Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 9:49
В поездке
Фотоальбом

Выставка "Испанская коллекция. Из собраний российских музеев"

Galaxy S23 Ultra
51 50

С 8 ноября 2023 г. по 4 февраля 2024 г. в Москве проходит выставка работ испанских художников XVI–XIX веков из фондов Пушкинского музея, Государственного Эрмитажа, музеев Твери и Смоленска. Всего показывают более 50 живописных работ, и среди их авторов — Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя, Мариано Фортуни, Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага. Помимо живописи, в «Испанской коллекции» представлены графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Цель выставки, как заявлено организаторами, — показать эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма. Пожалуй, собранных в экспозиции полотен маловато, чтобы составить представление об испанской живописи в целом. Лучше всех представлен Мурильо, хотя другие мастера «удостоились» лишь 1–2 картин. Тем не менее, выставка безусловно интересна, особенно принимая во внимание возникшую паузу в международных художественных обменах.

Особенностью этой выставки стало внимание к провенансу работ, т. е. истории их владения. Изучая эту информацию (а она помещена на этикетке каждого произведения!), вдумчивый зритель имеет возможность лучше понять историю коллекционирования испанского искусства в России. Основная глава этой истории связана с Императорским Эрмитажем, где собрание испанской живописи начала создавать еще Екатерина II в. XVIII веке, и ее усилия успешно продолжил затем Александр I. Коллекция пополнялась и за счет поступлений из частных собраний русских дворян, в том числе и национализированных после революции. Сегодня в Эрмитаже хранится 150 работ испанских художников, в Пушкинском — 70, не считая Пикассо (его обычно считают представителем французской школы), и испанская коллекция в России, как утверждают, является самой крупной за пределами Испании.

Наше особое внимание на этой выставке привлекли картины, в провенансе которых было указано, что в Эрмитаже или ГМИИ они «с 1945» или более развёрнуто: «…1941–1945 — бункер Национальной галереи, Берлин» (мы пометили их в описаниях). Это полотна, вероятно, попавшие под закон о компенсаторной реституции. Обычно «трофейные» произведения искусства хранятся в запасниках или демонстрируются без акцентирования внимания на провенансе, так что эта выставка необычна в этом плане.

При подготовке текста использованы материалы ГМИИ им. Пушкина. Часы и дни работы выставки, цены и проч. можно уточнить на официальном сайте музея: https://pushkinmuseum.art/?ysclid=lpogms8z40691833140

Выставка занимает 4 зала, в которые можно попасть, поднявшись по парадной лестнице музея. В главном зале (на этом фото) представлены полотна на религиозные сюжеты и портреты. Здесь же Пушкинский музей проводит свои традиционные музыкальные Декабрьские вечера: кресла уже ждут зрителей.
Луис де Моралес (около 1509 — 1586). Се, Человек! (Ecce Homo). Середина – третья четверть XVI века. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Луис де Моралес (около 1509 — 1586). Се, Человек! (Ecce Homo). Середина – третья четверть XVI века. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эти слова ("Се, Человек!") произнес Понтий Пилат, показывая народу Иерусалима израненного Христа после бичевания. С предельным натурализмом изображены струйки крови на теле Христа и раны от тернового венца. В левой руке Спаситель держит обломок трости — орудия бичевания. Живописец-маньерист Луис де Моралес по прозванию Божественный — Эль Дивино — на протяжении 50 лет считался самым важным художником области Эстремадура, расположенной на юго-западе Испании, на границе с Португалией.
Луис де Карвахаль (Ок.1557-1607). Обрезание Христа. Около 1585–1590. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Луис де Карвахаль (Ок.1557-1607). Обрезание Христа. Около 1585–1590. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Картина куплена в числе 85 полотен у голландского банкира и галериста Уильяма Кузвельта, которого в июле 1814 года посетил лично император Александр I — разумеется, анонимно. С тех самых пор у испанской коллекции Эрмитажа появился отдельный зал.
Эль Греко (1541–1614). Святой Бернард. 1579. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Эль Греко (1541–1614). Святой Бернард. 1579. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
В Государственном Эрмитаже - с 1945 года.
Эль Греко. Святой Бернард, фрагмент.
Эль Греко. Святой Бернард, фрагмент.
"Святой Бернард" оказался в СССР в качестве репарации и долгие годы хранился в закрытых фондах Эрмитажа, в то время как на Западе картина считалась погибшей во время Второй мировой войны.
Хусепе де Рибера (1591–1652). Се, Человек! (Ecce Homo). 1632-1634. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Хусепе де Рибера (1591–1652). Се, Человек! (Ecce Homo). 1632-1634. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Хусепе де Рибера (1591–1652). Святой апостол Иаков Старший. 1638. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Хусепе де Рибера (1591–1652). Святой апостол Иаков Старший. 1638. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В этой работе апостол Иаков Старший предстает одиноким созерцателем и философом-странником. В свое время он широко проповедовал по всему миру и принял мученическую смерть в Иерусалиме от Ирода Агриппы в 44 году. Его обычно изображают в образе путника с узнаваемыми атрибутами - странническим посохом и раковиной. Эта картина, пришедшая из собрания Румянцевского музея в 1924 году, долго вызывала жаркие споры об имени автора. В ходе серьезных реставрационных работ удалось установить, что «Святой апостол Иаков Старший» был написан именно Риберой.
Хусепе де Рибера (1591–1652) и мастерская. Святой Онуфрий-пустынник. Ок.1650. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Хусепе де Рибера (1591–1652) и мастерская. Святой Онуфрий-пустынник. Ок.1650. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фигуру святого окружают атрибуты его подвижничества: скрывающая наготу повязка из листьев, посох, череп, хлеб и четки. Полотно относится к последним годам жизни художника, поэтому эксперты не исключают участие мастерской в его создании. До 1945 г. - в Саксонском собрании.
Хусепе де Рибера (1591–1652). Философ. 1640-е. Холст, масло.Тверская областная картинная галерея.
Хусепе де Рибера (1591–1652). Философ. 1640-е. Холст, масло.Тверская областная картинная галерея.
Живописец из Валенсии Хусепе де Рибера бОльшую часть жизни прожил в Неаполе, принадлежавшем в то время испанской короне. Поэтому его часто относят к неаполитанской школе живописи, долгое время находившейся под влиянием Караваджо (это хорошо видно и на работах Риберы с контрастными светотенями).
Выносной (процессионный) крест-распятие. Бургос. Конец 14-го-начало 15-го вв. Медь с позолотой и гравировкой.
Выносной (процессионный) крест-распятие. Бургос. Конец 14-го-начало 15-го вв. Медь с позолотой и гравировкой.
Передан в ГМИИ в 1933 г. из Исторического музея.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Мадонна с Младенцем. 1658. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Мадонна с Младенцем. 1658. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Основная масса религиозных творений севильского художника Франсиско де Сурбарана была создана по заказам религиозных братств и монастырей. Его наследие, столетиями сохранявшееся в закрытых от непосвященной публики местах, было открыто почти случайно в XIX веке - как результат походов Наполеона, после которых многие произведения испанской школы оказались в европейских, а затем в американских собраниях в качестве трофеев.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Сан-Фернандо. 1630-1634. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Сан-Фернандо. 1630-1634. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Благословляющий младенец Христос. 1635–1640. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Благословляющий младенец Христос. 1635–1640. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Культ «детского Христа» возник в позднем Средневековье у монахов-цистерцианцев и сохранился по сей день во многих странах католического мира. Франсиско де Сурбаран часто писал святых в детском возрасте, но этот образ, пожалуй, особый.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Благословляющий младенец Христос.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Благословляющий младенец Христос.
Христос Сурбарана поразительно естественен. Его живые черты и благожелательность говорят об открытости миру и любви к каждому. Благословляющий младенец Христос парит с крестом в руке на фоне золотых облаков.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Святая Юста (Руфина). 1645–1650. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Святая Юста (Руфина). 1645–1650. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник
В основе этого полотна лежит легенда о святой Юсте или ее сестре Руфине. Согласно преданию, жившие в III веке Юста и Руфина держали лавку и торговали глиняной посудой. Во время одного из праздников, будучи христианками, они отказались поклоняться языческому идолу, за что были подвергнуты жестокой казни. Позднее сестры были канонизированы и считаются теперь покровительницами Севильи.
Франсиско де Сурбаран.  Святая Юста (Руфина), фрагмент.
Франсиско де Сурбаран. Святая Юста (Руфина), фрагмент.
У обеих святых - Юсты и Руфины - в иконографии присутствует один и тот же атрибут — два глиняных сосуда в руке, поэтому не ясно, какая именно из них перед нами. Не случайно специалисты называет картину из Смоленска вариантом изображения святой Руфины из ирландской Национальной галереи в Дублине.
Неизвестный испанский мастер. Святая Кристина. 1520-1530. Дерево, резьба, полихромная роспись. ГМИИ им. Пушкина.
Неизвестный испанский мастер. Святая Кристина. 1520-1530. Дерево, резьба, полихромная роспись. ГМИИ им. Пушкина.
Реликварий — вместилище для хранения частиц мощей.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Непорочное зачатие. („Эскилаче“). 1645–1655. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Непорочное зачатие. („Эскилаче“). 1645–1655. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Эта работа Мурильо заслуженно считается жемчужиной испанской коллекции Эрмитажа. Ее более ранняя версия хранится в музее Прадо в Мадриде.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Святая Екатерина Александрийская. 1650-е. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Святая Екатерина Александрийская. 1650-е. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
С 1946 - в ГМИИ.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682).Мальчик с собакой. 1650-е.  Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682).Мальчик с собакой. 1650-е. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Уроженец Севильи и представитель младшего поколения художников испанского золотого века, Мурильо прославился по всему миру образами нежных Мадонн и играющих детей.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Девочка с корзиной фруктов. 1650–1655. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Девочка с корзиной фруктов. 1650–1655. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Картины «Мальчик с собакой» из Государственного Эрмитажа и «Девочка с корзиной фруктов», переданная из Ленинграда в Москву в 1930 году, — уникальный пример парного жанрового ансамбля Мурильо. На этой выставке они встретились вновь.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Христос и Иоанн Креститель в детстве. Ок.1660. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Христос и Иоанн Креститель в детстве. Ок.1660. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Благовещенье. Ок.1660. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Благовещенье. Ок.1660. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Картина куплена Александром I у голландского банкира и галериста Уильяма Кузвельта.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Бегство в Египет. 1670-е. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Бегство в Египет. 1670-е. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Куплена в 1779 г. Екатериной II в числе 204 произведений живописи из коллекции британского премьер-министра Роберта Уолпола для Эрмитажа. С 1930 г. - в ГМИИ.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Бегство в Египет, фрагмент.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Бегство в Египет, фрагмент.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Св. Иосиф с младенцем Христом. Между 1672 и 1682. Дерево (сосна), масло. ГМИИ им. Пушкина.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Св. Иосиф с младенцем Христом. Между 1672 и 1682. Дерево (сосна), масло. ГМИИ им. Пушкина.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Распятие. 1670-е. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Распятие. 1670-е. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Куплена в 1779 г. Екатериной II для Эрмитажа в числе 204 произведений живописи из коллекции британского премьер-министра Роберта Уолпола.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Архангел Рафаил с епископом Домонте. 1680. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Архангел Рафаил с епископом Домонте. 1680. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Архангел Рафаил с епископом Домонте, фрагмент.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Архангел Рафаил с епископом Домонте, фрагмент.
Неизвестный испанский мастер. Св. Петр Мученик. Последняя четверть 17-го века. Дерево, резьба, полихромная роспись. ГМИИ им. Пушкина.
Неизвестный испанский мастер. Св. Петр Мученик. Последняя четверть 17-го века. Дерево, резьба, полихромная роспись. ГМИИ им. Пушкина.
Роскошное одеяние мученика - пример традиционной испанской техники - эстофадо, имитирующей золотое шитье.
Диего Веласкес (1599–1660). Портрет графа-герцога де Оливареса. Около 1638. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Диего Веласкес (1599–1660). Портрет графа-герцога де Оливареса. Около 1638. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Перед нами граф-герцог де Оливарес — испанский государственный деятель, фаворит короля Филиппа IV. Этот портрет написан незадолго до падения всесильного временщика: в 1643 году его отстранили от власти, лишили всех должностей и отправили в ссылку. Но персонаж на этом полотне еще не знает о своем недалеком будущем и вполне доволен собой.
Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685). Портрет Гаспара де Гузмана, графа-герцога де Оливареса. 1670-е. Холст, масло. ГМИИ им.Пушкина.
Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685). Портрет Гаспара де Гузмана, графа-герцога де Оливареса. 1670-е. Холст, масло. ГМИИ им.Пушкина.
Интервал в написании этого полотна и предыдущего - более 30 лет, но персонаж практически совсем не изменился.
Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685). Портрет дона Хуана Австрийского. 1670-е. Холст, масло. ГМИИ им.Пушкина.
Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685). Портрет дона Хуана Австрийского. 1670-е. Холст, масло. ГМИИ им.Пушкина.
Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Кающаяся Мария Магдалина. 1640. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Кающаяся Мария Магдалина. 1640. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Невозможно не обратить внимания на необычную композицию с ангелочками-акробатами.
Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Натюрморт с поставцом. 1652. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Натюрморт с поставцом. 1652. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Мастерство художника отличает внимание к мельчайшим деталям обстановки, характерное обычно для нидерландской живописи. На полотне изображены несколько коробочков, разложенное на бумаге печенье, кусок сыра. Рядом стоит кувшин испанской работы. Слева на серебряном блюде — ложка и чашки, одна из них делфтского фаянса, тут же медная шоколадница и взбивалка для шоколада. В центре на дорогом поставце черного дерева с инкрустацией расставлены сосуды — один мексиканский и несколько европейских.
Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Натюрморт с часами. 1652. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Натюрморт с часами. 1652. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В «Натюрморте с часами» набор предметов более экзотичен. Центр композиции занимают часы с фигуркой сатира. На циферблате — знак французской мастерской Клода Райяра. На первом плане аккуратно разложены раковины, орехи, посуда. Часы и раковины живо напоминают о теме скоротечности жизни, бренности бытия, которая со временем заняла ведущее место в натюрмортах художника. Обе картины в свое время поступили в собрание Эрмитажа, но впоследствии были разлучены: в 1930 году «Натюрморт с часами» оказался в Пушкинском музее в Москве. И вот на этой выставке они встретились вновь.
Испанский мастер 17-го века. Натюрморт с огурцами и ощипанной индейкой. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Испанский мастер 17-го века. Натюрморт с огурцами и ощипанной индейкой. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Круг Игнасио де Ириарты. Пейзаж с видом Хативы. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Круг Игнасио де Ириарты. Пейзаж с видом Хативы. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Матиас де Торрес (1635-1711). Принесение Младенца Христа во храм. 1697. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Матиас де Торрес (1635-1711). Принесение Младенца Христа во храм. 1697. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Кабинет с откидной крышкой. Кастилия. 17-й век. Орех, железо, кость, бархат. ГМИИ им. Пушкина.
Кабинет с откидной крышкой. Кастилия. 17-й век. Орех, железо, кость, бархат. ГМИИ им. Пушкина.
Традиционный испано-мавританский стиль (мудехар).
Франсиско Гойя (1746-1828). Карнавал. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Франсиско Гойя (1746-1828). Карнавал. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Полотно поступило в ЦГРМ им. Грабаря в 1945 г. из Венгрии. С 1995 - в ГМИИ.
Франсиско Гойя (1746-1828). Гравюры по живописным оригиналам Диего Веласкеса. Слева - Менипп. 1778. Справа - Эзоп. 1778. ГМИИ им. Пушкина.
Франсиско Гойя (1746-1828). Гравюры по живописным оригиналам Диего Веласкеса. Слева - Менипп. 1778. Справа - Эзоп. 1778. ГМИИ им. Пушкина.
В 1770-е, будучи художником Королевской шпалерной мануфактуры, Гойя для души делал тщательные графические копии с живописных работ Диего Веласкеса. Этот диалог с великим предшественником помог ему сформировать собственный графический язык и овладеть техникой офорта, которые с блеском проявились при работе Гойи над серией "Капричос" в 1790-е.
Франсиско Гойя (1746–1828). Портрет актрисы Антонии Сарате. 1810–1811. Холст, масло.  Государственный Эрмитаж.
Франсиско Гойя (1746–1828). Портрет актрисы Антонии Сарате. 1810–1811. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
Этот камерный по духу портрет создан незадолго до того, как жизнь этой популярной испанской актрисы трагически оборвалась из-за туберкулеза. Мастер изобразил ее в грустной задумчивости. Чувствуется, что художник относится к модели с большой симпатией, любуется ее нежной красотой. Дар А.Хаммера 1972 года.
Франсиско Гойя (1746–1828). Портрет художницы Лолы Хименес (?). 1808–1812. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Франсиско Гойя (1746–1828). Портрет художницы Лолы Хименес (?). 1808–1812. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
1941–1945 — в бункере Национальной галереи, Берлин. С 1945 - в ГМИИ.
Эухенио Лукас Вильямил (1858-1918). «Крестины». 1894. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Эухенио Лукас Вильямил (1858-1918). «Крестины». 1894. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина.
Эухенио Лукас Вильямил. Крестины, фрагмент.
Эухенио Лукас Вильямил. Крестины, фрагмент.
Его называют художником-костюмистом. Многие из его работ были написаны в стиле Франсиско Гойи и атрибуции иногда путаются.
Игнасио Сулоа́га (1870–1945). Автопортрет. 1908. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Игнасио Сулоа́га (1870–1945). Автопортрет. 1908. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Сулоага считал себя продолжателем традиций великих испанцев, и прежде всего Эль Греко. Но критики называли его «испанским Эдуардом Мане». Этот «Автопортрет» выполнен в период, когда Сулоага был уже признан и знаменит: он элегантно одет и уверен в себе.
Игнасио Сулоага (1870–1945). Испанки в ложе на Пласа-де-Торос. 1901. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Игнасио Сулоага (1870–1945). Испанки в ложе на Пласа-де-Торос. 1901. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эта картина восходит, с одной стороны, к знаменитому полотну Франсиско Гойи «Махи на балконе» из собрания Ротшильдов, с другой — к «Балкону» Эдуарда Мане, впервые выставленному на парижском Салоне 1869 года, который Сулоага мог посетить. Безмятежное, слегка отсутствующее выражение лица главной героини, полуулыбка, тонкая кисть руки с театральным биноклем, спокойно лежащая на перилах, напоминают также о театральных ложах с картин Мане, Ренуара и Дега.
Хоакин Соролья (1863–1923). Приготовление изюма. 1900. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Хоакин Соролья (1863–1923). Приготовление изюма. 1900. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Соролья был частью движения люминистов — художников, стремившихся точнее передавать переменчивые эффекты освещения предметов на воздухе. Был также сторонником сохранения испанского образа жизни и культуры. И то, и другое хорошо просматривается в этой работе художника. Уроженец Валенсии, Соролья был настолько знаменит в родном городе, что уже при жизни в его честь назвали одну из улиц.
Керамические блюда с росписью люстром. 15-17-й вв. Валенсия и Кастилья. ГМИИ им. Пушкина.
Керамические блюда с росписью люстром. 15-17-й вв. Валенсия и Кастилья. ГМИИ им. Пушкина.
Традиционный испано-мавританский стиль (мудехар). Люстрирование — метод росписи, при котором используются краски с добавлением металлов. После обжига предметы, покрытые люстром, обретают перламутровый блеск. Эту технологию на Пиренейский полуостров завезли арабы, и она дала мощный толчок развитию всего европейского декоративно-прикладного искусства.
Кресла из гарнитура. Испания или Португалия. Вторая половина 17-го века. Орех, кожа, медь. Резьба по дереву, тиснение и резьба по коже. ГМИИ им. Пушкина.
Кресла из гарнитура. Испания или Португалия. Вторая половина 17-го века. Орех, кожа, медь. Резьба по дереву, тиснение и резьба по коже. ГМИИ им. Пушкина.
Спинки кресел. Испания или Португалия. Вторая половина 17-го века. Орех, кожа, медь. Тиснение и резьба по коже. ГМИИ им. Пушкина.
Спинки кресел. Испания или Португалия. Вторая половина 17-го века. Орех, кожа, медь. Тиснение и резьба по коже. ГМИИ им. Пушкина.
Рикардо де Мадрасо-и-Гаррета (1852-1917). Продажа оружия. 1879. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Рикардо де Мадрасо-и-Гаррета (1852-1917). Продажа оружия. 1879. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Это полотно напоминает картины Василия Верещагина.
Рикардо де Мадрасо-и-Гаррета. Продажа оружия, фрагмент.
Рикардо де Мадрасо-и-Гаррета. Продажа оружия, фрагмент.
При небольшом размере детализация у этой картины поразительная.
Мариано Форту́ни-и-Марсал (1838–1874). Любитель гравюр. 1867. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Мариано Форту́ни-и-Марсал (1838–1874). Любитель гравюр. 1867. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фортуни был увлеченным знатоком и коллекционером исламского искусства, антикваром и библиофилом. Но более всего он прославился как художник-ориенталист.
Мариано Форту́ни-и-Марсал (1838–1874). Арабский стражник. Ок. 1865 и 1860. Акварель по рисунку карандашом. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Мариано Форту́ни-и-Марсал (1838–1874). Арабский стражник. Ок. 1865 и 1860. Акварель по рисунку карандашом. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Работы Мариано Фортуни высоко ценились современниками. Например, Илья Репин не раз выражал искреннее восхищение его эффектной живописью.
Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Араб, сидящий у тела своего друга.  1866. Бумага, офорт, акватинта. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Араб, сидящий у тела своего друга. 1866. Бумага, офорт, акватинта. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Испанский дворик. Сиеста. 1870. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Испанский дворик. Сиеста. 1870. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Василий Поленов восхищался творчеством Фортуни и спустя 8 лет после Испанского дворика (1870) написал знаменитый Московский дворик (1878).
Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Отшельник. 1869. Бумага, офорт, акватинта. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Отшельник. 1869. Бумага, офорт, акватинта. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Заклинатели змей.1870. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Заклинатели змей.1870. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
На картине «Заклинатели змей» изображена жанровая сцена из арабской жизни. Благодаря ярким цветам, контрастам, свободным мазкам Фортуни передает и реалистичность сюжета, и его восточную экзотику.
Мариано Фортуни-и-Марсал. Заклинатели змей, фрагмент.
Мариано Фортуни-и-Марсал. Заклинатели змей, фрагмент.
Эту картину Сергей Третьяков приобрел за баснословные даже по тем временам 110 тыс. фунтов. Третьяковская галерея передала это полотно в ГМИИ в 1925 г.
Заключительным аккордом выставки, призванным показать преемственность испанской школы живописи, является пара картин - Иоанн Креститель (1600) Эль Греко и Старый еврей с мальчиком (1903) Пикассо, помещенные организаторами выставки в полумраке, между скульптурами.  Между этими полотнами — несколько столетий, практически весь классический период испанской живописи.
Заключительным аккордом выставки, призванным показать преемственность испанской школы живописи, является пара картин - Иоанн Креститель (1600) Эль Греко и Старый еврей с мальчиком (1903) Пикассо, помещенные организаторами выставки в полумраке, между скульптурами. Между этими полотнами — несколько столетий, практически весь классический период испанской живописи.
Слева: Неизвестный автор. Святая Роза Лимская. Конец XVII — начало XVIII века.Справа: Педро де Мена, приписывается. Святая Мария Магдалина. XVII век . Обе - ГМИИ им. Пушкина.
Слева: Неизвестный автор. Святая Роза Лимская. Конец XVII — начало XVIII века.Справа: Педро де Мена, приписывается. Святая Мария Магдалина. XVII век . Обе - ГМИИ им. Пушкина.
Деревянная скульптура с полихромной росписью - очень характерная часть художественного наследия Испании.
Эль Греко (1541–1614). Иоанн Креститель. 1610-е. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эль Греко (1541–1614). Иоанн Креститель. 1610-е. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Картина поступила в музей в конце 1940-х годов из берлинских собраний. Работа считается лучшей из трех подобных композиций. Одна из них находится в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско, вторая — в Музее изящных искусств Валенсии в Испании.
Эль Греко. Иоанн Креститель, фрагмент.
Эль Греко. Иоанн Креститель, фрагмент.
Пабло Пикассо (1881–1973). Старый еврей с мальчиком.1903. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Пабло Пикассо (1881–1973). Старый еврей с мальчиком.1903. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Восхищенный творчеством Эль Греко, Пабло Пикассо в юности делал карандашные зарисовки с его картин. По мнению экспертов, "весь "голубой период" Пикассо восходит к серо-синим, холодным, аскетичным, но при этом драматичным и страстным тонам Эль Греко". Пикассо воспроизводил не только его манеру, но и некоторые сюжеты. Поместив картины Эль Греко и Пикассо рядом, организаторы выставки хотели подчеркнуть преемственность испанской школы живописи.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому