Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был вчера 16:41
В путешествии
Фотоальбом

Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке

iPhone XS, iPhone 12 Pro
54 44

В Музее русского импрессионизма 16 сентября 2021 г. открылась экспозиция под названием «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924». Она посвящена выставке работ отечественных художников, проходившей на одной из самых престижных выставочных площадок Нью-Йорка — Grand Central Palace в центре Манхэттена — почти сто лет назад. Ни до, ни после за океаном — «на других берегах» — не было таких масштабных показов русского искусства.

Это была выставка-продажа, т. е. картины, рисунки и статуи не только экспонировались, но и продавались американской публике. Главным мотивом ее проведения было оказание материальной поддержки российским художникам, оказавшимся в крайне стесненных обстоятельствах после революции 1917 года и только что закончившейся гражданской войны. Расчет был сделан на высокую американскую покупательную способность и визуальную новизну русского искусства. Организацию выставки целиком взяла на себя инициативная группа художников (Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, Федор Захаров, Константин Сомов), которые смогли привлечь для финансирования этого проекта частных инвесторов и утрясти с властями все необходимые формальности для вывоза из страны произведений искусства (на условии отчисления в казну 10% от полученной прибыли).

К сожалению, информации для точного определения всех представленных на той выставке работ сохранилось не так уж много. Известно, что в ней участвовали порядка 100 ведущих мастеров того времени, разных стилей и направлений, с более чем 1000 своих работ (иногда называют цифру «почти 1500»).

Приблизительность данных объясняется, прежде всего, поспешно и недостаточно профессионально составленным каталогом экспозиции, изданным в Нью-Йорке. За его подготовку отвечали сами художники (а не искусствоведы и музейные работники). В каталоге были приведены только краткие, упрощенные названия работ на английском языке без указания размеров, с лишь эпизодическим упоминанием года создания. Крайне мало сохранилось и фотографий экспозиции (в каталоге — лишь 29 фотографий), чтобы можно было с уверенностью назвать полотна-участники. Кроме того, работы на выставку поступали не только из России, но также из Берлина и Парижа, и из самих Соединенных Штатов, где к тому времени обосновались некоторые наши мастера. Каталог при очередных поступлениях дополнялся, но видимо, часть работ все-таки в него не попала. Это подтверждается тем, что некоторые картины числятся в вывозных списках вернувшихся в Россию работ, но не упоминаются в каталоге выставки.

Выставка в Нью-Йорке получилась богатой: была представлена живопись А. Архипова, А. и В. Васнецовых, И. Грабаря, Б. Григорьева, В. Поленова, Н. Рериха, З. Серебряковой, К. Юона и других русских мастеров, скульптура С. Коненкова и А. Голубкиной, графика в разнообразных техниках и предметы декоративно-прикладного искусства. И хотя все это было в целом доброжелательно и с интересом встречено публикой и прессой, финансово выставка в США не оправдала ожиданий ее организаторов. В Нью-Йорке было продано только около 90 работ на общую сумму порядка 50 тыс. долларов. После завершения выставки в Нью-Йорке ее разделили на две части — северную и южную — которые еще более года гастролировали по 20 городам США и Канады. Было еще дополнительно продано чуть более 100 работ, остальные вернулись в Россию.

Причинами коммерческой неудачи выставки Игорь Грабарь считал излишне высокие цены полотен, назначенные художниками, отсутствие четкой концепции выставки и излишнее изобилие выбора. Наибольшим успехом пользовались академическая живопись старых мастеров, пейзажи и «русская экзотика» (сцены из русской жизни и праздников). Василий Поленов был безусловно самым успешным автором на американской выставке: из 13 его полотен цикла «Из жизни Христа» было продано 11, большая часть — предположительно — была приобретена Чарльзом Крейном, бизнесменом, политиком и дипломатом, часто бывавшим в России и вошедшим в попечительский совет выставки. Экспериментальные авангардные работы русских художников американская публика оказалась не готова принять, и большинство из них вернулись на родину.

После скрупулезного изучения архивных документов, каталогов аукционных торгов, прессы 1920-х годов специалистам Музея русского импрессионизма удалось установить участие в той легендарной экспозиции порядка 100 работ из музейных фондов и частных собраний России и мира. Они и представлены на выставке в Москве — преимущественно те, что в 1924 году не были проданы и сейчас составляют гордость коллекций столичных и провинциальных российских музеев и частных собирателей. Экспонируются также некоторые картины, которые до сих пор находятся в фондах зарубежных музеев и частных коллекциях. Показаны и некоторые работы, которые в далеком 1924 году были проданы, но позже на аукционах поменяли своих владельцев. В комментариях к отдельным картинам мы делаем пояснения об их судьбе после американской выставки.

А теперь давайте смотреть работы с выставки в Музее русского импрессионизма. Экспозиция будет работать до 16 января 2022 года. При подготовке этого фотоальбома использовался каталог выставки «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924».

Слева - афиша нынешней московской выставки, справа - экспозиции 1924 года в Нью-Йорке. Для афиши американской выставки, по предложению Игоря Грабаря, выбрали картину Кустодиева «Лихач», изображение которой для постера переработал Федор Захаров. Правда, американцы никак не могли принять кустодиевского «Извозчика» за извозчика и все спрашивали: "Это городовой?" - «Нет, не городовой, а извозчик». – «Ах, значит это Дед Мороз».
Слева - афиша нынешней московской выставки, справа - экспозиции 1924 года в Нью-Йорке. Для афиши американской выставки, по предложению Игоря Грабаря, выбрали картину Кустодиева «Лихач», изображение которой для постера переработал Федор Захаров. Правда, американцы никак не могли принять кустодиевского «Извозчика» за извозчика и все спрашивали: "Это городовой?" - «Нет, не городовой, а извозчик». – «Ах, значит это Дед Мороз».
Маршрут выставки русского искусства по Северной Америке
Маршрут выставки русского искусства по Северной Америке
Виктор Васнецов. Страж. 1914. Частное собрание. В. Васнецов был одним из  художников старшего поколения, участвовавших в американской выставке.
Полотно “На страже” было использовано в качестве иллюстрации в  каталоге американской выставки  и стало единственной работой мастера, проданной в Америке. В дальнейшем картина пополнила собрание семьи Карисаловых, в котором она и находится сегодня.
Виктор Васнецов. Страж. 1914. Частное собрание. В. Васнецов был одним из художников старшего поколения, участвовавших в американской выставке. Полотно “На страже” было использовано в качестве иллюстрации в каталоге американской выставки и стало единственной работой мастера, проданной в Америке. В дальнейшем картина пополнила собрание семьи Карисаловых, в котором она и находится сегодня.
Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание.
Из пяти картин, отправленных Абрамом Архиповым в Америку, в США купили четыре. Его «Молодую крестьянку» в феврале 1925 года на выставке в Новом Орлеане приобрел Клуб искусств и ремесел, который затем передал полотно в Музей Дельгадо (ныне это художественный музей Нового Орлеана). До 2008 года картина находилась в фондах музея, после чего была выставлена на аукционе Christie’s и продана в частное собрание.
Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание. Из пяти картин, отправленных Абрамом Архиповым в Америку, в США купили четыре. Его «Молодую крестьянку» в феврале 1925 года на выставке в Новом Орлеане приобрел Клуб искусств и ремесел, который затем передал полотно в Музей Дельгадо (ныне это художественный музей Нового Орлеана). До 2008 года картина находилась в фондах музея, после чего была выставлена на аукционе Christie’s и продана в частное собрание.
Абрам Архипов. Крестьянка в желтой рубахе. 1919. Частное собрание. 
Абрам Архипов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в течение двух лет занимался также в петербургской Академии художеств. Он был одним из членов-учредителей Союза русских художников, созданного в 1903 году, и участвовал практически во всех выставках этого объединения.
Сцены из деревенской жизни и пейзажи были любимыми жанрами художника. Но особенно много в десятые–двадцатые годы он работал над портретами крестьянок в народных костюмах. Эту картину в Америке тоже купили.
Абрам Архипов. Крестьянка в желтой рубахе. 1919. Частное собрание. Абрам Архипов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в течение двух лет занимался также в петербургской Академии художеств. Он был одним из членов-учредителей Союза русских художников, созданного в 1903 году, и участвовал практически во всех выставках этого объединения. Сцены из деревенской жизни и пейзажи были любимыми жанрами художника. Но особенно много в десятые–двадцатые годы он работал над портретами крестьянок в народных костюмах. Эту картину в Америке тоже купили.
Абрам Архипов. Пожар в деревне. 1920. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 
В Россию после выставки в США вернулась лишь одна  из  пяти картин художника, а именно— «Пожар в деревне».
Абрам Архипов. Пожар в деревне. 1920. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. В Россию после выставки в США вернулась лишь одна  из пяти картин художника, а именно— «Пожар в деревне».
Михаил Нестеров. Голова великомученицы Варвары. 1895, 1921. Собрание Н.А.Мишина. В Америке выставлялось полотно под названием "Чудо", которое автор уничтожил позже - в 1931 году, сохранив от него два фрагмента. Один из них -  Голова великомученицы Варвары. Всего за океан М.Нестеров отправил 9 картин, из которых в Нью-Йорке были куплены  "Весна-красна" (сейчас в частном собрании) и "Соловей поет" (сейчас в музее Метрополитен).
Михаил Нестеров. Голова великомученицы Варвары. 1895, 1921. Собрание Н.А.Мишина. В Америке выставлялось полотно под названием "Чудо", которое автор уничтожил позже - в 1931 году, сохранив от него два фрагмента. Один из них - Голова великомученицы Варвары. Всего за океан М.Нестеров отправил 9 картин, из которых в Нью-Йорке были куплены "Весна-красна" (сейчас в частном собрании) и "Соловей поет" (сейчас в музее Метрополитен).
Игорь Грабарь. Лучезарное утро (1922). ГМЗ "Абрамцево". Игорь Грабарь был одним из главных организаторов выставки в США.
Игорь Грабарь. Лучезарное утро (1922). ГМЗ "Абрамцево". Игорь Грабарь был одним из главных организаторов выставки в США.
Игорь Грабарь. Долина Москвы-реки. 1922. Смоленский государственный музей-заповедник. Письма Игоря Грабаря жене до сегодняшнего дня являются ценнейшим источником информации об американской выставке.
Игорь Грабарь. Долина Москвы-реки. 1922. Смоленский государственный музей-заповедник. Письма Игоря Грабаря жене до сегодняшнего дня являются ценнейшим источником информации об американской выставке.
Борис Кустодиев. Купец. 1923. Нижегородский государственный художественный музей.
В Америке было представлено более 20 работ художника, продано - 4, среди которых - Карусель" 1923 года, купленная Художественной галереей Онтарио, Канада. Полотно "Деревенский праздник" (1910-е годы)  - сейчас в Музее Метрополитен.
Борис Кустодиев. Купец. 1923. Нижегородский государственный художественный музей. В Америке было представлено более 20 работ художника, продано - 4, среди которых - Карусель" 1923 года, купленная Художественной галереей Онтарио, Канада. Полотно "Деревенский праздник" (1910-е годы) - сейчас в Музее Метрополитен.
Борис Кустодиев. Дети Шаляпина. Марфа и Марина. 1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Этот портрет дочерей Шаляпина (слева) - подготовительный рисунок к портрету их отца (справа). На портрете Шаляпина из петербургского Русского музея фигуры дочерей певца - в левом нижнем углу.
Борис Кустодиев. Дети Шаляпина. Марфа и Марина. 1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Этот портрет дочерей Шаляпина (слева) - подготовительный рисунок к портрету их отца (справа). На портрете Шаляпина из петербургского Русского музея фигуры дочерей певца - в левом нижнем углу.
Константин Сомов. Старый балет. 1923. Частное собрание, Европа. 
Картина «Старый балет» Константина Сомова имела большой успех на выставке в Нью-Йорке и была приобретена коллекционером Альбертом Ротбартом. Долгое время она была недоступна широкой публике. Только летом 2020 года, спустя 90 лет, она впервые появилась на небольшом американском аукционе Millea bros, и впервые с 1923 года полотно снова демонстрируется в России.
Константин Сомов. Старый балет. 1923. Частное собрание, Европа. Картина «Старый балет» Константина Сомова имела большой успех на выставке в Нью-Йорке и была приобретена коллекционером Альбертом Ротбартом. Долгое время она была недоступна широкой публике. Только летом 2020 года, спустя 90 лет, она впервые появилась на небольшом американском аукционе Millea bros, и впервые с 1923 года полотно снова демонстрируется в России.
Константин Сомов. Деревья. Этюд (Вид на Екатерингофский канал из окон квартиры художника). 1923. Частное собрание. В Америке Сомовым было представлено 15 живописных работ, две фарфоровые статуэтки, три акварели и 18 иллюстраций из "Книги маркизы".
Константин Сомов. Деревья. Этюд (Вид на Екатерингофский канал из окон квартиры художника). 1923. Частное собрание. В Америке Сомовым было представлено 15 живописных работ, две фарфоровые статуэтки, три акварели и 18 иллюстраций из "Книги маркизы".
Константин Сомов. Влюбленные. Модель К.Сомова. 1905. Государственный фарфоровый завод, 1922. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.
Константин Сомов лично принимал участие во всех этапах изготовления фарфоровых статуэток своего авторства на Императорском фарфоровом заводе, включая раскраску.
Константин Сомов. Влюбленные. Модель К.Сомова. 1905. Государственный фарфоровый завод, 1922. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Константин Сомов лично принимал участие во всех этапах изготовления фарфоровых статуэток своего авторства на Императорском фарфоровом заводе, включая раскраску.
Константин Сомов. Дама, снимающая маску. Модель К.Сомова. 1906. Ленинградский фарфоровый завод. Конец 1920-х. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Для Сомова поездка в Америку станет дорогой в эмиграцию. В 1925 году он уедет из Америки во Францию.
Константин Сомов. Дама, снимающая маску. Модель К.Сомова. 1906. Ленинградский фарфоровый завод. Конец 1920-х. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Для Сомова поездка в Америку станет дорогой в эмиграцию. В 1925 году он уедет из Америки во Францию.
Сергей Виноградов. Весенний пейзаж с сараями. 1915. Частное собрание. Еще один организатор американской выставки. Отбирая собственные работы для выставки, С.Виноградов постарался представить и пейзаж, и натюрморт, и интерьер. Один из пейзажей с видом Марфо-Мариинской обители был куплен Сергеем Рахманиновым и до сих пор находится на его вилле Сенар в Швейцарии.
Сергей Виноградов. Весенний пейзаж с сараями. 1915. Частное собрание. Еще один организатор американской выставки. Отбирая собственные работы для выставки, С.Виноградов постарался представить и пейзаж, и натюрморт, и интерьер. Один из пейзажей с видом Марфо-Мариинской обители был куплен Сергеем Рахманиновым и до сих пор находится на его вилле Сенар в Швейцарии.
Сергей Виноградов. Портрет жены в интерьере. 1919. Частное собрание. Для Виноградова поездка в Америку оказалась дорогой в эмиграцию: после окончания экспозиции он остался жить в благополучной и спокойной Риге.
Сергей Виноградов. Портрет жены в интерьере. 1919. Частное собрание. Для Виноградова поездка в Америку оказалась дорогой в эмиграцию: после окончания экспозиции он остался жить в благополучной и спокойной Риге.
В одном из залов московской выставки.
В одном из залов московской выставки.
Апполинарий Васнецов. Зимний сон. 1908-1914. Третьяковская галерея.
Из представленных шести работ на тему "Москва XVII века" четыре были куплены в Америке.
Апполинарий Васнецов. Зимний сон. 1908-1914. Третьяковская галерея. Из представленных шести работ на тему "Москва XVII века" четыре были куплены в Америке.
Апполинарий Васнецов. Московский дворик зимой. 1920-е. Третьяковская галерея.
Апполинарий Васнецов. Московский дворик зимой. 1920-е. Третьяковская галерея.
Апполинарий Васнецов. Сумрачный день. Урал. 1919. Третьяковская галерея.
Апполинарий Васнецов. Сумрачный день. Урал. 1919. Третьяковская галерея.
Апполинарий Васнецов. Пруд и подземелье. 1903-1917. Третьяковская галерея.
Апполинарий Васнецов. Пруд и подземелье. 1903-1917. Третьяковская галерея.
Вячеслав Бычков. Пароход "Встречный". 1920. Чувашский государственный художественный музей. Родом из Ярославля, художник часто писал волжские пейзажи. Его любимыми мотивами были народные ярмарки, базары, карусели, что видимо предопределило его успех в Америке: на выставке были приобретены 6 его картин.
Вячеслав Бычков. Пароход "Встречный". 1920. Чувашский государственный художественный музей. Родом из Ярославля, художник часто писал волжские пейзажи. Его любимыми мотивами были народные ярмарки, базары, карусели, что видимо предопределило его успех в Америке: на выставке были приобретены 6 его картин.
Аркадий Рылов. Чайки. 1922. Нижегородский государственный музей.  В Америку художник, ученик Архипа Куинджи, отправил семь картин, две из которых были проданы — к сожалению, сегодня их местонахождение неизвестно. Репродукция одной из них — «Собираются тучи» —опубликована в каталоге выставки. Вторую картину под названием «Морские чайки» в 1925 году приобрел Художественный музей Цинциннати, в фондах которого она хранилась до 1945-го; дальнейшая судьба полотна неизвестна. Интересно, что «Чайки» из собрания Нижегородского музея на американской выставке экспонировались под названием «Вечер».
Аркадий Рылов. Чайки. 1922. Нижегородский государственный музей. В Америку художник, ученик Архипа Куинджи, отправил семь картин, две из которых были проданы — к сожалению, сегодня их местонахождение неизвестно. Репродукция одной из них — «Собираются тучи» —опубликована в каталоге выставки. Вторую картину под названием «Морские чайки» в 1925 году приобрел Художественный музей Цинциннати, в фондах которого она хранилась до 1945-го; дальнейшая судьба полотна неизвестна. Интересно, что «Чайки» из собрания Нижегородского музея на американской выставке экспонировались под названием «Вечер».
Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер. 1907-1909. Галерея «Альбертина», Вена. 
М.Ларионов - один из наиболее авангардных живописцев, участвовавших в американской экспозиции. К моменту проведения выставки в Америке Ларионов уже пять лет жил в Париже вместе со своей женой-художницей Наталией Гончаровой. В Нью-Йорк Ларионов отправил лишь «Офицерского парикмахера», созданного еще во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Эта яркая, гротескно-контрастная работа показывает ранние неопримитивистские поиски художника, который в тот период вдохновлялся стилем провинциальных вывесок. Полотно после выставки вернулось к художнику во Францию, позже его приобретет известный юрист Герберт Баклер, который затем передаст всю свою коллекцию в галерею Альбертина в Вене.
Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер. 1907-1909. Галерея «Альбертина», Вена. М.Ларионов - один из наиболее авангардных живописцев, участвовавших в американской экспозиции. К моменту проведения выставки в Америке Ларионов уже пять лет жил в Париже вместе со своей женой-художницей Наталией Гончаровой. В Нью-Йорк Ларионов отправил лишь «Офицерского парикмахера», созданного еще во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Эта яркая, гротескно-контрастная работа показывает ранние неопримитивистские поиски художника, который в тот период вдохновлялся стилем провинциальных вывесок. Полотно после выставки вернулось к художнику во Францию, позже его приобретет известный юрист Герберт Баклер, который затем передаст всю свою коллекцию в галерею Альбертина в Вене.
Лев Бакст. Охотница. 1922. Частное собрание. Лев Бакст  с 1910 года  жил в Париже, а в 1924 провел в Штатах несколько месяцев, читая лекции, оформляя интерьеры усадеб, продолжая работать над театральными проектами. Тогда же в США прошло несколько персональных выставок художника. На Выставке русского искусства была представлена лишь одна большая графическая работа Бакста — «Охотница».
Лев Бакст. Охотница. 1922. Частное собрание. Лев Бакст с 1910 года жил в Париже, а в 1924 провел в Штатах несколько месяцев, читая лекции, оформляя интерьеры усадеб, продолжая работать над театральными проектами. Тогда же в США прошло несколько персональных выставок художника. На Выставке русского искусства была представлена лишь одна большая графическая работа Бакста — «Охотница».
Кузьма Петров-Водкин. Желтое лицо. 1921. Чувашский художественный музей. Чебоксары. 
 В Америку отправилось семь работ мастера, большую часть которых составляли портреты. Наряду с портретом Ахматовой, семейным портретом и изображением жены художника, в Нью-Йорке экспонировался «Портрет» 1921 года. Описание этой работы, найденное в прессе о выставке, соответствует картине «Желтое лицо». Из 7 произведений художника только одно полотно было приобретено в Америке.
Кузьма Петров-Водкин. Желтое лицо. 1921. Чувашский художественный музей. Чебоксары. В Америку отправилось семь работ мастера, большую часть которых составляли портреты. Наряду с портретом Ахматовой, семейным портретом и изображением жены художника, в Нью-Йорке экспонировался «Портрет» 1921 года. Описание этой работы, найденное в прессе о выставке, соответствует картине «Желтое лицо». Из 7 произведений художника только одно полотно было приобретено в Америке.
Василий Шухаев. Виолончель. 1921. Частное собрание, Европа. Предоставлено Галерей Альбертина, Вена.
 Василий Шухаев — один из главных представителей неоклассицизма среди художников, работавших в начале ХХ столетия. Он учился в Строгановском училище в Москве, затем — у Дмитрия Кардовского в Академии художеств в Петербурге. С 1921 по 1935 год жил в Париже.

На американскую выставку Шухаев отправил всего четыре картины, каждая из которых представляла отдельный жанр и направление поисков в творчестве мастера. Этими работами были: обнаженные «Купальщицы» (см. следующее фото), автопортрет с другом-художником Александром Яковлевым и его женой, один из финских пейзажей, а также картина «Виолончель» с эффектной композицией.
Василий Шухаев. Виолончель. 1921. Частное собрание, Европа. Предоставлено Галерей Альбертина, Вена. Василий Шухаев — один из главных представителей неоклассицизма среди художников, работавших в начале ХХ столетия. Он учился в Строгановском училище в Москве, затем — у Дмитрия Кардовского в Академии художеств в Петербурге. С 1921 по 1935 год жил в Париже. На американскую выставку Шухаев отправил всего четыре картины, каждая из которых представляла отдельный жанр и направление поисков в творчестве мастера. Этими работами были: обнаженные «Купальщицы» (см. следующее фото), автопортрет с другом-художником Александром Яковлевым и его женой, один из финских пейзажей, а также картина «Виолончель» с эффектной композицией.
Василий Шухаев. Купальщицы. 1920. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Шухаев. Купальщицы. 1920. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Аристарх Лентулов. Сергиев Посад. 1922. Национальная галерея Армении, Ереван. С 1918 года кубофутуристические эксперименты в картинах Лентулова уступили место поискам в духе сезаннизма.
Аристарх Лентулов. Сергиев Посад. 1922. Национальная галерея Армении, Ереван. С 1918 года кубофутуристические эксперименты в картинах Лентулова уступили место поискам в духе сезаннизма.
Аристарх Лентулов. Портрет актрисы Чебоксаровой. 1919. Тульское музейное объединение. Картины Лентулова из Америки вернулись в Россию
Аристарх Лентулов. Портрет актрисы Чебоксаровой. 1919. Тульское музейное объединение. Картины Лентулова из Америки вернулись в Россию
Петр Кончаловский. Перед Зеркалом. 1923. Государственная Третьяковская галерея. В 1910-е годы Петр Кончаловский был одним из основателей авангардного объединения "Бубновый валет", члены которого вдохновлялись новой французской живописью.
Петр Кончаловский. Перед Зеркалом. 1923. Государственная Третьяковская галерея. В 1910-е годы Петр Кончаловский был одним из основателей авангардного объединения "Бубновый валет", члены которого вдохновлялись новой французской живописью.
Петр Кончаловский. Абрамцево. Дубовая роща. 1920. Частное собрание, Москва. В Америку художник отправил почти 20 своих работ, созданных в начале 1920-х: портреты, пейзажи, натюрмотры и ню.
Петр Кончаловский. Абрамцево. Дубовая роща. 1920. Частное собрание, Москва. В Америку художник отправил почти 20 своих работ, созданных в начале 1920-х: портреты, пейзажи, натюрмотры и ню.
Петр Кончаловский. Портрет Александра Вишневского. 1921.  ГМЗ Абрамцево. Артист МХТ Вишневский сыграл роли во многих чеховских пьесах и отличался сильным голосом и видной фигурой, которую и запечатлел художник.
Петр Кончаловский. Портрет Александра Вишневского. 1921. ГМЗ Абрамцево. Артист МХТ Вишневский сыграл роли во многих чеховских пьесах и отличался сильным голосом и видной фигурой, которую и запечатлел художник.
Петр Кончаловский. Цветы на скатерти. 1919. Государственный Русский музей.
Петр Кончаловский. Цветы на скатерти. 1919. Государственный Русский музей.
Петр Кончаловский. Спящая девушка. 1923. Собрание В.М.Шкулева.
Петр Кончаловский. Спящая девушка. 1923. Собрание В.М.Шкулева.
Илья Машков. Искусственные фрукты. 1922 - начало 1923. Частное собрание. Из 20 работ художника, участвовавших в выставке, почти половину составляли натюрморты.
Илья Машков. Искусственные фрукты. 1922 - начало 1923. Частное собрание. Из 20 работ художника, участвовавших в выставке, почти половину составляли натюрморты.
Илья Машков. Натюрмотр с фарфоровыми статуэтками. 1922-1923. Государственный Русский музей. На столе красного дерева художник выстраивал и писал изысканные композиции из фарфоровых фигурок и фруктов в вазах.
Илья Машков. Натюрмотр с фарфоровыми статуэтками. 1922-1923. Государственный Русский музей. На столе красного дерева художник выстраивал и писал изысканные композиции из фарфоровых фигурок и фруктов в вазах.
Илья Машков. Нева. Островки. Дом отдыха. 1923. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Илья Машков. Нева. Островки. Дом отдыха. 1923. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Илья Машков. Портрет Николая Ивановича Скаткина. 1921-1923. Государственная Третьяковская галерея.  " Блики на стеклах сияют так, что только с близкого расстояния убеждаешься, что очки не были прикреплены на законченную картину"
Илья Машков. Портрет Николая Ивановича Скаткина. 1921-1923. Государственная Третьяковская галерея. " Блики на стеклах сияют так, что только с близкого расстояния убеждаешься, что очки не были прикреплены на законченную картину"
Илья Машков. Натюрмотр с фруктами. Арбуз и виноград. 1923. Государственный Русский музей.
Илья Машков. Натюрмотр с фруктами. Арбуз и виноград. 1923. Государственный Русский музей.
Борис Григорьев. Бретонская рыбачка с ребенком. 1923. Частное собрание. Борис Григорьев - один из самых ярких представителей русского авангарда.
Борис Григорьев. Бретонская рыбачка с ребенком. 1923. Частное собрание. Борис Григорьев - один из самых ярких представителей русского авангарда.
Борис Григорьев. Рыбак с крабом (Бретонский рыбак). 1922-1923.  Собрание Анатолия и Майи Беккерман, Нью-Йорк. Бретонский цикл  создан во Франции, где Б.Григорьев жил с 1920 года.
Борис Григорьев. Рыбак с крабом (Бретонский рыбак). 1922-1923. Собрание Анатолия и Майи Беккерман, Нью-Йорк. Бретонский цикл создан во Франции, где Б.Григорьев жил с 1920 года.
Константин Юон. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. 1922. Частное собрание, Лондон. Из 18 работ художника четыре были куплены по высоким, по сравнению с большинством других продаж, ценам. Две картины Юона приобрел Чарльз Крейн: за "Ростовский кремль" он отдал 900 долларов, а за "Троицкий собор" - 600 долларов. По нынешним меркам эти цены выглядят смехотворно, но тогда это были большие деньги.
Константин Юон. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. 1922. Частное собрание, Лондон. Из 18 работ художника четыре были куплены по высоким, по сравнению с большинством других продаж, ценам. Две картины Юона приобрел Чарльз Крейн: за "Ростовский кремль" он отдал 900 долларов, а за "Троицкий собор" - 600 долларов. По нынешним меркам эти цены выглядят смехотворно, но тогда это были большие деньги.
Константин Юон. Провинциалки. 1920-1922. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск. Любимым жанром этого художника был пейзаж.
Константин Юон. Провинциалки. 1920-1922. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск. Любимым жанром этого художника был пейзаж.
Константин Юон. Августовский вечер. Лигачево, 1922. Симферопольский художественный музей.
После американской выставки картина хранилась в Русском музее, а в 1952 году была передана в коллекцию Симферопольского художественного музея.
Константин Юон. Августовский вечер. Лигачево, 1922. Симферопольский художественный музей. После американской выставки картина хранилась в Русском музее, а в 1952 году была передана в коллекцию Симферопольского художественного музея.
Константин Юон. Трапезная Троице-Сергиевой лавры. 1922. Дальневосточный художественный музей.
Константин Юон. Трапезная Троице-Сергиевой лавры. 1922. Дальневосточный художественный музей.
Федор Захаров. Портрет Павла Эттингера. 1919. Частное собрание. Федор Захаров - один из организаторов американской выставки.  Именно Захаров воспроизвел "Извозчика" Кустодиева для афиши выставки.
Федор Захаров. Портрет Павла Эттингера. 1919. Частное собрание. Федор Захаров - один из организаторов американской выставки. Именно Захаров воспроизвел "Извозчика" Кустодиева для афиши выставки.
Федор Захаров. Голова пожилой женщины (Портрет матери). 1914. Частное собрание. На американской выставке были показаны 16 работ мастера, в основном портреты. Портрет художника Виктора Васнецова приобрел с выставки Чарльз Крейн (сейчас - в частном собрании).
Федор Захаров. Голова пожилой женщины (Портрет матери). 1914. Частное собрание. На американской выставке были показаны 16 работ мастера, в основном портреты. Портрет художника Виктора Васнецова приобрел с выставки Чарльз Крейн (сейчас - в частном собрании).
Семен Павлов. Зима. 1923. Государственный Русский музей. Для серии его городских и индустриальных пейзажей характерны четкий рисунок, выразительные линии и холодный сдержанный колорит.
Семен Павлов. Зима. 1923. Государственный Русский музей. Для серии его городских и индустриальных пейзажей характерны четкий рисунок, выразительные линии и холодный сдержанный колорит.
Николай Дормидонтов. Окраины Петрограда. Дом за Нарвской заставой. 1922-1923. Государственная Третьяковская галерея.  Графические и контрастые образы города близки  индустриальным пейзажам его друга - Семена Павлова. Работы обоих мастеров в полном составе вернулись в Россию.
Николай Дормидонтов. Окраины Петрограда. Дом за Нарвской заставой. 1922-1923. Государственная Третьяковская галерея. Графические и контрастые образы города близки индустриальным пейзажам его друга - Семена Павлова. Работы обоих мастеров в полном составе вернулись в Россию.
Мартирос Сарьян. Арабская танцовщица. 1913. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
Мартирос Сарьян. Арабская танцовщица. 1913. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
Исаак Бродский. Старые лодки. 1907. Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств. И.Бродский, в советское время считавшийся апологетом соцреализма, начинал как тонкий пейзажист, находившийся под влиянием импрессионистов. Всего художник отправил в Америку 8 своих картин, одна из которых ("После дождя", 1907) была приобретена во время передвижной выставки в Бирмингеме, Алабама.
Исаак Бродский. Старые лодки. 1907. Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств. И.Бродский, в советское время считавшийся апологетом соцреализма, начинал как тонкий пейзажист, находившийся под влиянием импрессионистов. Всего художник отправил в Америку 8 своих картин, одна из которых ("После дождя", 1907) была приобретена во время передвижной выставки в Бирмингеме, Алабама.
Петр Петровичев. Ростов Великий осенью. 1912. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник.
Петр Петровичев. Ростов Великий осенью. 1912. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник.
Николай Богданов-Бельский. За работой (Свет фонаря). Ок.1900. Частное собрание. Богданов-Бельский, сам происходивший из крестьянской семьи, часто обращался к деревенским сюжетам.  В Америке было представлено не менее 11 работ художника, 5 из которых были проданы: русская тема особо интересовала публику.
Николай Богданов-Бельский. За работой (Свет фонаря). Ок.1900. Частное собрание. Богданов-Бельский, сам происходивший из крестьянской семьи, часто обращался к деревенским сюжетам. В Америке было представлено не менее 11 работ художника, 5 из которых были проданы: русская тема особо интересовала публику.
Георгий Верейский. Степан Яремич (слева) и Константин Сомов (справа). Листы из альбома литографий "Портреты русских художников" (1922). Собрание М.В. Сеславинского.
Георгий Верейский. Степан Яремич (слева) и Константин Сомов (справа). Листы из альбома литографий "Портреты русских художников" (1922). Собрание М.В. Сеславинского.
Савелий Сорин. Художник с Монпарнаса. 1923. Государственный Русский музей.
Савелий Сорин. Художник с Монпарнаса. 1923. Государственный Русский музей.
Владимир Гринберг. Портрет Сергея Шилтова. 1917. Ростовский областной музей изобразительных искусств. В США остался "Автопортрет" Гринберга, проданный с выставки частному лицу.
Владимир Гринберг. Портрет Сергея Шилтова. 1917. Ростовский областной музей изобразительных искусств. В США остался "Автопортрет" Гринберга, проданный с выставки частному лицу.
Владимир Гринберг. Портрет Аты Рысс. 1922. Ростовский областной музей изобразительных искусств.
Владимир Гринберг. Портрет Аты Рысс. 1922. Ростовский областной музей изобразительных искусств.
Дмитрий Стеллецкий. Аллегории "Ночь" (слева) и "День". 1910. Тульское музейное объединение.
Работы Стеллецкого  (не менее 10-ти) прибыли в США из Парижа. В основу многих его работ легли образы из иконописи.
Дмитрий Стеллецкий. Аллегории "Ночь" (слева) и "День". 1910. Тульское музейное объединение. Работы Стеллецкого (не менее 10-ти) прибыли в США из Парижа. В основу многих его работ легли образы из иконописи.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенний день. В Царскосельском парке. 1907. Собрание русской антикварной галереи, Москва.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенний день. В Царскосельском парке. 1907. Собрание русской антикварной галереи, Москва.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. За книгой. 1918. Тамбовский областной краеведческий музей. Все 9 картин Кардовской, участвовавшие в выставке, вернулись в Россию.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. За книгой. 1918. Тамбовский областной краеведческий музей. Все 9 картин Кардовской, участвовавшие в выставке, вернулись в Россию.
Станислав Жуковский. Река Вятка (1922). Российский национальный музей музыки.
Станислав Жуковский. Река Вятка (1922). Российский национальный музей музыки.
Вениамин Белкин. Натюрморт (Русский классизизм). 1911-1915. Государственный Русский музей.
Вениамин Белкин. Фрукты на синем. 1916. Государственный Русский музей.
Вениамин Белкин. Фрукты на синем. 1916. Государственный Русский музей.
Николай Ульянов. Крестный ход. До 1923. Собрание Анатолия и Майи Беккерман, Нью-Йорк. Полотно было куплено с американской выставки Чарльзом Крейном за 600 долларов. Произведение  с "русским национальным характером", но в авангардной стилистике.
Николай Ульянов. Крестный ход. До 1923. Собрание Анатолия и Майи Беккерман, Нью-Йорк. Полотно было куплено с американской выставки Чарльзом Крейном за 600 долларов. Произведение с "русским национальным характером", но в авангардной стилистике.
Комментарии к альбому