Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте
Открыли для себя Сибирь. Масса впечатлений!
Фотоальбом

Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1

39 45

Палаццо Питти (Palazzo Pitti) — самый большой из дворцов во Флоренции. Первоначально (начиная с 1458 года) он служил резиденцией амбициозного флорентийского банкира Луки Питти, затем (с середины 16-го века) — великих герцогов Тосканских (из родов Медичи, а позже — Габсбургов Лотарингских). А после объединения Италии во второй половине 19-го века дворец около 50 лет служил апартаментами итальянских королей. С 1919 года Палаццо Питти — это государственный музей, а точнее — один из самых крупных музейных комплексов Флоренции.

В 140 комнатах дворца, на 32 тыс. кв.м. площади, располагаются пять (на момент написания этого текста) музеев: Палатинская галерея с императорскими и королевскими апартаментами, сокровищница Великих герцогов, Галерея современного искусства, Музей русских икон (с Палатинской часовней), Музей костюма и моды.

Этот фотоальбом посвящен исключительно Палатинской галерее — главному художественному музею этого дворца с совершенно выдающейся коллекцией из более 500 картин преимущественно эпохи Возрождения. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее представлены замечательные работы Тициана, Тинторетто и Джорджоне, Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов. Абсолютное большинство этих работ когда-то были частью частных коллекций Медичи и их преемников.

Палаццо Питти и Галерея Уффици с 2014 года имеют общую администрацию, и видимо, упрощенный и постоянный обмен произведениями искусства. По крайней мере, в Уффици мы видели несколько картин, «прописанных» в Палатинской галерее (например автопортрет Рафаэля и его же двойной портрет четы Дони). В то же время, в Палаццо Питти в это время были представлены несколько работ из фондов Галереи Уффици.

Многие залы дворца, оформленные фресками и лепниной в стиле барокко знаменитым Пьетро да Кортона, уже сами по себе — тоже произведения искусства. И конечно, пышное убранство помещений Палатинской галереи создаёт просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений этого музея. Многочисленные скульптуры, вазы, флорентийская мозаика — все это усиливает впечатления от великолепной живописи.

Одна из особенностей Палатинской галереи — это сохранившаяся с прежних времен развеска картин, служившая чисто декоративным целям и основанная на вкусах прежних владельцев дворца. Так что и сейчас произведения искусства в галерее развешаны в несколько рядов (и в верхнем ряду — не обязательно второстепенные авторы и работы), без соблюдения хронологической последовательности их создания, а также принадлежности к определенным художественным стилям. Сказать по-простому: вперемешку. При подготовке этого фотоотчета мы все-таки придерживались более логичного порядка представления живописных работ, чем прежние владельцы дворца (простите, Медичи&K!).

Помимо дворцовой развески картин, и освещение в галерее (неидеальное, мягко говоря) создает туристу проблемы. Не припомним другого музея, где приходилось так исхитряться в поисках ракурса, чтобы уменьшить блики и отражения на снимках. Во многих случаях это не удалось. Иногда приходилось и обрезать фото, оставляя только главный сюжет картин. Так что не судите строго…

Главный фасад дворца Питти, выходящий на одноименную площадь, протянулся на 205 м. Центральная его часть была построена в 1458-1464 гг., а два боковых крыла добавлены в 18-м веке.
Главный фасад дворца Питти, выходящий на одноименную площадь, протянулся на 205 м. Центральная его часть была построена в 1458-1464 гг., а два боковых крыла добавлены в 18-м веке.
Баччо Бандинелли (1493-1560). Бюст Козимо I Медичи. 1554—1558. Бронза.
Баччо Бандинелли (1493-1560). Бюст Козимо I Медичи. 1554—1558. Бронза.
Бандинелли был придворным мастером герцога Козимо I Медичи, а после отбытия Микеланджело в Рим — первым скульптором Флоренции, при этом «по совместительству» - главным соперником и заклятым врагом Бенвенуто Челлини.
Пьетро да Кортона. «Триумф Медичи».  1643-1647.
Пьетро да Кортона. «Триумф Медичи». 1643-1647.
Потолочная фреска в Зале Марса.
В центре - скульптура Милосердие воспитующее авторства Лоренцо Бартолини (1777-1850). Мрамор. 1824.
В центре - скульптура Милосердие воспитующее авторства Лоренцо Бартолини (1777-1850). Мрамор. 1824.
Интерьеры Палатинской галереи.
Один из интерьеров в Палатинской галерее.
Один из интерьеров в Палатинской галерее.
В центре - монументальная ваза высотой 2м. Севрский фарфор. 1784.
Во дворце Питти - дворцовая (в 2-3-4 ряда) развеска картин...Даже на этом фото видно, как бликуют многие полотна...
Во дворце Питти - дворцовая (в 2-3-4 ряда) развеска картин...Даже на этом фото видно, как бликуют многие полотна...
Филиппо Липпи (1406–1469). Мадонна с Младенцем и сцены жизни Св. Анны. 1452–1453.
Филиппо Липпи (1406–1469). Мадонна с Младенцем и сцены жизни Св. Анны. 1452–1453.
Младенец показывает Матери кроваво-красное зернышко граната — символа его будущей искупительной жертвы.
Филиппо Липпи. Мадонна с Младенцем и сцены жизни Св. Анны, фрагмент.
Филиппо Липпи. Мадонна с Младенцем и сцены жизни Св. Анны, фрагмент.
На заднем плане - две сцены из жизни Св. Анны - матери Мадонны: встреча с мужем, Св. Иоакимом, у Золотых ворот Иерусалима (справа) и рождение Марии (слева).
Сандро Боттичелли (1445–1510). Портрет молодой женщины, фрагмент. Около 1485.
Сандро Боттичелли (1445–1510). Портрет молодой женщины, фрагмент. Около 1485.
Это традиционное для итальянской портретной живописи изображение в профиль, характерное для периода раннего Возрождения.
Пьетро Перуджино (1450-1523). Мадонна, ангел и маленький Иоанн Креститель, поклоняющиеся Христу (Мадонна дель Сакко). 1490-е.
Пьетро Перуджино (1450-1523). Мадонна, ангел и маленький Иоанн Креститель, поклоняющиеся Христу (Мадонна дель Сакко). 1490-е.
*
Пьетро Перуджино (1450-1523). Оплакивание Христа (Снятие с креста), 1495.
Пьетро Перуджино (1450-1523). Оплакивание Христа (Снятие с креста), 1495.
Эту картину относят к лучшим работам мастера. Многофигурная композиция составлена очень умело. В центре - Пресвятая Дева держит одну из рук Иисуса, с жалостью глядя на него. Над ней изображена Мария Магдалина в ярко-красных одеждах, образующая одну из трех вершин идеального треугольника (остальные - Иосиф, слева, за спиной Христа, и Никодим - справа, у ног Христа). На заднем плане изображен умиротворяющий пейзаж - на контрасте с драматизмом сюжета картины.
Фра Бартоломео (1472-1517). Оплакивание Христа. 1512.
Фра Бартоломео (1472-1517). Оплакивание Христа. 1512.
Считается, что эта работа доминиканского монаха была вдохновлена одноименной картиной Перуджино (см. выше).
Рафаэль Санти (1483–1520). Мадонна с Младенцем (Мадонна дель Грандука). Около 1505.
Рафаэль Санти (1483–1520). Мадонна с Младенцем (Мадонна дель Грандука). Около 1505.
Во время своего пребывания во Флоренции молодой Рафаэль создал около полутора десятков Мадонн с Младенцем. Это одна из них, получившая второе название по титулу ее владельца — Фердинанда III Лотарингского, эрцгерцога («granduca») Тосканского. Гармония и естественность. Шедевр на все времена!
Рафаэль Санти (1483–1520). Портрет беременной женщины. Около 1505.
Рафаэль Санти (1483–1520). Портрет беременной женщины. Около 1505.
Долгое время этот портрет приписывался неизвестному художнику. Ныне большинство искусствоведов считают, что автор работы - Рафаэль. Изображения беременных женщин были необычны в эпоху Возрождения.
Рафаэль Санти (1483–1520). Мадонна в кресле. Около 1513.
Рафаэль Санти (1483–1520). Мадонна в кресле. Около 1513.
Рафаэля можно назвать «мастером Мадонн», так как он создал более сорока картин с изображением Девы Марии. Все они разные, все прекрасны. Но «Мадонну в кресле» специалисты выделяют особо.
Рафаэль Санти (1483–1520). Мадонна в кресле. Около 1513.
Рафаэль Санти (1483–1520). Мадонна в кресле. Около 1513.
Автор знаменитой «Истории искусства» Эрнст Гомбрих писал, что Рафаэль в этой работе сумел соединить в гармоничное целое круговую схему композиции (тондо) с натуральностью и нежностью материнских объятий.
Рафаэль Санти (1483–1520). Мадонна с Младенцем и святыми (Мадонна с окном). Около 1513.
Рафаэль Санти (1483–1520). Мадонна с Младенцем и святыми (Мадонна с окном). Около 1513.
Слева от Младенца - сидящая Св. Елизавета (мать Иоанна Крестителя, также присутствующего на полотне). Выше - Св. Екатерина Александрийская, которая протягивает Христу указательный палец. Это распространённый сюжет мистического обручения Св. Екатерины с Небесным Женихом.
Рафаэль Санти (1483–1520). Портрет Томмазо Ингирами. Около 1515.
Рафаэль Санти (1483–1520). Портрет Томмазо Ингирами. Около 1515.
Томмазо Ингирами — ученый-гуманист, писатель, хранитель папской библиотеки в Ватикане. Поэтому на переднем плане - орудия его труда (бумага и перо, книги). Томмазо Ингирами страдал косоглазием, но Рафаэль «удачно обыграл» этот его физический недостаток, направив взгляд героя вправо и вверх.
Рафаэль Санти и помощники. Портрет кардинала Биббиены. Около 1516.
Рафаэль Санти и помощники. Портрет кардинала Биббиены. Около 1516.
Работая над портретами, Рафаэль, даже при использовании одинакового композиционного приема — поясного изображения модели с разворотом в три четверти — и схожий колорит, достигал удивительного разнообразия образов. Вот и этот портрет совсем не похож на предыдущий.
Рафаэль Санти (1483–1520). Донна Велата (Дама с вуалью). Около 1512-1515.
Рафаэль Санти (1483–1520). Донна Велата (Дама с вуалью). Около 1512-1515.
Это один из самых известных женских портретов Рафаэля. Большинство исследователей сходятся во мнении, что моделью для этой картины послужила Форнарина – легендарная возлюбленная Рафаэля. Помимо прелестного женского лица, невозможно не обратить внимания на виртуозно выписанный изумительный наряд героини. Название картины происходит от одной из деталей ее наряда — спускающейся с головы вдоль плеч вуали (итал. «velata» — «окутанная вуалью»).
Рафаэль Санти (1483–1520). Видение пророка Иезекииля. Около 1518.
Рафаэль Санти (1483–1520). Видение пророка Иезекииля. Около 1518.
Картина посвящена одной из глав Библии, в которой рассказано о видении иудейскому пророку Иезекиилю. Его крохотную фигуру Рафаэль поместил в нижней левой части полотна, направив на него яркий луч света. Среди огня и сияния Иезекииль рассмотрел священную группу, включающую орла, ангела, льва и быка (изображающих четверых евангелистов). Над ними - Бог-Отец, окруженный двумя херувимами.
Рафаэль Санти (1483–1520). Молодой человек с яблоком. Около 1504.
Рафаэль Санти (1483–1520). Молодой человек с яблоком. Около 1504.
Один из ранних портретов работы Рафаэля, изображающий, как предполагают, 14-летнего Франческо Марию делла Ровере, усыновленного герцегом Урбино. Это одна из картин, как и следующие две, с постоянной «пропиской» в Уффици.
Рафаэль Санти (1483–1520). Портрет Перуджино. Около 1504-1508.
Рафаэль Санти (1483–1520). Портрет Перуджино. Около 1504-1508.
Рафаэль, как известно, был учеником Перуджино. Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние, особенно на раннем этапе его творчества.
Рафаэль Санти (1483–1520). Портрет папы Льва Х с двумя кардиналами. Около 1518-1520.
Рафаэль Санти (1483–1520). Портрет папы Льва Х с двумя кардиналами. Около 1518-1520.
Этот групповой портрет, который в свое время произвел фурор, считается одним из величайших портретных полотен 16-го века. В центре картины - фигура папы Льва Х. Рафаэль даже не пытается идеализировать черты полноватого понтифика, а вместо этого создает психологический портрет могущественного политического и духовного лидера в минуты сомнений. Папа недоволен и обеспокоен, что не удивительно: на фоне рутинных интриг и происков соперников в тот период у него появился новый серьезный враг - Мартин Лютер, активно критиковавший Льва Х за массовую торговлю индульгенциями.
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва Х с двумя кардиналами, фрагмент.
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва Х с двумя кардиналами, фрагмент.
Про изумительное мастерство, с которым написан этот шедевр, лучше всего сказал Джорджо Вазари: «...Здесь и пушистая ворсистость бархата, и звонкие шелестящие переливы атласа на папе, и нежный трепет шерстинок на меховой опушке, и золото и шелк, изображенные так, что это уже не краски, а доподлинное золото и шелк...»
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва Х с двумя кардиналами, фрагмент.
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва Х с двумя кардиналами, фрагмент.
Джорджо Вазари продолжает: «...Здесь же и пергаментная книга с миниатюрами, которая живей самой жизни, и несказанно прекрасный серебряный колокольчик».
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва Х с двумя кардиналами, фрагмент.
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва Х с двумя кардиналами, фрагмент.
Слева от папы - кардинал Джулио де Медичи (будущий папа Климент VII), а тот, что справа - кардинал Луиджи де Росси, приходившийся кузеном двум другим изображенным. «И в числе всего прочего, здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы, и плечи самого папы, и окружающее его помещение; и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше» (Джорджо Вазари).
Себастьяно дель Пьомбо (ок.1485-1547). «Ecce Homo (Се человек)». 16-й век.
Себастьяно дель Пьомбо (ок.1485-1547). «Ecce Homo (Се человек)». 16-й век.
Википедия называет Пьомбо «итальянским живописцем высокого Возрождения, сочетавшим колорит венецианской школы с монументальностью римской школы». После смерти своего соперника Рафаэля стал основным получателем художественных заказов римского понтифика.
Андреа дель Сарто (1486-1530). Диспут о Троице. Около 1517.
Андреа дель Сарто (1486-1530). Диспут о Троице. Около 1517.
Картина была написана по заказу монахов-августинцев. Именно поэтому на ней изображен Св. Августин (стоит крайний слева), основатель вышеупомянутого ордена и автор знаменитого трактата «О Троице», ведущий дискуссию с Петром-мучеником (он - с книгой в руках и в рясе доминиканца). С решеткой своего мученичества - Св. Лаврентий, крайний справа - Франциск Ассизский (в рясе своего ордена и со стигматами). Святая Троица изображена в верхней части картины. На переднем плане, сидящие к нам спиной - Св. Себастьян и Мария Магдалина.
Андреа дель Сарто (1486-1530). Святой Иоанн Креститель в детстве. Около 1525.
Андреа дель Сарто (1486-1530). Святой Иоанн Креститель в детстве. Около 1525.
Креститель изображен в героической позе - по образцу классических скульптур. На переднем плане, справа внизу - простой крест из связанного тростника. В правой руке у Иоанна - чаша, с помощью которой он совершал крещение.
Джорджоне (1478–1510). Три возраста. Около 1500.
Джорджоне (1478–1510). Три возраста. Около 1500.
Хотя замысел автора достоверно неизвестен, распространена точка зрения, что вероятно на картине изображен один и тот же человек, представленный в три момента его жизни. В этом аллегорическом групповом портрете умудренный жизненным опытом персонаж пытливо смотрит в сторону зрителя, приглашая поразмышлять на тему Времени в человеческой жизни.
Тициан (ок. 1488–1576). Концерт (или Прерванный концерт). Около 1510.
Тициан (ок. 1488–1576). Концерт (или Прерванный концерт). Около 1510.
Это одна из ранних работ Тициана, вдохновленная, как считают, картиной Джорджоне «Три возраста» (см. выше). Даже если это и не так, оба полотна - про Время и Судьбу, которые однажды прерывают исполняемый человеком «концерт». Авторство Тициана стало общепризнанным только после реставрации картины в 1976 году. Лица молодого человека слева и стоящего справа монаха - не самые выразительные. Зато блестяще написан центральный персонаж. Вероятно, Тициан запечатлел конкретного человека, проявив мастерство, составившее ему славу одного из лучших портретистов в европейской живописи.
Тициан (ок. 1488–1576). Мужской портрет. Ок. 1520.
Тициан (ок. 1488–1576). Мужской портрет. Ок. 1520.
На холсте изображен кто-то из братьев Мости — семейства, которое было связано с фамилией феррарских правителей д'Эсте. Внешняя и духовная красота персонажа в союзе с великолепным мастерством художника!
Тициан (ок. 1488–1576). Кающаяся Мария Магдалина. После 1530.
Тициан (ок. 1488–1576). Кающаяся Мария Магдалина. После 1530.
Художник не раз обращался к этому образу. Самое известное полотно серии, написанное мастером в 1560-х, хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Образ на данной картине экспрессивнее внешне, чем петербургский, поскольку писал его художник, будучи на четверть века моложе.
Тициан (ок. 1488–1576). Женский портрет («La bella»). Около 1536.
Тициан (ок. 1488–1576). Женский портрет («La bella»). Около 1536.
Имя изображенной на этом полотне, получившем условное название «La bella» («Красавица»), неизвестно. Однако лицо этой девушки узнаваемо и на других картинах Тициана разных лет. Так что, скорее всего, это — собирательный образ, отражающий эталон женской красоты художника.
Тициан (ок. 1488–1576). Портрет молодого англичанина. Около 1540–1545.
Тициан (ок. 1488–1576). Портрет молодого англичанина. Около 1540–1545.
Личность изображенного не установлена, хотя есть три кандидата на эту роль, и все - англичане. Отсюда и условное название работы.
Тициан (ок. 1488–1576). Портрет Пьетро Аретино. 1545.
Тициан (ок. 1488–1576). Портрет Пьетро Аретино. 1545.
Тициан поддерживал с этим одаренным литератором дружеские отношения на протяжении трех десятилетий. На портрете Аретино выглядит монументально — именно так он и желал себя видеть. Величественный и надменный вид, роскошные бархатные одеяния, тяжелая золотая цепь уделают его похожим на богатого вельможу, хотя он был выходцем из низов.
Тициан. Папа Юлий II. 1545-46.
Тициан. Папа Юлий II. 1545-46.
Это великолепная копия со знаменитого портрета кисти Рафаэля. Оригинал картины Рафаэля находится в Лондоне, ну а это - копия, но не авторская, а Тициана. И какая копия!
Тициан (ок. 1488–1576) и помощники. Портрет короля Филиппа II, фрагмент. Около 1550.
Тициан (ок. 1488–1576) и помощники. Портрет короля Филиппа II, фрагмент. Около 1550.
*
Тициан (ок. 1488–1576) и помощники. Мадонна Мизерикордия (Мадонна милосердия). 1573.
Тициан (ок. 1488–1576) и помощники. Мадонна Мизерикордия (Мадонна милосердия). 1573.
Богоматерь покрывает своим плащом собравшихся вокруг коленопреклоненных членов знатной венецианской фамилии, заказавшей художнику картину. Таким образом Мадонна демонстрирует им своё заступничество.
Тициан (ок. 1488–1576). Портрет Ипполито Медичи, фрагмент. 1533.
Тициан (ок. 1488–1576). Портрет Ипполито Медичи, фрагмент. 1533.
*
Тициан (ок. 1488–1576). Христос Спаситель. Около 1533.
Тициан (ок. 1488–1576). Христос Спаситель. Около 1533.
*

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  15. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  16. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  17. Флоренция: Галерея Академии
  18. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  19. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  20. Национальный музей Барджелло
  21. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  22. Лукка: город в тени Пизы
  23. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  24. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  25. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  26. Сиена: пинакотека города Мадонны
  27. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  28. Прогулка по Сиене
  29. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  30. Болонья: Пьяцца Маджоре
  31. Болонья учёная
  32. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  33. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  34. Болонья — город портиков
  35. Болонья: Национальная пинакотека
  36. Болонья: музей Средневековья
  37. Равенна римская
  38. Равенна готская
  39. Равенна византийская
  40. Парма: по следам Корреджо
  41. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  42. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  43. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому