Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Про выставку «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма, посвященную феномену советского коллекционирования и прошедшую с огромным успехом в апреле—августе 2021 года.
Традиция коллекционирования произведений искусства существует в России более трех столетий. Революция 1917 года с последующими отменой частной собственности и национализацией крупнейших частных собраний существенно изменили условия коллекционирования, но не остановили собирательство и в советское время.
Выставка «Охотники за искусством» была посвящена 14 советским коллекционерам из Москвы и Ленинграда, которые в 1950–1980-е годы, несмотря на все препятствия, собирали картины Серебряного века и авангарда. Это сейчас многие из работ этих авторов — от Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Константина Сомова, Роберта Фалька и Аристарха Лентулова до Казимира Малевича, Павла Кузнецова и Нико Пиросмани — экспонируются на выставках и продаются на аукционах за рекордные суммы. А в послевоенное время работы художников-модернистов публично порицались и исключались из музейных экспозиций как не вписывающиеся в направление соцреализма, чуждые «советскому зрителю». Коллекционеры, ведомые собственными вкусами и художественным чутьем, тем не менее, искали и приобретали произведения гонимых мастеров под угрозой ареста по статье «Спекуляция», рискуя не только средствами и имуществом, но и собственной свободой.
Акцент этой выставки был сделан именно на рассказе о коллекционерах, каждому из которых было посвящено биографическое эссе и выделено отдельное пространство для нескольких работ из их собрания.
Кто были эти коллекционеры? В целом это была советская научно-творческая элита с доходами существенно выше средних, чем у рядовых граждан, со связями наверху, в большинстве случаев — с соответствующими жилищными условиями. Для всех них собирательство не было профессией, а только страстным, некоммерческим увлечением, и только единицы из них имели специальное образование в области искусства. Были среди них и «кремлевские» врачи (уролог № 1 в СССР Арам Абрамян, врач-кардиолог Александр Мясников и главный военный психиатр Николай Тимофеев), видные физики Абрам Чудновский и Илья Палеев, замминистра иностранных дел СССР Владимир Семенов, известный историк Сигизмунд Валк, переводчики Игорь Санович и Алексей Стычкин, главный художник фирмы «Мелодия» Валерий Дудаков…
Судьба их коллекций сложилась по-разному. Удачнее всего получилось с собранием Арама Абрамяна: 350 работ из его коллекции в 1984 году легли в основу Музея русского искусства на его исторической родине в Ереване (и произошло это еще до создания отдела личных коллекций при ГМИИ имени Пушкина, что в какой-то мере реабилитировало частное коллекционирование в глазах властей и общественности). Другой собиратель, ленинградский механик Иосиф Эзрах незадолго до смерти передал почти всю свою коллекцию в музей-заповедник «Петергоф», где она теперь и экспонируется. За этим небольшим исключением, фамильные коллекции большинства «охотников за искусством» после их смерти были распроданы их наследниками: что-то перешло активному участнику этой выставки, нашему современнику Валерию Дудакову; что-то очутилось в других собраниях, многое — у Владимира Березовского, основателя KGallery в Санкт-Петербурге, выступившей вместе с Музеем русского импрессионизма соорганизатором этой выставки.
В рамках этого фотоальбома невозможно подробно рассказать обо всех участниках этой выставки и всех работах из их коллекций. Ограничимся только тем, что наиболее запомнилось. Не пожалейте времени на чтение очень интересно написанных эссе о коллекционерах, удивитесь их судьбам, их азарту и страсти собирательства предметов искусства, и вероятно, у вас, как и у нас, пропадет желание, не задумываясь, награждать их популярным советским словом «спекулянты». А посмотрев на работы художников, которые эти коллекционеры сберегли для будущих поколений, мы все дружно скажем им «спасибо».
Ну, а собирательство в современной России, после распада СССР — это уже совсем другая история…