Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Огромное здание дворца Дориа-Памфили (Palazzo Doria Pamfilj) с выходящим на Виа дель Корсо впечатляющим фасадом относится к числу тех достопримечательностей Рима, куда обычно у туристов «ноги не доходят». А ведь в его стенах «прячется» одна из самых престижных частных художественных коллекций! Кроме того, у галереи Дориа-Памфили есть еще одно важное достоинство: она работает ежедневно, в том числе и по понедельникам, когда абсолютное большинство римских музеев закрыты.
Начало коллекции положил папа римский, Иннокентий X (1574 — 1655), который происходил из рода Памфили. Первоначально его собрание размещалось во дворце Памфили на площади Навона (это здание существует и теперь, но сейчас оно принадлежит Бразилии и в нем располагается посольство страны).
В 1651 году Иннокентий X передал свою коллекцию племяннику — Камилло Памфили, который и сам был увлеченным собирателем произведений искусства. Его коллекция существенно пополнилась, когда Камилло женился на вдове из аристократического рода Альдобрандини. В последующие годы Памфили породнились со знатными семействами Дориа, Ланди, Факкинетти, Колонна, Боргезе, Савойя. Каждый новый брак вносил свой вклад в дальнейшее расширение семейного собрания произведений искусства, которое за 500 лет приумножилось в несколько раз.
Вместе с коллекцией практически непрерывно расширялся и дворец на Виа дель Корсо (где её начали размещать еще со времен Камилло Памфили), прирастая помещениями на примыкающей территории. Сегодня это палаццо состоит из нескольких зданий, богато украшенных внутри мрамором, позолоченной лепниной и фресками известных мастеров. Несмотря на то, что в разное время многие знатные семьи внесли свой вклад в нынешнюю семейную коллекцию, в названии дворца и галереи в конце концов закрепились только два «системообразующих» имени — Дориа и Памфили.
В течение нескольких веков помещения дворца были частным пространством одного семейства, поэтому декорировались соответственно. Картины и скульптуру там размещали не только для созерцания и восхищения, но и, в первую очередь, как украшение интерьеров. Естественно, и хронология произведений искусства, и принадлежность к разным школам игнорировались. Даже после того, как с конца 19-го века основная часть коллекции стала доступна для публики, прежнюю развеску картин было решено сохранить.
Основная часть семейной коллекции Дориа-Памфили выставлена в четырех протяженных галереях, окружающих внутренний двор палаццо, а также в двух больших смежных залах. Остальная часть дворца — жилая: в его апартаментах до сих пор живут наследники одного из самых знатных и богатых старинных аристократических родов Италии.
Фотографировать в галерее разрешено, и это не будет стоить вам ни копейки. Проблема в другом. Во-первых, картины висят густо, иногда — в 3 ряда (по-дворцовому), что сразу затрудняет осмотр. Кроме того, освещение организовано не идеально: бликует. Плюс, информатика — не на высшем уровне. Объявлены только авторы произведений; ни названиями работ, ни датами их создания с публикой не особенно делятся. Правда, о некоторых полотнах рассказывают аудиогиды. А еще мы купили буклет о галерее, но там тоже были упомянуты только 24 работы из почти 400, представленных в экспозиции. Даже сайт галереи не слишком помог в идентификации отдельных произведений. Так что при подготовке этого альбома пришлось заниматься исследованиями. Не взыщите, если мы где-то допустили ошибки.