Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
С 17 апреля в Пушкинском музее в Москве проходит выставка «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с западным новым искусством». Эта экспозиция, сопоставляя работы отечественных художников второй половины 19-го — начала 20-го века с шедеврами французской живописи (от импрессионизма до кубизма), представляет «этапы большого пути» русского изобразительного искусства — от реализма передвижников до авангарда.
На протяжении столетий академическая живопись создавалась по строгим канонам: приоритет рисунка над цветовым пятном, четкое деление композиции на планы, ярко выраженная перспектива, стремление к реалистичности в рамках определенного набора сюжетов и жанров. Но во второй половине 19-го века в изобразительном искусстве произошел переворот, связанный с появлением импрессионизма. Художественные поиски, начавшиеся во Франции, затронули искусство и других стран, включая Россию.
Первоначально эта выставка планировалась как совместный проект с Лондонской национальной галереей, рассказывающий о создании на рубеже 19-20-го веков нового искусства. Когда же в 2022 году стало ясно, что это сотрудничество невозможно, ГМИИ им. Пушкина подготовил нынешнюю экспозицию, адаптировав проект под новые реалии, однако не меняя его общую направленность. Музей использовал собственную, совершенно выдающуюся коллекцию зарубежной (прежде всего французской) живописи соответствующего периода, дополнив ее множеством релевантных работ отечественных художников из почти двух десятков других собраний — начиная от Эрмитажа, Третьяковки и Русского музея, и заканчивая художественными музеями Казани и Смоленска, Омска и Серпухова, Саратова, Нижнего Новгорода, Чебоксар… Все это — работы очень хорошего качества, тем или иным образом связанные с изучением и переосмыслением отечественными художниками новых художественных явлений в искусстве того времени. Большинство привлеченных извне картин — нечастые гости Москвы и Санкт-Петербурга, что делает эту выставку еще привлекательнее. Она интересна даже тем, кто хорошо знает постоянную экспозицию Пушкинского.
Главное слово в названии этой выставки — это «диалог», и наиболее продуктивная фаза взаимодействия русской живописи с европейской пришлась на период 1860–1914 годов, который и охватывает эта выставка. Наблюдать этот диалог исключительно интересно. При развеске картин использован принцип аналогии, то есть рядом показаны работы западных и русских художников, схожие по сюжету и технике создания. И эти сближения оказываются весьма интересными и удивительными.
Кому-то из наших живописцев, что отправились изучать зарубежное искусство в качестве пенсионеров Академии художеств или самостоятельно, новые тенденции не пришлись по душе. Другим зародившаяся новая эстетика оказалась очень близка, и они, осваивая ее, показали себя исключительно талантливыми учениками. Нужно также еще раз поклониться нашим увлечённым коллекционерам Сергею Щукину и братьям Морозовым, благодаря которым отечественные живописцы имели возможность видеть самые «свежие» французские шедевры, даже не покидая страны.
Многие представленные на выставке отечественные работы выглядят абсолютно на уровне европейских, не уступая им ни в мастерстве исполнения, ни в эмоциональном воздействии. Ну и конечно, выделяется группа авторов (Наталья Гончарова, Любовь Попова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Василий Кандинский), которые постепенно перешли от подражания к созданию своего собственного художественного языка, совершенно оригинальных направлений живописи, получивших общее название русского авангарда. Можно по-разному относиться к авангарду, но именно он в ХХ веке стал визитной карточкой отечественной живописи в мире. Некоторые такие работы можно найти ближе к концу выставки, уже без аналогов и сравнений.
Экспозиция получилась масштабная: она заняла три этажа Галереи искусства стран Европы и Америки Пушкинского музея, отразив самые разные направления живописи, начало которым положил импрессионизм (символизм, пуантилизм, фовизм, сезанизм, экспрессионизм и другие). Выставка хорошо структурирована, в каждом зале есть пояснительные тексты, помогающие разобраться в особенностях выставленных картин. Есть аудиогиды, проводятся экскурсии.
В этот альбом вошла малая часть этой выставки с креном на картины отечественных художников, исходя из того, что великолепная французская коллекция Пушкинского музея более-менее знакома всем. В качестве комментариев к отдельным картинам использованы материалы ГМИИ им. Пушкина.
Выставка работает по 24 сентября 2023 г. Режим работы и цены здесь: Посетителям (pushkinmuseum.art)