Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 10:35
.
Фотоальбом

Флоренция: Галерея Академии

ILCE-7R, iPhone XS
35 44

В 1562 году во Флоренции была открыта художественная Академия — первое учебное заведение в Европе нового времени, призванное готовить профессиональных художников и скульпторов. Ее преподавателями стали сами её основатели, выдающиеся мастера той эпохи: живописец и архитектор Джорджо Вазари, скульптор Бартоломео Амманати и художник Аньоло Бронзино.

Академия за время своего существования претерпела несколько реорганизаций, изменений функций, переименований и т. п. Сейчас она — не только престижное учебное заведение, но и творческий союз художников, скульпторов и архитекторов.

С самого начала работы Академии в ней стали собирать коллекцию произведений изобразительного искусства для изучения и копирования студентами. В 1784 году на основе этого собрания открыли галерею, которая вскоре пополнилась множеством первоклассных картин из упраздняемых тогда по решению властей церквей и монастырей.

Звездный час для Галереи настал, когда в 1873 году в стены Академии переместили статую Давида великого Микеланджело. Сегодня коллекция Галереи Академии — одна из лучших в Италии, и, основываясь на личном опыте, можем сказать, что попасть в нее даже сложнее, чем в Уффици или Дуомо. Так что билеты в Галерею Академии (Galleria dell’Accademia) лучше покупать заранее онлайн: Official ticket office — Accademia Gallery in Florence (galleriaaccademiafirenze.it).

Конечно, большинство туристов идут в этот музей ради Микеланджело, и прежде всего, ради его Давида — шедевра на все времена. Помимо Давида, в Галерее есть еще несколько работ разной степени завершенности резца Микеланджело.

Совершенно великолепна в пинакотеке Галереи коллекция ранней итальянской живописи. Мы себя экспертами в изобразительном искусстве (особенно религиозной тематики, а она преобладает в Галерее) не считаем, но при подготовке этого альбома многое почитали и готовы поделиться собранной информацией.

Пинакотека Галереи дает очень хорошую возможность посмотреть, как эволюционировала итальянская живопись от точного следования византийским канонам (в работах 13-го века) через период проторенессанса (13–14 вв.), включая и готические искания первой трети 15-го века, к этапу Возрождения (середина 15-го — начало 16-го веков) и далее — к маньеризму. Есть в Галерее и более поздние работы, периода барокко, но их не так много.

Другими словами, Галерея Академии — музей экстраординарный и, безусловно, достоин посещения. Давайте смотреть.

 

Даниэле да Вольтерра. Бюст Микеланджело. Даниэле да Вольтерра - друг, ученик и подражатель Микеланджело, автор ряда его портретов.
Даниэле да Вольтерра. Бюст Микеланджело. Даниэле да Вольтерра - друг, ученик и подражатель Микеланджело, автор ряда его портретов.
Микеланджело Буонарроти. Давид. 1501-1504. Статуя "прописалась" в Академии в 1873 году, когда ее перенесли туда с площади Синьории, где она простояла почти 370 лет, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Но в Академии Давид оставался в деревянном коробе еще в течение долгих 9 лет, ожидая пока для него соорудят специальные нишу и постамент, на котором статуя сейчас и представлена в Галерее. Академики позаботилась также о том, чтобы сделать копию Давида для установки на площади Синьории.
Микеланджело Буонарроти. Давид. 1501-1504. Статуя "прописалась" в Академии в 1873 году, когда ее перенесли туда с площади Синьории, где она простояла почти 370 лет, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Но в Академии Давид оставался в деревянном коробе еще в течение долгих 9 лет, ожидая пока для него соорудят специальные нишу и постамент, на котором статуя сейчас и представлена в Галерее. Академики позаботилась также о том, чтобы сделать копию Давида для установки на площади Синьории.
Столкновение Давида и Голиафа — один из самых известных библейских сюжетов в мировом искусстве. Предшественники Микеланджело (среди которых и Донателло, Верроккьо) обычно изображали Давида победителем, к ногам которого пала голова Голиафа. Микеланджело же впервые запечатлел героя в момент подготовки к решающей битве: взгляд сосредоточен и полон решимости (хотя и спокоен), через левое плечо перекинута праща для метания камней, и один из них (в правой руке) уже готов к броску.
Столкновение Давида и Голиафа — один из самых известных библейских сюжетов в мировом искусстве. Предшественники Микеланджело (среди которых и Донателло, Верроккьо) обычно изображали Давида победителем, к ногам которого пала голова Голиафа. Микеланджело же впервые запечатлел героя в момент подготовки к решающей битве: взгляд сосредоточен и полон решимости (хотя и спокоен), через левое плечо перекинута праща для метания камней, и один из них (в правой руке) уже готов к броску.
Джорджо Вазари писал, что гигантская статуя Давида, исполненная 26-летним Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских. Сей Давид, сей величественный и прекрасный юноша, полный беспредельного мужества и силы, спокойный, но одновременно готовый развернуть эту отвагу для победы над угрозой, уверенный в своей победе и в своей правоте».
Джорджо Вазари писал, что гигантская статуя Давида, исполненная 26-летним Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских. Сей Давид, сей величественный и прекрасный юноша, полный беспредельного мужества и силы, спокойный, но одновременно готовый развернуть эту отвагу для победы над угрозой, уверенный в своей победе и в своей правоте».
Статуя Давида изображена с глубоким знанием анатомии и осмотреть ее можно со всех сторон. Дождавшись момента, когда толпа туристов вдруг схлынула, мы несколько раз обошли вокруг Давида, восхищаясь мастерством скульптора. И в это время совсем не хотелось думать о том, что, как утверждают некоторые искусствоведы, Микеланджело допустил ряд искажений: якобы, и голова героя, и его правая рука - относительно великоваты, а левая нога - длинновата и т.п. Может быть, это и так, если оценивать этот шедевр с рулеткой в руке. Но общая гармония этого образа, его величие и красота просто обескураживают, вызывая мысли только о его совершенстве.
Статуя Давида изображена с глубоким знанием анатомии и осмотреть ее можно со всех сторон. Дождавшись момента, когда толпа туристов вдруг схлынула, мы несколько раз обошли вокруг Давида, восхищаясь мастерством скульптора. И в это время совсем не хотелось думать о том, что, как утверждают некоторые искусствоведы, Микеланджело допустил ряд искажений: якобы, и голова героя, и его правая рука - относительно великоваты, а левая нога - длинновата и т.п. Может быть, это и так, если оценивать этот шедевр с рулеткой в руке. Но общая гармония этого образа, его величие и красота просто обескураживают, вызывая мысли только о его совершенстве.
Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит». Не случайно статуя Давида имеет колоссальное количество копий во всем мире. Самые известные из них находятся в крупнейших музеях — Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Академии художеств в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее в Москве. Интересно, что первонаначально, как утверждает сайт Галереи, некоторые детали скульптуры были позолочены (гирлянда на голове (кто-нибудь ее видит?), пенек за правой ногой, праща). Но без золота как-то лучше, с нашей точки зрения.
Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит». Не случайно статуя Давида имеет колоссальное количество копий во всем мире. Самые известные из них находятся в крупнейших музеях — Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Академии художеств в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее в Москве. Интересно, что первонаначально, как утверждает сайт Галереи, некоторые детали скульптуры были позолочены (гирлянда на голове (кто-нибудь ее видит?), пенек за правой ногой, праща). Но без золота как-то лучше, с нашей точки зрения.
Микеланджело Буонарроти. Бородатый раб. 1530. Помимо Давида, в Галерее есть еще несколько работ Микеланджело, которые считаются незавершенными. Эксперты не исключают, что незаконченность некоторых из них - сознательное решение автора. Начнем с цикла «Рабы» (или «Пленники»), который Микеланджело создавал для усыпальницы папы римского Юлия II. После того, как эти статуи не вошли в окончательный проект гробницы, они остались в мастерской скульптора.
Микеланджело Буонарроти. Бородатый раб. 1530. Помимо Давида, в Галерее есть еще несколько работ Микеланджело, которые считаются незавершенными. Эксперты не исключают, что незаконченность некоторых из них - сознательное решение автора. Начнем с цикла «Рабы» (или «Пленники»), который Микеланджело создавал для усыпальницы папы римского Юлия II. После того, как эти статуи не вошли в окончательный проект гробницы, они остались в мастерской скульптора.
Микеланджело Буонарроти. Бородатый раб, фрагмент. 1530. Это самая близкая к завершению работа из «рабской» серии, представленной в Галерее. Однако, две наиболее известные скульптуры из этой серии («Восставший» и «Умирающий» рабы) сейчас находятся в Лувре. Другие четыре статуи рабов после смерти Микеланджело были подарены его племянником герцогу Козимо I Медичи. Герцог установил все четыре работы в одном из гротов в Садах Боболи во Флоренции, где они оставались до 1909 года, а затем были перенесены в Галерею Академии.
Микеланджело Буонарроти. Бородатый раб, фрагмент. 1530. Это самая близкая к завершению работа из «рабской» серии, представленной в Галерее. Однако, две наиболее известные скульптуры из этой серии («Восставший» и «Умирающий» рабы) сейчас находятся в Лувре. Другие четыре статуи рабов после смерти Микеланджело были подарены его племянником герцогу Козимо I Медичи. Герцог установил все четыре работы в одном из гротов в Садах Боболи во Флоренции, где они оставались до 1909 года, а затем были перенесены в Галерею Академии.
Микеланджело Буонарроти. Слева - Молодой раб. Справа - Пробуждающийся раб. Оба - 1530. В обеих скульптурах пленники пытаются вырваться из "каменной" стихии: едва прочерченные головы запрокинуты назад, мощные тела напряжены. Учитывая, что вся эта серия создавалась для усыпальницы папы, речь, скорее всего, идет не о физическом высвобождении, а о духовном (поэтому именно "Пленники", а не "Рабы" кажется более подходящим названием для всей серии).
Микеланджело Буонарроти. Слева - Молодой раб. Справа - Пробуждающийся раб. Оба - 1530. В обеих скульптурах пленники пытаются вырваться из "каменной" стихии: едва прочерченные головы запрокинуты назад, мощные тела напряжены. Учитывая, что вся эта серия создавалась для усыпальницы папы, речь, скорее всего, идет не о физическом высвобождении, а о духовном (поэтому именно "Пленники", а не "Рабы" кажется более подходящим названием для всей серии).
Микеланджело Буонарроти. Атлант. Между 1525-1530. Условное название «Атлант» эта статуя получила из-за того, что напомнила известного античного героя, который «держит небо на каменных руках». Есть предположение, что в процессе работы над «Рабами» их «якобы случайная незавершённость» могла навести скульптора на новые идеи, и он сознательно оставил эти скульптуры в стадии «non finita». Хотя, кто знает...
Микеланджело Буонарроти. Атлант. Между 1525-1530. Условное название «Атлант» эта статуя получила из-за того, что напомнила известного античного героя, который «держит небо на каменных руках». Есть предположение, что в процессе работы над «Рабами» их «якобы случайная незавершённость» могла навести скульптора на новые идеи, и он сознательно оставил эти скульптуры в стадии «non finita». Хотя, кто знает...
Микеланджело Буонарроти. Апостол Матфей. 1505–1506 гг. В 1503 году Микеланджело получил заказ на статуи 12-ти апостолов для флорентийского Дуомо, но успел начать только Матфея. Контракт был разорван, когда в 1505 году папа Юлий II вызвал Микеланджело для работы в Риме. Эта статуя стала первой "незавершенкой" гения.
Микеланджело Буонарроти. Апостол Матфей. 1505–1506 гг. В 1503 году Микеланджело получил заказ на статуи 12-ти апостолов для флорентийского Дуомо, но успел начать только Матфея. Контракт был разорван, когда в 1505 году папа Юлий II вызвал Микеланджело для работы в Риме. Эта статуя стала первой "незавершенкой" гения.
Микеланджело Буонарроти. Пьета Палестрина. 1550-1560. Это единственная крупная работа, приписываемая Микеланджело, на авторство которой нет прижизненных документальных ссылок. Некоторые исследователи считают, что эта скульптура могла быть выполнена его учеником или последователем.
Микеланджело Буонарроти. Пьета Палестрина. 1550-1560. Это единственная крупная работа, приписываемая Микеланджело, на авторство которой нет прижизненных документальных ссылок. Некоторые исследователи считают, что эта скульптура могла быть выполнена его учеником или последователем.
Джованни Джамболонья. Похищение сабинянок. Модель. 1582. Гордится Галерея и подготовительной моделью в натуральную величину с групповой композицией «Похищение сабинянок» руки фламандца Джамболоньи. Авторская мраморная версия этой работы ныне установлена в Лоджии деи Ланци на площади Синьории в центре Флоренции и, конечно, производит более сильное впечатление, чем заготовка. Ну а гордость Галереи объясняется тем, что с 16-го века почти не сохранилось скульптурных моделей в натуральную величину (из-за хрупкости материалов), а тут целый Джамболонья.
Джованни Джамболонья. Похищение сабинянок. Модель. 1582. Гордится Галерея и подготовительной моделью в натуральную величину с групповой композицией «Похищение сабинянок» руки фламандца Джамболоньи. Авторская мраморная версия этой работы ныне установлена в Лоджии деи Ланци на площади Синьории в центре Флоренции и, конечно, производит более сильное впечатление, чем заготовка. Ну а гордость Галереи объясняется тем, что с 16-го века почти не сохранилось скульптурных моделей в натуральную величину (из-за хрупкости материалов), а тут целый Джамболонья.
Зал гипсовых моделей Галереи. Фото из интернета. Высоко оценивают специалисты и Гипсотеку Галереи, где собраны высококлассные копии выдающихся скульптурных работ. Она была закрыта в течение двух лет из-за ремонта, в том числе и во время нашего посещения Галереи. Читали, что сейчас она уже доступна.
Зал гипсовых моделей Галереи. Фото из интернета. Высоко оценивают специалисты и Гипсотеку Галереи, где собраны высококлассные копии выдающихся скульптурных работ. Она была закрыта в течение двух лет из-за ремонта, в том числе и во время нашего посещения Галереи. Читали, что сейчас она уже доступна.
Сиенский художник. Мадонна с Младенцем и два ангела. 1240-1250. В Галерее -  выдающаяся коллекция итальянской живописи. Музей в своем собрании особо выделяет работы 13-го - начала 15 веков с золотым фоном.
Сиенский художник. Мадонна с Младенцем и два ангела. 1240-1250. В Галерее - выдающаяся коллекция итальянской живописи. Музей в своем собрании особо выделяет работы 13-го - начала 15 веков с золотым фоном.
Флорентийский художник. Мадонна с Младенцем. 1250-1260. В этой работе (как и в предыдущей, и следующих двух), очевидно уважение к византийской традиции иконописи с ее неземными, почти без эмоций, "глазастыми" ликами святых.
Флорентийский художник. Мадонна с Младенцем. 1250-1260. В этой работе (как и в предыдущей, и следующих двух), очевидно уважение к византийской традиции иконописи с ее неземными, почти без эмоций, "глазастыми" ликами святых.
Мастер Магдалины. Кающаяся Магдалина и восемь историй ее жизни. 1280-1285. Неизвестный флорентийский художник 13-го века, получивший у искусствоведов свое имя от названия этой его картины. С 13-го века на иконах стали изображать и сцены из жития святых.
Мастер Магдалины. Кающаяся Магдалина и восемь историй ее жизни. 1280-1285. Неизвестный флорентийский художник 13-го века, получивший у искусствоведов свое имя от названия этой его картины. С 13-го века на иконах стали изображать и сцены из жития святых.
 Грифо де Танкреди (?). Мадонна с Младенцем и святыми. Около 1300.  В этой работе лик Мадонны уже не совсем иконописный, в чем эксперты видят влияние набиравшего тогда популярность Джотто. Джотто одним из первых преодолел византийскую иконописную традицию: на его картинах лики святых приобрели земные черты, а их силуэты - объемность. Вслед за ним так стали писать многие.
Грифо де Танкреди (?). Мадонна с Младенцем и святыми. Около 1300. В этой работе лик Мадонны уже не совсем иконописный, в чем эксперты видят влияние набиравшего тогда популярность Джотто. Джотто одним из первых преодолел византийскую иконописную традицию: на его картинах лики святых приобрели земные черты, а их силуэты - объемность. Вслед за ним так стали писать многие.
Слева - Бернардо Дадди. Расписной крест. 1340-1345 гг. Это распятие выполнено в традициях Джотто, чьим учеником был Дадди. В 14-м веке каноном для распятий был расписной крест, созданный Джотто около 1300 года для флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (на фото справа). Тяжело свисающее тело мертвого Христа наделено в нём настолько земными деталями, что некоторыми даже воспринималось как нечто недостойное.
Слева - Бернардо Дадди. Расписной крест. 1340-1345 гг. Это распятие выполнено в традициях Джотто, чьим учеником был Дадди. В 14-м веке каноном для распятий был расписной крест, созданный Джотто около 1300 года для флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (на фото справа). Тяжело свисающее тело мертвого Христа наделено в нём настолько земными деталями, что некоторыми даже воспринималось как нечто недостойное.
Мастерская Якопо ди Чоне. Избиение младенцев. Поклонение волхвов. Бегство в Египет. Ок. 1375-1385. Библейские сюжеты рассказаны здесь так просто и реалистично, как будто для детей.
Мастерская Якопо ди Чоне. Избиение младенцев. Поклонение волхвов. Бегство в Египет. Ок. 1375-1385. Библейские сюжеты рассказаны здесь так просто и реалистично, как будто для детей.
Маттео ди Пачино. Видение Св. Бернарда и святые. Ок. 1365. В этой работе эксперты отмечают реалистичность в изображении не только персонажей, но и растений. Сейчас нам кажется: "Ну что особенного?", а ведь не принято это было в иконографии до определенного времени!
Маттео ди Пачино. Видение Св. Бернарда и святые. Ок. 1365. В этой работе эксперты отмечают реалистичность в изображении не только персонажей, но и растений. Сейчас нам кажется: "Ну что особенного?", а ведь не принято это было в иконографии до определенного времени!
Дон Сильвестро деи Герардуччи. Мадонна Смирения с младенцем. Ок. 1360-1365. Обычно Мадонну Смирения изображают кормящей грудью младенца-Христа. Об этом художнике известно совсем немного: он был монахом, затем настоятелем одного из флорентийских монастырей, после принятия сана начал работать над иллюстрациями к рукописям. Изумительная по тонкости работа!
Дон Сильвестро деи Герардуччи. Мадонна Смирения с младенцем. Ок. 1360-1365. Обычно Мадонну Смирения изображают кормящей грудью младенца-Христа. Об этом художнике известно совсем немного: он был монахом, затем настоятелем одного из флорентийских монастырей, после принятия сана начал работать над иллюстрациями к рукописям. Изумительная по тонкости работа!
Джованни Гадди (?). Вверху - Мадонна с Младенцем на троне со святыми. Внизу - стигматизация Св. Франциска; Рождество; Обращение Савла. Ок. 1370-1375. По принятой в средние века традиции, главная героиня написана крупнее, чем другие персонажи. Эту особенность можно заметить и в некоторых других работах, включенных в этот альбом. В эпоху Возрождения от этой традиции отказались.
Джованни Гадди (?). Вверху - Мадонна с Младенцем на троне со святыми. Внизу - стигматизация Св. Франциска; Рождество; Обращение Савла. Ок. 1370-1375. По принятой в средние века традиции, главная героиня написана крупнее, чем другие персонажи. Эту особенность можно заметить и в некоторых других работах, включенных в этот альбом. В эпоху Возрождения от этой традиции отказались.
Нардо ди Чоне. Святая Троица. 1365. В центре - благословляющий Бог Отец на троне, от Него Дух Святой в виде голубя слетает к распятому Христу - в подкрепление евангельского: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Спаситель, пребывающий на кресте (и снова - изображение в духе Джотто), в то же время будто сидит на коленях у Отца (ассоциация с Мадонной с Младенцем?). Справа на панели - Св. Иоанн Евангелист, слева - Св. Ромуальд.
Нардо ди Чоне. Святая Троица. 1365. В центре - благословляющий Бог Отец на троне, от Него Дух Святой в виде голубя слетает к распятому Христу - в подкрепление евангельского: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Спаситель, пребывающий на кресте (и снова - изображение в духе Джотто), в то же время будто сидит на коленях у Отца (ассоциация с Мадонной с Младенцем?). Справа на панели - Св. Иоанн Евангелист, слева - Св. Ромуальд.
Орканья (Андреа ди Чоне). Мадонна с Младенцем и святыми. Ок. 1353-1355.  В центре - Мадонна, восседающая с Младенцем на троне, у подножья которого музицируют два ангела. На боковых панелях - Св. Андрей, Св. Николай, Иоанн Креститель и Св. Иаков. Соединение реалистического (вслед за Джотто) с готической праздничностью изображаемого (особенность живописи середины—второй половины 14-го века), а самого Орканью считают крупнейшей фигурой в итальянском искусстве  этого периода.
Орканья (Андреа ди Чоне). Мадонна с Младенцем и святыми. Ок. 1353-1355. В центре - Мадонна, восседающая с Младенцем на троне, у подножья которого музицируют два ангела. На боковых панелях - Св. Андрей, Св. Николай, Иоанн Креститель и Св. Иаков. Соединение реалистического (вслед за Джотто) с готической праздничностью изображаемого (особенность живописи середины—второй половины 14-го века), а самого Орканью считают крупнейшей фигурой в итальянском искусстве этого периода.
Джованни да Милано. Оплакивание Христа. 1365. Последователь Джотто и Орканьи, художник изобразил здесь сцену оплакивания снятого с креста Спасителя обступившими Его Богоматерью (прижавшейся щекой к щеке Сына), а также Святыми Марией Магдалиной и Иоанном Евангелистом.
Джованни да Милано. Оплакивание Христа. 1365. Последователь Джотто и Орканьи, художник изобразил здесь сцену оплакивания снятого с креста Спасителя обступившими Его Богоматерью (прижавшейся щекой к щеке Сына), а также Святыми Марией Магдалиной и Иоанном Евангелистом.
Лоренцо Монако (Пьеро ди Джованни). Благовещение со святыми. Около 1410–1415. В этой работе очевидны готические традиции: мягкие контуры удлиненных и изогнутых силуэтов, живые и контрастные цвета, игра света в складках одежд. Гавриил парит на облаке, и от изгиба его тела возникает физическое ощущение полета. Хотя об этом художнике известно немного, но его наследие огромно и настолько значимо, что его работы сохранились в самых известных музеях мира: и в Уффици, и в Лувре, и в Лондоне и т.д.
Лоренцо Монако (Пьеро ди Джованни). Благовещение со святыми. Около 1410–1415. В этой работе очевидны готические традиции: мягкие контуры удлиненных и изогнутых силуэтов, живые и контрастные цвета, игра света в складках одежд. Гавриил парит на облаке, и от изгиба его тела возникает физическое ощущение полета. Хотя об этом художнике известно немного, но его наследие огромно и настолько значимо, что его работы сохранились в самых известных музеях мира: и в Уффици, и в Лувре, и в Лондоне и т.д.
Лоренцо Монако. Пьета с орудиями Страстей Христовых. 1404. Богоматерь и Св. Иоанн Евангелист оплакивают стоящего во гробе умершего Христа. Произведение насыщено символикой. Изображены орудия Страстей Христовых, среди них: крест с терновым венцом; гвозди и клещи; копье Лонгина, проткнувшего им тело Спасителя; столб, к которому привязали Христа для бичевания; трость с губкой, смоченной уксусом и поднесенной Иисусу, когда Он мучился жаждой. Здесь же изображены руки Пилата, умывающего их после вынесения приговора Христу; рука, дающая тридцать сребреников предателю. Справа на столбе сидит петух, который, согласно Евангелию, не успел пропеть, как Петр трижды отрекся от Иисуса, а само отречение представлено слева. По другую сторону - сцена с поцелуем Иуды. Из креста вырастает Древо жизни, в центре него — пеликан, разрывающий себе грудь, чтобы вскормить птенцов, что символизирует жертву Христа на кресте, самоотверженную родительскую и сыновью любовь.
Лоренцо Монако. Пьета с орудиями Страстей Христовых. 1404. Богоматерь и Св. Иоанн Евангелист оплакивают стоящего во гробе умершего Христа. Произведение насыщено символикой. Изображены орудия Страстей Христовых, среди них: крест с терновым венцом; гвозди и клещи; копье Лонгина, проткнувшего им тело Спасителя; столб, к которому привязали Христа для бичевания; трость с губкой, смоченной уксусом и поднесенной Иисусу, когда Он мучился жаждой. Здесь же изображены руки Пилата, умывающего их после вынесения приговора Христу; рука, дающая тридцать сребреников предателю. Справа на столбе сидит петух, который, согласно Евангелию, не успел пропеть, как Петр трижды отрекся от Иисуса, а само отречение представлено слева. По другую сторону - сцена с поцелуем Иуды. Из креста вырастает Древо жизни, в центре него — пеликан, разрывающий себе грудь, чтобы вскормить птенцов, что символизирует жертву Христа на кресте, самоотверженную родительскую и сыновью любовь.
Роселло ди Якопо Франки. Коронация Богородицы с ангелами и святыми. 1420. Хотя фоновая позолота со временем была утрачена, в целом эта работа -  поздняя готика с ее роскошной декоративностью. Сцена коронации Марии усилена изображением у Ее ног шести ангелов, играющих в Ее честь на различных музыкальных инструментах.
Роселло ди Якопо Франки. Коронация Богородицы с ангелами и святыми. 1420. Хотя фоновая позолота со временем была утрачена, в целом эта работа - поздняя готика с ее роскошной декоративностью. Сцена коронации Марии усилена изображением у Ее ног шести ангелов, играющих в Ее честь на различных музыкальных инструментах.
Нужно сказать и о музыкальной коллекции Галереи. В определенный период своей истории в Академии готовили не только художников и скульпторов, но и музыкантов. Соответственно, была собрана и коллекция инструментов, порядка пятидесяти из них, сделанных в 17-19 веках, ныне представлены в Галерее. Есть среди них и две работы Страдивари - скрипка и виолончель, а также виолончель Амати, старинные клавишные.
Нужно сказать и о музыкальной коллекции Галереи. В определенный период своей истории в Академии готовили не только художников и скульпторов, но и музыкантов. Соответственно, была собрана и коллекция инструментов, порядка пятидесяти из них, сделанных в 17-19 веках, ныне представлены в Галерее. Есть среди них и две работы Страдивари - скрипка и виолончель, а также виолончель Амати, старинные клавишные.
В зале музыкальных инструментов Галереи.
В зале музыкальных инструментов Галереи.
Скеджа (Джованни ди сер Джованни). Свадьба («Кассоне Адимари»). Около 1450. На этой длинной картине  (88,5х303 см) изображена площадь перед флорентийским баптистерием: там установлен тент, под которым пять пар в дорогих одеждах торжественно исполняют медленный танец. Видимо, это свадьба.  Это очень необычная работа 3-х метровой длины, которая, тем не менее, не относится к монументальной живописи. Это, скорее, - образец декоративно-прикладного искусства, поскольку роспись выполнена на одном из предметов домашнего интерьера.
Скеджа (Джованни ди сер Джованни). Свадьба («Кассоне Адимари»). Около 1450. На этой длинной картине (88,5х303 см) изображена площадь перед флорентийским баптистерием: там установлен тент, под которым пять пар в дорогих одеждах торжественно исполняют медленный танец. Видимо, это свадьба. Это очень необычная работа 3-х метровой длины, которая, тем не менее, не относится к монументальной живописи. Это, скорее, - образец декоративно-прикладного искусства, поскольку роспись выполнена на одном из предметов домашнего интерьера.
Скеджа. Свадьба («Кассоне Адимари»), фрагмент. Под натянутым тентом нарядные кавалеры и дамы изящно плывут по кругу, исполняя свой танец. Автор работы  - Джованни ди сер Джованни - вошел в историю искусства под именем «Скеджа» (итал. «осколок, щепка»). Будучи столяром и резчиком по дереву, он изготавливал и сам расписывал шкатулки, сундуки-кассоне, спинки кроватей, подносы для рожениц и прочие предметы быта.
Скеджа. Свадьба («Кассоне Адимари»), фрагмент. Под натянутым тентом нарядные кавалеры и дамы изящно плывут по кругу, исполняя свой танец. Автор работы - Джованни ди сер Джованни - вошел в историю искусства под именем «Скеджа» (итал. «осколок, щепка»). Будучи столяром и резчиком по дереву, он изготавливал и сам расписывал шкатулки, сундуки-кассоне, спинки кроватей, подносы для рожениц и прочие предметы быта.
Скеджа. Свадьба («Кассоне Адимари»), фрагмент. Слева от танцующих - музыканты дуют в трубы, украшенные вымпелами с эмблемой флорентийского правительства. Еще левее - слуги несут блюда и напитки, рядом с ними - задремавший мужчина, несмотря на громкую музыку и свадебную суету. Скеджа изображал бытовые сцены и современную флорентийскую улицу, а также классические сюжеты — как библейские, так и языческие. Вытянутые панели (вроде этой), украшенные различными сценками, образовали целое направление в итальянской живописи.
Скеджа. Свадьба («Кассоне Адимари»), фрагмент. Слева от танцующих - музыканты дуют в трубы, украшенные вымпелами с эмблемой флорентийского правительства. Еще левее - слуги несут блюда и напитки, рядом с ними - задремавший мужчина, несмотря на громкую музыку и свадебную суету. Скеджа изображал бытовые сцены и современную флорентийскую улицу, а также классические сюжеты — как библейские, так и языческие. Вытянутые панели (вроде этой), украшенные различными сценками, образовали целое направление в итальянской живописи.
Скеджа. Свадьба («Кассоне Адимари»), фрагмент. Справа от танцующих стоят остальные гости, и вся сцена в целом - жанровая уличная зарисовка, метко схваченная художником. Вся композиция выстроена в полном соответствии с законами перспективы. Будучи братом знаменитого итальянского художника Мазаччо, Скеджа, тем не менее, не потерялся в его тени, найдя собственное место под солнцем в итальянском искусстве.
Скеджа. Свадьба («Кассоне Адимари»), фрагмент. Справа от танцующих стоят остальные гости, и вся сцена в целом - жанровая уличная зарисовка, метко схваченная художником. Вся композиция выстроена в полном соответствии с законами перспективы. Будучи братом знаменитого итальянского художника Мазаччо, Скеджа, тем не менее, не потерялся в его тени, найдя собственное место под солнцем в итальянском искусстве.
Паоло Уччелло. Сцены из жизни святых и монахов. Около 1460.  На картине изображены  эпизоды из жизни различных святых: Франциск Ассизский, увидевший в небе распятие и принимающий на себя стигматы, то есть кровоточащие раны в тех местах, где и у распятого Христа (вверху посередине); Иероним, молящийся перед явившимся ему распятием в своей пещере (в центре); видение Девы Марии Бернару (внизу слева); Бенедикт, проповедующий своим монахам (внизу справа). С легкой руки Джоржо Вазари, Паоло Уччелло будут всегда вспоминать в обязательной связке с понятием «перспектива», поскольку он потратил много времени в поисках того, как на плоскости изобразить глубину  пространства.
Паоло Уччелло. Сцены из жизни святых и монахов. Около 1460. На картине изображены эпизоды из жизни различных святых: Франциск Ассизский, увидевший в небе распятие и принимающий на себя стигматы, то есть кровоточащие раны в тех местах, где и у распятого Христа (вверху посередине); Иероним, молящийся перед явившимся ему распятием в своей пещере (в центре); видение Девы Марии Бернару (внизу слева); Бенедикт, проповедующий своим монахам (внизу справа). С легкой руки Джоржо Вазари, Паоло Уччелло будут всегда вспоминать в обязательной связке с понятием «перспектива», поскольку он потратил много времени в поисках того, как на плоскости изобразить глубину пространства.
Доменико ди Микелино (?). Мадонна с Младенцем и святыми. Около 1460–1470.  С 1420 года искусствоведы ведут отсчет периода так называемого «Раннего Возрождения» в Италии. Художники Возрождения обратили свой взгляд на человеческую личность, на выявление индивидуальных черт персонажей, на природу как часть картины мира, на законы анатомии, на построение объёмной композиции. В результате изображения стали более реалистичными, естественными, лишенными прежних условностей - даже в картинах традиционной религиозной тематики. Вот и в этой работе лица у святых живые, со своей индивидуальностью у каждого.
Доменико ди Микелино (?). Мадонна с Младенцем и святыми. Около 1460–1470. С 1420 года искусствоведы ведут отсчет периода так называемого «Раннего Возрождения» в Италии. Художники Возрождения обратили свой взгляд на человеческую личность, на выявление индивидуальных черт персонажей, на природу как часть картины мира, на законы анатомии, на построение объёмной композиции. В результате изображения стали более реалистичными, естественными, лишенными прежних условностей - даже в картинах традиционной религиозной тематики. Вот и в этой работе лица у святых живые, со своей индивидуальностью у каждого.
Сандро Боттичелли. Мадонна с Младенцем, Св.Иоанном Крестителем и ангелами. Около 1468–1470. Одна из работ мастера раннего периода, который итальянский историк искусства Лионелло Вентури определил как «идиллические грезы чувствительного юноши». Очень лирическое полотно Боттичелли, в котором земное и небесное сливаются воедино.
Сандро Боттичелли. Мадонна с Младенцем, Св.Иоанном Крестителем и ангелами. Около 1468–1470. Одна из работ мастера раннего периода, который итальянский историк искусства Лионелло Вентури определил как «идиллические грезы чувствительного юноши». Очень лирическое полотно Боттичелли, в котором земное и небесное сливаются воедино.
Сандро Боттичелли (?). Мадонна с Младенцем (Мадонна морская). Около 1477. В руке младенца-Христа — гранат, цвет сока которого призван напоминать о пролитой во искупление человеческих грехов крови Спасителя. А своим именем картина обязана морскому пейзажу, который можно смутно видеть на заднем плане. Эта работа, по некоторым предположениям, могла быть написана не Боттичелли, а Филиппино Липпи.
Сандро Боттичелли (?). Мадонна с Младенцем (Мадонна морская). Около 1477. В руке младенца-Христа — гранат, цвет сока которого призван напоминать о пролитой во искупление человеческих грехов крови Спасителя. А своим именем картина обязана морскому пейзажу, который можно смутно видеть на заднем плане. Эта работа, по некоторым предположениям, могла быть написана не Боттичелли, а Филиппино Липпи.
Боттичелли и его мастерская. Мадонна с Младенцем и святыми. Ок. 1480-1485. Такая композиция, включающая Деву Марию с Младенцем Иисусом на руках в окружении группы избранных святых, получила в живописи название «святое собеседование». Канона на состав окружения Богородицы нет: оно может состоять из пророков, апостолов, святых разных стран и разных периодов времени, основателей монашеских орденов, заказчиков, донаторов храма. Естественно, общение внутри такой пестрой компании, помещенной по воле художника или заказчика картины в единое изобразительное пространство, могло быть только символическим, а собеседование – молчаливым. В данной работе обошлось без изображения ее заказчика (Медичи), зато небесные покровители этого богатого семейства на картине присутствуют (Св. Козьма и Св. Дамиан). Считается, что Боттичелли создал общий дизайн и композицию работы, тогда как его ученики сделали все остальное.
Боттичелли и его мастерская. Мадонна с Младенцем и святыми. Ок. 1480-1485. Такая композиция, включающая Деву Марию с Младенцем Иисусом на руках в окружении группы избранных святых, получила в живописи название «святое собеседование». Канона на состав окружения Богородицы нет: оно может состоять из пророков, апостолов, святых разных стран и разных периодов времени, основателей монашеских орденов, заказчиков, донаторов храма. Естественно, общение внутри такой пестрой компании, помещенной по воле художника или заказчика картины в единое изобразительное пространство, могло быть только символическим, а собеседование – молчаливым. В данной работе обошлось без изображения ее заказчика (Медичи), зато небесные покровители этого богатого семейства на картине присутствуют (Св. Козьма и Св. Дамиан). Считается, что Боттичелли создал общий дизайн и композицию работы, тогда как его ученики сделали все остальное.
Филиппино Липпи. Св. Мария Магдалина (справа). Св. Иоанн Креститель (слева). 1496 г.
Филиппино Липпи. Св. Мария Магдалина (справа). Св. Иоанн Креститель (слева). 1496 г.
Неизвестный художник. Поклонение Младенцу. Ок. 1475. Предполагается, что художник был вдохновлен одноименной работой Филиппо Липпи для дворца Медичи во Флоренции, которая сейчас находится в Берлинском государственном музее.
Неизвестный художник. Поклонение Младенцу. Ок. 1475. Предполагается, что художник был вдохновлен одноименной работой Филиппо Липпи для дворца Медичи во Флоренции, которая сейчас находится в Берлинском государственном музее.
Неизвестный художник. Муж Скорбей Христос с Богоматерью и Св. Иоанном. Ок. 1490.
Неизвестный художник. Муж Скорбей Христос с Богоматерью и Св. Иоанном. Ок. 1490.
Доменико Гирландайо. Св. Стефан между Святыми Иаковом и Петром. 1493. Фоном для скульптурных фигур святых выбраны монументальные ниши, из которых они как будто только что вышли.
Доменико Гирландайо. Св. Стефан между Святыми Иаковом и Петром. 1493. Фоном для скульптурных фигур святых выбраны монументальные ниши, из которых они как будто только что вышли.
Лоренцо ди Креди. Поклонение Младенцу. Около 1496–1500. Ученик и наследник Верроккьо, Лоренцо де Креди осваивал живопись в его мастерской одновременно с Леонардо.  По словам Вазари, «не было никого, кто в отношении выписанности и законченности» мог с сравниться с Лоренцо де Креди.
Лоренцо ди Креди. Поклонение Младенцу. Около 1496–1500. Ученик и наследник Верроккьо, Лоренцо де Креди осваивал живопись в его мастерской одновременно с Леонардо. По словам Вазари, «не было никого, кто в отношении выписанности и законченности» мог с сравниться с Лоренцо де Креди.
Филиппино Липпи, Пьетро Перуджино. Снятие с креста. 1504–1507. Любопытное полотно, написанное для флорентийской церкви Сантиссима-Аннунциата сразу двумя мастерами, которые вместе не работали. Начал картину Филиппино Липпи, но до своей кончины успел написать только верхнюю часть полотна. В ней видны особенности его манеры: прихотливые линии, закрученные драпировки, развевающиеся ленты, экспрессивность поз и жестов. Завершал работу, после смерти Липпи, уже Перуджино. Его рука узнается в мягких очертаниях фигур главных персонажей нижней части картины, плавных позах и жестах. Правда, без подсказки экспертов простые смертные эту стилистическую разницу в верхней и нижней частях работы могут и не заметить.
Филиппино Липпи, Пьетро Перуджино. Снятие с креста. 1504–1507. Любопытное полотно, написанное для флорентийской церкви Сантиссима-Аннунциата сразу двумя мастерами, которые вместе не работали. Начал картину Филиппино Липпи, но до своей кончины успел написать только верхнюю часть полотна. В ней видны особенности его манеры: прихотливые линии, закрученные драпировки, развевающиеся ленты, экспрессивность поз и жестов. Завершал работу, после смерти Липпи, уже Перуджино. Его рука узнается в мягких очертаниях фигур главных персонажей нижней части картины, плавных позах и жестах. Правда, без подсказки экспертов простые смертные эту стилистическую разницу в верхней и нижней частях работы могут и не заметить.
Православные иконы 15-го века критского художника. В Галерее есть довольно большая коллекция православных икон - свыше 80 штук, поступивших в музей из закрытых в 18 веке церквей и монастырей.
Православные иконы 15-го века критского художника. В Галерее есть довольно большая коллекция православных икон - свыше 80 штук, поступивших в музей из закрытых в 18 веке церквей и монастырей.
В одном из залов Галереи Академии. Слева на стене - картина Аньоло Бронзино «Снятие с креста». 1561. Аньоло Бронзино - один из классиков маньеризма в Италии.  И хотя у искусствоведов нет единого мнения о том, самостоятельный это стиль - маньеризм -  или прелюдия барокко, ярлычок «маньерист» прочно прикрепился к именам некоторых итальянских художников. Сам этот термин «маньеризм» отражает определенные особенности нового направления: преобладание индивидуального вкуса художника над естественностью, дух экспериментаторства в области композиции и формы.
В одном из залов Галереи Академии. Слева на стене - картина Аньоло Бронзино «Снятие с креста». 1561. Аньоло Бронзино - один из классиков маньеризма в Италии. И хотя у искусствоведов нет единого мнения о том, самостоятельный это стиль - маньеризм - или прелюдия барокко, ярлычок «маньерист» прочно прикрепился к именам некоторых итальянских художников. Сам этот термин «маньеризм» отражает определенные особенности нового направления: преобладание индивидуального вкуса художника над естественностью, дух экспериментаторства в области композиции и формы.
Алессандро Аллори. Мадонна с Младенцем на троне со святыми. 1575 г. Изящные позы многочисленных персонажей и общая эффектность изображенного подсказывают, что художник придерживается маньеризма. Его приемам Алессандро Аллори учился у своего дяди, Аньоло Бронзино.
Алессандро Аллори. Мадонна с Младенцем на троне со святыми. 1575 г. Изящные позы многочисленных персонажей и общая эффектность изображенного подсказывают, что художник придерживается маньеризма. Его приемам Алессандро Аллори учился у своего дяди, Аньоло Бронзино.
Карло Портелли. Аллегория непорочного зачатия. 1566. Эта работа была предназначена для одного из алтарей церкви Всех святых (Оньиссанти). К моменту написания картины изображение обнаженных тел в религиозных композициях уже не допускалось. Портелли нашел выход из положения, изобразив Еву со спины, слегка прикрыв ее наготу. В верхней части картины - Всемогущий Господь, а также Мария, взирающая на рожденного Ею Спасителя. Художник построил композицию таким образом, что взгляды Марии и Евы оказались направлены в противоположные стороны. Как очень часто у маньеристов, на картине - масса персонажей, многие из которых - в неестественных, но эффектных позах.
Карло Портелли. Аллегория непорочного зачатия. 1566. Эта работа была предназначена для одного из алтарей церкви Всех святых (Оньиссанти). К моменту написания картины изображение обнаженных тел в религиозных композициях уже не допускалось. Портелли нашел выход из положения, изобразив Еву со спины, слегка прикрыв ее наготу. В верхней части картины - Всемогущий Господь, а также Мария, взирающая на рожденного Ею Спасителя. Художник построил композицию таким образом, что взгляды Марии и Евы оказались направлены в противоположные стороны. Как очень часто у маньеристов, на картине - масса персонажей, многие из которых - в неестественных, но эффектных позах.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Рафаэль в Ватикане
  14. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  15. Рим: барочные церкви Борромини
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  17. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  18. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  19. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  20. Вилла Адриана
  21. Флоренция: Галерея Академии
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  23. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  24. Национальный музей Барджелло
  25. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  26. Лукка: город в тени Пизы
  27. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  29. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  30. Сиена: пинакотека города Мадонны
  31. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  32. Прогулка по Сиене
  33. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  34. Болонья: Пьяцца Маджоре
  35. Болонья учёная
  36. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  37. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  38. Болонья — город портиков
  39. Болонья: Национальная пинакотека
  40. Болонья: музей Средневековья
  41. Равенна римская
  42. Равенна готская
  43. Равенна византийская
  44. Парма: по следам Корреджо
  45. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  46. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  47. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому