Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
К 165-летнему юбилею Павла Третьякова Третьяковская галерея запустила экспериментальный маршрут по постоянной экспозиции под названием «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова». Этот проект рассказывает о самых неоднозначных и обсуждаемых в России во второй половине XIX — начале XX века произведениях («отвергнутых шедеврах»), ставших впоследствии общепризнанными жемчужинами русского искусства.
Это именно маршрут, а не традиционная выставка, когда отобранные для нее работы собирают в нескольких соседних залах. В отличие от этого, «отвергнутые шедевры» висят на своих местах в постоянной экспозиции Третьяковки, среди других картин. Чтобы выделить картины-участницы маршрута, организаторы разместили рядом с каждой из них специальные стойки с информацией об истории их создания и о том, почему тот или иной шедевр был в свое время отвергнут, не воспринят современниками, вызывал скандалы и бурные дискуссии. А для зрителей, идущих по маршруту, были выпущены карты, указывающие месторасположение работ-участниц в том или ином зале Третьяковки. Получился своеобразный квест, что тоже было интересно.
Для проекта «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» было отобрано 22 произведения из классической коллекции Третьяковской галереи. Из них, 17 были куплены самим Павлом Третьяковым или подарены ему. Три картины по разным причинам он не приобрел, две были созданы и приобретены уже после его смерти Советом галереи, который продолжил политику коллекционера.
Подзаголовок «Вызов Павла Третьякова» кураторы проекта выбрали неслучайно. Сделав свою Галерею общедоступной и заботясь о благополучии музея, коллекционер, делая покупки, был вынужден соблюдать цензурные запреты и считаться с общественным мнением. Несмотря на это, Павел Третьяков, показав себя исключительно смелым коллекционером с гениальным чутьем на шедевры, иногда приобретал опередившие свое время картины, которые иногда не принимали даже единомышленники художников.
Сказать по правде, логика отвергателей в отношении некоторых картин, включенных в проект, понятна и сейчас, спустя 100–150 лет со дня их создания. Но в абсолютном большинстве «отвергнутых шедевров» современный зритель никакой крамолы не видит вообще и только удивляется, как прежде они могли вызывать такую жесткую критику и жаркие споры.
Что непозволительного находили, например, в картинах «Боярыня Морозова» Сурикова или «Березовая роща» Куинджи, что возмущало в произведении «После побоища…" Васнецова или «Юности преподобного Сергия» кисти Михаила Нестерова?
Идея проекта, по утверждению его авторов, — показать, как были встречены современниками ныне знакомые нам с детства шедевры и как менялись эстетические предпочтения спустя годы. Новое в искусстве практически всегда принимается в штыки, с трудом пробивает себе путь. Но время все расставляет на свои места, и то, что вчера казалось спорным и неприемлемым (как картины, включенные в маршрут «Отвергнутые шедевры»), спустя годы может восприниматься как самое интересное из того, что было создано в тот период.
Формально этот выставочный маршрут в июле 2022 года завершил свою работу, но «отвергнутые шедевры» продолжают висеть в залах Третьяковской галереи на своих прежних местах. И ничто не мешает нам прийти туда и вновь посмотреть на эти работы, но уже под другим углом зрения, открытом для нас организаторами этого проекта.
При подготовке этого фотоальбома использованы материалы авторов проекта.