Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 0:16
.
Фотоальбом

Выставка «Авангард. На телеге в XXI век»

iPhone XS
32 34

С 3 февраля по 22 мая 2022 года в Музее русского импрессионизма в Москве проходит выставка «Авангард. На телеге в XXI век». На ней возможно увидеть недавно обнаруженные в фондах нескольких региональных музеев первоклассные работы Василия Кандинского, Ильи Машкова, Александра Родченко, Николая Фешина и других классиков русского искусства первой трети XX века.

Все показанные на выставке работы объединяет совершенно невероятная история, имевшая место в начале 1920-х годов. Только представьте: после недавней революции и только что закончившейся гражданской войны — в стране голод, эпидемии, разруха. И в этот момент власти решают познакомить публику провинциальных городов с современным искусством. Именно провинциальных, поскольку события этой истории происходили в Вятской губернии (бОльшая часть нынешних Кировской области и Удмуртии). Регион в то время насчитывал свыше 3 млн. жителей, 70% которых не умели ни читать, ни писать. А им — авангард!

Передвижную экспозицию в 1920–22 гг. собирались показать в семи городах Вятской губернии и начали с Советска и Яранска — относительно крупных торгово-ремесленных центров, известных с XVI века. Перемещаться по губернии картины должны были буквально на телегах — отсюда и их упоминание в названии нынешнего проекта. Но в Яранске процесс застопорился (как сейчас говорят, «что-то пошло не так»). Из-за осенней распутицы экспонаты выставки вынужденно оставили в местном краеведческом музее — до следующей весны, когда телеги снова могли начать перемещаться между городами. Но затем добавились проблемы с финансированием, разразивший в регионе голод, и интереснейшие работы русского нового искусства практически в забытьи, в неприспособленных помещениях, застряли в провинциальном Яранске на несколько десятков лет, — пока искусствоведы-энтузиасты не раскрутили эту почти детективную историю. В результате, в запасниках провинциальных музеев Кировской области обнаружили (и частично реставрировали) десятки произведений художников, которые сейчас считаются классиками русского искусства первой трети XX века.

В 1920–21 годах в Вятской губернии было проведено три выставки нового искусства (говорят, с успехом у публики), часть экспонатов которых и представлены теперь в Музее русского импрессионизма. Частичную реконструкцию тех вятских выставок (из фондов Вятского художественного музея имени Васнецовых, краеведческого музея в Яранске и музейно-выставочного центра в Слободском) впервые показали осенью 2020-го в екатеринбургском «Ельцин-центре», а через год — в Кирове. В 2022 году экспозицию с дополнениями из музея изобразительных искусств Республики Татарстан и частных коллекций привезли в Москву, в Музей русского импрессионизма.

Несколько комментариев к названию нынешней выставки — «Авангард. На телеге в XXI век». Оно представляется не совсем точным и необоснованно отпугивающим для части публики. Дело в том, что и 100 лет назад, и сейчас участниками описываемых выставок были не только авангардисты, но и реалисты. Последние в начале XX века под влиянием импрессионизма и других европейских модернистских течений, изображая вполне реалистичные объекты, экспериментировали с цветом и техникой письма. По нынешним меркам, многие из них (в частности, Николай Фешин и его ученики, довольно широко представленные на выставке в Москве) вообще не относятся к художникам-авангардистам и легко принимаются современной публикой.

Из трех разделов выставки («Реалистическая традиция», «Авангардный поиск» и «Абстрактный метод») только последняя ее часть сейчас однозначно воспринимается как авангардное искусство. Даже спустя более 100 лет после своего появления абстрактная живопись считается довольно трудной для понимания, поскольку, глядя на комбинацию геометрических форм, цветовых пятен, линий и текстур зритель должен догадаться о замыслах автора. И на нынешней выставке такие авангардные работы есть, хотя они и не в большинстве. Кстати, многие из них выглядят очень декоративно, радуя глаз и избавляя зрителя от разгадывания авторских ребусов! Просто невозможно себе представить, как эти работы воспринимались 100 лет назад провинциальной публикой!

Не очень понятна и отсылка к XXI веку в названии нынешней выставки. На телегах, в грубо сколоченных деревянных коробах, переложенные обычным сеном, произведения искусства въезжали в города Советской России 100 лет назад. А ныне перевозка искусства — это целая индустрия, оснащенная специальными транспортными средствами и контейнерами, особыми упаковочными материалами. Кстати, на 3-м этаже Музея русского импрессионизма одновременно с данной выставкой проходит и презентация современной логистики произведений искусства.

Нужно признать, что соединение в названии выставки несочетаемого (авангард, телега, XXI век) внимание публики привлекает, хотя некоторых может и неоправданно отпугнуть. Выставка работает до 22 мая, и еще есть время ее посетить. И она того стоит!

При подготовке фотоальбома были использованы материалы выставки.

Музей русского импрессионизма - третий музей, где демонстрируется выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Впервые она была показана в 2020 году в екатеринбургском "Ельцин-центре", годом позже - в Кирове, в Вятском художественном музее имени Васнецовых.
Музей русского импрессионизма - третий музей, где демонстрируется выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Впервые она была показана в 2020 году в екатеринбургском "Ельцин-центре", годом позже - в Кирове, в Вятском художественном музее имени Васнецовых.
В Музее дана подробная информация о происходившем  в России, в Вятской губернии и в художественном процессе в 1918-1922 годах, когда  проходили  вятские передвижные выставки.
В Музее дана подробная информация о происходившем в России, в Вятской губернии и в художественном процессе в 1918-1922 годах, когда проходили вятские передвижные выставки.
Раздел выставки «Реалистическая традиция» открывают работы Николая Фешина и его учеников.
Николай Фешин - "Портрет Марии Евлампиевой" (1914 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Мария Евлампиева была ученицей Казанской художественной школы, где в это время преподавал Николай Фешин.
Раздел выставки «Реалистическая традиция» открывают работы Николая Фешина и его учеников. Николай Фешин - "Портрет Марии Евлампиевой" (1914 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Мария Евлампиева была ученицей Казанской художественной школы, где в это время преподавал Николай Фешин.
Николай Фешин "Портрет девочки". 1910-е. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Николай Фешин, опираясь на свое классическое образование,  использовал в своих работах элементы импрессионизма и экспрессионизма, писал в пастозной манере. Работая над портретами, Н.Фешин регулярно использовал следующий прием: хорошо прописанное лицо модели и размытый, как будто незавершенный фон.
Николай Фешин "Портрет девочки". 1910-е. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Николай Фешин, опираясь на свое классическое образование, использовал в своих работах элементы импрессионизма и экспрессионизма, писал в пастозной манере. Работая над портретами, Н.Фешин регулярно использовал следующий прием: хорошо прописанное лицо модели и размытый, как будто незавершенный фон.
Николай Фешин - "Ранняя весна" (1918 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Подробнее о художнике и его художественной манере мы рассказали здесь: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://altravel.tourister.ru/photoalbum/47377" class="ext_link" target="_blank">https://altravel.tourister.ru/photoalbum/47377</a>
Николай Фешин - "Ранняя весна" (1918 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Подробнее о художнике и его художественной манере мы рассказали здесь: https://altravel.tourister.ru/photoalbum/47377
Николай Фешин "За самоваром. Портрет Ольги Ясеневой" (1913 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Жанр портрета был любимым для Н. Фешина. Самые лучшие работы русского периода жизни художника были созданы им в Казани, где он преподавл в художественной школе. Ольга Ясенева приехала к Казань поступать на Высшие женские курсы.
Николай Фешин "За самоваром. Портрет Ольги Ясеневой" (1913 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Жанр портрета был любимым для Н. Фешина. Самые лучшие работы русского периода жизни художника были созданы им в Казани, где он преподавл в художественной школе. Ольга Ясенева приехала к Казань поступать на Высшие женские курсы.
Музей остается верен себе: некоторые картины снабжены шрифтом Брайля и специальным барельефом,  чтобы слабовидящие люди могли "увидеть" картину руками. Тактильная модель картины Николая Фешина "За самоваром. Портрет Ольги Ясеневой" (1913 год).
Музей остается верен себе: некоторые картины снабжены шрифтом Брайля и специальным барельефом, чтобы слабовидящие люди могли "увидеть" картину руками. Тактильная модель картины Николая Фешина "За самоваром. Портрет Ольги Ясеневой" (1913 год).
Николай Фешин - "Изба" (до 1920 года). Холст, масло. Яранский краеведческий музей.
Николай Фешин - "Изба" (до 1920 года). Холст, масло. Яранский краеведческий музей.
Николай Белянин - "Дворик" (1916 -1920). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Учеником Николая Фешина в Казанской художественной школе был среди прочих Николай Белянин - пейзажист, сохранивший традиции русского лирического пейзажа Алексея Саврасова и Исаака Левитана.
Николай Белянин - "Дворик" (1916 -1920). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Учеником Николая Фешина в Казанской художественной школе был среди прочих Николай Белянин - пейзажист, сохранивший традиции русского лирического пейзажа Алексея Саврасова и Исаака Левитана.
Николай Белянин - "Зимний день" (1919 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.  Излюбленным мотивом Николая Белянина долгие годы оставались зимние виды во всех их вариациях.
Николай Белянин - "Зимний день" (1919 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Излюбленным мотивом Николая Белянина долгие годы оставались зимние виды во всех их вариациях.
Николай Белянин - "Натюрморт" (1916-1920 гг.). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Современные авангардные течения и их открытия совершенно не привлекали Белянина. Максимум, что он мог позволить себе в картинах, -  это импрессионистские приёмы в работе с цветом.
Николай Белянин - "Натюрморт" (1916-1920 гг.). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Современные авангардные течения и их открытия совершенно не привлекали Белянина. Максимум, что он мог позволить себе в картинах, - это импрессионистские приёмы в работе с цветом.
Николай Белянин - "Натюрморт" (1916-1920 гг.). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Николай Белянин - "Натюрморт" (1916-1920 гг.). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Василий Тимофеев. Голова женщины. 1920. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Василий Тимофеев. Голова женщины. 1920. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Павел Радимов - "Весна" (1912 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Павел Радимов профессионального художественного образования не получил: он брал частные уроки живописи и изучал историю искусства в Казани. Воспитанник Николая Фешина, Радимов привносил в реалистический пейзаж импрессионистические черты. Павел Радимов известен также как советский "крестьянский поэт", друживший с Сергеем Есениным.
Павел Радимов - "Весна" (1912 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Павел Радимов профессионального художественного образования не получил: он брал частные уроки живописи и изучал историю искусства в Казани. Воспитанник Николая Фешина, Радимов привносил в реалистический пейзаж импрессионистические черты. Павел Радимов известен также как советский "крестьянский поэт", друживший с Сергеем Есениным.
Сергей Малютин (1857-1937). Портрет Николая Петровича Гибнера. Кооператор. 1921. Фанера, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров.
Сергей Малютин (1857-1937). Портрет Николая Петровича Гибнера. Кооператор. 1921. Фанера, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров.
Алексей Деньшин. Вятский мотив. 1920-е. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Вятский художник-пейзажист Алексей Деньшин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Вхутемасе (в мастерской Ильи Машкова). Предпочитал писать виды старых русских городов, монастыри, безлюдные поля и лесные опушки.
Алексей Деньшин. Вятский мотив. 1920-е. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Вятский художник-пейзажист Алексей Деньшин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Вхутемасе (в мастерской Ильи Машкова). Предпочитал писать виды старых русских городов, монастыри, безлюдные поля и лесные опушки.
Алексей Деньшин - "На монастырском дворе" (1910-ые гг.). Наибольшую известность Деньшин приобрел не в области станковой картины, а в декоративно-прикладном искусстве, фактически став спасителем народного промысла дымковской игрушки, находившегося в упадке в 1910-е годы.
Алексей Деньшин - "На монастырском дворе" (1910-ые гг.). Наибольшую известность Деньшин приобрел не в области станковой картины, а в декоративно-прикладном искусстве, фактически став спасителем народного промысла дымковской игрушки, находившегося в упадке в 1910-е годы.
Николай Никонов. Портрет Малькова, 1914. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Художник из Яранска, ученик Н. Фешина в Казанской художественной школе живописи. Обе его картины на этой выставке - казанского периода. Позже Н.Никонов стал ярким представителем направления соцреализма в живописи.
Николай Никонов. Портрет Малькова, 1914. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Художник из Яранска, ученик Н. Фешина в Казанской художественной школе живописи. Обе его картины на этой выставке - казанского периода. Позже Н.Никонов стал ярким представителем направления соцреализма в живописи.
Николай Никонов. Слепец, первая половина 1910-х. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Стилистика обеих работ художника на этой выставке свидетельствует о том, что он был знаком с импрессионизмом и свободно пользовался его приемами.
Николай Никонов. Слепец, первая половина 1910-х. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Стилистика обеих работ художника на этой выставке свидетельствует о том, что он был знаком с импрессионизмом и свободно пользовался его приемами.
Алексей Кравченко. Радуга, 1913. Картон, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров.

Пейзаж построен по классическим правилам (художник учился у Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Константина Коровина и Валентина Серова), но  при этом выглядит достаточно условным, поскольку написан  яркой палитрой в стилистике московского сезаннизма.
Алексей Кравченко. Радуга, 1913. Картон, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров. Пейзаж построен по классическим правилам (художник учился у Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Константина Коровина и Валентина Серова), но при этом выглядит достаточно условным, поскольку написан яркой палитрой в стилистике московского сезаннизма.
Алексей Столбов (1874-1937). Женский портрет,1909. Картон, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Алексей Столбов - художник из Вятской области. Портрет женщины-птицы  был написан под влиянием композиций Михаила Врубеля: в чертах девушки при желании можно увидеть и Демона, и Царевну-Лебедь одновременно.
Алексей Столбов (1874-1937). Женский портрет,1909. Картон, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Алексей Столбов - художник из Вятской области. Портрет женщины-птицы был написан под влиянием композиций Михаила Врубеля: в чертах девушки при желании можно увидеть и Демона, и Царевну-Лебедь одновременно.
Николай Григорьев. «Мост». 1918. Из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых. Сразу после революции советские власти видели в художниках-авангардистах союзников, всячески поддерживали их идеи и активно покупали их работы. Но постепенно интерес к пропаганде нового искусства иссяк, и с 1930-х годов Советская власть начала с авангардом активно бороться, предписывая музеям уничтожать такие работы. Уничтожили не все и не везде. Во многих музеях такие работы просто спрятали в хранилищах.
Николай Григорьев. «Мост». 1918. Из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых. Сразу после революции советские власти видели в художниках-авангардистах союзников, всячески поддерживали их идеи и активно покупали их работы. Но постепенно интерес к пропаганде нового искусства иссяк, и с 1930-х годов Советская власть начала с авангардом активно бороться, предписывая музеям уничтожать такие работы. Уничтожили не все и не везде. Во многих музеях такие работы просто спрятали в хранилищах.
Алексей Князев. Двор. Этюд с натуры, 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров
Алексей Князев. Двор. Этюд с натуры, 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров
Михаил Демидов. Мервольф за роялем, 1920-1921. Холст, масло.   Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров.
Художник Михаил Демидов (1885–1929) учился у Коровина, Серова и Ап. Васнецова.
Изображенный на картине Рудольф Мервольф (1887–1942) писал музыку к спектаклям Мейерхольда и выступал как аккомпаниатор Шаляпина. В Вятке композитор оказался после революции: в голодные годы ему предложили здесь преподавать. Демидов изображает музыканта за роялем на венском стуле достаточно натуралистично, используя приём лёгкой кубизации форм для передачи эмоциональной манеры исполнения, свойственной пианисту.
Михаил Демидов. Мервольф за роялем, 1920-1921. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Художник Михаил Демидов (1885–1929) учился у Коровина, Серова и Ап. Васнецова. Изображенный на картине Рудольф Мервольф (1887–1942) писал музыку к спектаклям Мейерхольда и выступал как аккомпаниатор Шаляпина. В Вятке композитор оказался после революции: в голодные годы ему предложили здесь преподавать. Демидов изображает музыканта за роялем на венском стуле достаточно натуралистично, используя приём лёгкой кубизации форм для передачи эмоциональной манеры исполнения, свойственной пианисту.
Михаил Демидов.  Портрет девушки в красной косынке, 1920-е. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Михаил Демидов. Портрет девушки в красной косынке, 1920-е. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Леонид Плетнёв (1888-1951). Декоративный мотив, 1917. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Вятский художник Леонид Плетнев учился в Казани, и в своем "этнографическом" натюрморте "Декоративный мотив" он соединяет северно-русские (дымковская игрушка) и татарские предметы прикладного искусства (куклы в народных костюмах на фоне татарских орнаментов).
Леонид Плетнёв (1888-1951). Декоративный мотив, 1917. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Вятский художник Леонид Плетнев учился в Казани, и в своем "этнографическом" натюрморте "Декоративный мотив" он соединяет северно-русские (дымковская игрушка) и татарские предметы прикладного искусства (куклы в народных костюмах на фоне татарских орнаментов).
Александр Якимченко. Сарай, 1920. Картон на холсте, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Обе картины этого художника написаны явно под влиянием живописи Сезанна.
Александр Якимченко. Сарай, 1920. Картон на холсте, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Обе картины этого художника написаны явно под влиянием живописи Сезанна.
Александр Якимченко.  Пейзаж с козами, 1920 (?). Картон на холсте, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. И здесь явно просматривается Сезанн.
Александр Якимченко. Пейзаж с козами, 1920 (?). Картон на холсте, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. И здесь явно просматривается Сезанн.
Сергей Колесников. Монгольский лама, 1918. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Сергей Колесников родился в Китае, чем и был обусловлен последующий глубокий интерес художника к культуре Востока. Работа  "Монгольский лама" обобщённо и выразительно трактует образ буддийского peлигиозного учителя. Мужская фигура словно становится частью ландшафта: очертания покатого лба, острых скул и подбородка перекликаются с рисунком холмов на дальнем плане.
Сергей Колесников. Монгольский лама, 1918. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Сергей Колесников родился в Китае, чем и был обусловлен последующий глубокий интерес художника к культуре Востока. Работа "Монгольский лама" обобщённо и выразительно трактует образ буддийского peлигиозного учителя. Мужская фигура словно становится частью ландшафта: очертания покатого лба, острых скул и подбородка перекликаются с рисунком холмов на дальнем плане.
Давид Штеренберг - "Пейзаж" (1912 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров.
Давид Штеренберг - "Пейзаж" (1912 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров.
Константин Чеботарев. Автопортрет, 1918. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Константин Чеботарев. Автопортрет, 1918. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Константин Чеботарев. Святая Троица, 1918. Бумага, карандаш, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. Изображение Новозаветной Троицы (Бога Отца, Сына и Святого Духа) в окружении сонма серафимов на фоне радуги.
Константин Чеботарев. Святая Троица, 1918. Бумага, карандаш, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. Изображение Новозаветной Троицы (Бога Отца, Сына и Святого Духа) в окружении сонма серафимов на фоне радуги.
Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса). 1911. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. 
Путешествуя по Франции, Машков увлекся фовизмом: почти все картины конца 1900-х он писал в этом стиле. Здесь читаются характерные особенности этого направления: яркие декоративные цвета, резкие контуры, отказ от сложных форм. Подобные композиции сам автор называл «пейзажами-подносами», прежде всего по причине их декоративности, отсылающей к традиционной росписи подносов цветочными и ландшафтными мотивами.
Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса). 1911. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Путешествуя по Франции, Машков увлекся фовизмом: почти все картины конца 1900-х он писал в этом стиле. Здесь читаются характерные особенности этого направления: яркие декоративные цвета, резкие контуры, отказ от сложных форм. Подобные композиции сам автор называл «пейзажами-подносами», прежде всего по причине их декоративности, отсылающей к традиционной росписи подносов цветочными и ландшафтными мотивами.
Илья Машков "Кувшин с цветами". Конец 1900-х - начало 1910-х). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Илья Машков "Кувшин с цветами". Конец 1900-х - начало 1910-х). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Илья Машков. Портрет Е.И. Киркальди. Этюд к «Портрету Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой)», 1910.  Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Лицо модели написано пастозными мазками интенсивно-малинового оттенкa, и больше напоминает довольно натуралистично трактованный кусок мяса, чем нежную кожу молодой женщины. Цвет у Машкова (как  у Поля Сезанна), является главным средством построения формы изображаемых образов и предметов. Здесь же читается также влияние фовиста Анри Матисса с его палитрой открытых тонов и экспрессивными цветовыми комбинациями. Женщина-модель была художницей и понимала замысел коллеги, иначе можно было бы обидеться.
Илья Машков. Портрет Е.И. Киркальди. Этюд к «Портрету Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой)», 1910. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Лицо модели написано пастозными мазками интенсивно-малинового оттенкa, и больше напоминает довольно натуралистично трактованный кусок мяса, чем нежную кожу молодой женщины. Цвет у Машкова (как у Поля Сезанна), является главным средством построения формы изображаемых образов и предметов. Здесь же читается также влияние фовиста Анри Матисса с его палитрой открытых тонов и экспрессивными цветовыми комбинациями. Женщина-модель была художницей и понимала замысел коллеги, иначе можно было бы обидеться.
Георгий Лазарев. Лежащая женщина, 1920. Холст, масло. Яранский краеведческий музей. Георгий Лазарев - один из лучших учеников Ильи Машкова, впоследствии растрелянный на Соловках. На картине - смелый сюжет для того времени, который  одновременно привлекал и шокировал зрителя. Изображение обнаженного женского тела было в новинку для жителей небольших провинциальных городов.
Георгий Лазарев. Лежащая женщина, 1920. Холст, масло. Яранский краеведческий музей. Георгий Лазарев - один из лучших учеников Ильи Машкова, впоследствии растрелянный на Соловках. На картине - смелый сюжет для того времени, который одновременно привлекал и шокировал зрителя. Изображение обнаженного женского тела было в новинку для жителей небольших провинциальных городов.
Елена Федорова-Машкова.  "Раковина и кувшин" (1911 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. 
 Художница училась в мастерской у Ильи Машкова, в дальнейшем стала его супругой.
Елена Федорова-Машкова. "Раковина и кувшин" (1911 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Художница училась в мастерской у Ильи Машкова, в дальнейшем стала его супругой.
Елена Федорова-Машкова - "Букет цветов" (1911 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Елена Федорова-Машкова - "Букет цветов" (1911 год). Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Николай Синезубов. У зеркала, 1920. - Оборот: Портрет. 1920. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров. Как вспоминал сам художник, в конце 1910-х - середине 1920-х годов он был во власти Ренуара, Дега, Пикассо, Сезанна. Соединение традиций французского фовизма, немецкого экспрессионизма и русского неопримитивизма дало необыкновенный результат - оригинальную живописную систему Синезубова
Николай Синезубов. У зеркала, 1920. - Оборот: Портрет. 1920. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров. Как вспоминал сам художник, в конце 1910-х - середине 1920-х годов он был во власти Ренуара, Дега, Пикассо, Сезанна. Соединение традиций французского фовизма, немецкого экспрессионизма и русского неопримитивизма дало необыкновенный результат - оригинальную живописную систему Синезубова
Николай Синезубов. После бала. 1918. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр. Фонды Слободского музейно-выставочного центра - один из трех главных источников выставки в Москве, хотя до Слободского вятские выставки в 1920-е годы  и не доехали. Хорошая коллекция русского авангарда в Слободском возникла как результат  покупки  в 1918-21 годах советскими властями свыше 1500 работ нового искусства  и  направления их в 32 города и населенных пункта для  создания  сети музеев современного искусства. На этой выставке показаны порядка десяти работ из Слободского музейно-выставочного центра.
Николай Синезубов. После бала. 1918. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр. Фонды Слободского музейно-выставочного центра - один из трех главных источников выставки в Москве, хотя до Слободского вятские выставки в 1920-е годы и не доехали. Хорошая коллекция русского авангарда в Слободском возникла как результат покупки в 1918-21 годах советскими властями свыше 1500 работ нового искусства и направления их в 32 города и населенных пункта для создания сети музеев современного искусства. На этой выставке показаны порядка десяти работ из Слободского музейно-выставочного центра.
Александр Родченко. Женская фигура, 1915. Картон, темпера, лак. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. На момент отправки работ художников авангарда в Вятскую губернию в 1921 году Александр Родченко, как  и Василий Кандинский, трудились в Музейном бюро Наркомпроса, и в целом разделяли идею подобных «просветительских» выставок.
Александр Родченко отобрал и передал устроителям пять своих произведений, которые, по его выбору, отражали различные этапы его творчества. Среди них – портрет обнажённой, выдержанный в духе кубистического периода Пикассо.
Александр Родченко. Женская фигура, 1915. Картон, темпера, лак. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. На момент отправки работ художников авангарда в Вятскую губернию в 1921 году Александр Родченко, как и Василий Кандинский, трудились в Музейном бюро Наркомпроса, и в целом разделяли идею подобных «просветительских» выставок. Александр Родченко отобрал и передал устроителям пять своих произведений, которые, по его выбору, отражали различные этапы его творчества. Среди них – портрет обнажённой, выдержанный в духе кубистического периода Пикассо.
Александр Родченко. Женская фигура, 1915. Картон, темпера, лак. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. В своем творчестве Родченко много экспериментировал: в 1917–1918 годах работал с плоскостью (как на картинах с женскими фигурами), в 1919 году написал серию «Черное на черном» — работы, основанные лишь на фактуре (см. ниже), в 1919–1920 годах ввел в произведения линии и точки как самостоятельные живописные формы (см. ниже).
Александр Родченко. Женская фигура, 1915. Картон, темпера, лак. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. В своем творчестве Родченко много экспериментировал: в 1917–1918 годах работал с плоскостью (как на картинах с женскими фигурами), в 1919 году написал серию «Черное на черном» — работы, основанные лишь на фактуре (см. ниже), в 1919–1920 годах ввел в произведения линии и точки как самостоятельные живописные формы (см. ниже).
Александр Родченко. Девушка с цветком, 1915 -1916. Картон, темпера, лак. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Александр Родченко. Девушка с цветком, 1915 -1916. Картон, темпера, лак. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Неизвестный художник. Афиша выставки, 1920-1921. Холст, трафарет. Яранский краеведческий музей. Вклад русской живописной культуры в мировую, по распространенному мнению, заключается в открытии абстрактного искусства — это «композиции» Василия Кандинского, супрематизм Казимира Малевича, цветопись Ольги Розановой и беспредметность Александра Родченко и Варвары Степановой.
Неизвестный художник. Афиша выставки, 1920-1921. Холст, трафарет. Яранский краеведческий музей. Вклад русской живописной культуры в мировую, по распространенному мнению, заключается в открытии абстрактного искусства — это «композиции» Василия Кандинского, супрематизм Казимира Малевича, цветопись Ольги Розановой и беспредметность Александра Родченко и Варвары Степановой.
Александр Родченко. Черное на черном, №82, 1918. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Композиция «Чёрное на чёрном» - это фактурный ответ Родченко на «Белое на белом» Казимира Малевича .
Александр Родченко. Черное на черном, №82, 1918. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Композиция «Чёрное на чёрном» - это фактурный ответ Родченко на «Белое на белом» Казимира Малевича .
 Александр Родченко. Беспредметная композиция (на желтом фоне) №8, 1918. Фанера, масло.  Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Первооткрывателем абстракционизма в мировом искусстве считается Василий Кандинский. При этом собственные абстрактные системы в живописи предлагали и другие русские художники. Александр Родченко и Варвара Степанова пользовались термином "беспредметность" для определения композиций из плоскоcтей и проекций, линий и цвета.
Александр Родченко. Беспредметная композиция (на желтом фоне) №8, 1918. Фанера, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Первооткрывателем абстракционизма в мировом искусстве считается Василий Кандинский. При этом собственные абстрактные системы в живописи предлагали и другие русские художники. Александр Родченко и Варвара Степанова пользовались термином "беспредметность" для определения композиций из плоскоcтей и проекций, линий и цвета.
Александр Родченко.  Линии на зеленом, №92. Из серии "Линиизм". 1919. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Работа в изобретённом самим Родченко стиле «линеизм». В статье «Линия» художник писал: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще. Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез».
Александр Родченко. Линии на зеленом, №92. Из серии "Линиизм". 1919. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Работа в изобретённом самим Родченко стиле «линеизм». В статье «Линия» художник писал: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще. Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез».
Варвара Степанова. Танцующая фигура. 1919-1920. Бумага, гуашь. Яранский краеведческий музей. Варвара Степанова - жена Александра Родченко. С Варварой Степановой связан один из самых интересных эпизодов подготовки выставки. Найденные в Яранске картины художницы не были известны даже её наследникам. Идентифицировать их помогла фотография стены с работами Варвары Фёдоровны из семейного архива.
Варвара Степанова. Танцующая фигура. 1919-1920. Бумага, гуашь. Яранский краеведческий музей. Варвара Степанова - жена Александра Родченко. С Варварой Степановой связан один из самых интересных эпизодов подготовки выставки. Найденные в Яранске картины художницы не были известны даже её наследникам. Идентифицировать их помогла фотография стены с работами Варвары Фёдоровны из семейного архива.
Любовь Попова. Живописная архитектоника, 1918. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр. «Живописными архитектониками» Любовь Попова называла свои геометрические композиции, написанные в 1916–1918 годах. Это был ее собственный вариант беспредметной живописи, связанный с супрематизмом Казимира Малевича. Ну очень декоративная картина!
Любовь Попова. Живописная архитектоника, 1918. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр. «Живописными архитектониками» Любовь Попова называла свои геометрические композиции, написанные в 1916–1918 годах. Это был ее собственный вариант беспредметной живописи, связанный с супрематизмом Казимира Малевича. Ну очень декоративная картина!
Александра Экстер. Городской пейзаж (Композиция), около 1916. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр.  В начале XX века дерзкие женщины-художницы выступили активными членами нового общества и ревностными участниками эстетической революции. «Городской пейзаж»  написан в стиле кубо-футуризм, сочетающем принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени). Экстер изображает городской пейзаж как бы сверху, заполняя пространство геометрическими формами зданий. Даже если об этом не догадаться, в декоративности полотну не откажешь.
Александра Экстер. Городской пейзаж (Композиция), около 1916. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр. В начале XX века дерзкие женщины-художницы выступили активными членами нового общества и ревностными участниками эстетической революции. «Городской пейзаж» написан в стиле кубо-футуризм, сочетающем принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени). Экстер изображает городской пейзаж как бы сверху, заполняя пространство геометрическими формами зданий. Даже если об этом не догадаться, в декоративности полотну не откажешь.
Иван Клюн. Пробегающий пейзаж, 1914. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Работа в стилистике кубофутуризма. Это направление в русской живописи возникло под влиянием французского кубизма и итальянского футуризма. "Пробегающий пейзаж" Клюна -  пример абстрактной композиции, основной акцент которой сделан на передаче движения.
Иван Клюн. Пробегающий пейзаж, 1914. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Работа в стилистике кубофутуризма. Это направление в русской живописи возникло под влиянием французского кубизма и итальянского футуризма. "Пробегающий пейзаж" Клюна - пример абстрактной композиции, основной акцент которой сделан на передаче движения.
Игорь Никитин. Композиция, 1915. Бумага, акварель, уголь. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Игорь Никитин. Композиция, 1915. Бумага, акварель, уголь. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Ольга Розанова. Валет червей.  Из серии "Игральные карты", 1914-1915. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр. Из живописного цикла 1912-1915 годов сохранилось девять картин, местонахождение четырех - неизвестно. До сих пор причина выбора Розановой темы игральных карт для целого ряда работ остаётся не до конца понятной. Карточные герои с "гримасами на лицах" казались современникам "изуродованными" и пугающими. В валете червей искусствоведы узнали поэта-футуриста Алексея Крученых, с которым у Розановой был роман. Он изображён как рыцарь с птицей («Я пью под гимны птиц» – одна из знаменитых его строк) с закрученными чертами лица.
Ольга Розанова. Валет червей. Из серии "Игральные карты", 1914-1915. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр. Из живописного цикла 1912-1915 годов сохранилось девять картин, местонахождение четырех - неизвестно. До сих пор причина выбора Розановой темы игральных карт для целого ряда работ остаётся не до конца понятной. Карточные герои с "гримасами на лицах" казались современникам "изуродованными" и пугающими. В валете червей искусствоведы узнали поэта-футуриста Алексея Крученых, с которым у Розановой был роман. Он изображён как рыцарь с птицей («Я пью под гимны птиц» – одна из знаменитых его строк) с закрученными чертами лица.
Ольга Розанова. Композиция (Супрематизм), 1916. Трефовый король. Из серии "Игральные карты", 1914-1915. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр. Трефовый король похож на живописца и музыканта Михаила Матюшина. Его положение "патриарха" подходит для роли трефового короля - верхушки карточной иерархии. Матюшин был гораздо старше своих коллег (в 1912-м ему исполнился 51 год), чем, вероятно, объясняются его седые волосы и борода на картине.
Ольга Розанова. Город (Индустриальный пейзаж), 1913-1914. – Композиция (Супрематизм). 1916.  Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр. Кубизм «амазонок авангарда» — Ольги Розановой, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер — во многом наследует французской традиции.
Ольга Розанова. Город (Индустриальный пейзаж), 1913-1914. – Композиция (Супрематизм). 1916. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр. Кубизм «амазонок авангарда» — Ольги Розановой, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер — во многом наследует французской традиции.
Алексей Моргунов. Композиция. 1915-1916. Слободской музейно-выставочный центр. Яркий представитель русского авангарда Алексей Моргунов - друг и соратник Казимира Малевича, был внебрачным сыном известного живописца Алексея Саврасова. В 1910-1920-е годы Моргунов был последователем новейших течений, был дружен с Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Владимиром Татлиным и другими авангардистами. Картина "Композиция" относится к кубистическому периоду творчества художника.  Работа была обнаружена кураторами выставки в аварийном состоянии и была отреставрирована на средства, собранные в рамках краудфандинговой кампании на Planeta.ru.
Алексей Моргунов. Композиция. 1915-1916. Слободской музейно-выставочный центр. Яркий представитель русского авангарда Алексей Моргунов - друг и соратник Казимира Малевича, был внебрачным сыном известного живописца Алексея Саврасова. В 1910-1920-е годы Моргунов был последователем новейших течений, был дружен с Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Владимиром Татлиным и другими авангардистами. Картина "Композиция" относится к кубистическому периоду творчества художника. Работа была обнаружена кураторами выставки в аварийном состоянии и была отреставрирована на средства, собранные в рамках краудфандинговой кампании на Planeta.ru.
Иван Кудряшов. Портрет девушки, конец 1910-х. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Иван Кудряшов - ученик Казимира Малевича. При всем старании разглядеть девушку не получилось. А вам?
Василий Кандинский (1866-1944). Эскиз композиции Красное с чёрным, 1915. Бумага, акварель, тушь, лак. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Разнообразные формы, похожие на графические знаки-символы, гармонично сочетаются внутри всей композиции 1915 года: это желтые, синие, красные пятна, мягкие и часто оконтуренные цветные облака, молнии разного цвета, зигзагообразные линии.
Василий Кандинский (1866-1944). Эскиз композиции Красное с чёрным, 1915. Бумага, акварель, тушь, лак. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Разнообразные формы, похожие на графические знаки-символы, гармонично сочетаются внутри всей композиции 1915 года: это желтые, синие, красные пятна, мягкие и часто оконтуренные цветные облака, молнии разного цвета, зигзагообразные линии.
Василий Кандинский. «Беспредметная композиция». 1915.
 Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Киров. Это хор красок, врывающихся в душу из природы, - по выражению самого художника.
Василий Кандинский. «Беспредметная композиция». 1915. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Киров. Это хор красок, врывающихся в душу из природы, - по выражению самого художника.
Василий Кандинский. Акварель №1. 1915 год. Бумага, акварель. Яранский краеведческий музей. Кандинский в своих композициях из цветных линий и пятен апеллировал к ассоциативному мышлению зрителя.
Василий Кандинский. Акварель №1. 1915 год. Бумага, акварель. Яранский краеведческий музей. Кандинский в своих композициях из цветных линий и пятен апеллировал к ассоциативному мышлению зрителя.
На дороге. Фото, 1920-е.  Вот таким - "опасным" транспортом - телегой кураторы-энтузиасты 1920-х были вынуждены перевозить экспонаты своих смелых выставочных проектов по российской глубинке .
На дороге. Фото, 1920-е. Вот таким - "опасным" транспортом - телегой кураторы-энтузиасты 1920-х были вынуждены перевозить экспонаты своих смелых выставочных проектов по российской глубинке .

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому