Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был 29 ноября 23:08
В поездке.
Фотоальбом

Выставка "Азбука шедевра"

Борис Горбатов. Венеция. 1931.
iPhone 12 Pro, iPhone XS
38 40
Россия: полезная информация

С 17 декабря по 19 июня 2022 г. в подмосковной Истре, в музее «Новый Иерусалим» проходит масштабная выставка — «Азбука Шедевра». Сразу скажем: выставка, с нашей точки зрения, великолепная — абсолютно по всем меркам: по качеству представленных работ, по придуманной кураторами изящной идее их презентации, а также и по тому, как эта идея была реализована! Но обо всем по порядку.

Музей «Новый Иерусалим» — музей нестоличный и при организации своих выставок (а их было уже много, и практически все прошли с огромным успехом) он кооперируется с другими региональными институциями. Так было и на этот раз: все картины для этой экспозиции были привезены из региональных музеев.

Научным консультантом выступил хорошо знающий музейные коллекции по всей стране Андрей Сарабьянов. Для начала он составил список (естественно, с запасом) из 500 произведений, желанных для участия в этой самой масштабной в истории музея «Новый Иерусалим» выставке. Ее готовили два года, и в результате удалось заполучить из региональных музеев 123 работы 81 художника. И кого там только нет: К. Брюллов, З. Серебрякова, И. Репин, В. Кандинский, И. Айвазовский, М. Ларионов, В. Поленов, К. Петров-Водкин, А. Дейнека, А. Куинджи, Н. Гончарова, Б. Кустодиев, А. Родченко, М. Шагал, Р. Фальк, А. Лентулов, И. Шишкин, В. Серов и др.

«Покрываемый» выставкой период — с 1830-х по 1970-е годы с максимальным разнообразием жанров (от портретов, натюрмортов, пейзажей до абстракций) и художественных направлений живописи.

Как все это многообразие представить в одной временной экспозиции? Ни традиционная хронология, ни общность художественного стиля рядом размещаемых работ не сработали бы так, как оригинальная идея, придуманная организаторами выставки. За основу повествования кураторы решили взять русский алфавит. 33 буквы алфавита — 33 слова, прямо или косвенно связанные с искусством. Например, Б — беспредметность, В — воздух, Л — личность, О — орнамент, Ф — фактура и т. д.

Нужно сказать, что этот проект вполне вписывается в наметившийся тренд в организации современных выставок. Все чаще их организаторы пытаются найти какой-то необычный ход, чтобы отойти от академической подачи материала, сделать экспозиции легче воспринимаемыми, даже развлекательными, игровыми в какой-то степени. И музей «Новый Иерусалим» тоже пошел по этому пути. И очень удачно, с нашей точки зрения.

Под каждую букву-тему от «А» до «Я» авторы проекта подобрали произведения разных художников, из разных эпох, которые, казалось бы, невозможно представить в рамках одной экспозиции. И эта идея — взять за основу повествования алфавит — позволила организаторам поставить рядом совершенно разные картины. В результате работы И. Крамского и В. Поленова чередуются с работами А. Лентулова и Р. Фалька, а произведения Б. Кустодиев и В.Серова соседствуют с работами М. Ларионова и К. Малевича. И это не вызывает ни отторжения, ни протеста.

Соединение в одной экспозиции вроде бы несоединимого дало, как нам кажется, особый эффект. Когда видишь рядом картины (ставшие соседями в каждом разделе), написанные в разные периоды, в совершенно отличной художественной манере, вдруг яснее замечаешь особенности языка живописи разных авторов, на которые иначе, скорее всего, внимания не обратил. И в процессе этого «внимательного смотрения» на самые непохожие соседствующие работы вдруг совершенно неожиданно для себя обнаруживаешь не только явные различия, но и «странные сближения» между разными авторами, разными стилями.

Не пытаясь обратить любителей художников-передвижников в поклонников модерна или авангарда, организаторы выставки, как кажется, решают более важную задачу — помочь зрителю в изучении языка живописи (цвет, форма, ритм, жанр). И делают они это ненавязчиво, довольно занимательно, можно сказать, играючи, и потому «обучающимся» там очень интересно!

Архитектурную форму выставки задают кубы — метафора азбуки. И здесь отлично поработал архитектор Андрей Вовк. Визуальный ряд (он, конечно, основной) дополнили звуковым (под картину Василия Кандинского была специально сочинена музыка) и литературным. Тут и там разбросаны по стенам выразительные цитаты знаменитых художников и про то «как рисуют», и про «что», и про зрителя и т. д. А еще есть и пояснения от создателей проекта ко всем разделам выставки. Короче, помимо самих картин, для зрителей на выставке — масса полезной информации, помогающей восприятию.

Помимо всматривания в сами живописные работы, на этой выставке было очень интересно изучать, из каких музеев прибыли те или иные картины. Показывая работы, поступившие из региональных музеев, «Азбука шедевра» вызвала у нас сильное желание при следующих визитах в российские города обязательно посетить и их художественные музеи.

Еще раз повторим: на наш взгляд, выставка великолепная, ставшая интересной самому широкому кругу зрителей.

Анонс выставки Азбука шедевра. Набор авторов-участников - широчайший.
Все картины для этой экспозиции были привезены из региональных музеев: от архангельского объединения «Художественная культура Русского Севера» до музеев Феодосии, Краснодара, Таганрога, от Музея изобразительных искусств в Калининграде, до Приморской картинной галереи во Владивостоке. Всего - 30 музеев-участников.
Все картины для этой экспозиции были привезены из региональных музеев: от архангельского объединения «Художественная культура Русского Севера» до музеев Феодосии, Краснодара, Таганрога, от Музея изобразительных искусств в Калининграде, до Приморской картинной галереи во Владивостоке. Всего - 30 музеев-участников.
Несколько работ из раздела выставки "АВТОПОРТРЕТ". Из комментариев кураторов: «А» — первая буква алфавита — в старославянской азбуке обозначала местоимение «Я».
Автопортрет — взгляд художника на собственное «я». Собственное лицо - самая доступная натура, дающая простор для экспериментов без необходимости кому-то угодить". Зинаида Серебрякова. Автопортрет с палитрой. 1956. Тульский музей изобразительных искусств. Здесь художнице 72 года.
Несколько работ из раздела выставки "АВТОПОРТРЕТ". Из комментариев кураторов: «А» — первая буква алфавита — в старославянской азбуке обозначала местоимение «Я». Автопортрет — взгляд художника на собственное «я». Собственное лицо - самая доступная натура, дающая простор для экспериментов без необходимости кому-то угодить". Зинаида Серебрякова. Автопортрет с палитрой. 1956. Тульский музей изобразительных искусств. Здесь художнице 72 года.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. Эскиз. 1912. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова. То, как художник видит себя со стороны, может многое рассказать о нём не только как о мастере, но и как о человеке.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. Эскиз. 1912. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова. То, как художник видит себя со стороны, может многое рассказать о нём не только как о мастере, но и как о человеке.
Роберт Фальк. Автопортрет на фоне окна. 1916. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Нарочитую деформацию фигуры и лица, искажение формы, контраст пульсирующего живого с «застылым», неживым в серо-лиловых тонах Фальк использовал для передачи эмоционального обострения и смыслового драматизма картины. Автопортрет был создан в период кризиса в личной жизни,  закончившегося разводом с первой женой.
Роберт Фальк. Автопортрет на фоне окна. 1916. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Нарочитую деформацию фигуры и лица, искажение формы, контраст пульсирующего живого с «застылым», неживым в серо-лиловых тонах Фальк использовал для передачи эмоционального обострения и смыслового драматизма картины. Автопортрет был создан в период кризиса в личной жизни, закончившегося разводом с первой женой.
Александр Дейнека. Автопортрет в панаме. Начало 1920-х. Курская государственная  картинная галерея им. А.А.Дейнеки.
Здесь художнику 21 год: романтичный юноша, мятущийся, не уверенный ни в себе, ни в своем будущем. Об этом своем периоде А. Дейнека в автобиографических заметках вспоминал вскользь и нехотя как о детском провинциальном увлечении «символизмом», о «кубизме на курских ухабах».
Александр Дейнека. Автопортрет в панаме. Начало 1920-х. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки. Здесь художнику 21 год: романтичный юноша, мятущийся, не уверенный ни в себе, ни в своем будущем. Об этом своем периоде А. Дейнека в автобиографических заметках вспоминал вскользь и нехотя как о детском провинциальном увлечении «символизмом», о «кубизме на курских ухабах».
Александр Дейнека. Автопортрет (1948). Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки. Самый известный автопортрет А. Дейнеки - художника «счастливой страны», мастера «советской античности», певца героического народа. Здесь ему 49 лет и он выглядит настоящим атлетом, готовым к бою. В это время А.Дейнека был в конфликте с властями, и при собственном росте 170 см такой автопортрет - явная попытка кому-то (в том числе и себе) что-то доказать...
Николай Харитонов. Автопортрет. 1919. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко. Николай Васильевич Харитонов - почти забытый в России художник. Был учеником Репина, дружил с Шаляпиным. Эмигрировал в 1919 году. Известно, что Харитонов очень тосковал по России и мечтал вернуться на родину. Но связи с белогвардейскими офицерами на Кубани не позволяли ему даже надеяться на возвращение. А гибель многих его работ усугубили забвение Харитонова в России.
Николай Харитонов. Автопортрет. 1919. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко. Николай Васильевич Харитонов - почти забытый в России художник. Был учеником Репина, дружил с Шаляпиным. Эмигрировал в 1919 году. Известно, что Харитонов очень тосковал по России и мечтал вернуться на родину. Но связи с белогвардейскими офицерами на Кубани не позволяли ему даже надеяться на возвращение. А гибель многих его работ усугубили забвение Харитонова в России.
Алфавит представляет собой естественную навигацию по выставке, ведя зрителей через залы. Но картины распределены очень неравномерно между отдельными буквами-темами: где-то густо («Личность» с портретами; «Объект» с натюрмортами), где-то почти пусто (по одной работе в разделах «Хранитель», «Щедрость», «Марина»). К некоторым буквам-темам есть только комментарии кураторов. Но это все такие мелкие недостатки, которые с лихвой перекрываются очевидными достоинствами этой выставки.
Алфавит представляет собой естественную навигацию по выставке, ведя зрителей через залы. Но картины распределены очень неравномерно между отдельными буквами-темами: где-то густо («Личность» с портретами; «Объект» с натюрмортами), где-то почти пусто (по одной работе в разделах «Хранитель», «Щедрость», «Марина»). К некоторым буквам-темам есть только комментарии кураторов. Но это все такие мелкие недостатки, которые с лихвой перекрываются очевидными достоинствами этой выставки.
В отличие от беспредметных картин, для художников-пейзажистов ВОЗДУХ  (буква-тема В) — один из основных объектов изображения. А его "зримость" создается автором с помощью света, цвета, положения в пространстве, глубины изображения. Сергей Виноградов. В доме. 1914. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В отличие от беспредметных картин, для художников-пейзажистов ВОЗДУХ (буква-тема В) — один из основных объектов изображения. А его "зримость" создается автором с помощью света, цвета, положения в пространстве, глубины изображения. Сергей Виноградов. В доме. 1914. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Василий Поленов. Старая мельница. 1880. Серпуховский историко-художественный музей. «Интимный пейзаж», родоначальником концепции которого считается Василий Поленов. Летнее утро с зыбким туманом. Солнце скрыто от зрителя, однако прослеживается в блеске росы. Заброшенная полуразрушенная мельница, дикорастущие деревья и кустарники... Одна из тех картин на выставке, от которой трудно оторваться.
Василий Поленов. Старая мельница. 1880. Серпуховский историко-художественный музей. «Интимный пейзаж», родоначальником концепции которого считается Василий Поленов. Летнее утро с зыбким туманом. Солнце скрыто от зрителя, однако прослеживается в блеске росы. Заброшенная полуразрушенная мельница, дикорастущие деревья и кустарники... Одна из тех картин на выставке, от которой трудно оторваться.
Николай Дубовской. Притихло. Авторское повторение картины (1890, оригинал в Русском музее). 1890-1910е. Вологодская областная картинная галерея. Наиболее известная и этапная картина художника, поставившая его имя в ряд самых известных русских пейзажистов. Единственная работа, награжденная Большой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900.
Николай Дубовской. Притихло. Авторское повторение картины (1890, оригинал в Русском музее). 1890-1910е. Вологодская областная картинная галерея. Наиболее известная и этапная картина художника, поставившая его имя в ряд самых известных русских пейзажистов. Единственная работа, награжденная Большой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900.
Над  разделом выставки "Воздух" как бы витает цитата Саврасова: «Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж березок и елей не сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь — значит, пейзаж дрянь». Станислав Жуковский. Брошенная терраса. 1911. Тульский музей изобразительных искусств.
Над разделом выставки "Воздух" как бы витает цитата Саврасова: «Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж березок и елей не сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь — значит, пейзаж дрянь». Станислав Жуковский. Брошенная терраса. 1911. Тульский музей изобразительных искусств.
Раздел «ГЛУБИНА» (буква-тема Г) на выставке представляют такие художники, как Фальк, Шишкин, Куинджи. Роберт Фальк. Стволы (Аллея). 1917. Приморская государственная картинная галерея.
  Для передачи объема, выстраивания многопланового изображения  Р. Фальк использует «сдвиги формы» - для большей эмоциональной выразительности.
Раздел «ГЛУБИНА» (буква-тема Г) на выставке представляют такие художники, как Фальк, Шишкин, Куинджи. Роберт Фальк. Стволы (Аллея). 1917. Приморская государственная картинная галерея. Для передачи объема, выстраивания многопланового изображения Р. Фальк использует «сдвиги формы» - для большей эмоциональной выразительности.
Иван Шишкин. Дремучий лес (Еловый лес зимой). 1884. Серпуховский историко-художественный музей. Для передачи глубины (третьего измерения картины) Шишкин погружает средний план в тотальную темноту, которая поглощает ваш взгляд подобно черной дыре.
Иван Шишкин. Дремучий лес (Еловый лес зимой). 1884. Серпуховский историко-художественный музей. Для передачи глубины (третьего измерения картины) Шишкин погружает средний план в тотальную темноту, которая поглощает ваш взгляд подобно черной дыре.
Архип Куинджи. Снежные вершины гор. Кавказ. 1890-1895 гг. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки. Куинджи «затягивает» внимание в самую глубину изображения с помощью световых и цветовых пятен.
Архип Куинджи. Снежные вершины гор. Кавказ. 1890-1895 гг. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки. Куинджи «затягивает» внимание в самую глубину изображения с помощью световых и цветовых пятен.
Тематический раздел "ДЕТЕКТИВ" - совсем небольшой. Здесь, в частности, представлен рассказ об атрибуции "Портрета Марии Георгиевны Направник" (1908-1917) кисти Зинаиды Серебряковой из собрания Чувашского государственного художественного музея. Искусствоведы, проведя почти детективное расследование (на выставке даны подробности), смогли определить, что на картине изображена не дочь композитора Направника, как считалось, а жена его сына.
Тематический раздел "ДЕТЕКТИВ" - совсем небольшой. Здесь, в частности, представлен рассказ об атрибуции "Портрета Марии Георгиевны Направник" (1908-1917) кисти Зинаиды Серебряковой из собрания Чувашского государственного художественного музея. Искусствоведы, проведя почти детективное расследование (на выставке даны подробности), смогли определить, что на картине изображена не дочь композитора Направника, как считалось, а жена его сына.
Константин Горбатов. Венеция. 1931. Музей "Новый Иерусалим".
Константин Горбатов. Венеция. 1931. Музей "Новый Иерусалим".
 Кураторы поместили работы в жанре ню в раздел под названием  «ЕСТЕСТВО». Обнаженная натура, особенно женская  — неизменный объект искусства. В этом разделе было интересно сравнивать, как по-разному изображают художники своих "Венер",  как меняются сами венеры и как они по-разному смотрят на нас из своего времени. Федор Боткин. Обнаженная натурщица. Конец 19 века. Серпуховский историко-художественный музей.
Кураторы поместили работы в жанре ню в раздел под названием «ЕСТЕСТВО». Обнаженная натура, особенно женская — неизменный объект искусства. В этом разделе было интересно сравнивать, как по-разному изображают художники своих "Венер", как меняются сами венеры и как они по-разному смотрят на нас из своего времени. Федор Боткин. Обнаженная натурщица. Конец 19 века. Серпуховский историко-художественный музей.
Б. Кустодиев "Русская Венера" (1925-1926) - дочь художника Ирина. Нижегородский государственный художественный музей. "Венера" - одна из последних и известнейших картин художника, через год после написания его не станет.
Михаил Ларионов. «Венера кацапская». 1912. Нижегородский государственный  художественный музей. В 1912 году художник задумал написать целую серию  обнаженных «Венер», чтобы показать «характерные черты, которыми каждый народ наделяет свой идеал красоты». Нарисовал только «Венеру кацапскую», «Венеру еврейскую», еще «Солдатскую».
Михаил Ларионов. «Венера кацапская». 1912. Нижегородский государственный художественный музей. В 1912 году художник задумал написать целую серию обнаженных «Венер», чтобы показать «характерные черты, которыми каждый народ наделяет свой идеал красоты». Нарисовал только «Венеру кацапскую», «Венеру еврейскую», еще «Солдатскую».
Илья Машков. Обнаженная. 1911. Таганрогский художественный музей.
Илья Машков. Обнаженная. 1911. Таганрогский художественный музей.
Григорий Шегаль. Натурщица. 1945. Государственный художественный музей Алтайского края.
Григорий Шегаль. Натурщица. 1945. Государственный художественный музей Алтайского края.
Буква-тема Ж  -" ЖАНР". Борис Кустодиев. «На террасе». 1906. Нижегородский  государственный художественный музей. Кустодиев изобразил на этой картине себя с супругой Юлей, двоих своих детей, их няню и сестру с мужем. Хорошо видно, что в семье царит гармония и взаимопонимание. Очень лирическая работа художника. В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина "Русская Венера". Причина такого двойного использования - в 1920-е трудно было достать холст.
Буква-тема Ж -" ЖАНР". Борис Кустодиев. «На террасе». 1906. Нижегородский государственный художественный музей. Кустодиев изобразил на этой картине себя с супругой Юлей, двоих своих детей, их няню и сестру с мужем. Хорошо видно, что в семье царит гармония и взаимопонимание. Очень лирическая работа художника. В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина "Русская Венера". Причина такого двойного использования - в 1920-е трудно было достать холст.
Еще одна жанровая картина: Николай Богданов-Бельский. «Новые хозяева. Чаепитие». 1913. Государственный художественный музей Алтайского края. За чаепитием сидит простая семья на фоне еще недавно богатого интерьера (часы, картины, мебель из дорогого дерева, сад за окном). Это новые хозяева, только что купившие усадьбу разорившихся помещиков. Не об этом ли Вишневый сад Чехова?
Еще одна жанровая картина: Николай Богданов-Бельский. «Новые хозяева. Чаепитие». 1913. Государственный художественный музей Алтайского края. За чаепитием сидит простая семья на фоне еще недавно богатого интерьера (часы, картины, мебель из дорогого дерева, сад за окном). Это новые хозяева, только что купившие усадьбу разорившихся помещиков. Не об этом ли Вишневый сад Чехова?
Илларион Прянишников. В ожидании шафера. 1891. Серпуховский историко-художественный музей.
Илларион Прянишников. В ожидании шафера. 1891. Серпуховский историко-художественный музей.
Буква-тема И - "ИМПРОВИЗАЦИЯ" - наглядно отражает художественные поиски начала 20 века: порвать с прописными истинами, расширить границы восприятия. Идея синтеза искусств доминировала в артистической среде. Наиболее полно идея синтеза воплотилась в наследии В. Кандинского, автора "колоризированной музыки", считавшего, что звук, краска, слово - явления тождественные.
Василий Кандинский. Импровизация № 209. 1917. Красноярский художественный музей им. Сурикова.
Буква-тема И - "ИМПРОВИЗАЦИЯ" - наглядно отражает художественные поиски начала 20 века: порвать с прописными истинами, расширить границы восприятия. Идея синтеза искусств доминировала в артистической среде. Наиболее полно идея синтеза воплотилась в наследии В. Кандинского, автора "колоризированной музыки", считавшего, что звук, краска, слово - явления тождественные. Василий Кандинский. Импровизация № 209. 1917. Красноярский художественный музей им. Сурикова.
Архитектурную форму выставки задают кубы — метафора азбуки.
Тематическое пространство под названием "ЛИЧНОСТЬ" - одно из самых "густо населенных" на выставке. Иван Крамской. Портрет Николая Петровича Боголюбова. 1876. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Это портрет старшего брата известного художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова.
Тематическое пространство под названием "ЛИЧНОСТЬ" - одно из самых "густо населенных" на выставке. Иван Крамской. Портрет Николая Петровича Боголюбова. 1876. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Это портрет старшего брата известного художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова.
 Аристарх Лентулов. Портрет К.П.Рукиной-Лобачёвой. 1913. Таганрогский художественный музей.
Клавдия Петровна Рукина была родной сестрой жены Аристарха Лентулова.
Из комментариев кураторов к разделу "Личность": Портретное искусство рождается на пересечении воли заказчика и взгляда художника. Портрет - всегда результат компромисса. В России становление портретного жанра проходило через приобщение к европейскому опыту. Композиция, окружение, поза служили подсказкой к характеру модели".
Аристарх Лентулов. Портрет К.П.Рукиной-Лобачёвой. 1913. Таганрогский художественный музей. Клавдия Петровна Рукина была родной сестрой жены Аристарха Лентулова. Из комментариев кураторов к разделу "Личность": Портретное искусство рождается на пересечении воли заказчика и взгляда художника. Портрет - всегда результат компромисса. В России становление портретного жанра проходило через приобщение к европейскому опыту. Композиция, окружение, поза служили подсказкой к характеру модели".
Константин Сомов. Портрет Г.Л.Гиршман. 1911. Приморская государственная картинная галерея.
Генриетту Леопольдовну Гиршман (1885–1970) называли первой красавицей Петербурга и Москвы. Ее лучшие портреты написаны В.Серовым и К.Сомовым.
Константин Сомов. Портрет Г.Л.Гиршман. 1911. Приморская государственная картинная галерея. Генриетту Леопольдовну Гиршман (1885–1970) называли первой красавицей Петербурга и Москвы. Ее лучшие портреты написаны В.Серовым и К.Сомовым.
Дмитрий Жилинский. Портрет В.А.Фаворского. 1961. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова. Владимир Андреевич Фаворский (1886 — 1964) — российский, советский график, иллюстратор, искусствовед, педагог. Академик АХ СССР, Народный художник СССР.
Осип Браз. Портрет великого князя Константина Константиновича (слева). 
Портрет великой книгини Елизаветы Маврикиевны (справа). Обе картины 1912 года. Государственный музей-заповедник "Павловск".
Осип Браз. Портрет великого князя Константина Константиновича (слева). Портрет великой книгини Елизаветы Маврикиевны (справа). Обе картины 1912 года. Государственный музей-заповедник "Павловск".
Карл Брюллов. Портрет Авроры Карловны Демидовой. 1836-1838. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
Карл Брюллов. Портрет Авроры Карловны Демидовой. 1836-1838. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
А это тоже портрет! Вера Пестель. "Кубизм. Художник Владимир Татлин и бандура".1916. Челябинский музей изобразительных искусств. Картина долго считалась абстрактной композицией, поступила в Челябинск из Государственного Русского музея под названием "Кубизм. Музыкальные инструменты". Исследователь русского авангарда Георгий Коваленко в середине 1990-х обнаружил старую открытку, на которой картина публиковалась именно как портрет Татлина. Позже нашлась и фотография Татлина в образе бандуриста.
Валентин Серов. Портрет Е.А.Балиной, 1911. Нижегородский государственный художественный музей.
Валентин Серов. Портрет Е.А.Балиной, 1911. Нижегородский государственный художественный музей.
Из комментариев кураторов к разделу "МАРИНА": "М" восходит к финикийскому "мем" и египетскому иероглифу со значением "вода". Даже в современном начертании буквы сохранилась форма волны. Вода и образ морской стихии всегда волновали художников, но каждый автор трактовал его по-своему. Айвазовский создал сотни вариаций этого образа". Иван Айвазовский. Ледяные горы. 1870. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
Из комментариев кураторов к разделу "МАРИНА": "М" восходит к финикийскому "мем" и египетскому иероглифу со значением "вода". Даже в современном начертании буквы сохранилась форма волны. Вода и образ морской стихии всегда волновали художников, но каждый автор трактовал его по-своему. Айвазовский создал сотни вариаций этого образа". Иван Айвазовский. Ледяные горы. 1870. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
Давид Бурлюк. Расцветшая сирень. 1918. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова. Из комментариев кураторов к разделу "ОРНАМЕНТ": "О" - буква, которая не изменилась со времен финикийской цивилизации и в таком виде вошла в большинство современных алфавитов. Своей замкнутостью и бесконечностью она отсылает к орнаменту, поддерживая один из главных его принципов - симметрию. В живопись орнамент пришел из декоративно-прикладного искусства. Поначалу он был частью убранства, а как самостоятельный прием его открыла живопись модерна. Увлечение орнаментом стало предвестником экспериментов авангарда. Граница реальности и орнамента исчезала, весь мир превращался в орнаментальное полотно".
Давид Бурлюк. Расцветшая сирень. 1918. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова. Из комментариев кураторов к разделу "ОРНАМЕНТ": "О" - буква, которая не изменилась со времен финикийской цивилизации и в таком виде вошла в большинство современных алфавитов. Своей замкнутостью и бесконечностью она отсылает к орнаменту, поддерживая один из главных его принципов - симметрию. В живопись орнамент пришел из декоративно-прикладного искусства. Поначалу он был частью убранства, а как самостоятельный прием его открыла живопись модерна. Увлечение орнаментом стало предвестником экспериментов авангарда. Граница реальности и орнамента исчезала, весь мир превращался в орнаментальное полотно".
Сергей Судейкин. Восточная сказка. 1910-1915. Таганрогский художественный музей.
Сергей Судейкин. Восточная сказка. 1910-1915. Таганрогский художественный музей.
Федор Боткин. Женский портрет. Конец 19 века. Серпуховский историко-художественный музей.
Федор Боткин. Женский портрет. Конец 19 века. Серпуховский историко-художественный музей.
Кураторы не пропустили ни одной буквы. И даже специфичные Ё, Ь и Ы – нашли свое место на выставке. Нужно признать, что в некоторых случаях кураторы проявили просто чудеса изобретательности (иногда менее, иногда – более удачные). «Ъ» — это «ОбЪект» — здесь натюрморты (а букву Н отдали «Неформальному искусству»). Букву «Й» представляет раздел «МузеЙ» (как самостоятельная вселенная, где шедевры проживают свою жизнь), а за мягкий знак отвечает музейный «СмотрителЬ».
Борис Кустодиев. "Купчиха, пьющая чай".  1923. Нижегородский государственный художественный музей.
Борис Кустодиев. "Купчиха, пьющая чай". 1923. Нижегородский государственный художественный музей.
Михаил Нестеров. Два лада. 1922. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Очень представительным и разнообразным получился на выставке тематический раздел "РУСЬ". В начале 20 века многие участники новейших художественных течений заново открыли для себя русскую народную культуру.
Михаил Нестеров. Два лада. 1922. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Очень представительным и разнообразным получился на выставке тематический раздел "РУСЬ". В начале 20 века многие участники новейших художественных течений заново открыли для себя русскую народную культуру.
 Аристарх Лентулов. Вид Нового Иерусалима. 1917. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Аристарх Лентулов. Вид Нового Иерусалима. 1917. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Константин Горбатов. Вид с реки на Троицкий собор. Псков. 1916. Музей "Новый Иерусалим".
Константин Горбатов. Вид с реки на Троицкий собор. Псков. 1916. Музей "Новый Иерусалим".
Абрам Архипов. Молодая крестьянка в красной кофте. 1920. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
Абрам Архипов. Молодая крестьянка в красной кофте. 1920. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
Казимир Малевич. «Косарь». 1911-1912. Нижегородский государственный  художественный музей. "Я понял крестьян через икону", - признавался Малевич. "Косарь" был одним из главных персонажей его крестьянского цикла, в котором кубистические элементы художник синтезировал с сакральными.
Казимир Малевич. «Косарь». 1911-1912. Нижегородский государственный художественный музей. "Я понял крестьян через икону", - признавался Малевич. "Косарь" был одним из главных персонажей его крестьянского цикла, в котором кубистические элементы художник синтезировал с сакральными.
Наталья Гончарова. Бабы с граблями. 1909. Серпуховский историко-художественный музей. Из комментариев кураторов: "Картину "Бабы с граблями" Натальи Гончаровой можно назвать синтетическим произведением. С одной стороны, художница обращается к традиции лубка и улиной вывески, с другой - ориентирутся на западно-европейские течения в искусстве - французский фовизм и немецкий эмпрессионизм".
Наталья Гончарова. Бабы с граблями. 1909. Серпуховский историко-художественный музей. Из комментариев кураторов: "Картину "Бабы с граблями" Натальи Гончаровой можно назвать синтетическим произведением. С одной стороны, художница обращается к традиции лубка и улиной вывески, с другой - ориентирутся на западно-европейские течения в искусстве - французский фовизм и немецкий эмпрессионизм".
Филипп Малявин. Голова крестьянина. 1913. Нижегородский государственный художественный музей.
Филипп Малявин. Голова крестьянина. 1913. Нижегородский государственный художественный музей.
Исаак Левитан. Лесистый берег. Сумерки. 1892. Тверская областная картинная галерея.  Из комментариев кураторов к разделу "ТОВАРИЩЕСТВО": "Т" в старославянской азбуке - "твердо", твердое и неприступное. Такими и были принциты Товарищества передвижных выставок - первого в России свободного творческого союза. В 1862г. 14 выпускников Академии отказались выполнять конкурсную работу на мифологическую тему.  Они настаивали, что современность и окружающая реальность приоритетны в изображении. Бунтари были лишены академических привилегий, но вошли в историю русской живописи как создатели критического реализма, психологического портрета и русского пейзажа.
Левитан впервые стал участником передвижной выставки в 1891году".
Исаак Левитан. Лесистый берег. Сумерки. 1892. Тверская областная картинная галерея. Из комментариев кураторов к разделу "ТОВАРИЩЕСТВО": "Т" в старославянской азбуке - "твердо", твердое и неприступное. Такими и были принциты Товарищества передвижных выставок - первого в России свободного творческого союза. В 1862г. 14 выпускников Академии отказались выполнять конкурсную работу на мифологическую тему. Они настаивали, что современность и окружающая реальность приоритетны в изображении. Бунтари были лишены академических привилегий, но вошли в историю русской живописи как создатели критического реализма, психологического портрета и русского пейзажа. Левитан впервые стал участником передвижной выставки в 1891году".
Любовь Попова. «Живописная архитектоника». 1917. Краснодарский краевой художественный  музей. Из комментариев кураторов к тематическому разделу "ПРОРЫВ": "П" происходит от греческой "пи", обозначающую потенциальную энергию. Авангардное искусство можно рассматривать как серию прорывов в области художественного языка. Прорывом была сама идея слияния искусства и жизни, представление о том, что искусство обладает трансформирующей силой, и возвращение к народному искусству и примитивным формам. И прорывом стал найденный сразу несколькими художниками путь к беспредметной форме".
Любовь Попова. «Живописная архитектоника». 1917. Краснодарский краевой художественный музей. Из комментариев кураторов к тематическому разделу "ПРОРЫВ": "П" происходит от греческой "пи", обозначающую потенциальную энергию. Авангардное искусство можно рассматривать как серию прорывов в области художественного языка. Прорывом была сама идея слияния искусства и жизни, представление о том, что искусство обладает трансформирующей силой, и возвращение к народному искусству и примитивным формам. И прорывом стал найденный сразу несколькими художниками путь к беспредметной форме".
Половина пространств-кубов на выставке - с сюрпризами. Например, в одном из кубов сооружена трехмерная инсталляция из разноцветных плоских фигур, повторяющих детали холста «Живописной архитектоники» Любови Поповой, висящего снаружи куба (на фото выше).
Евгений Лансере. Натюрморт. Раковина и яблоки. 1917. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Евгений Лансере. Натюрморт. Раковина и яблоки. 1917. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Петр Кончаловский. Натюрморт. Книги. 1916. Тульский музей изобразительных искусств. Из комментариев кураторов к разделу "ОБЪЕКТ", куда они поместили натюрморты: "Натюрморт, изображающий "неподвижные вещи в реалистичном пространстве", дает художнику свободу в изображении элементов, но случайность их подбора в кадре обманчива. Автор кропотливо составляет композицию, полагаясь на интересное живописное или символическое соседство предметов".
Петр Кончаловский. Натюрморт. Книги. 1916. Тульский музей изобразительных искусств. Из комментариев кураторов к разделу "ОБЪЕКТ", куда они поместили натюрморты: "Натюрморт, изображающий "неподвижные вещи в реалистичном пространстве", дает художнику свободу в изображении элементов, но случайность их подбора в кадре обманчива. Автор кропотливо составляет композицию, полагаясь на интересное живописное или символическое соседство предметов".
Александр Шевченко. Натюрморт. 1920. Тульский музей изобразительных искусств.
Александр Шевченко. Натюрморт. 1920. Тульский музей изобразительных искусств.
Иван Малютин. Натюрморт. 1910-е. Серпуховский историко-художественный музей. "Натюрморт - это одна из острых бесед живописца с натурой...Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет" (Кузьма Петров-Водкин).
Иван Малютин. Натюрморт. 1910-е. Серпуховский историко-художественный музей. "Натюрморт - это одна из острых бесед живописца с натурой...Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет" (Кузьма Петров-Водкин).
Зинаида Серебрякова. На кухне.1924. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Зинаида Серебрякова. На кухне.1924. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Борис Щербаков. «Колхозное изобилие». 1950. Государственный художественный музей Алтайского края. Монументальный натюрморт  с размерами полотна 180х340 см. В послевоенные годы, видимо, так голодные люди представляли себе рай. Нельзя не согласиться с теми, кто увидел созвучие этой работы с кинолентой Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (1949), где столь же изобильно была показана сельскохозяйственная ярмарка. И очень позабавил перевод на английский названия картины: "Kolkhoz Abundance".
Борис Щербаков. «Колхозное изобилие». 1950. Государственный художественный музей Алтайского края. Монументальный натюрморт с размерами полотна 180х340 см. В послевоенные годы, видимо, так голодные люди представляли себе рай. Нельзя не согласиться с теми, кто увидел созвучие этой работы с кинолентой Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (1949), где столь же изобильно была показана сельскохозяйственная ярмарка. И очень позабавил перевод на английский названия картины: "Kolkhoz Abundance".
Комментарии кураторов выставки к разделу "ФАКТУРА".
Комментарии кураторов выставки к разделу "ФАКТУРА".
Наталья Гончарова. Осенний пейзаж. Ок. 1907. Серпуховский историко-художественный музей.
Наталья Гончарова. Осенний пейзаж. Ок. 1907. Серпуховский историко-художественный музей.
Роберт Фальк. Портрет девочки в красном. 1952. Музей "Новый Иерусалим".
Роберт Фальк. Портрет девочки в красном. 1952. Музей "Новый Иерусалим".
Пояснения на выставке к особенностям использования цвета и фактуры художником Р.Фальком.
Пояснения на выставке к особенностям использования цвета и фактуры художником Р.Фальком.
Митрофан Берингов. «Свадьба слепых». 1929. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».  Картина «Свадьба слепых» - это откровение художника о слепоте творческой интеллигенции, к которой автор относил и себя (себя он изобразил справа, в темных очках). Полная история о судьбе этой работы - на следующем фото. Организаторы выставки поместили эту картину в раздел "ХРАНИТЕЛЬ".  Именно хранителям Нижнетагильского музея мы должны быть благодарны за то, что эта работа сохранилась для потомков.
Митрофан Берингов. «Свадьба слепых». 1929. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Картина «Свадьба слепых» - это откровение художника о слепоте творческой интеллигенции, к которой автор относил и себя (себя он изобразил справа, в темных очках). Полная история о судьбе этой работы - на следующем фото. Организаторы выставки поместили эту картину в раздел "ХРАНИТЕЛЬ". Именно хранителям Нижнетагильского музея мы должны быть благодарны за то, что эта работа сохранилась для потомков.
С буквы Ы в русском языке не начинается ни одно слово, зато заканчивается много: в частности, «измЫ» — понятие (и раздел на выставке), возникшее в русском авангарде в начале ХХ века, объединившее разные направления новой живописи (сезаннизм, кубизм, лучизм, супрематизм и проч.). Лучизм на выставке представляет его изобретатель - Михаил Ларионов с работой  "Лучистые линии". 1911. Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова.
С буквы Ы в русском языке не начинается ни одно слово, зато заканчивается много: в частности, «измЫ» — понятие (и раздел на выставке), возникшее в русском авангарде в начале ХХ века, объединившее разные направления новой живописи (сезаннизм, кубизм, лучизм, супрематизм и проч.). Лучизм на выставке представляет его изобретатель - Михаил Ларионов с работой "Лучистые линии". 1911. Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова.
Александр Шевченко. Город. 1919. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Александр Шевченко. Город. 1919. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Александр Родченко. Портрет Н.А.Русакова. 1912. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Изображен художник Николай Русаков, ставший первым челябинским художником, который получил столичное  образование.  Эта работа, написанная в стиле экспрессионизм, считается нетипичной для Александра Родченко и  нигде до сих пор, кроме родных стен, не показывалась.
Александр Родченко. Портрет Н.А.Русакова. 1912. Челябинский государственный музей изобразительных искусств. Изображен художник Николай Русаков, ставший первым челябинским художником, который получил столичное образование. Эта работа, написанная в стиле экспрессионизм, считается нетипичной для Александра Родченко и нигде до сих пор, кроме родных стен, не показывалась.
Марк Шагал. "Портрет брата Давида с мандолиной" (1914). Приморская государственная галерея. Младший брат М. Шагала вернулся с Первой мировой без ноги. Художник написал несколько портретов любимого брата. Этот, с выставки, в глубоких синих тонах, не скрывает ни телесных, ни душевных ран, ни глубокой,  грядущей скорби: брат вскоре умер. Нигде прежде, кроме стен родного музея, эта работа художника не показывалась. Стиль - экспрессионизм.
Марк Шагал. "Портрет брата Давида с мандолиной" (1914). Приморская государственная галерея. Младший брат М. Шагала вернулся с Первой мировой без ноги. Художник написал несколько портретов любимого брата. Этот, с выставки, в глубоких синих тонах, не скрывает ни телесных, ни душевных ран, ни глубокой, грядущей скорби: брат вскоре умер. Нигде прежде, кроме стен родного музея, эта работа художника не показывалась. Стиль - экспрессионизм.
Аристарх Лентулов. Старый замок в Крыму. Алупка. 1916. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Стиль - фовизм.
Петр Кончаловский. Сиена. 1912. Тульский музей изобразительных искусств. Стиль - сезанизм.
Петр Кончаловский. Сиена. 1912. Тульский музей изобразительных искусств. Стиль - сезанизм.
В разделе "ЭПОХА" представлено несколько работ советского периода. Из комментариев кураторов:"Советский период вместил в себя несколько непохожих друг на друга эпох. 60-е годы - время духовного подъема и надежды на то, что перемены хрущевской оттепели означают начало новой жизни. Многие художники тех лет смогли отринуть ограничения соцреалистического канона и посвятить себя романтике повседневности. Эти сюжеты сами по себе стали символом перемен и своего рода революцией в искусстве".
В разделе "ЭПОХА" представлено несколько работ советского периода. Из комментариев кураторов:"Советский период вместил в себя несколько непохожих друг на друга эпох. 60-е годы - время духовного подъема и надежды на то, что перемены хрущевской оттепели означают начало новой жизни. Многие художники тех лет смогли отринуть ограничения соцреалистического канона и посвятить себя романтике повседневности. Эти сюжеты сами по себе стали символом перемен и своего рода революцией в искусстве".
Виктор Цыплаков. После трудового дня. 1954. Государственный художественный музей Алтайского края.
Виктор Цыплаков. После трудового дня. 1954. Государственный художественный музей Алтайского края.
Виктор Попков. На работу. 1961. Нижегородский государственный художественный музей.
Виктор Попков. На работу. 1961. Нижегородский государственный художественный музей.
Из комментариев кураторов к разделу выставки "ЩЕДРОСТЬ": "Буква "Щ", входящая в суффикс "ищ" может придавать существительным увеличительное значение: человек становится человечищем, а дело всей его жизни - детищем. Эти слова в полной мере можно отнести к меценатству, традиции которого в России берут начало в 17 веке. Одним из крупнейших меценатов на рубеже веков был С.Т.Мамонтов.  Портрет Саввы Ивановича Мамонтова кисти  Валентина Серова, 1891, из Тульского музея изобразительных искусств организаторы поместили в этот раздел. Щедростью можно назвать и организацию этой замечательной выставки, давшей нам уникальную  возможность увидеть работы выдающихся художников, не представленные в коллекциях столичных музеев.
Из комментариев кураторов к разделу выставки "ЩЕДРОСТЬ": "Буква "Щ", входящая в суффикс "ищ" может придавать существительным увеличительное значение: человек становится человечищем, а дело всей его жизни - детищем. Эти слова в полной мере можно отнести к меценатству, традиции которого в России берут начало в 17 веке. Одним из крупнейших меценатов на рубеже веков был С.Т.Мамонтов. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова кисти Валентина Серова, 1891, из Тульского музея изобразительных искусств организаторы поместили в этот раздел. Щедростью можно назвать и организацию этой замечательной выставки, давшей нам уникальную возможность увидеть работы выдающихся художников, не представленные в коллекциях столичных музеев.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому