Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 10:35
.
Фотоальбом

Выставка «Охотники за искусством»

iPhone XS, vivo 2006
36 47

Про выставку «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма, посвященную феномену советского коллекционирования и прошедшую с огромным успехом в апреле—августе 2021 года.

Традиция коллекционирования произведений искусства существует в России более трех столетий. Революция 1917 года с последующими отменой частной собственности и национализацией крупнейших частных собраний существенно изменили условия коллекционирования, но не остановили собирательство и в советское время.

Выставка «Охотники за искусством» была посвящена 14 советским коллекционерам из Москвы и Ленинграда, которые в 1950–1980-е годы, несмотря на все препятствия, собирали картины Серебряного века и авангарда. Это сейчас многие из работ этих авторов — от Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Константина Сомова, Роберта Фалька и Аристарха Лентулова до Казимира Малевича, Павла Кузнецова и Нико Пиросмани — экспонируются на выставках и продаются на аукционах за рекордные суммы. А в послевоенное время работы художников-модернистов публично порицались и исключались из музейных экспозиций как не вписывающиеся в направление соцреализма, чуждые «советскому зрителю». Коллекционеры, ведомые собственными вкусами и художественным чутьем, тем не менее, искали и приобретали произведения гонимых мастеров под угрозой ареста по статье «Спекуляция», рискуя не только средствами и имуществом, но и собственной свободой.

Акцент этой выставки был сделан именно на рассказе о коллекционерах, каждому из которых было посвящено биографическое эссе и выделено отдельное пространство для нескольких работ из их собрания.

Кто были эти коллекционеры? В целом это была советская научно-творческая элита с доходами существенно выше средних, чем у рядовых граждан, со связями наверху, в большинстве случаев — с соответствующими жилищными условиями. Для всех них собирательство не было профессией, а только страстным, некоммерческим увлечением, и только единицы из них имели специальное образование в области искусства. Были среди них и «кремлевские» врачи (уролог № 1 в СССР Арам Абрамян, врач-кардиолог Александр Мясников и главный военный психиатр Николай Тимофеев), видные физики Абрам Чудновский и Илья Палеев, замминистра иностранных дел СССР Владимир Семенов, известный историк Сигизмунд Валк, переводчики Игорь Санович и Алексей Стычкин, главный художник фирмы «Мелодия» Валерий Дудаков…

Судьба их коллекций сложилась по-разному. Удачнее всего получилось с собранием Арама Абрамяна: 350 работ из его коллекции в 1984 году легли в основу Музея русского искусства на его исторической родине в Ереване (и произошло это еще до создания отдела личных коллекций при ГМИИ имени Пушкина, что в какой-то мере реабилитировало частное коллекционирование в глазах властей и общественности). Другой собиратель, ленинградский механик Иосиф Эзрах незадолго до смерти передал почти всю свою коллекцию в музей-заповедник «Петергоф», где она теперь и экспонируется. За этим небольшим исключением, фамильные коллекции большинства «охотников за искусством» после их смерти были распроданы их наследниками: что-то перешло активному участнику этой выставки, нашему современнику Валерию Дудакову; что-то очутилось в других собраниях, многое — у Владимира Березовского, основателя KGallery в Санкт-Петербурге, выступившей вместе с Музеем русского импрессионизма соорганизатором этой выставки.

В рамках этого фотоальбома невозможно подробно рассказать обо всех участниках этой выставки и всех работах из их коллекций. Ограничимся только тем, что наиболее запомнилось. Не пожалейте времени на чтение очень интересно написанных эссе о коллекционерах, удивитесь их судьбам, их азарту и страсти собирательства предметов искусства, и вероятно, у вас, как и у нас, пропадет желание, не задумываясь, награждать их популярным советским словом «спекулянты». А посмотрев на работы художников, которые эти коллекционеры сберегли для будущих поколений, мы все дружно скажем им «спасибо».

Ну, а собирательство в современной России, после распада СССР — это уже совсем другая история…

Музей русского импрессионизма — частный музей в Москве, посвящённый русскому искусству конца XIX — начала XX века. Он располагается в одном из зданий бывшей кондитерской фабрики, которая после революции 1917 года носила название «Большевик». В начале 2000-х это предприятие было решено вывести за пределы Москвы, а бывший мукомольный склад необычной формы – цилиндра с прямоугольным параллелепипедом на крыше - после реставрации (автор проекта - британское архитектурное бюро John McAslan & Partners)  было превращено в современный музейный комплекс с круговой организацией выставочных залов, плавно переходящих с одного этажа на другой. Музей открылся для публики в мае 2016 года и с тех пор провел 14 отличных выставок. Адрес музея: Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Музей русского импрессионизма — частный музей в Москве, посвящённый русскому искусству конца XIX — начала XX века. Он располагается в одном из зданий бывшей кондитерской фабрики, которая после революции 1917 года носила название «Большевик». В начале 2000-х это предприятие было решено вывести за пределы Москвы, а бывший мукомольный склад необычной формы – цилиндра с прямоугольным параллелепипедом на крыше - после реставрации (автор проекта - британское архитектурное бюро John McAslan & Partners) было превращено в современный музейный комплекс с круговой организацией выставочных залов, плавно переходящих с одного этажа на другой. Музей открылся для публики в мае 2016 года и с тех пор провел 14 отличных выставок. Адрес музея: Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Добившись создания в Ереване Музея русского искусства под свою коллекцию из 350 работ, Арам Абрамян оставил себе несколько самых-самых любимых картин. После его смерти они были проданы его наследниками, и некоторые из них были показаны на этой выставке. А музей в Ереване продолжает работать.
Добившись создания в Ереване Музея русского искусства под свою коллекцию из 350 работ, Арам Абрамян оставил себе несколько самых-самых любимых картин. После его смерти они были проданы его наследниками, и некоторые из них были показаны на этой выставке. А музей в Ереване продолжает работать.
Борис Кустодиев. Встреча (Пасхальный день), 1917. Холст, масло. Собрание А.Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании.
Расцвет творчества художника пришелся на предреволюционный период, однако и после 1917 года он продолжал изображать праздничную, яркую Россию, иногда разительно отличающуюся от реальности. «Встреча» входит в эту галерею образов.
Борис Кустодиев. Встреча (Пасхальный день), 1917. Холст, масло. Собрание А.Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании. Расцвет творчества художника пришелся на предреволюционный период, однако и после 1917 года он продолжал изображать праздничную, яркую Россию, иногда разительно отличающуюся от реальности. «Встреча» входит в эту галерею образов.
Константин Коровин. Женский портрет. (Портрет Н.Н. Вышеславской?), 1912. Холст, масло. Собрание А.Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании.
Стилистику работ Коровина часто сравнивали со стилистикой французских импрессионистов. Однако на этом портрете автор отступает от присущего импрессионистам колорита, используя темные коричневые тона в интерьере и фигуре, контрастирующие с холодными голубовато-зелеными оттенками пейзажа за окном.
Константин Коровин. Женский портрет. (Портрет Н.Н. Вышеславской?), 1912. Холст, масло. Собрание А.Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании. Стилистику работ Коровина часто сравнивали со стилистикой французских импрессионистов. Однако на этом портрете автор отступает от присущего импрессионистам колорита, используя темные коричневые тона в интерьере и фигуре, контрастирующие с холодными голубовато-зелеными оттенками пейзажа за окном.
Александр Бенуа. Версаль, 1921. Бумага на картоне, гуашь. Собрание А.Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании. 
Основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа (1870-1960) особо любил французский дворцово-парковый ансамбль эпохи барокко и классицизма и сцены из придворной жизни Версаля. Данная композиция напоминает театральную сцену, где в правой кулисе у массивного вазона примостились персонажи в треуголках, а великолепным задником их беседы служат версальский парк и знаменитый фонтан Латоны.
Александр Бенуа. Версаль, 1921. Бумага на картоне, гуашь. Собрание А.Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании. Основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа (1870-1960) особо любил французский дворцово-парковый ансамбль эпохи барокко и классицизма и сцены из придворной жизни Версаля. Данная композиция напоминает театральную сцену, где в правой кулисе у массивного вазона примостились персонажи в треуголках, а великолепным задником их беседы служат версальский парк и знаменитый фонтан Латоны.
Эксперты говорили, что в коллекции Чудновского не было «слабых» работ. Историк искусства Ефим Водонос писал: «Собрание А.Ф. Чудновского называли третьим в городе после Эрмитажа и Русского музея. Если это и преувеличение, то не столь уж большое. Оно привлекало не столько размахом, как отобранностью работ».
Собрание Чудновского, которое могло конкурировать с экспозициями музеев, к сожалению, постигла та же судьба, что и многие другие: ее распродали наследники.
Эксперты говорили, что в коллекции Чудновского не было «слабых» работ. Историк искусства Ефим Водонос писал: «Собрание А.Ф. Чудновского называли третьим в городе после Эрмитажа и Русского музея. Если это и преувеличение, то не столь уж большое. Оно привлекало не столько размахом, как отобранностью работ». Собрание Чудновского, которое могло конкурировать с экспозициями музеев, к сожалению, постигла та же судьба, что и многие другие: ее распродали наследники.
Роберт Фальк. Повар, 1932. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург.
Портрет написан в Париже, когда художник в непогоду спрятался в кафе с необычным "французским" названием «Borchtch». Оказалось, что борщи там варит иммигрант с Дона, уехавший из России с барином-офицером, у которого служил денщиком  в период Гражданской войны. Он говорил Фальку: «Доход неплохой. А так — на что мне этот Париж сдался. Вот пусть хоть не я, так мой портрет на Родину попадёт».
Роберт Фальк. Повар, 1932. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. Портрет написан в Париже, когда художник в непогоду спрятался в кафе с необычным "французским" названием «Borchtch». Оказалось, что борщи там варит иммигрант с Дона, уехавший из России с барином-офицером, у которого служил денщиком в период Гражданской войны. Он говорил Фальку: «Доход неплохой. А так — на что мне этот Париж сдался. Вот пусть хоть не я, так мой портрет на Родину попадёт».
Зинаида Серебрякова. Прудик, 1910-е. Бумага, смешанная техника. Собрание А.Ф. Чудновского. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро.
Меланхолический «Прудик» весь построен на отражениях и растворениях  весенней листвы в сером небе и серой воде.
Зинаида Серебрякова. Прудик, 1910-е. Бумага, смешанная техника. Собрание А.Ф. Чудновского. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро. Меланхолический «Прудик» весь построен на отражениях и растворениях весенней листвы в сером небе и серой воде.
Александр Богомазов. Пейзаж с деревьями, 1910-е. Холст, масло.  Собрание А.Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург.
«Украинский Пикассо», видный представитель и теоретик русского художественного авангарда, Александр Богомазов прошел в своем творчестве несколько периодов. Художник увлекался символизмом, импрессионизмом, пуантилизмом и в середине 1910-х годов прошлого века стал кубофутуристом. 
На картине «Пейзаж с деревьями» преобладают контрастные цвета, резкие мазки и динамичные линии.
Александр Богомазов. Пейзаж с деревьями, 1910-е. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. «Украинский Пикассо», видный представитель и теоретик русского художественного авангарда, Александр Богомазов прошел в своем творчестве несколько периодов. Художник увлекался символизмом, импрессионизмом, пуантилизмом и в середине 1910-х годов прошлого века стал кубофутуристом. На картине «Пейзаж с деревьями» преобладают контрастные цвета, резкие мазки и динамичные линии.
Мартирос Сарьян. Зангу и Арарат. Собрание А.Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Мартирос Сарьян. Зангу и Арарат. Собрание А.Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Павел Кузнецов. У водоёма. Бухара, 1913. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. 
Многие произведения  Павла Кузнецова были проникнуты восточными мотивами: он много путешествовал по Средней Азии. В этой работе заметно влияние Сезанна.

Знаменитый русский художник-символист учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, К. А. Коровина и В. А. Серова, боготворил В.Э. Борисова-Мусатова.
Павел Кузнецов. У водоёма. Бухара, 1913. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. Многие произведения Павла Кузнецова были проникнуты восточными мотивами: он много путешествовал по Средней Азии. В этой работе заметно влияние Сезанна. Знаменитый русский художник-символист учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, К. А. Коровина и В. А. Серова, боготворил В.Э. Борисова-Мусатова.
Самый влиятельный среди советских коллекционеров...
Самый влиятельный среди советских коллекционеров...
Павел Кузнецов. Розовые горы, 1916. Фанера, масло. Собрание В.С. Семёнова. Ныне в частном собрании.
В его картинах, считают искусствоведы, есть поэзия и динамика, они полны воздуха и света. И все они очень оригинальны, особенно в плане цветовых соотношений.
Павел Кузнецов. Розовые горы, 1916. Фанера, масло. Собрание В.С. Семёнова. Ныне в частном собрании. В его картинах, считают искусствоведы, есть поэзия и динамика, они полны воздуха и света. И все они очень оригинальны, особенно в плане цветовых соотношений.
Павел Кузнецов. Ковровщицы, 1912. Холст, темпера. Собрание В.С. Семёнова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро.
"Определение тёмного и светлого, взаимоотношение средних тонов — как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие", - говорил  Павел Кузнецов.
Павел Кузнецов. Ковровщицы, 1912. Холст, темпера. Собрание В.С. Семёнова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро. "Определение тёмного и светлого, взаимоотношение средних тонов — как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие", - говорил Павел Кузнецов.
Собирал профессор Валк по большей части Серебряный век - ради удовольствия, для красоты
Собирал профессор Валк по большей части Серебряный век - ради удовольствия, для красоты
Константин Сомов. Пейзаж с радугой, 1919. Холст на картоне. Собрание С.Н. Валка. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Константин Сомов. Пейзаж с радугой, 1919. Холст на картоне. Собрание С.Н. Валка. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Константин Сомов. Пейзаж с радугой (фрагмент), 1919. Холст на картоне. Собрание С.Н. Валка. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. Радуга в пейзаже, населенном крестьянами или персонажами галантной эпохи – распространенный мотив в живописи Константина Сомова.
Константин Сомов. Пейзаж с радугой (фрагмент), 1919. Холст на картоне. Собрание С.Н. Валка. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. Радуга в пейзаже, населенном крестьянами или персонажами галантной эпохи – распространенный мотив в живописи Константина Сомова.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет, 1907. Холст, масло. Собрание С.Н. Валка. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург.
Автопортрет написан в Париже, и здесь все еще заметно влияние Валентина Серова, прежде всего в знаменитой серовской "трехцветке"(белила, светлая охра и жженая кость). Последовавшее вскоре путешествие в северную Африку значительно расширило палитру художника.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет, 1907. Холст, масло. Собрание С.Н. Валка. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. Автопортрет написан в Париже, и здесь все еще заметно влияние Валентина Серова, прежде всего в знаменитой серовской "трехцветке"(белила, светлая охра и жженая кость). Последовавшее вскоре путешествие в северную Африку значительно расширило палитру художника.
Александр Головин. Автопортрет, 1917. Картон, темпера. Собрание С.Н. Валка. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Александр Головин. Автопортрет, 1917. Картон, темпера. Собрание С.Н. Валка. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
"...я ужасно люблю живопись, краски, графику. За годы собирания картин я научился узнавать манеру большинства наших художников не хуже специалистов. Вообще коллекционеры определяют авторство и ценность картин, несомненно, более верно, нежели профессионалы, особенно художники и искусствоведы"  (из книги мемуаров доктора А.Л. Мясникова).
"...я ужасно люблю живопись, краски, графику. За годы собирания картин я научился узнавать манеру большинства наших художников не хуже специалистов. Вообще коллекционеры определяют авторство и ценность картин, несомненно, более верно, нежели профессионалы, особенно художники и искусствоведы" (из книги мемуаров доктора А.Л. Мясникова).
Дмитрий Стеллецкий. Заря, 1910. Холст, темпера. Собрание А.Л. Мясникова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро.
Художник Дмитрий Стеллецкий работал в своей особой манере, объединившей стилистику модерна с русской народной и православной образностью.
В картине «Заря» хорошо показан этот синтез иконописных традиций и символизма: вытянутый лик, тонкие и длинные пальцы, большие глаза прекрасно сочетаются с холодной палитрой, обилием геометрических элементов и обратной перспективой архитектурных форм. Прежде чем достаться А. Мясникову, эта картина принадлежала Сергею Маковскому, главному редактору журнала «Аполлон».
Дмитрий Стеллецкий. Заря, 1910. Холст, темпера. Собрание А.Л. Мясникова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро. Художник Дмитрий Стеллецкий работал в своей особой манере, объединившей стилистику модерна с русской народной и православной образностью. В картине «Заря» хорошо показан этот синтез иконописных традиций и символизма: вытянутый лик, тонкие и длинные пальцы, большие глаза прекрасно сочетаются с холодной палитрой, обилием геометрических элементов и обратной перспективой архитектурных форм. Прежде чем достаться А. Мясникову, эта картина принадлежала Сергею Маковскому, главному редактору журнала «Аполлон».
Николай Рерих. Псково-Печерский монастырь, 1907. Бумага, смешанная техника. Собрание А.Л. Мясникова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро.
"Если и Псков мало знаем, то как же немногие из нас бывали в чудеснейшем месте подле Пскова - Печорах? Прямо удивительно, что этот уголок известен так мало. По уютности, по вековому покою, по интересным строениям мало что сравняется во всей Средней руси", - писал Николай Рерих.
Николай Рерих. Псково-Печерский монастырь, 1907. Бумага, смешанная техника. Собрание А.Л. Мясникова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро. "Если и Псков мало знаем, то как же немногие из нас бывали в чудеснейшем месте подле Пскова - Печорах? Прямо удивительно, что этот уголок известен так мало. По уютности, по вековому покою, по интересным строениям мало что сравняется во всей Средней руси", - писал Николай Рерих.
После смерти Палеева его собрание было законсервировано в неизменном виде его наследниками и на сегодняшний день является единственным сохранившимся примером ленинградской «профессорской» коллекции 1950–1970-х.
После смерти Палеева его собрание было законсервировано в неизменном виде его наследниками и на сегодняшний день является единственным сохранившимся примером ленинградской «профессорской» коллекции 1950–1970-х.
Зинаида Серебрякова. Крестьянка. Портрет няни. Начало 1910-х. Холст, масло. Собрание И.И. Палеева. Ныне в собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург.
В "Портрете няни" художница выбирает ракурс снизу, добиваясь монументальности фигуры. При этом портрет написан с какой-то особой теплотой.
Зинаида Серебрякова. Крестьянка. Портрет няни. Начало 1910-х. Холст, масло. Собрание И.И. Палеева. Ныне в собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург. В "Портрете няни" художница выбирает ракурс снизу, добиваясь монументальности фигуры. При этом портрет написан с какой-то особой теплотой.
Роберт Фальк. Портрет Соломона Михоэлса.1941. Бумага, гуашь. Собрание И.И. Палеева. Ныне в собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург. Роберт Фальк прошел путь от скандального авангардиста (но обласканного новой властью), до списка «запрещенных мастеров», чьи работы нельзя было покупать музеям.
Игорь Дмитриевич Афанасьев — изобретатель антифриза и противооткатной жидкости, помогавших советской артиллерии громить собранные со всей Европы орды «сверхчеловеков». Из-за репрессий и конфискаций имущества Игорь Афанасьев был вынужден начинать собирать коллекцию  трижды, что называется практически «с нуля», выкупая в старости работы, которые уже принадлежали ему раньше.
Игорь Дмитриевич Афанасьев — изобретатель антифриза и противооткатной жидкости, помогавших советской артиллерии громить собранные со всей Европы орды «сверхчеловеков». Из-за репрессий и конфискаций имущества Игорь Афанасьев был вынужден начинать собирать коллекцию трижды, что называется практически «с нуля», выкупая в старости работы, которые уже принадлежали ему раньше.
Кузьма Петров-Водкин. Портрет дочери (Ленушка), 1926. Дерево, масло. Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург.
Незнакомый большинству из нас Петров-Водкин в качестве любящего отца, который души не чаял в своей дочери.
Кузьма Петров-Водкин. Портрет дочери (Ленушка), 1926. Дерево, масло. Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. Незнакомый большинству из нас Петров-Водкин в качестве любящего отца, который души не чаял в своей дочери.
Кузьма Петров-Водкин. Портрет дочери (Ленушка), 1926. Дерево, масло. Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Кузьма Петров-Водкин. Портрет дочери (Ленушка), 1926. Дерево, масло. Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Владимир Лебедев. Портрет девушки с чёлкой, 1938. Холст, масло. Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в в собрании KGallery. Санкт-Петербург.
Цветовая гармония, дробный мазок, эффектные тени в сочетании с непосредственностью позы и живостью взгляда модели - все это сближает эту работу Владимира Лебедева с картинами Огюста Ренуара, чьим поклонником был этот художник.
Владимир Лебедев. Портрет девушки с чёлкой, 1938. Холст, масло. Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в в собрании KGallery. Санкт-Петербург. Цветовая гармония, дробный мазок, эффектные тени в сочетании с непосредственностью позы и живостью взгляда модели - все это сближает эту работу Владимира Лебедева с картинами Огюста Ренуара, чьим поклонником был этот художник.
В залах выставки
В залах выставки
В отличие от многих своих коллег-собирателей, Шустер не любил абстракции, зато предпочитал портреты. Режиссеру-коллекционеру Шустеру нравилось находить забытых художников и возвращать их миру.
В отличие от многих своих коллег-собирателей, Шустер не любил абстракции, зато предпочитал портреты. Режиссеру-коллекционеру Шустеру нравилось находить забытых художников и возвращать их миру.
Борис Григорьев. Женский портрет (Душка), 1917. Холст, масло. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой. Ныне в частном собрании.  Борис Григорьев  был одним из самых дорогих и престижных портретистов России 1910-х годов. У него заказывали портреты известнейшие люди того времени.
Борис Григорьев. Женский портрет (Душка), 1917. Холст, масло. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой. Ныне в частном собрании. Борис Григорьев был одним из самых дорогих и престижных портретистов России 1910-х годов. У него заказывали портреты известнейшие люди того времени.
Наталия Гончарова. Цветущая яблоня, 1909. Холст, масло. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой. Ныне в частном собрании
Наталия Гончарова. Цветущая яблоня, 1909. Холст, масло. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой. Ныне в частном собрании
Михаил Ларионов. Натюрморт с бокалом и фруктами, 1930-е. Картон, дублированный на холст. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой. Ныне в частном собрании
Михаил Ларионов. Натюрморт с бокалом и фруктами, 1930-е. Картон, дублированный на холст. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой. Ныне в частном собрании
Аристарх Лентулов. Натурщик на пляже. Ялта, 1909. Холст, масло. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой. Ныне в частном собрании.
Аристарх Лентулов  в период 1907-1910-х годов находился под влиянием  немецких экспрессионистов, постимпрессионистов и фовистов. Так сложился особый  декоративный колорит лентуловской живописи, основанный на контрастном сочетании красок «крап-роза» (розовый с желтоватым оттенком) с зеленой «польверонез».
Аристарх Лентулов. Натурщик на пляже. Ялта, 1909. Холст, масло. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой. Ныне в частном собрании. Аристарх Лентулов в период 1907-1910-х годов находился под влиянием немецких экспрессионистов, постимпрессионистов и фовистов. Так сложился особый декоративный колорит лентуловской живописи, основанный на контрастном сочетании красок «крап-роза» (розовый с желтоватым оттенком) с зеленой «польверонез».
Буквально каждый сантиметр занимали произведения искусства в коммуналке ленинградского механика Иосифа Эзраха...
Буквально каждый сантиметр занимали произведения искусства в коммуналке ленинградского механика Иосифа Эзраха...
Борис Григорьев. С работы, 1913. Картон, гуашь.  Собрание И.М. Эзраха. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Борис Григорьев. С работы, 1913. Картон, гуашь. Собрание И.М. Эзраха. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Павел Кузнецов. Натюрморт с синей вазой, конец 1920. Холст, темпера. Собрание И.М. Эзраха. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург.
В Саратове есть Дом-музей, в экспозиции которого находится несколько сотен артефактов, переданных городу, где родился художник, потомками Павла Варфоломеевича Кузнецова.
Павел Кузнецов. Натюрморт с синей вазой, конец 1920. Холст, темпера. Собрание И.М. Эзраха. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. В Саратове есть Дом-музей, в экспозиции которого находится несколько сотен артефактов, переданных городу, где родился художник, потомками Павла Варфоломеевича Кузнецова.
Михаил Парионов. Весенний пейзаж, начало XX века. Холст, масло. Собрание И.М. Эзраха. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. Воздушный «Весенний пейзаж» написан в ранний период творчества Ларионова.
Михаил Парионов. Весенний пейзаж, начало XX века. Холст, масло. Собрание И.М. Эзраха. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. Воздушный «Весенний пейзаж» написан в ранний период творчества Ларионова.
Вкус у него был спокойный, если не сказать консервативный: никаких формалистов, никакого экстраординарного авангарда...
Вкус у него был спокойный, если не сказать консервативный: никаких формалистов, никакого экстраординарного авангарда...
Михаил Нестеров. Святая Ольга, 1892-1893(?). Холст, масло. Собрание А.Е. Стычкина. Ныне в частном собрании.
"Святая Ольга" - авторское повторение образа, созданного Михаилом Нестеровым для оформления южного придела на хорах Владимирского собора в Киеве
Михаил Нестеров. Святая Ольга, 1892-1893(?). Холст, масло. Собрание А.Е. Стычкина. Ныне в частном собрании. "Святая Ольга" - авторское повторение образа, созданного Михаилом Нестеровым для оформления южного придела на хорах Владимирского собора в Киеве
Аристарх Лентулов. Дети, начало 1910-х. Холст, масло.  Собрание А.Е. Стычкина. Ныне в частном собрании
Аристарх Лентулов. Дети, начало 1910-х. Холст, масло. Собрание А.Е. Стычкина. Ныне в частном собрании
Санович обладал идеальным вкусом, академическими знаниями и сверъестественным чутьем...И всю жизнь сурово экономил.
Санович обладал идеальным вкусом, академическими знаниями и сверъестественным чутьем...И всю жизнь сурово экономил.
Нико Пиросмани. Портрет железнодорожника  (Миша Мехетели), 1890-е (?). Холст, масло. Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании.
Нико Пиросмани. Портрет железнодорожника (Миша Мехетели), 1890-е (?). Холст, масло. Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании.
Нико Пиросмани. Погонщик с верблюдом, 1910-е. Картон, масло. Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании.
"Погонщик с верблюдом" до поступления в собрание Сановича принадлежал писателю, главному редактору журнала "Дружба народов" Виктору Гольцеву, специалисту по грузинской литературе. А этот верблюд - первая картина Пиросмани, которая была опубликована в СССР, в Большой Советской Энциклопедии.
Нико Пиросмани. Погонщик с верблюдом, 1910-е. Картон, масло. Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании. "Погонщик с верблюдом" до поступления в собрание Сановича принадлежал писателю, главному редактору журнала "Дружба народов" Виктору Гольцеву, специалисту по грузинской литературе. А этот верблюд - первая картина Пиросмани, которая была опубликована в СССР, в Большой Советской Энциклопедии.
Наталия Гончарова. Пейзаж с прудом, 1905. Холст, масло. Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании
Наталия Гончарова. Пейзаж с прудом, 1905. Холст, масло. Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании
Аристарх Лентулов. Церковь, 1916. Бумага, гуашь. Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании
Аристарх Лентулов. Церковь, 1916. Бумага, гуашь. Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании
Павел Кузнецов. Гадальщица, 1908. Холст, масло. Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании
Павел Кузнецов. Гадальщица, 1908. Холст, масло. Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании
Петербуржец Николай Тимофеев — главный психиатр Вооруженных сил СССР с 1942 по 1968 годы свою коллекционерскую страсть не афишировал...
Историки до сих пор спорят на его счет: вписывать ли его имя в историю карательной психиатрии...
Петербуржец Николай Тимофеев — главный психиатр Вооруженных сил СССР с 1942 по 1968 годы свою коллекционерскую страсть не афишировал... Историки до сих пор спорят на его счет: вписывать ли его имя в историю карательной психиатрии...
Борис Григорьев. В кабаре, 1913. Картон, темпера. Собрание Н.Н. Тимофеева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. В 1913 году художник Борис Григорьев впервые посетил Париж, где прожил четыре месяца и создал цикл работ на темы парижской жизни. Эта - одна из них.
Борис Григорьев. В кабаре, 1913. Картон, темпера. Собрание Н.Н. Тимофеева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург. В 1913 году художник Борис Григорьев впервые посетил Париж, где прожил четыре месяца и создал цикл работ на темы парижской жизни. Эта - одна из них.
Николай Колмаков. Фимиам, 1915. Бумага на картоне, пастель. Собрание Н.Н. Тимофеева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Николай Колмаков. Фимиам, 1915. Бумага на картоне, пастель. Собрание Н.Н. Тимофеева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
«Я начал собирать живопись в 1953 году в ознаменование смерти Сталина», – вспоминал советский экономист Яков Рубинштейн, подразумевая, что до этого ему было страшно заниматься коллекционированием... 
В случаях с собраниями Якова Рубинштейна и его сына, а также врача Александра Мясникова-старшего коллекционное наследство пришлось делить долями со сложными дробями между огромным количеством вдов, детей и внуков от разных жен.
«Я начал собирать живопись в 1953 году в ознаменование смерти Сталина», – вспоминал советский экономист Яков Рубинштейн, подразумевая, что до этого ему было страшно заниматься коллекционированием... В случаях с собраниями Якова Рубинштейна и его сына, а также врача Александра Мясникова-старшего коллекционное наследство пришлось делить долями со сложными дробями между огромным количеством вдов, детей и внуков от разных жен.
Александр Волков. Танец, 1924. Собрание Я.Е. Рубинштейна. Фанера, масло. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро.
Русский по происхождению и родившийся в Средней Азии, Александр Волков - ключевая фигура «туркестанского авангарда» - в своих работах  совместил геометризм русской иконы, европейский кубофутуризм и восточный орнамент.  Главные его работы сейчас 
хранятся в Ташкентском и Нукусском музеях, Русском музее и Третьяковской галерее.
Александр Волков. Танец, 1924. Собрание Я.Е. Рубинштейна. Фанера, масло. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро. Русский по происхождению и родившийся в Средней Азии, Александр Волков - ключевая фигура «туркестанского авангарда» - в своих работах совместил геометризм русской иконы, европейский кубофутуризм и восточный орнамент. Главные его работы сейчас хранятся в Ташкентском и Нукусском музеях, Русском музее и Третьяковской галерее.
Владимир Татлин. Рыбак, 1912. Бумага, тушь, кисть, процарапывание. Собрание Я.Е. Рубинштейна. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро.
Несколько точных линий, и у художника получилась почти пиктограмма в восточном стиле.
Владимир Татлин. Рыбак, 1912. Бумага, тушь, кисть, процарапывание. Собрание Я.Е. Рубинштейна. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро. Несколько точных линий, и у художника получилась почти пиктограмма в восточном стиле.
Валерий Дудаков остается одним из немногих представителей старой школы коллекционеров, кто продолжает собирать искусство и в новой России. Сегодня его собрание работ русских символистов — одно из лучших, если не лучшее в России. Эту часть своей коллекции он собирается подарить Саратову, где родились и учились организаторы объединения «Голубая роза»  и  их духовный вдохновитель В.Э. Борисов-Мусатов.
Валерий Дудаков остается одним из немногих представителей старой школы коллекционеров, кто продолжает собирать искусство и в новой России. Сегодня его собрание работ русских символистов — одно из лучших, если не лучшее в России. Эту часть своей коллекции он собирается подарить Саратову, где родились и учились организаторы объединения «Голубая роза» и их духовный вдохновитель В.Э. Борисов-Мусатов.
В залах выставки
В залах выставки
Нико Пиросмани. Пасхальный барашек, 1914. Жесть, масло.  Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро
Нико Пиросмани. Пасхальный барашек, 1914. Жесть, масло. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро
Илья Машков. Натюрморт с узорной скатертью, белой чашей и фруктами, 1908. Холст, масло. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро.
В своей ранней работе  Илья Машков обводит «сезанновский» натюрморт подносным орнаментом — необычный приём для русской живописи начала XX века.
Илья Машков. Натюрморт с узорной скатертью, белой чашей и фруктами, 1908. Холст, масло. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро. В своей ранней работе Илья Машков обводит «сезанновский» натюрморт подносным орнаментом — необычный приём для русской живописи начала XX века.
Александр Богомазов. Трамвай, 1914. Холст, масло. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро.
  «Мир наполнен энергией движения, и наблюдательный глаз видит динамику даже в статичном предмете",- писал А. Богомазов. В этом городском пейзаже ритм линий  (провода, трамвайные пути, силуэты зданий) мастерски сочетается с объемами цветных плоскостей - крыш и стен домов, деревьев, людских фигур. 
При жизни работы Богомазова нечасто выставлялись. Он рано скончался, сохранением его наследия занималась вдова, художница Ванда Монастырская-Богомазова. Она продавала картины покойного мужа только в серьезные собрания. «Трамвай» купил коллекционер Валерий Дудаков в начале 1980-х за беспрецедентно высокую на тот момент сумму - 9 тысяч рублей.
Александр Богомазов. Трамвай, 1914. Холст, масло. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро. «Мир наполнен энергией движения, и наблюдательный глаз видит динамику даже в статичном предмете",- писал А. Богомазов. В этом городском пейзаже ритм линий (провода, трамвайные пути, силуэты зданий) мастерски сочетается с объемами цветных плоскостей - крыш и стен домов, деревьев, людских фигур. При жизни работы Богомазова нечасто выставлялись. Он рано скончался, сохранением его наследия занималась вдова, художница Ванда Монастырская-Богомазова. Она продавала картины покойного мужа только в серьезные собрания. «Трамвай» купил коллекционер Валерий Дудаков в начале 1980-х за беспрецедентно высокую на тот момент сумму - 9 тысяч рублей.
Алексей Явленский. Пейзаж. Мурнау, 1907. Картон, масло. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро. Алексей Явленский, друг и коллега Василия Кандинского, считается немецким художником российского происхождения и представителем экспрессионизма.  Все детали этого яркого пейзажа необычной колористики художник  сводит к простым обобщенным формам - овалам, дугам, эллипсам - с подведенным черным силуэтами.
Алексей Явленский. Пейзаж. Мурнау, 1907. Картон, масло. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро. Алексей Явленский, друг и коллега Василия Кандинского, считается немецким художником российского происхождения и представителем экспрессионизма. Все детали этого яркого пейзажа необычной колористики художник сводит к простым обобщенным формам - овалам, дугам, эллипсам - с подведенным черным силуэтами.
Василий Кандинский. Сцена с офицером, 1917. Бумага, акварель, тушь, алюминиевый порошок. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро. Картина, разыгрывающая любовный сюжет, входит в цикл так называемых «багателей» Кандинского - шуток и пустяков. Совершенно неожиданный Кандинский, который позже стал родоначальником абстракционизма!
Василий Кандинский. Сцена с офицером, 1917. Бумага, акварель, тушь, алюминиевый порошок. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро. Картина, разыгрывающая любовный сюжет, входит в цикл так называемых «багателей» Кандинского - шуток и пустяков. Совершенно неожиданный Кандинский, который позже стал родоначальником абстракционизма!
Марк Шагал. Аптека в Витебске, 1914. Бумага на картоне, гуашь, акварель, масло. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро. В своей первой автобиографии «Мой мир» Шагал написал про Витебск - свою малую родину: «Бедный, удивительный город. Грустный город… Город десятков, может быть, даже сотен синагог, мясных лавок, прохожих… разве это Россия? Это просто мой город. Город, который я сам выдумал».
Марк Шагал. Аптека в Витебске, 1914. Бумага на картоне, гуашь, акварель, масло. Собрание В.А. Дудакова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро. В своей первой автобиографии «Мой мир» Шагал написал про Витебск - свою малую родину: «Бедный, удивительный город. Грустный город… Город десятков, может быть, даже сотен синагог, мясных лавок, прохожих… разве это Россия? Это просто мой город. Город, который я сам выдумал».

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому