Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 11:43
Открыли для себя Сибирь. Масса впечатлений!
Фотоальбом

Выставка Николая Рериха

Galaxy S23 Ultra
32 57

В 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Н. К. Рериха. Этому событию Третьяковская галерея посвятила масштабную выставку в здании на Крымском Валу.

Экспозиция его произведений стала первой в Третьяковской галерее за последние 65 лет и представляет более 100 полотен (из более чем 5000 им созданных) из 18 музеев. Выставка охватывает разные периоды жизни и творчества Н. К. Рериха, подчеркивая его уникальные таланты и разнообразные интересы.

На выставке — три раздела, которые условно можно назвать «русский», «восточный» и «театральный». Первая часть экспозиции соответствует русскому периоду творчества Н. К. Рериха. Здесь представлены картины, отражающие его увлечение историей, археологией, фольклором.

Второй раздел выставки — восточный, погружает зрителей в атмосферу стран Центральной и Южной Азии, куда художник дважды отправлялся в долгие путешествия и где окончательно осел.

Особую часть экспозиции составляют театральные работы Рериха, включающие эскизы костюмов и декораций к известным спектаклям, таким как «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Князь Игорь».

На рядового зрителя полотна Н. К. Рериха обычно производят сильное впечатление, прежде всего — своей декоративностью. Однако многие искусствоведы относятся к его работам критически. Чаще всего они отмечают некоторое однообразие его работ (особенно в индийском цикле), повторяемость композиций, обильное использование «кислотных» цветов. Поэтому, как говорят, в больших количествах смотреть Рериха противопоказано. Нам показалось, что эта выставка в Третьяковке вполне приемлемого масштаба, чтобы Рериха «не переесть», а вместо этого — оценить разнообразие его мастерства, найдя для себя впечатляющие полотна.

Выставка продлится до 10 марта 2024 года. Информацию о порядке ее работы можно уточнить на на сайте музея.

Борис Кустодиев. Портрет Н. К. Рериха. 1913. Русский музей.
Борис Кустодиев. Портрет Н. К. Рериха. 1913. Русский музей.
Николай Рерих (1874–1947) — русский художник, литератор, философ, сценограф и археолог. С детства увлекался историей и изобразительными искусствами, совмещал учебу на юридическом факультете с занятиями в художественной академии и мастерской Архипа Куинджи.
Борис Григорьев. Портрет Н.К.Рериха. 1917 г. Государственная Третьяковская галерея.
Борис Григорьев. Портрет Н.К.Рериха. 1917 г. Государственная Третьяковская галерея.
Художник увидел в Рерихе что-то ленинское:) Время, видимо, было такое...
Гонец.
Гонец. "Восстал род на род“.1897. Государственная Третьяковская галерея.
"Гонец" — дипломная картина Н.Рериха. Сразу после ученической выставки ее купил Павел Третьяков. Двое мужчин в лодке несут своему народу весть о том, что начинается междоусобная война. Полумесяц светит ярко и драматично...
Заморские гости. 1901. Государственная Третьяковская галерея.
Заморские гости. 1901. Государственная Третьяковская галерея.
Рерих был потомком древнего датско-норвежского рода, поэтому варяги и их корабли неоднократно появлялись на его работах.
Строят ладьи. 1903. Государственный музей Востока.
Строят ладьи. 1903. Государственный музей Востока.
Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь. 1900. Государственная Третьяковская галерея
Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь. 1900. Государственная Третьяковская галерея
"Не знающий прошлого, не может думать о будущем". Н.К.Рерих.
Город строят. 1902. Государственная Третьяковская галерея
Город строят. 1902. Государственная Третьяковская галерея
Русь на протяжении долгих лет была страной деревянной архитектуры — её крепости, терема, избы строились из дерева, как на этой картине.
Идолы. 1901. Русский музей.
Идолы. 1901. Русский музей.
Эскиз к большой одноименной картине, которая сегодня хранится в Хорватии. На фоне воды и холмов - капище, частокол которого усеян лошадиными черепами. Н.Рериха всегда интересовала древность — курганы и обряды, эпос и сакральные мотивы. "Я в мертвом жизнь искал", — говорил художник.
Зловещие. 1901 год. Фрагмент. Русский музей.
Зловещие. 1901 год. Фрагмент. Русский музей.
Главные герои "Зловещих" — вороны, выжидающие чего-то на камнях у реки. По первоначальному замыслу, птицы должны были смотреть на древний город (который впоследствии стал образом для отдельной картины).
Воскресенский монастырь в Угличе. 1904. Этюд из серии “Памятники русской старины”. Дерево, масло. Русский музей.
Воскресенский монастырь в Угличе. 1904. Этюд из серии “Памятники русской старины”. Дерево, масло. Русский музей.
Во время поездок по центральной и западной части России в период с 1903 по 1904 год художник написал серию этюдов, на которых в деталях запечатлены памятники русского зодчества.
Ростов Великий. 1903. Государственная Третьяковская галерея.
Ростов Великий. 1903. Государственная Третьяковская галерея.
В начале 1904 года, более 70 этюдов, привезённых из поездки Н.Рериха по русским городам, были выставлены в одном из залов Императорского Общества поощрения художеств. Государь Император, посетивший выставку, выразил желание приобрести её для Русского музея, но объявленная в этот день Русско-японская война помешала дать соответствующие указания, и картины волею судьбы разошлись по миру.
Ростов Великий. Вход в Кремль.1903. Государственный музей Востока.
Ростов Великий. Вход в Кремль.1903. Государственный музей Востока.
Утро княжьей охоты. 1901. Воронежский областной художественный музей им. Крамского.
Утро княжьей охоты. 1901. Воронежский областной художественный музей им. Крамского.
Организаторы в своих комментариях неоднократно подчеркивали, что особенность этой выставки - акцент на русском периоде творчества Рериха, в отличие от его выставок, которые проходили за последние 30–40 лет, где в центре был индийский период.
Покорение Казани. 1914. Национальная галерея Армении, Ереван.
Покорение Казани. 1914. Национальная галерея Армении, Ереван.
Эскиз-вариант панно для Казанского вокзала в Москве. При создании полотен Николай Рерих часто обращался к историческим сюжетам.
Иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Пермская государственная художественная галерея.
Иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Пермская государственная художественная галерея.
Выставляется в Москве впервые. Достоверно неизвестна степень вовлеченности самого Н.К. Рериха в работу по выполнению этого иконостаса. Но как минимум общий замысел принадлежал ему, и руководил всем проектом тоже он.
Иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми, фрагмент.
Иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми, фрагмент.
Центральная часть иконостаса.
Иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми, фрагмент.
Иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми, фрагмент.
Спас Нерукотворный.
Иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми, фрагмент.
Иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми, фрагмент.
Слева - предстоящие (вероятно, изображены небесные покровители заказчиков). В середине - Архангел Гавриил. С 1935 года эта панель принадлежит Екатеринбургскому музею изобразительных искусств. Справа в центре - Богоматерь Казанская (конец 18-го-начало 19-го вв.) с изображением богородичных праздников вокруг нее.
Спас Нерукотворный.1910. Смоленский государственный музей-заповедник.
Спас Нерукотворный.1910. Смоленский государственный музей-заповедник.
Эскиз мозаики над входом в храм Святого Духа в Талашкине.
Трон Невидимого Бога. 1909. Смоленский государственный музей-заповедник.
Трон Невидимого Бога. 1909. Смоленский государственный музей-заповедник.
Эскиз алтарной росписи храма Святого Духа в Талашкине.
В зале выставки.
В зале выставки.
Мы были в будний день, днем, но посетителей было много.
Сокровище Ангелов. 1905.  Государственный комплекс “Дворец конгрессов” СПб.
Сокровище Ангелов. 1905. Государственный комплекс “Дворец конгрессов” СПб.
На переднем плане более чем трехметровой композиции — ангел рядом с Еллингским камнем, артефактом викингов X века. Позади — белокаменный город и сонм ангелов. Ангелы тревожны, главный из них держит в руках копье и щит. Рерих так пояснял свою картину: «...ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло — символы чего начертаны на камне». Рерих показал это полотно на всех крупных европейских выставках. Из Мальмё, где полотно застряло из-за начала Первой мировой, художник вывез картину в 1920-х в Нью-Йорк, где она стала частью экспозиции Музея Рериха. В Россию картина вернулась в 2008 году после покупки Виктором Вексельбергом коллекции Ростроповичей и Вишневской.
Спас Нерукотворный.1913. Русский музей.
Спас Нерукотворный.1913. Русский музей.
Эскиз росписи часовни Святой Анастасии (Псков).
Святой Сергий. 1932. Государственная Третьяковская галерея
Святой Сергий. 1932. Государственная Третьяковская галерея
Героями полотен Рериха часто становились святые...
Пантелеймон-целитель. 1916. Государственная Третьяковская галерея
Пантелеймон-целитель. 1916. Государственная Третьяковская галерея
... мудрецы...
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914.  Русский музей.
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914. Русский музей.
...старцы, воины...
Веления неба. 1915. Русский музей.
Веления неба. 1915. Русский музей.
Особое внимание художника на нескольких картинах сосредоточено на изображении неба.
Небесный бой. 1912. Русский музей.
Небесный бой. 1912. Русский музей.
“Небесный бой” – авторское повторение сюжета, написанного в 1909 году. Сейчас оригинал хранится в частной коллекции в Великобритании.
Моисей-Водитель. 1925. Государственная Третьяковская галерея
Моисей-Водитель. 1925. Государственная Третьяковская галерея
Фантастические и мифологические сюжеты, свойственные творениям Рериха, прославили его как символиста. Под фосфоресцирующим сиянием на вершине горы на коленях стоит пророк Моисей, протянув руки к небесам с молитвой ко Всевышнему.
 Армагеддон. 1936 год. Государственный музей искусства народов Востока.
Армагеддон. 1936 год. Государственный музей искусства народов Востока.
Эту картину исследователи часто приводят в пример, когда говорят о пророческих способностях Рериха. Куда направляются старцы? Что заставило их покинуть град? Откуда спустилось на крепость зловещее зарево?
В специальном павильоне экспонируется сюита «Богатырский фриз» (1910, Русский музей), состоящая из панно, исполненных мастером по сюжетам русских былин («Илья Муромец», «Микула Селянинович» и т.д.) для дома промышленника Ф.Г. Бажанова в Санкт-Петербурге. В этом помещении произведения располагаются именно так, как замышлял автор.
В специальном павильоне экспонируется сюита «Богатырский фриз» (1910, Русский музей), состоящая из панно, исполненных мастером по сюжетам русских былин («Илья Муромец», «Микула Селянинович» и т.д.) для дома промышленника Ф.Г. Бажанова в Санкт-Петербурге. В этом помещении произведения располагаются именно так, как замышлял автор.
Богатырский фриз, фрагмент: Садко. 1910. Русский музей.
Богатырский фриз, фрагмент: Садко. 1910. Русский музей.
Богатырский фриз, фрагмент: Вольга Святославович. 1910. Русский музей.
Богатырский фриз, фрагмент: Вольга Святославович. 1910. Русский музей.
Богатырский фриз, фрагмент: Соловей-разбойник. 1910. Русский музей.
Богатырский фриз, фрагмент: Соловей-разбойник. 1910. Русский музей.
Святослав Рерих. Портрет отца. 1938. Государственная Третьяковская галерея.
Святослав Рерих. Портрет отца. 1938. Государственная Третьяковская галерея.
А теперь перейдем в зал с восточными полотнами художника.
Стены второго зала - "индийского", окрашены в желтый цвет и выстроены кругом: по задумке авторов, это пространство символизирует колесо сансары. Колесо сансары в буддизме — это совокупность всех миров, находящихся в постоянном движении и трансформации.
Стены второго зала - "индийского", окрашены в желтый цвет и выстроены кругом: по задумке авторов, это пространство символизирует колесо сансары. Колесо сансары в буддизме — это совокупность всех миров, находящихся в постоянном движении и трансформации.
Конь счастья. 1925. Нижегородский государственный художественный музей.
Конь счастья. 1925. Нижегородский государственный художественный музей.
В произведениях Рериха середины 1920-х годов преобладает религиозная символика азиатского региона, что напрямую было связано с опытом, полученным им во время знаменитой Центрально-азиатской экспедиции 1923–1928 годов. На картине - характерный образ восточного города, а на древней ступе - Эрдени Мори, конь счастья в монгольском эпосе. С легендами о нем художник встречался во время путешествия.
Твердыни стен. Монастырь Бон-по. 1925. Нижегородский государственный художественный музей.
Твердыни стен. Монастырь Бон-по. 1925. Нижегородский государственный художественный музей.
Ашрам. 1931. Государственная Третьяковская галерея
Ашрам. 1931. Государственная Третьяковская галерея
Ашрам - это обитель мудрецов или отшельников, которая обычно располагалась в отдаленных местах – в горах или в лесу.
Великая стена. 1935. Государственный музей Востока.
Великая стена. 1935. Государственный музей Востока.
"Когда вы выезжаете за Великую Китайскую Стену, то сколько бы раз вы её ни видели, – всегда подымается особенное ощущение чего-то великого, таинственного в своём размахе". Н.К.Рерих.
Гуга Чохан. 1931. Государственная Третьяковская галерея
Гуга Чохан. 1931. Государственная Третьяковская галерея
Гималаи были любимым местом Рериха, и еще в 1928 году он купил дом в долине Кулу, где позже поселился со своей семьей. Напротив входа в дом стояла статуя, посвященная Гуга Чохану — древнему герою, который, по преданию, был покровителем здешних земель.
Лахул. Гималаи. 1932. Государственная Третьяковская галерея
Лахул. Гималаи. 1932. Государственная Третьяковская галерея
Лахул - горный район в индийских Гималаях, расположен недалеко от долины Кулу, где жили Рерихи. Николай Рерих совершил несколько экспедиций в Лахул, где создал ряд картин.
Ченрази. 1931. Государственная Третьяковская галерея
Ченрази. 1931. Государственная Третьяковская галерея
Здесь изображена сцена молитвы тибетских лам перед высеченным в скале изображением бодхисатвы сострадания - Ченрази. Во время экспедиций по Центральной и Средней Азии Рерих проникся восточной культурой и религией, что сильно повлияло на его личность и творчество.
Твердыни Тибета. 1931-1932. Государственная Третьяковская галерея
Твердыни Тибета. 1931-1932. Государственная Третьяковская галерея
Рерих посвятил горам более тысячи картин и этюдов, выполненных в узнаваемой неповторимой манере.
Тень Учителя. Тибет. 1932. Государственная Третьяковская галерея
Тень Учителя. Тибет. 1932. Государственная Третьяковская галерея
Насыщенные деталями картины "русского" цикла в этом зале сменяются полотнами со строгими горными контурами, а цветовое разнообразие сводится к нескольким доминирующим цветам — розовому, синему, фиолетовому, белому.
Канченджунга. 1936 г. Государственная Третьяковская галерея.
Канченджунга. 1936 г. Государственная Третьяковская галерея.
Еще мальчиком Рерих часами простаивал перед картиной, которая висела в Изварском доме - усадьбе Рерихов под Петербургом. На полотне была изображена Канченджанга в закатных лучах Солнца. Мальчик часами вглядывался в контуры непостижимо высокой горы... Спустя много лет она выросла перед ним из тумана: "Нигде нет такого сверкания, такой духовной насыщенности, как среди этих драгоценных снегов... Сюда шли великие отшельники, ибо где же в два перехода можно подняться от тропической растительности до вечного снега. Все стадии напряжения сознания здесь..." Н.К.Рерих.
Меч Гэссэр-хана. Начало 1930-х. Государственная Третьяковская галерея
Меч Гэссэр-хана. Начало 1930-х. Государственная Третьяковская галерея
“...к переселению народов ведет этот меч, так отчетливо запечатленный на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа?” Н.К.Рерих
Кришна. 1946 г. Русский музей.
Кришна. 1946 г. Русский музей.
На фоне высоких розово-фиолетовых снежных вершин, на зеленом весеннем лугу восседает Кришна. Он играет на бамбуковой флейте, и подобно русскому Лелю, светлыми напевами своей песни призывает все живущее к радости.
Ступа. Ладак. 1937. Русский музей.
Ступа. Ладак. 1937. Русский музей.
В поздних работах Рериха основное место принадлежало величественным скалам и небесам, а люди, если и оставались на полотнах, то занимали там второстепенное положение.
Гималаи. 1946. Государственный музей Востока.
Гималаи. 1946. Государственный музей Востока.
«Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключён в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор. Самые человечные слова исходят на снежных высотах». Н.К.Рерих.
Гималаи. 1942. Государственный музей Востока.
Гималаи. 1942. Государственный музей Востока.
Всю вторую половину жизни Рерих искал Шамбалу — мифический регион, где, по преданиям, будет рожден грядущий Мессия. Под влиянием эзотерической литературы, восточных верований и впечатлений от собственных путешествий художник разработал собственное религиозно-философское учение, названное им Живая Этика. И по сей день исследователи спорят: надо ли рассматривать живопись Рериха исключительно через призму его идеологии или же лучше попробовать увидеть за неоднозначными суждениями искусство как таковое.
Декорация Николая Рериха к «Половецким пляскам». 1909. Государственная Третьяковская галерея
Декорация Николая Рериха к «Половецким пляскам». 1909. Государственная Третьяковская галерея
Главным экспонатом театральной экспозиции назван задник к балетной постановке "Половецкие пляски", созданный Н.Рерихом в 1909 году для "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Этот огромный занавес (10 Х 23 м), выдержавший более 2 тысяч постановок, Третьяковка купила в 2020 году и к этой выставке завершила лишь первый этап его реставрации. На нас эта декорация большого впечатления не произвела, вероятно, из-за не слишком удачного ее экспонирования и незаконченного восстановления.
 «Снегурочка». 1912. Русский музей.
«Снегурочка». 1912. Русский музей.
Эскиз костюма для пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» для Петербургского драматического театра «Рейнеке».
 Песнь Леля, 1919. Государственный комплекс «Дворец конгрессов» СПб.
Песнь Леля, 1919. Государственный комплекс «Дворец конгрессов» СПб.
Эскиз для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" в Ковент-Гардене, Лондон ( не состоялась).
Путивль. 1908. Эскиз-вариант декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». Государственная Третьяковская галерея
Путивль. 1908. Эскиз-вариант декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». Государственная Третьяковская галерея
Песнь Сольвейг. 1912. Декорация к драме Г. Ибсена
Песнь Сольвейг. 1912. Декорация к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт". Государственная Третьяковская галерея.
Мельница в горах. 1912. Декорация к драме Г. Ибсена
Мельница в горах. 1912. Декорация к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт". Русский музей.
Эскиз декорации к балету И.Стравинского
Эскиз декорации к балету И.Стравинского "Весна священная". 1910-1913.
Поцелуй земле. Эскиз декорации к балету И.Стравинского
Поцелуй земле. Эскиз декорации к балету И.Стравинского "Весна священная". 1910-1913.
Великая жертва. 1910. Эскиз декорации к балету И.Стравинского
Великая жертва. 1910. Эскиз декорации к балету И.Стравинского "Весна священная".

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому