Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 15:03
.
Фотоальбом

Сиена: пинакотека города Мадонны

Липпо Мемми (1291-1356). Маэста
iPhone XS
38 51

Сиенская пинакотека (Pinacoteca nazionale di Siena) — главный художественный музей Сиены. Там хранится великолепная коллекция произведений 13-16-го веков сиенской школы, «иллюстрирующая развитие живописи, освещенной восходящим солнцем Ренессанса» (Г. Мортон).

Сиенская школа — одна из главных школ живописи в истории Италии. Её отличала исключительная самобытность, сочетающая византийскую манеру иконописи, элементы готики и некоторые черты живописи эпохи Возрождения. Сиенской школе принадлежала заметная роль в течение порядка 300 лет (вторая половина 12-го-конец 15-го веков), и это время пришлось на период между византийским и ренессансным направлением в искусстве. Не претендуя на полноту и глубину сопоставлений, попробуем хотя бы пунктиром обозначить место сиенской школы в этом почетном окружении.

Для византийской манеры были характерны плоскостная композиция, обобщенное и условное изображение персонажей, их торжественная застылость, фронтальное изображение человеческих фигур с неподвижным отрешенным взглядом.

Сиенская живописная традиция зародилась в 13-м веке, а период ее расцвета пришелся на первую половину 14-го столетия, когда творили Дуччо, Симоне Мартини, братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. После битвы при Монтеаперти (1260), в которой сиенцы победили флорентийцев с верой в то, что им покровительствует Богородица, Сиена стала центром культа Мадонны. Именно поэтому в сиенской живописи, дошедшей до нас с тех времен, так много изображений Богоматери. Но сиенцы создавали образы Мадонны по-своему, наделив их редкой поэтичностью. Можно сказать, что в сиенской живописи сложился стиль, отражающий возвышенную религиозность. А для ее передачи лучше всего подошли готические приемы с их утонченностью, мягким изгибом фигур и особой декоративностью.

Сиенским полотнам, начиная с 14-го столетия, присуща редкая поэтичность и изысканность, изящество линий и утонченность образов, мягкий колорит и плавность цветовых переходов. Ну и конечно, активное использование золотого фона, ставшее одной из отличительных черт сиенских полотен (их иногда называют просто «золотые фоны»). Произведения из Сиены того времени практически безошибочно можно определить также по особому, миндалевидному разрезу глаз мадонн.

Сегодня считается устоявшейся точка зрения, что в 13-14-м веках сиенская школа шла впереди флорентийской — своего длительного соперника. Однако в 15-16-м веках пальма первенства в живописи постепенно перешла флорентийцам, где победило ренессансное направление. Ренессансная живопись отталкивалась от гуманистической философии и идеи рационального подхода в искусстве: отражения в полотнах перспективы, естественного освещения, правильного положения фигур в пространстве и их пропорций, соответствующих анатомии человека. Так произведения приобрели трехмерность, задний фон перестал напоминать декорацию, а зритель мог воспринимать картину как часть реального мира.

После падения Сиенской республики в середине 16-го века и вхождения Сиены в состав флорентийского Тосканского герцогства сиенская школа и вовсе утратила своё значение. Но замечательные работы сиенских мастеров, созданные за три столетия, остались в храмах, общественных зданиях, частных коллекциях. Многие из них сейчас собраны в Сиенской пинакотеке. Давайте будем смотреть.

Сиенский Мастер из Трессы. Христос во славе и шесть сцен из истории Истинного креста. 1215 год.
Сиенский Мастер из Трессы. Христос во славе и шесть сцен из истории Истинного креста. 1215 год.
Это самое древнее датированное произведение, созданное сиенским мастером в ранневизантийской манере. Христа Пантократора окружают символы четырёх евангелистов. В наружной части с левой стороны - три истории на тему «Триумф креста», с правой – три сюжета из жития св.Елены.
Гвидо да Сиена (1230-1290). Мадонна со святыми Франциском Ассизским, Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом и Марией Магдалиной. Ок. 1270.
Гвидо да Сиена (1230-1290). Мадонна со святыми Франциском Ассизским, Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом и Марией Магдалиной. Ок. 1270.
Этого художника среди ранних сиенских живописцев искусствоведы выделяют особо. Следование византийским традициям очевидно. Иконопись Византии была образцом для всего христианского мира. Считалось, что византийские иконописные образы наиболее достоверно передают лики Христа и Богоматери и обладают чудодейственной силой.
Сиенский художник Джилио ди Пьетро. Мадонна с Младенцем. Середина 13-го века.
Сиенский художник Джилио ди Пьетро. Мадонна с Младенцем. Середина 13-го века.
В целом сиенская живопись 13-го века еще оставалась в рамках многовековых византийских канонов иконописи. Однако постепенно изображения становились более эмоциональными и декоративными, с использованием готических приемов.
Диетисальви ди Спеме. Мадонна ди Сан Бернардино. Ок.1262.
Диетисальви ди Спеме. Мадонна ди Сан Бернардино. Ок.1262.
Дева Мария как будто улыбается! Этот живописец также известен как изготовитель многих деревянных обложек для расходных книг казначейства Сиенской республики - таволетта. Некоторые из них были представлены на московской выставке «Сиена на заре Ренессанса» в Пушкинском музее осенью 2021 года.
Дуччо. Полиптих № 28. Мадонна с Младенцем и святыми: Августином, Павлом, Петром и Домеником. Первая половина 14-го века.
Дуччо. Полиптих № 28. Мадонна с Младенцем и святыми: Августином, Павлом, Петром и Домеником. Первая половина 14-го века.
Дуччо ди Буонинсенья (1255/1260-ок.1319) справедливо считается истинным основоположником сиенской художественной традиции, существенно обновившим художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи.
Дуччо. Мадонна с Младенцем. Фрагмент полиптиха №28.
Дуччо. Мадонна с Младенцем. Фрагмент полиптиха №28.
Главные произведения Дуччо — алтарный образ «Маэста», а также изумительная Мадонна Креволе - находятся в сиенском Музее Дуомо. Но и в Пинакотеке есть несколько впечатляющих работ мастера.
Дуччо. Францисканская Мадонна. Ок. 1300.
Дуччо. Францисканская Мадонна. Ок. 1300.
Название этой неважно сохранившейся небольшой работы (23,5х16 см) связано с тремя монахами-францисканцами у ног Мадонны. Изображение Богоматери, хоть и основано на византийской иконографии, имеет множественные нововведения, которые сейчас кажутся мелочами, но тогда воспринималось чуть ли не революционно. Так, Дева Мария показана на зеленоватом фоне с мелким рисунком, типичным для французской миниатюры. И струящиеся очертания мантии Богородицы с золотой окантовкой - типично готические. Помимо этого, новшествами в сравнении с византийским каноном являются и поза Младенца, и жест Марии, старающейся укрыть своей мантией францисканцев у ее ног.
Уголино ди Нерио (ок.1280-ок.1339-1349). Мадонна скорбящая. Первая четверть 14-го века.
Уголино ди Нерио (ок.1280-ок.1339-1349). Мадонна скорбящая. Первая четверть 14-го века.
Этот художник был одним из самых верных последователей и учеников Дуччо.
Уголино ди Нерио. Распятие. 1315-20.
Уголино ди Нерио. Распятие. 1315-20.
Изюминка полотна - присутствие в сцене св. Франциска, склонившегося к ногам Христа. Скорее всего, произведение было написано для францисканского ордена. Имя Уголино ди Нерио обрело славу не в последнюю очередь потому, что он выполнил два полиптиха для флорентийских церквей (в том числе частично сохранившийся в алтаре церкви Санта Кроче). Редко какому сиенскому художнику удавалось получить заказ в конкурирующей Флоренции.
Симоне Мартини. Мадонна Милосердие. 1308-10 гг.
Симоне Мартини. Мадонна Милосердие. 1308-10 гг.
Это очень распространенный в то время сюжет, когда Божья Матерь своим покровом-плащом как бы закрывает, защищает молящихся. Наряду с Дуччо и братьями Лоренцетти, другим крупнейшим сиенским художником первой половины 14-го века был Симоне Мартини (ок.1284/1290-1344). Основные его шедевры, выполненные в Сиене, находятся в Палаццо Публико, но и в Пинакотеке есть несколько его значимых работ - как эта и две следующих.
Симоне Мартини. Мадонна с младенцем № 583, фрагмент.
Симоне Мартини. Мадонна с младенцем № 583, фрагмент.
Это одна из ранних работ художника и точная дата ее создания неизвестна. «Я...любовался нежными, тонкими мадоннами Лоренцетти и Симоне Мартини. Пресвятые Девы мечтали, похоже, о Византии» (Г.Мортон).
Симоне Мартини. Алтарь Блаженного Агостино Новелло. 1324-26.
Симоне Мартини. Алтарь Блаженного Агостино Новелло. 1324-26.
Мартини изобразил святого в виде задумчивого монаха-учёного с книгой в руках, на ухо которому что-то шепчет ангел, а по сторонам написал четыре чуда, сотворенные Агостино.
Симоне Мартини. Алтарь Блаженного Агостино Новелло, фрагменты. 1324-26.
Симоне Мартини. Алтарь Блаженного Агостино Новелло, фрагменты. 1324-26.
По сторонам от святого художник написал четыре чуда, сотворенные им: «Чудо с ребенком, на которого напал волк», «Спасение мальчика, свалившегося с балкона», «Воскрешение младенца, выпавшего из люльки» и «Чудо с рыцарем, упавшим в пропасть». Мартини в этих эпизодах, отходя от византийской традиции, очень реалистично изображает современные ему сцены из жизни, пейзажи и архитектурные детали зданий.
Липпо Мемми. Мадонна с Младенцем.
Липпо Мемми. Мадонна с Младенцем.
Знаменитые «сиенские» глаза!
Пьетро Лоренцетти. Мадонна со святыми. 1328-29.
Пьетро Лоренцетти. Мадонна со святыми. 1328-29.
Алтарный образ для сиенской церкви Кармине с изображением Мадонны с Младенцем на троне в окружении ангелов, св. Николая и пророка Ильи. В пределле - сцены из жизни монахов-кармелитов. Своя, особенная ниша в истории сиенской живописи принадлежит и братьям Лоренцетти - Пьетро и Амброджо. Старший из братьев - Пьетро (ок.1280-1348) - традиционно считается менее изобретательным и более консервативным художником, чем его брат Амброджо.
Пьетро Лоренцетти. Мадонна со святыми, фрагменты. 1328-29.
Пьетро Лоренцетти. Мадонна со святыми, фрагменты. 1328-29.
В сценах из жизни монахов-кармелитов каждая деталь изображена художником с необычной реалистичностью.
Амброджо Лоренцетти. Мадонна с Младенцем, св. Магдалина, св. Доротея и Пьета. 1330е.
Амброджо Лоренцетти. Мадонна с Младенцем, св. Магдалина, св. Доротея и Пьета. 1330е.
Проработав несколько лет во Флоренции, Амброджо Лоренцетти (ок.1295-1348) имел возможность познакомиться с искусством Джотто, которое произвело на него большое впечатление и подвигло уделить больше внимания передаче пространства в своих работах. Самое значительное произведение Амброджо Лоренцетти находится в Палаццо Публико в Сиене - шесть сцен с изображением аллегорий доброго и злого правления.
Амброджо Лоренцетти. В фрагменте с Оплакиванием Христа присутствует психологизм, объединяющий персонажей в единый сюжет. Их образы уже не такие символические, а более человечные, а их жесты - более естественны.
Амброджо Лоренцетти. В фрагменте с Оплакиванием Христа присутствует психологизм, объединяющий персонажей в единый сюжет. Их образы уже не такие символические, а более человечные, а их жесты - более естественны.
Амброджо Лоренцетти. Малая Маэста.
Амброджо Лоренцетти. Малая Маэста.
Очень декоративно выглядящее полотно с акцентом на одеяния персонажей, некоторые из которых с рисунком - в традициях готики. И на полу - геометрический рисунок, который прямо переходит в золотой фон (перспективы на полотне пока нет). Можно также отметить естественность фигур.
Амброджо Лоренцетти. Благовещенье. 1344 г.
Амброджо Лоренцетти. Благовещенье. 1344 г.
Сцена, изображенная на полотне, помещена в архитектурное обрамление, напоминающее нишу - популярный готический прием. Пестрый пол - это тоже отход от византийского канона.
Бартоло ди Фреди (ок.1330-1410). Коронация Мадонны.
Бартоло ди Фреди (ок.1330-1410). Коронация Мадонны.
Оба брата Лоренцетти, как и некоторые другие художники того времени, умерли в 1348 году во время эпидемии чумы. Но лучшие традиции сиенской школы первой половины 14-го века были подхвачены такими мастерами как Бартоло ди Фреди, Таддео ди Бартоло, Лука ди Томме и другими, которые и во второй половине кватроченто продолжали создавать утонченное религиозное искусство.
Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов. 1385-88.
Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов. 1385-88.
В центре этой многофигурной композиции - три коленопреклоненных короля-волхва (в тщательно выписанных художником богатых одеждах) и их многочисленная свита. Они передают свои дары св. Иосифу, который удивленно взирает на неожиданно прибывшее множество людей.
Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов, фрагмент из верхней части картины.
Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов, фрагмент из верхней части картины.
В сценах заднего плана художник пытается выразить долгий путь, проделанный тремя волхвами. Среди холмов и городских построек он поместил реалистичные группы людей: рыцарей сопровождают собаки, верблюды везут грузы. Великолепный, окруженный стеной город, - это Сиена со своим полосатым собором. Между передним и задним планом в этом полотне нет органичной связи - характерная черта доренессансной живописи («уровневая» система, когда один сюжет располагался над другим).
Никколо ди Сер Соццо и Лука ди Томме. Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми, фрагмент полиптиха. 1362.
Никколо ди Сер Соццо и Лука ди Томме. Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми, фрагмент полиптиха. 1362.
.
Лука ди Томме. Полиптих из Толфе. Мадонна с Младенцем и святыми. 1367.
Лука ди Томме. Полиптих из Толфе. Мадонна с Младенцем и святыми. 1367.
.
Лука ди Томме. Мадонна с Младенцем, фрагмент полиптиха. 1367.
Лука ди Томме. Мадонна с Младенцем, фрагмент полиптиха. 1367.
«В Сиене, как и положено городу Мадонны, Царица Небесная всегда леди. Задумчивая аристократка с миндалевидными глазами, мечтательная и грустная, с младенцем на руках и золотым нимбом над головой, она — владычица волшебной страны» (Г.Мортон).
Таддео ди Бартоло (1362-1422). Благовещение, фрагмент. 1409.
Таддео ди Бартоло (1362-1422). Благовещение, фрагмент. 1409.
Таддео ди Бартоло - крупный сиенский мастер поздней готики.
Микелино да Безоццо (1370-1455). Мистическое обручение св. Катерины Александрийской с участием св. Иоанна Крестителя и св. Антония-аббата. Ок. 1420.
Микелино да Безоццо (1370-1455). Мистическое обручение св. Катерины Александрийской с участием св. Иоанна Крестителя и св. Антония-аббата. Ок. 1420.
Композиционно выверенная картина с очень живыми персонажами, но очень забавная: без смеха не взглянешь!
Доменико ди Бартоло (ок.1400- ок.1445). «Мадонна Смирение»  и пять ангелов-музыкантов, фрагмент. 1433 г.
Доменико ди Бартоло (ок.1400- ок.1445). «Мадонна Смирение» и пять ангелов-музыкантов, фрагмент. 1433 г.
До чего же живые ангелочки, каждый со своим характером!
Джованни ди Паоло. «Мадонна Смирение». 1440-1445.
Джованни ди Паоло. «Мадонна Смирение». 1440-1445.
Джованни ди Паоло (ок.1400-1482), не владея приемами перспективы, смог передать глубину пространства на этом полотне, изображая несколько рядов холмов — прием, который был использован почти всеми сиенскими художниками 15-го века. Среди них Джованни ди Паоло был одним из самых важных. Тем не менее, его имя на протяжении нескольких веков оставалось забытым. Заслуженную посмертную славу Джованни ди Паоло получил только в 20-м веке. Вновь открывший его влиятельный ученый Бернард Беренсон назвал его «Эль Греко из кватроченто».
Джованни ди Паоло. Бегство в Египет. Ок. 1436. Часть пределлы от полиптиха.
Джованни ди Паоло. Бегство в Египет. Ок. 1436. Часть пределлы от полиптиха.
Джованни ди Паоло одним из первых стал изображать падающие тени на своих полотнах. Но в этом он не был последователен: даже в пределах одной картины тени отбрасывают далеко не все предметы и персонажи. Например, здесь нет теней от ангелов и Святого Семейства, мужиков с лопатами и дальнего пахаря, зато тот, что поближе - отбрасывает тень.
Джованни ди Паоло. Сретение Господне, фрагмент. 1447.
Джованни ди Паоло. Сретение Господне, фрагмент. 1447.
Из госпиталя Санта Мариа делла Скала в Сиене. Попытка изобразить перспективу.
Джованни ди Паоло. Христос страдающий и Христоc торжествующий. Из монастыря Сан Николо аль Кармине в Сиене.
Джованни ди Паоло. Христос страдающий и Христоc торжествующий. Из монастыря Сан Николо аль Кармине в Сиене.
Джованни ди Паоло создал свой, исключительно узнаваемый индивидуальный стиль. Его причудливая фантазия и экспрессия привлекли к нему в начале 20-го века художников — экспрессионистов и сюрреалистов. А вот среди современников у него последователей не было.
 Джованни ди Паоло. Полиптих cвятого Гальгано. 1470-1474.
Джованни ди Паоло. Полиптих cвятого Гальгано. 1470-1474.
.
Джованни ди Паоло. Фрагменты пределлы к полиптиху cвятого Гальгано. 1470-1474.
Джованни ди Паоло. Фрагменты пределлы к полиптиху cвятого Гальгано. 1470-1474.
Даже популярные сюжеты Джованни ди Паоло трансформировал в ирреальные, как будто принадлежащие миру сказочного сна или готической грёзы.
Джованни ди Паоло. Рай, Страшный суд и Ад. 1465.
Джованни ди Паоло. Рай, Страшный суд и Ад. 1465.
Поздний стиль Джованни ди Паоло характеризуется холодными, резкими цветами и вытянутыми формами.
Джованни ди Паоло. Рай, Страшный суд и Ад. 1465. Фрагменты.
Джованни ди Паоло. Рай, Страшный суд и Ад. 1465. Фрагменты.
.
Сассетта. Святой Бернардин. 1444. Стефано ди Джованни, или Сассетта (1392-1450) — центральная фигура в сиенской живописи 15-го века. С его творчеством был связан новый расцвет сиенской школы.
Сассетта. Святой Бернардин. 1444. Стефано ди Джованни, или Сассетта (1392-1450) — центральная фигура в сиенской живописи 15-го века. С его творчеством был связан новый расцвет сиенской школы.
Сано ди Пьетро. Благовещение пастухам.
Сано ди Пьетро. Благовещение пастухам.
Поэтическая интерпретация эпизода, относящегося к рождению Христа. Большинство специалистов считают Сано ди Пьетро (1405-1481) учеником Сассетты.
Сано ди Пьетро. Мадонна с Младенцем и святые Агнесса, Андрей, Петр, Иероним, Иоанн Креститель и Екатерина Александрийская, Лоуренс, Амбруаз, Бернардин и Августин. Ок.1455.
Сано ди Пьетро. Мадонна с Младенцем и святые Агнесса, Андрей, Петр, Иероним, Иоанн Креститель и Екатерина Александрийская, Лоуренс, Амбруаз, Бернардин и Августин. Ок.1455.
.
Сано ди Пьетро. Коронование Мадонны. 1450-1455 гг.
Сано ди Пьетро. Коронование Мадонны. 1450-1455 гг.
Выглядит просто как иллюстрация к русской народной сказке.
Сано ди Пьетро. Коронование Мадонны, фрагмент.
Сано ди Пьетро. Коронование Мадонны, фрагмент.
«Я шел из зала в зал, любуясь средневековым миром, полным чудес и прелести...Это мир, где любая пасущая гусей девушка могла встретить святого или увидеть Царицу Небесную под оливковыми деревьями. В этом мире короли и королевы не снимали короны, даже укладываясь в постель, а ангелы и бесы встречались среди прохожих на узких городских улицах» (Г.Мортон).
Сано ди Пьетро. Мадонна с Младенцем, фрагмент полиптиха.
Сано ди Пьетро. Мадонна с Младенцем, фрагмент полиптиха.
.
Сано ди Пьетро. Видение Мадонны папе Калисту III.
Сано ди Пьетро. Видение Мадонны папе Калисту III.
Картина изображает реальное историческое событие, произошедшее в 1456 году, когда в Сиене разразился страшный голод. Спасением стало зерно, присланное папой Калистом III, что «подсказала» ему сделать покровительница города Дева Мария. На картине можно видеть и силуэты Сиены, и мулов, доставляющих в город мешки с зерном.
Веккьетта. Мадонна с Младенцем на троне между святыми Петром, Лаврентием, Павлом и Франциском. 1477-1479.
Веккьетта. Мадонна с Младенцем на троне между святыми Петром, Лаврентием, Павлом и Франциском. 1477-1479.
Учеником Сассетты считают и Лоренцо ди Пьетро, или Веккьетту (1410-1480). Веккьетта, будучи одним из ведущих мастеров сиенской школы во второй половине 15-го века, принимал участие в росписи госпиталя Санта Мария делла Скала. Но вершиной его творчества стали фрески на своде в баптистерии сиенского собора.
Нероччо де Ланди (1447-1500). Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной. Ок.1476.
Нероччо де Ланди (1447-1500). Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной. Ок.1476.
.
Нероччо де Ланди. Мадонна с младенцем и святыми Бернардином и Екатериной Сиенской, фрагмент. Ок.1492.
Нероччо де Ланди. Мадонна с младенцем и святыми Бернардином и Екатериной Сиенской, фрагмент. Ок.1492.
Здесь уже нет знаменитого сиенского золотого фона.
Нероччо де Ланди. Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем, фрагмент.  1494.
Нероччо де Ланди. Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем, фрагмент. 1494.
.
Франческо ди Джорджио. Рождество со святыми Бернаром и Фомой Аквинским. 1475.
Франческо ди Джорджио. Рождество со святыми Бернаром и Фомой Аквинским. 1475.
Обращает на себя внимание большое количество реалистичных деталей - как на переднем, так и заднем планах. К ренессансу все ближе.
Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем на троне с четырьмя ангелами, фрагмент. 1460-1470.
Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем на троне с четырьмя ангелами, фрагмент. 1460-1470.
Маттео ди Джованни (ок.1430-1495) был широко известен и имел успех при жизни, но затем его надолго забыли. Он оставил довольно большое художественное наследие, рассыпанное по итальянским церквям, музеям и иностранным коллекциям. Особенно хороши его Мадонны!
Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем, святыми Иоанном Евангелистом, Яковом и ангелами. 1480-1490.
Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем, святыми Иоанном Евангелистом, Яковом и ангелами. 1480-1490.
.
Маттео ди Джованни. Поклонение пастухов. Часть алтарного образа.
Маттео ди Джованни. Поклонение пастухов. Часть алтарного образа.
.
Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем и святыми Иеронимом и Франциском.
Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем и святыми Иеронимом и Франциском.
.
Бернардино Фунгаи (1460-1516). Мадонна дель Латте со святым Иеронимом и ангелом, фрагмент. 1490-1499.
Бернардино Фунгаи (1460-1516). Мадонна дель Латте со святым Иеронимом и ангелом, фрагмент. 1490-1499.
.
Содома (1477-1549). Снятие с креста. 1510-1513.
Содома (1477-1549). Снятие с креста. 1510-1513.
Крупные сиенские художники 16-го века — Доменико Беккафуми и Содома - работали уже в другом стиле, который определяется как маньеризм.
Содома. Рождество Христа с ангелом и Святым Иоанном. 1504-1505.
Содома. Рождество Христа с ангелом и Святым Иоанном. 1504-1505.
Значимость Содомы, в частности, подтверждается тем, что он был приглашен расписывать виллу Фарнезина в Риме (создав там замечательную фреску «Бракосочетание Александра и Роксаны»), а также для оформления Оратория св. Бернардина в Сиене, где мы до сих пор любуемся фресками со сценами жития Марии. Содома, как и Беккафуми, готовил картоны (шаблоны) для выполнения напольных инкрустаций в сиенском Дуомо.
Беккафуми (1486-1551). Триптих Троицы. Слева - святые Козьма и Иоанн Креститель. Справа - святые Иоанн Евангелист и Дамиан. 1513.
Беккафуми (1486-1551). Триптих Троицы. Слева - святые Козьма и Иоанн Креститель. Справа - святые Иоанн Евангелист и Дамиан. 1513.
.
Беккафуми. Один из картонов для напольной инкрустации сиенского собора. 1529-1531.
Беккафуми. Один из картонов для напольной инкрустации сиенского собора. 1529-1531.
.
Беккафуми. Богоматерь с младенцем. 1515 г.
Беккафуми. Богоматерь с младенцем. 1515 г.
Уже совсем другая Мадонна, хотя художник - сиенский. К этому времени в живописи утвердился ренессанс. Сиенская школа осталась в истории.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Болонья: Пьяцца Маджоре
  27. Болонья учёная
  28. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  29. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  30. Болонья — город портиков
  31. Болонья: Национальная пинакотека
  32. Болонья: музей Средневековья
  33. Равенна римская
  34. Равенна готская
  35. Равенна византийская
  36. Парма: по следам Корреджо
  37. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  38. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  39. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому