеено в этом комплексе Фонтану и захоронили.
Интерьер церкви Святой Анны.
Интерьер церкви Святой Анны.
Этот храм - однонефный. Его внутренняя структура необычна тем, что у этого единственного нефа нет трансепта (следовательно, и пересечения), а вместо этого - храм имеет линейную прямоугольную планировку с десятью боковыми капеллами, размещенными по обе стороны нефа. В дополнение к этому - еще несколько помещений, наполненных выдающимися художественными произведениями, среди которых - старая и новая ризницы (сакристии), ораторий и еще несколько часовен слева и справа от алтарной части.
Вид на контрфасад (внутреннюю стену фасада).
Вид на контрфасад (внутреннюю стену фасада).
Вверху - орган 17-го века. Слева и справа от входа - два семейных захоронения (крупнее - на фото ниже).
Слева - усыпальница семьи Лигорио (1532), скульптор - Джованни да Нола. Справа - усыпальница семьи дель Поцци (1524), скульптор - Джироламо Сантакроче.
Слева - усыпальница семьи Лигорио (1532), скульптор - Джованни да Нола. Справа - усыпальница семьи дель Поцци (1524), скульптор - Джироламо Сантакроче.
.
Алтарь храма, переделанный в 1690 году в барочном стиле.
Алтарь храма, переделанный в 1690 году в барочном стиле.
За алтарем сохранилось несколько более ранних работ известного неаполитанского скульптора Джованни да Нола, в частности, кенотафы короля Альфонсо Арагонского и самого первого архитектора этой церкви - Гурелло Орильи. Изумительно смотрится и каменная инкрустация, обрамляющая барельеф «Омовение ног» авторства Джованни да Нола.
Часовни Мастроджудичи и Корреале.
Часовни Мастроджудичи и Корреале.
Теперь посмотрим, что интересного в часовнях. Мы пойдем сначала по правой стороне от входа.
Часовня Корреале: Благовещение со святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1491).
Часовня Корреале: Благовещение со святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1491).
Скульптор - флорентиец Бенедетто да Майано (ученик Антонио Росселлино), один из самых выдающихся скульпторов XV века. Удивительно тонкая работа! И какая смиренная здесь Дева Мария!
Часовня Мастроджудичи: Погребальный монумент семейства Мастроджудичи (1578).
Часовня Мастроджудичи: Погребальный монумент семейства Мастроджудичи (1578).
Скульптор - Джироламо д'Аурио. Несколько странно выглядят лежащие фигуры по бокам, но у современников такая композиция вопросов не вызывала.
Часовня Науклерио: святой Антоний проповедует перед рыбами.
Часовня Науклерио: святой Антоний проповедует перед рыбами.
Барельеф работы Аннибале Каччавелло, начало 16-го века. Антоний Падуанский (1195 – 1231) – популярнейший католический святой, один из самых известных францисканцев, прославившийся своими ораторскими способностями и умением убеждать. Согласно одной из легенд, Антоний прибыл в Римини, чтобы направлять на путь истинный еретиков. Но поскольку еретики не желали его слушать, Антоний подошел к берегу и начал читать проповедь, собрав перед собой целую стаю рыб. Жители города, пристыженные тем, что даже рыбы более восприимчивы к словам проповедника, чем они, тут же вернулись в лоно церкви.
Ораторий Святого Причастия: саркофаг дипломата и юриста Антонио д'Алессандро и его жены Маддалены Риччо (1491).
Ораторий Святого Причастия: саркофаг дипломата и юриста Антонио д'Алессандро и его жены Маддалены Риччо (1491).
Скульптор - Томмазо Малвито. Тоже очень необычная композиция, на взгляд сегодняшнего зрителя.
Ораторий Святого Причастия: скульптурная группа «Оплакивание умершего Христа» (1492) работы Гвидо Маццони.
Ораторий Святого Причастия: скульптурная группа «Оплакивание умершего Христа» (1492) работы Гвидо Маццони.
Это - одна из жемчужин этого храма, полная сильных эмоций. Выполнена в натуральную величину из восьми (канонических для этого сюжета) персонажей.
«Оплакивание умершего Христа», фрагмент.
«Оплакивание умершего Христа», фрагмент.
Слева направо: Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина, Мария Саломея, Богоматерь. Считается, что образу Иосифа приданы черты короля Альфонсо Арагонского, который был заказчиком работы.
«Оплакивание умершего Христа», фрагмент.
«Оплакивание умершего Христа», фрагмент.
Слева направо: Мария Магдалина, Мария Саломея, Богоматерь, Иоанн Евангелист. Работа выполнена из полихромной терракоты. Пишут, что в конце 19-го века скульптуры покрыли бронзовой краской, которую, к счастью, позже удалили.
«Оплакивание умершего Христа», фрагмент.
«Оплакивание умершего Христа», фрагмент.
Слева направо: Богоматерь, Иоанн Евангелист, Мария Клеопова, Никодим. Необычным считается положение тела Христа: обычно его размещают вдоль, а не поперек этой сцены.
Сакристия, или старая ризница.
Сакристия, или старая ризница.
Ради этой ризницы многие туристы идут в эту церковь. Еще чаще эту часть храма называют Ризницей Вазари - в честь Джорджо Вазари, который в 1545 году, когда она еще была монастырской трапезной, расписал ее свод фресками. Вазари был тосканским художником, но слухи о качественном и быстром выполнении им работ в Риме дошли и до Неаполя. Он получил в Неаполе сразу несколько заказов, среди которых был и заказ на роспись монастырской трапезной. Первое впечатление у художника от помещения с готическими сводами и недостаточным освещением было отрицательным и , как пишут, он был готов отказаться от этого проекта. Однако после некоторых раздумий Вазари решил оштукатурить своды, тем самым осветлив пространство и получив дополнительные поверхности для живописи. Это сработало, и сейчас помещение выглядит достаточно светлым и полным воздуха.
Ризница Вазари.
Ризница Вазари.
Свод в помещении архитектурно разделен на три сектора, из которых Вазари один посвятил Вере, другой - Религии, а третий - Вечности.
Сектор Вечность на сводах ризницы.
Сектор Вечность на сводах ризницы.
В каждый сектор свода Вазари поместил изображения, олицетворяющие те или иные добродетели - (в рамки разной геометрической формы - овалы, прямоугольники, квадраты...).
Сектор Вечность, фрагмент.
Сектор Вечность, фрагмент.
Слева - образ Надежды, справа - образ Мудрости, как их представил Вазари.
Сектор Вечность, фрагмент.
Сектор Вечность, фрагмент.
Слева - образ Благосостояния, справа - олицетворение Образования, как их представил Вазари. Вазари-живописец работал чрезвычайно быстро и не пренебрегал помощью многих молодых художников. Их имена известны из оставленного Вазари собственного жизнеописания.
Фрагмент свода.
Фрагмент свода.
В этой ризнице художники-помощники Вазари взяли на себя в основном изображение гротесков - причудливых орнаментов, затейливо сочетающих растительные и звериные элементы, фигурки людей и фантастических созданий и т.д. Здесь их множество, и разглядывать из довольно интересно.
Образы Согласия (слева) и Достоинства (справа) - по Вазари.
Образы Согласия (слева) и Достоинства (справа) - по Вазари.
.
Инкрустации Фра Джованни да Верона.
Инкрустации Фра Джованни да Верона.
Пространство ризницы обрамляют деревянные панели с великолепными инкрустациями, выполненными мастером Фра Джованни да Верона и датируемыми 1506-1510 гг.
Инкрустации Фра Джованни да Верона.
Инкрустации Фра Джованни да Верона.
Этот мастер прославился картинами-обманками на дереве, создающими у зрителя иллюзию глубокого пространства. С этой целью мастер использовал разные породы разноцветного дерева, специальные мастики и красители, гравировку, чернение.
Инкрустации Фра Джованни да Верона.
Инкрустации Фра Джованни да Верона.
Инкрустации по дереву были выполнены с разными сюжетами: из жизни монахов, с городскими пейзажами, архитектурными объектами и т.д. Начало 16-го века.
Алтарь ризницы.
Алтарь ризницы.
В конце 17-го века монастырскую трапезную (которую декорировал Вазари) решили трансформировать в ризницу. Тогда же в ней создали мраморный многоцветный алтарь, над которым повесили картины.
Алтарь ризницы, фрагмент.
Алтарь ризницы, фрагмент.
Картину «Св.Карло Борромео» (в центре) работы Джироламо Д'Арены (1620-е) в ризницу перенесли из церкви. По бокам от нее - полотна, изображающие Возвещающего архангела и Деву Марию (автор - Джованни Баттиста Кованьи).
Боковые части триптиха Вазари «Ужин в доме фарисея» (1545).
Боковые части триптиха Вазари «Ужин в доме фарисея» (1545).
Утверждают, что прежде на месте нынешнего алтаря висел триптих, написанный Вазари. Сохранились боковые части этого триптиха (на этом фото). Согласитесь, что выглядят они не слишком подходящими для алтаря. Но Вазари писал их для трапезной, а не для алтаря. Алтарем это помещение стало существенно позже. Теперь эти работы Вазари выставлены в музее Каподимонте в Неаполе, где мы и сделали эти снимки.
Противоположная от алтаря стена тоже декорирована живописным полотном. По обе стороны от входа - два мраморных бассейна для омовения рук со скульптурами.
Картину «Поклонение пастухов» ( висит над входом в ризницу) приписывают мастерской маньериста Алессандро Аллори.
Картину «Поклонение пастухов» ( висит над входом в ризницу) приписывают мастерской маньериста Алессандро Аллори.
.
Часовня Баратуччи посвящена св. Иоанну Крестителю.
Часовня Баратуччи посвящена св. Иоанну Крестителю.
Мы покинули ризницу Вазари и вернулись в саму церковь. И теперь смотрим капеллы по другую сторону от алтаря храма. Справа - Иоанн Креститель (1516) работы Джованни да Нола.
Часовня Каванильи.
Часовня Каванильи.
Общий вид.
Часовня Каванильи, левая стена.
Часовня Каванильи, левая стена.
В часовне Каванильи нельзя не обратить внимания на гробницу Джона и Чарльза Рапарио с очень выразительным изображением Бичевания Христа (неизвестный неаполитанский мастер, 1576).
Часовня Каванильи, правая стена.
Часовня Каванильи, правая стена.
Гробница Дона Гарсии Каванильи (вторая половина 15-го века) авторства Джакомо делла Пила.
Капелла Пикколомини, общий вид.
Капелла Пикколомини, общий вид.
Еще одна жемчужина этого храма! Древнее семейство Пикколомини, одно из важнейших в истории Италии, обладало родственными связями со многими сильными мира сего на протяжении нескольких веков. Капелла была заказана Антонио Пикколомини, женатом на Марии Арагонской (сестре правившего тогда короля Альфонсо II Арагонского) и родственником папы Пия II, также Пикколомини. Ее исполнителями стали тосканские мастера, в частности, выдающиеся скульпторы эпохи Возрождения Антонио Росселлино и Бенедетто да Майано.
Предбанник часовни Пикколомини, если можно так сказать.
Предбанник часовни Пикколомини, если можно так сказать.
Часовня состоит из двух смежных помещений. В первом из них, «предварительном», выделяются два произведения: гипсовый рельеф (1550), изображающий распятого Христа (автор - Джулио Маццони), и триптих «Вознесение Христа», приписываемый кисти Риккардо Куартараро.
Главная часть капеллы Пикколомини.
Главная часть капеллы Пикколомини.
Общепризнано, что образцом для этой часовни стала погребальная капелла (1459-1467) кардинала Португальского в флорентийской базилике Сан-Миниато-аль-Монте, автором которой тоже был Антонио Росселлино. Но часовня Пикколомини превзошла свой флорентийский аналог более обильным использованием декоративных элементов - в соответствии со вкусом арагонского двора.Туристы могут пройти только по красной дорожке, поэтому некоторые объекты можно сфотографировать только с бокового ракурса.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Внутри часовни, у левой стены - надгробный памятник Марии Арагонской. Над ним - в тондо, поддерживаемом двумя ангелами, - находится горельеф Мадонны с Младенцем. Это надгробье жены Антонио Пикколомини - заказчика данной часовни, носящей теперь его имя. Работа над этой усыпальницей была начата скульптором Антонио Росселлино около 1475 года и после его смерти завершена в 1481 г. Бенедетто да Майано.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
На правой стене, напротив усыпальницы Марии Арагонской, под аркой поместили мраморное сиденье, а над ним - фрески, изображающие сцену Благовещения. Их датируют 15-м веком.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Фрески со сценой Благовещения выполнены одним из последователей Пьетро де ла Франческа. 15-й век.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Полихромный пол в часовне - тоже произведение искусства. Он инкрустирован в стиле косматеско.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
В мраморном алтаре изображено Рождество Христово.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Центральная часть алтаря. По сторонам - свв. Иоанн Евангелист и Яков. Над ними - бюсты пророков.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Фрагмент алтаря со сценой Рождества.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Фрагмент алтаря: танцующие ангелы. До чего же тонкая и изящная работа! А ведь это мрамор.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
Капелла Пикколомини, фрагмент.
А еще выше - ангелы, держащие гирлянды. Этот алтарь - безусловный шедевр Антонио Росселино. И да: здесь мастер превзошел свое аналогичное творение во Флоренции!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.

Комментарии к альбому