Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 8:36
.
Фотоальбом

«Вечные картины». Сделано во Флоренции

Флоренция — Италия Октябрь 2022
iPhone XS
64 47

Говорят, что Микеланджело, увидев мозаики, выполненные флорентийскими мастерами, произнес: «Вечные картины». Этот фоторассказ — для тех, кто и в наши дни восхищается флорентийской мозаикой. Уверены, что посещая художественные музеи в самых разных странах, многие обращали внимание на красивейшие экспонаты (декоративные панно, столешницы, шкафчики и т. д.), оформленные рисунками из камня.

Видели их и мы, но очень долго не знали, как называется эта техника декорирования. Но находясь во Флоренции прошлой осенью, мы почти случайно попали в музей, посвященный исключительно этому искусству (Museo Opificio delle Pietre Dure). И даже после этого словосочетание «флорентийская мозаика» (а речь — о ней) как-то не отложилось, поскольку итальянцы этим термином (что по-итальянски должно было бы звучать как mosaico fiorentino) не пользуются ни в названии этого музея, ни в описаниях к музейным экспонатам.

Только позже, когда мы рассматривали в Туристере фотоальбомы с работами уральских камнерезов, подготовленные нашими екатеринбургскими коллегами (Анна08 и Татьяна Полякова), правильный термин был там нами обнаружен. И захотелось понять, что за ним скрывается, и рассказать о том интересном музее во Флоренции, который из-за дефицита времени или по незнанию многие пропускают.

Искусство мозаики известно с древнейших времен. Ее выполняли во многих странах с использованием разных материалов (в том числе и цветного камня) и разными техниками. Так что разновидность мозаики, придуманная во Флоренции в 16-м веке, родилась «не в чистом поле». Отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой, считают античную технику opus sectile. В итальянских музеях есть несколько совершенно замечательных образцов древних мозаик, выполненных в этой технике.

Доведя до совершенства античную технику opus sectile, мастера из Флоренции создали разновидность мозаики, которую теперь принято называть флорентийской. Отличает ее то, что она фактически имитирует живопись, где в качестве материала используют не краски, а вырезанные по точному шаблону из тонких каменных пластин цветные фрагменты определенной формы и окраски. При этом естественные рисунки и оттенки камня настолько точно подбираются мастером и так тщательно соединяются между собой, что найти даже малейшие швы на этих каменных картинах затруднительно. Это и создает дивный художественный эффект флорентийской мозаики.

Своей популярностью флорентийская мозаика во многом обязана семейству Медичи. В 1588 году Великий герцог Тосканы Фердинандо I Медичи открывает в помещениях Уффици (тогда он еще не был музеем) мастерскую по обработке твердого камня. Главной ее задачей было создание внутреннего убранства усыпальницы семейства Медичи — Cappella dei Principe — в их домовой церкви Сан-Лоренцо. Мастерская в течение более 300 лет выпускала также самые разнообразные декоративные панно, столешницы, орнаментальные вставки для предметов мебели и интерьера, а также мозаики для семейных часовен. Лишь к середине 19-го века этот вид декоративной отделки постепенно начал выходить из моды. Однако традиции флорентийской мозаики к тому времени уже оказались восприняты во многих европейских государствах (включая Россию) и в той или иной форме продолжили свое существование.

Музей флорентийской мозаики (Museo Opificio delle Pietre Dure) мы открыли для себя практически случайно. Озаботившись покупкой билетов в музеи Флоренции, мы обнаружили, что расходы можно оптимизировать, купив комбинированный билет, покрывающий сразу несколько объектов, которые мы и так планировали посетить. Среди них был и этот музей, который расположен буквально за углом той же Галереи Академии. Адрес сайта, продающего билеты в музеи Флоренции, можно найти по этой ссылке. Состав комбинированных билетов меняется по сезонам, так что проверяйте заранее. Билеты в Duomo и в Palazzo Vecchio продают другие сайты.

Существует некоторая путаница в терминологии, вытекающая из языковых особенностей. Итальянцы не пользуются словосочетанием «флорентийской мозаика», а только — «commesso», «рietre dure» или — реже — «сommesso in pietre dure». Термин «commesso» происходит от латинского слова «commеttere», что означает — объединять, соединять. Так что «commesso» можно перевести как «состыкованный». Пользуясь им, итальянцы сразу подразумевают, что речь идет о мозаичной технике сборки (встык) пластинок из поделочных, полудрагоценных камней, придуманный флорентийцами. И термин «рietre dure» тоже трактуется итальянцами как собирательный, объединяющий и материалы (камни), и методы их соединения. Но это они об этом знают, а вся прочая публика обычно отталкивается от буквального перевода.

А прямой перевод итальянского «рietre dure» означает буквально «твердые, полудрагоценные камни», т. е. используемый материал, который применялся в мозаиках с незапамятных времен, и не только итальянцами. Чтобы объединить в один термин и материалы, и придуманные во Флоренции методы их сборки, для непонятливых иностранцев изобрели словосочетание «флорентийская мозаика».

Шкафчик с флорентийской мозаикой. Начало 17-го века. Palazzo Vecchio, Флоренция.
Шкафчик с флорентийской мозаикой. Начало 17-го века. Palazzo Vecchio, Флоренция.
Фрагмент.
Фрагмент.
Столешница с флорентийской мозаикой. Palazzo Pitti, Флоренция.
Столешница с флорентийской мозаикой. Palazzo Pitti, Флоренция.
Столешница с видом на порт Ливорно. 1601-1604. Уффици, Флоренция.
Столешница с видом на порт Ливорно. 1601-1604. Уффици, Флоренция.
Фрагменты столешницы с флорентийской мозаикой. 18-й век. Palazzo Pitti, Флоренция.
Фрагменты столешницы с флорентийской мозаикой. 18-й век. Palazzo Pitti, Флоренция.
Столешница с флорентийской мозаикой. 18-й век. Palazzo Pitti, Флоренция.
Столешница с флорентийской мозаикой. 18-й век. Palazzo Pitti, Флоренция.
Столешница с флорентийской мозаикой. 18-й век. Palazzo Pitti, Флоренция.
Столешница с флорентийской мозаикой. 18-й век. Palazzo Pitti, Флоренция.
Отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой, считают античную технику opus sectile. Тигрица нападает на теленка (техника opus sectile). 1-я четверть 4-го в.н.э. Из Базилики Юния Басса, Рим. Сейчас - в Капитолийских музеях, Рим.
Отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой, считают античную технику opus sectile. Тигрица нападает на теленка (техника opus sectile). 1-я четверть 4-го в.н.э. Из Базилики Юния Басса, Рим. Сейчас - в Капитолийских музеях, Рим.
В итальянских музеях есть несколько совершенно замечательных образцов древних мозаик, выполненных в технике opus sectile, как например, вот этот:  Тигрица нападает на теленка. 1-я четверть 4-го в.н.э. Из Базилики Юния Басса, Рим. Сейчас - в Капитолийских музеях, Рим.
В итальянских музеях есть несколько совершенно замечательных образцов древних мозаик, выполненных в технике opus sectile, как например, вот этот: Тигрица нападает на теленка. 1-я четверть 4-го в.н.э. Из Базилики Юния Басса, Рим. Сейчас - в Капитолийских музеях, Рим.
В технике opus sectile мастера вырезали из каменных пластин каждый фрагмент по своему шаблону («поштучно»), а затем все они плотно подгонялись друг к другу, складываясь в общую картину. Примерно также словами можно описать и действия мастеров, создающих флорентийские мозаики, но степень их совершенства несопоставима.  Голова Гелиоса (техника opus sectile). 3-й в.н.э. Из Колизея, Рим. Сейчас - в Палаццо Массимо, Рим.
В технике opus sectile мастера вырезали из каменных пластин каждый фрагмент по своему шаблону («поштучно»), а затем все они плотно подгонялись друг к другу, складываясь в общую картину. Примерно также словами можно описать и действия мастеров, создающих флорентийские мозаики, но степень их совершенства несопоставима. Голова Гелиоса (техника opus sectile). 3-й в.н.э. Из Колизея, Рим. Сейчас - в Палаццо Массимо, Рим.
Гилас (Hylas) и нимфы (техника opus sectile). 1-я половина 4-го в.н.э. Из Базилики Юния Басса, Рим. Сейчас - в Палаццо Массимо, Рим. Техника opus sectile была популярна в римскую эпоху, позже использовалась в отделке храмов в Византии. А в Средние века разновидности этой техники широко применялись для оформления полов и стен всех важнейших храмов Рима. И не только Рима, и не только в Италии.
Гилас (Hylas) и нимфы (техника opus sectile). 1-я половина 4-го в.н.э. Из Базилики Юния Басса, Рим. Сейчас - в Палаццо Массимо, Рим. Техника opus sectile была популярна в римскую эпоху, позже использовалась в отделке храмов в Византии. А в Средние века разновидности этой техники широко применялись для оформления полов и стен всех важнейших храмов Рима. И не только Рима, и не только в Италии.
Ну а мы возвращаемся к флорентийской мозаике, мастера которой довели до совершенства древнюю античную технику. Панель с совой и другими птицами. Около середины 17-го века. Музей Opificio delle Pietre Dure
Ну а мы возвращаемся к флорентийской мозаике, мастера которой довели до совершенства древнюю античную технику. Панель с совой и другими птицами. Около середины 17-го века. Музей Opificio delle Pietre Dure
Отличает флорентийскую мозаику то, что она фактически имитирует живопись. Но в качестве материала  при этом используют не краски, а вырезанные по точному шаблону из тонких каменных пластин цветные фрагменты определенной формы и окраски.
Отличает флорентийскую мозаику то, что она фактически имитирует живопись. Но в качестве материала при этом используют не краски, а вырезанные по точному шаблону из тонких каменных пластин цветные фрагменты определенной формы и окраски.
Естественные рисунки и оттенки камня настолько точно подбираются мастером и так тщательно соединяются между собой, что найти даже малейшие швы на этих каменных картинах затруднительно.
Естественные рисунки и оттенки камня настолько точно подбираются мастером и так тщательно соединяются между собой, что найти даже малейшие швы на этих каменных картинах затруднительно.
Две панели с вазами с цветами. Начало 17-го века. Музей Opificio delle Pietre Dure.
В поисках подходящих оттенков и рисунков, мастера используют, как правило, сразу несколько разновидностей камней: оникс, яшму, кварц, горный хрусталь, виолан, гелиотроп, перламутр, малахит, чароит, лабрадорит, кахолонг, лазурит, кораллы, мрамор...
Две панели с вазами с цветами. Начало 17-го века. Музей Opificio delle Pietre Dure. В поисках подходящих оттенков и рисунков, мастера используют, как правило, сразу несколько разновидностей камней: оникс, яшму, кварц, горный хрусталь, виолан, гелиотроп, перламутр, малахит, чароит, лабрадорит, кахолонг, лазурит, кораллы, мрамор...
Благовещенье. 1727 г. Музей Opificio delle Pietre Dure. Словосочетание «вечные картины», вынесенное в название этого фоторассказа, приписывается Микеланджело. Якобы, именно так он сказал, увидев флорентийскую мозаику. Но даже если это только легенда, эта характеристика полностью соответствует получаемому результату: каменная мозаика не тускнеет и не выцветает со временем, и хотя старинные флорентийские образцы пережили уже несколько столетий, они по-прежнему сияют первозданными красками.
Благовещенье. 1727 г. Музей Opificio delle Pietre Dure. Словосочетание «вечные картины», вынесенное в название этого фоторассказа, приписывается Микеланджело. Якобы, именно так он сказал, увидев флорентийскую мозаику. Но даже если это только легенда, эта характеристика полностью соответствует получаемому результату: каменная мозаика не тускнеет и не выцветает со временем, и хотя старинные флорентийские образцы пережили уже несколько столетий, они по-прежнему сияют первозданными красками.
Ангел с трубами. Около 1620 г. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Ангел с трубами. Около 1620 г. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Панорамный вид усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) в их домовой церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.  Именно для декорирования этого помещения Фердинандо I Медичи открыл в 1588 году мастерскую по обработке твердого камня.  Это восьмиугольный зал шириной 28 метров, увенчанный восьмигранным куполом. Стены и полы капеллы сплошь облицованы тёмно-пёстрым мрамором с включением полудрагоценных камней.
Панорамный вид усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) в их домовой церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Именно для декорирования этого помещения Фердинандо I Медичи открыл в 1588 году мастерскую по обработке твердого камня. Это восьмиугольный зал шириной 28 метров, увенчанный восьмигранным куполом. Стены и полы капеллы сплошь облицованы тёмно-пёстрым мрамором с включением полудрагоценных камней.
Алтарная часть усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) с флорентийской мозаикой. Церковь Сан-Лоренцо, как и Капелла Медичи — это отдельная тема, заслуживающая самостоятельного рассказа. Здесь мы коснемся только того, что связано с флорентийской мозаикой.
Алтарная часть усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) с флорентийской мозаикой. Церковь Сан-Лоренцо, как и Капелла Медичи — это отдельная тема, заслуживающая самостоятельного рассказа. Здесь мы коснемся только того, что связано с флорентийской мозаикой.
Усыпальница семейства Медичи была очень амбициозным проектом, ее декорирование растянулось на несколько столетий и так и не было завершено. В ней были использованы разные техники работы с камнем, в том числе и флорентийская мозаика. Фрагмент алтарной части.
Усыпальница семейства Медичи была очень амбициозным проектом, ее декорирование растянулось на несколько столетий и так и не было завершено. В ней были использованы разные техники работы с камнем, в том числе и флорентийская мозаика. Фрагмент алтарной части.
Фрагмент интерьера усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) в технике флорентийской мозаики.
Фрагмент интерьера усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) в технике флорентийской мозаики.
Фрагмент интерьера усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) в технике флорентийской мозаики.
Фрагмент интерьера усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) в технике флорентийской мозаики.
Фрагмент интерьера усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) в технике флорентийской мозаики.
Фрагмент интерьера усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) в технике флорентийской мозаики.
Фрагмент интерьера усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) в технике флорентийской мозаики.
Фрагмент интерьера усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe) в технике флорентийской мозаики.
В нижней, цокольной части стен  усыпальницы воспроизведены гербы шестнадцати городов Великого герцогства Тосканского — тоже в технике флорентийской мозаики. Для примера ниже приведем два из них.
В нижней, цокольной части стен усыпальницы воспроизведены гербы шестнадцати городов Великого герцогства Тосканского — тоже в технике флорентийской мозаики. Для примера ниже приведем два из них.
Гербы Флоренции (слева) и Пизы (справа) в усыпальнице семейства Медичи. Флорентийская мозаика.
Гербы Флоренции (слева) и Пизы (справа) в усыпальнице семейства Медичи. Флорентийская мозаика.
Мастерская, открытая Медичи в 1588 году, активно работала, и уже в 17-м веке процветала, создавая не только каменные картины...
Мастерская, открытая Медичи в 1588 году, активно работала, и уже в 17-м веке процветала, создавая не только каменные картины...
... но и столешницы, а также...
... но и столешницы, а также...
...орнаментальные вставки для предметов мебели и интерьера. В 1796 году мастерскую перевели из Уффици в одно из зданий на Виа-дельи-Альфани (Via degli Alfani, 78), и еще целое столетие она продолжала выпускать свои уникальные изделия уже по новому адресу.
...орнаментальные вставки для предметов мебели и интерьера. В 1796 году мастерскую перевели из Уффици в одно из зданий на Виа-дельи-Альфани (Via degli Alfani, 78), и еще целое столетие она продолжала выпускать свои уникальные изделия уже по новому адресу.
Созданию любой  картины из камня предшествует ее рисунок. На его основе позже делают шаблоны, чтобы вырезать из минерала отдельные фрагменты будущей картины. Затем наступает период работы с каменным материалом: отобранные образцы распиливают на  пластины толщиной 2-3 мм. Изучая каменные срезы, мастер решает, из каких частей пластин можно вырезать тот или иной фрагмент будущей картины.
Созданию любой картины из камня предшествует ее рисунок. На его основе позже делают шаблоны, чтобы вырезать из минерала отдельные фрагменты будущей картины. Затем наступает период работы с каменным материалом: отобранные образцы распиливают на пластины толщиной 2-3 мм. Изучая каменные срезы, мастер решает, из каких частей пластин можно вырезать тот или иной фрагмент будущей картины.
Флорентийская мозаика основана на тщательном подборе оттенков камней и использованием их естественного рисунка, появляющегося на срезах. Задача мастера — соединить каменные пластинки таким образом, чтобы цвет и рисунок плавно перетекали с одного кусочка на другой. Прослойки, прожилки, различные включения и примеси в минералах — все учитывается при составлении мозаики. Даже свет и тени образуются на каменных картинах специальным подбором материала. Мастерам известны и секреты работы с отдельными минералами. Если немного нагреть тот же мрамор, цвет его станет розоватым и теплым, а на каменной картине появятся живописные разводы.
Флорентийская мозаика основана на тщательном подборе оттенков камней и использованием их естественного рисунка, появляющегося на срезах. Задача мастера — соединить каменные пластинки таким образом, чтобы цвет и рисунок плавно перетекали с одного кусочка на другой. Прослойки, прожилки, различные включения и примеси в минералах — все учитывается при составлении мозаики. Даже свет и тени образуются на каменных картинах специальным подбором материала. Мастерам известны и секреты работы с отдельными минералами. Если немного нагреть тот же мрамор, цвет его станет розоватым и теплым, а на каменной картине появятся живописные разводы.
Вырезанные из каменных пластин отдельные фрагменты тщательно подгоняют один к другому, а затем наклеивают на подложку. Каменные элементы могут быть любой формы, но собираются они вместе так плотно, что ни швов, ни линий стыка почти не видно.
Вырезанные из каменных пластин отдельные фрагменты тщательно подгоняют один к другому, а затем наклеивают на подложку. Каменные элементы могут быть любой формы, но собираются они вместе так плотно, что ни швов, ни линий стыка почти не видно.
Когда картина собрана, ее полируют.  Поскольку использованные в мозаике минералы имеют разную твердость, различные фрагменты общего полотна полируют отдельно.
Когда картина собрана, ее полируют. Поскольку использованные в мозаике минералы имеют разную твердость, различные фрагменты общего полотна полируют отдельно.
Вот на этих работах из музея Opificio delle Pietre Dure можно в полной мере оценить высший класс мастерства их авторов.
Вот на этих работах из музея Opificio delle Pietre Dure можно в полной мере оценить высший класс мастерства их авторов.
Более трех столетий эти мозаики были популярны по всей Европе: сильные мира сего непременно использовали в декоре своих жилищ роскошные флорентийские «картины из камня». Среди страстных поклонников и покровителей флорентийской мозаики были не только несколько поколений семейства Медичи, но и король Испании Карлос III, габсбургский император Рудольф II, кардинал Мазарини, король Франции Людовик XIV. Лишь к середине 19-го века этот вид декоративной отделки постепенно начал выходить из моды.
Более трех столетий эти мозаики были популярны по всей Европе: сильные мира сего непременно использовали в декоре своих жилищ роскошные флорентийские «картины из камня». Среди страстных поклонников и покровителей флорентийской мозаики были не только несколько поколений семейства Медичи, но и король Испании Карлос III, габсбургский император Рудольф II, кардинал Мазарини, король Франции Людовик XIV. Лишь к середине 19-го века этот вид декоративной отделки постепенно начал выходить из моды.
20 столешниц, изготовленных для продажи флорентийской мастерской в 1880-е годы (как эта и предыдущая), так и остались невостребованными и теперь выставлены в Музее Opificio delle Pietre Dure.
20 столешниц, изготовленных для продажи флорентийской мастерской в 1880-е годы (как эта и предыдущая), так и остались невостребованными и теперь выставлены в Музее Opificio delle Pietre Dure.
Сейчас флорентийская мастерская занимается преимущественно реставрацией изделий из камня (и мозаик — в частности), а также обучением мастеров этого профиля. Ее производственные помещения теперь располагаются в Fortezza da Basso, а в здании на Виа-дельи-Альфани открыт музей. Декоративные панели, выполненные в 1881-82 гг. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Сейчас флорентийская мастерская занимается преимущественно реставрацией изделий из камня (и мозаик — в частности), а также обучением мастеров этого профиля. Ее производственные помещения теперь располагаются в Fortezza da Basso, а в здании на Виа-дельи-Альфани открыт музей. Декоративные панели, выполненные в 1881-82 гг. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Декоративные панели, выполненные в 1881-82 гг. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Декоративные панели, выполненные в 1881-82 гг. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Декоративные панели, выполненные в 1881-82 гг. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Декоративные панели, выполненные в 1881-82 гг. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Декоративные панели, выполненные в 1881-82 гг. Музей Opificio delle Pietre Dure. Музей небольшой, но очень интересный. На первом этаже выделены семь небольших секций, последовательно проходя через которые, можно понять, как искусство флорентийской мозаики менялось во времени.
Декоративные панели, выполненные в 1881-82 гг. Музей Opificio delle Pietre Dure. Музей небольшой, но очень интересный. На первом этаже выделены семь небольших секций, последовательно проходя через которые, можно понять, как искусство флорентийской мозаики менялось во времени.
В этом музее отдана дань и семейству Медичи — создателям и покровителям мастерской по обработке камня. Слева - Козимо I Медичи. Флорентийская мозаика из многоцветного мрамора. Около 1598. Справа - рисунок-модель 1597 года, выполненный Доменико Пассиньяно, который и был воспроизведен в качестве мозаики. Снято косо-криво в поисках ракурса, при котором отражения и блики будут минимальны.
В этом музее отдана дань и семейству Медичи — создателям и покровителям мастерской по обработке камня. Слева - Козимо I Медичи. Флорентийская мозаика из многоцветного мрамора. Около 1598. Справа - рисунок-модель 1597 года, выполненный Доменико Пассиньяно, который и был воспроизведен в качестве мозаики. Снято косо-криво в поисках ракурса, при котором отражения и блики будут минимальны.
Козимо I Медичи. Фрагмент незавершенной статуи для усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe). Сульпторы - Бернардо Буонталенти и Лоренцо Латини. Мрамор и штукатурка. Начало 17-го века. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Козимо I Медичи. Фрагмент незавершенной статуи для усыпальницы семейства Медичи (Cappella dei Principe). Сульпторы - Бернардо Буонталенти и Лоренцо Латини. Мрамор и штукатурка. Начало 17-го века. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Скульптура из красного порфира и белого мрамора, известная как "Умирающий Александр". Козимо I Медичи был большим поклонником порфира и покровительствовал мастерской Франческо Ферручи, где эта скульптура и была изготовлена в конце 16-го века. Музей Opificio delle Pietre Dure.
Скульптура из красного порфира и белого мрамора, известная как "Умирающий Александр". Козимо I Медичи был большим поклонником порфира и покровительствовал мастерской Франческо Ферручи, где эта скульптура и была изготовлена в конце 16-го века. Музей Opificio delle Pietre Dure.
У этого музея есть еще и второй этаж: там представлена, в частности, чудная коллекция камней. Мастерская никогда не ограничивалась только местными ресурсами: закупки минералов производились и в Испании, и в Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Для мастерской была собрана огромная коллекция полудрагоценных камней, запасы которой не исчерпаны и до сегодняшнего дня. Там мы полюбовались красивыми каменными срезами, созданными матушкой-природой. На втором этаже выставлены и инструменты, которыми мастера работали когда-то, создавая свои мозаики. Там же установлен экран, на котором показывают короткий фильм, объясняющий процесс работы над каменными картинами. Конечно, за прошедшие годы инструменты и технологии, используемые при их изготовлении, существенно усовершенствовались. Тем не менее, искусство флорентийской мозаики из-за своей сложности и трудоемкости остается элитарным, которым владеют ограниченное число мастеров в мире. И все же оно живо и продолжает восхищать.
У этого музея есть еще и второй этаж: там представлена, в частности, чудная коллекция камней. Мастерская никогда не ограничивалась только местными ресурсами: закупки минералов производились и в Испании, и в Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Для мастерской была собрана огромная коллекция полудрагоценных камней, запасы которой не исчерпаны и до сегодняшнего дня. Там мы полюбовались красивыми каменными срезами, созданными матушкой-природой. На втором этаже выставлены и инструменты, которыми мастера работали когда-то, создавая свои мозаики. Там же установлен экран, на котором показывают короткий фильм, объясняющий процесс работы над каменными картинами. Конечно, за прошедшие годы инструменты и технологии, используемые при их изготовлении, существенно усовершенствовались. Тем не менее, искусство флорентийской мозаики из-за своей сложности и трудоемкости остается элитарным, которым владеют ограниченное число мастеров в мире. И все же оно живо и продолжает восхищать.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Болонья: Пьяцца Маджоре
  27. Болонья учёная
  28. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  29. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  30. Болонья — город портиков
  31. Болонья: Национальная пинакотека
  32. Болонья: музей Средневековья
  33. Равенна римская
  34. Равенна готская
  35. Равенна византийская
  36. Парма: по следам Корреджо
  37. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  38. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  39. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому