Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
С 17 декабря по 19 июня 2022 г. в подмосковной Истре, в музее «Новый Иерусалим» проходит масштабная выставка — «Азбука Шедевра». Сразу скажем: выставка, с нашей точки зрения, великолепная — абсолютно по всем меркам: по качеству представленных работ, по придуманной кураторами изящной идее их презентации, а также и по тому, как эта идея была реализована! Но обо всем по порядку.
Музей «Новый Иерусалим» — музей нестоличный и при организации своих выставок (а их было уже много, и практически все прошли с огромным успехом) он кооперируется с другими региональными институциями. Так было и на этот раз: все картины для этой экспозиции были привезены из региональных музеев.
Научным консультантом выступил хорошо знающий музейные коллекции по всей стране Андрей Сарабьянов. Для начала он составил список (естественно, с запасом) из 500 произведений, желанных для участия в этой самой масштабной в истории музея «Новый Иерусалим» выставке. Ее готовили два года, и в результате удалось заполучить из региональных музеев 123 работы 81 художника. И кого там только нет: К. Брюллов, З. Серебрякова, И. Репин, В. Кандинский, И. Айвазовский, М. Ларионов, В. Поленов, К. Петров-Водкин, А. Дейнека, А. Куинджи, Н. Гончарова, Б. Кустодиев, А. Родченко, М. Шагал, Р. Фальк, А. Лентулов, И. Шишкин, В. Серов и др.
«Покрываемый» выставкой период — с 1830-х по 1970-е годы с максимальным разнообразием жанров (от портретов, натюрмортов, пейзажей до абстракций) и художественных направлений живописи.
Как все это многообразие представить в одной временной экспозиции? Ни традиционная хронология, ни общность художественного стиля рядом размещаемых работ не сработали бы так, как оригинальная идея, придуманная организаторами выставки. За основу повествования кураторы решили взять русский алфавит. 33 буквы алфавита — 33 слова, прямо или косвенно связанные с искусством. Например, Б — беспредметность, В — воздух, Л — личность, О — орнамент, Ф — фактура и т. д.
Нужно сказать, что этот проект вполне вписывается в наметившийся тренд в организации современных выставок. Все чаще их организаторы пытаются найти какой-то необычный ход, чтобы отойти от академической подачи материала, сделать экспозиции легче воспринимаемыми, даже развлекательными, игровыми в какой-то степени. И музей «Новый Иерусалим» тоже пошел по этому пути. И очень удачно, с нашей точки зрения.
Под каждую букву-тему от «А» до «Я» авторы проекта подобрали произведения разных художников, из разных эпох, которые, казалось бы, невозможно представить в рамках одной экспозиции. И эта идея — взять за основу повествования алфавит — позволила организаторам поставить рядом совершенно разные картины. В результате работы И. Крамского и В. Поленова чередуются с работами А. Лентулова и Р. Фалька, а произведения Б. Кустодиев и В.Серова соседствуют с работами М. Ларионова и К. Малевича. И это не вызывает ни отторжения, ни протеста.
Соединение в одной экспозиции вроде бы несоединимого дало, как нам кажется, особый эффект. Когда видишь рядом картины (ставшие соседями в каждом разделе), написанные в разные периоды, в совершенно отличной художественной манере, вдруг яснее замечаешь особенности языка живописи разных авторов, на которые иначе, скорее всего, внимания не обратил. И в процессе этого «внимательного смотрения» на самые непохожие соседствующие работы вдруг совершенно неожиданно для себя обнаруживаешь не только явные различия, но и «странные сближения» между разными авторами, разными стилями.
Не пытаясь обратить любителей художников-передвижников в поклонников модерна или авангарда, организаторы выставки, как кажется, решают более важную задачу — помочь зрителю в изучении языка живописи (цвет, форма, ритм, жанр). И делают они это ненавязчиво, довольно занимательно, можно сказать, играючи, и потому «обучающимся» там очень интересно!
Архитектурную форму выставки задают кубы — метафора азбуки. И здесь отлично поработал архитектор Андрей Вовк. Визуальный ряд (он, конечно, основной) дополнили звуковым (под картину Василия Кандинского была специально сочинена музыка) и литературным. Тут и там разбросаны по стенам выразительные цитаты знаменитых художников и про то «как рисуют», и про «что», и про зрителя и т. д. А еще есть и пояснения от создателей проекта ко всем разделам выставки. Короче, помимо самих картин, для зрителей на выставке — масса полезной информации, помогающей восприятию.
Помимо всматривания в сами живописные работы, на этой выставке было очень интересно изучать, из каких музеев прибыли те или иные картины. Показывая работы, поступившие из региональных музеев, «Азбука шедевра» вызвала у нас сильное желание при следующих визитах в российские города обязательно посетить и их художественные музеи.
Еще раз повторим: на наш взгляд, выставка великолепная, ставшая интересной самому широкому кругу зрителей.