Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 8:27
.
Фотоальбом

Болонья: музей Средневековья

Болонья — Италия Октябрь 2022
iPhone XS
29 36

Как и положено музею с таким названием (Городской музей Средневековья — Museo Civico Medievale), он находится в средневековом дворце — Палаццо Гизиларди (Via Alessandro Manzoni 4), возведенном в 15-м веке на руинах античного дворца. Это в самом центре Болоньи, совсем рядом с её главной площадью Пьяцца Маджоре.

Коллекция музея, сформировавшаяся на основе нескольких выдающихся частных собраний (в том числе — Болонского университета), весьма разнообразна и познавательна. Она охватывает довольно широкий отрезок времени (с 7-го по 16-й века, даже немного выходя за рамки средних веков). И хотя там представлены в том числе и предметы, выполненные в зарубежных странах, все же бОльшая их часть — это экспонаты, сделанные мастерами Болоньи и прилегающих территорий, либо — неместными итальянскими авторами, но специально для болонской знати.

Каждый посетитель этого музея найдет там для себя свои личные объекты-фавориты. Кого-то особо привлечет средневековая скульптура, кого-то — оружие или майолика. Кто-то надолго зависнет у витрин с изделиями из слоновой кости. Кого-то удивят выполненные в Болонье иллюстрированные книги и т. д. А нас больше всего там поразила надгробная скульптура. Эта секция — пожалуй, самая представительная в музее. Можно даже сказать, что уникальная — по причине целевого назначения большинства объектов. Дело в том, что этот раздел в основном посвящен захоронениям университетской профессуры Болоньи.

Мы уже упоминали в наших рассказах про этот город, что один из его титулов — Болонья ученая. И такую славу городу создал его университет и, в частности, его знаменитые на всю Европу юристы. В связи с этим, начиная с 14-го века, в Болонье родилась традиция создания своеобразной надгробной скульптуры именно для усопших университетских преподавателей. Необычность этих погребальных памятников заключалась в том, что упокоившиеся профессора изображались на них вместе с группами своих студентов. С течением времени «профессорская» надгробная скульптура эволюционировала, и этот музей дает хорошее представление и об этом. Разглядывать выставленные там образцы было очень интересно, особенно учитывая, что до Болоньи этот скульптурный жанр нам был совсем незнаком!

Приглашаем вас посмотреть некоторые экспонаты этого музея. Видимо, из-за условий передачи музею частных коллекций, тематическая и хронологическая логика размещения отдельных экспонатов в его залах не всегда выдерживается. У нас таких обязательств ни перед кем нет, поэтому мы коллекцию музея представим по своему усмотрению.

Музей Средневековья расположился в бывшем частном дворце на одной из узких улиц Болоньи. Фото из интернета.
Музей Средневековья расположился в бывшем частном дворце на одной из узких улиц Болоньи. Фото из интернета.
А это уже внутренний дворик дворца (ныне - музея Средневековья)
А это уже внутренний дворик дворца (ныне - музея Средневековья)
Фрагмент декора внутреннего дворика музея Средневековья.
Фрагмент декора внутреннего дворика музея Средневековья.
Кресты из известняка на постаментах в виде колонн. Первая четверть 13-го века.
Кресты из известняка на постаментах в виде колонн. Первая четверть 13-го века.
Такие кресты были популярны в Романье в средние века и выполняли как оберегающую от проблем, так и молитвенную функции.
Кресты из известняка на постаментах в виде колонн. Первая четверть 13-го века.
Кресты из известняка на постаментах в виде колонн. Первая четверть 13-го века.
Такие кресты устанавливали в важных точках каждого поселения. Значение их подчеркивалось высоким основанием-колонной (часто - мраморной), на которой их устанавливали.
Портативная мозаичная икона с Богородицей. Мастера из Венеции. Конец 12-го - начало 13-го века.
Портативная мозаичная икона с Богородицей. Мастера из Венеции. Конец 12-го - начало 13-го века.
Размер иконы можно оценить на фото выше.
Полочка с женской фигурой. Последняя четверть 13-го века.
Полочка с женской фигурой. Последняя четверть 13-го века.
Известняк.
Скульптурные изображения Правосудия (женская фигура в центре) и святых покровителей Болоньи: Доменика, Петра, Флориана, Амброзия, Петрония, Франциска. Авторы неизвестны. Между 1382 и 1391 гг.
Скульптурные изображения Правосудия (женская фигура в центре) и святых покровителей Болоньи: Доменика, Петра, Флориана, Амброзия, Петрония, Франциска. Авторы неизвестны. Между 1382 и 1391 гг.
Раскрашенный мрамор.
А это не Будда, как можно подумать, а папа Римский Бонифаций VIII. Скульптор Манно Бандини. Конец 13-го века. Выполнено из позолоченных медных пластин, нанесенных на деревянную несущую конструкцию.
А это не Будда, как можно подумать, а папа Римский Бонифаций VIII. Скульптор Манно Бандини. Конец 13-го века. Выполнено из позолоченных медных пластин, нанесенных на деревянную несущую конструкцию.
Этот папа прекратил войну между Болоньей и Феррарой. В честь этого его статую в 1301 году установили на фасаде Palazzo Pubblico, что на площади Маджоре (сейчас там другие персонажи).
Основание с четырьмя фигурами атлантов. Первая половина 13-го века. Известняк.
Основание с четырьмя фигурами атлантов. Первая половина 13-го века. Известняк.
До сих пор нет ясности ни в отношении назначения этого объекта (основание подсвечника, фонтана со святой водой...?), ни в отношении изображенных персонажей.
Святой Петр-мученик. Скульптор Джованни ди Балдуччо из Пизы. 1332-34 гг. Мрамор.
Святой Петр-мученик. Скульптор Джованни ди Балдуччо из Пизы. 1332-34 гг. Мрамор.
Святой Петр-мученик, будучи инквизитором в Ломбардии, преследовал еретиков и пал жертвой убийц, подосланных двумя венецианскими патрициями, имущество которых конфисковали по требованию Петра. Личность этого католического святого - пожалуй, спорная, но в мастерстве скульптора сомнений нет никаких.
Мадонна с Младенцем. Скульптор - всемирно известный Якопо делла Кверча. Около 1410. Полихромная терракотта.
Мадонна с Младенцем. Скульптор - всемирно известный Якопо делла Кверча. Около 1410. Полихромная терракотта.
Работы этого скульптора из Сиены - украшение музея.
Триптих «Мадонна с Младенцем». Скульптор Якопо делла Кверча. 1435-1438. Мрамор.
Триптих «Мадонна с Младенцем». Скульптор Якопо делла Кверча. 1435-1438. Мрамор.
Один фрагмент утрачен. Как известно, Делла Кверча, начиная с 1425 года, возглавлял мастерскую в Болонье, которая работала над созданием выдающихся мраморных порталов базилики Сан-Петронио на главной площади города.
Рождество Иоанна Крестителя. Скульптор - последователь Якопо делла Кверча. Первая половина 14-го века. Мрамор.
Рождество Иоанна Крестителя. Скульптор - последователь Якопо делла Кверча. Первая половина 14-го века. Мрамор.
Моисей и Аарон. Византия. X-XI вв. Слоновая кость.
Моисей и Аарон. Византия. X-XI вв. Слоновая кость.
Оставим на некоторое время скульптуру и посмотрим фантастические работы из слоновой кости, представленные в музее.
Ящичек с розетками и мифологическими сценами. Византия. XI-XII вв.
Ящичек с розетками и мифологическими сценами. Византия. XI-XII вв.
Слоновая кость.
Триптих «Богоматерь с Младенцем и истории из ее жизни». Французский мастер. Первая четверть 14-го века.
Триптих «Богоматерь с Младенцем и истории из ее жизни». Французский мастер. Первая четверть 14-го века.
В то время французы доминировали в производстве артефактов из слоновой кости.
Диптих «Мадонна с ангелами» и «Распятие». Французский мастер. Вторая половина 14-го века. Слоновая кость.
Диптих «Мадонна с ангелами» и «Распятие». Французский мастер. Вторая половина 14-го века. Слоновая кость.
Из коллекции Болонского университета.
Расческа с историями из жизни короля Англии Эдуарда II. Ломбардский мастер. Первая четверть 15-го века.
Расческа с историями из жизни короля Англии Эдуарда II. Ломбардский мастер. Первая четверть 15-го века.
Этот король, как известно, был убит в результате заговора, поддержанного его женой, Изабеллой Французской. Расческа декорирована с разных сторон по-разному.
«Свадебные шкатулки». Мастерская Эмбриачи. Около 1390-1410 годов.
«Свадебные шкатулки». Мастерская Эмбриачи. Около 1390-1410 годов.
Эта итальянская мастерская, начиная с последней трети 14-го века, стала главным соперником парижских производителей изделий из кости.
«Свадебная шкатулка». Мастерская Эмбриачи. Около 1390-1410 годов.
«Свадебная шкатулка». Мастерская Эмбриачи. Около 1390-1410 годов.
Шкатулки с замком. Мастерская Эмбриачи. Начало 15-го века.
Шкатулки с замком. Мастерская Эмбриачи. Начало 15-го века.
Шкатулки и другие предметы этой мастерской обычно имеют каркас из дерева, а места, не украшенные резьбой по кости, декорированы чертозиной - небольшими геометрическими вставками из различных материалов контрастных цветов.
Шкатулка с замком. Мастерская Эмбриачи. Начало 15-го века.
Шкатулка с замком. Мастерская Эмбриачи. Начало 15-го века.
Слоновая кость, чертозина.
Небольшой религиозный триптих из кости. Мастерская Эмбриачи. Начало 15-го века.
Небольшой религиозный триптих из кости. Мастерская Эмбриачи. Начало 15-го века.
Эмбриачи, чье имя носит мастерская, как считают, не был резчиком по кости, а был её управляющим, менеджером - в современной терминогогии. Мастерская разработала форму массового производства, при которой различные компоненты изготавливались отдельно для последующей сборки в разных изделиях.
Рамы для настенных зеркал. Начало 15-го века.
Рамы для настенных зеркал. Начало 15-го века.
Слоновая кость, чертозина.
Рельефы с изображениями Юдифи и Олоферна, Ребекки и Елеазара у колодца. Голландский мастер. Первая половина 17-го века.
Рельефы с изображениями Юдифи и Олоферна, Ребекки и Елеазара у колодца. Голландский мастер. Первая половина 17-го века.
Слоновая кость.
Несколько витрин в музее посвящены иллюстрированным книгам, произведенным в Средние века в Болонье.
Несколько витрин в музее посвящены иллюстрированным книгам, произведенным в Средние века в Болонье.
Типичная итальянская средневековая майолика. Вторая половина 15-го века.
Типичная итальянская средневековая майолика. Вторая половина 15-го века.
Лидером в художественной керамике в Италии в этот период был город Фаэнца, в честь которого и назвали эту разновидность керамики - фаянс.
Чернильница со святыми покровителями Болоньи. Конец 15-го века.
Чернильница со святыми покровителями Болоньи. Конец 15-го века.
Майолика.
Погребальное панно болонского юриста Пьетро Чернити с изображением сцены в учебной аудитории. Первая половина 14-го века. Известняк.
Погребальное панно болонского юриста Пьетро Чернити с изображением сцены в учебной аудитории. Первая половина 14-го века. Известняк.
Теперь мы переходим в раздел надгробной скульптуры, который удивил нас сильнее всего. А если быть точным, то это - "профессорские" надгробные памятники, на которых лекторы показаны вместе со своими слушателями. Возможно, что аналогичные примеры есть и в других городах и странах, но нам ничего подобного ранее видеть не приходилось.
«Профессорское» погребальное панно. Первая половина 14-го века. Известняк.
«Профессорское» погребальное панно. Первая половина 14-го века. Известняк.
Первоначально все участники «профессорских» погребальных панно изображались фронтально, анфас. Позднее персонажей стали показывать и с иных ракурсов...
«Профессорское» погребальное панно. Первая половина 14-го века. Известняк.
«Профессорское» погребальное панно. Первая половина 14-го века. Известняк.
... в профиль, со спины...
«Профессорское» погребальное панно. Первая половина 14-го века. Известняк.
«Профессорское» погребальное панно. Первая половина 14-го века. Известняк.
А это панно интересно также полихромностью изображения. В Средние века скульптуры очень часто раскрашивали.
Погребальное панно Лоренцо Пинни. Конец 15-го века. Известняк.
Погребальное панно Лоренцо Пинни. Конец 15-го века. Известняк.
Нам одним кажется, что слушателей на многих «профессорских» памятниках разглядывать даже интереснее, чем уважаемых усопших лекторов?
Фрагмент надгробия Джованни да Леньяно. Скульпторы - Якобелло и Пьер Паоло далле Масеньи из Венеции. Около 1386. Мрамор.
Фрагмент надгробия Джованни да Леньяно. Скульпторы - Якобелло и Пьер Паоло далле Масеньи из Венеции. Около 1386. Мрамор.
Этот усопший был известным юристом Болонского университета, но очевидно, что не все его студенты так уж внимательны на лекции своего профессора. Надгробье первоначально находилось в церкви Сан-Доменико в Болонье.
Надгробный памятник Карло, Роберто и Риккардо да Саличето. Скульпторы - Якобелло и Пьер Паоло далле Масеньи. Около 1403. Мрамор.
Надгробный памятник Карло, Роберто и Риккардо да Саличето. Скульпторы - Якобелло и Пьер Паоло далле Масеньи. Около 1403. Мрамор.
Надгробье, первоначально находившееся в церкви Сан-Мартино, было сильно повреждено землетрясением 1504 года. В частности, была разрушена верхняя часть памятника и фигура профессора справа, читающего лекцию.
Фрагменты надгробия.
Фрагменты надгробия.
Студенты выглядят совсем немолодо...
Фрагменты надгробия.
Фрагменты надгробия.
...и многие практически уснули:).
 Надгробье Бартоломео да Саличето. Скульптор - Андреа да Фьезоле. 1412. Мрамор, песчаник.
Надгробье Бартоломео да Саличето. Скульптор - Андреа да Фьезоле. 1412. Мрамор, песчаник.
Усопший профессор права изображен как лежащим - в верхней части памятника, так и читающим лекцию. Лежащие на могильной плите статуи называют гизантами, от французского «gésir» - покоиться.
Фрагмент надгробья Бартоломео да Саличето. Скульптор - Андреа да Фьезоле. 1412. Мрамор, песчаник.
Фрагмент надгробья Бартоломео да Саличето. Скульптор - Андреа да Фьезоле. 1412. Мрамор, песчаник.
Надгробье первоначально находилось в церкви Сан-Доменико в Болонье.
Фрагменты надгробья Бартоломео да Саличето.
Фрагменты надгробья Бартоломео да Саличето.
Реакции слушателей - самые разнообразные...
Еще одно надгробье - знаменитого в свое время юриста Джованни д'Андреа. Болонский скульптор. Середина 14-го века, песчаник.
Еще одно надгробье - знаменитого в свое время юриста Джованни д'Андреа. Болонский скульптор. Середина 14-го века, песчаник.
И в этом случае умерший от чумы профессор изображен не только лежащим на могильной плите (в верхней части памятника), но и читающим лекцию двум группам студентов.
Фрагмент надгробья юриста Джованни д'Андреа.
Фрагмент надгробья юриста Джованни д'Андреа.
Надгробье первоначально находилось в церкви Сан-Доменико в Болонье, что подтверждает высокий статус покойного.
Фрагмент надгробья юриста Джованни д'Андреа.
Фрагмент надгробья юриста Джованни д'Андреа.
Реакции слушателей - самые разнообразные...
Черновой вариант погребального монумента. Скульптор - Пьетро Барилотто из Фаенцы. Ок. 1540. Мрамор.
Черновой вариант погребального монумента. Скульптор - Пьетро Барилотто из Фаенцы. Ок. 1540. Мрамор.
Усопший в профессорской тоге избражен лежащим на боку. Его голова и ступни опираются на книги, в ногах покойного – плачущий ангел. Саркофаг поддерживают крылатые львы.
Надгробье Пьетро Каноники. Скульптор - Антонио Минелли из Падуи. Около 1502. Известняк.
Надгробье Пьетро Каноники. Скульптор - Антонио Минелли из Падуи. Около 1502. Известняк.
Здесь можно заметить, как поменялся декор в сравнении с предыдущими монументами: на дворе была эпоха Высокого Возрождения.
Нептун скульптора Джамболонья. 1560-е гг. Бронза. Черновой вариант для знаменитого одноименного фонтана этого мастера, который установлен на главной площади Болоньи.
Нептун скульптора Джамболонья. 1560-е гг. Бронза. Черновой вариант для знаменитого одноименного фонтана этого мастера, который установлен на главной площади Болоньи.
В этом музее также имеется секция очень качественной скульптуры (особенно бронзовой) периода Ренессанса и барокко.
Меркурий. Скульптор - Джамболонья. 1563/64. Бронза.
Меркурий. Скульптор - Джамболонья. 1563/64. Бронза.
Предполагают, что такая статуя должна была быть установлена в одном из внутренних двориков Болонского университета (не состоялось). Последующая версия этой работы Джамболоньи сейчас находится в музее Барджелло во Флоренции.
Голова Христа. Скульптор - Лаззаро Касарио из Каррары. Вторая половина 16-го века. Мрамор.
Голова Христа. Скульптор - Лаззаро Касарио из Каррары. Вторая половина 16-го века. Мрамор.
Изначально эта скульптура была частью декорации на захоронении этого мастера в церкви Сан-Франциско в Болонье. Скульптор был ранее приглашен туда для восстановления главного алтаря, но его смерть в 1592 году помешала завершению проекта.
Бюст папы Григория ХV. Скульптор - Жан Лоренцо Бернини. 1621/22. Бронза.
Бюст папы Григория ХV. Скульптор - Жан Лоренцо Бернини. 1621/22. Бронза.
Практически идентичные работы Бернини находятся сейчас в Риме (Галерея Дория Памфили), в Париже и Питтсбурге (США).
Архангел Гавриил, повергающий демона. Скульптор - Алессандро Алгарди, уроженец Болоньи. Вторая половина 17-го века.
Архангел Гавриил, повергающий демона. Скульптор - Алессандро Алгарди, уроженец Болоньи. Вторая половина 17-го века.
Бронза.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Болонья: Пьяцца Маджоре
  27. Болонья учёная
  28. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  29. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  30. Болонья — город портиков
  31. Болонья: Национальная пинакотека
  32. Болонья: музей Средневековья
  33. Равенна римская
  34. Равенна готская
  35. Равенна византийская
  36. Парма: по следам Корреджо
  37. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  38. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  39. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому