Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 0:41
.
Фотоальбом

Рим: Галерея Дориа-Памфили

iPhone XS
36 43

Огромное здание дворца Дориа-Памфили (Palazzo Doria Pamfilj) с выходящим на Виа дель Корсо впечатляющим фасадом относится к числу тех достопримечательностей Рима, куда обычно у туристов «ноги не доходят». А ведь в его стенах «прячется» одна из самых престижных частных художественных коллекций! Кроме того, у галереи Дориа-Памфили есть еще одно важное достоинство: она работает ежедневно, в том числе и по понедельникам, когда абсолютное большинство римских музеев закрыты.

Начало коллекции положил папа римский, Иннокентий X (1574 — 1655), который происходил из рода Памфили. Первоначально его собрание размещалось во дворце Памфили на площади Навона (это здание существует и теперь, но сейчас оно принадлежит Бразилии и в нем располагается посольство страны).

В 1651 году Иннокентий X передал свою коллекцию племяннику — Камилло Памфили, который и сам был увлеченным собирателем произведений искусства. Его коллекция существенно пополнилась, когда Камилло женился на вдове из аристократического рода Альдобрандини. В последующие годы Памфили породнились со знатными семействами Дориа, Ланди, Факкинетти, Колонна, Боргезе, Савойя. Каждый новый брак вносил свой вклад в дальнейшее расширение семейного собрания произведений искусства, которое за 500 лет приумножилось в несколько раз.

Вместе с коллекцией практически непрерывно расширялся и дворец на Виа дель Корсо (где её начали размещать еще со времен Камилло Памфили), прирастая помещениями на примыкающей территории. Сегодня это палаццо состоит из нескольких зданий, богато украшенных внутри мрамором, позолоченной лепниной и фресками известных мастеров. Несмотря на то, что в разное время многие знатные семьи внесли свой вклад в нынешнюю семейную коллекцию, в названии дворца и галереи в конце концов закрепились только два «системообразующих» имени — Дориа и Памфили.

В течение нескольких веков помещения дворца были частным пространством одного семейства, поэтому декорировались соответственно. Картины и скульптуру там размещали не только для созерцания и восхищения, но и, в первую очередь, как украшение интерьеров. Естественно, и хронология произведений искусства, и принадлежность к разным школам игнорировались. Даже после того, как с конца 19-го века основная часть коллекции стала доступна для публики, прежнюю развеску картин было решено сохранить.

Основная часть семейной коллекции Дориа-Памфили выставлена в четырех протяженных галереях, окружающих внутренний двор палаццо, а также в двух больших смежных залах. Остальная часть дворца — жилая: в его апартаментах до сих пор живут наследники одного из самых знатных и богатых старинных аристократических родов Италии.

Фотографировать в галерее разрешено, и это не будет стоить вам ни копейки. Проблема в другом. Во-первых, картины висят густо, иногда — в 3 ряда (по-дворцовому), что сразу затрудняет осмотр. Кроме того, освещение организовано не идеально: бликует. Плюс, информатика — не на высшем уровне. Объявлены только авторы произведений; ни названиями работ, ни датами их создания с публикой не особенно делятся. Правда, о некоторых полотнах рассказывают аудиогиды. А еще мы купили буклет о галерее, но там тоже были упомянуты только 24 работы из почти 400, представленных в экспозиции. Даже сайт галереи не слишком помог в идентификации отдельных произведений. Так что при подготовке этого альбома пришлось заниматься исследованиями. Не взыщите, если мы где-то допустили ошибки.

Огромное здание дворца Дориа-Памфили на Виа дель Корсо занимает целый квартал.
Огромное здание дворца Дориа-Памфили на Виа дель Корсо занимает целый квартал.
Основатели коллекции: слева - бюст папы Иннокентия X. Скульптор Джан Лоренцо Бернини, 1650; справа - бюст Камилло Памфили. Скульптор Алессандро Альгарди, около 1647.
Основатели коллекции: слева - бюст папы Иннокентия X. Скульптор Джан Лоренцо Бернини, 1650; справа - бюст Камилло Памфили. Скульптор Алессандро Альгарди, около 1647.
Внутренний двор дворца, выполненный по проекту архитектора Донато Браманте, с его великолепными аркадами эпохи Возрождения.
Внутренний двор дворца, выполненный по проекту архитектора Донато Браманте, с его великолепными аркадами эпохи Возрождения.
Внутренний двор дворца.
Внутренний двор дворца.
Современный внутренний облик дворец Дориа-Памфили приобрел в основном в 30-е годы 18-го века. С тех пор сохранилась неизменной и дворцовая развеска картин.
Современный внутренний облик дворец Дориа-Памфили приобрел в основном в 30-е годы 18-го века. С тех пор сохранилась неизменной и дворцовая развеска картин.
Картины и скульптуру в палаццо размещали, в первую очередь, как украшение интерьеров.
Картины и скульптуру в палаццо размещали, в первую очередь, как украшение интерьеров.
Бальный зал раньше назывался «музыкальной комнатой». Он был полностью отремонтирован в конце 19-го века Андреа Бусири Вичи. Гризайль на изогнутой части потолка - единственная деталь из оригинального декора.
Бальный зал раньше назывался «музыкальной комнатой». Он был полностью отремонтирован в конце 19-го века Андреа Бусири Вичи. Гризайль на изогнутой части потолка - единственная деталь из оригинального декора.
Анфилада залов дворца.
Анфилада залов дворца.
Стены, покрытые старинными великолепными дамасскими бархатными тканями, и дали комнате ее название - бархатная. В ней находятся два важных портретных бюста работы Алессандро Альгарди, в дополнение к ценной мебели, отделанной черным и белым аквитанским мрамором.
Стены, покрытые старинными великолепными дамасскими бархатными тканями, и дали комнате ее название - бархатная. В ней находятся два важных портретных бюста работы Алессандро Альгарди, в дополнение к ценной мебели, отделанной черным и белым аквитанским мрамором.
Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия X, 1650 год. Безусловный шедевр галереи. По общему признанию, Веласкесу удалось раскрыть истинный характер понтифика, которого современники описывали как жесткого, подозрительного и даже грубого человека. Иннокентий X сам определил этот портрет как «слишком правдивый».
Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия X, 1650 год. Безусловный шедевр галереи. По общему признанию, Веласкесу удалось раскрыть истинный характер понтифика, которого современники описывали как жесткого, подозрительного и даже грубого человека. Иннокентий X сам определил этот портрет как «слишком правдивый».
Галерея Дориа-Памфили - счастливый обладатель трех полотен Караваджо.
Галерея Дориа-Памфили - счастливый обладатель трех полотен Караваджо.
Караваджо. «Отдых на пути в Египет», 1595-1597. Сюжет о бегстве в Египет от устроенного царём Иродом избиения младенцев был популярен в живописи того времени. Однако, картина Караваджо с ангелом, играющим на скрипке, отличается необычной композицией, нарушившей все иконографические традиции. Фактически главным героем в ней выступает музицирующий ангел. Он помещен на первом плане, правда, спиной к зрителю, но именно его фигура освещена лучше всего. Этот ангел композиционно разделяет картину на две половины. В левой её части, где Святой Иосиф держит ноты перед ангелом, играющем на скрипке гимн Деве Марии, - каменистая пустыня с засохшим деревом. Справа же, где сидят Мария с младенцем Иисусом в окружении цветущих растений, торжествует жизнь. Музицирующий ангел как бы воплощает невидимую границу двух миров: земного и небесного, материального и духовного.
Караваджо. «Отдых на пути в Египет», 1595-1597. Сюжет о бегстве в Египет от устроенного царём Иродом избиения младенцев был популярен в живописи того времени. Однако, картина Караваджо с ангелом, играющим на скрипке, отличается необычной композицией, нарушившей все иконографические традиции. Фактически главным героем в ней выступает музицирующий ангел. Он помещен на первом плане, правда, спиной к зрителю, но именно его фигура освещена лучше всего. Этот ангел композиционно разделяет картину на две половины. В левой её части, где Святой Иосиф держит ноты перед ангелом, играющем на скрипке гимн Деве Марии, - каменистая пустыня с засохшим деревом. Справа же, где сидят Мария с младенцем Иисусом в окружении цветущих растений, торжествует жизнь. Музицирующий ангел как бы воплощает невидимую границу двух миров: земного и небесного, материального и духовного.
Караваджо. «Кающаяся Магдалина», около 1594–1595. И в этом случае Караваджо нарушил все существовавшие тогда традиции изображения Магдалины и написал ее с необыкновенным реализмом, что шокировало публику. Глядя на это полотно, можно даже подумать, что Караваджо изобразил просто уставшую после тяжелой работы женщину, снявшую с себя украшения...:)
Караваджо. «Кающаяся Магдалина», около 1594–1595. И в этом случае Караваджо нарушил все существовавшие тогда традиции изображения Магдалины и написал ее с необыкновенным реализмом, что шокировало публику. Глядя на это полотно, можно даже подумать, что Караваджо изобразил просто уставшую после тяжелой работы женщину, снявшую с себя украшения...:)
Караваджо. «Святой Иоанн Креститель», 1602. На картине практически ничего не говорит о том, что изображён пророк: ни креста, ни кожаного ремня, из символов присутствует только клочок кожи верблюда, затерявшийся в складках красного плаща, и баран. Выбор животного тоже неканоничен — животным Иоанна Крестителя, как предполагается, был ягнёнок. Иоанн Креститель на этом полотне очень похож на того, который находится в Капитолийской пинакотеке. Картина считается её копией, а некоторые исследователи даже предполают, что это вовсе не Караваджо.
Караваджо. «Святой Иоанн Креститель», 1602. На картине практически ничего не говорит о том, что изображён пророк: ни креста, ни кожаного ремня, из символов присутствует только клочок кожи верблюда, затерявшийся в складках красного плаща, и баран. Выбор животного тоже неканоничен — животным Иоанна Крестителя, как предполагается, был ягнёнок. Иоанн Креститель на этом полотне очень похож на того, который находится в Капитолийской пинакотеке. Картина считается её копией, а некоторые исследователи даже предполают, что это вовсе не Караваджо.
Одна из галерей дворца в 1730-х годах была оформлена “в китайской манере” (художник Джинезио дель Барба).
Одна из галерей дворца в 1730-х годах была оформлена “в китайской манере” (художник Джинезио дель Барба).
В этой части галереи особенно много пейзажной живописи, в том числе и так называемых «люнетов Альдобрандини», выполненных Аннибале Карраччи и его учениками. Один из люнетов (картина полукруглого формата) - «Бегство в Египет», 1603 г. - на этом фото. Аннибале Карраччи (1560-1609) был всеобще признанным художником, однако умер в нищите. Он похоронен в Пантеоне рядом со своим кумиром Рафаэлем, как просил об этом в своей предсмертной записке.
В этой части галереи особенно много пейзажной живописи, в том числе и так называемых «люнетов Альдобрандини», выполненных Аннибале Карраччи и его учениками. Один из люнетов (картина полукруглого формата) - «Бегство в Египет», 1603 г. - на этом фото. Аннибале Карраччи (1560-1609) был всеобще признанным художником, однако умер в нищите. Он похоронен в Пантеоне рядом со своим кумиром Рафаэлем, как просил об этом в своей предсмертной записке.
Один из самых богатых на громкие имена залов во дворце - комната Альдобрандини, где разместили картины Тициана, Рафаэля, Тинторетто и множество античной скульптуры. Большинство этих работ пополнили коллекцию Дориа-Памфили как результат женитьбы Камилло Памфили на Олимпии Альдобрандини.
Один из самых богатых на громкие имена залов во дворце - комната Альдобрандини, где разместили картины Тициана, Рафаэля, Тинторетто и множество античной скульптуры. Большинство этих работ пополнили коллекцию Дориа-Памфили как результат женитьбы Камилло Памфили на Олимпии Альдобрандини.
Тициан. «Юдифь с головой Олоферна», около 1515. Образ ветхозаветной праведницы Юдифь, спасшей народ Иудеи от верной гибели, вдохновлял художников из века в век. Олоферн со своим войском осадил Иудею и перекрыл источники пресной воды. Молодая вдова Юдифь отправилась в стан врага и соблазнила Олоферна, а когда тот захмелел от вина, отрубила ему голову. Иногда эту картину называют "Саломея с головой Иоанна Крестителя", но галерея Дориа-Памфили утверждает, что на картине все же Юдифь, а не Саломея.
Тициан. «Юдифь с головой Олоферна», около 1515. Образ ветхозаветной праведницы Юдифь, спасшей народ Иудеи от верной гибели, вдохновлял художников из века в век. Олоферн со своим войском осадил Иудею и перекрыл источники пресной воды. Молодая вдова Юдифь отправилась в стан врага и соблазнила Олоферна, а когда тот захмелел от вина, отрубила ему голову. Иногда эту картину называют "Саломея с головой Иоанна Крестителя", но галерея Дориа-Памфили утверждает, что на картине все же Юдифь, а не Саломея.
Тициан. «Кающаяся Мария Магдалина», около 1565. Тициан сделал несколько вариантов картины, меняя наклон головы и положение рук женщины, а также пейзажный фон полотна. Оригинал картины находится в Эрмитаже, а в галерее Дориа-Памфили - вероятно, один из её авторских вариантов.
Тициан. «Кающаяся Мария Магдалина», около 1565. Тициан сделал несколько вариантов картины, меняя наклон головы и положение рук женщины, а также пейзажный фон полотна. Оригинал картины находится в Эрмитаже, а в галерее Дориа-Памфили - вероятно, один из её авторских вариантов.
Рафаэль. Двойной портрет, около 1516. До сих пор искусствоведы не могут установить, кто эти двое на портрете, изображенные художником в стиле римских бюстов, будто не связанных между собой. По последней версии, это писатель Андреа Навагеро и дипломат Агостино Беазиано, но сомнения остаются.
Рафаэль. Двойной портрет, около 1516. До сих пор искусствоведы не могут установить, кто эти двое на портрете, изображенные художником в стиле римских бюстов, будто не связанных между собой. По последней версии, это писатель Андреа Навагеро и дипломат Агостино Беазиано, но сомнения остаются.
Рафаэль (?). «Мадонна божественной любви». Скорее всего, эта картина написана учениками Рафаэля.
Рафаэль (?). «Мадонна божественной любви». Скорее всего, эта картина написана учениками Рафаэля.
Рафаэль (?). «Иоанна Арагонская», 16-й век. Портретов этой красавицы было написано аж четыре штуки. Один, который можно назвать оригиналом, сейчас находится в Лувре. Три остальные — вариации, выполненные в разное время самим Рафаэлем, его любимым учеником Джулио Романо и другими художниками его школы. Полотно, находящееся в галерее Дориа-Памфили, несмотря на табличку с именем Рафаэля, в разных источниках атрибутируется то как «школа Рафаэля», то приписывается Джулио Романо.
Рафаэль (?). «Иоанна Арагонская», 16-й век. Портретов этой красавицы было написано аж четыре штуки. Один, который можно назвать оригиналом, сейчас находится в Лувре. Три остальные — вариации, выполненные в разное время самим Рафаэлем, его любимым учеником Джулио Романо и другими художниками его школы. Полотно, находящееся в галерее Дориа-Памфили, несмотря на табличку с именем Рафаэля, в разных источниках атрибутируется то как «школа Рафаэля», то приписывается Джулио Романо.
Якопо Тинторетто. «Портрет молодого человека», около 1555. Имя изображенного персонажа точно неизвестно.
Якопо Тинторетто. «Портрет молодого человека», около 1555. Имя изображенного персонажа точно неизвестно.
Лоренцо Лотто. Портрет мужчины средних лет. 1543 (?). Сайт галереи говорит, что это может быть и автопортрет, написанный в 1530-1535 (?).
Лоренцо Лотто. Портрет мужчины средних лет. 1543 (?). Сайт галереи говорит, что это может быть и автопортрет, написанный в 1530-1535 (?).
На этом снимке - тоже комната Альдобрандини. Вдоль её стен расположены древние скульптуры, в том числе ряд замечательных саркофагов.
На этом снимке - тоже комната Альдобрандини. Вдоль её стен расположены древние скульптуры, в том числе ряд замечательных саркофагов.
Саркофаг с охотой на кабана и похоронной процессией.
Саркофаг с охотой на кабана и похоронной процессией.
Саркофаг с историей о богине Диане и понравившимся ей красавце Эндимионе.
Саркофаг с историей о богине Диане и понравившимся ей красавце Эндимионе.
Саркофаг с Аполлоном среди муз.
Саркофаг с Аполлоном среди муз.
В центре зала находится раскрашенная мраморная скульптура кентавра 1-2 вв. н.э., обнаруженная в одной из семейных резиденций в Альбано в середине 19-го века.
В центре зала находится раскрашенная мраморная скульптура кентавра 1-2 вв. н.э., обнаруженная в одной из семейных резиденций в Альбано в середине 19-го века.
Одиссей, укрывшийся под брюхом барана, 150-200 н.э. В основе работы - известная античная история об Одиссее и великане Полифеме.
Одиссей, укрывшийся под брюхом барана, 150-200 н.э. В основе работы - известная античная история об Одиссее и великане Полифеме.
Одна из древних скульптур в зале Альдобрандини: чья-то нога с головой льва. Что бы это значило?
Одна из древних скульптур в зале Альдобрандини: чья-то нога с головой льва. Что бы это значило?
Это по-прежнему комната Альдобрандини.
Это по-прежнему комната Альдобрандини.
В камине - лежащая скульптура, олицетворяющая реку Нил, в ногах у которой - крокодил. 2-й век н.э.
В камине - лежащая скульптура, олицетворяющая реку Нил, в ногах у которой - крокодил. 2-й век н.э.
Джорджо Вазари. «Снятие с креста», 1544. Полотно написано для римской церкви Св. Августина, откуда её выкупил Камилло Памфили.
Джорджо Вазари. «Снятие с креста», 1544. Полотно написано для римской церкви Св. Августина, откуда её выкупил Камилло Памфили.
 Тициан. «Религия, спасённая Испанией», 1572. Испания спасает Религию - аллегория в комбинации с политической пропагандой, изображающая Испанию в виде женщины со щитом в правой руке и копьем с флагом Победы в левой руке (имеется в виду победа в битве при Лепанто в 1571, остановившая османскую экспансию в Европе). Фигура, символизирующая христианскую религию, изображена справа, почти обнаженная и несчастная. Первоначально Тициан писал это полотно для герцога Альфонсо д'Эсте (возможно, именно оно - в галерее Дория-Памфили), но в связи со смертью последнего работу не завершил. Аналогичная (но не идентичная) завершенная картина была подарена художником испанскому королю Филиппу II (и сейчас находится в музее Прадо в Мадриде).
Тициан. «Религия, спасённая Испанией», 1572. Испания спасает Религию - аллегория в комбинации с политической пропагандой, изображающая Испанию в виде женщины со щитом в правой руке и копьем с флагом Победы в левой руке (имеется в виду победа в битве при Лепанто в 1571, остановившая османскую экспансию в Европе). Фигура, символизирующая христианскую религию, изображена справа, почти обнаженная и несчастная. Первоначально Тициан писал это полотно для герцога Альфонсо д'Эсте (возможно, именно оно - в галерее Дория-Памфили), но в связи со смертью последнего работу не завершил. Аналогичная (но не идентичная) завершенная картина была подарена художником испанскому королю Филиппу II (и сейчас находится в музее Прадо в Мадриде).
Хосе де Рибера. «Святой Иероним и трубный глас», 1637. Один из четырех отцов церкви, Святой Иероним, который сделал канонический перевод Ветхого Завета с древнееврейского на латинский, представлял собой популярный сюжет для изображения художниками, и один Рибера рисовал его 44 раза. На картине Св. Иероним потрясен звуком трубы ангела, возвещающего о конце света.
Хосе де Рибера. «Святой Иероним и трубный глас», 1637. Один из четырех отцов церкви, Святой Иероним, который сделал канонический перевод Ветхого Завета с древнееврейского на латинский, представлял собой популярный сюжет для изображения художниками, и один Рибера рисовал его 44 раза. На картине Св. Иероним потрясен звуком трубы ангела, возвещающего о конце света.
Зеркальный зал - одно из самых красивых помещений галереи. В этом зале, спроектированном Габриэле Вальвассори примерно в 1730 году, венецианские зеркала в золотых рамах чередуются с античными статуями.
Зеркальный зал - одно из самых красивых помещений галереи. В этом зале, спроектированном Габриэле Вальвассори примерно в 1730 году, венецианские зеркала в золотых рамах чередуются с античными статуями.
Античные статуи в Зеркальном зале.
Античные статуи в Зеркальном зале.
Фрески на потолке Зеркального зала были написаны болонским художником Аурелиано Милани между 1731 и 1734 годами.
Фрески на потолке Зеркального зала были написаны болонским художником Аурелиано Милани между 1731 и 1734 годами.
Темы потолочных росписей - «Гигантомахия» (битва олимпийских богов с гигантами) и «Подвиги Геракла».
Темы потолочных росписей - «Гигантомахия» (битва олимпийских богов с гигантами) и «Подвиги Геракла».
Еще образцы потолочных росписей во дворце.
Еще образцы потолочных росписей во дворце.
Корреджо. «Аллегория добродетели», 1525-1530. Это эскиз к одноименной картине, ныне находящейся в Лувре. Предположительно, это полотно вдохновило Джан Лоренцо Бернини на его скульптуру "Истина, открытая Временем", которая сейчас находится в галерее Боргезе. Действительно, некоторую аналогию между этими работами увидеть можно.
Корреджо. «Аллегория добродетели», 1525-1530. Это эскиз к одноименной картине, ныне находящейся в Лувре. Предположительно, это полотно вдохновило Джан Лоренцо Бернини на его скульптуру "Истина, открытая Временем", которая сейчас находится в галерее Боргезе. Действительно, некоторую аналогию между этими работами увидеть можно.
Гвидо Рени. «Битва путти», 1627. Итальянское слово «путто» означает «младенец, малыш», а в живописи — обнаженного пухлого ребенка, ангелочка или амура. На картине изображена драка между загорелыми купидонами (плебеями) и белокожими (благородными). Задиристые смуглые ребятки наваляли бледнолицым амурчикам, которые даже забросили свои колчаны со стрелами любви.
Гвидо Рени. «Битва путти», 1627. Итальянское слово «путто» означает «младенец, малыш», а в живописи — обнаженного пухлого ребенка, ангелочка или амура. На картине изображена драка между загорелыми купидонами (плебеями) и белокожими (благородными). Задиристые смуглые ребятки наваляли бледнолицым амурчикам, которые даже забросили свои колчаны со стрелами любви.
Гвидо Рени. «Мадонна, поклоняющаяся спящему Младенцу», 1625-1627.
Гвидо Рени. «Мадонна, поклоняющаяся спящему Младенцу», 1625-1627.
Джованни Баттиста Сальви. «Святое семейство», 1640-1650.
Джованни Баттиста Сальви. «Святое семейство», 1640-1650.
Доменико Фетти. «Кающаяся Магдалина», 1617-1621.
Доменико Фетти. «Кающаяся Магдалина», 1617-1621.
Алессандро Альгарди. Бюст Олимпии Майдалькини. 1646-1647. Олимпия Майдалькини, также известная как донна Олимпия, — итальянская аристократка, невестка папы римского Иннокентия X Памфили, имевшая огромное влияние в период его понтификата и прозванная при папском дворе «папессой». Одна из влиятельнейших женщин в истории папства, чей властный и амбициозный характер хорошо передает скульптура. Обращает на себя внимание и мастерское исполнение вуали вокруг головы донны Олимпии.
Алессандро Альгарди. Бюст Олимпии Майдалькини. 1646-1647. Олимпия Майдалькини, также известная как донна Олимпия, — итальянская аристократка, невестка папы римского Иннокентия X Памфили, имевшая огромное влияние в период его понтификата и прозванная при папском дворе «папессой». Одна из влиятельнейших женщин в истории папства, чей властный и амбициозный характер хорошо передает скульптура. Обращает на себя внимание и мастерское исполнение вуали вокруг головы донны Олимпии.
Питер Брейгель Старший. Морское сражение в Неаполитанском заливе, 1558-1562. Картина написана в Италии, но стилистически относится к фламандской живописи с ее вниманием к мельчайшим деталям и взглядом на изображаемую сцену как бы сверху. Питер Брейгель Старший - глава семейства художников Брейгелей. На живописной ниве подвизались также его сыновья: Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший. Работы каждого из них есть в галерее Дориа-Памфили. Камилло Памфили был большим любителем фламандской живописи, и в частности, работ художников из семьи Брейгелей. Эту страсть впоследствии разделяли и другие владельцы дворца Дориа-Памфили. Сегодня собрание располагает пятнадцатью картинами отца и сыновей Брейгелей (десять из них выставлены в галерейной экспозиции, пять украшают апартаменты), а также интереснейшими работами и других фламандцев.
Питер Брейгель Старший. Морское сражение в Неаполитанском заливе, 1558-1562. Картина написана в Италии, но стилистически относится к фламандской живописи с ее вниманием к мельчайшим деталям и взглядом на изображаемую сцену как бы сверху. Питер Брейгель Старший - глава семейства художников Брейгелей. На живописной ниве подвизались также его сыновья: Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший. Работы каждого из них есть в галерее Дориа-Памфили. Камилло Памфили был большим любителем фламандской живописи, и в частности, работ художников из семьи Брейгелей. Эту страсть впоследствии разделяли и другие владельцы дворца Дориа-Памфили. Сегодня собрание располагает пятнадцатью картинами отца и сыновей Брейгелей (десять из них выставлены в галерейной экспозиции, пять украшают апартаменты), а также интереснейшими работами и других фламандцев.
Питер Брейгель Младший. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Начало 17-го века. Этот пейзаж, написанный Питером Брейгелем Старшим, был необычайно популярным и воспроизводился в таких объёмах, что до нашего времени, как утверждают, дошли его 127 копий (16-го века и более позднего времени). 45 из этих копий (как и та, что в галерее Дориа-Памфили) принадлежат кисти Питера Брейгеля Младшего, сына художника. Одна из копий есть в Пушкинском музее Москвы.
Питер Брейгель Младший. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Начало 17-го века. Этот пейзаж, написанный Питером Брейгелем Старшим, был необычайно популярным и воспроизводился в таких объёмах, что до нашего времени, как утверждают, дошли его 127 копий (16-го века и более позднего времени). 45 из этих копий (как и та, что в галерее Дориа-Памфили) принадлежат кисти Питера Брейгеля Младшего, сына художника. Одна из копий есть в Пушкинском музее Москвы.
Ян Брейгель Старший. «Земной рай с первородным грехом», 1612. Это одна из многих картин Яна Брейгеля Старшего, где изображается Эдемский сад с огромным количеством как домашних, так и экзотических животных, в то время незнакомых большинству публики. Адам и Ева грешат на заднем плане.
Ян Брейгель Старший. «Земной рай с первородным грехом», 1612. Это одна из многих картин Яна Брейгеля Старшего, где изображается Эдемский сад с огромным количеством как домашних, так и экзотических животных, в то время незнакомых большинству публики. Адам и Ева грешат на заднем плане.
Ян Брейгель Старший. «Земля». Из серии «Аллегория четырех элементов», начало 17-го века. Образ земли у Брейгеля соответствует общепринятой тогда иконографии для богини плодородия, земледелия — Земли-Матери (Tellus Mater). Здесь, на этом холсте, она щедра на разнообразные дары - цветы, плоды, ягоды и т.д. Особым жанром в европейской живописи 16–17 веков было изображение четырех элементов — земли, воздуха, огня и воды. Элементы при их аллегорическом изображении персонифицировались в образе человека или даже античных божеств. Их писали на фресках, украшавших потолки богатых итальянских домов, а также на отдельных картинах, которые составляли четырехчастный цикл. «Отметился» в этом жанре и Ян Брейгель Старший.
Ян Брейгель Старший. «Земля». Из серии «Аллегория четырех элементов», начало 17-го века. Образ земли у Брейгеля соответствует общепринятой тогда иконографии для богини плодородия, земледелия — Земли-Матери (Tellus Mater). Здесь, на этом холсте, она щедра на разнообразные дары - цветы, плоды, ягоды и т.д. Особым жанром в европейской живописи 16–17 веков было изображение четырех элементов — земли, воздуха, огня и воды. Элементы при их аллегорическом изображении персонифицировались в образе человека или даже античных божеств. Их писали на фресках, украшавших потолки богатых итальянских домов, а также на отдельных картинах, которые составляли четырехчастный цикл. «Отметился» в этом жанре и Ян Брейгель Старший.
Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален. «Воздух». Из серии «Аллегория четырех элементов». Начало 17-го века. В этой картине пейзаж и птиц написал Ян Брейгель, а фигуры – Хендрик ван Бален. Слева в облаках изображена богиня Урания – покровительница астрономии. Она держит в правой руке красивый букет из разноцветных перьев птиц, а в левой – астрономический прибор. Ну а птиц каких здесь только нет! И лесные, и домашние, и экзотические, и даже сказочные.
Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален. «Воздух». Из серии «Аллегория четырех элементов». Начало 17-го века. В этой картине пейзаж и птиц написал Ян Брейгель, а фигуры – Хендрик ван Бален. Слева в облаках изображена богиня Урания – покровительница астрономии. Она держит в правой руке красивый букет из разноцветных перьев птиц, а в левой – астрономический прибор. Ну а птиц каких здесь только нет! И лесные, и домашние, и экзотические, и даже сказочные.
Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален. «Вода». Из серии «Аллегория четырех элементов». Вода персонифицируется женской фигурой с традиционным для этого элемента атрибутом — перевернутым сосудом, раковиной, откуда льется вода. А вокруг - многочисленные обитатели водной стихии: разнообразные рыбы, дельфины, водоплавающие птицы, прочие морскими животные.
Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален. «Вода». Из серии «Аллегория четырех элементов». Вода персонифицируется женской фигурой с традиционным для этого элемента атрибутом — перевернутым сосудом, раковиной, откуда льется вода. А вокруг - многочисленные обитатели водной стихии: разнообразные рыбы, дельфины, водоплавающие птицы, прочие морскими животные.
Квентин Массейс. «Ростовщики». Около 1520. Фламандский живописец 16-го века, подвизавшийся в жанровой и религиозной живописи. Его карикатурные изображения банкиров, торговцев, сборщиков налогов носят морализирующий подтекст, как и в этой его работе. Уродливые лица алчных ростовщиков являются скрытым осуждением жадности и перекликаются с персонажами Босха и Питера Брейгеля.
Квентин Массейс. «Ростовщики». Около 1520. Фламандский живописец 16-го века, подвизавшийся в жанровой и религиозной живописи. Его карикатурные изображения банкиров, торговцев, сборщиков налогов носят морализирующий подтекст, как и в этой его работе. Уродливые лица алчных ростовщиков являются скрытым осуждением жадности и перекликаются с персонажами Босха и Питера Брейгеля.
Ганс Мемлинг. «Оплакивание Христа с донатором». Около 1470. Ханс Мемлинг помещает сюжет оплакивания на фоне виднеющегося вдали средневекового города, а удлиненные фигуры персонажей отражают влияние готического искусства. Помимо святых, на полотне справа в молитвенной позе изображен и донатор - местный состоятельный горожанин, профинансировавший написание картины. Европейская традиция изображать спонсоров в религиозных сюжетах впервые возникла в византийских иконах.
Ганс Мемлинг. «Оплакивание Христа с донатором». Около 1470. Ханс Мемлинг помещает сюжет оплакивания на фоне виднеющегося вдали средневекового города, а удлиненные фигуры персонажей отражают влияние готического искусства. Помимо святых, на полотне справа в молитвенной позе изображен и донатор - местный состоятельный горожанин, профинансировавший написание картины. Европейская традиция изображать спонсоров в религиозных сюжетах впервые возникла в византийских иконах.
Ян ван Скорел. «Портрет Агаты ван Схонховен», 1529. Нидерландский художник, которого рассматривают как одного из первых представителей северного Возрождения, изобразил на этой картине свою будущую жену. Считается, что это полотно могло вдохновить Вермеера на создание «Девушки с жемчужной сережкой», где героиня смотрит на нас с таким же поворотом головы.
Ян ван Скорел. «Портрет Агаты ван Схонховен», 1529. Нидерландский художник, которого рассматривают как одного из первых представителей северного Возрождения, изобразил на этой картине свою будущую жену. Считается, что это полотно могло вдохновить Вермеера на создание «Девушки с жемчужной сережкой», где героиня смотрит на нас с таким же поворотом головы.
А это - на десерт: Филиппо Липпи, «Благовещение». Около 1445-1450.
А это - на десерт: Филиппо Липпи, «Благовещение». Около 1445-1450.
Филиппо Липпи написал несколько картин на этот сюжет, и каждая из них, как и эта - необычайно поэтична и красиво орнаментирована. Святой дух в виде голубя, направляемого сквозь тучи руками Бога, мгновенно реализует благую весть, принесённую Марии архангелом Гавриилом.
Филиппо Липпи написал несколько картин на этот сюжет, и каждая из них, как и эта - необычайно поэтична и красиво орнаментирована. Святой дух в виде голубя, направляемого сквозь тучи руками Бога, мгновенно реализует благую весть, принесённую Марии архангелом Гавриилом.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Болонья: Пьяцца Маджоре
  27. Болонья учёная
  28. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  29. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  30. Болонья — город портиков
  31. Болонья: Национальная пинакотека
  32. Болонья: музей Средневековья
  33. Равенна римская
  34. Равенна готская
  35. Равенна византийская
  36. Парма: по следам Корреджо
  37. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  38. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  39. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому