Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 14:47
.
Фотоальбом

Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2

iPhone XS
33 38

Если в 1-й части альбома доминировали великие Рафаэль и Тициан, то во 2-й есть свои «тяжеловесы»: Тинторетто, Веронезе, Караваджо, Рубенс, Ван Дэйк, Мурильо…

Одна из особенностей Палатинской галереи, как мы уже отмечали, — это сохранившаяся с прежних времен дворцовая развеска картин (в несколько рядов, вперемешку), служившая чисто декоративным целям и основанная на вкусах прежних владельцев дворца. Создает туристу проблемы в этом музее и неидеальная, мягко говоря, подсветка картин. Соответственно, и качество фотографий временами оставляет желать лучшего…

В этом альбоме преобладают живописцы периода барокко, но начнем мы с нескольких работ художников-маньеристов. Маньеризм отличает некоторая стилевая вычурность: удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз, необычные эффекты, связанные с разномасштабностью фигур, освещением или усиленной перспективой, использование резкой цветовой палитры, перегруженность композиции деталями. Хотя у искусствоведов нет единого мнения о том, самостоятельный ли это стиль — маньеризм — или прелюдия барокко, ярлычок «маньерист» прочно прикрепился к именам некоторых итальянских художников (Аньоло Бронзино, Франческо Сальвиати, Понтормо и др). Естественно, не на любой отдельно взятой картине художника-маньериста можно обнаружить абсолютно все вышеперечисленные особенности этого художественного стиля.

Понтормо (1494-1557). Десять тысяч мучеников. Около 1529-1530.
Понтормо (1494-1557). Десять тысяч мучеников. Около 1529-1530.
Показаны разные варианты мучений: попадание в плен, обезглавливание мечом, распятие, хождение по гвоздям и т.д. На этой картине присутствуют многие характерные черты маньеризма, перечисленные выше.
Аньоло Бронзино (1503–1572). Портрет Гвидобальдо II делла Ровере. Около 1531–1532.
Аньоло Бронзино (1503–1572). Портрет Гвидобальдо II делла Ровере. Около 1531–1532.
Считается, что именно после написания этой картины к Аньоло Бронзино пришёл успех и слава. С 1533 года Бронзино - придворный художник семейства Медичи. Большая коллекция его картин находится в Уффици. По этому полотну и не догадаешься, что Аньоло Бронзино считается одним из классиков маньеризма в Италии.
Аньоло Бронзино (1503–1572). Портрет карлика Морганте. 1552.
Аньоло Бронзино (1503–1572). Портрет карлика Морганте. 1552.
Этот двойной портрет выставлен в центре зала в стеклянном футляре, позволяющем увидеть фигуру персонажа спереди и сзади. В это время Бронзино был вовлечен в спор, начатый Джорджо Вазари: скульптура vs. живопись. И этим частным примером Бронзино пытался опровергнуть аргумент о том, что в скульптуре объект можно рассматривать с большего количества ракурсов, чем в живописи.
Аньоло Бронзино (1503–1572). Портрет карлика Морганте.
Аньоло Бронзино (1503–1572). Портрет карлика Морганте.
Спереди мы видим этого любимца герцога Козимо I Медичи перед началом охоты: он держит в силке сову, которую собирается использовать как приманку для поимки летящей сойки. Пара редких бабочек с махаоновыми хвостами прикрывают его гениталии. На обратной стороне картины мы видим, как карлик после завершившейся охоты вот-вот повернется к зрителю, желая похвастаться своими трофеями. Так Бронзино доказывал, что живопись не только не уступает скульптуре, но даже в чем-то может ее и превзойти: мало того, что портреты в разных ракурсах, они еще и показывают разные моменты времени (до и после события).
Франческо Сальвиати. Три Парки (Le tre Parche). Около 1550.
Франческо Сальвиати. Три Парки (Le tre Parche). Около 1550.
Художник изображает трех сестер - богинь судьбы, которых в Древнем Риме называли Парками. Одна из них прядет нить жизни, другая дает жребий, третья перерезает жизненную нить. У Сальвиати все они - востроносые старухи.
Франческо Сальвиати. Поклонение волхвов. Около 1550.
Франческо Сальвиати. Поклонение волхвов. Около 1550.
.
Федерико Бароччи (1535-1612). Портрет молодой женщины. Между 1570 и 1575 гг.
Федерико Бароччи (1535-1612). Портрет молодой женщины. Между 1570 и 1575 гг.
Федерико Бароччи считается выдающимся колористом и виртуозом рисунка. Постоянная прописка картины - Уффици.
Тинторетто (1518–1594). Портрет Андреа Фризьер, канцлера Венеции.
Тинторетто (1518–1594). Портрет Андреа Фризьер, канцлера Венеции.
Во дворце Питти выдающийся венецианский художник Тинторетто представлен несколькими портретами.
Тинторетто (1518–1594). Портрет Альвизе Корнаро. Около 1560-1565.
Тинторетто (1518–1594). Портрет Альвизе Корнаро. Около 1560-1565.
На картине - венецианский аристократ, проживший почти 100 лет и известный как автор трудов, посвящённых правильному питанию. На этом портрете ему хорошо за 90 лет. Это полотно долгое время приписывалось Тициану, чьими работами Тинторетто восхищался, хотя личные их отношения не сложились.
Тинторетто (1518–1594). Портрет Винченцо Дзено. Около 1560-1565.
Тинторетто (1518–1594). Портрет Винченцо Дзено. Около 1560-1565.
Тинторетто был самым плодовитым портретистом Венеции своего времени, и некоторые искусствоведы именно портреты считают лучшими творениями этого художника. Но есть и те, кто намного выше ставят его сюжетные, многофигурные полотна.
Тинторетто (?). Портрет монаха.
Тинторетто (?). Портрет монаха.
.
Веронезе (1528-1588). Человек в шубе, фрагмент. Около 1566.
Веронезе (1528-1588). Человек в шубе, фрагмент. Около 1566.
Вне зависимости от того, кто представлен на холсте (а его имя доподлинно неизвестно), художник отобразил высокий интеллект, сдержанность и сосредоточенность этого персонажа.
Веронезе (1528-1588). Крещение Христа. Около 1580.
Веронезе (1528-1588). Крещение Христа. Около 1580.
Многофигурная композиция со сложными ракурсами обоих главных персонажей.
Аннибале Караччи (1560–1609). Голова мужчины. 1595-1599.
Аннибале Караччи (1560–1609). Голова мужчины. 1595-1599.
Этот живописец - один из ярких представителей болонской школы - оплота академического искусства в Италии XVI века.
Аннибале Караччи (1560–1609). Христос во славе со святыми и  кардиналом  Одоардо Фарнезе. Около 1597.
Аннибале Караччи (1560–1609). Христос во славе со святыми и кардиналом Одоардо Фарнезе. Около 1597.
Кардинал, изображенный в правом нижнем углу картины, был ее заказчиком.
Караваджо (1571–1610). Спящий Амур. 1608.
Караваджо (1571–1610). Спящий Амур. 1608.
Картина была написана в самый трудный период жизни Караваджо - после того как он, обвиненный в убийстве, был объявлен «вне закона». Уехав в связи с этим на Мальту в 1607 году, Караваджо вступил в ряды рыцарей мальтийского ордена, дав обет безбрачия. Возможно, именно это - освобождение человека от своей чувственной природы - художник решил отразить в своей работе. Поскольку сон истолковывается как символ отрешенности от чувственности, то выбрав в качестве главного объекта Амура, бога любви (он же Купидон, сын Марса и Венеры), художник как бы изобразил образ отказа от человеческого влечения и страстей в квадрате.
Караваджо (1571–1610). Портрет Антонио Мартелли (Портрет мальтийского рыцаря). 1608–1609.
Караваджо (1571–1610). Портрет Антонио Мартелли (Портрет мальтийского рыцаря). 1608–1609.
Еще одна работа мастера, написанная в период его пребывания на Мальте.
Караваджо (приписывается). Зубодер. Около 1608–1610.
Караваджо (приписывается). Зубодер. Около 1608–1610.
Принадлежность данной работы кисти Караваджо не доказана, хотя живописная манера и использованные в ней мотивы в целом свойственны его искусству. Возможно, полотно исполнил кто-то из последователей мастера, утрировав его приемы. Сам Караваджо нередко обращался к бытовой тематике и даже для написания образов из Священной истории часто выбирал простолюдинов в качестве натурщиков.
Чиголи (1559-1613). Ecce Homo. 1607.
Чиголи (1559-1613). Ecce Homo. 1607.
Ecce Homo (букв. «вот человек; это человек»; цер.-слав. «се человек») - выражение с которым, согласно Евангелию от Иоанна, прокуратор Иудеи Понтий Пилат (он на картине слева) показал народу Иерусалима после бичевания Иисуса Христа, желая возбудить сострадание толпы. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «Се Человек!». Ранние работы Чиголи близки к маньеризму, в более поздних, как эта, заметно влияние Караваджо.
Кристофано Аллори. Юдифь с головой Олоферна. Около 1610-1612.
Кристофано Аллори. Юдифь с головой Олоферна. Около 1610-1612.
«Юдифь» - наиболее известная работа художника и была популярна уже при его жизни, о чем свидетельствует большое число авторских повторений. В образе Юдифи художник изобразил свою возлюбленную, а Олоферну придал внешнее сходство с собой.
Джованни Ланфранко (1582–1647). Экстаз Св. Маргариты Кортонской. 1622.
Джованни Ланфранко (1582–1647). Экстаз Св. Маргариты Кортонской. 1622.
На картине изображена францисканская монахиня Маргарита, которая во время молитвы перед распятием вдруг увидела, как Спаситель склонил в ее сторону голову и указал рукой на Свои раны. Чудо, представшее взору женщины, и ее саму, переживающую блаженный внутренний восторг, и изобразил Джованни Ланфранко. Считается, что этот ученик академической школы братьев Караччи, испытывал влияние живописи Караваджо, в частности, его полотна 1596 года с изображением экстаза Св.Франциска. В свою очередь, эта картина Ланфранко, возможно, повлияла на дизайн скульптурной группы «Экстаз Св.Терезы» авторства Лоренцо Бернини (1645-1647) в церкви Santa Maria della Vittoria в Риме.
Джованни да Сан–Джованни (1592-1636). Венера, расчесывающая волосы Купидона. 1627.
Джованни да Сан–Джованни (1592-1636). Венера, расчесывающая волосы Купидона. 1627.
Считается одним из самых необычных представлений Венеры - в качестве любящей матери, которая вычесывает блох из волос своего сына Амура. В свое время картина вызвала скандал.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Портрет Каспара Шоппе. Около 1604-05.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Портрет Каспара Шоппе. Около 1604-05.
Шоппе в период правления папы Климента VIII отличился злобностью своих писаний, направленных против протестантов.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Четыре философа. 1611–1612.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Четыре философа. 1611–1612.
«Юст Липсий и его ученики» - второе название картины. Юст Липсий изображен в центре, под бюстом Сенеки. Его окружают его ученики - Ян Вавериус (справа от учителя) и Филипп Рубенс (брат художника, умерший в год написания картины). Крайним слева, за спиной у брата художник написал себя. Рубенс был единомышленником и другом остальных изображенных, поэтому эта картина имела для него особое значение.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Воскресший Христос. 1616.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Воскресший Христос. 1616.
Мощная плоть. Неожиданный образ.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна с       корзиной). Около 1615.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна с корзиной). Около 1615.
Корзина, давшая картине ее второе название, на самом деле - это плетеная колыбель, в которой лежит младенец Иисус, за которым присматривают родители - Мария и Иосиф. Христос касается щеки маленького Иоанна Крестителя, рядом с которым - его мать, Св. Елизавета. Очень лирическое, даже сентиментальное полотно.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Три грации. 1620-1623.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Три грации. 1620-1623.
На эту тему Рубенс сделал несколько эскизов, прежде чем написал свою знаменитую одноименную картину 1635 года. Это - один из таких эскизов в стиле гризайль. Гризайль (от фр. gris — «серый») — это вид искусства, в котором художник создает произведение с использованием различных оттенков серого или другого нейтрального цвета.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении. 1625.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении. 1625.
После смерти своего мужа, эрцгерцога Альберта Австрийского, бездетная испанская инфанта стала монахиней и вплоть до своей смерти носила монашеское одеяние францисканского ордена Клариссы. В нем она и предстает на картине Рубенса. Известны три копии с этой картины - ныне в разных музеях.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Последствия войны. 1637–1638. Из интернета (наш снимок не удался).
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Последствия войны. 1637–1638. Из интернета (наш снимок не удался).
Картина «Последствия войны», также известная как «Ужас войны», была написана после разрушительной Тридцатилетней войны в Европе. Европу, измученную бременем войны, художник изобразил в образе девушки, воздевшей руки к небесам - призывая их в защитники. Но центральной фигурой в композиции выступает Марс, рвущийся в бой с поднятым щитом и обнаженным мечом. За его внимание борются двое: полнотелая богиня любви Венера (слева) и безобразная старуха с растрепанными волосами и поднятым вверх горящим факелом (это Алекто - воплощение гнева у греков и римлян). Беззащитность людей перед лицом разрушительных сил, болезней и голода, замолкнувшие музы (попранные книги, сломанная лютня) - всему Рубенс нашел свои символы на этом монументальном полотне.
Антонис ван Дейк (1599–1641). Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. До 1623.
Антонис ван Дейк (1599–1641). Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. До 1623.
Антонис ван Дейк, как известно, значительную часть своего творчества посвятил портрету и привнес в парадные полотна глубокий психологизм. Это, безусловно, одно из таких полотен. В этом портрете, созданном еще молодым художником, специалисты отмечают и его незаурядные колористические способности: красный цвет представлен во множестве оттенков.
Антонис ван Дейк (1599–1641). Карл I, король Англии, и его жена Генриетта. 1635.
Антонис ван Дейк (1599–1641). Карл I, король Англии, и его жена Генриетта. 1635.
Этот двойной портрет – одно из многочисленных изображений британских монархов, созданных ван Дейком. Супруги на этом парном портрете изображены сами по себе - как на медальоне, где каждый существует в своём отдельном пространстве. Вместе с тем, нельзя не отметить, что между ними и много общего.
Антонис ван Дейк (1599–1641). Мужской портрет. Около 1638.
Антонис ван Дейк (1599–1641). Мужской портрет. Около 1638.
Имя изображенного персонажа неизвестно, но написан этот портрет в Лондоне, где ван Дейк пребывал в качестве придворного художника Карла I. Поэтому предполагают, что это какой-то знатный англичанин. Второй английский период Ван Дейка (первый был при отце Карла, короле Якове I) – самое счастливое время в жизни художника, эпоха его творческого расцвета и наибольшей славы.
Диего Веласкес (1599–1660). Конный портрет Филиппа IV. Около 1635.
Диего Веласкес (1599–1660). Конный портрет Филиппа IV. Около 1635.
Диего Веласкес долгие годы был придворным художником испанского короля Филиппа IV и создал несколько конных портретов монарха, прославляющих его смелость и доблесть. Эта работа предназначалась флорентийскому скульптору Пьетро Такки, который должен был, отталкиваясь от живописного изображения, отлить в бронзе монумент монарху.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Мадонна с чётками (Virgin of the Rosary). 1650.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Мадонна с чётками (Virgin of the Rosary). 1650.
Невозможно не обратить внимания на сияние, исходящее от Девы Марии и Ее маленького Сына, как и на следующей картине.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Дева Мария с Младенцем. Около 1660.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Дева Мария с Младенцем. Около 1660.
.
Хосе де Рибера (1591-1652). Св. Франциск Ассизский. 1643.
Хосе де Рибера (1591-1652). Св. Франциск Ассизский. 1643.
Это полотно считается одной самых удачных версий святых и мучеников, во множестве написанных этим «испанским караваджистом эпохи барокко, жившим и работавшим в итальянском Неаполе».
Гвидо Рени (1575–1642). Клеопатра. Около 1640.
Гвидо Рени (1575–1642). Клеопатра. Около 1640.
Картина основана на истории смерти последней правительницы Египта из династии Птолемеев: возлюбленная римского полководца Марка Антония после его военного поражения и вынужденного самоубийства решила покончить с собой. В её руке - змея, от укуса которой она умрёт. Данное полотно относится к позднему творчеству художника. В тот период он, воспитанник болонской Академии, вновь, теперь уже под влиянием развивавшегося классицизма, обратился к академическим приемам, соединив их с барочными.
Гвидо Рени (1575–1642). Св.Петр в слезах (San Pietro in lacrime).
Гвидо Рени (1575–1642). Св.Петр в слезах (San Pietro in lacrime).
Многие художники посвятили свои работы этому знаменитому библейскому сюжету. Это - про плач грешника, троекратно отрекшегося от Сына Божьего («прежде нежели дважды пропоет петух») и мучимого раскаянием в грехе малодушия.
Карло Дольчи (1616-1686). Св.Петр в слезах. 1654.
Карло Дольчи (1616-1686). Св.Петр в слезах. 1654.
Еще одно полотно, уже другого художника, на ту же тему.
Карло Дольчи (1616-1686). Ecce Homo.
Карло Дольчи (1616-1686). Ecce Homo.
Выражение «Ecce Homo» («Се человек»), когда-то произнесенное Понтием Пилатом в отношении Христа, стало крылатым. Его употребляют, в частности, когда хотят указать на достойного сострадания человека.
Карло Дольчи (1616-1686). Апостол Андрей перед распятием на кресте. 1646.
Карло Дольчи (1616-1686). Апостол Андрей перед распятием на кресте. 1646.
Ныне традиционно считается, что Андрей был распят на Х-образном кресте, который теперь известен как «Крест Святого Андрея». Предположительно, это была его собственная просьба, поскольку он считал себя недостойным быть распятым на том же типе креста, что и Иисус. Существуют три копии этой работы Карло Дольчи - в разных музеях.Большое количество копий и повторений разных картин этого художника говорит о том, что его работы в свое время пользовались огромным успехом, и художник эту популярность удачно, как бы сказали сейчас, монетизировал.
Карло Дольчи (1616-1686). Мадонна с Младенцем. 1570-1575.
Карло Дольчи (1616-1686). Мадонна с Младенцем. 1570-1575.
Реставрация полотна в 2015 году показала, что эта композиция с двумя фигурами была частью большого полотна «Поклонение волхвов». Это объясняет направленность взглядов и Марии, и Младенца в правый нижний угол, где прежде была коленопреклоненная фигура одного из волхвов.
Лука Джордано (1634-1708). Непорочное зачатие. 1680-е.
Лука Джордано (1634-1708). Непорочное зачатие. 1680-е.
За быстроту, с которой работал этот знаменитый неаполитанский художник, он получил прозвище «Лука Фа-Престо» (итал. Luca Fа-presto — «Лука, делающий быстро»).
Эмилио Дзокки (1835-1913). Юный Микеланджело. Мрамор. Около 1862.
Эмилио Дзокки (1835-1913). Юный Микеланджело. Мрамор. Около 1862.
Считается, что скульптор изобразил эпизод встречи Лоренцо Великолепного и маленького Микеланджело, как ее описал Джорджио Вазари. Об этом говорят две детали: герб Медичи в основании скульптуры (его не видно на наших фото) и фавн, над которым работает юный Микеланджело - как это и было при его встрече с Лоренцо Великолепным. Впоследствии Эмилио Дзокки выполнил несколько версий этой своей работы, которые распространились по разным коллекциям.
Винченцо Консани (1818-1887). Виттория. Мрамор. 1867.
Винченцо Консани (1818-1887). Виттория. Мрамор. 1867.
Эту работу скульптор посвятил усилиям короля Виктора Эммануила II в объединении Италии. У этой богини победы нет крыльев, в отличие от классических греческих образцов, взятых скульптором за основу. В зале Юпитера, где установлена эта статуя, ее окружают фрески Пьетро да Кортона, а также полотна выдающихся художников.
 Антонио Канова (1757-1822). Венера Италийская. Мрамор. 1812.
Антонио Канова (1757-1822). Венера Италийская. Мрамор. 1812.
Статуя была заказана Людовико I, королём Этрурии на замену так называемой Венеры Медичи – древней статуи, датируемой I веком до н.э., найденной когда-то на развалинах виллы римского императора Адриана вблизи Рима и купленной Медичи для своей коллекции. Однако в 1802 году по приказу Наполеона она была изъята из флорентийской галереи Уффици, вывезена во Францию и помещена в Лувре. Канове заказали копию шедевра, но в процессе работы скульптор решил изваять свою собственную Венеру, которую и завершил в 1812 году. Она была установлена на месте древней статуи в галерее Уффици и сразу же завоевала сердца критиков и публики, получив имя Венеры Италийской. Тем временем, после отречения Наполеона Венеру Медичи удалось вернуть в Италию, и в начале 1816 года ее вновь поместили на прежнее место в галерее Уффици. А Венера Италийская Антонио Кановы теперь представлена в Палатинской галерее Палаццо Питти.
Слева - Венера Медичи, I век до н.э. (фото из Интернета). Справа - Венера Италийская Антонио Кановы, 1812.
Слева - Венера Медичи, I век до н.э. (фото из Интернета). Справа - Венера Италийская Антонио Кановы, 1812.
Вопрос, какая из двух богинь любви более совершена в своём мраморном образе, остаётся дискуссионным. Однако нужно признать, что многие считают, что талант Кановы оказался выше мастерства древнегреческого скульптора Клеомена Афинского. «Когда я увидел эту божественную работу Кановы, — писал поэт Уго Фосколо в 1811 году, — я задохнулся тысячью желаний, потому что, если Венера Медичи — самая красивая богиня, то это самая красивая женщина». И этот итальянский поэт далеко не одинок в своем мнении.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Болонья: Пьяцца Маджоре
  27. Болонья учёная
  28. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  29. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  30. Болонья — город портиков
  31. Болонья: Национальная пинакотека
  32. Болонья: музей Средневековья
  33. Равенна римская
  34. Равенна готская
  35. Равенна византийская
  36. Парма: по следам Корреджо
  37. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  38. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  39. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому