Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
С 3 февраля по 22 мая 2022 года в Музее русского импрессионизма в Москве проходит выставка «Авангард. На телеге в XXI век». На ней возможно увидеть недавно обнаруженные в фондах нескольких региональных музеев первоклассные работы Василия Кандинского, Ильи Машкова, Александра Родченко, Николая Фешина и других классиков русского искусства первой трети XX века.
Все показанные на выставке работы объединяет совершенно невероятная история, имевшая место в начале 1920-х годов. Только представьте: после недавней революции и только что закончившейся гражданской войны — в стране голод, эпидемии, разруха. И в этот момент власти решают познакомить публику провинциальных городов с современным искусством. Именно провинциальных, поскольку события этой истории происходили в Вятской губернии (бОльшая часть нынешних Кировской области и Удмуртии). Регион в то время насчитывал свыше 3 млн. жителей, 70% которых не умели ни читать, ни писать. А им — авангард!
Передвижную экспозицию в 1920–22 гг. собирались показать в семи городах Вятской губернии и начали с Советска и Яранска — относительно крупных торгово-ремесленных центров, известных с XVI века. Перемещаться по губернии картины должны были буквально на телегах — отсюда и их упоминание в названии нынешнего проекта. Но в Яранске процесс застопорился (как сейчас говорят, «что-то пошло не так»). Из-за осенней распутицы экспонаты выставки вынужденно оставили в местном краеведческом музее — до следующей весны, когда телеги снова могли начать перемещаться между городами. Но затем добавились проблемы с финансированием, разразивший в регионе голод, и интереснейшие работы русского нового искусства практически в забытьи, в неприспособленных помещениях, застряли в провинциальном Яранске на несколько десятков лет, — пока искусствоведы-энтузиасты не раскрутили эту почти детективную историю. В результате, в запасниках провинциальных музеев Кировской области обнаружили (и частично реставрировали) десятки произведений художников, которые сейчас считаются классиками русского искусства первой трети XX века.
В 1920–21 годах в Вятской губернии было проведено три выставки нового искусства (говорят, с успехом у публики), часть экспонатов которых и представлены теперь в Музее русского импрессионизма. Частичную реконструкцию тех вятских выставок (из фондов Вятского художественного музея имени Васнецовых, краеведческого музея в Яранске и музейно-выставочного центра в Слободском) впервые показали осенью 2020-го в екатеринбургском «Ельцин-центре», а через год — в Кирове. В 2022 году экспозицию с дополнениями из музея изобразительных искусств Республики Татарстан и частных коллекций привезли в Москву, в Музей русского импрессионизма.
Несколько комментариев к названию нынешней выставки — «Авангард. На телеге в XXI век». Оно представляется не совсем точным и необоснованно отпугивающим для части публики. Дело в том, что и 100 лет назад, и сейчас участниками описываемых выставок были не только авангардисты, но и реалисты. Последние в начале XX века под влиянием импрессионизма и других европейских модернистских течений, изображая вполне реалистичные объекты, экспериментировали с цветом и техникой письма. По нынешним меркам, многие из них (в частности, Николай Фешин и его ученики, довольно широко представленные на выставке в Москве) вообще не относятся к художникам-авангардистам и легко принимаются современной публикой.
Из трех разделов выставки («Реалистическая традиция», «Авангардный поиск» и «Абстрактный метод») только последняя ее часть сейчас однозначно воспринимается как авангардное искусство. Даже спустя более 100 лет после своего появления абстрактная живопись считается довольно трудной для понимания, поскольку, глядя на комбинацию геометрических форм, цветовых пятен, линий и текстур зритель должен догадаться о замыслах автора. И на нынешней выставке такие авангардные работы есть, хотя они и не в большинстве. Кстати, многие из них выглядят очень декоративно, радуя глаз и избавляя зрителя от разгадывания авторских ребусов! Просто невозможно себе представить, как эти работы воспринимались 100 лет назад провинциальной публикой!
Не очень понятна и отсылка к XXI веку в названии нынешней выставки. На телегах, в грубо сколоченных деревянных коробах, переложенные обычным сеном, произведения искусства въезжали в города Советской России 100 лет назад. А ныне перевозка искусства — это целая индустрия, оснащенная специальными транспортными средствами и контейнерами, особыми упаковочными материалами. Кстати, на 3-м этаже Музея русского импрессионизма одновременно с данной выставкой проходит и презентация современной логистики произведений искусства.
Нужно признать, что соединение в названии выставки несочетаемого (авангард, телега, XXI век) внимание публики привлекает, хотя некоторых может и неоправданно отпугнуть. Выставка работает до 22 мая, и еще есть время ее посетить. И она того стоит!
При подготовке фотоальбома были использованы материалы выставки.