Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был 29 ноября 23:08
В поездке.
Фотоальбом

Выставка художника Николая Фешина в Третьяковской галерее

В Третьяковке в мае—августе 2021 г. проходила выставка Николая Фешина — одного из самых недооцененных на родине художников.

Наше первое знакомство с работами художника Николая Ивановича Фешина (1881–1955) произошло 2 года назад на одной из выставок в Музее русского импрессионизма в Москве, где были представлены несколько его картин. Вскоре после этого состоялась наша поездка в американский штат Нью-Мексико, где в городке Таос Николай Фешин провел 6 очень ярких и творчески плодотворных лет. Об этом периоде жизни художника и о действующем ныне музее в его бывшем доме нами был опубликован в Туристере фотоальбом «Художник Николай Фешин в Таосе» . И вот новая встреча с мастером — теперь снова в Москве.

Николай Фешин — российско-американский художник, родившийся в Казани в 1881 г. 140-летию со дня его рождения и была посвящена персональная выставка художника в Третьяковской галерее, проходившая с 25 мая по 22 августа 2021 года. На ней были представлены 59 работ мастера, созданные в основном до его эмиграции в США в 1923 году. Перед отъездом за рубеж он оставил свои работы на хранение художественному музею в Казани, которые и составили основу коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Впоследствии она пополнялась благодаря закупкам и дарам. На сегодняшний день собрание произведений Фешина в казанском музее насчитывает более 180 живописных, графических, скульптурных работ и предметов декоративно-прикладного искусства.

Первые 42 года своей жизни Николай Фешин провел в России: закончил и впоследствии много лет преподавал в Художественной школе в Казани (она теперь носит его имя); учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге (в том числе у Ильи Репина, который называл его своим лучшим учеником); участвовал со своими работами в различных международных выставках и конкурсах, завоевав не только российское, но и международное признание. В 1916 году был избран академиком Императорской Академии художеств.

Начавшаяся Гражданская война, чудовищный голод в Поволжье в 1921–1923-х годах и невозможность в тех условиях полноценной творческой реализации вынудили Фешина с семьей эмигрировать в 1923 году. По его выражению, «кирпично-заводское искусство» устанавливается надолго, писать портреты революционеров или великих композиторов по заказам госучреждений его не воодушевляло, тем более что работать приходилось плохими красками в неотапливаемой мастерской школы и в страшной спешке.

Поселившись в США, Николай Фешин вскоре заслуженно стал модным и финансово успешным портретистом, добился славы и признания. Лишился навсегда только одного — родины. Это и стало причиной того, что один из наиболее выдающихся портретистов в истории русского изобразительного искусства, чьи картины на аукционах стоят ныне миллионы долларов, до сих пор остается очевидно недооцененным в России.

«Я часто думаю о прожитом, — писал Фешин. — И прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. <…> На чужбине человек существует только физически, находясь в постоянном одиночестве». Прошедшая в Третьяковке выставка наверняка добавила художнику многочисленных новых поклонников.

Творческое наследие Николая Фешина, по оценкам, составляет порядка 2000 работ, разбросанных по разным странам, музеям и частным коллекциям. Меньшая часть этого богатства находится в России, но и того, что сохранилось и имеется в стране, достаточно, чтобы оценить масштаб таланта и мастерства художника. Искусствоведы определяют стиль живописи Н.Фешина как модернизм, объединивший в себе академическую технику живописи и реалистические традиции передвижников с элементами импрессионизма и экспрессионизма. Звучит несколько заумно, но выглядит очень органично, своеобразно и ярко.

При подготовке отдельных комментариев к картинам были использованы следующие источники:

Фотопрогулки — НИКОЛАЙ ФЕШИН. Графика и миниатюра (foto-progulki.ru)

Художник на миллионы долларов: выставка Николая Фешина в Третьяковке — РИА Новости, 26.05.2021 (ria.ru)

Больше подробностей о жизни и творчестве Николая Фешина здесь.

Автопортрет (начало 1910-х) написан в мастерской Казанской художественной школы на фоне мебели, которую художник создавал сам, будучи  и великолепным резчиком по дереву. Мебель в Казани не сохранилась, зато в доме художника в Таосе - представлена очень широко (см. https://altravel.tourister.ru/photoalbum/46184).
Автопортрет (начало 1910-х) написан в мастерской Казанской художественной школы на фоне мебели, которую художник создавал сам, будучи и великолепным резчиком по дереву. Мебель в Казани не сохранилась, зато в доме художника в Таосе - представлена очень широко (см. https://altravel.tourister.ru/photoalbum/46184).
Портрет отца (1918). Иван Александрович Фешин (?-1919) был резчиком по дереву, владел позолотно-столярно-резной мастерской в Казани, оформлял интерьеры церквей, изготовлял алтари и иконостасы. Его искусство пользовалось известностью по всей Казанской губернии. однако из-за долгов мастерскую пришлось закрыть. Николай Фешин считал отца своим первым учителем в искуссве и многократно его писал.
Портрет отца (1918). Иван Александрович Фешин (?-1919) был резчиком по дереву, владел позолотно-столярно-резной мастерской в Казани, оформлял интерьеры церквей, изготовлял алтари и иконостасы. Его искусство пользовалось известностью по всей Казанской губернии. однако из-за долгов мастерскую пришлось закрыть. Николай Фешин считал отца своим первым учителем в искуссве и многократно его писал.
Большой Иван (Отец), 1952 (?) год. Отлив из бронзы 1976 г. с оригинала в дереве. Дар Ии Николаевны Фешиной-Бренхам. Деревянная скульптура могла быть создана в Санта-Монике, США в районе 1952 г.
Чем-то похож на Льва Толстого, не правда ли?
Большой Иван (Отец), 1952 (?) год. Отлив из бронзы 1976 г. с оригинала в дереве. Дар Ии Николаевны Фешиной-Бренхам. Деревянная скульптура могла быть создана в Санта-Монике, США в районе 1952 г. Чем-то похож на Льва Толстого, не правда ли?
Портрет жены, начало 1920-х. 
Александра Николаевна Фешина (урожд. Белькович, 1892-1983), жена и муза художника, дочь одного из основателей Казанской художественной школы Н.Н.Бельковича. В 1933 году она потребовала развода, что стало для художника настоящим ударом.
Портрет жены, начало 1920-х. Александра Николаевна Фешина (урожд. Белькович, 1892-1983), жена и муза художника, дочь одного из основателей Казанской художественной школы Н.Н.Бельковича. В 1933 году она потребовала развода, что стало для художника настоящим ударом.
Головка девочки, 1910-е годы. Предположительно, это дочь художника Ия, любимая модель Фешина. С момента рождения дочери художник писал ее постоянно. Портрет выглядит схематичным, быстрым и оттого очень живым.
Большая Ия, 1927-1933. Отлив из бронзы 1976 г. с оригинала в дереве.  
Ия Николаевна Фешина (1914-2002, в замужестве Бренхам), единственная дочь художника, популяризатор его творчества, создатель Института им. Фешина в Таосе с музеем и образовательным центром (1983). Персонаж многих работ Фешина.
Деревянная скульптура  была создана в Таосе, США. Дар Ии Николаевны Фешиной-Бренхам.
Большая Ия, 1927-1933. Отлив из бронзы 1976 г. с оригинала в дереве. Ия Николаевна Фешина (1914-2002, в замужестве Бренхам), единственная дочь художника, популяризатор его творчества, создатель Института им. Фешина в Таосе с музеем и образовательным центром (1983). Персонаж многих работ Фешина. Деревянная скульптура была создана в Таосе, США. Дар Ии Николаевны Фешиной-Бренхам.
Портрет Н.Н.Бельковича, середина 1900-х.
Один из инициаторов учреждения Казанской Художественной школы, был ее заведующим несколько лет. Тесть художника Фешина.
Портрет Н.Н.Бельковича, середина 1900-х. Один из инициаторов учреждения Казанской Художественной школы, был ее заведующим несколько лет. Тесть художника Фешина.
Портрет художника и педагога Г.А.Слобожанинова, 1904 г. 
Соученик  и друг Н.Фешина по Казанской художественной школе и Высшему художественному училищу при Императорской Академии художеств. Впоследсвии он жил и работал в мужской гимназии под Полтавой.
Портрет художника и педагога Г.А.Слобожанинова, 1904 г. Соученик и друг Н.Фешина по Казанской художественной школе и Высшему художественному училищу при Императорской Академии художеств. Впоследсвии он жил и работал в мужской гимназии под Полтавой.
Портрет художника Г.А.Медведева, 1912 г. 
Учитель, а позже - коллега Н.Фешина по Казанской художественной школе. Был одним из инициаторов создания этой школы, несколько лет заведовал ею и преподавл там же. Портрет создан на пленэре.
Портрет художника Г.А.Медведева, 1912 г. Учитель, а позже - коллега Н.Фешина по Казанской художественной школе. Был одним из инициаторов создания этой школы, несколько лет заведовал ею и преподавл там же. Портрет создан на пленэре.
Портрет Т.А.Поповой, 1917 г.
Окончила Казанскую художественную школу, неоднократно служила моделью Н.Фешину, оставила воспоминания о нем. Позднее преподавала в Орджоникидзе и Грозном.
В этой картине, как и во многих других в этом фотоальбоме, "в полной мере проявились особенности манеры Фешина распределения тонового пятна, не ограниченного контуром фигуры, а подчиняющегося всей плоскости листа".
Портрет Т.А.Поповой, 1917 г. Окончила Казанскую художественную школу, неоднократно служила моделью Н.Фешину, оставила воспоминания о нем. Позднее преподавала в Орджоникидзе и Грозном. В этой картине, как и во многих других в этом фотоальбоме, "в полной мере проявились особенности манеры Фешина распределения тонового пятна, не ограниченного контуром фигуры, а подчиняющегося всей плоскости листа".
Портрет девушки (Екатерина Антропова), 1913 г.
По воспоминаниям Т.А.Поповой, она обратила внимание Н. Фешина на одну из учениц - Катю Антропову - "тициановского типа девушку". Портретом ее художник остался очень доволен.
Портрет девушки (Екатерина Антропова), 1913 г. По воспоминаниям Т.А.Поповой, она обратила внимание Н. Фешина на одну из учениц - Катю Антропову - "тициановского типа девушку". Портретом ее художник остался очень доволен.
Портрет Н.М. Сапожниковой (на фоне обоев), 1916 г.
В Третьяковке представлено сразу четыре портрета Сапожниковой разных периодов и масштабов. Искусствоведы утверждают, что она была не только покровительницей Фешина, его ученицей, но и самым преданным другом.
Портрет Н.М. Сапожниковой (на фоне обоев), 1916 г. В Третьяковке представлено сразу четыре портрета Сапожниковой разных периодов и масштабов. Искусствоведы утверждают, что она была не только покровительницей Фешина, его ученицей, но и самым преданным другом.
Портрет Н.М. Сапожниковой (у рояля), 1916 г.
В Казани Н.М. Сапожникова основала собственную студию, в которой Н.Фешин написал многие свои значительные работы.
«Хорошая живопись — это когда нужная краска положена в нужное место на холсте», — говорил Н.Фешин, когда просили объяснить его технику.
Портрет Н.М. Сапожниковой (у рояля), 1916 г. В Казани Н.М. Сапожникова основала собственную студию, в которой Н.Фешин написал многие свои значительные работы. «Хорошая живопись — это когда нужная краска положена в нужное место на холсте», — говорил Н.Фешин, когда просили объяснить его технику.
Портреты Н.М. Сапожниковой, 1915 год.
Когда Фешин из-за начавшейся Первой мировой войны прекратил участие в международных выставках, Надежда Михайловна стала заказывать свои портреты и портреты своих родственников, которые Фешин писал в ее мастерской. Именно по заказу Надежды Михайловны в 1914 году был написан портрет ее племянницы, Вари Адоратской, — абсолютный шедевр, ставший визитной карточкой русского периода мастера.
Портреты Н.М. Сапожниковой, 1915 год. Когда Фешин из-за начавшейся Первой мировой войны прекратил участие в международных выставках, Надежда Михайловна стала заказывать свои портреты и портреты своих родственников, которые Фешин писал в ее мастерской. Именно по заказу Надежды Михайловны в 1914 году был написан портрет ее племянницы, Вари Адоратской, — абсолютный шедевр, ставший визитной карточкой русского периода мастера.
Портрет Вари Адоратской, 1914 год.
Этот портрет 9-летней девочки вызывает ассоциации с серовской "Девочкой с персиками", — тут и такого же высочайшего уровня мастерство исполнения, и похожий сюжет.
Юная модель, кстати, диктовала художнику условия: идею изобразить ее в ночной рубашке с куклой, которую она кормит из ложечки, решительно отвергла. "Во-первых, только в платье, во-вторых, я не кормлю свои игрушки. Куклы же есть не умеют!" — заявила Варя.
Интересно, что картина, около которой с восхищением останавливается, наверное, каждый посетитель выставки, родителям Вари не понравилась: они даже ее не выкупили.
Портрет Вари Адоратской, 1914 год. Этот портрет 9-летней девочки вызывает ассоциации с серовской "Девочкой с персиками", — тут и такого же высочайшего уровня мастерство исполнения, и похожий сюжет. Юная модель, кстати, диктовала художнику условия: идею изобразить ее в ночной рубашке с куклой, которую она кормит из ложечки, решительно отвергла. "Во-первых, только в платье, во-вторых, я не кормлю свои игрушки. Куклы же есть не умеют!" — заявила Варя. Интересно, что картина, около которой с восхищением останавливается, наверное, каждый посетитель выставки, родителям Вари не понравилась: они даже ее не выкупили.
Портрет С.М. Адоратской, 1910 г.
С.М. Адоратская - сестра Н.М.Сапожниковой и мать Вари Адоратской (см. выше). Этот портрет, как и портрет ее дочери, Н.Фешин писал по заказу Н.М.Сапожниковой, желавшей материально поддержать художника.
Портрет С.М. Адоратской, 1910 г. С.М. Адоратская - сестра Н.М.Сапожниковой и мать Вари Адоратской (см. выше). Этот портрет, как и портрет ее дочери, Н.Фешин писал по заказу Н.М.Сапожниковой, желавшей материально поддержать художника.
Портрет Миши Бардукова, 1914 г.- сына знакомого врача художника - задумывался как большеформатный.
Однако, на первом же сеансе четырехлетний Миша простодушно заявил: мол, его мама называет художника "фитюлькой". Фешин страшно обиделся. Хотя ему объясняли, что госпожа Бардукова на самом деле сказала: "такой талант Николай Иванович, а с виду такой фитюлька", сеансы закончились.
После отъезда художника в Америку его покровительница и друг Надежда Сапожникова вырезала этюд головы мальчика из большого незавершенного холста. В таком виде портрет теперь и существует — впрочем, кажется, незаконченность ему только к лицу.
Портрет Миши Бардукова, 1914 г.- сына знакомого врача художника - задумывался как большеформатный. Однако, на первом же сеансе четырехлетний Миша простодушно заявил: мол, его мама называет художника "фитюлькой". Фешин страшно обиделся. Хотя ему объясняли, что госпожа Бардукова на самом деле сказала: "такой талант Николай Иванович, а с виду такой фитюлька", сеансы закончились. После отъезда художника в Америку его покровительница и друг Надежда Сапожникова вырезала этюд головы мальчика из большого незавершенного холста. В таком виде портрет теперь и существует — впрочем, кажется, незаконченность ему только к лицу.
Обнаженная в ванной комнате, 1916 г.
Когда Николай Фешин "ставил натурщицу" в художественной школе, сбегались все. И вовсе не чтобы просто поглазеть на обнаженную: студентам художественной школы ню хватало. "Самую, казалось бы, невзрачную девушку Фешин превращал в Музу: подбирал правильную позу, драпировку. Он видел естественную красоту в каждом человеке и передавал ее с невероятной теплотой", — говорит куратор выставки в Третьяковке Надежда Мусянкова.
Обнаженная в ванной комнате, 1916 г. Когда Николай Фешин "ставил натурщицу" в художественной школе, сбегались все. И вовсе не чтобы просто поглазеть на обнаженную: студентам художественной школы ню хватало. "Самую, казалось бы, невзрачную девушку Фешин превращал в Музу: подбирал правильную позу, драпировку. Он видел естественную красоту в каждом человеке и передавал ее с невероятной теплотой", — говорит куратор выставки в Третьяковке Надежда Мусянкова.
Натурщица, 1913 год. Коллекция Государственной Третьяковской галереи.
Натурщица, 1913 год. Коллекция Государственной Третьяковской галереи.
Натурщица, 1921-1922 г.
Кажущаяся небрежность и размашистость живописной поверхности на деле тщательно выверена художником. Н.Фешин всегда обращал внимание на композицию фоновых цветовых пятен и требовал их подчинения главному цветовому пятну.
Натурщица, 1921-1922 г. Кажущаяся небрежность и размашистость живописной поверхности на деле тщательно выверена художником. Н.Фешин всегда обращал внимание на композицию фоновых цветовых пятен и требовал их подчинения главному цветовому пятну.
Бойня, 1904-1919 г.
Однако главной гордостью кураторов выставки  являются два монументальных  полотна художника — «Бойня» и «Обливание» (каждое - 3 м в длину и 2,5 м в высоту). Художник хотел сделать их частью цикла о крестьянской жизни. Например, «Бойня» задумывалась еще в 1904 году во время поездки с экспедицией  в район южного Енисея. Именно там Фешин увидел, как забивают скот. Эта кровавая резня так запала в душу художника, что он долго не мог выбросить сюжет из головы. Сейчас искусствоведы находят в картине символ «Кровавого воскресенья» и революции 1905 года. Однако казанский искусствовед Галина Тулузакова, ныне ведущий эксперт по творчеству Н.Фешина  уверена — это миф.
Бойня, 1904-1919 г. Однако главной гордостью кураторов выставки являются два монументальных полотна художника — «Бойня» и «Обливание» (каждое - 3 м в длину и 2,5 м в высоту). Художник хотел сделать их частью цикла о крестьянской жизни. Например, «Бойня» задумывалась еще в 1904 году во время поездки с экспедицией в район южного Енисея. Именно там Фешин увидел, как забивают скот. Эта кровавая резня так запала в душу художника, что он долго не мог выбросить сюжет из головы. Сейчас искусствоведы находят в картине символ «Кровавого воскресенья» и революции 1905 года. Однако казанский искусствовед Галина Тулузакова, ныне ведущий эксперт по творчеству Н.Фешина уверена — это миф.
Обливание, 1911-1916 г.
На картине изображен обряд обливания холодной водой в летнюю жару, который, по народным поверьям, защищал людей от хворей и предотвращал засуху. 
Фешин "любил «режиссировать» действо, соединяя изображение с обнажением технических приемов. Его красочные пятна то собираются в образ, то распадаются на пятна чистого цвета,... намеренная незавершенность позволяет оставлять процесс творения образа открытым, продолжающимся на наших глазах".
Обливание, 1911-1916 г. На картине изображен обряд обливания холодной водой в летнюю жару, который, по народным поверьям, защищал людей от хворей и предотвращал засуху. Фешин "любил «режиссировать» действо, соединяя изображение с обнажением технических приемов. Его красочные пятна то собираются в образ, то распадаются на пятна чистого цвета,... намеренная незавершенность позволяет оставлять процесс творения образа открытым, продолжающимся на наших глазах".
Обливание (фрагмент), 1911-1916 г.
С первого взгляда кажется, что картина не доделана: лица изображены схематично или вовсе не написаны. Но именно эта анатомическая штриховка усиливает ощущение момента. Того самого обливания.
Обливание (фрагмент), 1911-1916 г. С первого взгляда кажется, что картина не доделана: лица изображены схематично или вовсе не написаны. Но именно эта анатомическая штриховка усиливает ощущение момента. Того самого обливания.
Обливание (фрагмент), 1911-1916 г.
Можно часами разглядывать персонажи полотна — их там больше десятка.
Обливание (фрагмент), 1911-1916 г. Можно часами разглядывать персонажи полотна — их там больше десятка.
Эскизы к картине «Обливание» были сделаны в селе Надеждино Лаишевского уезда, откуда родом родственники его жены, художницы Н.Н. Белькович.
Эскизы к картине «Обливание» были сделаны в селе Надеждино Лаишевского уезда, откуда родом родственники его жены, художницы Н.Н. Белькович.
Эскиз к картине  "Капустница", 1908-1909 г., гуашь.
Сюжетом картины послужил крестьянский обычай собираться вместе для рубки и засолки капусты на зиму - капустница. 
В ноябре 1909 г. на конкурсе Академии художеств за картину "Капустница" Н.Фешину было присуждено звание художника с правом пенсионерской поездки за границу.
Эскиз к картине "Капустница", 1908-1909 г., гуашь. Сюжетом картины послужил крестьянский обычай собираться вместе для рубки и засолки капусты на зиму - капустница. В ноябре 1909 г. на конкурсе Академии художеств за картину "Капустница" Н.Фешину было присуждено звание художника с правом пенсионерской поездки за границу.
Эскиз к картине "На рынке", вторая половина 1900-х, гуашь.
В этих гуашевых эскизах "уже в полный голос прорывается творческое «я» художника, его мощный темперамент и абсолютная техническая свобода. В этих эскизах ему интересно организовывать хаос пятен и линий, брать мощные цветовые аккорды, бегло обобщать и не забывать о мельчайших деталях, утрировать, гротескно трансформировать форму и парадоксальным образом оставаться верным натуре. В этих гуашевых композициях все вроде бы быстро и небрежно, но каждый элемент, деталь, даже черные размашистые «рамы», потеки и почеркушки на полях эстетичны, во всем пульсирует живая, взрывная энергия".
Эскиз к картине "На рынке", вторая половина 1900-х, гуашь. В этих гуашевых эскизах "уже в полный голос прорывается творческое «я» художника, его мощный темперамент и абсолютная техническая свобода. В этих эскизах ему интересно организовывать хаос пятен и линий, брать мощные цветовые аккорды, бегло обобщать и не забывать о мельчайших деталях, утрировать, гротескно трансформировать форму и парадоксальным образом оставаться верным натуре. В этих гуашевых композициях все вроде бы быстро и небрежно, но каждый элемент, деталь, даже черные размашистые «рамы», потеки и почеркушки на полях эстетичны, во всем пульсирует живая, взрывная энергия".
Зимний пейзаж, 1917  г. (слева) и Зимний дворик, 1917 (?).
Н.Фешин больше известен как блистательный портретист, но у него есть и интересные пейзажи, и натюрморты.
Зимний пейзаж, 1917 г. (слева) и Зимний дворик, 1917 (?). Н.Фешин больше известен как блистательный портретист, но у него есть и интересные пейзажи, и натюрморты.
Зимний пейзаж с санями, 1917 г.
Зимний пейзаж с санями, 1917 г.
Голова мальчика. Салаватулла, 1920-1922 г. Дерево.
Салаватулла - имя деревенского дурачка. С татарско-тюркского переводится как "восхваление Аллаха".
Голова мальчика. Салаватулла, 1920-1922 г. Дерево. Салаватулла - имя деревенского дурачка. С татарско-тюркского переводится как "восхваление Аллаха".
Портрет Н.Н.Кротовой, 1923 г.
Н.Н.Кротова обучалась в Казанской художественной школе, закончила Высшие женские курсы, работала в школе в Казани. Портрет был создан перед отъездом Н.Фешина за границу.
Портрет Н.Н.Кротовой, 1923 г. Н.Н.Кротова обучалась в Казанской художественной школе, закончила Высшие женские курсы, работала в школе в Казани. Портрет был создан перед отъездом Н.Фешина за границу.
Портрет П.П. Бенькова, начало 1920-х.
Вместе с Н.Фешиным учился в Казанской художественной школе и Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Преподавал в Казанской художественной школе.С 1929 года жил и работал в Узбекистане, преподавал в Самаркандском художественном училище (ныне носит его имя). Портрет был создан перед отъездом Н.Фешина за границу.
Портрет П.П. Бенькова, начало 1920-х. Вместе с Н.Фешиным учился в Казанской художественной школе и Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Преподавал в Казанской художественной школе.С 1929 года жил и работал в Узбекистане, преподавал в Самаркандском художественном училище (ныне носит его имя). Портрет был создан перед отъездом Н.Фешина за границу.
Автопортрет, 1921 г.
Очень хорошо передает  состояние художника в годы революционных потрясений: постоянное перенапряжение сил и существование на грани возможного нашли отражение  в изможденном облике человека с запавшими глазницами и выступающими скулами.
Автопортрет, 1921 г. Очень хорошо передает состояние художника в годы революционных потрясений: постоянное перенапряжение сил и существование на грани возможного нашли отражение в изможденном облике человека с запавшими глазницами и выступающими скулами.
Портрет Маруси Бурлюк, 1923 г. Мария Бурлюк - мемуаристка, издатель и жена поэта-футуриста Давида Бурлюка, с которым Н.Фешин учился в Казанской художественной школе. Портрет написан в Нью-Йорке, вскоре эмиграции Фешина с семьей в США.
Портрет Маруси Бурлюк, 1923 г. Мария Бурлюк - мемуаристка, издатель и жена поэта-футуриста Давида Бурлюка, с которым Н.Фешин учился в Казанской художественной школе. Портрет написан в Нью-Йорке, вскоре эмиграции Фешина с семьей в США.
Пан, 1927-1933. Отлив из бронзы 1976 г. с оригинала в дереве. Дар Ии Николаевны Фешиной-Бренхам. Деревянная скульптура была создана в Таосе, США.
Пан, 1927-1933. Отлив из бронзы 1976 г. с оригинала в дереве. Дар Ии Николаевны Фешиной-Бренхам. Деревянная скульптура была создана в Таосе, США.
"Голова индейского мальчика", 1927-1933 г. Отлив из бронзы 1976 г. с оригинала в дереве. Дар Ии Николаевны Фешиной-Бренхам. Деревянная скульптура могла быть создана в Таосе, США.
 Этой бронзовой скульптурой завершается выставка.
"Голова индейского мальчика", 1927-1933 г. Отлив из бронзы 1976 г. с оригинала в дереве. Дар Ии Николаевны Фешиной-Бренхам. Деревянная скульптура могла быть создана в Таосе, США. Этой бронзовой скульптурой завершается выставка.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому