Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
В Музее русского импрессионизма 16 сентября 2021 г. открылась экспозиция под названием «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924». Она посвящена выставке работ отечественных художников, проходившей на одной из самых престижных выставочных площадок Нью-Йорка — Grand Central Palace в центре Манхэттена — почти сто лет назад. Ни до, ни после за океаном — «на других берегах» — не было таких масштабных показов русского искусства.
Это была выставка-продажа, т. е. картины, рисунки и статуи не только экспонировались, но и продавались американской публике. Главным мотивом ее проведения было оказание материальной поддержки российским художникам, оказавшимся в крайне стесненных обстоятельствах после революции 1917 года и только что закончившейся гражданской войны. Расчет был сделан на высокую американскую покупательную способность и визуальную новизну русского искусства. Организацию выставки целиком взяла на себя инициативная группа художников (Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, Федор Захаров, Константин Сомов), которые смогли привлечь для финансирования этого проекта частных инвесторов и утрясти с властями все необходимые формальности для вывоза из страны произведений искусства (на условии отчисления в казну 10% от полученной прибыли).
К сожалению, информации для точного определения всех представленных на той выставке работ сохранилось не так уж много. Известно, что в ней участвовали порядка 100 ведущих мастеров того времени, разных стилей и направлений, с более чем 1000 своих работ (иногда называют цифру «почти 1500»).
Приблизительность данных объясняется, прежде всего, поспешно и недостаточно профессионально составленным каталогом экспозиции, изданным в Нью-Йорке. За его подготовку отвечали сами художники (а не искусствоведы и музейные работники). В каталоге были приведены только краткие, упрощенные названия работ на английском языке без указания размеров, с лишь эпизодическим упоминанием года создания. Крайне мало сохранилось и фотографий экспозиции (в каталоге — лишь 29 фотографий), чтобы можно было с уверенностью назвать полотна-участники. Кроме того, работы на выставку поступали не только из России, но также из Берлина и Парижа, и из самих Соединенных Штатов, где к тому времени обосновались некоторые наши мастера. Каталог при очередных поступлениях дополнялся, но видимо, часть работ все-таки в него не попала. Это подтверждается тем, что некоторые картины числятся в вывозных списках вернувшихся в Россию работ, но не упоминаются в каталоге выставки.
Выставка в Нью-Йорке получилась богатой: была представлена живопись А. Архипова, А. и В. Васнецовых, И. Грабаря, Б. Григорьева, В. Поленова, Н. Рериха, З. Серебряковой, К. Юона и других русских мастеров, скульптура С. Коненкова и А. Голубкиной, графика в разнообразных техниках и предметы декоративно-прикладного искусства. И хотя все это было в целом доброжелательно и с интересом встречено публикой и прессой, финансово выставка в США не оправдала ожиданий ее организаторов. В Нью-Йорке было продано только около 90 работ на общую сумму порядка 50 тыс. долларов. После завершения выставки в Нью-Йорке ее разделили на две части — северную и южную — которые еще более года гастролировали по 20 городам США и Канады. Было еще дополнительно продано чуть более 100 работ, остальные вернулись в Россию.
Причинами коммерческой неудачи выставки Игорь Грабарь считал излишне высокие цены полотен, назначенные художниками, отсутствие четкой концепции выставки и излишнее изобилие выбора. Наибольшим успехом пользовались академическая живопись старых мастеров, пейзажи и «русская экзотика» (сцены из русской жизни и праздников). Василий Поленов был безусловно самым успешным автором на американской выставке: из 13 его полотен цикла «Из жизни Христа» было продано 11, большая часть — предположительно — была приобретена Чарльзом Крейном, бизнесменом, политиком и дипломатом, часто бывавшим в России и вошедшим в попечительский совет выставки. Экспериментальные авангардные работы русских художников американская публика оказалась не готова принять, и большинство из них вернулись на родину.
После скрупулезного изучения архивных документов, каталогов аукционных торгов, прессы 1920-х годов специалистам Музея русского импрессионизма удалось установить участие в той легендарной экспозиции порядка 100 работ из музейных фондов и частных собраний России и мира. Они и представлены на выставке в Москве — преимущественно те, что в 1924 году не были проданы и сейчас составляют гордость коллекций столичных и провинциальных российских музеев и частных собирателей. Экспонируются также некоторые картины, которые до сих пор находятся в фондах зарубежных музеев и частных коллекциях. Показаны и некоторые работы, которые в далеком 1924 году были проданы, но позже на аукционах поменяли своих владельцев. В комментариях к отдельным картинам мы делаем пояснения об их судьбе после американской выставки.
А теперь давайте смотреть работы с выставки в Музее русского импрессионизма. Экспозиция будет работать до 16 января 2022 года. При подготовке этого фотоальбома использовался каталог выставки «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924».