Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 19:23
.
Фотоальбом

Болонья: Национальная пинакотека

iPhone XS, iPhone 12 Pro
28 42

Это один из главных художественных музеев Северной Италии. Его коллекция начала формироваться в 1760-х годах на основе работ, поступавших из болонских церквей и монастырей. Массовое же пополнение собрания этого музея произошло в 1796-1815 гг., после того, как  в город вошел Наполеон и ликвидировал там папское господство. В результате собственность церкви была тогда конфискована и десятки монастырей закрыты, а живопись оттуда поступила в пинакотеку.  

В музее доминируют работы, объединяемые понятием «болонская школа живописи». Этим термином - «болонская школа» - обычно объединяют несколько поколений художников, работавших в Болонье и прилегающих к ней регионах Эмилии-Романьи в 16-18 веках и соперничавших с другими художественными центрами Италии — Флоренцией, Венецией и Римом. И хотя Болонья не дала миру общепризнанных гениев масштаба Микеланджело, Рафаэля и Тициана, тем не менее,  созданная в 1585 году братьями Карраччи Болонская Академия сыграла выдающуюся роль, открыв путь академизму в европейском искусстве.

Прежде, в течение многих веков, живописи традиционно обучались у отдельных мастеров, которые брали способных учеников и делились с ними своими умениями и знаниями.  В Болонской же Академии, вместо цеховой выучки у отдельных художников, живописцев стали готовить  по единой разработанной педагогической системе.  В Академии преподавали: анатомию, перспективу, архитектуру, историю, мифологию, рисование с античных слепков и с натуры и, наконец, практику живописи. Болонская Академия была в этом первопроходцем, хотя сейчас такая методика обучения художников общепризнана и широко распространена в разных странах.

Выпускники Болонской академии хорошо знали искусство старых мастеров, в совершенстве владели техникой живописи, умело обращались и с карандашом,  и  с кистью, понимали значение тонов, знали законы перспективы. «Вот почему, — как сказал  Луиджи Ланци (первый официальный историк итальянской живописи), - болонская школа,  позже других явившаяся на свет, может быть поставлена первой в деле художественного образования».

Братья Карраччи, основавшие в 1585 году Академию,  не искали новых путей; они желали лишь путем глубокого изучения шедевров старых  мастеров  научить своих учеников всем лучшим качествам классической живописи. Так что по сути своей болонская школа – эклектическая. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, Академия учила своих студентов создавать идеализированные образы,  выбирать далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории).

Славу болонской школе принесли такие мастера как братья Карраччи (Лодовико, Аннибале и Агостино), Гвидо Рени, Гвэрчино. И хотя их имена не такие уж громкие, «притененные» именами гениев Возрождения, но все эти болонцы – выдающиеся живописцы, чьи работы представлены в самых лучших мировых художественных музеях. Для справки: в России Императорская Академия художеств была учреждена в 1757 году. Некоторые известные российские художники-академисты: Александр Иванов, Федор Бруни, Константин Маковский, Генрих Семирадский, Карл Брюллов, Иван Айвазовский.

Хотя к болонской школе чаще всего относят ее мастеров 16-17 века, тем не менее,  многие местные живописцы (Витале да Болонья, Псевдо-Якопино, Симоне деи Крочифисси и др.)  заняли видное место в искусстве еще в 14-15  веках.  Их работы уже в то время  выделялись острой характерностью, динамикой и экспрессией образов.  Они смело отошли от византийской манеры религиозной живописи с ее статичными позами  и неподвижными, обращенными в себя взглядами персонажей.  Некоторые работы болонцев того периода нам очень понравились своей оригинальностью и выразительностью.

Таким образом, экспозицию этого музея условно можно разделить на две части: работы болонских мастеров 14-15 веков, которые «академиев не кончали»; и живопись 16-18 веков авторства выпускников Болонской Академии. Начнем с первой группы мастеров.

Витале да Болонья «Святой Георгий, побеждающий дракона». Около 1330 – 1335.
Витале да Болонья «Святой Георгий, побеждающий дракона». Около 1330 – 1335.
Именно от этого изображения принято вести начало местной художественной школы. На этом полотне, пожалуй, главный "герой" - конь с особенно изысканным изгибом его туловища, чётко передающего динамику победного удара святого. Пропорции у персонажей неклассические, но какая выразительность!
Витале да Болонья. «Иисус в благочестии, вместе со святыми аббатом Антонием и Кристофором». Ок. 1355.
Витале да Болонья. «Иисус в благочестии, вместе со святыми аббатом Антонием и Кристофором». Ок. 1355.
Из монастыря Сан-Джованни Баттиста.
А это зал с фресками из легендарной церкви Святой Апполонии, или Меццаратта, построенной в 12 веке.  Как минимум 10 живописцев  с 1338 по 1380 гг. декорировали эту церковь, включая Витале да Болонья и его последователей. Снимать эти фрески начали в 1949 году, поскольку они погибали под штукатуркой и под воздействием влажности, а в Болонскую пинакотеку перенесли в специально построенные для этих фресок залы.
А это зал с фресками из легендарной церкви Святой Апполонии, или Меццаратта, построенной в 12 веке. Как минимум 10 живописцев с 1338 по 1380 гг. декорировали эту церковь, включая Витале да Болонья и его последователей. Снимать эти фрески начали в 1949 году, поскольку они погибали под штукатуркой и под воздействием влажности, а в Болонскую пинакотеку перенесли в специально построенные для этих фресок залы.
Витале да Болонья. Рождество. Середина 14-го века. Фрагмент.
Витале да Болонья. Рождество. Середина 14-го века. Фрагмент.
Несмотря на существенные повреждения этой фрески, невозможно не обратить внимание на исключительную экспрессивность изображенных персонажей. Справа поклоняются пастухи, слева веселятся девы (и нет уверенности, что праведные). Ангелы в нижней части фрески умиляются. Суровый Иосиф выливает в таз очередной кувшин с теплой водой, а Мадонна пробует, хороша ли ее температура для купания Младенца.
Фрески из церкви Меццаратта.  Библейские сюжеты, но очень живые и экспрессивные. Моисей, конечно, узнается без проблем (рожки выдают).  Персонажи, которых Моисей вогнал в землю (справа), - это братья Дафан и Авирон, восставшие вместе с левитом Кореем против Моисея и Аарона (сюжет Пятикнижия).
Фрески из церкви Меццаратта. Библейские сюжеты, но очень живые и экспрессивные. Моисей, конечно, узнается без проблем (рожки выдают). Персонажи, которых Моисей вогнал в землю (справа), - это братья Дафан и Авирон, восставшие вместе с левитом Кореем против Моисея и Аарона (сюжет Пятикнижия).
Фреска анонимного автора, получившего у экспертов имя Псевдо-Якопино. "Св. Иаков в битве при Клавихо". 1315-1320. Речь на фреске - о сражении, произошедшем в 844 г. в ходе Реконкисты между войсками короля Рамиро I Астурийского и эмира Абд ар-Рахмана II. По легенде, в день битвы христианскую дружину возглавил апостол Иаков на белом коне, и мусульмане были разбиты. Так возникла легенда о Святом Иакове-Мавробойце, и самое известное в мире паломничество - в Сантьяго-де-Компостела.
Фреска анонимного автора, получившего у экспертов имя Псевдо-Якопино. "Св. Иаков в битве при Клавихо". 1315-1320. Речь на фреске - о сражении, произошедшем в 844 г. в ходе Реконкисты между войсками короля Рамиро I Астурийского и эмира Абд ар-Рахмана II. По легенде, в день битвы христианскую дружину возглавил апостол Иаков на белом коне, и мусульмане были разбиты. Так возникла легенда о Святом Иакове-Мавробойце, и самое известное в мире паломничество - в Сантьяго-де-Компостела.
Псевдо-Якопино. Коронация Богородицы и ангелы. 1320-1325.
Псевдо-Якопино. Коронация Богородицы и ангелы. 1320-1325.
Этого художника многие специалисты ставят по крайней мере вровень с Витале де Болонья.
Джотто ди Бодоне. Полиптих.  Ок.1330.
Джотто ди Бодоне. Полиптих. Ок.1330.
Единственная работа Джотто в музее и одна из трех картин, подписанных мастером. Его имя на основании трона Девы Марии написано золотыми буквами. Джотто не был болонцем, но выполнил эту фреску для одной из часовен Болоньи.
Джотто ди Бодоне. Полиптих. Ок.1330. Фрагмент.
Джотто ди Бодоне. Полиптих. Ок.1330. Фрагмент.
Не уверены, что эта работа относится к числу лучших у Джотто, но Джотто есть Джотто. Шея Мадонны здесь полностью закрыта - очень популярный в то время способ ношения платка, который, как ни странно, почти не отражен в живописи.
Один из залов пинакотеки с живописью 14-15 веков.
Симоне деи Крочифисси (ок.1330-1399). Полиптих
Симоне деи Крочифисси (ок.1330-1399). Полиптих "Коронование Марии". Ок. 1365.
В последней четверти 14-го века этот мастер был лидером в Болонье по созданию деревянных алтарей для местных церквей и для индивидуальных заказчиков.
Симоне деи Крочифисси. Полиптих
Симоне деи Крочифисси. Полиптих "Коронование Марии". Ок. 1365. Фрагмент.
Вполне себе "сиенская" работа с обилием золота и тонкостью декорирования!
Симоне деи Крочифисси. Распятие Христа. 1365-1370.
Симоне деи Крочифисси. Распятие Христа. 1365-1370.
Деи Крочифисси («Распятия») - это артистическая фамилия художника, данная ему за его «способность рисовать великие изображения Искупителя, прибитого ради нас к кресту».
Симоне деи Крочифисси. Еще один полиптих
Симоне деи Крочифисси. Еще один полиптих "Коронование Марии". Ок. 1385-1390.
Симоне деи Крочифисси. Полиптих
Симоне деи Крочифисси. Полиптих "Коронование Марии". Ок. 1385-1390. Фрагмент.
Коронование крупным планом.
Maestro dell’Avicenna. Рай и ад. 1435.
Maestro dell’Avicenna. Рай и ад. 1435.
Очень напоминает знаменитую фреску в соборе Сан-Петронио в Болонье. Мы о ней подробно рассказали здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_39185
Пьетро ди Джованни Лианори (?). Дева Мария и Святой Антоний Аббат. 1430/1440.
Пьетро ди Джованни Лианори (?). Дева Мария и Святой Антоний Аббат. 1430/1440.
Слева направо: Свв. Маргарита, Антонио Аббат, Джакомо, Мадонна с Младенцем, Свв. Бартоломео, Кристофор и Себастьан. Антонио Аббат - христианский монах из Египта, также известный как Отец всех монахов. Что-то здесь художник напортачил с женской анатомией:).
Джованни Марторелли. Полиптих из монастыря в Монтевельо. 1460.
Джованни Марторелли. Полиптих из монастыря в Монтевельо. 1460.
Очень оригинальная и малоизвестная работа. Св. Себастьян слева очень напоминает его латиноамериканские изображения. Но до открытия Америки - еще несколько десятков лет!
Джованни Марторелли. Полиптих из монастыря в Монтевельо. 1460. Фрагмент пределлы.
Джованни Марторелли. Полиптих из монастыря в Монтевельо. 1460. Фрагмент пределлы.
Смотрите, какие выразительные и абсолютно неканонические персонажи! Дева Мария, Иоанн Богослов и Христос в центре.
Джованни Марторелли. Полиптих из монастыря в Монтевельо. 1460. Фрагмент пределлы.
Джованни Марторелли. Полиптих из монастыря в Монтевельо. 1460. Фрагмент пределлы.
Апостолы Пётр и Павел
Амико Аспертини (1475-1552). Святое семейство. Ок. 1515.
Амико Аспертини (1475-1552). Святое семейство. Ок. 1515.
У Иосифа, похоже, проблемы со слухом:)
Амико Аспертини. Святое семейство. Ок. 1515.
Амико Аспертини. Святое семейство. Ок. 1515.
Фрагмент с Девой Марией.
Антонио и Бартоломео Виварини. Полиптих. Мадонна с Младенцем на троне и святыми. 1450.
Антонио и Бартоломео Виварини. Полиптих. Мадонна с Младенцем на троне и святыми. 1450.
Это венецианские художники, но работа выполнена для Болоньи.
Антонио и Бартоломео Виварини. Полиптих. Мадонна с Младенцем на троне и святыми. 1450. Фрагмент.
Антонио и Бартоломео Виварини. Полиптих. Мадонна с Младенцем на троне и святыми. 1450. Фрагмент.
Это тот самый нечастый случай, когда святые более выразительны, чем Дева Мария, на наш взгляд. Слева - Св. Гуго Гренобльский, справа - Св. Иероним.
Антонио и Бартоломео Виварини. Полиптих. Мадонна с Младенцем на троне и Святыми. 1450. Фрагмент.
Антонио и Бартоломео Виварини. Полиптих. Мадонна с Младенцем на троне и Святыми. 1450. Фрагмент.
Слева - Св. Иоанн Креститель, справа - Св. Николай Чудотворец.
Никколо ди Либераторе, известный как Л'Алунно. Мадонна на троне и святые. 1482 (?).
Никколо ди Либераторе, известный как Л'Алунно. Мадонна на троне и святые. 1482 (?).
Художник из Умбрии.
Никколо ди Либераторе, известный как Л'Алунно. Мадонна на троне и святые. 1482 (?).
Никколо ди Либераторе, известный как Л'Алунно. Мадонна на троне и святые. 1482 (?).
Фрагмент крупным планом: Св. Франциск и Св. Себастьян рядом с Мадонной.
Никколо ди Либераторе, известный как Л'Алунно.  Благовещение. 1482 (?).
Никколо ди Либераторе, известный как Л'Алунно. Благовещение. 1482 (?).
.
Франческо Франча (1448–1517).  Мадонна с Младенцем и святыми. Около 1490.
Франческо Франча (1448–1517). Мадонна с Младенцем и святыми. Около 1490.
.
Франческо Франча.
Франческо Франча. "Мадонна с Младенцем и святыми". Около 1490.
Фрагмент.
Франческо Франча. Мадонна с Младенцем и святыми. Около 1490.
Франческо Франча. Мадонна с Младенцем и святыми. Около 1490.
Фрагмент. Ну до чего ж хорош этот музицирующий ангел!
Филиппино Липпи (1457−1504). Мистическое обручение Святой Екатерины. 1501.
Филиппино Липпи (1457−1504). Мистическое обручение Святой Екатерины. 1501.
Участниками действа, помимо Богоматери с Младенцем и Св. Екатерины, являются: справа - Св. Павел и Св. Себастьян, а слева - Св. Петр и Св. Иоанн Креститель. До недавнего времени это полотно находилось в одной из капелл базилики Сан-Доминико в Болонье (путеводители и интернет до сих пор настаивают, что картина - в этом храме), теперь передано в пинакотеку.
Филиппино Липпи. Мистический брак Святой Екатерины. 1501.
Филиппино Липпи. Мистический брак Святой Екатерины. 1501.
Фрагмент с Пресвятой Девой и Младенцем.
Перуджино (1445−1523). Мадонна во славе со Св. Иоанном Богословом, Св. Аполлонией, Св. Катериной Александрийской и архангелом Михаилом. Ок. 1500.
Перуджино (1445−1523). Мадонна во славе со Св. Иоанном Богословом, Св. Аполлонией, Св. Катериной Александрийской и архангелом Михаилом. Ок. 1500.
Перуджино был на пике своей популярности в это время. Написанная для болонской церкви Сан-Джованни в Монте, эта работа Перуджино оказала большое влияние на мастеров Болоньи.
Перуджино.
Перуджино. "Мадонна во славе со Св. Иоанном Богословом, Св. Аполлонией, Св. Катериной Александрийской и архангелом Михаилом". Ок. 1500.
Фрагмент с Мадонной и Младенцем.
Рафаэль Санти (1483-1520).  Экстаз Св. Цецилии. 1514.
Рафаэль Санти (1483-1520). Экстаз Св. Цецилии. 1514.
А прямо напротив картины Перуджино в Пинакотеке висит работа его ученика - Рафаэля "Экстаз Св. Цецилии" из той же самой болонской церкви Сан-Джованни в Монте. Идеальный вариант для сравнения учителя и ученика. Влияние Перуджино еще заметно, но рождение нового мастера уже состоялось. Нетрадиционна композиция картины: Цецилия стоит в группе святых, а в ногах у них - натюрморт из музыкальных инструментов как символ покровительства Св. Цецилии музыкантам. Каждый из святых изображен со своим характером и в необычной позе (особо выделим апостола Павла - слева, а также Марию Магдалину, глядящую прямо на нас - справа).
Рафаэль. Портрет Папы Юлия II. 1511-1512.
Рафаэль. Портрет Папы Юлия II. 1511-1512.
Картина находится в коллекции Лондонской Национальной галереи, но в дни нашего пребывания в Болонье экспонировалась в пинакотеке. Исключительный по мастерству психологический портрет!
Рафаэль. Портрет Папы Юлия II. 1511-1512.
Рафаэль. Портрет Папы Юлия II. 1511-1512.
Фрагмент.
Джорджо Вазари (1511-1574). Трапеза Св. Григория. 1540.
Джорджо Вазари (1511-1574). Трапеза Св. Григория. 1540.
Картина написана в Болонье и по своему исполнению она считается одной из лучших у Вазари. Хотя сюжет известный (Св. Григорий трапезничает с нищими и вдруг узнаёт среди них Христа), но Вазари применил здесь смелую пиар-технологию, "вмонтировав" в полотно современных ему героев - своих покровителей. Св. Григория он рисует в обличье Папы Климента VII, а рядом с ним изображает герцога Алессандро Медичи. Однако, в историю Джорджо Вазари вошел по большей части как создатель «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», став по сути основоположником современного искусствоведения.
Просперо Фонтана (1512-1597). Погребение Христа. 1548-1549.
Просперо Фонтана (1512-1597). Погребение Христа. 1548-1549.
Эксперты особо выделяют в этой работе изображенные на переднем плане в виде натюрморта Орудия Страстей (влияние фламандской школы). А в целом в полотне Фонтаны просматривается воздействие Альбрехта Дюрера, Пармиджанино и Джорджо Вазари.
Просперо Фонтана (1512-1597). Поклонение волхвов. Ок. 1569.
Просперо Фонтана (1512-1597). Поклонение волхвов. Ок. 1569.
Одними из наиболее известных учеников Просперо Фонтаны были Людовико и Агостино Карраччи. Поздний стиль Фонтаны был близок к маньеризму. Художественный стиль, который искусствоведы назвали маньеризмом, начал распространяться в 16-м веке. Про него иногда пишут, что «маньеризм — это красота, порождённая надломом». В свою очередь, надлом у людей искусства в тот период возник на фоне глубоких кризисных явлений в обществе, в том числе в связи с наступлением Реформации (а следом - и Контрреформации) церкви. Не будем забывать, что религиозные сюжеты тогда еще составляли основу живописи.
Пармиджанино (1503-1540). Мадонна ди Санта Маргарита. 1527-1530.
Пармиджанино (1503-1540). Мадонна ди Санта Маргарита. 1527-1530.
Пармиджанино не был уроженцем Болоньи, он родился в Парме. Однако в 1527-1530 гг. художник провёл четыре года в Болонье. Это - основная работа болонского периода художника и была им написана для монахинь монастыря Св. Маргариты. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, насколько этот художник не похож на других мастеров эпохи Возрождения. Дело в том, что он работал в стиле маньеризма. Этим несколько уничижительным словом обозначают художественный стиль, для которого характерны неправдоподобные ракурсы и композиции, искажение пропорций персонажей. Маньеризм отличали, с одной стороны, броскость и вычурность живописной манеры, в том числе - изломанность линий и форм, а с другой - рафинированность и утончённость.
Пармиджанино. Мадонна на троне, пророк Захария, Иоанн Креститель и Мария Магдалина. 1530-1533.
Пармиджанино. Мадонна на троне, пророк Захария, Иоанн Креститель и Мария Магдалина. 1530-1533.
Восхищаясь искусством Рафаэля, Пармиджанино в своих работах придерживался иной идеи идеальной красоты. Пармиджанино выработал свой собственный стиль - утонченный и интеллектуальный, в котором гармонично сочетались чувства и новые формы. Картина написана художником в серо-голубых тонах, придающих библейскому сюжету оттенок эфемерности. Неземными выглядят и лица Богоматери и Марии Магдалины. Что бы ни говорили критики о маньеризме, работы Пармиджанино завораживают.
Ну а теперь мы переходим во вторую группу залов музея, где представлены учителя и ученики Болонской Академии. Организованная в 1585 году братьями Карраччи (Лодовико, Аннибале и Агостино), эта Академия вскоре стала в Италии центром художественного образования. Организаторы назвали свое создание «Академией вступивших на правильный путь» (итал. Accademia degli Incamminati). В качестве правильного пути  они рассматривали систематизированное изучение студентами античного искусства и работ великих мастеров Возрождения и освоение лучших особенностей их письма (хотя сейчас это уже не воспринимается нами как новшество).  "Если бы возможно было сочетать в одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджо с энергией Микеланджело, строгость линий в картинах Веронезе с идеальной нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к совершенству", - писал Лодовико Карраччи. Созданием Болонской Академии был открыт путь академизму в европейском искусстве.
Ну а теперь мы переходим во вторую группу залов музея, где представлены учителя и ученики Болонской Академии. Организованная в 1585 году братьями Карраччи (Лодовико, Аннибале и Агостино), эта Академия вскоре стала в Италии центром художественного образования. Организаторы назвали свое создание «Академией вступивших на правильный путь» (итал. Accademia degli Incamminati). В качестве правильного пути они рассматривали систематизированное изучение студентами античного искусства и работ великих мастеров Возрождения и освоение лучших особенностей их письма (хотя сейчас это уже не воспринимается нами как новшество). "Если бы возможно было сочетать в одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджо с энергией Микеланджело, строгость линий в картинах Веронезе с идеальной нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к совершенству", - писал Лодовико Карраччи. Созданием Болонской Академии был открыт путь академизму в европейском искусстве.
Лодовико Карраччи (1555-1619). Благовещенье. 1584.
Лодовико Карраччи (1555-1619). Благовещенье. 1584.
Академизм — направление в искусстве, основанное на строгом соблюдении канонов классицизма в живописи. В переводе с латинского «classicus» означает — «образцовый». Академическими нормами регулировались все детали — начиная от способа наложения мазков, до выбора сюжетов, выстраивания композиции и даже ракурсов тел персонажей.
Лодовико Карраччи. Мадонна с Младенцем и Св. Доминик. 1586-1587.
Лодовико Карраччи. Мадонна с Младенцем и Св. Доминик. 1586-1587.
Несомненным плюсом академического обучения было высокое техническое мастерство выпускников академии, а также полученные ими систематизированное художественное образование и знание основ классического искусства.
Лодовико Карраччи. Мадонна Баргеллини. 1588.
Лодовико Карраччи. Мадонна Баргеллини. 1588.
Главным же минусом академического образования были предлагаемые студентам готовые шаблоны во всём: идеализированные образы, театральный драматизм, догмат канонической формы над содержанием, консервативные сюжеты.
Лодовико Карраччи. Обращение Святого Павла. 1587-1588.
Лодовико Карраччи. Обращение Святого Павла. 1587-1588.
И в этой работе - высочайший стандарт исполнения!
Аннибале Карраччи (1560-1609). Портрет магистрата. 1588-1590.
Аннибале Карраччи (1560-1609). Портрет магистрата. 1588-1590.
А это работа двоюродного брата Лодовико Карраччи - Аннибале. Некоторые эксперты считают именно его самым талантливым из трех братьев. В 1597 г. Аннибале Карраччи был приглашён в Рим для оформления палаццо кардинала Фарнезе фресковой росписью на мифологические сюжеты. Эта 8-летняя работа во дворце принесла художнику настоящую славу, и после своей кончины он удостоился захоронения в римском Пантеоне, рядом с Рафаэлем.
Аннибале Карраччи. Архангел Гавриил и Дева Мария. Благовещенье. 1588.
Аннибале Карраччи. Архангел Гавриил и Дева Мария. Благовещенье. 1588.
Вот такой необычный вариант знаменитого сюжета из двух рядом висящих полотен.
Аннибале Карраччи. Мадонна с Младенцем, Святые Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и Екатерина Александрийская. 1593.
Аннибале Карраччи. Мадонна с Младенцем, Святые Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и Екатерина Александрийская. 1593.
.
Аннибале Карраччи. Христос в терновом венце. 1598-1600.
Аннибале Карраччи. Христос в терновом венце. 1598-1600.
Аннибале Карраччи принимал деятельное участие в педагогической и художественной деятельности Болонской Академии и преподавал там студентам живопись и рисунок. В числе его известных учеников и последователей — Доменикино и Гвидо Рени.
Джованни Антонио Галли, также называемый Ло Спадарино (1585 – 1651). Отречение Петра. 1610-1615.
Джованни Антонио Галли, также называемый Ло Спадарино (1585 – 1651). Отречение Петра. 1610-1615.
Влияние Караваджо очевидно.
Джованни Франческо Гверчино (1591−1666). Св. Себастьян и Св. Ирина. 1619.
Джованни Франческо Гверчино (1591−1666). Св. Себастьян и Св. Ирина. 1619.
Как художник Гверчино сложился под влиянием Лодовико Карраччи, хотя непосредственно в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи, не обучался. Его творчество основано на главных постулатах болонской школы живописи, при этом манера написания полотен чем-то напоминает кисть Караваджо: иррациональное освещение, темный мрачный фон, резкая игра света и тени, крупные фигуры, простонародные типажи.
Гвидо Рени (1575-1642). Портрет Джиневры Поцци - матери художника. 1610-1612.
Гвидо Рени (1575-1642). Портрет Джиневры Поцци - матери художника. 1610-1612.
Рени стал одним из самых знаменитых выпускников Болонской Академии художеств и в последующем - проводником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно Гвидо Рени учился у Аннибале Карраччи, был, как и его учитель, поклонником античности и Рафаэля. После завершения обучения в Академии Рени довольно быстро приобрёл известность и получил приглашение в Рим - для выполнения заказных работ.
Гвидо Рени. Распятие Христа. 1619.
Гвидо Рени. Распятие Христа. 1619.
Слева - скорбящая Дева Мария, справа - Иоанн Богослов. У подножия креста - Мария Магдалина.
Гвидо Рени. Избиение младенцев.1610-11.
Гвидо Рени. Избиение младенцев.1610-11.
В 1601 году Рени переехал в Рим, где он познакомился с работами Караваджо и Рафаэля. Воздействие Караваджо просматривается в нескольких работах Рени, в частности, в "Избиении младенцев". Но, пожалуй, у Рени контраст света и тени помягче. Композиция полотна выстроена абсолютно мастерски: не зря же он учился в Академии! Картина основана на библейском эпизоде Избиения младенцев, описанном в Евангелии от Матфея. В образах несчастных матерей художник дает различные градации чувств — страха, отчаяния, мольбы, безутешного горя. Особенно выразительна фигура матери с младенцем на руках, с криком убегающей от убийцы, занесшего над ней нож.
Гвидо Рени. Самсон-победитель. 1614-1616.
Гвидо Рени. Самсон-победитель. 1614-1616.
Одна из самых известных картин Гвидо Рени. Самсон, храбрый воин Ветхого Завета, изображен на поле битвы, пьющим из ослиной челюсти, с помощью которой он только что убил тысячу филистимлян. Тела побежденных громоздятся вокруг него. Тело и лицо Самсона, достойные античной статуи, тщательно выписаны со всеми анатомическими деталями.
Гвидо Рени. Пьета. 1613-1616.
Гвидо Рени. Пьета. 1613-1616.
Пьета с плачущей Мадонной и Святыми Петронием, Франциском, Домеником, Проколо и Карло Борромео («Пьета Мендикантини»). Многоуровневая композиция снизу начинается с изображения Болоньи, окруженной крепостными стенами и охраняемой ангелами и святыми покровителями. Вверху - Иисус, оплакиваемый Девой Марией. Тело Христа кажется изваянным из мрамора.
Гвидо Рени. Пьета. 1613-1616. Фрагмент.
Гвидо Рени. Пьета. 1613-1616. Фрагмент.
Макет Болоньи 17-го века, изображенный в нижней части картины, у ног Св. Петрония - покровителя города. В городе высятся две большие и много маленьких башен. Одна из них уже тогда была "падающей".
Гвидо Рени. Мадонна с Младенцем и болонские святые. 1630.
Гвидо Рени. Мадонна с Младенцем и болонские святые. 1630.
Алтарная работа написана в связи с эпидемией чумы 1630 года, забравшей 20 тысяч из 70 тысяч жителей Болоньи. Святые покровители Болоньи (Петроний, Франциск, Игнатий, Франциск Ксавьер, Прокул Болонский и Флориан) благодарят Мадонну за спасение города. Сама Болонья, пересекаемая движущимися катафалками, изображена в самом низу, в центре.
Гвидо Рени. Вверху - Христос в терновом венце. Ок.1637. Внизу - Сивилла. 1635-1636.
Гвидо Рени. Вверху - Христос в терновом венце. Ок.1637. Внизу - Сивилла. 1635-1636.
С 1619 года, после смерти Лодовико Карраччи, Гвидо Рени становится главой Болонской Академии, а в 1629 г. избирается руководителем Академии Св. Луки в Риме. Лучшие свои картины живописец отсылал в церкви Болоньи и других городов, что способствовало распространению его влияния. Кроме того, работы Рени много копировали его многочисленные ученики.
Гвидо Рени. Святой Андреа Корсини. 1635-1640.
Гвидо Рени. Святой Андреа Корсини. 1635-1640.
Еще при жизни Гвидо Рени имел большой успех. Позже в течение некоторого времени на художественном Олимпе его ставили даже рядом с Рафаэлем. И только с приходом романтической культуры творчество Рени, как и творчество других представителей болонского академизма, стало восприниматься как период застоя в живописи. Критики академического стиля подчеркивали, что он как бы «консервировал» привычные классические формы и выводил их на уровень непреложного закона - вплоть до отрицания индивидуальности мастера, препятствовал развитию реалистических и других тенденций в искусстве.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Болонья: Пьяцца Маджоре
  27. Болонья учёная
  28. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  29. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  30. Болонья — город портиков
  31. Болонья: Национальная пинакотека
  32. Болонья: музей Средневековья
  33. Равенна римская
  34. Равенна готская
  35. Равенна византийская
  36. Парма: по следам Корреджо
  37. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  38. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  39. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому