Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был вчера 19:03
.
Фотоальбом

Неаполь: Сан-Джованни-а-Карбонара

Galaxy S23 Ultra
26 45

Одно из сильных впечатлений от Неаполя — великолепие его церквей. Причем снаружи эти храмы очень часто абсолютно не привлекают внимания и остаются незамеченными, если судят по их внешнему виду. Об одном из подобных храмов мы уже рассказали здесь. Другой, под названием Сан-Джованни-а-Карбонара, представлен в этом альбоме.

Сразу скажем, что к популярной пасте «карбонара» эта церковь никакого отношения не имеет. Присутствие слова «карбонара» в её имени связано с названием района Неаполя, где церковь была построена. Имя «Карбонара» (что можно перевести как «угольщик», или «углежог») было дано месту, где раньше сжигали собранный в городе мусор и, соответственно, скапливался уголь от его сгорания. Кстати, улица, на которой находится этот храм, до сих пор называется Via Carbonara.

Монастырско-церковный комплекс Сан-Джованни в Неаполе был основан августинцами в 1343 году. Однако одним из самых художественно важных храмов города его сделали более поздние скульптурные и живописные работы 15-16-го веков, и поныне украшающие его интерьеры.

В 15-м веке этот храм стал еще и пантеоном последнего короля Неаполя из Анжуйской династии — Ладислава Великодушного (1377–1414), и самое впечатляющее произведение церкви — это его роскошная мраморная гробница. Не уступает ей по воздействию на посетителей и расписанная фресками часовня с захоронением фаворита королевы Джованны II (сестры и наследницы Ладислава) — Джованни Караччоли.

Но это всё персонажи для нас малознакомые, да и католицизм — религия не наша, так что мы идем в этот храм ради искусства. А внутри там есть на что посмотреть, ведь не зря эту церковь иногда называют музеем ренессансной скульптуры.

Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара.
Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара.
Не слишком привлекательный фасад. Мимо такого можно запросто пройти, не обратив внимания. Но картинка очень итальянская: здесь же рядом сушат белье...
Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара.
Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара.
Чтобы войти в церковь, надо подняться по довольно примечательной лестнице (1707). Ее автор - неаполитанский архитектор Фердинандо Санфеличе (1675 – 1748), вошедший в историю, в частности тем, что превратил лестницы в своих проектах в важные архитектурные элементы. В данном случае он построил довольно эффектную эллипсовидную двухмаршевую лестницу.
Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара.
Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара.
В церкви - один прямоугольный неф, к которому в разные века пристраивали капеллы. Все примечательное в этом храме сосредоточено как раз в капеллах и алтаре.
План церкви Сан-Джованни-а-Карбонара.
План церкви Сан-Джованни-а-Карбонара.
Справа перечислены объекты этого храма, рассмотренные в данном фотоальбоме. Другие помещения церкви либо были закрыты, либо не привлекли нашего внимания.
Алтарь Миробалло  (Altare Miroballo)
Алтарь Миробалло (Altare Miroballo)
Прямо напротив входа в церковь - алтарь Миробалло (№13 на плане) с впечатляющей группой статуй и не очень удачным в тот момент освещением. Создание алтаря относят к последней четверти 15-го века.
Алтарь Миробалло, фрагмент.
Алтарь Миробалло, фрагмент.
В верхней части алтаря - Дева Мария с Младенцем в окружении заказчиков алтаря из семейства Миробалло, сопровождаемых свв. Иоанном Крестителем (слева) и Иоанном Евангелистом (справа). На самом верху - св. Михаил Архангел, под ним - тондо с барельефом благословляющего Христа в окружении ангелов. По сторонам от тондо - статуи св. Петра (слева) и св. Павла (справа).
Алтарь Миробалло, фрагмент.
Алтарь Миробалло, фрагмент.
В центральной нише, в арке - св. Иоанн Евангелист (автор - Джованни да Нола), окруженный ангелами и фигурами Добродетелей (Умеренность, Сила, Мудрость и Справедливость). Считается, что над этом алтарём работали ломбардские мастера, которые выполнили также и триумфальную арку в Castel Nuovo в Неаполе.
Мавзолей Ладислава Великодушного.
Мавзолей Ладислава Великодушного.
В главном алтаре церкви находится жемчужина этого храма (№20 на плане) - монументальный 18-ти метровый надгробный памятник королю Ладиславу Великодушному (1377-1414). Он был королем Неаполя с 1386 года до своей смерти. Этот монумент был создан в первой половине 15-го века.
Мавзолей Ладислава Великодушного.
Мавзолей Ладислава Великодушного.
Король Ладислав изображен здесь аж трижды, на разных уровнях монумента. Необычность этого мавзолея еще и в том, что он - проходной: в его нижней части, между фигурами Добродетелей, прорублен проход (хорошо виден на этом снимке), ведущий в часовню, находящуюся за алтарем - часовню Караччоло-дель-Соле (Cappella Caracciolo del Sole).
Мавзолей Ладислава Великодушного, фрагмент.
Мавзолей Ладислава Великодушного, фрагмент.
Почти вся короткая, 37-летняя жизнь короля Ладислава прошла в военных сражениях с французами, пытавшимися отбить у него Неаполь, и с папством, стремившимся освободиться от его влияния. Видимо, поэтому на вершине надгробного памятника короля - его конная статуя с мечом, что не часто встречается в храмах.
Мавзолей Ладислава Великодушного, фрагмент.
Мавзолей Ладислава Великодушного, фрагмент.
В средней части надгробия король Ладислав изображен на смертном одре.
Мавзолей Ладислава Великодушного, фрагмент.
Мавзолей Ладислава Великодушного, фрагмент.
Король Ладислав успел трижды жениться и при этом не оставил законного наследника. Соответственно, на нем кончилась мужская ветвь Анжуйской династии в Неаполе. Наследовала ему сестра Джованна, которую здесь и изобразили, восседающей на троне рядом со снова живым Ладиславом. Королева Джованна II и заказала этот мавзолей для своего брата после его смерти. Скульптором монумента стал Андреа Чиччоне.
Часовня Караччоло-дель-Соле (Cappella Caracciolo del Sole).
Часовня Караччоло-дель-Соле (Cappella Caracciolo del Sole).
Попадая в эту октогональную часовню (№21 на плане), испытываешь какое-то ошеломляющее чувство.
Часовня Караччоло-дель-Соле.
Часовня Караччоло-дель-Соле.
Имена местных художников, написавших эти фрески, нам оказались совсем незнакомыми: Леонардо да Безоццо, Перинетто да Беневенто, Антонио да Фабриано. Хорошо виден проход, соединяющий часовню с мавзолеем короля Ладислава.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Часовня целиком расписана фресками, датируемыми примерно серединой 15-го века, с историями из жизни Девы Марии, а также сценами из жизни августинских монахов. На фото - фрагмент часовни со всеми пятью Богородичными сюжетами.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Внизу - Рождество Богородицы, вверху - Благовещенье. На нижней фреске можно даже разглядеть сушку белья на балконе, а также разделку курицы хозяйкой.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Внизу - Введение во храм, вверху - Успение Богородицы.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Коронование Богородицы.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Фреска со сценами из жизни августинских монахов.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Фреска со сценами из жизни августинских монахов.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Фреска со сценами из жизни августинских монахов.
Часовня Караччоло-дель-Соле: гробница Серджианни Караччоло.
Часовня Караччоло-дель-Соле: гробница Серджианни Караччоло.
Эту часовню пристроили к церкви в 1427 году специально для возведения гробницы Серджианни Караччоло - по его собственному заказу. Серджианни Караччоло - местный аристократ, известный тем, что был любовником королевы Джованны II. Она наделила своего фаворита полномочиями принимать многие решения принципиальной важности. Но от любви до ненависти, как известно, один шаг, и в 1432 году, после многих лет отношений, Серджианни Караччоло был убит - как предполагают, по распоряжению самой королевы.
Часовня Караччоло-дель-Соле: гробница Серджианни Караччоло.
Часовня Караччоло-дель-Соле: гробница Серджианни Караччоло.
Полагают, что выполнение гробницы (неизвестным скульптором ломбардской школы) началось еще при жизни Серджианни Караччоло, но завершал ее, через несколько лет после гибели последнего, уже другой мастер - Андреа Чиччоне (тот же, что создал мавзолей короля Ладислава).
Часовня Караччоло-дель-Соле: гробница Серджианни Караччоло.
Часовня Караччоло-дель-Соле: гробница Серджианни Караччоло.
В основании мраморной гробницы - пятеро вооруженных воинов. Выше - саркофаг с изображением родового герба семьи Караччоло. На самом верху - статуя усопшего в полный рост.
Часовня Караччоло-дель-Соле: фрагмент гробницы Серджианни Караччоло.
Часовня Караччоло-дель-Соле: фрагмент гробницы Серджианни Караччоло.
Родовой герб семьи Караччоло крупным планом, сверху - жизнеописание усопшего.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
В середине 15-го века в часовне выложили майоликовый пол в синих тонах.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
Часовня Караччоло-дель-Соле, фрагмент.
На напольной плитке - растительные мотивы, разные животные, человеческие изображения.
Часовня Караччоло-ди-Вико (Cappella Caracciolo di Vico).
Часовня Караччоло-ди-Вико (Cappella Caracciolo di Vico).
Рядом с мавзолеем короля Ладислава в 1514-1517 годах была построена еще одна часовня, также относящаяся к семье Караччоло - часовня Караччоло-ди-Вико (№19 на плане). Она имеет почти круглую форму.
Часовня Караччоло-ди-Вико: купол.
Часовня Караччоло-ди-Вико: купол.
Размеры ячеек в мраморном кессонном куполе уменьшаются по мере приближения к центру, где находится еще один небольшой купол с окошками, пропускающими свет.
Часовня Караччоло-ди-Вико: купол.
Часовня Караччоло-ди-Вико: купол.
В нишах, чередующихся с окнами, - восемь гипсовых статуй апостолов, приписываемых школе Джованни да Нола. Оформление купола относят к середине 16-го века.
Часовня Караччоло-ди-Вико.
Часовня Караччоло-ди-Вико.
Из центра часовни по мраморному полу расходятся концентрические полосы с геометрическими мотивами. Если приглядеться, в этом можно увидеть перекличку с декором купола. Материалы отделки – дорогущие каррарский мрамор и красный порфир.
Часовня Караччоло-ди-Вико: алтарь Богоявления.
Часовня Караччоло-ди-Вико: алтарь Богоявления.
Пожалуй, главная жемчужина этой часовни - мраморный алтарь Богоявления работы испанских скульпторов Диего де Силоэ и Бартоломе Ордоньеса (ок.1516 года). Мы этих мастеров помним по их великолепным работам в соборе испанского Бургоса. В нижней части алтаря - барельеф мертвого Христа работы Де Силоэ. Чуть выше - св. Георгий, побеждающий дракона, а по бокам от него - поясные фигуры евангелистов (слева - св. Лука, справа - св. Марк) работы Ордоньеса. Выше по центру - большая сцена «Поклонение волхвов» Бартоломе Ордоньеса.
Часовня Караччоло-ди-Вико: алтарь Богоявления, фрагмент.
Часовня Караччоло-ди-Вико: алтарь Богоявления, фрагмент.
Сцена «Поклонение волхвов» крупным планом (ок.1516). По бокам в нишах: слева - св. Иоанн Креститель работы Джироламо Сантакроче, справа - св. Петр авторства Джованни да Нола (ок.1540).
Часовня Караччоло-ди-Вико.
Часовня Караччоло-ди-Вико.
В этой часовне находятся ещё две гробницы членов семьи Караччоло (датируемые 1557 и 1573 годами)....
Часовня Караччоло-ди-Вико.
Часовня Караччоло-ди-Вико.
...Обе - работы Аннибале Каккавелло с участием Джованни Доменико Д'Аурия.
Джорджо Вазари «Распятие» (1546).
Джорджо Вазари «Распятие» (1546).
Это полотно (№22 на плане) размещено на боковой стене алтаря. Вазари написал также 16 картин для оформления ризницы в этой церкви. Сейчас они находятся в музее Каподимонте в Неаполе.
Два алтаря на контр-фасаде.
Два алтаря на контр-фасаде.
В дальней части нефа (на контр-фасаде, №№9 и 11 на плане) размещены два мраморных алтаря: справа - Мадонна с Младенцем работы Микеланджело Начерино (1601), слева - «Очищение» авторства Аннибале Качкавелло (середина 16-го века). Между этими алтарями - проход, ведущий в часовню Сомма.
Часовня Сомма (Cappella Somma).
Часовня Сомма (Cappella Somma).
В этой часовне (№10 на плане) работали скульпторы Джованни Доменико Д'Аурия и Дель Каккавелло,..
Часовня Сомма (Cappella Somma).
Часовня Сомма (Cappella Somma).
...которые оформили алтарь с рельефом «Успение» и гробницу Сципиона Соммы, который, судя по доспехам на его статуе, был каким-то военачальником.
Часовня Сомма (Cappella Somma).
Часовня Сомма (Cappella Somma).
Часовня Сомма (середина 16-го века) - одна из лучше всего сохранившихся капелл в церкви.
Часовня Сомма (Cappella Somma).
Часовня Сомма (Cappella Somma).
На стенах и сводах часовни - фрески (вторая половина 16-го века) неизвестного неаполитанского художника...
Часовня Сомма (Cappella Somma)
Часовня Сомма (Cappella Somma)
...на библейские темы. На фото выше - сюжет "Поклонение волхвов".

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.

Комментарии к альбому