Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 5:51
.
Фотоальбом

Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников

Galaxy S23 Ultra, iPhone 12 Pro
45 50

Очередной прекрасной выставкой порадовал подмосковный музей «Новый Иерусалим». Ее приурочили к 180-летию одного из главных русских художников – Ильи Репина. Его работы все мы знаем с детства, поэтому перед организаторами выставки стояла задача найти нетривиальный подход, чтобы заинтересовать не только массового зрителя, но и продвинутую публику.

«Новый Иерусалим» справился с этим блестяще, посвятив экспозицию Репину-Наставнику, сформировавшему целую плеяду выдающихся самобытных художников, ставших гордостью русской живописной школы: Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Исаака Бродского, Константина Сомова, Николая Фешина, Зинаиду Серебрякову, Игоря Грабаря... 

«Даже простое перечисление имен художников первого ряда, которые прошли через мастерскую Репина, ставит в тупик, — как заметила куратор выставки Ксения Новохатько. — Совершенно непонятно, каким должен быть мастер, чтобы у него учились столь разные авторы».  Вот этому и посвящена эта выставка: рассказу о преподавательском методе Репина и его взаимоотношениях с учениками. Получилось здОрово и совершенно небанально!

Репин начал преподавать в Академии художеств в 1894 году, вскоре после ее масштабной реформы. К этому времени Репину уже исполнилось 50 лет, он уже состоявшийся мастер, «живой классик», кумир молодежи. Ключевым нововведением в обучении тогда стали персональные мастерские, и студенты стали выбирать для себя не жанровое направление, а близкого по духу наставника. От желающих поступить «к Репину» не было отбоя.

На выставке нет хрестоматийных работ: она составлена из замечательных, хотя и менее известных произведений Репина и его учеников, некоторые из которых хранятся в запасниках. Всего на выставке собрали 110 экспонатов (из них репинских - только одна пятая) из 20 музейных и 4-х частных коллекций, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, Музей при Российской академии художеств, Музей русского импрессионизма, Ярославский художественный музей, Новгородский музей-заповедник и другие.

В качестве названий трех разделов выставки были выбраны цитаты-заветы самого Репина: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим собственным путем». В фокусе в каждом разделе - взаимоотношения Мастера и его младших коллег, их творческие поиски, параллельное развитие и взаимное влияние. И на эту задачу работают не только представленные работы, но и выдержки из воспоминаний учеников и близко знавших Репина людей. В этих заметках рисуется очень живой портрет Мастера, противоречивый, иногда излишне эмоциональный, но всегда искренний. И это – отдельная удача организаторов выставки.

Выставка только что завершила свою работу, но мы успели «заскочить в последний вагон поезда» и хотим поделиться увиденным с теми, кому побывать на ней не удалось.

При подготовке отзыва использованы материалы музея «Новый Иерусалим».

Афиша выставки
Афиша выставки
.
Илья Репин. Автопортрет. 1878. Русский музей.
Илья Репин. Автопортрет. 1878. Русский музей.
Илья Ефимович Репин (1844-1930) — русский живописец и рисовальщик, писатель и педагог. Академик (с 1876), профессор (с 1892) и действительный член (с 1893; по новому уставу) Императорской Академии художеств. Член Товарищества передвижников (в 1878–1891 и с 1891).
Борис Кустодиев (1878-1927). Портрет И.Е. Репина. Эскиз, конец XIX в. Тульское музейное объединение
Борис Кустодиев (1878-1927). Портрет И.Е. Репина. Эскиз, конец XIX в. Тульское музейное объединение
Репин преподавал, начиная с 1880-х, а с 1894 по 1907 возглавлял персональную мастерскую в Академии художеств. Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был для своих студентов скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать. И это одно из потрясений выставки: сколько самобытных, ни на кого не похожих мастеров он вырастил. "Я не раскаиваюсь, — признавался Репин своим ученикам, — что занялся педагогической деятельностью. Многие считают этот труд помехой творчеству. Я с этим не согласен: это и неверно, и эгоистично. Глядя на вас, я обновляюсь. Если в своём творчестве я не успел сделать и половины того, что мог бы сделать, всё же я с улыбкой сойду в могилу, сознавая, что хоть чуточку был полезен вам".
Валентин Серов (1885-1911). Натурщица. 1905. Третьяковская галерея.
Валентин Серов (1885-1911). Натурщица. 1905. Третьяковская галерея.
Открывает выставку раздел «Тело так тело». Существовало мнение: если художник умеет изобразить человеческое тело, то он сумеет изобразить все. До реформы Академии художеств 1893 года обнаженную натуру начинали писать на самых поздних этапах обучения. Репин стал преподавать ее буквально с первых дней учебы.
Борис Кустодиев (1878 -1927). Натурщица. Начало ХХ в. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Борис Кустодиев (1878 -1927). Натурщица. Начало ХХ в. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
В ученических работах пока что сложно узнать индивидуальную манеру.
Константин Сомов (1869-1939). Натурщица. 1888-1894(?). Музей при Российской академии художеств.
Константин Сомов (1869-1939). Натурщица. 1888-1894(?). Музей при Российской академии художеств.
Репин почти никогда не правил работы учеников своей рукой, считая это вредным для развития самобытности молодого художника, зато не раз писал обнаженную модель одновременно со своими студентами, когда те могли вживую наблюдать за его техникой.
Илья Репин (1844-1930). Обнаженная натурщица. 1890-е. Третьяковская галерея.
Илья Репин (1844-1930). Обнаженная натурщица. 1890-е. Третьяковская галерея.
Безусловно эталонная работа этого раздела выставки - «Обнаженная натурщица» самого Репина. Принципы своей работы Репин сформулировал на страницах книги «Далекое близкое»: «Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело».
Илья Репин (1844-1930). На академической даче. 1898. Русский  музей.
Илья Репин (1844-1930). На академической даче. 1898. Русский музей.
Сам Репин называл себя «рабом натуры», которую он понимал довольно широко, призывая своих учеников «учиться у природы» (так и назван второй раздел выставки). Писал он постоянно и в любых условиях — в трамвае или экипаже, на собраниях Академии, на званых вечерах или в театре...
Илья Репин (1844-1930). Вид Святогорского женского монастыря на реке Северский Донец. 1880. Третьяковская галерея.
Илья Репин (1844-1930). Вид Святогорского женского монастыря на реке Северский Донец. 1880. Третьяковская галерея.
В старости Репин вспоминал, как его маленького, росшего в Чугуеве Харьковской губернии, интересовало только одно, и об этом он всё время допытывался у взрослых: «Будут ли в раю красочки?». Художник от бога, посвятивший свою жизнь искусству.
Исаак Бродский (1884-1939). Академическая дача, 1907. Музей при РАХ.
Исаак Бродский (1884-1939). Академическая дача, 1907. Музей при РАХ.
Студенты Репина тоже традиционно выезжали летом на этюды – кто на Академическую дачу под Вышним Волочком, кто к родителям или друзьям, кто вскладчину селился где-то в провинции.
Исаак Бродский (1884-1939). Сквозь ветки, 1907. Холст, масло. Музей при Российской академии художеств.
Исаак Бродский (1884-1939). Сквозь ветки, 1907. Холст, масло. Музей при Российской академии художеств.
.
Александр Маковский (1869-1924). Перед грозой, 1904. Холст, масло. Тульское музейное объединение.
Александр Маковский (1869-1924). Перед грозой, 1904. Холст, масло. Тульское музейное объединение.
.
Борис Кустодиев. Утро. 1904. Русский музей.
Борис Кустодиев. Утро. 1904. Русский музей.
Осенью все это множество сделанных студентами пейзажных, портретных и жанровых зарисовок предъявлялось Мастеру.
Александр Савинов (1881-1942). Мальчик с собакой. Этюд, 1904-1907. Музей при РАХ.
Александр Савинов (1881-1942). Мальчик с собакой. Этюд, 1904-1907. Музей при РАХ.
Этот живописец позже получил прозвище «умиротворённый Врубель».
Осип Браз (1873–1936). Берег пруда в парке. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.
Осип Браз (1873–1936). Берег пруда в парке. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.
.
Исаак Бродский (1884-1939). Старые лодки, 1907. Музей при РАХ.
Исаак Бродский (1884-1939). Старые лодки, 1907. Музей при РАХ.
.
Илья Репин. Капуста. 1884. Третьяковская галерея.
Илья Репин. Капуста. 1884. Третьяковская галерея.
Совсем неожиданный Репин:)
Исаак Бродский (1884-1939) Автопортрет, 1901. Русский музей.
Исаак Бродский (1884-1939) Автопортрет, 1901. Русский музей.
Для развития портретных навыков Репин, главный портретист своего времени, советовал ученикам использовать самую доступную модель – себя – и выполнять автопортреты.
Исаак Бродский (1884-1939). Автопортрет, 1914. Холст, масло. Музей при РАХ.
Исаак Бродский (1884-1939). Автопортрет, 1914. Холст, масло. Музей при РАХ.
Это уже более поздний, не студенческий автопортрет.
Александр Савинов (1881-1942). Автопортрет, 1902.  Саратовский художественный музей.
Александр Савинов (1881-1942). Автопортрет, 1902. Саратовский художественный музей.
.
Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955). Автопортрет, 1900-е. Холст, масло. Собрание KGalery, Санкт-Петербург.
Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955). Автопортрет, 1900-е. Холст, масло. Собрание KGalery, Санкт-Петербург.
Комментируя работы учеников, Репин почти никогда не правил сам, чаще всего ограничивался короткими замечаниями вроде «Голова мала» или «Рука дана неверно». Но иногда в порыве вдохновения мог разразиться получасовой лекцией. Об импульсивности мастера писала и его ученица Анна Остроумова-Лебедева: «К своему преподавательскому делу относился добросовестно, но часто был неровен. То так разбранит, раскритикует работу, хоть под землю провалиться, а то начнет так хвалить, что стоишь красная и хочется заплакать, думая, что он смеется».
Валентин Серов (1865- 1911). Портрет О.Ф. Трубниковой, 1885. Холст, масло. Третьяковская галерея.
Валентин Серов (1865- 1911). Портрет О.Ф. Трубниковой, 1885. Холст, масло. Третьяковская галерея.
Моделями для молодых художников часто становились их родные (это будущая жена художника) и друзья...
Осип Браз (1873–1936). Портрет Е.М.Мартыновой. 1896. Третьяковская галерея.
Осип Браз (1873–1936). Портрет Е.М.Мартыновой. 1896. Третьяковская галерея.
...а также коллеги-студенты. Это портрет одной из учениц Репина - Елизаветы Мартыновой, выполненный ее сокурсником. Она поступила в Академию сразу после того, как туда начали принимать женщин.
Осип Браз. Портрет Е.М.Мартыновой. Фрагмент.
Осип Браз. Портрет Е.М.Мартыновой. Фрагмент.
Работ самой Мартыновой, рано умершей от туберкулеза, до наших дней не дошло, но зато сохранились ее портреты, выполненные Константином Сомовым, Филиппом Малявиным и Осипом Бразом. Чудо как хороша!
Елена Киселёва (1878-1924). У себя. Автопортрет. 1908. Воронежский художественный музей.
Елена Киселёва (1878-1924). У себя. Автопортрет. 1908. Воронежский художественный музей.
Елена Киселева пришла в Академию еще до того, как там стал преподавать Репин. Перейдя в его класс, она стала любимой ученицей мастера. Окончив курс, она оказалась первой и единственной, как оказалось потом, женщиной-художницей, получившей право на пенсионерскую поездку за границу. Из работ, созданных в Париже, где Киселева арендовала собственную студию, до нас дошли две работы, включая автопортрет «У себя». В 1909 году он принес Киселевой премию Общества художников имени Куинджи.
Илья Репин (1844-1930). Портрет художника В.А. Серова, 1901. Третьяковская галерея.
Илья Репин (1844-1930). Портрет художника В.А. Серова, 1901. Третьяковская галерея.
Сам Репин был великолепным портретистом, так что студентам было у кого учиться.
Годы  преподавания Репина в Академии (1894–1907) пришлись на период стремительной эволюции в художественной жизни в России и Европе. Молодежь увлеченно опробовала новшества современной европейской живописи, экспериментировала с манерой письма. И Репин-наставник всячески поддерживал в своих студентах интерес к поиску. В третьем разделе выставки  было представлено разнообразие творческих манер репинских студентов, куда органично вплелись и творческие поиски самого Мастера. Отдельные истории посвящены личным и творческим взаимоотношениям Мастера и трех его прославленных учеников — Валентина Серова, Исаака Бродского и Филиппа Малявина.
Годы преподавания Репина в Академии (1894–1907) пришлись на период стремительной эволюции в художественной жизни в России и Европе. Молодежь увлеченно опробовала новшества современной европейской живописи, экспериментировала с манерой письма. И Репин-наставник всячески поддерживал в своих студентах интерес к поиску. В третьем разделе выставки было представлено разнообразие творческих манер репинских студентов, куда органично вплелись и творческие поиски самого Мастера. Отдельные истории посвящены личным и творческим взаимоотношениям Мастера и трех его прославленных учеников — Валентина Серова, Исаака Бродского и Филиппа Малявина.
Валентин Серов (1865-1911). Портрет художника И. Е. Репина. 1892.  Третьяковская галерея.
Валентин Серов (1865-1911). Портрет художника И. Е. Репина. 1892. Третьяковская галерея.
Валентин Серов был одним из самых любимых учеников Репина.
Валентин Серов (1865-1911). Прудик. Абрамцево. Этюд.1886. Третьяковская галерея.
Валентин Серов (1865-1911). Прудик. Абрамцево. Этюд.1886. Третьяковская галерея.
Первые уроки живописи у Репина Валентин Серов получил в Париже, будучи еще 10-летним мальчиком: с художником были знакомы его родители. Несколько лет спустя Репин поселил юношу в своем доме и продолжил с ним заниматься.
Илья Репин (1844-1930). Портрет Софьи Михайловны Драгомировой, в замужестве Лукомской, 1889. Русский музей.
Илья Репин (1844-1930). Портрет Софьи Михайловны Драгомировой, в замужестве Лукомской, 1889. Русский музей.
В конце 1880-х Репин получил заказ от генерала Драгомирова на портрет его 18-летней дочери Софьи. Во время одного из сеансов к мастеру присоединился его ученик Валентин Серов, который также начал писать девушку. На этой выставке эти работы обоих мастеров, ныне входящие в коллекции разных музеев, встретились, дав зрителям возможность прямого сравнения мастерства наставника и ученика.
Валентин Серов (1865- 1911). Портрет Софьи Михайловны Драгомир, 1889. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Валентин Серов (1865- 1911). Портрет Софьи Михайловны Драгомир, 1889. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Изначально оба портрета висели в доме заказчика. Сперва люди приезжали к нему в гости посмотреть на работу Репина, а через несколько лет посетителей в первую очередь стал интересовать Серов.
Валентин Серов (1885- 1911).
Валентин Серов (1885- 1911). "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?", 1905. Русский музей.
Один из неожиданных сюжетов на выставке посвящен ссоре, произошедшей между Репиным и Серовым в связи с политическими событиями 1905 года в России. Серов, став очевидцем побоища 9 января 1905 года, решил в знак протеста выйти из состава Академии (и призывал Репина последовать примеру). Репин не согласился и отговаривал своего ученика от этого шага, из-за чего между ними произошла ссора.
Илья Репин. Гибель самодержавия. 1905-1906(?). Музей при РАХ.
Илья Репин. Гибель самодержавия. 1905-1906(?). Музей при РАХ.
Хотя Репин известен постановкой социальных проблем в своих работах, но совсем уж революционных полотен (типа этого) его кисти до этой выставки нам видеть не приходилось.
Филипп Малявин (1869-1940). За книгой, 1895.Третьяковская галерея.
Филипп Малявин (1869-1940). За книгой, 1895.Третьяковская галерея.
Филипп Малявин попал к Репину после иконописной практики и Афонского монастыря, но очень быстро обогнал своих сокурсников в мастерстве. Малявин обратил на себя внимание, привезя после летней практики серию портретов своей семьи. Этот портрет сестры в сдержанной колористике, несмотря на статичность позы и почти скрытое лицо модели, выполнен мастерски.
Филипп Малявин (1869-1940). Портрет И.Е. Репина, 1900. Третьяковская галерея.
Филипп Малявин (1869-1940). Портрет И.Е. Репина, 1900. Третьяковская галерея.
Фон написан широкими экспрессивными мазками, а вот фигура художника более детально проработана. И лицо "подсвечено".
Филипп Малявин. Портрет И.Е. Репина, 1900. Фрагмент.
Филипп Малявин. Портрет И.Е. Репина, 1900. Фрагмент.
Портрет кажется созданным стремительно, и вместе с тем, по словам современников, в нем схвачено «типичное репинское выражение лица». Писатель и философ Василий Розанов называл Репина «великим «щупальщиком существа человеческого», а ученица Репина художница Анна Остроумова-Лебедева сравнивала его с обычным ярославским мужичком: «Острые маленькие глаза смотрели внимательно и пытливо. Остроконечная бородка, себе на уме».
Филипп Малявин (1869-1940). Бабы. Вариант картины Смех, 1920-1930-е. Холст, масло. Собрание Владимира Чеканова.
Филипп Малявин (1869-1940). Бабы. Вариант картины Смех, 1920-1930-е. Холст, масло. Собрание Владимира Чеканова.
В 1899 году Малявин пишет «Смех» - дипломный проект, который должен был подтвердить его право на получение звания художника. Эта работа повергла членов Академии в шок: кричащие краски, небрежные широкие мазки, незакрашенные фрагменты при полном отсутствии сюжета. Репину пришлось лично защищать ученика. Сокурсники Малявина вспоминали, как из-за закрытых дверей, где проходило обсуждение, доносились крики Репина: «Вы — душители таланта! Ретрограды!». В итоге было решено дать выпускнику Малявину звание художника за цикл портретов, написанных ранее.
Филипп Малявин (1869-1940). Бабы. Вариант картины Смех, фрагмент.
Филипп Малявин (1869-1940). Бабы. Вариант картины Смех, фрагмент.
Репин углядел в этой работе раскрывшийся темперамент и природною самобытность своего ученика, назвав «гениальным представителем нового вида искусства». Он же помог Малявину вывезти работу на Всемирную выставку 1900 года в Париже, где она получила золотую медаль. После этого полотно так и осталось в Европе, и сегодня хранится в Венеции, в Музее современного искусства. На этой выставке было представлено позднее авторское повторение этой работы из частного собрания.
Филипп Малявин (1869-1940). Смеющаяся девочка. После 1922. Музей
Филипп Малявин (1869-1940). Смеющаяся девочка. После 1922. Музей "Новый Иерусалим".
Еще одна чудесная работа! Филипп Малявин нашел свою неповторимую нишу в искусстве, работая на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма.
Мы уже упоминали в предисловии к этому альбому, что организаторы дополнили  экспозицию выдержками из воспоминаний учеников и близко знавших Репина людей. На этом фото - три такие заметки, рассказывающие о личных и творческих отношениях между Репиным-наставником и его студентами. В частности, одна из них посвящена  эпизоду общения Репина и его ученика Исаака Бродского.
Мы уже упоминали в предисловии к этому альбому, что организаторы дополнили экспозицию выдержками из воспоминаний учеников и близко знавших Репина людей. На этом фото - три такие заметки, рассказывающие о личных и творческих отношениях между Репиным-наставником и его студентами. В частности, одна из них посвящена эпизоду общения Репина и его ученика Исаака Бродского.
Исаак Бродский (1884-1939). Портрет И.Е. Репина. 1912. Музей при РАХ.
Исаак Бродский (1884-1939). Портрет И.Е. Репина. 1912. Музей при РАХ.
.
Исаак Бродский (1884-1939). Портрет К.И. Чуковского. 1915.  Музей при РАХ.
Исаак Бродский (1884-1939). Портрет К.И. Чуковского. 1915. Музей при РАХ.
.
Борис Кустодиев (1878 -1927). Групповой портрет членов Мира искусства. Эскиз, 1920. Русский музей.
Борис Кустодиев (1878 -1927). Групповой портрет членов Мира искусства. Эскиз, 1920. Русский музей.
Один из важных сюжетов жизни Репина — конфликт с представителями художественного объединения «Мир искусства», одним из основателей которого был Александр Бенуа. С примкнувшими к объединению художниками, в особенности своими учениками - Константином Сомовым и Анной Остроумовой-Лебедевой, Репин из-за этого разорвал отношения. Борис Кустодиев увековечил «Мир искусства» в этюде (запланированная картина так и не была написана), изобразив групповой портрет художников-членов «Мира искусств», сидящих за столом, накрытым к чаю в гостиной Мстислава Добужинского. Репина на картине нет. Изображены Грабарь, Рерих, Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Петров-Водкин, Бенуа, Лансере, Нарбут, Билибин, Добужинский, Сомов, Милиоти.
Константин Сомов (1869-1939). Спящая молодая женщина, 1922. Музей при РАХ.
Константин Сомов (1869-1939). Спящая молодая женщина, 1922. Музей при РАХ.
Константина Сомова Репин фактически проклял, когда тот увлекся «маленькими человечками» и ретроспективизмом (т.е. идеализированным взглядом на прошлое, стремлением в точности воспроизвести произведения искусства прошлых эпох).
Константин Сомов (1869-1939). Купальщицы, 1899. Третьяковская галерея.
Константин Сомов (1869-1939). Купальщицы, 1899. Третьяковская галерея.
А вот и те самые «маленькие человечки»:)
Константин Сомов (1869-1939). Вечерние тени, 1900. Русский музей.
Константин Сомов (1869-1939). Вечерние тени, 1900. Русский музей.
.
Илья Репин. Портрет М.К. Бенуа, 1887. Музей при РАХ
Илья Репин. Портрет М.К. Бенуа, 1887. Музей при РАХ
Несмотря на настоящую войну между Репиным и мирискусниками, Александр Бенуа искренне восхищался талантом Репина как выдающегося портретиста. Портрет пианистки Марии Бенуа, невестки Александра Бенуа, Репин не закончил, так как модель спешно уехала в концертное турне. По воспоминаниям Александра Бенуа, портрет «обещал выйти одним из самых прекрасных».
В одном из залов выставки.
В одном из залов выставки.
Третий раздел выставки ярко иллюстрирует, какие разные мастера, активно экспериментировавшие с художественной манерой, "зазвучали" благодаря мастерской Репина и при его поддержке. И творческое разнообразие учеников Репина просто поражает! Судьбы их сложились по-разному, многие закончили жизнь в эмиграции, и потому только спустя многие годы, наконец, стали получать соответствующие их таланту оценки.
Алексей Кокель (1880-1956). Обнажённая женская модель со спины. До 1908. БУ «Чувашский государственный художественный музей» Минкультуры Чувашии.
Алексей Кокель (1880-1956). Обнажённая женская модель со спины. До 1908. БУ «Чувашский государственный художественный музей» Минкультуры Чувашии.
Например, это полотно написано в постимпрессионистской технике пуантилизма - мелкими точечными мазками почти чистых красок.
Алексей Кокель (1880-1956). Портрет мальчика, 1907. Чувашский художественный музей.
Алексей Кокель (1880-1956). Портрет мальчика, 1907. Чувашский художественный музей.
А эта работа написана в стилистике фовизма, с использованием смелых, ярких цветов и экспрессивной кисти.
Александр Савинов (1881-1942). Мельница при закате солнца. 1911. Музей при РАХ.
Александр Савинов (1881-1942). Мельница при закате солнца. 1911. Музей при РАХ.
При жизни Савинова называли «умиротворенным Врубелем», признавали блестящим виртуозом и академиком новой формации: «как будто из другой школы, даже из другой страны».
Дмитрий Щербиновский (1867-1926). Актриса Гранд-опера Рене. Саратовский художественный музей.
Дмитрий Щербиновский (1867-1926). Актриса Гранд-опера Рене. Саратовский художественный музей.
Дмитрий Щербиновский - живописец-импрессионист, один из любимых учеников Павла Чистякова и Ильи Репина.
Николай Шестопалов (1875-1954). Натюрморт с автопортретом, 1915.  Ярославский художественный музей.
Николай Шестопалов (1875-1954). Натюрморт с автопортретом, 1915. Ярославский художественный музей.
Вот такая необычная комбинация автопортрета с натюрмортом.
Николай Фешин (1881-1955). Дама в чёрном, 1908-1923.  Чувашский художественный музей.
Николай Фешин (1881-1955). Дама в чёрном, 1908-1923. Чувашский художественный музей.
Одним из самобытных художников, которые начинали свой творческий путь в мастерской Репина, был Николай Фешин. Мастер критически относился к ученику, считая его «слишком хлестким», но впоследствии называл Фешина «наиболее талантливым в числе современных живописцев».
Николай Фешин (1881-1955). Натурщица, 1908-1923. Чувашский художественный музей.
Николай Фешин (1881-1955). Натурщица, 1908-1923. Чувашский художественный музей.
Фешин же вспоминал о своем учителе: «Репин никогда не подавлял своим мнением индивидуальности студента, напротив, как большой художник, он всегда ценил в нем более или менее оригинальное…». В этих двух работах хорошо просматривается "фешинская" индивидуальность: мастерское сочетание прописанных почти с фотографической точностью лиц героев с использованием полуабстрактного фона необычной цветовой гаммы.
Николай Богданов-Бельский (1868–1945). Лето. 1911. Музей русского импрессионизма.
Николай Богданов-Бельский (1868–1945). Лето. 1911. Музей русского импрессионизма.
.
Павел Шмаров (1874-1950). Две купальщицы, 1940. Музей русского импрессионизма.
Павел Шмаров (1874-1950). Две купальщицы, 1940. Музей русского импрессионизма.
Стиль Шмарова объединил русские традиции и французские веяния и, как утверждают, его даже называли русским Ренуаром.
Павел Шмаров (1874-1950). Крестьянки в роще, 1949. Музей русского импрессионизма.
Павел Шмаров (1874-1950). Крестьянки в роще, 1949. Музей русского импрессионизма.
Пронизанная теплом и солнечным светом картина!
Игорь Грабарь (1871-1960). Морозное утро. Розовые лучи, 1906. Собрание Вячеслава Некрасова.
Игорь Грабарь (1871-1960). Морозное утро. Розовые лучи, 1906. Собрание Вячеслава Некрасова.
"Январь 1906 года прошёл для меня под знаком инея. Тогда я написал морозное утро, с красными лучами, прямо из окна своей комнаты. Этот мотив занимал меня давно, но его долго не удавалось поймать. Берёзовая рощица возле дома, с несколькими соснами, вкраплёнными в них, заслоняла моё окно от восходящего солнца; лучи его покрывали огненно-розовыми брызгами всю площадь снега под деревьями, которые отбрасывали бирюзовые, расходящиеся радиально на зрителя тени. Всё это давало впечатление какого-то геометрического узора".
Игорь Грабарь (1871-1960). Косые лучи, 1941. Третьяковская галерея.
Игорь Грабарь (1871-1960). Косые лучи, 1941. Третьяковская галерея.
Грабарь вошел в историю живописи, в частности, как создатель невероятно красивой русской зимы. Опыт европейского импрессионизма он наложил на изображение русской природы, и его пейзажи создают ощущение большого пространства, легкости и воздуха.
Степан Колесников (1879-1955). Зимний пейзаж, 1942. Музей
Степан Колесников (1879-1955). Зимний пейзаж, 1942. Музей "Новый Иерусалим".
И это тоже - ученик Репина!
Илья Репин (1844-1930). Гопак. 1926-1930. МИРА коллекция.
Илья Репин (1844-1930). Гопак. 1926-1930. МИРА коллекция.
Учитель не только предоставлял ученикам возможность идти каждому своим путем, но и сам Репин менялся, осваивая технику импрессионизма, потом эстетику экспрессионизма..."Гопак" - работа знаковая во многих смыслах. Помимо необычной для Репина колористики (он крайне редко использовал красный цвет), эта работа еще и открыто экспрессионистична. Именно это полотно находилось на мольберте в мастерской Репина, когда его не стало в 1930 году, поэтому картину часто называют его последней работой. Но помимо оставшихся человечеству великих произведений Мастера, без преувеличения можно сказать, что наследие Репина — это не только его работы, но и его ученики. И это блестяще показала выставка в музее "Новый Иерусалим".

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.

Комментарии к альбому