Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
В Музее русского импрессионизма в июне 2022 года открылась очередная выставка — под названием «Точки зрения» — с очень оригинальной концепцией. В основу этого проекта организаторы положили идею сопоставления автопортретов и портретов художников, живших в конце 19-го — начале 20-го века. Должны вам сказать, что сравнение того, как человек видит себя сам и каким его зрят другие, оказалось очень интересным, познавательным и вовсе не праздным занятием.
Мысль создать целую выставку по этому принципу у работников Музея родилась во время подготовки экспозиции «Охотники за искусством». Оказалось, что один из ее героев, коллекционер Яков Рубинштейн, когда ему попадался портрет или автопортрет какого-либо живописца, обязательно старался разыскать и приобрести изображение того же персонажа, сделанное другой рукой, — чтобы иметь более полное представление об авторе. Кураторы «Точки зрения» решили пойти по тому же пути.
Основной массив выставки составляют «пары» — изображения одного и того же человека с разных точек зрения. Организаторам удалось собрать 35 таких портретных «комплектов» (иногда даже не по две, а по три картины в каждом) из более чем 40 музейных и частных коллекций, среди которых — Русский музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, другие федеральные и региональные музеи. Автопортреты и портреты во многих случаях дополнили архивными фотографиями (к сожалению, без датировки) — для сравнения реального облика художника с его артистическими интерпретациями. Разглядывая выставленные работы, временами различий между «извне» и «изнутри» почти не замечаешь. В других же случаях взгляд со стороны настолько отличается от того, как видел себя тот или иной художник, что кажется, что речь на картинах идет о разных людях.
Среди представленных авторов — Илья Репин, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова, Наталия Гончарова, Роберт Фальк, Владимир Татлин и многие другие, включая менее известных авторов, создавших, однако, весьма запоминающиеся портреты.
Все эти кураторские усилия были предприняты не только ради удовлетворения зрительского любопытства по отношению к известным фигурам (хотя и это важно!), но и для решения сверхзадачи проекта — рассказать о развитии российского жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков.
До середины XIX века считалось, что искусство портрета — это слишком консервативный жанр с очень узкими задачами — передать сходство с изображаемым человеком. Но широкое распространение фотографии с конца XIX века во многих случаях избавило художников от погони за передачей исключительно внешнего сходства персонажа на картине и позволило больше экспериментировать с образами и трактовками. Особенно много таких возможностей в этом жанре дают автопортрет и портрет коллеги- художника, поскольку живописцы обычно более терпимы к экспериментам собратьев по кисти.
Добавьте сюда возникновение на рубеже веков множества новых художественных течений, принесших в живопись большое количество перемен — не только стиля, но и техники, фона, используемых материалов и т. д. Тогда же в портретах появились и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.
Для того, чтобы показать эволюцию портретного жанра, кураторы проекта «Точки зрения» представили в единой экспозиции и реалистическую традицию, и импрессионистический лиризм, театральность и психологизм символистов, кубистический и фовистский эксперимент авангардистов. Все эти направления существовали в живописи на рубеже веков одновременно, что очень хорошо показывает данная экспозиция. Всего на выставке «Точки зрения» представлено около 100 экспонатов. Выбор для изучения огромный, и у каждого посетителя на этой выставке будут свои открытия и фавориты.
Отдельно упомянем специальный проект «Точки зрения: Федор Шаляпин», который развернулся на третьем этаже Музея. Легендарный бас и сам увлекался изобразительным искусством, делая автопортреты и шаржи на приятелей, лепил. Но еще большее внимание художников своего времени вызывал сам Шаляпин — артист и личность. Кураторы этого спецпроекта представили многочисленные точки зрения на знаменитого певца.
Выставка «Точки зрения» и спецпроект «Точки зрения: Федор Шаляпин» в Музее русского импрессионизма открыты до 2 октября.
При подготовке этого фоторассказа использовались материалы выставки.