Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был 29 ноября 23:08
В поездке.
Фотоальбом

Выставка «Точки зрения»

Исаак Бродский. Автопортрет с дочерью, 1911
iPhone XS, iPhone 12 Pro
34 40

В Музее русского импрессионизма в июне 2022 года открылась очередная выставка — под названием «Точки зрения» — с очень оригинальной концепцией. В основу этого проекта организаторы положили идею сопоставления автопортретов и портретов художников, живших в конце 19-го — начале 20-го века. Должны вам сказать, что сравнение того, как человек видит себя сам и каким его зрят другие, оказалось очень интересным, познавательным и вовсе не праздным занятием.

Мысль создать целую выставку по этому принципу у работников Музея родилась во время подготовки экспозиции «Охотники за искусством». Оказалось, что один из ее героев, коллекционер Яков Рубинштейн, когда ему попадался портрет или автопортрет какого-либо живописца, обязательно старался разыскать и приобрести изображение того же персонажа, сделанное другой рукой, — чтобы иметь более полное представление об авторе. Кураторы «Точки зрения» решили пойти по тому же пути.

Основной массив выставки составляют «пары» — изображения одного и того же человека с разных точек зрения. Организаторам удалось собрать 35 таких портретных «комплектов» (иногда даже не по две, а по три картины в каждом) из более чем 40 музейных и частных коллекций, среди которых — Русский музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, другие федеральные и региональные музеи. Автопортреты и портреты во многих случаях дополнили архивными фотографиями (к сожалению, без датировки) — для сравнения реального облика художника с его артистическими интерпретациями. Разглядывая выставленные работы, временами различий между «извне» и «изнутри» почти не замечаешь. В других же случаях взгляд со стороны настолько отличается от того, как видел себя тот или иной художник, что кажется, что речь на картинах идет о разных людях.

Среди представленных авторов — Илья Репин, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова, Наталия Гончарова, Роберт Фальк, Владимир Татлин и многие другие, включая менее известных авторов, создавших, однако, весьма запоминающиеся портреты.

Все эти кураторские усилия были предприняты не только ради удовлетворения зрительского любопытства по отношению к известным фигурам (хотя и это важно!), но и для решения сверхзадачи проекта — рассказать о развитии российского жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков.

До середины XIX века считалось, что искусство портрета — это слишком консервативный жанр с очень узкими задачами — передать сходство с изображаемым человеком. Но широкое распространение фотографии с конца XIX века во многих случаях избавило художников от погони за передачей исключительно внешнего сходства персонажа на картине и позволило больше экспериментировать с образами и трактовками. Особенно много таких возможностей в этом жанре дают автопортрет и портрет коллеги- художника, поскольку живописцы обычно более терпимы к экспериментам собратьев по кисти.

Добавьте сюда возникновение на рубеже веков множества новых художественных течений, принесших в живопись большое количество перемен — не только стиля, но и техники, фона, используемых материалов и т. д. Тогда же в портретах появились и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.

Для того, чтобы показать эволюцию портретного жанра, кураторы проекта «Точки зрения» представили в единой экспозиции и реалистическую традицию, и импрессионистический лиризм, театральность и психологизм символистов, кубистический и фовистский эксперимент авангардистов. Все эти направления существовали в живописи на рубеже веков одновременно, что очень хорошо показывает данная экспозиция. Всего на выставке «Точки зрения» представлено около 100 экспонатов. Выбор для изучения огромный, и у каждого посетителя на этой выставке будут свои открытия и фавориты.

Отдельно упомянем специальный проект «Точки зрения: Федор Шаляпин», который развернулся на третьем этаже Музея. Легендарный бас и сам увлекался изобразительным искусством, делая автопортреты и шаржи на приятелей, лепил. Но еще большее внимание художников своего времени вызывал сам Шаляпин — артист и личность. Кураторы этого спецпроекта представили многочисленные точки зрения на знаменитого певца.

Выставка «Точки зрения» и спецпроект «Точки зрения: Федор Шаляпин» в Музее русского импрессионизма открыты до 2 октября.

При подготовке этого фоторассказа использовались материалы выставки.

Афиша выставки
 Илья Репин. Автопортрет. 1894. Государственный музей Л.Н.Толстого. Приходилось читать, что именно Репин изменил русский портретный жанр, привнеся в него элементы импрессионизма.
Илья Репин. Автопортрет. 1894. Государственный музей Л.Н.Толстого. Приходилось читать, что именно Репин изменил русский портретный жанр, привнеся в него элементы импрессионизма.
Исаак Бродский. «Портрет Ильи Репина». 1912. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. Гордость репинской академической мастерской Исаак Бродский пишет портрет учителя.  "Мне нравится, как портрет нарисован с технической точки зрения. Исаак сумел передать подробные детали и в то же время сохранить целостность произведения", – говорил Репин об этой работе.
Исаак Бродский. «Портрет Ильи Репина». 1912. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. Гордость репинской академической мастерской Исаак Бродский пишет портрет учителя. "Мне нравится, как портрет нарисован с технической точки зрения. Исаак сумел передать подробные детали и в то же время сохранить целостность произведения", – говорил Репин об этой работе.
СЛЕВА - Дмитрий Стеллецкий. «Автопортрет». 1920–1930-е. Государственная Третьяковская галерея. СПРАВА - Борис Кустодиев. «Портрет Дмитрия Стеллецкого». 1901. Государственный Русский музей. По словам куратора выставки, "Портрет Дмитрия Стеллецкого написал его сокурсник и лучший друг на протяжении всей жизни – Борис Кустодиев, он был создан ещё в Академии, изображён как жизнерадостный студент, даже будто немного карикатуризирован – красные уши, крупные зубы. А вот автопортрет Стеллецкого, сделанный спустя годы, показывает отражение в его лице сложной судьбы".
СЛЕВА - Дмитрий Стеллецкий. «Автопортрет». 1920–1930-е. Государственная Третьяковская галерея. СПРАВА - Борис Кустодиев. «Портрет Дмитрия Стеллецкого». 1901. Государственный Русский музей. По словам куратора выставки, "Портрет Дмитрия Стеллецкого написал его сокурсник и лучший друг на протяжении всей жизни – Борис Кустодиев, он был создан ещё в Академии, изображён как жизнерадостный студент, даже будто немного карикатуризирован – красные уши, крупные зубы. А вот автопортрет Стеллецкого, сделанный спустя годы, показывает отражение в его лице сложной судьбы".
СЛЕВА - Елизавета Кругликова. «Автопортрет». 1930-е. Государственный музей-заповедник «Петергоф».  СПРАВА - Анна Остроумова-Лебедева. «Портрет Елизаветы Кругликовой». 1925. Государственный Русский музей. Художница предпочитала демократичный образ, часто с сигаретой в руке.
СЛЕВА - Елизавета Кругликова. «Автопортрет». 1930-е. Государственный музей-заповедник «Петергоф». СПРАВА - Анна Остроумова-Лебедева. «Портрет Елизаветы Кругликовой». 1925. Государственный Русский музей. Художница предпочитала демократичный образ, часто с сигаретой в руке.
Еще один портрет художницы Кругликовой, кисти Михаила Нестерова. 1938. Государственная Третьяковская галерея. На этом портрете художница выглядит аристократкой. Утверждают, что Кругликова была первой русской женщиной, носившей мужской костюм.
Еще один портрет художницы Кругликовой, кисти Михаила Нестерова. 1938. Государственная Третьяковская галерея. На этом портрете художница выглядит аристократкой. Утверждают, что Кругликова была первой русской женщиной, носившей мужской костюм.
СЛЕВА - Анна Остроумова-Лебедева. Автопортрет. 1900-е. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Ещё одна ученица Ильи Репина – Анна Остроумова-Лебедева - видела себя  женственной и изящной. СПРАВА - Филипп Малявин. Портрет Анны Остроумовой. 1896. Государственный Русский музей.  Филипп Малявин написал ее иначе, здесь она -  строгая дама в темном платье и очках. И объекту портрет не понравился, Остроумовой-Лебедевой вообще  редко нравилось, как ее изображали коллеги. О работе Малявина она позже вспоминала: "Я во весь рост стою в классе академии. Портрет вышел неинтересный. Я не люблю его. Он груб, скучен и совсем не передает меня. Он не похож ни формально, ни внутренне. Краски лица не те, рисунок тоже слаб. Конечно, чувствуется и сила, и мощь, но все приблизительно, не убеждает».
СЛЕВА - Анна Остроумова-Лебедева. Автопортрет. 1900-е. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Ещё одна ученица Ильи Репина – Анна Остроумова-Лебедева - видела себя женственной и изящной. СПРАВА - Филипп Малявин. Портрет Анны Остроумовой. 1896. Государственный Русский музей. Филипп Малявин написал ее иначе, здесь она - строгая дама в темном платье и очках. И объекту портрет не понравился, Остроумовой-Лебедевой вообще редко нравилось, как ее изображали коллеги. О работе Малявина она позже вспоминала: "Я во весь рост стою в классе академии. Портрет вышел неинтересный. Я не люблю его. Он груб, скучен и совсем не передает меня. Он не похож ни формально, ни внутренне. Краски лица не те, рисунок тоже слаб. Конечно, чувствуется и сила, и мощь, но все приблизительно, не убеждает».
В одном из залов выставки.
В одном из залов выставки.
СЛЕВА - Беляшин Василий. Автопортрет с самоваром. 1922. Собрание Р. Д. Бабичева, Москва. "Василий Беляшин – живописец, который известен именно по многочисленной серии своих собственных автопортретов, причём писать он их любил в сценах чаепития. В подобных композициях он показывал себя смеющимся, дующим на чашку с чаем, удивлённым, выводя на первый план даже не свой образ, а именно натюрморт". СПРАВА - Иван Куликов. Портрет Василия Беляшина. 1906. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Куликов изобразил своего сокурсника Беляшина в момент, когда тот получил диплом и фактически звание художника, вступил в самостоятельную творческую жизнь.
СЛЕВА - Беляшин Василий. Автопортрет с самоваром. 1922. Собрание Р. Д. Бабичева, Москва. "Василий Беляшин – живописец, который известен именно по многочисленной серии своих собственных автопортретов, причём писать он их любил в сценах чаепития. В подобных композициях он показывал себя смеющимся, дующим на чашку с чаем, удивлённым, выводя на первый план даже не свой образ, а именно натюрморт". СПРАВА - Иван Куликов. Портрет Василия Беляшина. 1906. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Куликов изобразил своего сокурсника Беляшина в момент, когда тот получил диплом и фактически звание художника, вступил в самостоятельную творческую жизнь.
Фотография Василия Беляшина.
Фотография Василия Беляшина.
СЛЕВА  - Борис Кустодиев. Автопортрет, 1925. Галеев Галерея, Москва. Это нестандартная работа Б. Кустодиева с его обычно яркими образами. Автопортрет Бориса Кустодиева — карикатурный. Работа написана в последние годы его жизни, когда он не вставал с инвалидного кресла ввиду заболевания позвоночника.  СПРАВА - Георгий Верейский. Портрет Бориса Кустодиева. 1922. Нижегородский государственный художественный музей. Георгий Верейский тремя годами ранее изобразил прикованного к постели художника в той же обстановке, но получился он у него статным и респектабельным, а домашняя одежда смотрится как элегантный костюм.
СЛЕВА - Борис Кустодиев. Автопортрет, 1925. Галеев Галерея, Москва. Это нестандартная работа Б. Кустодиева с его обычно яркими образами. Автопортрет Бориса Кустодиева — карикатурный. Работа написана в последние годы его жизни, когда он не вставал с инвалидного кресла ввиду заболевания позвоночника. СПРАВА - Георгий Верейский. Портрет Бориса Кустодиева. 1922. Нижегородский государственный художественный музей. Георгий Верейский тремя годами ранее изобразил прикованного к постели художника в той же обстановке, но получился он у него статным и респектабельным, а домашняя одежда смотрится как элегантный костюм.
СЛЕВА - Леонид Пастернак. Автопортрет. 1911-1913. Собрание Бориса Пастернака, Москва. СПРАВА - Осип Браз. Портрет Леонида Пастернака. 1903. Собрание Бориса Пастернака, Москва.
СЛЕВА - Леонид Пастернак. Автопортрет. 1911-1913. Собрание Бориса Пастернака, Москва. СПРАВА - Осип Браз. Портрет Леонида Пастернака. 1903. Собрание Бориса Пастернака, Москва.
Фотография Леонида Пастернака.
Фотография Леонида Пастернака.
СЛЕВА - Борис Кустодиев. Портрет Исаака Бродского. 1920.  Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. Современники вспоминали о нём как о человеке, склонном к роскоши, к дорогим вещам, заядлом коллекционере. Именно таким его изображает Кустодиев, с картиной под мышкой.
СПРАВА - Исаак Бродский. Автопортрет с дочерью. 1911.  Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. В автопортрете  Бродский вывел на передний план обстановку, предметы. Собственное изображение в этой композиции занимает мало места.
СЛЕВА - Борис Кустодиев. Портрет Исаака Бродского. 1920. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. Современники вспоминали о нём как о человеке, склонном к роскоши, к дорогим вещам, заядлом коллекционере. Именно таким его изображает Кустодиев, с картиной под мышкой. СПРАВА - Исаак Бродский. Автопортрет с дочерью. 1911. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. В автопортрете Бродский вывел на передний план обстановку, предметы. Собственное изображение в этой композиции занимает мало места.
Фотография Исаака Бродского.
Фотография Исаака Бродского.
СЛЕВА - Александр Головин. Автопортрет. 1917. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. СПРАВА - Елена Поленова. Портрет Александра Головина (в испанском костюме). Конец 1880-х - начало 1890-х. Музей-заповедник "Абрамцево".
СЛЕВА - Александр Головин. Автопортрет. 1917. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. СПРАВА - Елена Поленова. Портрет Александра Головина (в испанском костюме). Конец 1880-х - начало 1890-х. Музей-заповедник "Абрамцево".
СЛЕВА - Сергей Иванов. Автопортрет. 1895. Тюменское музейно-просветительское объединение. Не уходя от традиций реализма, художник привнес в автопортрет нечто авангардное. Он изображает себя в контражуре, при котором источник света располагается позади объекта. Мы не видим лица художника, только очки, бликующие и скрывающие глаза, и различаем его силуэт. 
СПРАВА - Осип Браз. Портрет художника Сергея Васильевича Иванова. 1903. Государственная Третьяковская галерея.
СЛЕВА - Сергей Иванов. Автопортрет. 1895. Тюменское музейно-просветительское объединение. Не уходя от традиций реализма, художник привнес в автопортрет нечто авангардное. Он изображает себя в контражуре, при котором источник света располагается позади объекта. Мы не видим лица художника, только очки, бликующие и скрывающие глаза, и различаем его силуэт. СПРАВА - Осип Браз. Портрет художника Сергея Васильевича Иванова. 1903. Государственная Третьяковская галерея.
Фотография художника Сергея Иванова.
Фотография художника Сергея Иванова.
СЛЕВА - Николай Мелиоти. Автопортрет. 1912. Государственная Третьяковская галерея. В ЦЕНТРЕ - Николай Мелиоти. Автопортрет в Толедо. 1930. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва. СПРАВА - Николай Сапунов. Портрет  Николая Милиоти.1908. Государственный Русский музей.
СЛЕВА - Николай Мелиоти. Автопортрет. 1912. Государственная Третьяковская галерея. В ЦЕНТРЕ - Николай Мелиоти. Автопортрет в Толедо. 1930. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва. СПРАВА - Николай Сапунов. Портрет Николая Милиоти.1908. Государственный Русский музей.
В одном из залов выставки.
В одном из залов выставки.
СЛЕВА - Николай Радлов. Автопортрет. 1914. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. СПРАВА - Надежда Шведе-Радлова (Плансон). Портрет Николая Радлова. 1920-е. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
СЛЕВА - Николай Радлов. Автопортрет. 1914. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. СПРАВА - Надежда Шведе-Радлова (Плансон). Портрет Николая Радлова. 1920-е. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Фотография Николая Радлова.
Фотография Николая Радлова.
Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». 1906. Из собрания семьи художницы, Москва.
Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». 1906. Из собрания семьи художницы, Москва.
СЛЕВА - Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1917. Вологодская областная картинная галерея. СПРАВА - Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1920-е. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
СЛЕВА - Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1917. Вологодская областная картинная галерея. СПРАВА - Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1920-е. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
СЛЕВА - Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». 1906. Государственный музей-заповедник "Петергоф". СПРАВА - Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». 1922. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва.
СЛЕВА - Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». 1906. Государственный музей-заповедник "Петергоф". СПРАВА - Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». 1922. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва.
СЛЕВА - Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». Вторая половина 1910-х. Вологодская областная картинная галерея. СПРАВА  - Георгий Верейский. Портрет Зинаиды Серебряковой. 1922. Нижегородский государственный художественный музей. Облик Серебряковой в передаче Верейского, строгий и сосредоточенный, отличается от многих автопортретов художницы.
СЛЕВА - Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». Вторая половина 1910-х. Вологодская областная картинная галерея. СПРАВА - Георгий Верейский. Портрет Зинаиды Серебряковой. 1922. Нижегородский государственный художественный музей. Облик Серебряковой в передаче Верейского, строгий и сосредоточенный, отличается от многих автопортретов художницы.
Слева - Сарьян Мартирос. Автопортрет с маской. Армения. 1933. Государственный музей Востока.  Справа - Николай Ульянов. Портрет Мартироса Сарьяна. 1912. Собрание Григория Константинова, Москва
Слева - Сарьян Мартирос. Автопортрет с маской. Армения. 1933. Государственный музей Востока. Справа - Николай Ульянов. Портрет Мартироса Сарьяна. 1912. Собрание Григория Константинова, Москва
СЛЕВА - Елена Киселева. Художница с зеленой вазой. Автопортрет. 1910. Воронежский областной художественный музей им. Крамского. СПРАВА - Людмила Антонова. Портрет Елены Киселевой. 1907(?). Воронежский областной художественный музей им. Крамского.
СЛЕВА - Елена Киселева. Художница с зеленой вазой. Автопортрет. 1910. Воронежский областной художественный музей им. Крамского. СПРАВА - Людмила Антонова. Портрет Елены Киселевой. 1907(?). Воронежский областной художественный музей им. Крамского.
Мстислав Добужинский. Автопортрет. 1901. Государственный Русский музей. На выставке, помимо пар портрет-автопортрет,  есть также восемь одиночных автопортретов (этот несколько следующих -  из их числа), выбранных создателями выставки, чтобы подчеркнуть некоторые особенности развития портретного жанра в тот период.
Мстислав Добужинский. Автопортрет. 1901. Государственный Русский музей. На выставке, помимо пар портрет-автопортрет, есть также восемь одиночных автопортретов (этот несколько следующих - из их числа), выбранных создателями выставки, чтобы подчеркнуть некоторые особенности развития портретного жанра в тот период.
Сергей Лобанов. Автопортрет. 1919. Частное собрание, Москва. На рубеже веков в портретах появились и новые элементы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы...
Сергей Лобанов. Автопортрет. 1919. Частное собрание, Москва. На рубеже веков в портретах появились и новые элементы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы...
Николай Ульянов. Автопортрет с парикмахером. 1914 -1923. Государственная Третьяковская галерея. В этом автопортрете художник обыгрывает сюжет зеркал и отражений. Разглядывая картину, остается неясно, изображает ли портрет на переднем плане художника в пространстве парикмахерской, или вся картина - это отражение в зеркале, перед которым сидит Н. Ульянов.
Николай Ульянов. Автопортрет с парикмахером. 1914 -1923. Государственная Третьяковская галерея. В этом автопортрете художник обыгрывает сюжет зеркал и отражений. Разглядывая картину, остается неясно, изображает ли портрет на переднем плане художника в пространстве парикмахерской, или вся картина - это отражение в зеркале, перед которым сидит Н. Ульянов.
 Владимир Татлин. Автопортрет. 1910-е.  Костромской  музей-заповедник.
Владимир Татлин. Автопортрет. 1910-е. Костромской музей-заповедник.
Фотография Владимира Татлина.
Фотография Владимира Татлина.
Николай Шестопалов. Натюрморт с автопортретом. 1915. Ярославский художественный музей. На выставке есть две интересные работы-квесты, где автопортреты сразу и не заметны. Это натюрморты с автопортретами ученика Ильи Репина Николая Шестопалова  (выше) и  художника Николая Сапунова, учившегося у Константина Коровина, Исаака Левитана и Валентина Серова (следующее фото).
Николай Шестопалов. Натюрморт с автопортретом. 1915. Ярославский художественный музей. На выставке есть две интересные работы-квесты, где автопортреты сразу и не заметны. Это натюрморты с автопортретами ученика Ильи Репина Николая Шестопалова (выше) и художника Николая Сапунова, учившегося у Константина Коровина, Исаака Левитана и Валентина Серова (следующее фото).
Николай Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1907, 1910-1911. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва. Еще во время учебы Сапунов увлекся театром: он помогал своему педагогу Константину Коровину писать декорации в Большом театре. Атмосферой театральности и маскарада пропитана и станковая живопись Сапунова; даже автопортрет художник пишет на фоне огромной корзины цветов, фруктов и обоев с орнаментом. Фигура автора только угадывается зрителем в правом верхнем углу.
Николай Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1907, 1910-1911. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва. Еще во время учебы Сапунов увлекся театром: он помогал своему педагогу Константину Коровину писать декорации в Большом театре. Атмосферой театральности и маскарада пропитана и станковая живопись Сапунова; даже автопортрет художник пишет на фоне огромной корзины цветов, фруктов и обоев с орнаментом. Фигура автора только угадывается зрителем в правом верхнем углу.
Павел Челищев. Автопортрет. 1925. Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург.
Павел Челищев. Автопортрет. 1925. Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург.
Многие портретно-автопортретные пары на выставке - супружеские: например, Михаил Ларионов пишет автопортрет и Наталью Гончарову, Наталья Гончарова — автопортрет и Михаила Ларионова и т.д. СЛЕВА - Наталья Гончарова. Автопортрет в старинном костюме. 1908-1909. Государственная Третьяковская галерея. СПРАВА - Михаил Ларионов. Женский портрет. 1903-1905. Собрание Константина Янакова, Москва.
Многие портретно-автопортретные пары на выставке - супружеские: например, Михаил Ларионов пишет автопортрет и Наталью Гончарову, Наталья Гончарова — автопортрет и Михаила Ларионова и т.д. СЛЕВА - Наталья Гончарова. Автопортрет в старинном костюме. 1908-1909. Государственная Третьяковская галерея. СПРАВА - Михаил Ларионов. Женский портрет. 1903-1905. Собрание Константина Янакова, Москва.
Фотография Натальи Гончаровой.
Фотография Натальи Гончаровой.
СЛЕВА - Михаил Ларионов. Автопортрет с неизвестной. 1924. Государственная Третьяковская галерея. СПРАВА - Наталья Гончарова. Курильщик (Стиль подносной живописи). 1911. Государственная Третьяковская галерея.
СЛЕВА - Михаил Ларионов. Автопортрет с неизвестной. 1924. Государственная Третьяковская галерея. СПРАВА - Наталья Гончарова. Курильщик (Стиль подносной живописи). 1911. Государственная Третьяковская галерея.
СЛЕВА - Роберт Фальк. «Автопортрет с завязанным ухом». 1921. Государственная Третьяковская галерея. Среди более чем 30 автопортретов Роберта Фалька особенно выделяется именно этот, известный также под названиями «Мужчина с наушниками» и «Зубная боль». Картина появилась после того, как Фальк прошел лечение в санатории,  когда психика художника из-за ряда житейских проблем значительно расшаталась.  Картина отсылает к знаменитому «Автопортрету с перевязанным ухом» Винсента Ван Гога, хотя Фальк никогда не был его поклонником.  СПРАВА - Елизавета Потехина. Портрет Роберта Фалька. 1910-е. Музей-заповедник «Абрамцево». Позировать другим живописцам  Фальк не любил, и его портрет авторства Елизаветой Потехиной, первой жены мастера, — редкость.
СЛЕВА - Роберт Фальк. «Автопортрет с завязанным ухом». 1921. Государственная Третьяковская галерея. Среди более чем 30 автопортретов Роберта Фалька особенно выделяется именно этот, известный также под названиями «Мужчина с наушниками» и «Зубная боль». Картина появилась после того, как Фальк прошел лечение в санатории, когда психика художника из-за ряда житейских проблем значительно расшаталась. Картина отсылает к знаменитому «Автопортрету с перевязанным ухом» Винсента Ван Гога, хотя Фальк никогда не был его поклонником. СПРАВА - Елизавета Потехина. Портрет Роберта Фалька. 1910-е. Музей-заповедник «Абрамцево». Позировать другим живописцам Фальк не любил, и его портрет авторства Елизаветой Потехиной, первой жены мастера, — редкость.
СЛЕВА - Елизавета Потехина. Автопортрет. 1909. Костромской музей-заповедник. Елизавета Потехина вошла в историю русского искусства как модель и первая супруга Роберта Фалька. Произведений самой Елизаветы, как и сведений о ней, сохранилось крайне мало. СПРАВА - Роберт Фальк. Лиза в голубой шали. 1909. Орловский музей изобразительных искусств.
СЛЕВА - Елизавета Потехина. Автопортрет. 1909. Костромской музей-заповедник. Елизавета Потехина вошла в историю русского искусства как модель и первая супруга Роберта Фалька. Произведений самой Елизаветы, как и сведений о ней, сохранилось крайне мало. СПРАВА - Роберт Фальк. Лиза в голубой шали. 1909. Орловский музей изобразительных искусств.
СЛЕВА - Владимир Фаворский. «Автопортрет с женой». 1913. Собрание семья Фаворских-Шаховских, Москва. СПРАВА - Мария Фаворская (Дервиз). «Автопортрет с мужем». 1913.  Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва. Очень нетрадиционная композиция для 1910–1920-х годов, напоминающая современное селфи.
СЛЕВА - Владимир Фаворский. «Автопортрет с женой». 1913. Собрание семья Фаворских-Шаховских, Москва. СПРАВА - Мария Фаворская (Дервиз). «Автопортрет с мужем». 1913. Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва. Очень нетрадиционная композиция для 1910–1920-х годов, напоминающая современное селфи.
СЛЕВА - Ольга Делла-Вос-Кардовская. Порт­­рет Дмитрия Кардовского. 1913. Государственная Третьяковская галерея. СПРАВА - Ольга Делла-Вос-Кардовская. Авто­портрет. 1917. Государственный Русский музей. Портрет своего супруга и автопортрет художница писала с интервалом в 4 года. Они оба исполнялись в композиционной схеме, принятой еще в эпоху Возрождения. В русской живописи начала ХХ века подобное формальное решение было популярно среди художников объединения "Мир искусства" и символистов.
СЛЕВА - Ольга Делла-Вос-Кардовская. Порт­­рет Дмитрия Кардовского. 1913. Государственная Третьяковская галерея. СПРАВА - Ольга Делла-Вос-Кардовская. Авто­портрет. 1917. Государственный Русский музей. Портрет своего супруга и автопортрет художница писала с интервалом в 4 года. Они оба исполнялись в композиционной схеме, принятой еще в эпоху Возрождения. В русской живописи начала ХХ века подобное формальное решение было популярно среди художников объединения "Мир искусства" и символистов.
 Пётр Нерадовский. Портрет Ольги Делла­-Вос-Кардовской. 1926. Переславский музей-заповедник.
Пётр Нерадовский. Портрет Ольги Делла­-Вос-Кардовской. 1926. Переславский музей-заповедник.
CЛЕВА - Варвара Степанова. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина. СПРАВА - Александр Родченко. Автопортрет. 1920. Частное собрание, Москва. Некоторые пары картин на выставке почти идентичны по стилистике, как, например, образы супругов Александра Родченко и Варвары Степановой - огрубленные и геометризованные, без реального сходства с авторами и каких-либо психологических характеристик.
CЛЕВА - Варвара Степанова. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина. СПРАВА - Александр Родченко. Автопортрет. 1920. Частное собрание, Москва. Некоторые пары картин на выставке почти идентичны по стилистике, как, например, образы супругов Александра Родченко и Варвары Степановой - огрубленные и геометризованные, без реального сходства с авторами и каких-либо психологических характеристик.
В одном из залов выставки.
В одном из залов выставки.
СЛЕВА - Георгий Якулов. Автопортрет. Середина 1910-х. Пермская государственная художественная галерея. СПРАВА - Николай Денисовский. Портрет Георгия Якулова. 1927. Государственная Третьяковская галерея.
СЛЕВА - Георгий Якулов. Автопортрет. Середина 1910-х. Пермская государственная художественная галерея. СПРАВА - Николай Денисовский. Портрет Георгия Якулова. 1927. Государственная Третьяковская галерея.
Модест Дурнов. Портрет Георгия Якулова. 1918. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Модест Дурнов. Портрет Георгия Якулова. 1918. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Слева - Виктор Барт. Двойной автопортрет. 1911. Костромской музей-заповедник. Справа - Мария Синякова. Портрет Виктора Барта. 1953. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Слева - Виктор Барт. Двойной автопортрет. 1911. Костромской музей-заповедник. Справа - Мария Синякова. Портрет Виктора Барта. 1953. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
СЛЕВА - Александра Платунова. Автопортрет. Конец 1910-х. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары. СПРАВА - Константин Чеботарев. Портрет Александры Платуновой. 1933. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
СЛЕВА - Александра Платунова. Автопортрет. Конец 1910-х. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары. СПРАВА - Константин Чеботарев. Портрет Александры Платуновой. 1933. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
СЛЕВА - Константин Чеботарев. Тревожно. Автопортрет с Александрой Платуновой. 1937. Галеев Галерея, Москва. СПРАВА - Надежда Сапожникова. Портрет Константина Чеботарева. 1914. Галеев Галерея, Москва.
СЛЕВА - Константин Чеботарев. Тревожно. Автопортрет с Александрой Платуновой. 1937. Галеев Галерея, Москва. СПРАВА - Надежда Сапожникова. Портрет Константина Чеботарева. 1914. Галеев Галерея, Москва.
СЛЕВА - Лев Зевин. Автопортрет. 1930-е. Государственная Третьяковская галерея. СПРАВА - Роберт Фальк. Портрет Льва Зевина. 1922. Ярославский художественный музей. Ученик  (Л. Зевин) явно не превзошел учителя (Р. Фалька).
СЛЕВА - Лев Зевин. Автопортрет. 1930-е. Государственная Третьяковская галерея. СПРАВА - Роберт Фальк. Портрет Льва Зевина. 1922. Ярославский художественный музей. Ученик (Л. Зевин) явно не превзошел учителя (Р. Фалька).
СЛЕВА - Михаил Матюшин. Автопртрет. 1900-е. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. СПРАВА - Елена Гуро. Портрет Михаила Матюшина. Начало 1900-х. Государственный Русский музей.
СЛЕВА - Михаил Матюшин. Автопртрет. 1900-е. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. СПРАВА - Елена Гуро. Портрет Михаила Матюшина. Начало 1900-х. Государственный Русский музей.
Автопортреты Максимилиана Волошина.  1915-1916. Музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина», Крым. Волошин явно увлекался кубофутуризмом.
Автопортреты Максимилиана Волошина. 1915-1916. Музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина», Крым. Волошин явно увлекался кубофутуризмом.
Анна Остроумова-Лебедева. Портрет поэта Максимилиана Волошина. 1927. Государственный Русский музей.
Анна Остроумова-Лебедева. Портрет поэта Максимилиана Волошина. 1927. Государственный Русский музей.
СЛЕВА - Александр Яковлев. Портрет Николая Кульбина. 1900-е. Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург. В ЦЕНТРЕ -  Сергей Судейкин. Портрет Николая Кульбина. Шарж. 1912-1914. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. СПРАВА - Николай Кульбин. Автопортрет. 1900-1910-е. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
СЛЕВА - Александр Яковлев. Портрет Николая Кульбина. 1900-е. Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург. В ЦЕНТРЕ - Сергей Судейкин. Портрет Николая Кульбина. Шарж. 1912-1914. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. СПРАВА - Николай Кульбин. Автопортрет. 1900-1910-е. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
СЛЕВА - Сергей Судейкин. Автопортрет. 1920. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва. СПРАВА - Николай Кульбин. Портрет Сергея Судейкина. 1913. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
СЛЕВА - Сергей Судейкин. Автопортрет. 1920. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва. СПРАВА - Николай Кульбин. Портрет Сергея Судейкина. 1913. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
СЛЕВА - Давид Штеренберг. Автопортрет. 1915. ГМИИ им. Пушкина. Манера художника складывалась под влиянием многих модернистских течений - от импрессионизма до кубофутуризма. СПРАВА - Николай Денисовский. Портрет Давида Штеренберга. 1923. Государственная Третьяковская галерея.
СЛЕВА - Давид Штеренберг. Автопортрет. 1915. ГМИИ им. Пушкина. Манера художника складывалась под влиянием многих модернистских течений - от импрессионизма до кубофутуризма. СПРАВА - Николай Денисовский. Портрет Давида Штеренберга. 1923. Государственная Третьяковская галерея.
СЛЕВА - Надежда Удальцова. Автопортрет. 1920-е. Частное собрание, Москва. СПРАВА - Александр Древин. Портрет Надежды Удальцовой. 1935. Орловский музей изобразительных искусств.
СЛЕВА - Надежда Удальцова. Автопортрет. 1920-е. Частное собрание, Москва. СПРАВА - Александр Древин. Портрет Надежды Удальцовой. 1935. Орловский музей изобразительных искусств.
Константин Коровин. Портрет Фёдора Шаляпина. 1921. Российский национальный музей музыки, Москва. Это мы переместились на третий этаж Музея и смотрим экспозицию "Точки зрения: Федор Шаляпин" .
Константин Коровин. Портрет Фёдора Шаляпина. 1921. Российский национальный музей музыки, Москва. Это мы переместились на третий этаж Музея и смотрим экспозицию "Точки зрения: Федор Шаляпин" .
Борис Анисфельд. «Портрет Федора Шаляпина». 1916. Собрание Вадима Коссински, Москва.
Борис Анисфельд. «Портрет Федора Шаляпина». 1916. Собрание Вадима Коссински, Москва.
Николай Харитонов «Портрет Фёдора Шаляпина», 1916.  Музей А. М. Горького ИМЛИ РАН, Москва
Николай Харитонов «Портрет Фёдора Шаляпина», 1916. Музей А. М. Горького ИМЛИ РАН, Москва
Александр Головин. Портрет Фёдора Шаляпина в роли Фарлафа. Опера Руслан и Людмила Михаила Глинки. 1907. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Александр Головин. Портрет Фёдора Шаляпина в роли Фарлафа. Опера Руслан и Людмила Михаила Глинки. 1907. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Головин Александр. Портрет Фёдора Шаляпина. 1906. Государственный академический Большой театр России, Москва.
Головин Александр. Портрет Фёдора Шаляпина. 1906. Государственный академический Большой театр России, Москва.
Федор Шаляпин. Автопортрет. 1912. Гипс, тонированный под бронзу. Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Москва. Разве эта работа Ф. Шаляпина не есть подтверждение того, что талантливый человек талантлив во всем?
Федор Шаляпин. Автопортрет. 1912. Гипс, тонированный под бронзу. Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Москва. Разве эта работа Ф. Шаляпина не есть подтверждение того, что талантливый человек талантлив во всем?
СЛЕВА - Фёдор Шаляпин. Этюд грима Дона Базилио к опере «Севильский цирюльник» Д. Россини, 1910-е. Российский национальный музей музыки, Москва. СПРАВА - Фёдор Шаляпин. Этюд грима Дона Базилио к опере «Севильский цирюльник» Д. Россини, 1912. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
СЛЕВА - Фёдор Шаляпин. Этюд грима Дона Базилио к опере «Севильский цирюльник» Д. Россини, 1910-е. Российский национальный музей музыки, Москва. СПРАВА - Фёдор Шаляпин. Этюд грима Дона Базилио к опере «Севильский цирюльник» Д. Россини, 1912. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Как видим, сам Шаляпин очень скромно оценивал свои способности в изобразительном искусстве.
Как видим, сам Шаляпин очень скромно оценивал свои способности в изобразительном искусстве.
Николай Харитонов. Федор Шаляпин в роли Дона Базилио. Опера «Севильский цирюльник» Д. Россини, 1915. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Николай Харитонов. Федор Шаляпин в роли Дона Базилио. Опера «Севильский цирюльник» Д. Россини, 1915. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Борис Кустодиев «Портрет Фёдора Шаляпина», 1921. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Возможно, самый известный портрет певца. Эта работа так понравилась Шаляпину, что он увез ее с собой в эмиграцию. В его семье портрет хранился до 1968 года, пока наследники не передали ее в Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства. Борис Кустодиев сделал себе  и копию поменьше,  она теперь в постоянной экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Борис Кустодиев «Портрет Фёдора Шаляпина», 1921. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Возможно, самый известный портрет певца. Эта работа так понравилась Шаляпину, что он увез ее с собой в эмиграцию. В его семье портрет хранился до 1968 года, пока наследники не передали ее в Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства. Борис Кустодиев сделал себе и копию поменьше, она теперь в постоянной экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Николай Харитонов. Портрет Фёдора Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1916. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
Николай Харитонов. Портрет Фёдора Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1916. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
Николай Харитонов. Портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1916. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
Николай Харитонов. Портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1916. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
СЛЕВА - Федор Шаляпин. Автопортрет в роли Дон Кихота. 1910-е. Опера Дон Кихот Ж.Массне. Российский национальный музей музыки, Москва. СПРАВА - Анри Кэн. Федор Шаляпин в роли Дон Кихота. 1910. Опера Дон Кихот Ж.Массне. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
СЛЕВА - Федор Шаляпин. Автопортрет в роли Дон Кихота. 1910-е. Опера Дон Кихот Ж.Массне. Российский национальный музей музыки, Москва. СПРАВА - Анри Кэн. Федор Шаляпин в роли Дон Кихота. 1910. Опера Дон Кихот Ж.Массне. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Пауль Ван Бремпт. Афиша к опере Дон Кихот Ж.Массне с Шаляпиным в главной роли. 1910. Государственный академический Большой театр России, Москва.
Василий Шухаев. Портрет Федора Шаляпина. 1934. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Василий Шухаев. Портрет Федора Шаляпина. 1934. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому