Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 10:35
.
Фотоальбом

Васнецовы. Выставка в Новой Третьяковке

iPhone 12 Pro, Galaxy S23 Ultra
47 47

С 25 мая в Москве, в галерее «Новая Третьяковка» проходит выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в. XXI век». В экспозицию вошли лучшие произведения Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), его младшего брата Аполлинария Михайловича (1856–1933), а также его внука Андрея Владимировича (1924–2009). Выставка приурочена к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова.

Родоначальника художественной династии, Виктора Михайловича, которого считали «своим» и передвижники, и символисты, искусствоведы рассматривают как основоположника неорусского стиля. Для большинства же из нас Виктор Васнецов — это автор хрестоматийных фольклорно-сказочных полотен, известных практически всем ещё с детских лет («Богатыри», «Алёнушка» и т. д.). Те, кто ожидает увидеть на этой выставке в основном эти произведения, будут удивлены (или даже поражены, как мы), встрече с неожиданным Васнецовым. В экспозиции, помимо сказочных полотен мастера, широко представлена также уникальная религиозная живопись Виктора Васнецова — росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1896), а также портреты, созданные им во время работы в усадьбе Саввы Мамонтова в Абрамцево.

А Аполлинарий Михайлович нашел свою собственную нишу в русском искусстве: вооружившись историческими материалами, старинными планами Москвы и гравюрами, он создал уникальную серию «Старая Москва», в которой показал, как могла выглядеть наша столица в Средние века. Хороши были также и его монументальные северные пейзажи.

Андрей Владимирович Васнецов, внук Виктора Михайловича, считается одним из основоположников «сурового стиля», и мастером монументальной и станковой живописи второй половины ХХ века. Однако его полотна, с нашей точки зрения, не очень хорошо сочетались с творениями его дедушек, и поэтому в этот альбом мы их не включили.

Участниками выставочного проекта, помимо Государственной Третьяковской галереи, стали более десяти музеев и частных собраний, двести с лишним произведений.

Выставку искренне рекомендуем: останутся довольны и поклонники «детского» Васнецова, и любители портретной, пейзажной и символической живописи. Но для нас наиболее впечатляющая часть выставки — это потрясающие эскизы росписей Владимирского собора в Киеве. Да и сам художник считал эту работу главным делом всей своей жизни.

Выставка работает до 4 ноября 2024 г. Подробности - на официальном сайте: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/vasnetsovy-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek/

При подготовке альбома использованы материалы ГТГ.

Галерея
Галерея "Новая Третьяковка", где проходит выставка.
Адрес галереи: Москва, ул.Крымский Вал, 10 (м. Парк Культуры или м. Октябрьская).
В.М.Васнецов. Автопортрет (1873, слева) и портрет в исполнении художника Николая Кузнецова (1891, справа).
В.М.Васнецов. Автопортрет (1873, слева) и портрет в исполнении художника Николая Кузнецова (1891, справа).
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье потомственного священника. Учился в Вятской духовной семинарии и Императорской Академии художеств, где его педагогом был Иван Николаевич Крамской. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878–1890) и Абрамцевского художественного кружка (с 1879), профессор живописи и действительный член ИАХ (1892), член-корреспондент Реймской академии художеств (1895), член-учредитель Общества возрождения художественной Руси (1915), потомственный почетный дворянин (1912). Скончался в возрасте 78 лет в своем доме в Москве.
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878. Государственный Русский музей (ГРМ).
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878. Государственный Русский музей (ГРМ).
Первая картина из "Богатырской серии", первоначально встреченная лавиной отрицательных отзывов. Васнецов, однако, продолжил развивать это направление, заслужив звание "богатыря русской живописи".
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ).
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ).
Картина написана на сюжет "Слова о полку Игореве". В центре - трагическая смерть молодого княжича, как бы ответ на слова князя Игоря перед битвой: "Братья и дружина! лучше быть зарубленным, чем пленённым".
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ.
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ.
Самая известная картина Васнецова изображает трёх былинных богатырей на страже родной земли. Это одна из самых значительных и любимых картин в русском искусстве 2-й половины XIX века. (Снята пол углом во избежание бликов).
"Богатыри" крупным планом.
Алеша Попович выглядит здесь как-то сам по себе. Вот так и для нас работы Андрея Васнецова на этой выставке смотрелись как-то не по-родственному по отношению к другим Васнецовым:)
Виктор Васнецов. Один в поле воин. 1914. ГТГ.
Виктор Васнецов. Один в поле воин. 1914. ГТГ.
Картина полемизирует с пословицей "Один в поле не воин" в год начала Второй Мировой войны.
Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881. ГРМ.
Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881. ГРМ.
В 1880—1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для зала правления Донецкой железной дороги. Васнецов написал «Трёх царевен подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битву скифов со славянами». Последняя из этих картин посвящена древней истории Донецкого края (искусствоведы отмечают, что в реальности скифы и славяне никогда не встречались). Члены правления эти работы не приняли как неуместные для служебного помещения. Мамонтов купил их для себя и разместил в столовой своего московского дома.
Виктор Васнецов. Ковёр-самолет. 1880. Нижегородский художественный музей.
Виктор Васнецов. Ковёр-самолет. 1880. Нижегородский художественный музей.
Вторая картина, заказанная для украшения зала правления Донецкой железной дороги. Возможно, это метафора скорости передвижения поездов. Одна из первых "фольклорных" картин художника, за которыми последуют и другие.
Виктор Васнецов. Три принцессы подземного царства. 1881. ГТГ.
Виктор Васнецов. Три принцессы подземного царства. 1881. ГТГ.
Третья картина для зала правления Донецкой железной дороги. Это символы богатств, добываемых в недрах Донецкой земли, - золота, драгоценных камней и угля.
Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889. ГТГ.
Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889. ГТГ.
Эпизод из "Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке": "Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана-царевича". Среди непроходимой чащи чудесно расцвело яблоневое дерево, символ всепобеждающей любви и знак счастливого конца сказки.
Виктор Васнецов. Алёнушка. 1881. ГТГ. Справа - эскиз.
Виктор Васнецов. Алёнушка. 1881. ГТГ. Справа - эскиз.
В 1879–1881 годах художник много работал в имении Саввы Мамонтова Абрамцево и соседней Ахтырке. Именно там он и увидел свою Алёнушку – простоволосую крестьянскую девушку, поразившую его воображение. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от нее!» – вспоминал Васнецов. Художник назвал картину именем девушки, не дав никаких пояснений. Уже позднее васнецовскую Алёнушку прочно связали с безутешной сестрицей Иванушки, превратившегося в козленочка.
Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1918. ГТГ.
Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1918. ГТГ.
Картина на сюжет одноименной русской народной сказки. В картине представлена сцена пира – третьего испытания, устроенного царем для жен своих сыновей: царевна пляшет, музыканты задорно играют, а по прозрачному голубому небу плывут кучевые облака. Рассматривать многочисленные детали картины - чистое удовольствие!
Виктор Васнецов. Царевна-несмеяна. 1916. ГТГ.
Виктор Васнецов. Царевна-несмеяна. 1916. ГТГ.
Вместе с "Царевной-лягушкой" и "Бабой-Ягой" это полотно входило в живописный цикл "Поэма семи сказок". В основу картины лег бродячий сказочный сюжет о Царевне Несмеяне. Царевну ничто не радовало и не веселило, поэтому царь пригласил во дворец женихов, чтобы они рассмешили его дочь. В награду он обещал отдать царевну в жены. В картине видят религиозный подтекст: царевна, "Чистая дева", ищущая спасения, презирает корыстных женихов с их низменным весельем.
Виктор Васнецов. Баба-Яга. 1917. ГТГ.
Виктор Васнецов. Баба-Яга. 1917. ГТГ.
Сюжет картины восходит к русской народной сказке «Ивашко и ведьма», в которой Баба-яга похищает ребенка. Немного отступив от текста, Васнецов изобразил ведьму, которая обманула мальчика, переодевшись в одежду его матери – красный сарафан и кокошник, наряд молодой замужней женщины. Дата окончания картины совпала с годом революции, и в красном наряде Бабы-Яги и восходящем багряном полумесяце иногда видят зашифрованный художником образ кровавых событий того времени.
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. ГТГ.
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. ГТГ.
Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост – воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе. В русском народном творчестве – лубках, росписях деревянной домашней утвари, прялок, дверец шкафов – изображения Сирина и Алконоста были традиционным сюжетом.
Сирин и Алконост. Фрагменты.
Сирин и Алконост. Фрагменты.
"Густых кудрей откинув волны,/ Закинув голову назад,/ Бросает Сирин счастья полный,/ Блаженств нездешних полный взгляд./ И, затаив в груди дыханье,/ Перистый стан лучам открыв,/ Вдыхает всё благоуханье,/ Весны неведомой прилив…/ И нега мощного усилья/ Слезой туманит блеск очей…/ Вот, вот, сейчас распустит крылья/ И улетит в снопах лучей!/ Другая — вся печалью мощной/ Истощена, изнурена…/ Тоской вседневной и всенощной/ Вся грудь высокая полна…/ Напев звучит глубоким стоном,/ В груди рыданье залегло,/ И над ее ветвистым троном/ Нависло черное крыло…/ Вдали — багровые зарницы,/ Небес померкла бирюза…/ И с окровавленной ресницы/ Катится тяжкая слеза…"/ Стихотворение Александра Блока на сюжет картины Васнецова.
Виктор Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897. ГТГ.
Виктор Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897. ГТГ.
Васнецов писал, что образ Грозного завладел им ещё в 1878 году, когда он переехал в Москву. В своей работе художник опирался на психологический портрет Ивана Грозного, данный в трудах известного историка В.О.Ключевского.
Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1890. Картон для росписи Владимирского собора в Киеве. ГТГ.
Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1890. Картон для росписи Владимирского собора в Киеве. ГТГ.
Владимирский собор был построен в Киеве в 1882 году и посвящён 900-летию крещения Руси и её крестителю - святому равноапостольному князю Владимиру. Виктор Васнецов был приглашён для создания настенных росписей и посвятил этому делу 10 лет своей жизни. Именно его фрески принесли собору всемирную известность, хотя в его отделке участвовали также такие мастера как Михаил Нестеров и Михаил Врубель. Росписи Васнецова во Владимирском соборе стали вершиной его творчества и поворотным событием в истории церковного искусства. Два десятка последующих фотографий посвящены этой работе Виктора Васнецова.
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Еще до полного завершения работ по росписи Владимирского собора П.М. Третьяков приобрел у автора почти все подготовительные эскизы, а некоторые работы тот просто подарил коллекционеру. На выставке представлена значительная часть этого наследия из собрания ГТГ.
Виктор Васнецов. Единородный сын Слово Божие. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Виктор Васнецов. Единородный сын Слово Божие. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Православный гимн, описывающий Божественную и Человеческую природы Христа: "Единородный Сын и Слово Бога бессмертное, что изволило спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившееся и распявшееся за нас смертию смерть поправшее – Христос Бог во Святой Троице единосущный и сопрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!"
Виктор Васнецов. Бог Саваоф. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Виктор Васнецов. Бог Саваоф. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Саваоф — один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях. Это имя означает «Бог воинств». Сохранилось несколько сотен листов с эскизами разного формата, которые представляют собой предварительные варианты росписей, а также итоговые, идеально проработанные сюжеты и фигуры святых.
Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Образ Христа Вседержителя в куполе Владимирского собора близок византийским прототипам и выполнен по образцам сицилийских соборов Чефалу, Монреале и Палермо.
Виктор Васнецов. Распятый Иисус Христос. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Виктор Васнецов. Распятый Иисус Христос. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Многообразие эскизов и их вариативность приближают к пониманию того, как именно работал Виктор Васнецов и сколько сил было вложено в реализацию этого проекта.
Виктор Васнецов. Страшный суд. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Виктор Васнецов. Страшный суд. 1890. Картон для росписи Владимирского собора. ГТГ.
Следуя традиции, Васнецов поместил композицию «Страшный суд» на западной стене. В центре композиции ангел с весами, которому предстоит взвесить человеческие души. Вверху – на небесах - Христос с молящими за человечество Богоматерью и Иоанном Крестителем в окружении ангелов и апостолов. Внизу – изображение земли и воды, отдающих своих мертвых.
Виктор Васнецов. Апокалипсис. 1889. ГТГ.
Виктор Васнецов. Апокалипсис. 1889. ГТГ.
Триптих «Апокалипсис» служил эскизом к неосуществленной росписи во Владимирском соборе в Киеве. В основе композиции лежит текст Апокалипсиса, в котором содержится пророчество о событиях конца света. В средней части триптиха художник поместил композицию «Воинствующий Христос», изобразив в ней образ Слова Божия. В верхней части Васнецов изобразил ангела, стоящего на солнце и призывающего птиц на вечерю Божию, в нижней – вавилонскую блудницу рядом с Семиглавым зверем.
Виктор Васнецов. Четыре всадника Апокалипсиса. 1887. Российский национальный музей музыки, Москва.
Виктор Васнецов. Четыре всадника Апокалипсиса. 1887. Российский национальный музей музыки, Москва.
Эскиз неосуществлённой росписи для Владимирского собора в Киеве. Церковная комиссия решила, что, поскольку “Апокалипсис” в силу своей непонятности не читается в церквах, изображение из него не следует делать в соборе.
Общий вид зала с картонами для росписи Владимирского собора.
Общий вид зала с картонами для росписи Владимирского собора.
Наверху - длинная трёхчастная композиция "Радость праведных о Господе. Преддверие рая". 1989-90. ГТГ. Этот картон предназначался для росписи барабана главного купола Владимирского собора. В основе композиции - авторская интерпретация сюжета Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Виктор Васнецов.
Виктор Васнецов. "Радость праведных о Господе. Преддверие рая". Центральный фрагмент.
Здесь виден святой град Иерусалим, пред которым изображены архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил, по направлению к которым с двух сторон движутся праведники.
Виктор Васнецов.
Виктор Васнецов. "Радость праведных о Господе. Преддверие рая". Левый фрагмент.
С левой стороны приближаются Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья; перед ними - Мария Магдалина с алебастровым сосудом мирра в руках; рядом с ней - Мария Египетская; над благоразумным разбойником, несущим свой крест, - праотец Адам, Ева и Авель.
Виктор Васнецов.
Виктор Васнецов. "Радость праведных о Господе. Преддверие рая". Правый фрагмент.
В правой части ангелы несут великомучениц Варвару (держит на груди меч) и Екатерину; пять мудрых дев со светильниками; за ними - три отрока в ассирийских одеждах: Анания, Азария и Мисаил, живыми вышедшие из огненной печи.
Виктор Васнецов. Богоматерь с Младенцем. 1889. Фреска в алтарной абсиде Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Богоматерь с Младенцем. 1889. Фреска в алтарной абсиде Владимирского собора.
Богоматерь с младенцем» является одной из самых известных религиозных работ Виктора Васнецова. В основе композиции лежит иконография иконы «Благодатное небо» - Богоматерь ступает по облакам с Младенцем на руках. Своими руками ребенок словно пытается обнять весь мир и одновременно напоминает о крестной жертве Христа. Судя по семейной легенде, это движение Васнецов увидел в жесте своего маленького сына Михаила, распростершего руки навстречу весеннему солнцу.
Виктор Васнецов. Плащаница. 1896. ГРМ.
Виктор Васнецов. Плащаница. 1896. ГРМ.
В основе композиции - иконографический вариант средневекового канона "Положение во гроб", сформировавшегося в XI веке. По этой картине позже Елена Адриановна Прахова, умелая вышивальщица, сделала вышитый покров для главного престола Владимирского собора.
Плащаница, центральный фрагмент.
Плащаница, центральный фрагмент.
Христос лежит на процветшем каменном ложе в окружении Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского. Слева и справа от ложа стоят Мария Клеопова и Никодим.
Виктор Васнецов. Блаженство рая. 1893. ГТГ. Эскиз росписи хоров Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Блаженство рая. 1893. ГТГ. Эскиз росписи хоров Владимирского собора.
В центре рисунка - древо жизни, под которым стоят первые люди, юные и невинные. Вокруг Адама и Евы - райский сад, где в счастливой гармонии живут звери и птицы, мир, где еще нет страданий и смерти. Изображения животных рядом с Адамом и Евой представляют многозначную христианскую символику. Так, лев – один из символов Христа, воплощение силы и царственности, овца – символ терпения, павлин – бессмертия.
Виктор Васнецов. Грехопадение. Ева и Змий. 1891. ГТГ. Эскиз росписи хоров Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Грехопадение. Ева и Змий. 1891. ГТГ. Эскиз росписи хоров Владимирского собора.
Все участники грехопадения были наказаны Богом. Змию: «Проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;..."
Виктор Васнецов. Труды Прародителей. 1890-93. ГТГ. Эскиз росписи хоров Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Труды Прародителей. 1890-93. ГТГ. Эскиз росписи хоров Владимирского собора.
После грехопадения и изгнания из рая Бог наложил проклятья на Адама и Еву. Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчицы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб...". Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей..." .
Виктор Васнецов. Колено-преклонённые архангелы Михаил и Гавриил. 1885-1893. ГТГ. Эскизы неосуществленной росписи апсиды.
Виктор Васнецов. Колено-преклонённые архангелы Михаил и Гавриил. 1885-1893. ГТГ. Эскизы неосуществленной росписи апсиды.
Архангелы изображены коленопреклоненными на золотом фоне в орнаментальных одеяниях с поднятыми вверх крыльями с традиционными атрибутами: в одной руке они держат мерило (ангельский посох), а в другой руке зерцало – изображение прозрачной сферы, символ предвидения, переданного им Богом.
Виктор Васнецов. Княжна Евфросинья Полоцкая (слева) и княгиня Евдокия (справа). 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Княжна Евфросинья Полоцкая (слева) и княгиня Евдокия (справа). 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Преподобная Евфросинья Полоцкая, жившая в XII веке, была просветительницей и основательницей монастырей, ставших центрами просвещения полоцких земель. Княжна Евдокия, в монашестве - преподобная Евфросинья Московская (1353-1407), жена князя Дмитрия Донского, великая княгиня московская, владимирская. После смерти мужа возглавила Московское княжество при малолетних сыновьях. Благотворительница, основательница храмов и монастырей.
Виктор Васнецов. Сретение: Симеон и Анна. 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Сретение: Симеон и Анна. 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Сретение, то есть встреча, подразумевает встречу старца Симеона с Богом в лице принесённого в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа. Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой. Она тоже узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.
Виктор Васнецов. Нестор-летописец (слева) и Алипий-живописец (справа). 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Нестор-летописец (слева) и Алипий-живописец (справа). 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Преподобный Нестор (ок. 1056 – ок. 1114) – монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский летописец, автор жития святых Бориса и Глеба, преподобного Феодосия, «Повести временных лет». Преподобный Алипий Печерский (ок. 1065 — ок. 1114) — киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. Первый из названных по имени древнерусских живописцев.
Виктор Васнецов. Князь Александр Невский (слева) и княгиня Ольга (справа). 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Князь Александр Невский (слева) и княгиня Ольга (справа). 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Хрестоматийные персонажи русской светской и церковной истории. Княгиня Ольга правила Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси, которая приняла христианство. Её внук, князь Владимир, крестил Русь в 988 г.
Виктор Васнецов. Князья Михаил Тверской (слева) и Михаил Черниговский (справа). 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Князья Михаил Тверской (слева) и Михаил Черниговский (справа). 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Оба князя приняли мученическую смерть в ордынском плену.
Виктор Васнецов. Преподобный Кукша (слева) и Прокопий Устюжский (справа). 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Преподобный Кукша (слева) и Прокопий Устюжский (справа). 1885-1893. Эскизы росписей Владимирского собора.
Священномученик Кукша Печерский (живший в начале XII века) был иеромонахом Киево-Печерского монастыря и проповедывал христианство среди вятичей на Оке и был ими убит. Прокопий Устюжский (живший в конце XIII века) - блаженный чудотворец, первый юродивый во Христе на Руси. Ганзейский купец родом из немецкого Любека, принявший православие и перебравшийся на Русь. В 1290 г. предсказал стихийное бедствие в Великом Устюге и предотвратил его разрушительные последствия с помощью молитвы.
Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899. ГТГ.
Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899. ГТГ.
Полотно “Снегурочка” Васнецов написал в 1899 году, после завершения фресок Владимирского собора. Снегурочка – это персонаж одноимённой пьесы Александра Островского, по которой Николай Римский-Корсаков написал одноименную оперу для частного театра Саввы Мамонтова. Эскизы костюмов и декораций Васнецова к этой опере произвели в своё время настоящий фурор.
Аполлинарий Васнецов. Зимний сон. 1908-1914. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Зимний сон. 1908-1914. ГТГ.
Эта картина Аполлинария Васнецова из серии "Времена года" висит рядом со "Снегурочкой" его старшего брата и хорошо с ней сочетается:).
Виктор Васнецов. Портрет Е.Г.Мамонтовой. 1885. Музей-заповедник
Виктор Васнецов. Портрет Е.Г.Мамонтовой. 1885. Музей-заповедник "Абрамцево".
Братья Васнецовы были активными участниками Абрамцевского художественного кружка в подмосковной усадьбе известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Здесь Виктор Васнецов написал, помимо ряда известных картин, также несколько портретов постоянных обитетелей абрамцевского дома. Васнецов никогда не писал заказных портретов, изображал лишь людей, близких ему, дорогих или интересных своей характерностью. На фото выше - портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, супруги Саввы Мамонтова, хозяйки дома в Абрамцево. Это художественное изображение характеристики, данной ей современниками: «Женщина с огненной душой, она этот огонь зарывала глубоко под непроницаемую оболочку феноменальной сдержанности, дабы никто не смел заглянуть в её святая святых».
Виктор Васнецов. Портрет В.С.Мамонтовой (
Виктор Васнецов. Портрет В.С.Мамонтовой ("Девушка с кленовой веткой"). 1885. Музей-заповедник "Абрамцево".
На картине изображена Вера Мамонтова (1875-1907) – дочь Саввы и Елизаветы Мамонтовых. Ее мы все знаем как серовскую "девочку с персиками". У Серова ей 12 лет, у Васнецова - 21. «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», - с восхищением и горечью скажет о Вере уже после её скоропостижной смерти Васнецов. Для его Снегурочки позировала тоже Вера Мамонтова.
Виктор Васнецов. Боярышня. 1884. Вятский художественный музей, г.Киров.
Виктор Васнецов. Боярышня. 1884. Вятский художественный музей, г.Киров.
Увлечённый русской стариной, Васнецов написал Веру Мамонтову и в образе боярышни.
Виктор Васнецов. Портрет М.М.Антокольского. 1884. ГТГ.
Виктор Васнецов. Портрет М.М.Антокольского. 1884. ГТГ.
Портрет одного из известнейших русских скульпторов второй половины XIX века Марка Антокольского (1843–1902) был написан Васнецовым в Абрамцеве. Виктор Васнецов был знаком с Антокольским со времени их обучения в Императорской Академии художеств.
Виктор Васнецов. Портрет Е.А.Праховой. 1894. ГТГ.
Виктор Васнецов. Портрет Е.А.Праховой. 1894. ГТГ.
Елена Прахова (1871–1948) была дочерью историка искусства и художественного критика профессора Адриана Прахова. Её портрет был написан Васнецовым в период работы художника над росписями Владимирского собора в Киеве. Елена Прахова серьезно занималась музыкой и была искусной вышивальщицей - именно она вышила плащаницу (уже показанную выше) для Владимирского собора по картине Виктора Васнецова. Позже Васнецов использовал её образ для «Царевны Несмеяны».
Аполлинарий Васнецов. Кама. 1895. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Кама. 1895. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов (1856–1933) не получил первоначального художественного образования, но стал, тем не менее, известным художником. Учителями младшего Васнецова были брат и его товарищи – Поленов, Репин, Антокольский, Максимов. После путешествия на Урал в 1890-х годах Аполлинарий Васнецов обратился к созданию монументально-эпических пейзажей, к каковым относится и картина "Кама". Она считается одним из наиболее значимых полотен "Уральского цикла".
Аполлинарий Васнецов. Сумрачный день. Урал. 1919. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Сумрачный день. Урал. 1919. ГТГ.
Последняя работа уральского цикла. В ней освещённый солнцем проработанный первый план контрастирует с подернутым туманной дымкой обобщенным вторым планом.
Аполлинарий Васнецов. Оренбургские степи. 1893. Вятский художественный музей, г.Киров.
Аполлинарий Васнецов. Оренбургские степи. 1893. Вятский художественный музей, г.Киров.
Какой в этой картине размах и простор!
Аполлинарий Васнецов. Утро. 1892. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Утро. 1892. ГТГ.
В этом поэтичном этюде присутствуют мотивы, характерные для русского пейзажа конца XIX века. Тропинка вьётся в тумане среди бледных лугов, уходя в необъятную даль.
Аполлинарий Васнецов. Озеро. 1902. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Озеро. 1902. ГТГ.
Считается, что это одно из лучших живописных проиведений художника. На берегу холодного озера в окружении вековых стражей – елей, застывших у воды, изображена женщина, собирающая цветы. На заднем плане картины темной стеной стоит лес. Изумрудная зелень отражается в светлой глади воды, белые цветы рассыпаны по лугу, замшелые серебристые стволы темнеют на фоне затянутого облаками неба.
Аполлинарий Васнецов. Юнгфрау. Венген. 1912. Омский областной музей изобразительных искусств.
Аполлинарий Васнецов. Юнгфрау. Венген. 1912. Омский областной музей изобразительных искусств.
На картине изображена Юнгфрау - третья по высоте гора Бернских Альп.
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы. 1894. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы. 1894. ГТГ.
Помимо своих монументальных пейзажей, Аполлинарий Васнецов прославился и как живописатель древней Москвы. Толчком к этому послужил его переезд в Москву в 1891 г. , когда он поселился на Софийской набережной прямо напротив Кремля. Вид из окна на кремлёвские соборы усилил его интерес к прошлому Руси, особенно допетровскому времени.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. XVII век. Книжные лавки на Спасском мосту. 1902. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. XVII век. Книжные лавки на Спасском мосту. 1902. ГТГ.
С 1900-х годов, вооружившись историческими материалами, старинными планами Москвы и гравюрами, Аполлинарий Васнецов приступил к живописному воссозданию древнерусской архитектуры. Родившаяся в результате серия "Старая Москва" не имеет аналогов ни в русском, ни в мировом искусстве. На картине выше изображён Спасский мост, соединявший Красную площадь через оборонительный ров (ныне засыпанный) со Спасской башней и воротами Кремля. По мнению историков, Спасский мост в старой Москве был центром распространения литературы. Изначально торг мог производиться разносчиками с лотков, затем появились специальные скамьи, лавочки и столы.
Аполлинарий Васнецов. Вид в Кремле на Ивановской площади. XVII век. 1903. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Вид в Кремле на Ивановской площади. XVII век. 1903. ГТГ.
Изображены две центральные площади Кремля: Ивановская и Соборная, расположенные рядом с царским дворцом. Часть видимых на картине сооружений сохранилась до сих пор: колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Благовещенский собор.
Аполлинарий Васнецов. На крестце в Китай-городе. XVII век. 1902. Государственный Исторический музей, Москва.
Аполлинарий Васнецов. На крестце в Китай-городе. XVII век. 1902. Государственный Исторический музей, Москва.
Воображение художника создаёт образы того, что происходило когда-то на перекрестках московских улиц. Чинная боярская чета и покойники, выставленные в гробах для опознания, уличные торговцы, колодники, дети-подкидыши… Обыденные мотивы дополнены необычными и шокирующими; странные персонажи оживляют городскую среду.
Аполлинарий Васнецов. Медведчики. Старая Москва. 1911. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Медведчики. Старая Москва. 1911. ГТГ.
Это одно из лучших графических произведений Васнецова, показывающее интересное явление русской культуры, связанное с языческим почитанием медведя. Главных персонажей – поводырей с медведем – Васнецов изобразил на узкой городской улочке с ее деревянными постройками. Поводыри с музыкой и криком покидают двор в окружении толпы зевак: представление с учеными медведями окончено, и «артисты» следуют дальше в поисках новых зрителей. Медведчики – особое культурное явление, восходящее к языческим временам. Выступления с могучим зверем, в образе которого видели черты языческого бога Велеса, были популярны на Руси и существовали достаточно долго.
Аполлинарий Васнецов. Средневековая Москва. Скоморохи. 1904. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Средневековая Москва. Скоморохи. 1904. ГТГ.
В зимних сумерках прямо на снегу идет представление древних комедиантов – скоморохов и ряженых. Юродивый осеняет шумную толпу крестным знамением, порицая скоморохов. Не очень, правда, понятно, перед кем скоморохи выступают.
Аполлинарий Васнецов. Выход боярыни. 1909. Музей Москвы.
Аполлинарий Васнецов. Выход боярыни. 1909. Музей Москвы.
Действие разворачивается в Деревянном городе, московской крепости, до середины XVIII века опоясывавшей Москву примерно по тому кругу, где сейчас находится Садовое кольцо. Сооружение было построено в 1591 г. Борисом Годуновым для защиты Москвы от набегов крымских татар.
Аполлинарий Васнецов. Всесвятский мост. Москва конца XVII века. 1901. Ярославский художественный музей.
Аполлинарий Васнецов. Всесвятский мост. Москва конца XVII века. 1901. Ярославский художественный музей.
Всехсвятский каменный мост — первый постоянный каменный мост через Москву-реку, возведённый в конце XVII века. Мост соединял Замоскворечье с Белым городом с помощью проездной Всехсвятской башни, которая, как и мост, получила название от церкви Всех Святых. Располагался недалеко от устья Неглинки и Водовзводной башни Московского Кремля. На его месте в 1858 г. был построен Большой Каменный мост.
Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. 1913. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. 1913. ГТГ.
Считается, что на картине изображён сюжет времён Смутного времени. Два всадника бешено несутся по узкой улице внутри Кремля, чтобы сообщить царю(?) какую-то неприятную новость.
Аполлинарий Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века. 1912. Музей Москвы.
Аполлинарий Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века. 1912. Музей Москвы.
На картине изображена Константино-Елененская башня Московского Кремля, которая когда-то была проездной и в которой в те времена находился Разбойный Приказ, а под ним - темница и дознанный застенок. Из-за этого башню в народе называли не её официальным красивым именем, а попросту — Пытошной…
Аполлинарий Васнецов. Город строится. 1902. Государственный Исторический музей.
Аполлинарий Васнецов. Город строится. 1902. Государственный Исторический музей.
Основание города Москвы в XII веке.
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите. 1921. Музей Москвы.
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите. 1921. Музей Москвы.
Здесь воссоздан облик Московского Кремля XIV века. Изображен уютный деревянный городок с плотной застройкой, опоясанный деревянными стенами. В центре – проездные Боровицкие ворота. За ними на холме – древняя церковь Иоанна Предтечи. Рядом двор митрополита, церковь Спаса на Бору, княжеский терем и Успенский собор. Перед Кремлевской стеной по берегам Москвы-реки и Неглинной сооружен частокол. Повсюду видны штабели бревен, у причалов идет разгрузка барж.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Семиверхая башня Старого города. 1917. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Семиверхая башня Старого города. 1917. ГТГ.
Семиверхая — одна из двух угловых башен Белого (Старого) города. Размещалась она на территории современного храма Христа Спасителя. В Смутное время была одной из основных целей как польских, так и русских войск. В связи с обветшанием в XVIII веке Семиверхая башня была снесена, как и остальные стены Белого города. Сейчас на этом месте проходит Бульварное кольцо.
Аполлинарий Васнецов. Спасские водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922. Музей Москвы.
Аполлинарий Васнецов. Спасские водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922. Музей Москвы.
Несохранившаяся башня Китайгородской стены, находившаяся в районе Зарядья.
Аполлинарий Васнецов. Деревянный город. Москва XVI века. 1917. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Деревянный город. Москва XVI века. 1917. ГТГ.
Деревянный город опоясывал Москву примерно по тому кругу, где сейчас находится Садовое кольцо. Сооружение было построено в 1591 г. Борисом Годуновым для защиты Москвы от набегов крымских татар. Сожженый во время Смутного времени, Деревянный город был в 1638—1640 годах заменен новой линией укрепления — Земляным валом, проходившим примерно там же.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Охотный ряд. 1910. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Охотный ряд. 1910. ГТГ.
На картине изображано «чрево» старой Москвы – центральный рынок съестных припасов, позднее Охотный ряд у Воскресенских ворот Китай-города (ныне восстановленных). Крытый Воскресенский мост, соединявший Белый город через реку Неглинную с Китай-городом, был одним из самых оживленных мест столицы. Васнецов считал, что это был настоящий крытый рынок – мост, на котором шла бойкая торговля пряниками. Торговля у моста была частью великого торга: ряды лавок, где можно было купить кур и другую птицу, а также овощи и всё необходимое для кухни, начинались непосредственно у моста.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому