Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 6:27
.
Фотоальбом

Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала

iPhone XS
21 46

Напротив фронтона Дуомо расположен бывший госпиталь Санта Мария делла Скала, возникший в начале 11-го века как приют для пилигримов, направлявшихся в Рим по Дороге франков. Затем он расширил сферу деятельности и стал опекать престарелых, больных и бедных, а также заниматься воспитанием брошенных детей (в основном подкидышей, оставленных на пороге больницы). Детей отдавали кормилицам, а затем содержали до 18 лет, обучая при этом ремеслам. Больница существовала на пожертвования состоятельных горожан и управлялась ректором из их числа.

Это здание фунционировало как медицинское учреждение вплоть до 1980-х гг. Сейчас 2 тыс. кв.м его помещений на нескольких ярусах открыты для посещения как музейный комплекс. Помимо постоянной экспозиции в исторических интерьерах бывшего госпиталя-приюта, здесь можно познакомиться также и с временными выставками. На самом нижнем ярусе ныне размещен Археологический музей Сиены (мы в нем не были). Читали, что после соответствующей подготовки в Санта Мария делла Скала планируется перенести и сиенскую пинакотеку.

Ну, а пока самое интересное в этом музейном комплексе — это многочисленные произведения искусства, созданные там или приобретённые госпиталем за свою почти тысячелетнюю историю. Они размещены внутри этого огромного здания — в бывшей больничной церкви и нескольких часовнях, в двух ораториях (молельных домах), в ризнице и т. д.

Визитной карточкой Санта Мария делла Скала стал «Большой зал пилигримов» (Pellegrinaio) — благодаря хорошо сохранившемуся циклу фресок на его потолке и стенах, написанных с 1441 по 1446 год тремя сиенскими художниками: Лоренцо ди Пьетро (Веккьетта), Доменико ди Бартоло и Приамо делла Кверча. Фрески рассказывают об истории и функциях госпиталя и отражают бытовую сторону его жизни в средневековой Европе того периода. Фактически они являются не только художественными произведениями, но и уникальными историческими документами.

Госпиталь «Санта Мария делла Скала»
Госпиталь «Санта Мария делла Скала»
Название госпиталя («Санта Мария у лестницы») произошло, по-видимому, от его расположения напротив лестницы Дуомо.
Первое помещение, куда попадают посетители - Старая ризница (Sagrestia Vecchia). Прежде в ней хранились реликвии, самой драгоценной из которых считался гвоздь Св.Креста. Ризница была создана в 1440-х годах и расписана художником Лоренцо ди Пьетро (Веккьеттой) в 1444—1449 годах на библейские сюжеты. Прямо у входа - большая старинная фреска под мраморным балдахином. Это...
Первое помещение, куда попадают посетители - Старая ризница (Sagrestia Vecchia). Прежде в ней хранились реликвии, самой драгоценной из которых считался гвоздь Св.Креста. Ризница была создана в 1440-х годах и расписана художником Лоренцо ди Пьетро (Веккьеттой) в 1444—1449 годах на библейские сюжеты. Прямо у входа - большая старинная фреска под мраморным балдахином. Это...
Мадонна Милосердия кисти Доменико ди Бартоло, 1444.
Мадонна Милосердия кисти Доменико ди Бартоло, 1444.
Иногда этот образ называют «Мадонна с мантией». Аналогичный иконографический сюжет в православии - «Покров Пресвятой Богородицы». Но каково бы ни было название, суть его - одна и та же: Дева Мария укрывает людей, нуждающихся в ее защите, своей мантией.
На потолке Старой ризницы в центре - фигура Христа в окружении ангелов, по сторонам - евангелисты, внизу - Отцы Церкви.
На потолке Старой ризницы в центре - фигура Христа в окружении ангелов, по сторонам - евангелисты, внизу - Отцы Церкви.
На стенах ризницы Веккьетта изобразил двойные сюжеты, подчеркивающие связь между Старым и Новым Заветами. «Уровневая» система, когда один сюжет располагался над другим - характерная черта доренессансной живописи. Лучше всего сохранилась фреска со Страшным Судом (вверху) и Видением пророка Даниила (внизу) из 7-й главы его книги в Ветхом Завете.
На стенах ризницы Веккьетта изобразил двойные сюжеты, подчеркивающие связь между Старым и Новым Заветами. «Уровневая» система, когда один сюжет располагался над другим - характерная черта доренессансной живописи. Лучше всего сохранилась фреска со Страшным Судом (вверху) и Видением пророка Даниила (внизу) из 7-й главы его книги в Ветхом Завете.
Одна из стенок шкафа для реликвий («Arliquiera»), расписанного Веккьеттой в 1445 г. С наружной стороны - 12 сиенских святых;
Одна из стенок шкафа для реликвий («Arliquiera»), расписанного Веккьеттой в 1445 г. С наружной стороны - 12 сиенских святых;
С внутренней стороны стенки - 8 эпизодов «Страстей Христовых».
С внутренней стороны стенки - 8 эпизодов «Страстей Христовых».
Паоло ди Джованни Фей. Распятие. Начало 15-го века.
Паоло ди Джованни Фей. Распятие. Начало 15-го века.
Капелла реликвий
Капелла реликвий
В ней, а также в соседнем помещении находятся два выдающихся произведения художников Доменико Беккафуми и Маттео ди Джованни.
Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Доменико Беккафуми. 1513.
Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Доменико Беккафуми. 1513.
Встреча родителей Девы Марии у ворот Иерусалима после полученного ими от ангела известия, что у них родится дочь.
Маттео ди Джовании. Избиение младенцев. 1482.
Маттео ди Джовании. Избиение младенцев. 1482.
Один из любимых сюжетов этого художника. Известно, по крайней мере, три его произведения на эту тему.
Общий вид Зала пилигримов. На входящего производит ошеломляющее впечатление!
Общий вид Зала пилигримов. На входящего производит ошеломляющее впечатление!
Раньше в этом зале вдоль стен, среди всей этой немыслимой красоты, стояли койки для паломников. Фрески на левой от входа стене иллюстрируют историю госпиталя:
Раньше в этом зале вдоль стен, среди всей этой немыслимой красоты, стояли койки для паломников. Фрески на левой от входа стене иллюстрируют историю госпиталя:
Веккьетта: Видение святой Сороре. 1441.
Веккьетта: Видение святой Сороре. 1441.
На фреске изображена мать легендарного основателя госпиталя, которая ещё до рождения сына мечтала, как тот будет помогать сиротам. Подброшенные в госпиталь дети изображены поднимающимися по лестнице навстречу Мадонне, где их ждёт спасение.
Доменико ди Бартоло: Закладка стен госпиталя. 1443.
Доменико ди Бартоло: Закладка стен госпиталя. 1443.
Конная процессия во главе с епископом инспектирует процесс строительства.
Приамо делла Кверча: Инвеститура ректора госпиталя. 1442.
Приамо делла Кверча: Инвеститура ректора госпиталя. 1442.
Августинский священнослужитель Агостиньо Новелло передаёт коленопреклонённому ректору большой плащ как символ его вступления в должность.
Доменико ди Бартоло: Римский папа Целестин III дарует госпиталю привилегии независимости. 1442.
Доменико ди Бартоло: Римский папа Целестин III дарует госпиталю привилегии независимости. 1442.
Папа (изображен слева) освобождает госпиталь от зависимости перед сиенским собором (который был организатором этой больницы) и дарует госпиталю право самостоятельно выбирать ректора.
Выдача кормилицам (которые выкармливали подброшенных в госпиталь младенцев) платы зерном (слева) и деньгами (справа). Пьетро д’Акилле Кроги и Джованни ди Раффаэле Навези. 1575—1577. Две эти фрески были добавлены в крайние пролеты уже позже, после реконструкции Зала пилигримов.
Правая от входа стена расписана сюжетами благотворительной деятельности:
Выдача кормилицам (которые выкармливали подброшенных в госпиталь младенцев) платы зерном (слева) и деньгами (справа). Пьетро д’Акилле Кроги и Джованни ди Раффаэле Навези. 1575—1577. Две эти фрески были добавлены в крайние пролеты уже позже, после реконструкции Зала пилигримов. Правая от входа стена расписана сюжетами благотворительной деятельности:
Доменико ди Бартоло: Уход за больными. 1441.
Доменико ди Бартоло: Уход за больными. 1441.
Ректор (в центре) производит в госпитале «медосмотр», в то время как врачи оказывают неотложную помощь больным.
Доменико ди Бартоло: Раздача милостыни. 1441.
Доменико ди Бартоло: Раздача милостыни. 1441.
В церкви госпиталя происходит раздача хлеба и одежды неимущим.
Доменико ди Бартоло: Предоставление приюта, воспитание и выдача замуж воспитанницы госпиталя. 1442.
Доменико ди Бартоло: Предоставление приюта, воспитание и выдача замуж воспитанницы госпиталя. 1442.
Брошенные дети в госпитале выкармливались, воспитывались и получали полноценную «путёвку в жизнь» за его стенами. Все эти этапы представлены на фреске.
Доменико ди Бартоло: Обед для нищих. 1444.
Доменико ди Бартоло: Обед для нищих. 1444.
Изображение обеденного стола слева сохранилось лишь частично.
Ораторий Св.Екатерины (Oratorio di Santa Caterina della Notte).
Ораторий Св.Екатерины (Oratorio di Santa Caterina della Notte).
Он находится на первом подвальном этаже госпиталя и устроен в 14-м веке в том месте, где, по легенде, молилась сама св.Екатерина - покровительница Сиены. Позже капелла была оформлена в барочном стиле лепниной и картинами из жизни св.Екатерины.
В алтаре капеллы находится скульптура Богоматери 14-го века со св.Домиником и св.Екатериной по бокам.
В алтаре капеллы находится скульптура Богоматери 14-го века со св.Домиником и св.Екатериной по бокам.
Мадонна с Младенцем и святыми Андреем и Иоанном Крестителем. Тадео ди Бартоло. 1400.
Мадонна с Младенцем и святыми Андреем и Иоанном Крестителем. Тадео ди Бартоло. 1400.
Этот триптих является наиболее значительным произведением искусства в капелле св.Екатерины.
Святая Екатерина Сиенская. Содома. Первая половина 16-го века.
Святая Екатерина Сиенская. Содома. Первая половина 16-го века.
Госпитальная церковь Сантиссима Аннунциата (Святого Благовещенья) возникла почти одновременно с больницей и затем неоднократно перестраивалась и переоформлялась.
Госпитальная церковь Сантиссима Аннунциата (Святого Благовещенья) возникла почти одновременно с больницей и затем неоднократно перестраивалась и переоформлялась.
Огромная фреска в нише алтарной апсиды была написана в 1732 году Себастьяном Конка. На ней изображена Вифезда, или «Овечья купель» - водоём у «Овечьих ворот» Иерусалима, у которого Иисус, согласно Евангелию от Иоанна, исцелил расслабленого (Ин. 5:1-16).
Огромная фреска в нише алтарной апсиды была написана в 1732 году Себастьяном Конка. На ней изображена Вифезда, или «Овечья купель» - водоём у «Овечьих ворот» Иерусалима, у которого Иисус, согласно Евангелию от Иоанна, исцелил расслабленого (Ин. 5:1-16).
Алтарь церкви с бронзовой статуей работы Виккьетты «Воскресший Христос» (1476).
Алтарь церкви с бронзовой статуей работы Виккьетты «Воскресший Христос» (1476).
Статуя «Воскресший Христос» Веккьетты считается одним из лучших образцов сиенского Ренессанса; её стиль часто сравнивают с творениями Донателло. Фото из сети.
Статуя «Воскресший Христос» Веккьетты считается одним из лучших образцов сиенского Ренессанса; её стиль часто сравнивают с творениями Донателло. Фото из сети.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Болонья: Пьяцца Маджоре
  27. Болонья учёная
  28. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  29. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  30. Болонья — город портиков
  31. Болонья: Национальная пинакотека
  32. Болонья: музей Средневековья
  33. Равенна римская
  34. Равенна готская
  35. Равенна византийская
  36. Парма: по следам Корреджо
  37. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  38. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  39. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому