Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был 29 ноября 23:08
В поездке.
Фотоальбом

Неаполь: Музейный комплекс Доннареджина

Galaxy S23 Ultra
19 44

Еще одна «Золушка» Неаполя: неброская снаружи, а стОит войти внутрь…а там — обилие хорошо сохранившихся средневековых фресок, в том числе и авторства легендарного Пьетро Каваллини. Доннареджина может похвастаться самым большим и интересным фресковым циклом 14-го века, имеющимся в Неаполе.

«Монументальный комплекс Доннареджина» (таково его официальное название) расположился в историческом центре Неаполя, неподалеку от Кафедрального собора и включает в себя две церкви: Санта-Мария-Доннареджина Старая (S.Maria Donnaregina Vecchia) и Санта-Мария-Доннареджина Новая (S.Maria Donnaregina Nuova), а также Епархиальный музей (Museo Diocesano).

История объекта началась еще в 8-м веке, естественно, со старой церкви Санта-Мария-Доннареджина. Она входила в монастырский комплекс, находившийся в течение веков в ведении различных монашеских орденов. Нынешнее здание этой церкви относится к началу 14-го века, когда после разрушения храма в результате землетрясения, Мария Венгерская, дочь венгерского короля Иштвана V и супруга правившего в Неаполе монарха Карла II Анжуйского, распорядилась возвести на этом месте другую церковь (это и есть старая Санта-Мария-Доннареджина). После смерти Марии Венгерской в 1323 году, по ее завещанию, королева была похоронена внутри храма, а церковь перешла к монахиням францисканского ордена.

В 17-м веке францисканцы выстроили себе новый храм — S.Maria Donnaregina Nuova, который вплотную примыкал к старому со стороны апсиды. Старая же церковь Доннареджина в течение многих лет была закрыта для проведения ремонтных работ. В 1860 году церковь перешла государству.

В 2007 году в церкви Доннареджина Нуова был открыт Епархиальный музей, который собрал ценные работы, частично — из Новой и Старой церквей, частично — из запасов дворца архиепископа, где первонаначально располагался музей, а также из других церквей Неаполя. Сегодня обе церкви Доннареджины, старая и новая, являются частью единого музейного комплекса (адрес: Largo Donnaregina, 22; Donnaregina Monumental Complex - Diocesan Museum). Скажем сразу, что, с нашей точки зрения, самое интересное в этом комплексе находится в старой церкви, но вход туда осуществляется через новую. С нее и начнем.

Фасад новой церкви Доннареджина
Фасад новой церкви Доннареджина
(в которой, собственно, и расположен Епархиальный музей). Фасад украшен двумя лепными статуями, изображающими святых Андрея и Варфоломея.
Интерьер новой церкви
Интерьер новой церкви
– барочный. Она - однонефная с шестью боковыми часовнями.
Интерьер новой церкви
Интерьер новой церкви
Невозможно не отметить богатую полихромную мраморную отделку интерьера.
Мраморный алтарь с инкрустациями
Мраморный алтарь с инкрустациями
создан Джованни Рагозино по рисунку Франческо Солимены в начале 18-го века.
Алтарь церкви
Алтарь церкви
В центре алтаря - картина с изображением Успения, Вознесения и Коронации Девы Марии. Работа Маэстро ди Доннареджина (первая половина 16-го века).
Лука Джордано (1634-1705). Свадьба в Кане. 1705.
Лука Джордано (1634-1705). Свадьба в Кане. 1705.
Слева и справа от алтаря - две последние работы знаменитого неаполитанского художника Луки Джордано. Эта картина посвящена первому чуду, совершённому Иисусом Христом - превращению воды в вино. Произошло оно во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета.
Лука Джордано (1634-1705). Чудо умножения хлебов. 1705.
Лука Джордано (1634-1705). Чудо умножения хлебов. 1705.
Одним из самых символичных деяний Иисуса было умножение хлебов и рыб, которыми он накормил тысячи людей, последовавших за ним в его проповеди слова Божия.
Свод новой церкви Доннареджина
Свод новой церкви Доннареджина
полностью расписан фресками из жизни Девы Марии и св. Франциска (1654). Автор - Франческо де Бенедиктис.
Бывшая комната для причастия монахинь
Бывшая комната для причастия монахинь
Ныне это одно из помещений Епархиального музея. В разных помещениях музея в основном представлены картины и скульптура 16-17-го веков религиозной тематики, а также церковные реликвии.
Картины в этом музее по большей части принадлежат неаполитанской школе, с работами таких авторов, как Лука Джордано, Франческо Солимена, Фабрицио Сантафеде, Массимо Станционе, Андреа Ваккаро.
Фабрицио Сантафеде (1555-1626). Святой Франциск с Девой Марией.
Фабрицио Сантафеде (1555-1626). Святой Франциск с Девой Марией.
.
Фабрицио Сантафеде (1555-1626). Мадонна со святыми.
Фабрицио Сантафеде (1555-1626). Мадонна со святыми.
.
Неизвестный художник. Мадонна с Младенцем между св. Яковом и св. Христофором.
Неизвестный художник. Мадонна с Младенцем между св. Яковом и св. Христофором.
Конец 16-го века.
Марко Пино (1521-1583). Поклонение волхвов.
Марко Пино (1521-1583). Поклонение волхвов.
.
Марко Пино. Распятие с Марией, св. Иоанном, св. Петром и св. Софией (?).
Марко Пино. Распятие с Марией, св. Иоанном, св. Петром и св. Софией (?).
Хотя в Епархиальном музее много интересных работ, тем не менее, самое ценное в этом комплексе находится в старой церкви Доннареджина. На фото - план двух этажей старой церкви (для  ориентации).
Хотя в Епархиальном музее много интересных работ, тем не менее, самое ценное в этом комплексе находится в старой церкви Доннареджина. На фото - план двух этажей старой церкви (для ориентации).
Гробница королевы Марии Венгерской
Гробница королевы Марии Венгерской
Говоря современным языком, Мария Венгерская была спонсором строительства этой церкви. Усопшая показана в монашеских одеждах францисканского ордена. Два ангела поддерживают шторы, а в нишах установлены фигуры, изображающие сыновей королевы. Всего у нее было 14 детей, некоторые из них тоже стали королями и королевами. Гробница выполнена мастерами Тино да Камаино и Гальярдо Примарио (1326 г.).
Капелла Лоффредо - общий вид
Капелла Лоффредо - общий вид
Самое ценное в старой церкви - хорошо сохранившиеся многочисленные фрески 14-го века. У них две основных локации: капелла Лоффредо и особенно - хоры на верхнем этаже. Начнем с капеллы.
Над входом в капеллу Лоффредо - Страшный Суд. 14-й век.
Над входом в капеллу Лоффредо - Страшный Суд. 14-й век.
Левая часть фрески сохранилась плохо...
Страшный Суд, фрагмент
Страшный Суд, фрагмент
...а вот в правой части - много выразительных персонажей: евангелист Иоанн со своим символом Орлом, трубящие ангелы, святое пешее и конное воинство.
Фреска Распятие в капелле Лоффредо. 14-й век.
Фреска Распятие в капелле Лоффредо. 14-й век.
В капелле Лоффредо до 18-го века покоились останки некоторых членов этой знатной семьи, которые позже были перенесены в новую церковь, где и находятся до сих пор.
Распятие, фрагмент
Распятие, фрагмент
Все фрески в капелле Лоффредо - 14-го века, принадлежат неизвестному художнику...
Распятие, фрагмент
Распятие, фрагмент
... испытавшему, как пишут в сети, "несомненное влияние Джотто и византийского стиля".
На правой стене капеллы Лоффредо показаны сцены из жизни и деяний евангелиста Иоанна
На правой стене капеллы Лоффредо показаны сцены из жизни и деяний евангелиста Иоанна
А именно (сверху вниз): "Воскрешение Друзианы" (в люнете), "Пытка св. Иоанна в кипящем масле" (слева) и "Св. Иоанн пьет яд и остается невредимым" (справа), "Крещение Аристодема" (слева в самом низу) и "Св. Иоанн воскрешает двух юношей, выпивших яд" (справа внизу). Ниже - некоторые из этих эпизодов покрупнее.
Воскрешение Друзианы
Воскрешение Друзианы
Одна из сцен из жизни и деяний евангелиста Иоанна.
Пытка св. Иоанна в кипящем масле
Пытка св. Иоанна в кипящем масле
Одна из сцен из жизни и деяний евангелиста Иоанна.
Крещение Аристодема
Крещение Аристодема
Одна из сцен из жизни и деяний евангелиста Иоанна.
Мадонна с Младенцем в окружении святых
Мадонна с Младенцем в окружении святых
А это фреска с другой стены капеллы Лоффредо.
Мадонна с Младенцем крупным планом
Мадонна с Младенцем крупным планом
.
Фрагмент интерьера старой церкви: крестовые своды в нефе
Фрагмент интерьера старой церкви: крестовые своды в нефе
Старая церковь Доннареджина была построена в готическом стиле, и хотя она несколько раз перестраивалась, некоторые элементы готической архитектуры в ее оформлении сохранились. Например, около контрфасада неф делится на три части восьмиугольными колоннами, поддерживающими крестовые своды, над которыми расположены хоры.
Фрагмент интерьера старой церкви: крестовые своды в апсиде
Фрагмент интерьера старой церкви: крестовые своды в апсиде
Своды расписаны гербами Марии Венгерской и её мужа Карла II Анжуйского.
"Предбанник" перед хорами (по-научному - антихоры)
А теперь - вишенка на торте этого рассказа. Поднимаемся на хоры старой церкви. Уже в "предбаннике" нас ожидают несколько замечательных фресок. Все - 14-й век. Ниже некоторые из фресок антихоров показаны по отдельности.
Благовещение
Благовещение
Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом.
Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом.
Святая Клара
Святая Клара
Общий вид хоров в старой церкви
Общий вид хоров в старой церкви
Ну а войдя на хоры, невозможно сдержать возгласы восторга, увидев стены, почти сплошь расписанные фресками!
Общий вид хоров в старой церкви
Общий вид хоров в старой церкви
И это тоже - в основном 14-й век! Все фрески на хорах - желтовато-красноватого оттенка. В их колористику вмешались силы природы: в 1390 году в старую церковь ударила молния, вызвав серьезный пожар, который уничтожил крышу и несколько изменил цвета фресок на хорах. Лучше всего сохранились фрески на левой стене и в торце хоров.
Левая стена хоров
Левая стена хоров
практически целиком покрыта фресками. Два верхних ряда на ней посвящены Страстям Христовым и его Смерти, третий сверху ряд - его Воскресению. Самый нижний уровень на левой стене рассказывает истории св. Елизаветы Венгерской.
Левая стена хоров, фрагмент
Левая стена хоров, фрагмент
Издевательства над Христом, несущим крест на Голгофу.
Левая стена хоров, фрагмент
Левая стена хоров, фрагмент
Распятие на Кресте. Фрески на хорах, хотя и красноватые из-за измененного жаром пламени цвета, представляют собой самый большой и интересный цикл 14-го века, имеющийся в Неаполе.
Левая стена хоров, фрагмент
Левая стена хоров, фрагмент
Смерть Христа.
Левая стена хоров, фрагмент
Левая стена хоров, фрагмент
На левой стене есть несколько более поздних фресок: в частности, в левом углу нижнего ряда - три фрески начала 16-го века:
Мадонна между св. Себастьяном и св. Рохом.
Мадонна между св. Себастьяном и св. Рохом.
Вверху - Благовещенье, внизу - Святое Семейство
Вверху - Благовещенье, внизу - Святое Семейство
Вид с хоров на апсиду
Вид с хоров на апсиду
с высокими окнами и крестовым сводом - в очевидном готическом стиле. Деревянные хоры - 16-го века.
Кесонные своды старой церкви
Кесонные своды старой церкви
Помимо фресок, c хоров можно полюбоваться деревянным кессонным потолком с Коронацией Девы Марии (в центре), выполненным скульптором из Бергамо Пьетро Бельверте в начале 16-го века.
Торцевая стена хоров
Торцевая стена хоров
Большинство экспертов приписывают датируемые 14-м веком фрески на хорах школе знаменитого Пьетро Каваллини. Задокументировано пребывание Каваллини в Неаполе в 1308 году, когда он работал для короля Карла II Анжуйского, мужа Марии Венгерской, создав, среди прочего, великолепную капеллу Бранкаччо в церкви Сан-Доменико-Маджоре. Предполагается также, что он работал в Неаполе и в 1320-х гг., когда были созданы приписываемые ему фрески в старой церкви Санта-Мария-Доннареджина.
Торцевая стена хоров
Торцевая стена хоров
Расписана впечатляющими фресками со сценами Страшного суда. 1320-40-е гг.
Центральная панель со сценой Страшного суда:
Центральная панель со сценой Страшного суда:
В овале - Христос-Судья, над Ним - херувим (слева), Абраам, Исаак и Яков (справа). Чуть ниже Христа - Мадонна и св. Иоанн Креститель. Еще ниже - сцена прославления Креста и далее - воскрешение мёртвых.
Левая панель фрески Страшного суда изображает Рай. В 3-х верхних рядах - ангелы, патриархи, апостолы. Затем - ветхозаветные святые. В нижних рядах - процессии избранных праведников.
Левая панель фрески Страшного суда изображает Рай. В 3-х верхних рядах - ангелы, патриархи, апостолы. Затем - ветхозаветные святые. В нижних рядах - процессии избранных праведников.
На правой панели фрески Страшный суд изображён Ад. В 3-х верхних рядах - ангелы, патриархи, апостолы. Затем - проклятые грешники. В самом низу - Ад с печами.
На правой панели фрески Страшный суд изображён Ад. В 3-х верхних рядах - ангелы, патриархи, апостолы. Затем - проклятые грешники. В самом низу - Ад с печами.
Фрагмент Ада крупным планом
Фрагмент Ада крупным планом
Творческое наследие Пьетро Каваллини нельзя назвать многочисленным, но оно занимает важное место в истории итальянского искусства. Считается, что это он, наряду с Джотто, в значительной степени определил магистральное направление в дальнейшем развитии итальянского искусства при переходе от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. И значительная часть работ Каваллини находится в Неаполе, в частности - в Доннареджине.
Мученичество св.Урсулы (1520 г., приписывается Франческо де Толентино)
Мученичество св.Урсулы (1520 г., приписывается Франческо де Толентино)
На стене со Страшным Судом (в ее левом нижнем углу) есть и вот эта более поздняя фреска. В средние века легенда о святой Урсуле и ее мужественной свите из 11 тысяч девственниц, принявших мученическую смерть от гуннов в районе Кёльна в 380-е годы, была необычайно популярна. Католическая церковь объявила Урсулу святой мученицей за веру.
Фрагмент с фресками с правой стены хоров
Фрагмент с фресками с правой стены хоров
Правая стена хоров сохранилась хуже. На ней в основном изображены истории из жизни св. Агнессы и св. Екатерины.
Правая стена хоров, фрагмент
Правая стена хоров, фрагмент
Сверху вниз: св. Агнессу ведут в публичный дом; Мученичество св. Агнессы; Констанция, дочь императора Константина, излечившаяся после визита к могиле св. Агнессы. Св. Агнесса была христианской мученицей в Риме периода императора Диоклетиана; она отвергла сватовство сына римского префекта ради христианской веры, за что префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча. Св. Агнесса - одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых и в Риме ей посвящены два храма, о которых мы уже писали.

Цикл материалов "Южная Италия"

  1. Южная Италия: обзор поездки
  2. Неаполь: Королевский дворец на площади Плебисцита
  3. Неаполь: страсти по Януарию
  4. Неаполь: музей Каподимонте
  5. Неаполь: рождественская традиция презепе
  6. Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи
  7. Неаполь: церковь-музей Санта Анна деи Ломбарди
  8. Неаполь: Сан-Джованни-а-Карбонара
  9. Неаполь: Музейный комплекс Доннареджина
  10. Дворцово-парковый комплекс Казерта: неаполитанский ответ Версалю. Часть 1 — дворец
  11. Дворцово-парковый комплекс Казерта. Часть 2 — парк
  12. Амальфи
  13. Амальфи: Монументальный комплекс собора Святого Андрея
  14. Амальфи: Тропа богов
  15. Равелло: Вилла Руфоло. Дуомо.
  16. Равелло: Вилла Чимброне
  17. Салерно
  18. Пестум - итальянское окно в Великую Грецию
  19. Загадочный Кастель-дель-Монте
  20. Матера
  21. Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»
  22. Отранто, курорт с историей
  23. Белые города южной Италии: Локоротондо
  24. Белые города южной Италии: Альберобелло

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому